Космическая гонка трёх держав

СССР: Как Гагарин

Мы же, как дети, увлеклись рекордами. Быстрее, дольше, выше, больше — всё это служило для народа очевидным (хотя и ложным) доказательством превосходства советской модели развития общества над капиталистической.

В этой погоне мы забыли обо всём: о реальных проблемах людей и их низком уровне жизни, о рисках, о морали и этике, о практической пользе освоения космоса, об элементарной честности, в конце концов. Главное — быть первыми.

О том, как мы начинали эту гонку и чем она закончилась, я уже писал. Директор Космического центра имени Кеннеди Курт Дебус называл советские рекорды «технологической софистикой» и у него были на то основания.

Американцы объявляли о своих планах задолго, в СССР работали в обстановке строжайшей секретности, стараясь изо всех сил запуститься пораньше — хоть на неделю. Американцы ставили перед собой полезные с практической точки зрения задачи, нам было достаточно «приоритета» и рекордов.

Самым известным из них навсегда останется полёт Гагарина 12 апреля 1961 года.

Алексей Богомолов (1913 – 2009)

Алексей Богомолов был, возможно, первым из советских ученых, который понял необходимость создания больших и эффективных наземных антенн. Под его руководством в 1960–1965 годах были построены антенны с диаметром зеркала 32 метра, а затем и 64 метра. Они обеспечивали связь с межпланетными исследовательскими спутниками и аппаратами, которые изучали Солнечную систему и ее планеты. Без этих антенн научная информация автономных аппаратов «Венера-15», «Венера-16», «Вега», «Фобос» и других, возможно, затерялась бы на окраинах нашей системы. Более того, картографирование поверхности северного полушария Венеры и создание атласа ее поверхности было проведено именно силами аппаратов «Венера-15» и «Венера-16». Учитывая долгое и томительное ожидание, связанное с надеждами на цветущую поверхность этой, как оказалось, свирепой планеты, специально созданный Богомоловым космический радиолокатор был крайне необходим.

Работы Богомолова и коллектива под его руководством в сферах радиолокации, телевидения, передачи и хранения информации, а также повышения ее достоверности и точности, легли в основу создания уникальных комплексов траекторных и телеметрических измерений для ракетно-космической и авиационной техники.

Рождение космической программы

Находясь в Соединенных Штатах, Фон Браун все еще мечтал о возможности использовать ракеты для исследования космоса. Он опубликовал серию статей о пилотируемой космической станции, для которой он подготовил дизайн и технический план. Космическая станция, которую он задумал, должна была стать сборочной платформой для будущей пилотируемой лунной экспедиции. Он также разработал концепции пилотируемых полетов на Марс. Чтобы популяризировать свои идеи, фон Браун начал работать с Уолтом Диснеем в качестве технического директора Disney Studios, которая сняла три фильма об освоении космоса, собравшие огромную аудиторию. Фон Браун также опубликовал буклет в 1959 году, в котором описал свою концепцию пилотируемой посадки на Луну.

В 1957 году, после запуска первого спутника, Соединенные Штаты решили поручить фон Брану и его немецкой команде создать орбитальную ракету-носитель. 29 июля 1958 года было официально создано НАСА, а два года спустя был открыт Центр космических полетов Маршалла в Хантсвилле. Фон Брауна и его команду перевели в НАСА, и ему назначили первым директором центра, который он занимал десять лет. После серии разочаровывающих испытаний и экспериментов первым важным успехом Центра Маршалла стала разработка ракет «Сатурн», способных доставлять тяжелые грузы на околоземную орбиту. Следующим шагом стала программа пилотируемых полетов на Луну под названием «Аполлон». Мечта фон Брауна помочь человечеству достичь Луны стала реальностью 16 июля 1969 года. Ракета Сатурн V Центра Маршалла отправила экипаж Аполлона-11 на Луну.

После серии внутренних конфликтов и сокращения бюджета фон Браун решил уйти в отставку, считая свою миссию в НАСА выполненной. Вскоре после этого он стал вице-президентом по проектированию и развитию Fairchild Industries, аэрокосмической компании из Джермантауна, штат Мэриленд. Хотя год спустя у него обнаружили рак почки, он продолжал работать и публично говорить о космических полетах и ​​ракетной технике. Он также основал и развил Национальный космический институт. Когда его здоровье начало ухудшаться, фон Браун был вынужден полностью уйти на пенсию в 1976 году.

Миссия Apollo 11, первая пилотируемая лунная миссия, запущенная из Космического центра Кеннеди во Флориде через Центр космических полетов им. Маршалла, разработала ракету-носитель Saturn V 16 июля 1969 года и благополучно вернулась на Землю 24 июля 1969 года.

Детские шалости

Страсть к науке у Вернера, который появился на свет в марте 1912 года, пробудилась рано. Когда фон Брауну было 13 лет, после конфирмации мать подарила ему телескоп. С того времени его мечтой стало покорение Луны. Отец Вернера был министром сельского хозяйства Веймарской республики, мальчик получил хорошее образование и мог себе позволить больше, чем его сверстники. Жизнь Вернера встала на свой, оказавшийся историческим, путь, когда он узнал об успешных разработках ракетных двигателей, которыми занимались его соотечественники Вальер и Опель. Фон Браун буквально загорелся идеей создать ракетный двигатель.

Начать решил с сигнальных ракет, поехал в Берлин и купил там полдюжины петард. Он привязал их к небольшому фургончику и поехал к одной из главных берлинских улиц — к Тиргартен-Аллее. Очевидно, что он хотел публичности своего первого «научного» эксперимента. Чудом никто не пострадал, хотя для этого были все шансы: фургон разогнался до высокой скорости, извергая языки пламени от ракет. Вернера тут же арестовала полиция, но, благодаря высокому положению отца в обществе, его вскоре отпустили. Тогда ещё никто не мог догадываться, что этот мальчик станет «отцом американской космической программы и НАСА».

Германия: Вундерваффе

Немецкая ракета А-2, над которой работал фон Браун, уже в 1934 г. весила более полутонны, имела тягу в 1т, а высота её полета достигла 3,5 километров. К 1942 году его ракета А-4 весила уже 13 тонн, имела созданный Вальтером Тилем двигатель с тягой в 25 тонн и могла забросить 800 кг взрывчатки на расстояние в 320 километров, а в первом испытательном полёте поднялась на высоту 80 км.

С точки зрения технологий это было самым настоящим чудом: разница в два порядка по массе и тяге с ближайшими аналогами это примерно как разница между детским велосипедом и гоночным болидом Формула-1.

Не удивительно, что фюрер был в восторге от детища фон Брауна и 22 декабря 1942 года подписал указ о создании на его базе оружия возмездия — ракеты Фау-2.

Брауну удалось сотворить очередное чудо и наладить серийный выпуск ракет — до 900 в месяц. Всего было создано около 5000 ракет, тут же отправившихся своим ходом в Париж, Лондон или Антверпен.

Чудеса всегда обходятся недёшево, но волшебство фон Брауна получилось особенно кровавым. От взрывов ракет в Лондоне погибло около 2700 человек, а вот их производство унесло примерно в 10 раз больше жизней. Для обеспечения ракетного завода рабочей силой рядом с ним был создан концентрационный лагерь Дора, поставлявший заводу рабов. После войны в лагере нашли зарытыми 25 тыс. трупов, и ещё 5 тыс. человек было расстреляно непосредственно перед наступлением американской армии.

В целом ракетная программа принесла фашистской Германии больше вреда, чем пользы. Ракеты были чертовски дороги и крайне неэффективны в качестве оружия. Танк «Тигр» стоил 800 тыс. рейхсмарок, а Фау-2 около 120 тыс. Иными словами, фон Браун лишил фронт почти тысячи «Тигров» или восьми тысяч истребителей Ме 109Е, которые были бы куда более грозной военной силой.

Уинстон Черчилль в своих мемуарах писал: «Это было счастье, что немцы посвятили свои усилия созданию ракет… Даже наши бомбардировщики «Москито», которые стоили (если сравнивать стоимости одного экземпляра) не дороже ракет, сбрасывали за время своей жизни в среднем 125 т взрывчатки в радиусе 1,5 км от цели, в то время как ракеты доставляли всего 1 т при среднем рассеивании в 25 км».

Более того, для производства газовых рулей ракет Фау-2 использовался дефицитный графит, который был так необходим немецким учёным для создания ядерной бомбы. Ещё в 1942 году они серьёзно опережали американцев и кто знает, что они успели бы сделать, если бы не конкуренция за этот ресурс с фон Брауном.

Оружием Фау-2 оказалась плохим, но как ракета она была для того времени безупречна. Именно она первой в мире преодолела скорость звука и совершила первый суборбитальный космический полёт, достигнув в 1944 году при вертикальном запуске высоты в 188 км.

Тяга к космосу чуть не стоила фон Брауну жизни: после того, как до гестапо дошли данные о том, что фон Браун с коллегами Клаусом Риделем и Гельмутом Греттрупом проектируют корабль для полёта на Марс и рассчитывают орбиты спутников, фон Брауна арестовали.

Две недели он провёл в тюрьме гестапо, пока Альберт Шпеер, рейхсминистр вооружений и военной промышленности, не убедил Гитлера восстановить фон Брауна в должности, чтобы программа «Фау-2» могла продолжаться.

Когда весной 1945 года Красная Армия подошла на 160 км к Пенемюнде, фон Браун серьезно задумался о своей дальнейшей судьбе. У охраны из СС существовал приказ, согласно которому всех разработчиков ракет должны были уничтожить при малейшей вероятности их попадания в руки противника, но фон Брауна такой вариант развития событий не устраивал, поэтому он решил сдаться американцам

Важно было не ошибиться и случайно не попасть к англичанам, которые активно за ним охотились — чтобы повесить за бомбардировки Лондона. Гельмут Греттруп, правая рука фон Брауна, посчитал, что двум медведям в одной берлоге будет тесно и решил, что сможет лучше удовлетворить свои амбиции, сдавшись русским

Вернер фон Браун (1912 – 1977)

Вернер фон Браун был ракетным ученым, аэрокосмическим инженером и космическим архитектором. Множество важных ракетных технологий, разработанных в ходе космической гонки, обязаны своим появлением фон Брауном. Он работал при нацистском режиме в Германии и в США после войны. Будучи в Германии, он разработал ракету V-2 для штурма Лондона. После переезда в США он разработал баллистическую ракету средней дальности. Однако несмотря на всю любовь к оружию, по-настоящему его увлекали только космические полеты. Работая с NASA, он стал главным архитектором ракеты «Сатурн-V» и директором Центра космических полетов имени Маршалла. Ракета «Сатурн-V» отвезла «Аполлон» и доставила людей на Луну.

Сергей Королёв

Сергей Павлович Королев (1906 (12 января 1907 по новому стилю) – 1966)

Молодой авиационный конструктор после встречи с Циолковским увлекся идеей полета в стратосферу, добился создания в Москве общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В 1938–44 находился в заключении, в лагерях и в «спецтюрьме», где можно было работать по профессии.

В 1946-м был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде (сегодня это город Королёв), для разработки баллистических ракет дальнего действия. Был руководителем и идеологом советских космических побед, первым среди равных в Совете главных конструкторов. Его мнение было решающим при выборе кандидатуры первого космонавта…

Для общественности Королёв оставался засекреченным безымянным Главным Конструктором, и публиковался под псевдонимом. Только после смерти академика его подлинное имя стало всесоюзно известным, а портреты появились в учебниках и журналах.

Вторая Мировая Война

В ноябре 1937 года фон Браун стал официальным членом Национал-социалистической партии, хотя его отношения с нацистским режимом на протяжении всего времени были очень сложными и неоднозначными. Он не занимался политической деятельностью, но опасался, что отказ вступить в партию отвлечет его от работы. Однако в мемуарной статье 1952 года фон Браун признался, что испытывал патриотические чувства и находился под влиянием обещаний нацистов восстановить величие Германии. Он также признал, что не уважает Гитлера и считает его напыщенным человеком без стеснения.

В 1940 году фон Браун вступил в Allgemeine SS, главную военизированную организацию нацистской партии, где ему было присвоено звание унтерштурмфюрера (младшего лейтенанта). Позже он объяснил, что лидер СС Гиммлер отправил ему твердое приглашение вступить в СС, пообещав, что ему не нужно выполнять какие-либо задачи, которые отвлекут его от работы в ракетной технике. Тем не менее, фон Браун трижды продвигался по службе, и в июне 1943 года он стал штурмбанфюрером СС (майором).

Новая ракетная программа, разработанная режимом, имела замечательный успех, но в ней не хватало рабочих. Генерал СС Ханс Каммлер, инженер многих концентрационных лагерей, предложил использовать заключенных лагерей в качестве рабов в программе. Главный инженер ракетного завода Фау-2 Артур Рудольф согласился с предложением. Многие люди погибли в условиях пыток, крайней жестокости и истощения во время строительства ракет Фау-2. Хотя фон Браун несколько раз посетил предприятие Mittelwerk и согласился, что условия работы на заводе были суровыми, он утверждал, что никогда не понимал масштабов зверств. В 1944 году он понял, что смертельные случаи действительно имели место несколько раз.Заключенный Бухенвальда позже утверждал, что фон Бран отправился в концлагерь, чтобы выбрать рабов, и что он проходил мимо трупов людей, замученных до смерти во время его частых посещений лагеря, но этого он, казалось, никогда не замечал. В своих трудах фон Браун признавался, что знал об условиях работы, но чувствовал себя неспособным что-то изменить. Друзья фон Брауна признались, что слышали, как он говорил о Миттельверке, и описывали это место как адское. Он также сказал своим друзьям, что когда он пытался поговорить с охранником СС о том, как он обращается с рабочими, охранник угрожал ему. Член группы фон Брауна Конрад Данненберг был убежден, что, если бы фон Браун протестовал против жестокости СС, его бы застрелили.фон Браун признался, что знал об условиях работы, но не мог что-то изменить. Друзья фон Брауна признались, что слышали, как он говорил о Миттельверке, и описывали это место как адское. Он также сказал своим друзьям, что когда он пытался поговорить с охранником СС о том, как он обращается с рабочими, охранник угрожал ему. Член группы фон Брауна Конрад Данненберг был убежден, что, если бы фон Браун выразил протест против жестокости СС, его бы застрелили.фон Браун признался, что знал об условиях работы, но не мог что-то изменить. Друзья фон Брауна признались, что слышали, как он рассказывал о Миттельверке, и описывали это место как адское. Он также сказал своим друзьям, что когда он пытался поговорить с охранником СС о том, как он обращается с рабочими, охранник угрожал ему. Член группы фон Брауна Конрад Данненберг был убежден, что, если бы фон Браун протестовал против жестокости СС, его бы застрелили.Член группы фон Брауна Конрад Данненберг был убежден, что, если бы фон Браун протестовал против жестокости СС, его бы застрелили.Член группы фон Брауна Конрад Данненберг был убежден, что, если бы фон Браун протестовал против жестокости СС, его бы застрелили.

С октября 1942 года фон Браун находился под наблюдением после того, как он и двое его коллег выражали сожаление по поводу того, что не работали на космическом корабле, и говорили о возможности проиграть войну. В опубликованном о нем отчете фон Браун был также ложно обвинен самим Гиммлером в том, что он сочувствует коммунистам, который пытался саботировать ракетную программу. Таким образом, отношения фон Брауна с нацистским режимом приняли неожиданный оборот. Обвиняемый в государственной измене, фон Браун подвергался смертной казни.

14 марта 1944 года фон Браун был арестован гестапо и помещен в камеру в Штеттине, Польша. Он провел в камере две недели, даже не подозревая о предъявленных ему обвинениях. Альберт Шпеер, министр боеприпасов и военного производства, пытался убедить Гитлера в невозможности продолжения ракетной программы без руководства фон Брауна. Гитлер уступил, и фон Браун вернулся к работе над ракетной программой.

Вернер фон Браун (в гражданской одежде) в Пенемюнде, март 1941 года.

Охота за головами

Производство немцами «оружия возмездия» долгое время оставалось тайной для мировых разведок. Только в 1943 году французами была создана спецслужба «Марко Поло», которая занималась разведкой высоких технологий Третьего рейха и передавала собранные сведения США и Великобритании. С того времени «охота за головами» стала для союзнических разведок самым приоритетным направлением деятельности.

В ноябре 1944 года объединенный комитет начальников штабов США создал «Комитет промышленно-технической разведки». Управление стратегических служб в рамках секретной операции Overcast занялось вывозом немецких ракетчиков для работы в США. Самой «вожделенной головой» был для американцев фон Браун. К его обнаружению спецслужбы привел список из 1500 ученых, найденный в туалете разбомбленного Кёльнского университета. Вернер фон Браун стоял в этом списке на первом месте. Как оказалось впоследствии, решение о сдаче американцам было принято коллективом ученых намного раньше, чем произошло это историческое событие. Фон Браун даже был помещён под арест за высказывания «пораженческих» взглядов.

Долго операцию Overcast держать в секрете не получилось. О ней узнали американские СМИ и сразу назвали программу «ввозом в страну нацистских преступников». Для избежания огласки в марте 1946 года операцию переименовали в Paperclip, а немецкие ученые числились по документам «жертвами нацизма».

На Луну

В 1961 году в космос полетел первый американский астронавт Алан Б. Шепард-младший на ракете Редстоун — другой ракете, разработанной фон Брауном и его командой в рамках программы вооружения. Затем ученые разработали серию ракет специально для пилотируемой космической программы. Это были ракеты «Сатурн-1», «Сатурн-1В» и «Сатурн-V». Кроме того, фон Браун активно участвовал в разработке всех трех пилотируемых космических программ: Меркурий, Близнецы и Аполлон.

В конце 1968 года космический корабль «Аполлон-8» был запущен ракетой «Сатурн-V». Впервые пилотируемый космический корабль покинул земную орбиту, облетел вокруг Луны, а затем вернулся на Землю. Спустя семь месяцев Базз Олдрин и Нил Армстронг приземлились на Луне.

Фон Браун внедрил идею, которая использовалась в миссиях при высадке на Луну — космический корабль с тремя секциями. Только одна секция фактически приземлилась на Луну, другие два вращались вокруг спутника Земли. Одна из этих секций содержала системы жизнеобеспечения, двигатель и топливо, в то время как другая использовалась для транспортировки космонавтов на лунную орбиту и обратно. Лишь эта последняя секция вернулась на Землю.

Несмотря на то, что высадка на Луне имела невероятный успех, финансирование НАСА было резко сокращено из-за трудных экономических времен. Фон Браун покинул НАСА в 1972 году и стал президентом частной аэрокосмической компании. Он умер 16 июня 1977 года в Александрии, штат Вирджиния.

Вернер фон Браун в своем кабинете. На заднем плане видно модели ракет, которые он сконструировал. Фото:

4Гармиш-Партенкирхен

Американцы держали фон Брауна с его командой под арестом в тихом курортном городке Гармиш-Партенкирхен, в предгорьях Альп. Высшие чины командования США хорошо знали, сколь ценная добыча попалась им в руки: фамилия фон Брауна возглавляла «Чёрный список» — кодовое наименование перечня немецких учёных и инженеров из числа тех, кого американские военные эксперты хотели бы допросить как можно скорее. По результатам интенсивных допросов немедленно предпринимались меры, спешно направлялись в разные уголки Германии специальные поисковые группы для изъятия документации, материалов и розыска людей.

19 июля 1945 года, за два дня до запланированной передачи территории в зону советской оккупации, майор американской армии Роберт Б. Стэвер, шеф отдела реактивного движения Исследовательской и разведывательной службы Артиллерийского корпуса армии США в Лондоне и подполковник Р. Л. Уильямс посадили фон Брауна и руководителей его отделов в джип и доставили из Гармиша в Мюнхен. Затем группу перевезли по воздуху в Нордхаузен, а на следующий день — на 60 км юго-западнее, в городок Витценхаузен, находившийся в американской зоне оккупации. Фон Браун ненадолго задержался в центре допросов «Дастбин», где представителей элиты Третьего рейха в области экономики, науки и техники допрашивали английские и американские разведслужбы.

20 июня 1945 года госсекретарь США одобрил переезд фон Брауна и его сотрудников в Америку. Браун вошёл в число тех учёных, для которых Объединённое агентство по целям разведки США создало фиктивные биографии и удалило упоминания о членстве в НСДАП и о связях с нацистским режимом из открытых записей. «Отмыв» их от нацизма, американское правительство таким образом дало учёным гарантии безопасности для работы в США.

Юрий Гагарин

Юрий Алексеевич Гагарин (1934 – 1968)

Его открытая улыбка, кажется, вместила всё лучшее, что было в России и в СССР в ХХ веке. 1 сентября 1941 года Юрий пошел в первый класс клушинской сельской школы. Через полтора месяца деревню заняли гитлеровцы. Полтора года семья Гагариных терпела невзгоды оккупации. В 1954-м Гагарин – учащийся индустриального техникума – поступил в Саратовский аэроклуб. Его учителями стали фронтовые летчики – герои Советского Союза. Потом – авиационное училище и служба на Северном флоте. Старший лейтенант Гагарин прошел отбор в отряд космонавтов и, после тяжелых испытаний, был избран для самой опасной и ответственной миссии.

О дальнейшем знает весь мир. После полета Гагарин стал лицом страны – и с этой ролью он справлялся тоже безупречно. Не забывал и службу в отряде космонавтов. Но на славу ему было отведено лишь семь лет. 28 марта 1968 года первый в мире космонавт трагически погиб во время тренировочного полета. Оплакивала Юрия Гагарина вся страна. Не по разнарядке.

Швейцарец-голландец

Интеграция фон Брауна в американскую жизнь проходила непросто. Он прекрасно понимал, что с распростертыми объятьями он будет принят не везде. По приезду в штаты, когда он в сопровождении майора Хэмилла ехал на поезде из Вашингтона в Эль-Пасо, к нему обратился один из пассажиров. У Брауна был сильный акцент и он представился швейцарцем, работающим в отрасли производства стали. Оказалось, что попутчик сам не раз бывал в Швейцарии, а о производстве стали знает не понаслышке, хорошо еще, ему было пора выходить. Прощаясь с Брауном, незнакомец крепко сжал ему руку и сказал: «Если бы не вы, швейцарцы, то нам вряд ли удалось бы одержать победу над Германией».

Фон Брауну непросто давалось вхождение в американское общество. В документах спецслужб он фигурировал под прозвищем «голландец». Браун же хотел стать своим, американцем. Он искренне хотел публичности и славы, учил английский язык и отрабатывал разговорную речь, записывая себя на магнитофон. Своего он добился.

Валентин Глушко

Валентин Петрович Глушко (1908 – 1989)

Академик Глушко, без преувеличений, основоположник ракетного двигателестроения. А говоря проще – один из отцов мировой космонавтики. С Циолковским он переписывался еще в первой половине двадцатых, тогда же написал свои первые статьи о космических полетах. Как и Королев, был арестован, работал в шарашках. После войны стал главным конструктором ОКБ-456, давшего стране жидкостные ракетные двигатели, которые и поднимут наши ракеты в космос. Двигатели Глушко остаются непревзойденными.

А в 1974 году он стал полноправным руководителем космической отрасли в СССР, возглавив ОКБ «Энергия», в котором объединились детища Королёва и самого Валентина Петровича. Он возглавил проект «Энергия – Буран» – последнее реализованное великое начинание советской космонавтики.

Основные достижения ученого

Благодаря результатам многолетнего труда Алексея Федоровича в 1954 году была создана серия специального космического оборудования «Трал», обеспечивающего коррекцию движения ракеты. Данное устройство считается первым в мире изобретением, позволяющим полностью контролировать траекторию перемещения объекта в пространстве.

Также по инициативе Богомолова было предпринято оборудовать все летательные аппараты электронным сигналом, передающим картинку. Наличие телевидения внутри летательного аппарата позволило контролировать состояние космонавта, а также обстановку на борту. Пятью годами позже ученый участвовал в разработке антенного комплекса «Орбита», который передавали телевизионный канал на территории всего государства.

В конце 60-х годов разработки ученого в области антенн привели к созданию устройств, обеспечивающих связь с космическими аппаратами, запущенными к объектам солнечной системы. А уже в 80-х им был разработан космический радиолокатор, позволяющий проводить исследования по анализу состояния поверхности планет.

Еще одним достижением деятельности Алексея Федоровича считается вклад в развитие международных космических отношений, прежде всего, в советско-индийской коллегии. Под его руководством был разработан и введен в эксплуатацию канал связи, приема и обработки информации с индийским ИСЗ.

Николай Пилюгин (1908 – 1982)

По предложению Сергея Королева Пилюгин стал с 1946 года главным конструктором автономных систем управления в НИИ и членом легендарного Совета главных конструкторов, учрежденного Королевым. Однако широкой общественности Николай Алексеевич был известен не только и не столько своими оборонными разработками, которым посвятил большую часть своего рабочего времени, а как «штурман космических трасс»: при его непосредственном участии были созданы системы управления ракетами-носителями, а также первое и другие поколения космических аппаратов для мягкой посадки на Луну и Венеру, для облета планет, для спутников Марса и других.

Примечательно также и то, что по окончании Второй мировой войны коллектив под руководством Пилюгина с энтузиазмом продолжил разработку отечественной баллистической ракеты Р-1, в основе которой лежала немецкая Фау-2. Пришлось идти непроторенным путем, изготавливать и отлаживать новые элементы заново и впервые. Но Пилюгин с задачей справился, и ракеты Р-1 имели более высокие летно-технические характеристики и более высокую точность попаданий, чем даже Фау-2.

Общими усилиями советские деятели сферы освоения космоса не только проложили «дорогу в космос», с нуля написав все основные главы развития ракетостроения, но и сумели вывести Советский Союз в лидеры на фоне космической гонки. К сожалению, с окончанием космической гонки и распадом Советского Союза освоение космоса (не только в России, но и в других странах) на государственном уровне приобрело только номинальное значение.

Но что будет завтра? Появятся ли новые Циолковские, Королевы, Кондратюки и Цандеры, которые будут не просто руками — силой мысли выводить людей за пределы Солнечной системы и дальше? Ответить на этот вопрос придется вам, дорогие читатели.