Созвездие дева и гигантское скопление галактик

Спика и открытие прецессии

Согласно Птолемею, Спика сыграла важнейшую роль в открытии прецессии — медленного и плавного смещения точек равноденствия на небе. Прецессию открыл великий древнегреческий астроном Гиппарх примерно в 150 году до н. э. Для этого он сравнил современное положение на небе звезд Спики и Регула с их положением, измеренным Тимохарисом около 300 года до н. э. Оказалось, что за полтора века небесные координаты двух звезд заметно изменились.

Как известно, прецессия объясняется следующим образом. Из-за того, что Земля не совсем сферична, а слегка сплюснута к полюсам, притяжение Солнца (и в меньшей степени Луны) заставляет Землю медленно покачиваться подобно вращающемуся волчку. В результате ось вращения Земли описывает конус с периодом в 26000 лет. Собственно, поэтому Полярная звезда стала полярной всего лишь 2000 лет назад, а еще через 2 тысячи лет перестанет быть таковой.

Удивительная и загадочна звезда – Виндемиатрикс

Фото Виндемиатрикс или эпсилон Девы

У эпсилон Девы достаточно непростое название, однако с латинского оно переводится весьма просто – «винодельница». Видимая звездная величина данного светила составляет 2,83m, и по яркости она лишь немногим уступает, описанным выше, Порриме и Спике. Примечательно, что Виндемиатрикс также относится к желтым звездам-гигантам, и ее спектральный класс G8III. Температура поверхности эпсилон Девы немного меньше чем у Солнца и составляет приблизительно 4990 К. При этом ее светимость приблизительно в 83 раза сильнее солнечной. Укажем также, что от нас до Виндемиатрикс пролегло 102 световых года. Комбинация, приведенных выше, параметров позволяет оценить ее радиус, который равен где-то двенадцати солнечным.

При наблюдении за данной звездой с Земли, можно заметить, что она обладает высокой скоростью движения – примерно 1 угловая секунда. А все потому, что главный вектор движения эпсилон Девы перпендикулярен лучу обзора. Отмечается, что звезда является сильным источником рентгеновского излучения. Данное обстоятельство свидетельствует о серьезной электромагнитной активности Виндемиатрикс. Сила суммарного излучения звезды приблизительно в триста раз выше Cолнечной, благодаря чему эпсилон Девы занимает третье место среди сходных холодных звезд-гигантов.

Отметим также, что и Виндемиатрикс относится к классу двойных звезд. Ее компаньон имеет звездную величину 11.7m и имеет спектральный класс К0. Кроме того, данная звезда на 15% богаче Солнца более тяжелыми, чем водород элементами. К слову сказать, она уже почти израсходовала свои водородные резервы. Поскольку эпсилон Девы в три раза тяжелее Солнца, есть вероятность того, что она «родилась», как бело-голубая звезда из класса В. Возможно сейчас она пребывает в переходной стадии горения водорода к гелию, либо же превращения гелия в углерод уже начало происходить в ее глубинах.

Звезда Спика на небе

Спика — звезда, которая относится к созвездию Дева и очень хорошо видна практически в любой точке Земли, кроме северных приполярных районов, особенно в весенний период. Отсюда ей присвоен неофициальный статус ярчайшей весенней звезды в северном полушарии.

Как найти Спику на небе

Чтобы найти координаты Спики на ночном небе, необходимо продлить дугу через 3 звезды ручки ковша большой медведицы Алиот, Мицар и Алькаид, на которой будет наблюдаться оранжевое светило Арктур или Альфаволопаса.

Затем следует продолжить дугу далее. Практически на одинаковом расстоянии, на котором Алькаид удален от Арктура, будет лежать яркая звезда Спика.

Она является наиболее южной вершиной известном астеризме весеннего треугольника, где компанию ей составляет Денебола во Льве и уже Арктур в Волопасе. Если весенний треугольник дополнить еще одной вершиной до почти правильного ромба в виде звезды Сердца Карла в созвездии Гончих Псов, то получится широко упоминаемый в литературе астеризм, названный Бриллиантом, Диамантом или Алмазом Девы.

Еще одна двойная звезда в созвездии Девы

Фото Поррима или гамма Девы

На втором месте по яркости после альфы Девы стоит ее гамма, которая известна в науке под различными именами. В атласе астронома А. Бечвара указано название Арих, однако значение данного наименования неизвестно. Более распространенным считается название Поррима. Такое имя носила спутница древней богини предсказаний. Так или иначе, Поррима является двойной звездой с видимой звездной величиной 2,75m.

Сегодня гамму Девы можно увидеть только в достаточно крупные оптические приборы. До 1990 года ее можно было смело наблюдать в любительский телескоп, но сегодня, ввиду того, что два компонента Порримы сильно сблизились, так просто ее уже не разглядеть. Компоненты данной двойной системы является практически близнецами. Они относятся к категории желто-белых звезд из спектрального класса F0 V. Температура поверхности звезд Порримы существенно превышает температуру Солнца и составляет 7000 К. Расстояние между составляющими данной системы приблизительно 40 астрономических единиц. Период вращения звезд составляет целых 170 лет, поэтому наблюдателям сложно заметить, как изменяется их взаимное расположение.

В настоящий момент компоненты Порримы находятся друг от друга в трех угловых секундах. Самое большое сближение произошло в 2007 году, а к 2020 ожидается такое удаление звезд, что можно будет снова разглядеть оба компонента в небольшие телескопы. Звезды этой двойной системы находятся на главной последовательности. Как следствие, в них происходят термоядерные реакции соединения водорода и гелия. По этой причине каждая звезда по отдельности тяжелее Солнца где-то в полтора раза. Поррима, как и Спика, очень близка к эклиптике, поэтому здесь также имеют место лунные перекрытия звезды, реже случаются планетарные.

Как найти созвездие?

Лучше всего Деву можно рассмотреть в начале весны, а именно в марте – апреле, когда оно переходит в южную часть горизонта. Благодаря тому, что созвездие имеет внушительные размеры, Солнце в нем находится больше месяца – начиная с 16 сентября и вплоть до 30 октября. На старинных звездных атласах Деву представляли, как девушку с колоском пшеницы в правой руке. Однако не каждый способен разглядеть в хаотичной россыпи звезд именно такой образ. Тем не менее, найти созвездие Девы на небе не так уж сложно. В ее составе есть звезда первой величины, благодаря яркому свету которой Деву можно легко разыскать среди прочих созвездий.

Чтобы обнаружить созвездие, жителям Северного полушария Земли необходимо сначала отыскать Ковш в созвездии Большой Медведицы. Затем просто провести вниз от его ручки воображаемую линию. Сначала на пути попадется оранжевая звезда Арктура из созвездия Волопаса, а затем на продолжении этой линии возникнет бело-голубая звезда – это Спика, самая яркая звезда в составе Водолея. Чтобы наверняка убедиться в том, что вы отыскали верное созвездие, найдите с правой стороны небольшой квадрат, которым является созвездие Ворона.

Мы уже упомянули, что за Девой закрепилось второе место по масштабности среди прочих звездных объектов. Немудрено, ведь данное созвездие заняло третью часть всего небосвода! В числах это можно выразить как 1295 квадратных градусов звездного неба. При хороших условиях наблюдения невооруженным глазом можно увидеть 171 звезду из состава данного зодиакального созвездия. Мы не будем описывать каждую из них, но обязательно коснемся некоторых самых ярких.

Галактики созвездия Кассиопея

В Кассиопее присутствуют несколько галактик, но это довольно сложные объекты

Можно заострить свое внимание на двух карликовых галактиках NGC 185 и NGC 147

Галактика NGC 147 имеет форму сферы небольших размеров. Обнаружена была в 1829 году Джоном Гершелем на расстоянии 2,53 миллиона световых лет от Земли. Галактика является спутником Туманности Андромеды.

NGC 147

NGC 185 находится в пределах 2,08 миллионов световых лет от Солнечной системы. Эта галактика так же является спутником Туманности Андромеды. Обнаружена была в более раннее время по сравнению с NGC 147.  Нашел ее тот же Джон Гершель в 1787 году.

NGC 185

Популярные темы сообщений

• Роль и значение животных в природе

Наш животный мир разнообразен. Весь земной шар наполнен ими, обитающих, практически, везде: в воде, в почве, на суши. Животные давным-давно идут в ногу с человеком. Но мало кто задумывается, что они играют

• Репин Илья Ефимович

Однажды ещё маленькому Илье Репину двоюродный брат подарил акварельные краски. На глазах мальчика он тут же нарисовал разрезанный арбуз, и будущий известнейший художник России, увидев, как рождается рисунок,

• Мифы Древней Греции

Чтобы понять себя, свои культуру и традиции, надо знать своё прошлое. Чтобы ощутить и прочувствовать прошлое, стоит проникнуться тем, как жили наши предки и что их интересовало. Народ изливал свои страхи и горести в творчестве.

• Сера

В периодической таблице Менделеева сера находится в VIA группе (шестая группа, подгруппа А), в третьем периоде. Она относится к немногочисленной группе неметаллов: Периодическая система насчитывает их всего 22, в том числе инертные газы.

• Охрана почвы

Почвой называют самый верхний слой земной коры. Он очень важен, так как играет ключевую роль в экосистеме планеты. Почва отлично помогает и поддерживает жизнь, как человека, так и животных.

Описание и звездный состав

Дева – это второе по величине созвездие в небе, занимает площадь в 1294 квадратных градуса или 3,14% ночного неба. В созвездии расположено 164 звезды, видных невооруженным глазом.

Самая яркая звезда Девы – Спика (α Virginis). Она занимает 15 место по яркости среди всех звезд ночного неба.

Лежит Спика в восточной части огромного скопления звезд. Светило это двойное. Оно состоит из двух космических тел, вращающихся по эллипсоидным орбитам относительно друг друга.

Одно из них представляет собой голубого гиганта, а второе – переменная звезда из типа бета Цефея. Ее поверхность пульсирует, и за счёт этого наблюдается различие яркости. Такие светила относятся к Главной последовательности.

Это ярчайшее образование находится от Земли на расстоянии 260 световых лет. Благодаря Спике, астроном древности Гиппарх открыл прецессию равноденствий. Много времени наблюдал за этой звездой и Николай Коперник.

Масса голубого гиганта в 10 раз превышает массу Солнца, а радиус больше в 7 раз. Что касается светимости, то она в 12 тыс. раз больше солнечной. Переменная звезда имеет массу в 7 раз больше солнечной, а радиус, соответственно, больше в 3,6 раза.

Мнение эксперта
Цыпкин Трофим Петрович
Сотрудник обсерватории

Вторая по яркости и одна из самых близких к Земле звезд – Гамма Девы или Поррима(γ Virginis).

Расстояние до нее составляет 32 световых года. Звезда двойная. Обе из них относятся к Главной последовательности. Они превосходят солнечную массу в 2 раза. Поррима расположена так близко к эклиптике, что иногда ее закрывает Луна. В редких случаях ее закрывают планеты Солнечной системы.

Сегодня гамму Девы можно увидеть только в крупные оптические приборы, хотя до 1990 года ее можно было наблюдать в любительский телескоп. Но ввиду того, что два компонента Порримы сильно сблизились, так просто ее уже не разглядеть. Компоненты данной двойной системы является практически близнецами. Они относятся к категории желто-белых звезд из спектрального класса F0 V.

На третьем по яркости месте созвездия Эпсилон Девы – Виндемиатрикс(ε Virginis).

Это двойная звезда, находящаяся на расстоянии 101,2 св. лет (31 парсек) от Солнца. Название звезды происходит от латинского перевода греческого слова Vindemitor, что означает «сборщик винограда». Эпсилон Девы — относительно холодный желтый гигант, который исчерпал свои запасы водорода.

Виндемиатрикс является мощным источником рентгеновских волн, суммарная энергия которых превышает таковую Солнца примерно в 300 раз. Последний факт означает наличие бурной электромагнитной активности у звезды.

Более слабо светящие звезды Девы:

Rijl al Awwa — (μ Virginis) — бело-желтый гигант F2III. Находится на расстоянии 60.85 св. лет от Земли. Звезда больше по массе в 1,55 раза, в 2,1 раза по радиусу и светимости в 7,5 ярче раз Солнца. Ее температура — 6715К, скорость вращения 2 км/с. Возраст звезды оценивают 1300 — 1500 млн. лет.

Tien Teen — (τ Vir / 93 Virginis) — белая звезда главной последовательности A3V. Звезда больше по массе в 2,5 раза, в 4,2 раза по радиусу и светимости в 73 ярче раз Солнца. Она находится на расстоянии 218.1 св. лет. Ее температура — 8 700 K, скорость вращения — 168 км/с. Возраст 310 000 000 лет.

• Zaniah — (η Virginis) — белая звезда главной последовательности A2 V. Находится на расстоянии 249.4 св. лет от Земли. Звезда больше по массе в 2,5 раза Солнца. Ее температура — 9 100К. У звезды есть компаньон по массе больше в 1,89 раз Солнца.
  • Syrma — (ι Virginis) — желтый гигант F6 III. Находится на расстоянии около 69.7 св. лет от Земли. Звезда больше по массе в 1,5 раза, в 3,4 раза по радиусу и светимости в 9,1 ярче раз Солнца. Ее температура 6 400 К.
  • Завийява — (β Virginis) — бело-желтый карлик спектрального типа F9V F9 V. Находится в 35.51 св. годах от Земли. Ее температура 6200 К. Звезда больше по массе в 1,4 раза, в 1,7 раза по радиусу и светимости в 3,51 ярче раз Солнца. Скорость вращения — около 3 км/с.
  • Kappa — (κ Virginis) — оранжевый гигант K2.5IIIFe-0.5. Она находится на расстоянии около 223.3 св. лет от Земли. Ее температура — 4300К.

Общие сведения

Звезда Спика или альфа Девы является не только переменной звездой в созвездии Девы, это еще и самая яркая звезда, которая входит в состав данного астеризма. Помимо нее, созвездие Девы насчитывает еще более 190 звезд. Тем не менее, благодаря своей яркости, Спика ясно выделяется на их фоне.

Арктур​​, Марс и Спика над скалой в Национальном парке Брайс-Каньон, США.

Спика – шестнадцатая по яркости звезда на ночном небосводе. Так как Спика является переменной звездой, ее видимая звездная величина находится в пределах 0,92-1,04. Эти колебания вызваны происходящими внутри звезды физико-химическими процессами. Спика входит в число звезд спектрального класса B1V. Согласно астрономическим подсчетам ее светимость превышает светимость Солнца в 12100 раз. Но, поскольку альфа Девы удалена от Земли на достаточно большое расстояние – 262 световых года, среди видимых звезд ночного неба она занимает только 16-ое место.

Спика

Спика или альфа Девы – это двойная звезда. Если главная звезда группы Спика входит в число звезд спектрального класса В1, то ее компаньон имеет меньше свечение и относится к спектральному классу В2. Спика-Б удалена от главной звезды на небольшое расстояние, которое составляет всего 0,12 астрономических единиц. Период вращения звезд составляет 4 дня. Неудивительно, что такая близость стала причиной образования сильного магнитного поля между двумя звездами. Из-за этого обе звезды имеют эллиптическую форму, которая периодически сжимается и растягивается в районе экватора, что и вызывает переменное свечение звезд. Кроме того, магнитное поле влияет и на скорость вращения данных небесных тел вокруг своей оси. Согласно последним данным, эта скорость достигает 200 км/ч.

Популярная мифология, связанная с созвездием Девы

Судить о происхождении названия созвездия можно по сохранившимся источникам. Согласно одной легенде Древние греки отождествляли Деву с прекрасной Деметрой – богиней плодородия, а в другой она ассоциируется с юной Персефоной. Персефона, каждый год возвращалась из царства Аида, и Земле наступала весна, когда все оживало, расцветало.

Созвездие Девы связано с другой интересной легендой. Древнегреческий миф гласит, что Астрея – богиня справедливости, дочь Фемиды и бога Зевса навсегда покинула Землю, потому что постепенно разочаровалась в людях из-за возобладавших низменных поступков, жадности, алчности. Она вознеслась на небо и стала знаменитым созвездием, расположившись между Львом и Весами – символом меры и справедливости.

Изображение созвездия в древнегреческом атласе

Блеск Спики

Как известно, на протяжении более двух тысяч лет астрономы измеряют блеск звезд в звездных величинах. Это странная, но очень удобная шкала измерения основана на удивительном свойстве нашего зрения: то, что кажется нам прибавлением источников света (их суммированием), является на самом деле их умножением. Благодаря этому мы можем обойтись всего несколькими десятками чисел, чтобы обозначить блеск и даже светимость всех светил на небе — от самых тусклых звезд, до ярчайших квазаров.

Во времена Гиппарха все самые яркие звезды причислялись к первой звездной величине, а самые тусклые, видимые невооруженным глазом только в темную и прозрачную ночь, — к шестой. Впоследствие выяснилось, что ярчайшие звезды имеют нулевую и даже отрицательную звездную величину.

Так вот, Спика примечательна тем, что имеет блеск почти в точности равный 1-й величине! Хотите узнать, как выглядит классическая звезда первой величины — посмотрите на Спику!

На самом деле блеск Спики варьируется от 0,95m до 1,04m. Но это изменение практически незаметно для глаза. О том, в чем причина переменности блеска Спики, смотрите ниже.

Мифы о созвездии Девы

Созвездие Девы в греческой мифологии представлено богиней плодородия — Деметрой. Древние греки считали ее покровительницей земледелия, которое своей живительной силой вызывало рост растений, рождение и созревание плодов, учило людей возделывать землю.

Согласно мифологическим легендам, у Деметры была только одна дочь: Персефона, отцом которой был Зевс (бог молнии и грома). Когда Персефона выросла и превратилась в юную девушку небывалой красоты, Зевс пообещал своему брату Аиду отдать ее в жены.

С Аидом Персефоне пришлось уйти в царство теней и забыть земные радости, солнце, море и всю красоту природы.

Но Аид понял, что Персефона не выйдет за него замуж по собственной воле, и украл ее с помощью богини Гайи, которая вырастила для него роковой цветок необычайной красоты. Внезапное исчезновение дочери повергло Деметру в глубокую боль.

Ее слезы текли неудержимым потоком. Все на Земле замерзло. Листва деревьев пожелтела и упала. Голод угрожал всему человечеству, но Деметру это совершенно не беспокоило, все ее мысли были только о дочери. Так наступила осень на Земле.

В этот момент Зевс понял, насколько сильна боль его жены, что все живое на земле может умереть от голода. Затем он приказал Деметре вернуться на Олимп, но она поклялась не возвращаться в царство богов, пока не вернется ее дочь.

Тогда Зевс приказал Персефоне две трети года жить рядом с матерью, а треть — с мужем Аидом.

Таким образом, каждую весну, во время возвращения Персефоны из царства Аида на землю, Деметра радуется, и все на земле развивается и цветет. А когда дочь собирается вернуться к мужу, Деметра грустит, все желтеет и сохнет.

В момент появления в космосе созвездия зодиакального знака Девы древние греки олицетворяли его с богиней Деметрой, которая будет держать в руках спелые колосья кукурузы и будет сиять от радости от того, что с ней дочь. Затем они начали сбор урожая и поверили, что Деметра пошлет им награду за упорный труд — обильный урожай.

Происхождение названия

Название Спика происходит от латинской фразы «spīca virginis», что означает «колос пшеница Девы». Название было официально одобрено рабочей группой Международного Астрономического Союза (МАС) по названиям звезд (WGSN) 30 июня 2016 года. Формально название распространяется только на компонент Альфа Девы Aa.

Звезда была известна под многими другими именами на протяжении всей истории. Латинское Spica Virginis было переведено на английский язык как Virgin’s Spike. Немецкий астроном Иоганн Байер использовал имя Ариста. Арабские производные включали Аларф  «собиратель винограда», Сумбалет  «колос»  и Азимеч, происходящий от السماك الأعزل, что означает «безоружный» или «беззащитный», не охраняемый какой-либо другой звездой.