Жизнь на уране

Спилбергу на заметку: какой была бы солнечная система, если…

Жизнь на Ио (спутник Юпитера)

Наконец, Ио, — одно из немногих небесных тел Солнечной системы, на котором все ещё идет активная вулканическая активность.

Несмотря на тонкую атмосферу, в ней присутствуют довольно сложные химические соединения, а отрицательная температура у поверхности, в местах выхода лавы на поверхность, в пробиваемых потоками “лавовыми трубах” под поверхностью, теоретически может быть вполне терпимой для существования простейших форм жизни.

Самое геологически активное тело в Солнечной системе – Ио хранит много загадок. Жизнь здесь может возникнуть не «потому что», а «вопреки».

Учитывая наличие сложных соединений как результата вулканической деятельности, а также колоссальную дозу радиации, которую обрушивает на Ио его “хозяин” – Юпитер, здесь действительно довольно активно идут химические процессы, одним из побочных результатов которых может быть появление жизни, пусть даже и совершенно выходящей за рамки нашего представления о живых существах.

…если бы мы жили в центре или на краю галактики

Кажется, мы живем в довольно скучном секторе Млечного Пути, вдали от шума и суеты галактического центра. Если бы мы были в центре галактики, ночное небо было бы значительно ярче, с кучей ярких (как Венера) звездочек, ведь звезды в ядре разделены несколькими световыми неделями, а не годами. Плотность звезд около центра составляет 10 миллионов звезд на кубический парсек, по сравнению с 0,2 в нашем тусклом сегменте. Еще там много сверхновых и сверхмассивная черная дыра поблизости, но что поделать, городская жизнь — она такая.

Между тем, если бы мы были ближе к краю Млечного Пути, едва ли что-то изменилось бы, если бы жизнь вообще возникла. Звездные системы на краю галактик имеют более низкий уровень металличности, то есть имеют меньше элементов тяжелее водорода и гелия. Снижение уровня металлических элементов означает, что газовые гиганты вроде Юпитера, которые медленно собираются вокруг твердых ядер, будут появляться меньше. Поскольку газовые гиганты не будут принимать на себя удар, твердые миры будут более уязвимыми к ударам комет. К тому же ночное небо Земли на краю галактики будет скучноватым и пустым.

Жизнь в пригороде может иметь и положительные моменты. Некоторые считают, что условия для жизни укладываются в ряд ключевых условий, которые соблюдаются лишь в относительно узком диапазоне, известном как галактическая обитаемая зона. В 2001 году Гильермо Гонсалес заявил, что частые сверхновые и высокие уровни радиации, присущие галактическому центру, препятствуют возникновению жизни. Последние исследования говорят, что этот аргумент довольно скептичен, поскольку частые стерилизации за счет сверхновых будут уравновешены большими шансами на развитие жизни.

Энцелад

Спутник Сатурна Энцелад

Наиболее многообещающим местом для обитания живых организмов является спутник Сатурна – Энцелад. Несколько похожий на Европу, этот спутник все же отличается от всех других космических тел Солнечной системы тем, что на нем обнаружена жидкая вода, углерод, кислород и азот в форме аммиака. Причем результаты зондирования подтверждаются реальными фотографиями огромных фонтанов воды, бьющих из трещин ледяной поверхности Энцелада. Собрав воедино полученные свидетельства, ученые утверждают о наличии подповерхностного океана под южным полюсом Энцелада, температура которого лежит в диапазоне от -45°C до +1°C. Хотя существуют оценки, согласно которым температура океана может достигать даже +90. Даже если температура океана не высока, все же нам известны рыбы, живущие в водах Антарктики при нулевой температуре (Белокровные рыбы).

Помимо этого, данные, полученные аппаратом «Кассини», и обработанные учеными из института Карнеги, позволили выяснить щелочность среды океана, которая составляет 11-12 pH. Данный показатель является довольно благоприятным для зарождения, а также поддержания жизни.

Общие сведения[править | править код]

Казалось бы планеты-гиганты априори необитаемы: на них нет твёрдой поверхности, так как они представляют собой газовый шар, по мере погружения в который растёт давление и температура.

Тем не менее, на некой точке атмосферы этих гигантов может быть приемлемые для живых организмов температура и давление. Конечно, для таких планет как Юпитер жизнь невозможна из-за сильной радиации, однако, у менее крупных газовых планет условия могут быть более благоприятны.

Крупные газовые планеты обладают богатой различными химическими веществами атмосферой, нагреваемой внутренним теплом и грозовыми молниями, и перемешивающейся сильнейшими ветрами. В таких условиях могут возникать сложные органические вещества.

«Ледяная» оболочка Урана состоит из горячей и плотной жидкости, являющейся смесью воды, аммиака и метана. Эту жидкость, обладающую высокой электропроводностью, называют «океаном водного аммиака».

Внутреннее тепло Урана существенно меньше, чем у других планет-гигантов Солнечной системы. Тепловой поток планеты сравнительно низкий. Нептун, схожий с Ураном размерами и составом, излучает в космос в 2,61 раза больше тепловой энергии, чем получает от Солнца. У Урана же избыток теплового излучения очень мал, если вообще есть. Тепловой поток от Урана равен 0,042 — 0,047 Вт/м², и эта величина меньше, чем у Земли (~0,075 Вт/м²). Измерения в дальней инфракрасной части спектра показали, что Уран излучает лишь 1,06 ± 0,08 % энергии от той, что получает от Солнца. Самая низкая температура, зарегистрированная в тропопаузе Урана, составляет 49 К (- 224 °C), что делает планету самой холодной из всех планет Солнечной системы (речь идёт о температуре поверхности).

Возможное объяснение этому явлению состоит в том, что в верхних слоях Урана предположительно имеется прослойка, препятствующая тому, чтобы тепло от ядра достигало верхних слоёв. Например, если соседние слои имеют различный состав, конвективный перенос тепла от ядра вверх может быть затруднён.

Если это так, то, следовательно, в некой части атмосферных слоёв Урана могут быть вполне пригодные для жизни климатические условия. Тем не менее, это не факт, а лишь предположение. Возможно и другое, что в точке приемлемой температуры давление будет слишком велико и наоборот.

Уран имеет атмосферу, состоящую преимущественно из водорода (83%) и гелия (15%), но в ней также обнаружены следы метана (2%) и других углеводородов, то есть веществ, которые могут способствовать возникновению жизни. В верхних слоях Урана обнаружены следы этана, метилацетилена и диацетилена. Спектроскопия также обнаружила следы водяного пара, угарного и углекислого газов. Бурные сильнейшие ветра перемешивают эти химикаты.

Трудно это представить, но всё же, если там имеется жидкая вода, Уран может входить в число планет, где возможно существование жизни.

Тем не менее, учёные считают, что жизнь на Уране невозможна.

Если всё-таки на Уране есть жизнь, то ввиду отдалённости от Солнца, это будут хемосинтезирующие микроорганизмы.

История открытия планеты

Это 7-я планета от Солнца. Первооткрывателем этого сферического тела является Уильям Гершель. Произошло сие событие по завершении 18-го столетия. Ученый для своих открытий использовал телескоп (впервые), что и помогло ему прийти к определенным выводам. До того времени ученые думали, что Уран – звезда. В своих научных заметках Гершель не раз сравнивал Уран с кометой, однако позже пришел к другому итогу, заявив, что Уран – планета, относящаяся к Солнечной системе.

После того как все гипотезы были подтверждены и обнародованы, открытие стало масштабным событием. Однако в то непростое время атмосфера Урана не была изучена настолько подробно, как сейчас. Сегодня есть данные о том, что орбита планеты является наибольшей во всей Солнечной системе. Период оборота вокруг нашего небесного светила равен 84 года на Земле. А вокруг собственной оси шар делает полный оборот всего за 17 часов. Это наделяет атмосферный слой, состоящий из крайне тяжелых газов, высокой плотностью.

Инопланетная жизнь — какой она может быть?

Для большинства людей инопланетная жизнь — это то, что мы видим в фильмах и читаем в научно-фантастических книгах. Как правило, люди представляют инопланетян в виде зеленых человечков, гуманоидов с огромными глазами или даже механических монстров, которые обязательно передвигаются на летающей тарелке или сверхтехнологическом космическом корабле. Однако творчество режиссеров и писателей выходит далеко за рамки научных идей и открытий. Посмотрим, какие факторы способствуют существованию жизни.

известно, что наша Вселенная очень разнообразна и многогранна, если принять во внимание сложность эволюции человеческого вида, то можно предположить, что вероятность появления подобных форм жизни на других планетах ничтожна. Если где-то во Вселенной есть другие разумные существа, они, скорее всего, следовали другой ветви развития, отличной от нашей

Так что же такое «живое» существо? Берем за основу обычные признаки жизни, к которым относятся размножение и кормление. Таким образом, вирусы, инфекционные белки и кристаллы можно отнести к живым. В этом случае можно говорить о предельном значении вирусов, лежащих между границей живого и неживого. Сами по себе вирусы не могут размножаться, не имеют нормального метаболизма и нуждаются в клетке-хозяине для продолжения своего существования. Однако у вирусов есть гены, то есть их собственная ДНК и РНК, и они могут развиваться путем естественного отбора, что сближает их с людьми. Поскольку вирусы паразитируют в клетке, они проявляют большинство признаков жизни. Следовательно, можно провести грань между живыми и неживыми организмами.

Отсюда следует, что главная особенность жизни — это репликация ДНК — синтез дочерней молекулы. Исходя из этого фактора, мы уже можем отойти от банального образа зеленых человечков. Если у вирусов есть собственная ДНК, то любое вещество, по-видимому, может быть живым существом. То есть человек может столкнуться с инопланетной жизнью, но не сразу определить, что это так.

Ключевые факторы для существования жизни

Давайте попробуем полностью дистанцироваться от концепции земной жизни и рассмотрим концепцию жизни как таковую, потому что мы говорим об условиях бесконечного космоса и жизни на других планетах.

Физические факторы, способствовавшие возникновению жизни на Земле:

• температура на земной поверхности колеблется от -50 ° С до + 50 ° С;
  • наличие большого количества воды (без воды не может быть жизни, но вода может быть и в твердом состоянии);
  • тяжелые элементы в строении земного шара (металлы);
  • наличие атмосферы и достаточного количества кислорода в ней (ученые в настоящее время не представляют себе, что существуют организмы, которые могут жить без вспомогательных элементов атмосферы под воздействием космического излучения);
  • гравитация (влияет на рост живых организмов, сила скелета и мышц зависит от силы тяжести);
  • защитный озоновый слой.

4.

Поверхность Нептуна.
Гравитация здесь сильнее земной, поэтому человек будет себя чувствовать тяжелее. Но это ему не поможет. Тут дуют такие ветра, что устоять на месте могут только очень тяжелые существа. Стратегически выгоднее на Нептуне быть чем-то вроде обтекаемой амфибии и как бы плыть в слоях газообразной планеты по ветру.

Условия здесь настолько экстремальные, что ученые даже не хотят вторично посылать туда беспилотники.

Есть ли жизнь на карлике?
Плутон, в 2006 году лишившийся статуса планеты, даже меньше земной Луны.

На первый взгляд здесь все не так уж и плохо для жизни. Под поверхностью льда есть в большом количестве вода в океанах.

Но гравитация здесь настолько мала, что удержаться на поверхности очень трудно. Толчок посильнее — и тело отрывается от плутонской тверди навсегда.

Ученые считают, что для того, чтобы выжить на Плутоне, человеку понадобятся специальные устройства, усиливающие гравитацию.

Спагетти в черной дыре
Но самые экстремальные условия ждут любые тела в черных дырах. Там они бесконечно вытягиваются. Человеческое тело приобрело бы в черной дыре вид волоса — длинного и тонкого. Такую особенность черных дыр ученые назвали спагеттификацией.

Наука и технологии
9 апреля, 2021
926 просмотров

…если бы Земля вращалась в другую сторону

Самым очевидным эффектом вращения Земли в обратную сторону будет Солнце, встающее на западе и заходящее на востоке, но это еще не все. По мнению астрофизика Пенсильванского университета Кевина Люмана, «Земля вращается так, потому что была так рождена. Когда Солнце было новорожденной звездой, вокруг нее была целая куча газа и пыли, вращающаяся в крупной дискообразной структуре». Единственная планета, которая вращается в обратную сторону, это Венера, и произошло это, вероятнее всего, из-за столкновения миллиарды лет назад. Повторение такого процесса с Землей, вероятно, исключит каких-либо наблюдателей на долгие лета.

Даже если это произойдет по воле магии или инопланетян, последствия будут весьма серьезными. Полностью изменится эффект Кориолиса, определяющий, как вращение Земли передается на поведение ветра. Пассаты будут обращены в другую сторону, что приведет к изменению климата во многих регионах. Особенно это затронет Европу, когда теплые ветры, дующие через Атлантику из Мексиканского залива, сменятся сибирским холодом, веющим с востока.

В других же местах Земли изменение вращения может сказаться более благоприятно. В Северной Африке вырастет число осадков, а количество речной воды, заходящей в Средиземном море, практически превратит его в пресноводное озеро. Теплый воздух направится в северную часть Тихого океана и южную Атлантику, сделав Аляску, дальневосточную Россию и часть Антарктиды более привлекательными для жизни.