Краткое содержание дед архип и ленька максим горький

Челкаш

Горький М. Дед Архип и Лёнька читать краткое содержание, пересказ

Дед Архип и Лёнька Ожидая паром, дед Архип и Ленька легли в тень от берегового обрыва и смотрели на волны реки Кубани. Ленька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Ленька был маленький, хрупкий (ему шел 11-й год), в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слезы. Описывается степное марево (мутность воздуха, сухой туман), которое закрывало все вдали, но дед не был знаком с этим явлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки силы в ногах. Сегодня ему было более плохо, чем всегда, он чувствовал, что скоро умрет, но его сильно смущала мысль о внуке. Куда денется Ленька? От этой мысли становилось тошно и хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь по Кубани подают хорошо, хотя нищих не любят, потому что богаты. Проснулся Ленька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, так как его никто не звал. Ленька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложил привязать к ноге Леньки поясок и держать, но Ленька сообразил, что так река унесет их обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея уловить свою мысль, замолчал. Дед похвалил его за ум и согласился, что все вокруг и они, и города, и все люди пыль. Пожалел, что мальчик не может учить грамоту, и уже в который раз перевел разговор на тему собственной смерти и судьбы Леньки. Леньке надоели эти разговоры, ведь они заканчивались ссорами, так как в начале их ему было страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Ленька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу. Ленька думает пойти работать в трактир, но его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться. В монастырь лучше, думал дед. Тут появился казак (сытый, сильный, здоровый) на арбе (двухколесная телега) и позвал паром. Дед пожаловался, что в России (то есть в центральных областях) голод и люди мрут как мухи. Дед обвинил землю, мол, люди её высосали, а казак, сказал, что все от рук, от хороших рук и камень родит. На пароме Ленька задремал (видимо, стоя) и упал. Казак довез их до станицы. По дороге Ленька подумал, что снова придется просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и его снова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подают еду, но она портится, и её никто здесь не покупает, а лучше бы давали деньгами. По приезду казак назвал себя (Андрей Черный) и сказал, чтобы они пришли к нему на ночлег. Дед и Ленька разошлись (по желанию Леньки, хотя отдельно он собирал намного меньше), дед затянул свою песню, а Ленька нашел кусты и в них заснул. Его разбудил громкий плач. Девочка лет семи с чёрными глазами шла по дороге и плакала. Ленька захотел ей помочь. Она сказала, что потеряла платок, который купил отец и она его первый раз надела. Ленька решил, что отец побьет её, но все равно сказал ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить её перед отцом. Но девочка отказалась, так как её мать не любит нищих, и ушла. Ленька пришел к церкви (они условились с дедом здесь встретиться), по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то её побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет. Деде много подавали, и он решили идти искать Андрея Черного. Но подошедший к ним казак повел их в сборную (дом, где размещалось станичное правление). По дороге дед дал Леньке сверток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбрасывая, Ленька заметил голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед своровал белье, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Леньке стало плохо, и он упал. Их отпустили и вывел из станицы. По дороге дед подобрал сверток с платком и кинжалом и показал Леньке. Мальчик сразу же представил, что все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза. Ленька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что все ради Леньки, его будущего.

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Мы изучаем — Дед Архип и Лёнька — краткое содержание рассказа Горького. Подсказки школьнику

Дед Архип и его внук Лёнька лежали на берегу, поджидая паром. Хилый мальчуган дремал, а старику мешала уснуть тупая, давящая боль в груди и хриплый, удушливый кашель. Он понимал, что вскоре умрёт. Смерти не боялся, однако очень переживал за внучонка, который останется совершенным сиротой. Часто спрашивал у мальчика, что тот будет делать, оставшись один. Паренька подобные разговоры раздражали, поскольку обычно заканчивались ссорой.

Лёнька с дедом были нищими и бродили по России, собирая подаяния. Теперь они направлялись на богатую Кубань.

Приплыл паром. Там они познакомились с казаком Андреем Чёрным, который предложил им прийти на ночлег к нему домой.

Дед и Лёнька пошли побираться порознь, договорившись встретиться у местной церкви. Потом мальчик сел у плетня в бурьянах и уснул. Разбудили его звуки чьих-то рыданий. Это горько плакала чисто одетая семилетняя девочка. Расспрашивая её и утешая, Лёнька узнал, что она потеряла голубой платок с цветочками, привезённый в подарок отцом с базара. Мальчуган предложил заступиться за неё перед родителями, но она отказалась и попрощалась.

Приближался вечер. Просить милостыню Лёньке не хотелось. Он направился к церкви. Туда явился и довольный дедушка с полной котомкой, радуясь щедрым подаяниям.

У проходившего мимо казака дед Архип поинтересовался, где живёт Андрей Чёрный. Но тот вместо ответа велел направляться вместе с ним в сборную. Мальчику стало боязно. Вспомнилось, как в Тамани его дедушка украл чужое бельё, за что был высмеян, выруган, избит и выгнан из станицы.

Дед Архип, тряся головой и губами, нашарил за пазухой что-то, завёрнутое в тряпку, и попросил внучонка бросить в траву. При падении свёртка тряпица немного развернулась и мелькнул голубенький платочек.

В сборной казаки обыскали и деда, и Лёньку. Мальчик сильно испугался громких криков и потерял сознание. Очнувшись, заметил, что уже наступила ночь. Его голова находилась на дедовых коленях. Старик сидел под корявым осокорем, росшим у выхода из станицы, и плакал.

Лёнька поднялся и ощутил такую неимоверную тяжесть в голове, что даже застонал. Поняв, что дед действительно своровал платок и кинжал, отодвинулся от него.

Дед Архип планировал идти дальше, но мальчику хотелось ещё какое-то время полюбоваться степью. Лицо дедушки, озарённое странным восторгом, вызывало в нём отвращение и заставляло отодвинуться ещё дальше.

Старик принялся рассматривать украденные вещи. Он восхищался, что кинжал украшен серебром и за него можно будет получить почти полсотни. Лёнька умолял его спрятать оружие.

Затем дедушка вытащил из-под лохмотьев платок голубого цвета и потряс им перед лицом внука. Глаза мальчика затуманила пелена. Лёнька припомнил девчачий крик: «Воришка! Ворёнок!» Родной дед казался ему Кощеем из сказки. Мальчика возмутило, что своим поступком он обидел маленькую девочку. Дрожа от негодования, он упрекнул деда Архипа в воровстве у ребёнка.

Вдруг раздались звуки грома, сотрясая и степь, и небо. Многочисленные тучи закрыли луну. Вспыхнуло пламя молнии. Начался дождь.

Старик отказывался возвращаться в станицу и прогонял от себя внука. Лёнька просил о прощении. Дед крепко обнял его и громко взвыл. Мальчик, почти доведённый до сумасшествия, вырвался и убежал.

На следующий день станичные ребята обнаружили под деревом умирающего нищего деда. К вечеру он скончался. Тело мёртвого Лёньки нашли через пару суток. Оно лежало в грязи на дне балки.

Похоронили их рядом, насыпав холм земли и поставив каменный крест.

Произведение учит задумываться о настоящих жизненных ценностях и быть милосердным.

Максим Горький — Дед Архип И Лёнька

708 0

Ожидая паром, дед Архип и Ленька легли в тень от берегового обрыва и смотрелина волны реки Кубани. Ленька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Ленькабыл маленький, хрупкий (ему шел 11-й год), в лохмотьях он казался корявым сучком,отломленным от деда старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл,удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слезы. Описывается степное марево(мутность воздуха, сухой туман), которое закрывало все вдали, но дед не был знаком с этимявлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки силыв ногах. Сегодня ему было более плохо, чем всегда, он чувствовал, что скоро умрет, но егосильно смущала мысль о внуке.

Куда денется Ленька. От этой мысли становилось тошнои хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь по Кубани подают хорошо,хотя нищих не любят, потому что богаты.Проснулся Ленька и поднял на деда большиеголубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, так какего никто не звал. Ленька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложилпривязать к ноге Леньки поясок и держать, но Ленька сообразил, что так река унесетих обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городови людей, и, не умея уловить свою мысль, замолчал. Дед похвалил егоза ум и согласился, что все вокруг и они, и города, и все люди пыль. Пожалел, чтомальчик не может учить грамоту, и уже в который раз перевел разговор на темусобственной смерти и судьбы Леньки.

Леньке надоели эти разговоры, ведь они заканчивалисьссорами, так как в начале их ему было страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился,думая, что Ленька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищихза людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу.Ленька думает пойти работать в трактир, но его там могут забить, но мальчик обещал каждомуне даваться. В монастырь лучше, думал дед. Тут появился казак (сытый, сильный, здоровый)на арбе (двухколесная телега) и позвал паром. Дед пожаловался, что в России (то естьв центральных областях) голод и люди мрут как мухи. Дед обвинил землю, мол, люди её высосали,а казак, сказал, что все от рук, от хороших рук и камень родит.

На пароме Леньказадремал (видимо, стоя) и упал.Казак довез их до станицы. По дороге Ленька подумал,что снова придется просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и егоснова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подают еду, но она портится,и её никто здесь не покупает, а лучше бы давали деньгами. По приезду казак назвал себя(Андрей Черный) и сказал, чтобы они пришли к нему на ночлег. Дед и Ленька разошлись(по желанию Леньки, хотя отдельно он собирал намного меньше), дед затянул свою песню,а Ленька нашел кусты и в них заснул. Его разбудил громкий плач. Девочка лет семис чёрными глазами шла по дороге и плакала. Ленька захотел ей помочь. Она сказала, чтопотеряла платок, который купил отец и она его первый раз надела.

Ленька решил, что отец побьетеё, но все равно сказал ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить еёперед отцом. Но девочка отказалась, так как её мать не любит нищих, и ушла. Ленька пришелк церкви (они условились с дедом здесь встретиться), по дороге думая, что если девочкаиз богатой семьи, то её побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет.Деде много подавали, и он решили идти искать Андрея Черного. Но подошедший к ним казакповел их в сборную (дом, где размещалось станичное правление). По дороге дед дал Ленькесверток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбрасывая, Ленька заметил голубойв цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала.Когда-то в Тамани дед своровал белье, его за это побили и выгнали.

Он потом долгомолился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Леньке стало плохо,и он упал. Их отпустили и вывел из станицы.По дороге дед подобрал свертокс платком и кинжалом и показал Леньке. Мальчик сразу же представил, что все смеютсяим в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза.Ленька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что все ради Леньки, его будущего. Мальчикиспугался, звал деда в станицу, а тот все говорил и говорил. Гроза была в разгаре.Со страху Ленька не выдержал и убежал. На следующий день деда нашли там же (поддеревом), он ещё был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не могнайти и плакал. К вечеру он умер и его похоронили под тем же деревом (на погостенельзя, так как вор.

Платок и кинжал нашли рядом с ним). Леньку нашли через 2—3 дня:он лежал возле оврага лицом вниз в грязи. Его похоронили рядом с дедом и поставиликаменный крест..

I

В порту появился Гришка Челкаш, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор», хорошо знакомый портовому люду. Этот босой, костлявый человек в ободранной одежде, с густыми и длинными усами выделялся среди прочих портовых босяков своим сходством со степным ястребом.

Челкаш искал своего друга и подельника Мишку. На сегодняшнюю ночь намечалось выгодное дельце, и вору понадобился помощник. От таможенного сторожа Челкаш узнал, что Мишку отвезли в больницу — ему отдавило ногу чугунной болванкой. Затем сердитый сторож препроводил Челкаша к портовым воротам.

Усевшись неподалёку, Челкаш размышлял о деле, которое требует «немного труда и много ловкости».

Затем вор вспомнил о Мишке и выругался про себя — без помощника он с этим делом, пожалуй, не справится. Он осмотрел улицу и заметил неподалёку от себя широкоплечего, русоволосого парня в крестьянской одежде и с косой, завёрнутой в солому.

Челкаш заговорил с парнем, назвавшись рыбаком. Тот рассказал, что идёт с Кубани, где работал наёмным косцом. Много заработать не удалось — на Кубань пришло много голодающего народа, и цены упали.

Челкаш спросил у парня, любит ли тот свободу. Парень ответил, что любит — «гуляй знай, как хошь, бога только помни». Вот только у самого парня, назвавшегося Гаврилой, свободы не будет никогда. Отец у него умер, осталась старуха-мать да клочок истощённой земли, а жить надо. Зовут Гаврилу в зятья в богатый дом, только вот тесть не хочет дочь отделять, а значит, должен парень долгие годы на тестя работать. Вот было бы у него рублей 150! Он и дом бы построил, и землицы прикупил, и девку в жёны взял, какая понравится. Думал он на Кубани разбогатеть, но не выгорело.

Доверчивый и добродушный, как телёнок, Гаврила разбудил в Челкаше чувство досады. Помощник ему, однако, был необходим, и вор предложил парню съездить «на рыбалку» и хорошо заработать за одну ночь. Тот сперва испугался — как бы не вляпаться во что, уж очень тёмной личностью ему показался Челкаш. Вора оскорбило мнение Гаврилы о нём, и он сразу возненавидел парня за молодость и здоровье, за то, что где-то этого телёнка хотят в зятья, а он смеет любить свободу, которая ему не нужна.

Жадность в душе Гаврилы тем временем пересилила страх, и он согласился, наивно думая, что они с Челкашем отправятся на рыбалку. Договор обмыли в полутёмном кабаке, полном странных личностей.

Челкаш понимал, что сейчас жизнь парня в его руках, чувствовал себя его господином, думал, «что этот парень никогда не изопьёт такой чаши, какую судьба дала испить ему», и от этого немного завидовал Гавриле. Наконец все чувства Челкаша слились в одно, «отеческое и хозяйственное».

Популярные сегодня пересказы

  • Самоотверженный заяц — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Однажды волк увидел бегущего мимо его логова зайца и приказал ему остановиться. Заяц, однако, не послушался его и побежал ещё быстрее. Волк быстро догнал его и сказал, что за то, что заяц его не послушался
  • Краткое содержание рассказа Чудесный доктор Куприна Александр Иванович Куприн написал прекрасный рассказ о тяжелой судьбе одной семьи и назвал его «Чудесный доктор». В рассказе писатель описывает реальную историю семьи, которая оказалась в тяжелой ситуации
  • Гарантийные человечки — краткое содержание рассказа Успенского Жанровая направленность произведения определяется в виде сказочной повести, главными героями которой являются небольшие сказочные существа, живущие на период гарантии оборудования в различных приборах, механизмах.
  • Житие протопопа Аввакума, им самим написанное — краткое содержание Житие протопопа Аввакума – памятник русской литературы 17 века. Сам Аввакум, приступая к повествованию, признается, что «виршами философскими не обык речи красить» и пишет по благословению духовного отца

Сейчас читают

  • Краткое содержание Трамвай Желание Уильямс

    В пьесе Теннесси Уильямса описывается вынужденный переезд Бланш Дюбуа к своей беременной сестре Стелле в Новый Орлеан. Теперь бывшей учительнице, чувственной и образованной Бланш придётся ютиться в одной из двух комнат старого дома вместе с сестрой

  • Краткое содержание Абрамов Собачья гордость

    В начале рассказа автор выходит в поле, где в это время люди ожидают прибытие самолета, там он встречает юношеского друга-Тыркасова Егора. Автор не сразу признал Егора, так как тот ранее был намного крупнее

  • Краткое содержание Гоголь Нос

    Весенний день, Петербург. Цирюльник Иван Яковлевич завтракает. Его жена Прасковья только что испекла хлеба к завтраку и поставила его на стол. Откусив приличный кусок от каравая, цирюльник в ужасе находит в хлебе нос.

  • Краткое содержание Двадцать тысяч лье под водой Жюля Верна

    Огромный предмет продолговатой формы впервые был замечен ещё в 1866 году. Учёные решили, что это неизвестная морская тварь. Спустя год Это напало на корабль, проткнув ему дно.

  • Краткое содержание Замок из стекла Джаннетт Уоллс

    «Замок из стекла» — это автобиографическая книга, в которой Джаннетт рассказала о своем нелегком детстве. Действие началось тогда, когда Джаннетт было три года.

Анализ произведения Дед Архип и Лёнька Горького

Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, основной тематикой которой является размышления о смысле человеческой жизни.

Композиционная структура рассказа представляет несложной в виде небольшого объема.

Главными героями произведения являются дед Архип и его внук Ленька, представленные в образах близких родственников, вынужденных скитаться с целью преодоления нищенского существования.

Ленька изображается в рассказе в качестве десятилетнего мальчика, являющегося круглой сиротой, не имеющего родителей, за исключением больного деда, отличающегося чистотой душевного восприятия.

Сюжетная линия разворачивается в момент пребывания героев в кубанскую станицу, где планирует получить хорошее подаяние, поскольку чувствует приближение своей скорой смерти и переживает за дальнейшую судьбу внука, который может остаться без средств к существованию.

На пути в станицу у героев происходит встреча с местным казаком в лице Андрея Черного, который приглашает путников переночевать в собственном доме.

Однако в течение дня происходят события, кардинально меняющие планы деда Архипа и Леньки.

Мальчик, разойдясь с дедом в разные места, прося милостыню, встречает на одной из улиц станицы плачущую девочку, которая делится с Ленькой своей бедой в виде потерявшегося платка.

Затем мальчик подходит к церкви, где назначена встреча с дедом Архипом, и обнаруживает последнего с целым мешком подаяний. Ленька подозревает, что дед совершает кражу, однако даже при их задержании полицейскими это не подтверждается.

Герои отправляются на окраину станицы, где совершают привал, на протяжении которого Ленька предъявляет деду претензии, однако старик обосновывает кражу кинжала и платка необходимостью накопления для будущего мальчика.

Не выдержав позиции деда и вспоминая слезу девочки, Ленька убегает в степь, несмотря на наступающую грозу.

На утро местные жители обнаруживают под деревом мертвого старика, а при нем пропавшие вещи, а затем в овраге – погибшего мальчика. Обоих хоронят там же под деревом, поскольку ворам нельзя покоится на обычном кладбище.

Смыл рассказа заключается в столкновении разных нравственных идеалов.

Главные герои рассказа и их краткая характеристика

  • Дед Архип — нищий старик. Он очень стар, болен, постоянно кашляет. Нищенствует он уже 10 лет. Архип любит своего внука, которого он пестовал 7 лет, и беспокоится, как мальчик будет жить без него, когда он умрёт. Старик мечтает скопить для Лёньки побольше денег, чтобы он не пропал потом один. Ради этого Архип иногда занимается воровством.
  • Лёнька — внук Архипа, ему 10 лет, он маленький, хрупкий, одет в лохмотья. У него худое лицо, бледные губы, большие голубые глаза, «не по-детски вдумчивые». Мальчик любит и жалеет деда, которому приходится на старости лет ходить по городам и сёлам и просить милостыню. Лёнька добр не только к нему, он пожалел и девочку, которая потеряла платок. Узнав, что этот платок украл у неё дед Архип, он осуждает его. Честный, добрый мальчик не приемлет воровства.

Урокьвнеклассного чтения по рассказу М.Горького “Дед Архип и Лёнька”7 класс

Тема.

Вне классное чтение. Рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька». (7 класс)

Цель урока.

Учить учащихся работе с художественным текстом произведения, отыскивать

необходимые цитаты для характеристики героев. Повторить, что такое эпизод,

композиция, художественное своеобразие произведения.

Заострить внимание на том, что пейзаж также играет значительную роль в

Особо остановиться на положительных чертах характера Лёньки.

Воспитывать у учащихся такие черты, как доброта, отзывчивость, благородство. Оборудование.

Портрет А.М.Горького 90-х годов. Иллюстрации к рассказу «Дед Архип и

Что такое тема художественного произведения?

Каково отношение автора к главному герою в повести «Детство»?

1. Беседа о рассказе по вопросам.

Понравился ли вам рассказ?

Кто из героев рассказа более всего привлекает наше внимание и почему? (Конечно, Лёнька. Непосредственный, правдивый, добрый, отзывчивый и беззащитный мальчик)

2. Раб ота с текстом. Комментированное чтение и анализ отдельных эпизодов.

1) Где происходят события, описанные в рассказе? Найдите описание природы. Как вы

думаете, о счастливых или трагических событиях пойдет речь?

Работа с текстом. Зачитываются пейзажные зарисовки стр. 29,34,41,46,48,49.

б) Обратите внимание на портреты главных героев. Дед: «Костлявая и длинная фигура дедушки

»

в) Как вы думаете, на что указывают уменьшительно- ласкательные суффиксы в словах калачиком, маленький, личике.

Как автор относится к своему герою? (Он симпатизирует ему, жалеет его).

г) Обратите внимание, как описывает автор глаза Лёньки: «. большие, глубокие, не по- детски вдумчивые

»

О чем говорит эта деталь?

Унылый пейзаж, которым открывается рассказ, подчёркивает серую и безотрадную жизнь деда и внука. Мутные волны, тёмно-коричневый фон земли гармонируют с душевным состоянием героев. Правдиво написаны портреты нищих.

2) обратите внимание на то, как постепенно автор усиливает напряженность рассказа, как рассказ наполняется социальными мотивами. 3) Чтение и разбор сцены встречи Лёньки с девочкой (Сцена начинается по ролям)

3) Чтение и разбор сцены встречи Лёньки с девочкой (Сцена начинается по ролям)

а) Как отнесся Лёнька к девочке?

б) Как это его характеризует?

4) Как Ленька относится к тому, что дед ворует. Найдите эти эпизоды в тексте. Прочитайте, а) Анализ текста стр. 43,44,46;

зачитываем эпизоды стр. 47: «Тяжёлая, изорванная и лохматая туча. » и заканчивая словами: «Не будет тебе на том свете прощенья за это!»

5) Чтение заключительных (трёх) страниц рассказа

Обратите внимание

а) Как пейзаж усиливает трагическую развязку рассказа.

б) Вспомните, что такое авторская позиция, какова она здесь?

в) Проанализируйте следующие отрезки художественной такни произведения:

– Когда бьют в колокола? (Когда приходит беда, несчастье).

Трагическая нота звучит и дальше: «Стали падать крупные капли дождя, и их шорох звучал так таинственно, точно предупреждая о чём-то. каждая капля. умирала без эха. »

– Как вы понимаете слово «ЭХО»?

Это отзвук. Повтор. В данном случае подразумевается повторение смерти.

И далее читаем: «Голос деда поднялся до пронзительного визга, вселившего в грудь Лёньки ужас».

Кратко

Произведение «Детство», написанное советским писателем Максимом Горьким, является автобиографическим. Это первая часть трилогии о детской жизни героя, которая проходила до революции.

Рассказчик начинает повествование о том, как от тяжёлой болезни скончался его отец. От горя у матери случились роды раньше времени и младенец умер. Рассказчик и его мать едут жить в семью деда.

Там мальчику плохо, дед ругается со своими детьми и жестоко наказывает внуков. Рассказчик подружился с Иваном-Цыганком, который отличался добродушным складом характера, и старался помочь окружающим. Но вскоре друг умирает и рассказчик остаётся один в этой недружной семье деда. Мать не принимала участие в воспитании мальчика. Спасала рассказчика только доброта бабушки, которая постоянно жалеет и балует мальчика. Дед обучает внука грамоте.

Взрослые сыновья всё время требуют от деда разделить имущество, которое он смог получить от работы в своей мастерской. Но старый мужчина не торопится отдавать им нажитое. Он недоволен своими детьми и принуждает мать рассказчика к новому замужеству по расчёту. Но молодая женщина отказывается. Вскоре рассказчик тяжело заболевает, и бабушка ухаживает за ним и рассказывает внуку историю семьи.

Мать снова выходит замуж за мужчину, который не нравится мальчику, и забирает сына жить в новую семью. Бабушка начинает пить, и снова мальчик предоставлен сам себе. Он начинает учиться в школе, но не может поладить с одноклассниками. Семейная жизнь матери не ладится, и рассказчик снова переезжает жить к деду, который отличается чрезвычайной скупостью. Рассказчику приходится самому зарабатывать себе на пропитание.

Вскоре тяжело больная мать мальчика приезжает в дом деда, где вскоре умирает. Дед не собирается дальше держать в своём доме внука и отправляет его в люди работать и кормить себя самому.

Произведение заставляет читателей изменить отношение к собственной жизни, показывая, насколько нелегко жилось рассказчику.

Подробный пересказ

В тени берегового обрыва лежало двое бродяг, ожидая паром. Костлявый длинный старик часто кашлял, утирая выступившие крупные слезы. Унылый шорох волн да надрывный кашель были единственными звуками, тревожившими разомлевшую в полуденной жаре степь.

Дед тихонько погладил шершавой ладонью голову мальчика. Тот пошевелился и вопросительно поглядел на Архипа. Но парома не было, некому было заплатить и позвать с просьбой о переправе.

Тихо беседовали люди, и старик с любовью глядел на внука, не по годам здраво рассуждавшего. Ему бы грамоте обучиться, получить шанс выбиться с дна жизни. Хоть и сыты были они с подаяния, но за каждым куском приходилось кланяться, слезно выпрашивая и рассказывая истории, не имевших ничего общего с реальностью.

Не нравились Леньке рассказы о будущей жизни, ведь часто в конце старик начинал плакать и громко причитать, пугая мальчика.

От грядущей сцены спас казак, приехавший на арбе и громко вызывавший паром. Нищие поклонились и попросились на переправу. Казака звали Андреем Черным. Пожалев старика, он подвез его до села и пригласил переночевать.

До вечера было далеко, и Архип с Ленькой отправились попрошайничать, каждый в свою сторону.

Мальчик не мог набрать много кусков, потому как не мог сочинять и клянчить. Деду везло больше и часто он за копейки на вес сдавал набранные куски хозяевам на прокорм животных. Деньги он откладывал для внука, мечтая насобирать 100 рублей.

Ленька шел один и услыхал чей-то плач. Девочка лет семи брела по тропинке и утирала слезы. Ленька подошел к ней. Оказалось, она потеряла красивый платок, папин подарок. Мальчик утешил девочку как мог и предложил даже пойти домой заступиться. Но она отказалась, сказав, что мама не любит нищих.

Вечерело. Бродяги собрались идти к Андрею Черному на ночевку. Подошедший жандарм забрал их в участок. По дороге Архип тихонько вынул из-за пазухи сверток и сказал внуку выкинуть его в заросли и запомнить место. Ленька бросил переданное. Это был красивый платок, потерянный девочкой, и кинжал.

В участке нищих обыскали, но ничего, кроме подаяния, не нашли. От переизбытка чувств мальчик потерял сознание. Пришел в себя он уже на улице и вместе с дедом они вышли в степь. Сидя под большим деревом, Ленька стал бранить деда за воровство. Разгорелся скандал, сопровождаем громом и начавшейся грозой.

Испугавшись криков старика, плачущего и обнимающего его, мальчик убежал.

Утром Архипа нашли недвижного и немого, но еще живого. В толпе тщетно высматривал он внука. К вечеру его не стало. На кладбище чужого вора, умершего без покаяния, решили не хоронить, закопав его под тем же деревом, где и обнаружили.

А через два дня нашли и Леньку, лежащего в мутной жиже на дне балки. Подумав немного, его похоронили рядом со дедом.

«Сытый человек – зверь. И никогда он не жалеет голодного».

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

У старика со старухой было двое детей. После их смерти старшая дочь Алёнушка стала заботиться о младшем брате, которого звали Иванушкой. Однажды собралась сестрица в поле. Младшего брата побоялась одного оставить дома, взяла с собой.

Рассказ повествует нам о мистере Пиквике, который создал Пинквинский клуб, основным направлением которого было наблюдение за людьми, изучение их нравов и особенностей поведения в разнообразных ситуациях.

В сборник писателя вошли девять рассказов о человеческой доброте, справедливости и взаимопонимании. Все они записаны из достоверных источников и учат окружающих людей ценить дружбу, чувствовать чужую боль, уметь сопереживать и приходить

В произведении описываются события, происходившие в середине прошлого века в небольшом американском городке. В небогатом доме жили отец Аттикус (юрист по образованию) и двое его детей: десятилетний Джим и шестилетняя Джин Луиза

Молодая белка была подарена, попала в семью и скоро стала ручной. Она ловко прыгала по всему дому, ничего не роняя. Часто любила посидеть на прибитых в кабинете над диваном рогах, как на сучках дерева.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: