Созвездие лира

Интересные факты о созвездиях

• Созвездия известны с древних времён – каждый народ видел в скоплениях звёзд что-то особенное и давал ему имя. Сейчас официально существует 88 созвездий, и их список был утвержден окончательно к 1930 году. 48 из них были известны еще во времена Птолемея, жившего во II веке н.э.
  • Названия созвездий давались по принципу, какая фигура виделось среди звёзд. Обычно это были фигуры древнегреческих героев мифов или зверей – Лев, Дракон, Геркулес, Андромеда, Персей, и многие другие. Некоторые созвездия назывались по форме предметов, если у них был оригинальный вид – Северная Корона, Южный Крест.
  • Лишь 58 созвездий имеют самую яркую звезду – альфу, у которой есть собственное имя. У остальных альфа настолько слабая, что имени ей не дали.
  • Самое большое созвездие – Гидра, занимающее огромную площадь на небе в 1303 квадратных градуса. Самое маленькое – Южный Крест, расположившееся всего на 68 квадратных градусах.
  • Самое известное созвездие – Большая Медведица, благодаря запоминающейся форме, образованной довольно яркими звёздами. Оно ненамного меньше Гидры – занимает 1280 квадратных градусов.
  • Некоторые созвездия содержат множество интересных объектов для наблюдений как невооружённым глазом, так и с биноклем или любительским телескопом. В них есть звёздные скопления, переменные и двойные звёзды, галактики, туманности. А в некоторых созвездиях совершенно нет ничего примечательного для астронома-любителя.

Летнее звездное небо

Вид звездного неба меняется в зависимости от времени года. Те созвездия, которые были видны зимними вечерами, летом не видны, потому что летом находятся на том же участке неба, что и Солнце. Так происходит потому, что Земля движется по орбите вокруг Солнца, и потому постепенно поворачивается своей ночной стороной к разным созвездиям.

Зимой ночи на территории России и соседних стран долгие и, строго говоря, кроме зимних созвездий можно наблюдать осенние, весенние и даже частично летние созвездия. Летом ночи, наоборот, короткие, а на севере России еще и очень светлые, белые. За те несколько часов, что звезды видны на небе, Земля не успевает повернуться вокруг своей оси достаточно для того, чтобы картина звездного неба существенно поменялась, как это бывает зимой. Только в конце августа становится заметно движение звездного неба в течение ночи — помимо летних созвездий, в конце лета можно наблюдать осенние и даже несколько зимних.

Благодаря тому что летние ночи коротки, изучать звездное небо летом довольно просто. Начать можно с самых ярких звезд, которые появляются в вечерних сумерках раньше других, а затем, отталкиваясь от них, переходить к изучению созвездий. На широте Петербурга в первой половине лета небо даже глубокой ночью настолько светлое, что заметными будут только самые яркие звезды.

Какое же оно, летнее звездное небо?

Интересные объекты для наблюдения

Созвездие Лира включает не только различные звезды, но и прочие космические объекты. Это всевозможные скопления, туманности, галактики и прочие системы. Далее будут рассмотрены их наименования и описательные характеристики.

1. Планетарная туманность «Кольцо» (M 57 или NGC 6720)

Распространенная планетарная туманность, находящаяся южнее звезды Вега. Найти ее несложно. Показатель ВВ равен 8,8 ед. Время открытия объекта – январь 1779 г. Туманность возникла как следствие перехода красного гиганта к процессу трансформации в белого карлика. Она является биполярной и оснащена плотным кольцом.

Это изумительное «небесное око», смотрящее на нас из глубин космоса, таит в самом центре голубую очень горячую звезду, температура которой близка к 100 тысячам градусов по Цельсию.

Расстояние от нас до туманности составляет 2100 световых лет, в некоторых источниках можно встретить число 4100. Радиус кольца — треть светового года. Возраст туманности не превышает 10 тысяч лет.

Особенно приятно различить цветные оттенки на любительских фотографиях, которые невозможно увидеть в телескоп. Туманность лучше всего наблюдать в телескоп с апертурой от 200 мм, но и в 150 мм агрегаты удастся рассмотреть небольшой туманный диск и тёмную сердцевину. M 57 продолжает расширяться со скоростью чуть больше 1″ в столетие, что конечно незаметно для наблюдателя.

2. Спиральная галактика IC 1296

Туманность М57 «Кольцо» и галактика IC1296

IC 1296 – cпиpaльнaя гaлaктикa c пepeмычкoй. Pacпoлoжeнa в 221 миллиoнax cвeтoвыx лeт oт нac, a ee видимaя визуaльнaя вeличинa cocтaвляeт 14.8. Haxoдитcя в 4 гpaдуcax к ceвepo-зaпaду oт Tумaннocти Koльцa.  Изучить coзвeздиe Лиpa бoлee внимaтeльнo можно используя ЗD-мoдeли и тeлecкoп oнлaйн. Для caмocтoятeльнoгo пoиcкa пoдoйдeт кapтa звeзднoгo нeбa.

3. Шаровое звёздное скопление M 56

M 56 — ярчайшее шаровое скопление в созвездии Лира. Имеет яркость — 8,3m и видимые размеры 8,8′. Диаметр скопления около 80 световых лет (в некоторых источниках можно встретить число 60). Удалено от Солнца на расстояние чуть больше 30 тысяч световых лет (снова в разных источниках разные значения). Расхождение измерений скорее всего связано с неточностью вычислений.

Свойства этого скопления позволяют предположить, что он мог быть приобретен во время слияния карликовой галактики , из которой Омега Центавра образует выживающее ядро.

Уже в 130 — 150 миллиметровые телескопы M 56 можно детально изучить. Конечно, на звёзды оно ещё не распадается, но насыщенную сердцевину и неоднородную структуру по краям рассмотреть получится.

Самые яркие звезды в M56 имеют 13-ю звездную величину , в то время как она содержит только около дюжины известных переменных звезд. Крайние звезды – Сулафат, Альбирео. В бинокле есть возможность увидеть и рассмотреть лишь нечеткую звезду. Поэтому в целях наблюдения удобнее всего использовать специальный телескоп 8 дюймов.

4. Рассеянное звёздное скопление NGC 6791

Мудрейшее Старейшее (возраст около 8 миллиардов лет), крупное и детально изученное рассеянное скопление NGC 6791 имеет яркость 9,5m, угловой диаметр — 16′ и удалено от нас на расстояние около 20 тысяч световых лет. Рассеянное скопление включает в себя около 100 звёзд, среди которых обнаружены белые карлики возрастом старше 6 миллиардов лет.

Отношение количества железа к водороду превышает характерное для Солнца более чем вдвое. Это одно из самых старых и богатых металлами скоплений в Млечном Пути (хотя обычным для таких старых скоплений является крайне малое количество тяжёлых элементов).

При наблюдении в окуляр с небольшой кратностью рассеянное скопление выглядит как слабое и небольшое шаровое скопление, но при смене окуляра на более «мощный» становится понятно, что скопление рассеянное. Из-за множества звёзд 10-13 звёздной величины на фоне скопления крайне сложно различить границы искомого объекта и чётко выделить его на неоднородном фоне.

5. Галактика NGC 6745

NGC 6745  является неправильной галактикой около 206 миллионов световых лет (63,5 мегапроектов парсек ) далеки в созвездии Лиры . Это на самом деле трио галактик в процессе столкновения .

Три галактики сталкивались в течение сотен миллионов лет. Пройдя через большую галактику (NGC 6745A), меньшая (NGC 6745B) теперь удаляется. Большая галактика до столкновения была, вероятно, спиральной галактикой , но была повреждена и теперь кажется странной . Вряд ли какие-либо звезды в двух галактиках столкнулись напрямую из-за огромных расстояний между ними. Однако газ , пыль и окружающие магнитные поля галактик взаимодействуют непосредственно при столкновении. В результате этого взаимодействия меньшая галактика, вероятно, потеряла большую часть своей межзвездной среды в большую.

Миф

Лира была инструментом музыканта и поэта Орфея, убитого вакханками. После смерти лира упала в реку, но Зевс отправил орла и поместил обоих на небо. Орфей – сын фракийского короля и музы Каллиопы. В молодости он получил в подарок золотую лиру от Аполлона, который научил его играть, а мать – писать стихи.

Его музыка была настолько прекрасна, что могла очаровать даже камни. Она не раз выручала его, например, когда спасал Эвридику (жену) с подземного мира или когда сопровождал Ясона и аргонавтов в поездке за Золотым Руном. Если бы не он, то команда не смогла бы спастись от Сирен, чьи песни зазывали моряков на гибель. В самый опасный момент Орфей начал играть на лире, и его музыка пробудила мужчин от чар.

Наиболее известная история – смерть жены. На свадьбе она старалась избегать сатира и упала в гнездо со змеями. После укуса в пятку она умерла. Когда Орфей нашел тело, то сыграл настолько печальную песню, что даже боги заплакали. Они настолько сильно прониклись, что посоветовали последовать в подземный мир и попытаться вернуть ее душу. Орфей сыграл для Аида и тот позволил им вернуться, но только если Орфей будет идти впереди и не оглянется назад до самого возвращения. Но он забыл об этом условии и перед самым выходом посмотрел на жену, которая исчезла навсегда.

Орфея разорвали в клочья вакханки за то, что тот отказался почитать Диониса. Музы доставили лиру на небо. Они также собрали останки его тела и похоронили под горою Олимп.

Созвездие очень часто изображали в виде стервятника или орла, несущего инструмент в клюве или на крыльях, и называли «Aquila Cadens» – «падающий орел». В Уэльсе его еще называют «Арфа короля Артура».

Факты, положение и карта

С площадью 286 квадратных градусов созвездие Лира занимает 52-е место по размеру. Охватывает четвертый квадрант северного полушария (NQ4). Можно отыскать в широтах от +90° до -40°. Соседствует с Лебедем, Драконом, Геркулесом и Лисичкой.

Лира
  • Дракон
  • Геркулес
  • Лисичка
  • Лебедь
Созвездие видимо в широтах от +90° до -42°.
Лучшее время для наблюдения — июль.

Вмещает два объекта Мессье – Мессье 56 (М56, NGC 6779) и Мессье 57 (М57, NGC 6720, Туманность Кольцо), а также 10 звезд с планетами. Ярчайшая – Вега, чья видимая визуальная величина достигает 0.03 (5-я по яркости в небе). Есть также три метеорных потока: Лириды (21-22 апреля), Июньские Лириды и Альфа Лириды. Рассмотрите схему созвездия Лира на карте звездного неба.

Созвездие входит в группу Геркулеса вместе с Центавром, Чашей, Вороном, Лебедем, Геркулесом, Стрелой, Щитом, Секстантом, Змеей, Лисичкой, Волком, Змееносцем, Южным Крестом, Гидрой, Южной Короной, Южным Треугольником, Орлом и Жертвенником.

Созвездия на небе: их расположения и характеристики

Еще древние люди объединили звезды на нашем небосклоне в созвездия. В давние времена, когда истинная природа небесных тел была неизвестна, жители присваивали характерным «узорам» из звезд очертания каких-либо животных или предметов. В дальнейшем, звезды и созвездия обрастали легендами и мифами.

Карты звездного неба

На сегодняшний день насчитывается 88 созвездий. Многие из них весьма примечательны (Орион, Кассиопея, Медведицы) и содержат множество интересных объектов, доступных не только профессиональным астрономам и любителям, но и обычным людям. На страницах этой рубрики мы вам расскажем о наиболее интересных объектах в созвездиях, их расположении, приведем множество фотографий и занимательных видео записей.

Список созвездий неба в алфавитном порядке

Благодаря наблюдениям астрономов выяснилось, что расположение звезд с течением времени понемногу изменяется. На точные измерения этих изменений необходимо много сотен и тысяч лет. Ночное небо создает видимость бесчисленного количества небесных светил, беспорядочно находящихся по расположению друг к другу, которые часто вырисовывают созвездия на небе. На видимой части неба видно больше чем 3 тыс. звезд, а на всем небе — 6000.

Видимое расположение

Созвездие Лебедя из атласа Иоганна Байера «Уранометрия» 1603 год

Расположение неярких звезд можно определить благодаря нахождению ярких, и таким образом, найти необходимое созвездие. С давних времен, с целью простоты нахождения созвездий, яркие звезды были объединены в группы. Эти созвездия получили названия животных (Скорпион, Большая медведица и прочее), были названы именами героев греческих мифов (Персей, Андромеда и т.п.), или же простыми названиями предметов (Весы, Стрела, Северная Корона и т.д). С 18-го столетия некоторые яркие звезды каждого созвездия начали называть буквами греческого алфавита. Помимо этого около 130 ярко светящихся звезд были названы своими именами. Спустя некоторое время астрономы обозначали их числами, которыми на сегодняшний день пользуются для звезд слабой яркости. С 1922 года некоторые крупные созвездия были разделены на малые, а вместо групп созвездий, стали считать участками звездного неба. На данный момент в небе насчитывается 88 отдельных участков, называемых созвездиями.

Наблюдение

На протяжении нескольких часов наблюдения за ночным небом можно увидеть, как небесная сфера, включающая в себя светила, как одно целое, плавно вращается вокруг невидимой оси. Это движение назвали суточным. Движение светил совершается слева направо.

Луна и Солнце, также как и звезды, восходят на востоке, в южной части поднимаются на максимальную высоту, заходят на горизонте западной стороны. Наблюдая за восходом и заходом этих светил, обнаруживается, что в отличие от звезд, соответствуя разным дням года, они в разных точках восходят на востоке и в разных точках заходят на западе. В декабре Солнце на юго-востоке восходит и на юго-западе заходит. С течением времени точки запада и восхода смещаются к горизонту северной стороны. Соответственно, Солнце восходит в полдень выше над линией горизонта с каждым днем, длительность дня становится больше, а длительность ночи уменьшается.

Все созвездия

Движение небесных объектов по созвездиям

По произведенным наблюдениям видно, что Луна не находится все время в одном и том же созвездии, а совершает передвижение из одного в другое, передвигаясь с запада на восток на 13 градусов в сутки. По небу луна совершает полный круг за 27.32 суток, проходя 12 созвездий. Солнце проделывает аналогичный путь как и Луна, правда, скорость движения Солнца составляет 1 градус в сутки и весь путь проходит за год.

Зодиакальные созведия

Названия созвездий, по которым проходят Солнце и Луна, получили имена зодиаков (Рыбы, Козерог, Дева, Весы, Стрелец, Скорпион, Лев, Водолей, Телец, Близнецы, Рак, Овен). Первые три созвездия Солнце проходит весной, следующие три летом, последующие таким же образом. Только через полгода становятся видны те созвездия, в которых сейчас находится Солнце.

Ярчайшие звезды созвездия Лиры

Созвездие Лира содержит Вегу — пятую по яркости звезду на небе и вторую по яркости звезду в северном полушарии, а также знаменитую переменную звезду RR Лиры.

Звезда Вега или α Лиры (Альфа Лиры)

Вега — самая яркая звезда в созвездии Лиры. С видимой величиной 0,03 она находится на расстоянии 25,04 световых лет от Земли. Звезда относится к спектральному классу A0V, что делает ее белым карликом. Вега была северной полярной звездой 14 000 лет назад и снова будет ею в 13 727 году.

Звезда Вега в 2,1 раза массивнее Солнца. Считается, что ей около 455 млн лет, что составляет примерно половину его ожидаемой продолжительности жизни. Это предполагаемая переменная звезда. Она быстро вращается вокруг своей оси со скоростью вращения 274 км/с на экваторе.

Звезда Сулафат или γ Лиры (Гамма Лиры)

Гамма Лиры — вторая по яркости звезда в созвездии. Она имеет видимую величину 3,261. Находится на расстоянии в 620 световых годах от Солнца. Это бело-голубой гигант. Он относится к спектральному классу B9 III.

Звезда известна под ее традиционными названиями Сулафат (Sulaphat) и Джугум. Название Сулафат происходит от арабского السلحفاة, что означает «черепаха».

Радиус звезды в 15 раз больше радиуса Солнца. Она быстро вращается вокруг своей оси со скоростью вращения 71-72 км/с.

Звезда Шелиак или β Лиры (Бета-Лиры)

Бета Лиры — это двойная звездная система. Она имеет видимую величину 3,52. Находится на расстоянии 960 световых лет от Земли. Она имеет традиционное название Шелиак, производное от الشلياق, что является арабским названием для созвездия.

Система имеет переменную светимость, колебаясь от 3,4 до 4,3 величины. Эта изменчивость была впервые обнаружена британским астрономом Джоном Гудриком в 1784 году. Компоненты настолько близки друг к другу, что они образуют спектроскопическую двойную звезду, их нельзя увидеть в отдельности с помощью оптических телескопов. Они вращаются друг вокруг друга с периодом 12,9414 дней и периодически затмевают друг друга. В результате их видимая величина изменяется.

Первичная звезда имеет звездную классификацию B7II — это бело-голубой яркий гигант. Вторичный компонент считается звездой класса В.

Звезда δ Лиры (Дельта Лиры)

Дельта Лиры состоит из звезды и звездной системы.

Дельта 1 Лиры — это двойная звездная система с орбитальным периодом около 88 дней. Компоненты имеют виимые величины 5,569 и 9,8. Расстояние между этими двумя звездами очень мало, и они образуют спектроскопический бинарник. Эта система находится примерно в 1100 световых годах от Солнца.

Первичная звезда — это бело-голубой карлик со звездной классификацией B2.5V. Он в два раза горячее Солнца и гораздо ярче. Спутник — оранжевый гигант спектрального типа K2III, что делает его ярче и больше, но прохладнее, чем Солнце.

Дельта 2 Лиры — это красный яркий гигант со звездной классификацией M4 II. Она имеет видимую величину 4,30. Находится на расстоянии 740 световых лет от нас. Она в 6500 раз ярче Солнца и имеет радиус в 200 раз больше солнечного. Считается, что этой звезде 75 млн лет.

Звезда RR Лиры

RR Лиры — самая яркая звезда в своем классе, с магнитудой от 7,06 до 8,12. Звезда имеет среднюю видимую величину 7,195 и находится на расстоянии примерно в 860 световых годах от Солнца.

RR Лиры эволюционировал из основной последовательности, прошел через стадию красного гиганта и теперь находится в горизонтальной ветви (HB) стадии эволюции, питаемой слиянием гелия в его ядре и слиянием водорода в оболочке, окружающей ядро.

Звезда показывает регулярную картину пульсации в течение короткого периода времени 0,56686776 дней или 13 часов и 36 минут. Каждая такая радиальная пульсация приводит к тому, что радиус звезды изменяется от 5,1 до 5,6 солнечного радиуса.

Звезда Kepler-138

Астрономы наблюдали возле звезды Kepler-138 экзопланеты Kepler-138 c и Kepler-138 d с помощью космических телескопов “Хаббл” и “Спитцер” и обнаружили, что планеты могут состоять в основном из воды. Эти две планеты и меньший планетный компаньон ближе к звезде, Kepler-138 b, были обнаружены ранее космическим телескопом “Кеплер”. Новое исследование также нашло доказательства существования четвертой планеты.

Созвездие Лиры и что наблюдать в нем

Звезда Вега и созвездие Лиры (обведены кружком) на летнем небе. Вега входит в состав Летнего треугольника, через который проходит Млечный Путь. Фото: Виталий Копа

На летнем небе есть немало выразительных созвездий. Не нужно обладать богатой фантазией, чтобы увидеть в рисунке Лебедя большую и красивую птицу, парящую с распростертыми крыльями. Созвездие Дельфина моментально запоминается благодаря крошечному ромбику из четырех звезд с пятой звездочкой-хвостом

Легко запомнить и созвездие Лиры — компактное, но привлекающее внимание. Это одно из главных созвездий на летнем небе

У многих любителей астрономии Лира ассоциируется прежде всего с Вегой, главной звездой созвездия (на картах ее обозначение — альфа (α) Лиры). Вега — не только ярчайшая звезда Лиры, но и ярчайшая звезда всего летнего неба! А в списке самых ярких звезд она занимает пятое место после Сириуса, Канопуса, альфы Центавра и Арктура.

В июле и в августе по вечерам Вега находится очень высоко на небе. Чтобы увидеть ее, достаточно встать лицом к югу и просто посмотреть вверх. Вега возвышается над другими яркими светилами, будь то звезды или планеты. Из-за этого ее иногда называют королевой летнего неба.

Важный момент: Вега также входит в состав Летнего Треугольника. Это огромный звездный рисунок, объединяющий три ярчайшие звезды летнего неба, Вегу, Денеб и Альтаир

Летний треугольник — не созвездие, а астеризм; с июля по октябрь он наблюдается по вечерам на юге и юго-западе, привлекая большое внимание. Вега отмечает в треугольнике правый верхний угол

Туманность Кольцо, М57

Туманность «Кольцо» в Лире — одна из самых известных планетарных туманностей на небе. Ее красочные фотографии переполняют Интернет

Кто только не снимал это туманное колечко! Даже телескоп «Хаббл» уделил ему внимание! Некоторые из снимков М57 представляют собой настоящее произведение искусства

Из-за этого у многих новичков зачастую возникает неправильное представление о том, как выглядит туманность в небольшой телескоп.

Во-первых, простой любительский телескоп вряд ли покажет цвет М57. Ему просто не удастся собрать столько света, чтобы в наших глазах активизировались колбочки, отвечающие за цветное зрение. Впрочем, иногда наблюдатели говорят о голубоватом свечении туманности. Трудно сказать, это иллюзия зрения или же действительность. Попробуйте сами понаблюдать за М57 и ответить на этот вопрос!

Во-вторых, туманность далеко не так велика, как может показаться по фотографиям «Хаббла» и других крупных телескопов. Ее размер составляет около 80″ × 60″, то есть 1,5 × 1 угловых минуты! Она в 30 меньше в поперечнике, чем Луна на небе!

Можно ли наблюдать М57 в бинокль? Вполне. Но следует иметь в виду, что в 50-мм инструмент найти ее довольно трудно — нужно темное, безлунное небо и немного терпения при поиске. Имейте в виду, что в бинокль 10×50 туманность будет выглядеть как тусклая туманная звезда. Зато в бинокли с апертурой 70 или 80 мм туманность видна отлично! Уже при 20-кратном увеличении наблюдается форма туманности. Правда, такой большой бинокль необходимо жестко закрепить на штативе.

Чтобы увидеть вместо пятнышка колечко, понадобится телескоп с апертурой минимум 120 мм. В 350-мм телескоп можно увидеть центральную звезду туманности (это сверхгорячий белый карлик). При идеальных атмосферных условиях просматривается и структура кольца.

М57 находится на 3/5 пути от гаммы до беты Лиры, чуть-чуть южнее соединяющей их линии. При наблюдении в бинокль этот регион неба очень живописен сам по себе — он переполнен звездами. Овальное пятнышко туманности кажется маленьким чудом посреди мерцающих огней далеких звезд…

Лира

Созвездие Лира на ночном небе. Фото: Till Credner / Wikimedia Commons Карта созвездия Лира. Изображение: Denis Ibaev / Wikimedia Commons

Согласна греческой мифологии, созвездие представляет собой лиру Орфея. Само созвездие небольшое, ведь находится на 52 месте по величине. Расположено рядом с созвездиями Дракон и Геркулес. Содержит 2 объекта Мессье под номерами 56 и 57.

Созвездие состоит из 5 звёзд, но содержит дополнительные 75, которые можно различить невооружённым глазом. Самая яркая звезда — Вего, которая находится на 5 месте по яркости среди всего неба и на 2 месте в Северном полушарии. Знаменитая звезда RR Лира присутствует в созвездии тоже. Хорошо видно в течении всего года, но пик заметности приходится на промежуток с мая по октябрь.

Влюбленные

Звезда Вега связана с отдельной легендой, имеющей восточное происхождение. Японская и соотносит ее с прекрасной богиней, полюбившей смертного. Юноша также помещен на небо: это Альтаир из созвездия Орел. Отец богини, прознавший о тайной любви, разгневался и запретил дочери встречаться с избранником. С тех пор Вегу и Альтаир разделяет небесная река, Млечный путь. Влюбленным дано встречаться лишь раз в году, седьмого июля, когда тысячи сорок выстраивают мост между ними. По прошествии ночи богиня возвращается обратно и горькими слезами оплакивает разлуку. Соленые капли видятся с Земли как падающие метеоры, персеиды.