Краткое содержание без языка короленко для читательского дневника

Краткое содержание короленко без языка

Литературное направление и жанр

Короленко – писатель реалистического направления. Рассказ «Без языка» имеет много общего с публицистическим жанром путевого очерка. Короленко не только описывает быт и нравы другой страны со всеми их достоинствами и недостатками, но и пытается проанализировать их, ищет смысл жизни, вникает в ценности героев и сравнивает их с собственными.

В подзаголовке произведения Короленко обозначил «Без языка» как рассказ. Действительно, изначально произведение было больше похоже на рассказ, но после переработки героев стало больше, произведение занимало теперь более 100 страниц. Действие рассказа растянуто на два года, что характерно для повести.

Герои и образы

Ни Осип Оглобля, ни его жена Катерина не являются главными героями, хотя именно они стали началом сюжета. Всё путешествие читатель видит глазами родного брата Катерины, Матвея Лозинского по прозвищу Дышло. Короленко подробно описывает портрет героя – типичного украинского крестьянина: «Человек огромного роста, в плечах сажень, руки, как грабли, голова белокурая, курчавая, величиною с добрый котёл, — настоящий медведь». При суровой и даже устрашающей внешности глаза и сердце у Матвея были как у ребёнка.

Матвей – одинокий молодой человек, который, тем не менее, только оставив родину, начинает тосковать о ней. Мотив его путешествия – невозможность оставить сестру. Матвей прочно держится устоев и привычек, в которых сам воспитан. Он не только не соглашается сменить диковинную с точки зрения американцев традиционную украинскую одежду, но и отказывается учить язык. Америку он невзлюбил с первых же минут знакомства. Он сразу видит обратную сторону американской демократии: «Здесь человек, как иголка в траве или капля воды, упавшая в море».

Несмотря на огромную силу, Матвей не любит драться. По иронии судьбы, именно за драку с полицейским ему грозят суд и тюрьма.

Матвей наивен, как ребёнок. Ласковое обращение чернокожего, желающего почистить ему сапоги, он принимает за дружелюбие.

Даже став американцем, Матвей тоскует по старому, что умерло или умирает в нём. Читатель понимает, что герой до конца жизни не избавится от этой тоски.

Друг Матвея Иван Лозинский Дыма – полная противоположность Матвею и во внешности, и в характере: «Небольшого роста, не сильный, но весёлый, разговорчивый и острый». Дыма едет в Америку именно для того, чтобы найти в новой жизни своё место. Он начинает учить язык уже на корабле. Америка ему тоже не понравилась. Но, в отличие от Матвея, он «человек лёгкого характера», к тому же легко идёт на компромисс с совестью.

Еврей мистер Борк, который звался на родине Борко, с одной стороны, приспособился к американской действительности (хотя и потерял солидное заведение, так что теперь «приходится как-нибудь колотиться со всякой дрянью»), с другой – заплатил за это потерей собственной идентичности. Если сам он свято чтит субботу и друге еврейские традиции, то его сын и дочь приспосабливаются к новой жизни. Борк говорит об Америке, что «она перемалывает людей, как хорошая мельница». Его дочь Роза вынуждена ломать субботу, чтобы работать на фабрике. Она оправдывается так: «Пусть наша суббота будет в воскресенье».

Старая барыня, к которой в услужение попадает Анна, противопоставлена ассимилировавшимся эмигрантам. Она живёт по традициям родины, но сразу же перенимает экономическую политику нового света, что очень точно характеризует еврей Борк: «Она любит очень дёшево платить и чтобы ей очень много работали». Нилов – молодой помещик, которого не удовлетворяет свобода в другой стране. Он в вечном поиске, он хочет, чтобы свободной стала его родина.

Голодный город

1776 год наступил при счастливых обстоятельствах. До этого город долго не голодал, не горел, не было эпидемий. Благодарили люди за это бригадира Фердыщенко. Он говорил ласкательными словами, ни во что не вмешивался, любил посещать кабаки. Счастливый период закончился на 7 год правления нового градоначальника. Тот влюбился в жену ямщика. Чувства сильно изменили Фердыщенко. Он стал деятельный и заменил грязный халат мундиром. Алена Осипова была настоящей русской красавицей – полная, румяная, с пухлыми губами-вишнями. Они с мужем Дмитрием любили друг друга. На супругов любовались все глуповцы.

Правитель увидел Алену в кабаке и предложил жить вместе. Та отказала, сославшись на красавца-мужа. После Фердыщенко стал притеснять ямщика и даже сослал в Сибирь. Только тогда девушка приняла ухаживания правителя.

В городе началась засуха, голод. Люди умирали. Прошения к Фердыщенко не помогали, посланец не вернулся. Тогда местные жители сбросили Алену с колокольни. Подавлять бунт пришли солдаты.

Анализ рассказа Без языка Короленко

Произведение было полностью написано в 1895 году. Оно было напечатано в журнале «Русское богатство». Через несколько лет автор переработал материал и увеличил объемы рассказа почти в два раза, а еще ввел новые эпизодические моменты и героев.

Написано произведение под бурей впечатлений автора, нахлынувших на него после путешествия в Америку в 1903 году, когда побывал на выставке в Чикаго.

Его потрясло отношение американцев к чернокожим людям. После своего путешествия он осознал, что хуже всего иностранцу приходится жить в Соединенных штатах.

Данное произведение можно отнести к публицистическому жанру с элементами путевого очерка. Владимир Галактионович кроме описания быта, нравов Америки перед читателем разворачивает их анализ. Он пытается понять смысл жизни американцев, такой же он как у русских людей или отличается. Короленко сравнивает их ценности со своими.

Тема произведения совпадает с названием рассказа. Здесь повествуется о событиях украинца-крестьянина, которые произошли с ним в Америке. Герой не знает ни языка, ни понимает их житейского быта.

Важной проблемой является для автора вопрос: стоит ли искать лучшей, богатой и состоятельной жизни в чужой стране. Главный герой по имени Матвей, оказавшись в США, скучает по родной стороне

А вот второстепенных персонажей устраивает новизна.

Самое привлекательное в Америке – это воля. Именно проблематика свободы оказывается самой ведущей в произведении. Многие люди, которые жили в то время в России, Украине и других странах восточной Европы, стремились уехать «на Запад». Именно Америка ассоциировалась со свободой. Но приехав в эту страну, главный герой понимает, что все это – призрак. Когда он общается с чехом, то тот говорит о том, что свобода – это памятник дамы. Но главный герой сам думает, что это освобождение от крепостного права.

Большую функциональную роль в повести играет пейзаж, созданный автором. Он раскрывает тайные мысли и чувства персонажей. Также присутствует тема глобального различия культуры и правил этикета.

«В дурном обществе» В. Г. Короленко Кратко

Повесть в «Дурном обществе» является одной из самых известных работ Владимира Галактионовича Короленко. Его творчество пронизано любовью и состраданием к бедным и обездоленным людям. Красочное и полное лиризма описание окружающей действительности характеризует автора как чуткого человека, желающего лучшей доли для простого народа.

Очень краткий пересказ сюжета повести «В дурном обществе»

Повествование ведётся от имени мальчика Васи, живущего в провинциальном городе. Его отец недавно потерял свою жену и очень тоскует по ней. Это горе отдалило его от сына. Мальчик предоставлен самому себе и целыми днями бродит по городу. Как и все сорванцы, Вася интересуется старыми развалинами заброшенного замка на окраине. Там живут нищие и бездомные. Мальчику жаль их.

Однажды он знакомится с Валеком и его сестрой Марусей. У них нет денег и дома. Несмотря на то, что жизнь в подземелье тяжела, дети остаются добрыми и открытыми. Обитатели разных миров сближаются. Вася приносит им яблоки из своего сада. Осенью девочка заболела и не могла ходить.

Чтобы развлечь её, друг приносит куклу своей сестры Сони. Маруся очень рада. Отец узнаёт, что у дочери пропала кукла и обвиняет сына в краже. Тут является пан Тыбурций, возвращает игрушку и зовёт Васю проститься с умирающей девочкой. Мальчик примиряется с отцом.

Могила Маруси становится для друзей любимым местом встреч.

Главные герои повести «В дурном обществе»:

Вася – мальчик 9 лет. После смерти матери растёт беспризорником, но его чуткое и доброе сердце не даёт попасть в беду.

Валек – бездомный мальчик, живущий в подземелье разрушенной часовни. Он любит свою сестру и проявляет зоботу.

Маруся – тихая, скромная, болезненная девочка. Никогда не жалуется, любит цветы. Проживание в сыром подвале подрывает её здоровье, и она умирает.

Соня – сестра главного героя Васи. Ей 4 года. Соня, как и Вася, осталась без матери. За девочкой ухаживает нянька.

Второстепенные герои повести «В дурном обществе»:

Отец Васи – вдовец, переживающий смерть жены

Его внимание привлекает только дочь Соня, потому что в ней есть черты матери. Он работает судьёй

Дела ведёт справедливо и честно и за это его уважают в городе.

Тыбурций Драб – приёмный отец Валека и Маруси. Он с виду похож на грубого и неотесанного мужика, но имеет хорошее образование, знает латынь и греческий язык. Любит своих детей и заботится о них как может. Нищие считают его предводителем и называют пан Тыбурций.

Януш – седой старик, бывший слуга графа, владевшего замком. Считает себя самым важным среди бездомных и разделяет их на «добрых христиан» и чужих.

Лавровский – нищий спившийся чиновник в отставке.

«Профессор» – тихий старичок, страдающий слабоумием. Он все время что-то бормочет про себя. Он не переносит, когда при нем говорят о режущих или колющих предметах.

Глава 1. Развалины

В маленьком провинциальном городе Княжье-Вено, главным украшением которого является здание тюрьмы, живёт мальчик Вася. На окраине есть пруд, с островом. Полуразрушенный замок стоит в середине его. Это строение окутано старыми преданиями и привлекает мальчишек своей таинственностью.

Там живут бедняки, не имеющие дома. Ими руководит старый Януш, бывший графский слуга. Однажды он с помощниками выселил из развалин неугодных ему людей и оставил только католиков, которые попрошайничали в городе милостыню. Остальным пришлось покинуть остров.

Мальчику было жаль несчастных, которых выгнали в непогоду на улицу.

Глава 2. Проблематические натуры

Несколько дней изгнанники бродили по городу, беспокоя жителей, но вскоре куда-то пропали. Говорили, что они укрыли возле заброшенной часовни. Только иногда их можно было встретить на улицах. Среди них были знаменитые личности.

К примеру, выживший из ума старик, которого называли «профессор». Он без всякого смысла ходил по городу и бормотал что-то неразборчиво себе под нос.

Спившийся чиновник Лавровский представлял неприглядное зрелище по сравнению с тем щеголем, каким был раньше.

Скучающие бездельники развлекались, издеваясь над ним. Но «отбросы общества» стояли друг за друга горой. Защитникам бедного сумасшедшего приходилось отбиваться с кулаками.

Опись градоначальникам

Глава рассказывает о градоначальниках Глупова. Это были 22 правителя – один хуже другого. Все странные и чудные. Так, первый Клементий был привезен из Италии за искусное приготовление макарон. Из города его выслали за измену (прежде избив кнутом и вырвав ноздри). Великанов запомнился налогами в 3 копейки. Попал в острог, полюбовничав с Авдотьей Лопухиной.

Грек Ламврокакис торговал орехами и губкой. Правил недолго. Был заеден клопами в собственной постели.

Антон Протасьевич пел непристойные песни и летал по воздуху. Однажды в полете зацепился костюмом за шпиц в городском саду, за что и был уволен.

О других градоначальниках подробно расскажут главы ниже.

Популярные сегодня темы

Радда является главной героиней рассказа Горького о жизни настоящих цыган «Макар Чудра». Молодая, дерзкая и своенравная цыганка дочка солдата Данилы.

Грибоедов Александр Сергеевич написал «Горе от ума» около двухсот лет назад. Но, оно остается актуальным в наши времена. Он придумал таких персонажей, которые существуют сейчас. Один из героев

Корней Чуковский написал чудесное произведение «Тараканище». Начинается сказка с того, что веселятся все звери и птицы, но неожиданно появляется усатое существо. Тараканище нарушил атмосферу праздника.

Человеком чести смело можно назвать такой тип личности, который определил основные принципы для своей жизни и живет в соответствии с ними. Также про такую личности мы должны мочь сказать, что нравственность

Добрая сказка А. П. Платонова «Волшебное кольцо» о животных соответствует общей характеристике данного жанра. Ее сюжет напоминает реальность, однако каждое действие героев связано с волшебством.

Онлайн чтение книги Без языка I

На моей родине, в Волынской губернии, в той ее части, где холмистые отроги Карпатских гор переходят постепенно в болотистые равнины Полесья, есть небольшое местечко, которое я назову Хлебно. С северо-запада оно прикрыто небольшой возвышенностью. На юго-восток от него раскинулась обширная равнина, вся покрытая нивами, на горизонте переходящими в синие полосы еще уцелевших лесов. Там и сям, особенно под лучами заходящего солнца, сверкают широкие озера, между которыми змеятся узенькие, пересыхающие на лето речушки.

Сторона спокойная, тихая, немного даже сонная. Местечко похоже более на село, чем на город, но когда-то оно знало если не лучшие, то, во всяком случае, менее дремотные дни. На возвышенности сохранились еще следы земляных окопов, на которых теперь колышется трава, и пастух старается передать ее шепот на своей нехитрой дудке, пока общественное стадо мирно пасется в тени полузасыпанных рвов…

Невдалеке от этого местечка, над извилистой речушкой, стоял, а может быть, и теперь еще стоит, небольшой поселок. Речка от лозы, обильно растущей на ее берегах, получила название Лозовой; от речки поселок назван Лозищами, а уже от поселка жители все сплошь носят фамилии Лозинских. А чтобы точнее различить друг друга, то Лозинские к общей фамилии прибавляли прозвища: были Лозинские птицы и звери, одного звали Мазницей, другого Колесом, третьего даже Голенищем…

Трудно сказать, когда этот поселок засел под самым боком у города. Было это еще в те времена, когда на валах виднелись пушки, а пушкари у них постоянно сменялись: то стояли с фитилями поляки, в своих пестрых кунтушах, а казаки и «голота» подымали кругом пыль, облегая город… то, наоборот, из пушек палили казаки, а польские отряды кидались на окопы. Говорили, будто Лозинские были когда-то «реестровыми» казаками и получили разные привилегии от польских королей. Ходили даже слухи, будто они были когда-то и за что-то пожалованы дворянством.

Все это, однако, давно забылось. В шестидесятых годах умер столетний старик Лозинский-Шуляк. В последние годы он уже ни с кем не разговаривал, а только громко молился или читал старую славянскую библию. Но люди еще помнили, как он рассказывал о прежних годах, о Запорожьи, о гайдамаках, о том, как и он уходил на Днепр и потом с ватажками нападал на Хлебно и на Клевань, и как осажденные в горящей избе гайдамаки стреляли из окон, пока от жара не лопались у них глаза и не взрывались сами собой пороховницы. И старик сверкал дикими потухающими глазами и говорил: «Гей-гей! Было когда-то наше время… Была у нас свобода!..» А лозищане — уже третье или четвертое поколенье, — слушая эти странные рассказы, крестились и говорили: «А то ж не дай господи боже!»

Сами они давно уже запахали в землю все привилегии и жили под самым местечком ни мужиками, ни мещанами. Говорили как будто по-малорусски, но на особом волынском наречии, с примесью польских и русских слов, исповедовали когда-то греко-униатскую веру, а потом, после некоторых замешательств, были причислены к православному приходу, а старая церковка была закрыта и постепенно развалилась… Пахали землю, ходили в белых и серых свитах, с синими или красными поясами, штаны носили широкие, шапки бараньи. И хотя, может быть, были беднее своих соседей, но все же смутная память о каком-то лучшем прошлом держалась под соломенными стрехами лозищанских хат. Ходили лозищане чище крестьян, были почти все грамотны по церковному, и об них говорили, что они держат себя слишком гордо. Правда, это очень трудно было бы заметить постороннему, потому что при встрече с господами или начальством они так же торопливо сворачивали с дороги, так же низко кланялись и так же иной раз целовали смиренно господские руки. Но все-таки было что-то , и опытные люди что-то замечали. О лозищанах говорили, что они что-то вспоминают, о чем-то воображают и чем-то недовольны. Действительно, на обычные вопросы при встречах: «как себе живете» или «как вам бог помогает» — лозищане, вместо «слава богу», только махали рукой и говорили:

«А, какая там жизнь!» или: «Живем, как горох при дороге!» А иные посмелее принимались рассказывать иной раз такое, что не всякий соглашался слушать. К тому же у них тянулась долгая тяжба с соседним помещиком из-за чинша,{1} которую лозищане сначала проиграли, а потом вышло как-то так, что наследник помещика уступил… Говорили, что после этого Лозинские стали «еще гордее», хотя не стали довольнее.

И нигде так радушно не встречали заезжих людей, которые могли порассказать кое-что о широком белом свете.

Фантастический путешественник

Только город оправился, Фердыщенко решил путешествовать. В его распоряжении была небольшая территория с кучами навоза. Там и отправился правитель путешествовать. Местные жители должны были снабжать его едой. И поздравлять показавшегося на горизонте градоначальника, как будто тот явился издалека. Продолжалось путешествие 3 дня. Фердыщенко умер от обжорства. Съедал он то соленого осетра, то кусок ветчины, то щи с солониной. Глуповцы испугались, что их обвинят в перекорме путешественника. Но в город приехал новый начальник – Бородавкин. С него начался «золотой век» достатка и изобилия.

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 12.09.2023 04:25 14 Саковский Роман.

Пожалуйста помогите!!Нужен коротки пересказ Генри «Вождь краснокожих» и Джанни Родари «Путешествие Г

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 03:50 13 Filipenko Marina.

Не большое впечатление книги Марка Твена:Приключения Тома Сойера

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 03:49 24 Гребенникова Ульяна.

Скажите, пожалуйста ,тему и идею рассказа «Республика «ШКИД» »

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 03:44 11 Мирча Феличиа.

Про что рассказ стрижонок скрип

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 03:36 30 Леонардыч Евгений.

Чему учит Басня Скажи срочно нужно

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 03:24 20 Ворфоломеева Виктория.

,Помогите написать танка на тему юности или детства…Помогите,срочно надо…

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 02:44 30 Стадольников Антон.

Сообщение о Кирилле и Мефодии

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 02:31 11 Доскина Диана.

АААААААА БЫСТРЕЕЕЕЙ НАДО    СОЧИНЕНИЕЕЕЕ!!!!!! чем мне нравится произведение приключение э

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 02:23 30 Мишакина Карина.

Сочинение на тему «Мир вокруг нас» Делать домашку надо очень бысто,помогите…:)

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 02:05 6 Barbq-Junior Андрюха.

Помогите умоляю срочно. номер 5 и 6. это из былины Илья Муромец и соловей разбойник

Ответов: 1

Без языка

Хорошо там, где нас нет.

Ещё одна прекрасная жемчужина-находка этого года! Небольшая новелла про жизненные ценности, про любовь к родной земле, про горечь утраты, про то, как чужбина может сломать в человеке веру в себя, поставить в нелепое положение и устыдить перед самим же собой.

А начинается всё с письма…

Есть в Волынской губернии, там где холмы Карпатских гор переходят в болотистые равнины, небольшая деревенька Хлебно. Со всех сторон к ней подступается Природа-мать в самых разнообразных обличиях: где нивами, где равниной, где лесом, а где и целыми холмами. Там солнце улыбается своему отражению в гладких озёрах, иногда с озорством подмигивая искрящимся зайчиком в узеньких речках, словно ненароком разбросанных по пёстрому ковру родимой стороны. Вечерами, в тихом чернильном бархате спускающихся сумерек можно услышать шёпот пастушьей дудочки, прислонив уставшее за день плечо к резному крыльцу и провожая взглядом последние сонные лучи солнца за синюю полосу далёких гор.

Неподалёку от Хлебно течёт крошечная речка, по берегам которой обильно растёт лоза: отсюда и название ей — Лозовая. Со временем, там возвели небольшой посёлок, который назвали Лозищами. И жители с тех пор все до единого пошли Лозинские, а чтобы не запутаться, к фамилии приставили прозвища: Мазница, Голенище, Шуляк, Оглобля

… Жили лозищане, не тужили, только покоя не давала им мечта — увидеть свободу, то бишь Америку. Ведь выбрался же туда Осип Лозинский, вырвался же! Теперь вот письмо послал с апельсиновой марочкой и синим тикетом — билетом для жены своей, для Катерины. Скучает по ней, тоскует, зовёт.

Собралась Катерина со слезами, нехотя, через силу. Жалко ей покидать край родимый, над которым коромыслом висит еловый дымок, колышится густая трава под алой зарёй, а ночами в открытые ставни стучится душистый ветерок и весело поёт сверчок за печкой. Но отпускать молодую женщину одну было неправильно, считал Матвей — брат Катерины, поэтому в дорогу собрались сразу трое: Матвей, Катерина и друг Матвея — Дыма. Естественно, на паром пустили только Катерину, а те двое остались на берегу и рвали на себе волосы. Но не отступили от мечты.

Эти двое отчаянно хотели в Америку. И попали-таки!

А реальность не просто ошарашила, она поставила их на колени. Хуже всего пришлось Матвею. Он не знал языка, не понимал правил американского общества, не мог смириться с тем, с чем столкнулся — он лишился себя. Медленно, но верно в нём стало пробуждаться нечто звериное, волчье. Матвей превратился в обиженного, в издёрганного, вечно голодного изгоя. Его душа истлевала, утрачивала свой свет, уступая место враждебности. И только среди таких же простых людей, безработных и обездоленных, как он сам, замкнутость и раздражительность немного отпускала Матвея — он обретал свободу. Однажды, когда у него спросили про Америку, Матвей сказал:

И буквально, пара слов о красоте слога Короленко. Это нечто невообразимо чудесное, обволакивающее, чарующее, дающее внутреннее умиротворение. Каждая метафора — это все оттенки словесной радуги, ажурное кружево с тончайшим изысканным рисунком, и в то же время, близким душе и сердцу, невычурным, без претенциозности и лишних излияний. Услада, отдохновение, восторг!

В рамках игры Книжное путешествие

Очень краткий пересказ

Летопись о жизни маленького городка под названием Глупов – содержание «Истории одного города». В давние времена на Руси проживали головотяпы – это древний народ, решивший найти себе правителя, наводящего определенные правила в племени. В один момент они находят очень глупого князя, согласившегося руководить народом.

Племя головотяпов получило новое название и теперь стало племенем «глуповцев», а на месте поселения основался город Глупов. В течение столетия 1731-1826 гг. к власти приходили другие градоначальники. Каждый из двадцати одного – глупые и ограниченные люди. Кто-то из них добивался улучшений или не делал ничего, а другие только делали жизнь глуповцев невыносимой.

Жизнь в городе нестабильна, настроения у жителей постоянно меняются. В течение века Глупов подвергался стихийным бедствиям, неурожаям и пожарам. Однако виноваты в бедах не правители, а глуповцы – невежественные, ленивые. Им всегда нужно кому-то подчиняться, они готовы терпеть все «особенности» градоначальников.

В тяжелые годы герои рассказа бунтуют, но все проходит незамеченным. После 1826 года история прерывается, а что происходило дальше – неизвестно. Остается догадываться, что все в Глупове осталось на своих местах.

Все темы в одном произведении. В.Г.Короленко. «Без языка»

Об авторе и его произведении

В.Г.Короленко ( 1853 -1921) — известный русский писатель, автор многочисленных повестей и рассказов, публицистических произведений, а также 4-томного труда « История моего современника».

Повесть «Без языка» была написана в 1895 году после путешествия автора по Америке в 1893 году. «Эта книга не об Америке, а о том, как Америка представляется на первый взгляд простому человеку из России», — писал Короленко впоследствии.

В произведении автор поднимает не только проблему тяжёлого положения простого народа, вынужденного искать лучшей доли за рубежом, но и проблему преследования евреев. Он не раз выступал в печати против еврейских погромов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: