Температура на марсе: среднесуточные показатели и причины холодного климата

Планета марс, краткое описание поверхности, фактические масса и радиус, особенности и характеристики, орбита и расстояние, тайны и загадки

Атмосфера

У Марса очень тонкая и разреженная атмосфера, которая не защищает поверхность планеты от вредоносного излучения. Она не пригодна для жизни человека.

Состав марсианской атмосферы

Компоненты атмосферы Содержание, в %
Углекислый газ 95,97
Аргон 1,93
Азот 1,89
Кислород 0,146
Прочие компоненты Менее 0,1%

Под «прочими» компонентами в таблице понимаются оксид углерода, оксид азота, оксид водорода, ксенон и другие газы.

На Марсе наблюдаются так называемые «пыльные дьяволы» — вихревые движения воздуха в виде торнадо. Размер пылевых частиц в торнадо достигает 1,5 микрометров. «Дьяволы» встречаются и на Земле, но на Красной планете они намного больше и достигают в высоту нескольких километров.

Есть ли жизнь на Марсе

Это один из самых интересующих землян вопросов. Миссия Кьюриосити обнаружила на четвертой планете от Солнца органические молекулы. Возраст пород, где они были обнаружены – порядка 3,5 млрд. лет. Это говорит о том, что в прошлом на Марсе существовала жизнь. Метеориты с планеты также свидетельствуют о наличии жизни.

Эксперименты на выживаемость сине-зеленых водорослей и лишайников в инопланетных условиях показывают, что подобные организмы не только выживают, но и фотосинтезируют. Значит, они теоретически способны выживать в небольших пещерах и трещинах. Также, гипотетически, земные организмы могут выживать во внеземных условиях после их переноса с Земли.

О наличии возможных признаков жизни говорит содержание метана в атмосфере. На нашей планете этот газ образуется в результате жизнедеятельности микробов.

В данное время поиски жизни на Красной планете продолжаются.

Колебания температуры днем и ночью

Для каждого времени года характерна своя температура Марса днем и ночью:

• летом в одном и том же месте поверхность прогревается до 20°С в дневное время, опускается ниже -55°С в ночной период;
  • осенью температуры в течение светового дня достигают 5-8°С, в темное время падают до -83°С;
  • в зимний период днем показатели составляют от -1°С до 6°С (на экваторе — до 8°С), ночью грунт промерзает до -87°С, а в области полюсов регистрируют -123°С;
  • весна — это некомфортный, но предсказуемый сезон: днем почва прогревается до -16°С, в ночное время она остывает до -87°С.

Зима на планете Марс. Credit: donetsk.kp.ru.

Времена года в каждом из полушарий длятся по-разному. В северном наблюдаются короткие и относительно теплые зимы, а лето длительное и прохладное. В южном зимы более холодные и долгие, однако летний период краткий и теплый. Это объясняется траекторией вращения планеты. Во время наступления зимы в северном полушарии Марс проходит через перигелий орбиты (ближайшее расстояние к Солнцу), а когда в южном — через афелий (максимальное удаление).

Ученые нашли оазисы, где колебания температур менее выражены. Они находятся на плато Солнца (в области озера Феникс) и на земле Ноя. Здесь поверхность прогревается в летнее время до 22°С днем и остывает до -53°С ночью. Зимой показатели составляют -43°С в световой период и -103°С, когда область планеты закрыта от Солнца.

Разлад в марсианскую атмосферу вносят пылевые ураганы, которые могут образовываться в любое время суток. На радарах землян природное явление регистрируется как тепловое облако, энергия которого быстро рассеивается. Ураганы длятся по два месяца, разносят по поверхности планеты до 13% тепла.

С приходом ночи атмосфера планеты может генерировать внезапные снежные бури, нагоняемые мощными ветрами. Исследования аппарата «Феникс» опровергли мнение, что снежинки оседают на поверхность планеты медленно, в безветренных условиях. Выяснилось, что процесс идет скоротечно, во время резкого высвобождения тепла из марсианской атмосферы. Объем выпадающих осадков при этом невелик.

Космический аппарат «Феникс». Credit: howlingpixel.com.

Марсианский снег — частички двуокиси углерода. Он напоминает разреженный туман, оседающий на поверхность. С наступлением нового дня углекислый газ нагревается и снова поднимается на поверхность. Окутывая почву туманом, он постепенно испаряется.

Исследование планеты с помощью летательных аппаратов

Исследование Марса с помощью беспилотных летательных аппаратов (НЛА) началось в конце ХХ века.

Исследование Марса с помощью НЛА

Дата Направления исследований
1960-е годы СССР отправил к Марсу 9 беспилотных зондов, которые так и не долетели до Красной планеты
1964 г. Беспилотник НАСА «Маринер-3» не добрался до Марса, а «Маринер-4» долетел до планеты и сделал ее первые снимки и получил сведения об атмосферном давлении, магнитном поле и радиационном поясе планеты
1969 г. Марс исследовали беспилотники «Маринер-6» и «Маринер-7»
1970 г. СССР пытался запустить к Марсу аппарат «Космос-419», но он вышел из строя при запуске
1971 г. СССР запустил аппараты «Марс-2» и «Марс-3». Через 7 месяцев они достигли Марса. Первый аппарат разбился при посадке, второй успешно приземлился, но вел передачу всего 14,5 секунд.

США отправили на Марс аппараты «Марс-8» и «Марс-9». Первый упал в Атлантический океан. Второй закрепился на орбите Марса и сделал несколько снимков, которые позволили предположить, что ранее на планете была жидкая вода

1973 г. СССР запустил на Марс аппараты «Марс-4», «Марс-5», «Марс-6», «Марс-7». Все, кроме последнего беспилотника, принесли немалую пользу. «Марс-5», к примеру, прислал 60 снимков Марса.
1975 г. Стартовала миссия «Викинги», в рамках которой к Марсу были отправлены два орбитальных беспилотника и два посадочных аппарата, которые отслеживали биосигналы, изучали сейсмические, магнитные и метеорологические характеристики планеты
1990-е гг. Космический корабль Mars Pathfinder приземлился на Марсе и протестировал огромное количество технологий
1999 г. Mars Global Surveyor установил слежку за Марсом на полярной орбите, исследовал магнитное поле, сделал первые трехмерные обзоры полярной шапки
2001 г.. «Марс Одиссей» использовал спектрометры, чтобы обнаружить доказательства жизни
2002 г. На Марсе обнаружены огромные запасы водорода
2003 г. На Красную планету прибыл «Марс-экспресс» с зондом. Роверы Spirit, Opportunity изучали горные породы и почву. «Бигл-2» подтвердил наличие водяного и углекислого льда на территории южного полюса
2006 г. MRO осуществил поиск воды, льда, минералов на поверхности планеты и в ее недрах. Исследовал марсианскую погоду, поверхность, чтобы отыскать наилучшие места для посадки
2012 г. Ровер Curiosity высадился в кратере Гейл
2014 г. MAVEN изучал атмосферу планеты
2020 г. К Марсу отправились миссии из США, Китая, ОАЭ

Как менялась температура на Марсе?

А как насчет прошлого? Марсоходы и зонды демонстрируют участки с эрозией, к чему могла привести жидкая вода. Это намекает на то, что ранее Марс был не только теплым, но и влажным. Однако Красная планета уже 3 млрд. лет остается сухой и морозной. Некоторые считают, что процесс остывания запустился 4 млрд. лет назад. Однако следы эрозии не исчезли, потому что нет воды в жидком состоянии или тектоники плит. Присутствует ветер, но его силы не хватает, чтобы трансформировать поверхность.

Исследователям важно отслеживать теплую погоду и жидкую воду, потому что они необходимы для зарождения и эволюции жизни. К тому же, если мы планируем дальнейшее изучение и колонизацию, то нам не обойтись без водных источников

На миссию уйдет минимум несколько лет. До прибытия экипажа можно расплавить водяной лед и очистить его.

Если с температурой Марса еще можно бороться, то вода выступает главным препятствием для колонизации. Осталось лишь разработать технологию, которая безопасно доставит нас туда и обратно. Теперь вы знаете, как температура на Марсе днем и ночью.

Бог войны Марс в древнеримском пантеоне считался отцом римского народа, охранителем полей и домашних животных, потом покровителем конных состязаний. Его именем названа четвертая от Солнца планета. Наверное, кроваво-красный вид планеты вызывал у первых наблюдателей ассоциации с войной и смертью. Даже получили соответствующие названия — Фобос («страх») и Деймос («ужас»).

Красная загадка

У каждой планеты есть свои загадки, но ни одна из них так не интриговала землян, как Марс. Необъяснимым долгое время оставался необычный красный вид планеты, интересным представлялось и то, какая температура на Марсе, и не от этого ли зависит его цвет. Это сегодня каждый школьник знает, что обильное содержание в марсианской почве железных минералов придает ей такую окраску. А в прошлом были одни вопросы, на которые искали ответы самые пытливые умы землян.

Холодная планета

По своему возрасту эта планета такая же, как Земля и остальные соседи по Солнечной системе. Ученые предполагают, что ее рождение произошло 4,6 миллиарда лет тому назад. И хотя в истории развития планеты еще не все выяснено, многое уже удалось установить, в том числе и то, какая температура на Марсе.

Сравнительно недавно были обнаружены большой толщины залежи льда на полюсах в обоих полушариях. Это является свидетельством того, что на планете когда-то существовала жидкая вода. И температура Марса, возможно, была совершенно другой. Многие ученые предполагают, что если на поверхности есть лед, то вода должна сохраниться и в горных породах. А наличие воды является подтверждением того, что здесь когда-то была жизнь.

Установлено, что атмосфера планеты имеет плотность в 100 раз меньше земной. Но несмотря на это, в слоях марсианской атмосферы образуются облака и ветер. Над поверхностью иногда бушуют огромнейшие пылевые бури.

Какая температура на Марсе, уже известно, и благодаря полученным данным, можно сделать вывод о том, что на красной соседке значительно холоднее, чем на Земле. В районе полюсов зимой была зафиксирована составлявшая -125 градусов по Цельсию, а самая высокая летом достигает +20 градусов в области экватора.

Чем отличается от Земли

Между планетами есть много отличий, некоторые из них довольно существенные. Марс по размерам намного уступает Земле, в два раза. И расположена планета намного дальше от Солнца: расстояние до светила почти в 1,5 раза дальше, чем у нашей планеты.

Так как масса планеты сравнительно небольшая, то и на ней практически в три раза меньше, чем на Земле. На Марсе, также как и на нашей планете, наблюдаются разные времена года, но их длительность практически в два раза больше.

В отличие от Земли, Марс, температура воздуха которого в среднем составляет -30…-40°С, имеет сильно разреженную атмосферу. В ее составе преобладает углекислый газ, что предполагает отсутствие Поэтому на протяжении суток температура на Марсе у поверхности существенно меняется. Например, в полдень она может быть -18° С, а вечером — уже -63° С. Ночью на экваторе фиксировали температуру и в 100 градусов ниже нуля.

Марс находится дальше от Солнца, чем Земля, поэтому, как и следовало ожидать, температура на Марсе холоднее. По большей части на планете очень холодно. Исключение составляют только летние дни на экваторе. Даже на экваторе, температура на планете Марс ночью падает ниже нуля. В летние дни, днем она может быть около 20 градусов по Цельсию, но ночью падает до -90 С.

Орбита

Марс имеет высоко эллиптическую орбиту, так что температура меняется совсем немного, когда планета вращается вокруг Солнца. Так как он имеет наклон оси похожий на Земной (25,19 на Марс, а на Земле 26,27), то планета имеет сезоны. Добавьте к этому тонкую атмосферу, и вы сможете понять, почему планета не в состоянии удерживать тепло. Марсианская атмосфера состоит из более чем 96% углекислого газа. Если планета была в состоянии удержать атмосферу, то углекислый газ вызвал бы парниковый эффект, который нагрел бы его.

Следы водной эрозии, снимок Mars Odyssey

Орбитальные аппараты передали изображения, которые указывают на эрозию, вызванную жидкой водой. Это указывает на то, что Марс когда-то был значительно теплее и влажнее. Эрозия не исчезла, потому что в настоящее время нет жидкой воды или тектоники плит, чтобы сильно изменить пейзаж. Есть ветер, но он не достаточно сильный, чтобы изменить поверхность.

Температура

Средняя температура на Марсе значительно ниже, чем на Земле, — около −40°С. При наиболее благоприятных условиях летом на дневной половине планеты атмосфера прогревается до 20°С — вполне приемлемая температура для жителей Земли. Но зимней ночью мороз может достигать −125°С. При зимней температуре даже углекислота замерзает, превращаясь в сухой лед. Такие резкие перепады температуры вызваны тем, что разреженная атмосфера Марса не способна долго удерживать тепло. В результате многочисленных измерений температур в различных точках поверхности Марса получается, что днём на экваторе температура может доходить до +27°С, но уже к утру падает до −50°С.

На Марсе существуют температурные оазисы, в районах «озера» Феникс (плато Солнца) и земли Ноя перепад температур составляет от −53°С до +22°С летом и от −103°С до −43°С зимой. Таким образом, Марс — весьма холодный мир, однако климат там ненамного суровее, чем в Антарктиде.

Климат Марса , 4.5ºS, 137.4ºE (с 2012 — до сегодняшнего)
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 6 6 1 7 23 30 19 7 7 8 8 30
Средний максимум, °C −7 −18 −23 −20 −4 2 1 1 4 −1 −3 −5,7
Средний минимум, °C −82 −86 −88 −87 −85 −78 −76 −69 −68 −73 −73 −77 −78,5
Абсолютный минимум, °C −95 −127 −114 −97 −98 −125 −84 −80 −78 −79 −83 −110 −127

Марс
— это суровый, холодный мир, условия на котором очень отличаются от привычных нам. Несмотря на то, что Солнце (при взгляде с поверхности Марса) кажется здесь лишь немногим меньше, чем при наблюдении с Земли, на самом деле Марс находится от него на расстоянии , то есть значительно дальше, чем наша планета (149,5 млн. км.). Соответственно, и солнечной энергии этой планете достается на четверть меньше, чем Земле.

Однако расстояние от Солнца — только одна из причин того, почему планета Марс — холодная планета. Вторая причина — это слишком тонкая , состоящая на 95% из углекислого газа, и неспособная удержать достаточного количества тепла.

Почему атмосфера так важна? Потому что для нашей (и любой другой) планеты, она служит своего рода «термобельем», или «одеялом», препятствующим слишком быстрому остыванию поверхности. А теперь представьте, что если на Земле, с её весьма плотной атмосферой, в зимние периоды температура падает в отдельных регионах до -50-70 градусов по Цельсию, насколько холодно должно быть на Марсе, чье одеяло-атмосфера тоньше земной в 100 раз!

Снег на Марсе — пейзаж, как его увидел один из марсоходов на поверхности красной планеты. Честно говоря, у нас в Якутии я наблюдал точь в точь такие же пейзажи

Вода

До середины прошлого века ученые считали, что воду можно найти на Марсе в жидком состоянии, и это дало основание утверждать, что на красной планете существует жизнь. Эта теория была основана на том факте, что на планете были четко видны светлые и темные области, которые очень напоминали моря и континенты, а длинные темные линии на карте планеты напоминали долины рек. Но после самого первого полета на Марс стало очевидно, что вода из-за слишком низкого атмосферного давления не может быть жидкой на семидесяти процентах поверхности планеты.

Русла на Марсе

Кроме того, многие ученые убеждены, что темные полосы на высотах гор — это следы присутствия жидкой соленой воды в это время: потоки воды появляются в конце лета и исчезают в начале зимы. О том, что это вода, свидетельствует тот факт, что полосы не преодолевают препятствие, а наоборот, обтекают его, иногда расходятся, а затем снова сливаются (они очень хорошо видны на карте планеты). Некоторые особенности рельефа указывают на то, что русла рек при постепенном подъеме поверхности сместились и продолжили течь в удобном для них направлении.

Еще один интересный факт, свидетельствующий о наличии воды в атмосфере, — это толстые облака, появление которых связано с тем, что неравномерный рельеф планеты направляет воздушные массы вверх, где они охлаждаются и водяной пар в их содержимом конденсируется в кристаллы льда.

Каким цветом настоящий Марс

Миф о том, что этот космический объект равномерно окрашен в красный цвет, давно развенчан. Когда марсианский ветер выбрасывает в атмосферу ржавую пыль, небо становится розовым, а планета снаружи кажется красноватой. Изучив изображения, полученные с марсохода или спутника, становится ясно, какого цвета на самом деле поверхность Марса. На самом деле преобладающий оттенок почвы красный. Однако цвет поверхности планеты с учетом местных минералов в некоторых местах приобретает светло-коричневый, бордовый или голубоватый оттенок. На самом деле, на планете очень много разных цветов. Объяснить такое буйство красок довольно просто. Оксиды железа могут быть разных цветов. А наличие белых участков говорит о том, что в этом месте есть ледник. Но из-за преобладания вещества, имеющего кровавый оттенок, на расстоянии Марс кажется равномерно красным.

Естественный цвет красной планеты

Марс не красная планета

Первые изображения, полученные марсоходами, показывают, что на планете красного цвета не только земля, но и небо. Однако некоторые скептики утверждают, что на самом деле поверхность космического тела окрашена в знакомые землянам цвета. НАСА скрыло этот факт, и причина этого в том, что поверхность обнаруживается в основном с помощью световых и инфракрасных фильтров. Это было необходимо для получения полной информации об исследуемых объектах и ​​составе почвы. Ведь фотоаппарат марсохода — это, прежде всего, фотоаппарат, а уже потом средство знакомства жителей.

Знание продолжительности полета к планете позволит вам путешествовать туда и обратно в будущем. Именно тогда мы действительно сможем обнаружить истинный цвет, но пока мы можем только смотреть на изображения и делать предположения о том, как мы будем видеть его, когда мы находимся на планете.

Марс цветной

Распределение цветов на планете неравномерное. Уже на первых снимках, сделанных с орбиты, видно, что на планете есть черные и белые пятна.
Кроме того, цвет зависит не только от химических свойств атмосферы и горных пород, но также от сезона, дня и погоды. Поэтому даже снимок одной и той же области будет отличаться по цвету.

Предлагаем вам просмотреть подборку фотографий поверхности планеты

Красная поверхность четвертой планеты Солнечной системы полна множества загадок. Исследования продолжаются, и, возможно, вскоре человечество узнает новые удивительные факты о небесном объекте.

Какой Марс мы знаем: краткое описание планеты

Среди планет земной группы большой интерес для научного сообщества представляет Марс. Ученые со всего мира потратили колоссальные усилия и ресурсы на изучение ближайших к нам небесных тел, но только Марс дал нам шанс надеяться, что Земля не так одинока в космосе. Научные факты о планете Марс указывают на то, что этот космический объект имеет очень интересные астрофизические и физические условия.

Положение Марса на небе

Красную планету заметили древние астрономы, оракулы и астрологи, они приписывали этому небесному телу самые необычные качества и свойства, влияющие на судьбы людей. Как правило, появление кровавой звезды ассоциировалось с началом боевых действий, с началом обширных и серьезных испытаний. В связи с этим наши предки дали этой маленькой планете грозное имя в честь бога войны — Марс. На самом деле красный цвет спектра света далекой звезды обусловлен большим количеством оксида железа, содержащегося в поверхностном слое марсианской коры. Об этом стало известно уже в современную эпоху, когда телескопы давали возможность смотреть в лицо космическому богу.

Впервые научные наблюдения Марса провел Галилео Галилей в 1610 году. Еще в 17 веке астрономы добавляли информацию о поверхности планеты. На Марсе были выделены темные и светлые участки, соответствующие характеристикам рельефа. Наибольший интерес вызвали яркие полярные области, но настоящая причина такого цвета поверхности планеты на полюсах была обнаружена только в ХХ веке.

Размеры планет

Хотя грозный Марс соседствует с Землей, по яркости света он уступает Венере и Юпитеру. Видимая величина Марса — -2,91 м. Среди планет земной группы красная планета — последняя. Кроме того, за орбитой Марса начинается пояс астероидов и холодный мир газовых гигантов. Каждые два года во время великой битвы на небе отчетливо видна красная звезда. В это время четвертая планета находится на самом близком расстоянии от нашего мира. Расстояние от Земли всего 77 миллионов км.

Глядя на Марс в телескопы, астрофизики получили следующие данные об этом космическом объекте:

• диаметр космического объекта;
  • состояние и форма орбиты планеты;
  • расстояние от нашей главной звезды и от Земли;
  • время обращения Марса вокруг Солнца и вокруг своей оси;
  • какие спутники Марса.

Спутники Марса

Размер Марса в два раза меньше размеров Земли. Диаметр грозного космического бога составляет всего 6779 км, а его средний радиус составляет 0,53 радиуса планеты Земля. Вес планеты — 6,4169 х 1023 кг. Это основная причина, по которой Марс имеет меньшую плотность, чем Земля — ​​3,94 г / см3 против 5,52 г / см3 у Земли. Любопытным в этом отношении является величина силы тяжести на поверхности Марса, которая составляет 38% от силы тяжести Земли. Другими словами, человек, который весит 80 кг на Земле, будет весить всего 25 кг на Марсе.

Строение Марса

Орбита Марса довольно интересна с точки зрения астрофизики. Он обладает большим эксцентриситетом, который обеспечивает нерегулярное движение планеты вокруг Солнца. В перигелии планета Марс летит на расстоянии 209 миллионов км от Солнца. В афелии это расстояние увеличивается до 249 миллионов км. Это необычное орбитальное положение связано с влиянием Земли и Юпитера, ближайших к Марсу планет. Период обращения вокруг нашей звезды превышает земные параметры. Несмотря на то, что скорость Марса на его орбите составляет чуть более 24 км / с, марсианский год почти вдвое больше земного и составляет 686 земных дней. Но время на планете течет, как на Земле, и марсианский день практически такой же, как на нашей планете: 24 часа 37 минут. Маленькая планета довольно внушительно вращается вокруг своей оси, которая имеет угол наклона 25 ° — почти такой же, как у нашей голубой планеты. Это гарантирует ту же смену сезона, что и на Земле. Однако при этом температурные режимы в обоих полушариях Марса существенно отличаются от земных параметров.

Положение Марса в солнечной системе

Температура на планете Марс на экваторе и ночью

Марс находится дальше от Солнца, чем Земля, поэтому, как и следовало ожидать, температура на Марсе холоднее. По большей части на планете очень холодно. Исключение составляют только летние дни на экваторе. Даже на экваторе, температура на планете Марс ночью падает ниже нуля. В летние дни, днем она может быть около 20 градусов по Цельсию, но ночью падает до -90 С.

Орбита

Следы водной эрозии, снимок Mars Odyssey

Важность теплого климата

Наличие теплой погоды и жидкой воды является важным по нескольким причинам

Одна из них, это то, что жидкая вода имеет важное значение для эволюции жизни. Некоторые ученые до сих пор придерживаются мнения, что микробная жизнь существует глубоко под поверхностью, где теплее и вода может существовать в жидком виде

Колонизация

Если люди когда-нибудь колонизируют планету, они должны иметь источники воды. Пилотируемая миссия займет около двух лет, и количество груза на борту корабля будет ограничено. Одно из решений, заключается в том, что водяной лед может быть расплавлен, а затем очищен, но найти жидкую воды будет еще более целесообразным.

Температура это незначительное препятствие для раннего освоения человеком планеты, в то время как наличие воды гораздо более существенно. Все, что нам нужно сделать, это найти способ добраться до Марса и обратно без необходимости тратить два года в тесных космических аппаратах.

comments powered by HyperComments

Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!

Просмотров записи: 4259

Температура на Юпитере

Солнечная система > Система Юпитер > Юпитер > Температура на Юпитере

Юпитер, получивший свое название в честь отца богов в древней римской мифологии, является самой большой планетой Солнечной системы. Он имеет больше любой другой солнечной планеты спутников — 50 подтвержденных и еще 17 ожидающих подтверждения. Юпитер отличается наиболее интенсивной поверхностной активностью, со штормами до 600 км/ч, возникающими в определенных областях и упорными антициклонными бурями, даже большими, чем на планете Земля.

Ну а что касается температуры, то Юпитер поддерживает экстремальную репутацию, от предельного холода до экстремальной жары. Но так как планета не имеет твердой поверхности, являясь газовым гигантом, его температура невозможно точно измерить в одном месте — и она в значительной степени варьируется между его верхними слоями атмосферы и ядром.

График зависимости давления и температуры от глубины атмосферы

Из-за такой очень холодной температуры, атмосфера на этой высоте состоит преимущественно из кристаллов аммиака и, возможно, гидросульфида аммония – это еще один кристаллический элемент, который может существовать только в достаточно холодных условиях.

Если спуститься немного вглубь атмосферы, до точки, где давление в десять раз больше, чем на Земле. В этом месте, температура увеличивается до комфортной отметки в 21°C, что соответствует «комнатной температуре» на Земле.

Данные о температуре на Юпитере, полученный космическим зондом Галилео

Спускаемся ниже, и водород в атмосфере становится настолько горячим, что превращается в жидкость и температура составляет более 9700°C. Между тем, в ядре планеты, которое, как полагают, состоит из камня и металлического водорода, температура может достигать 35700°C – это горячее, нежели поверхность Солнца.

Любопытно, что это может быть тем самым перепадом температур, который приводит к очень сильным штормам, наблюдающимся на Юпитере. На Земле, грозы генерируются смешиванием прохладного воздуха с теплым. Ученые считают, что такое явление справедливо и для Юпитера.

Одним из отличий является то, что причиной вызывающей бури и ветра на Земле является нагревание атмосферы Солнцем. На Юпитере реактивные потоки приводятся в действие собственным теплом планеты, которое является результатом интенсивного атмосферного давления и гравитации.

Во время своего путешествия вокруг планеты, космический корабль Галилео зафиксировал ветра со скоростью более 600 км/час с помощью зонда развернутого в верхних слоях атмосферы. Тем не менее, даже с расстояния можно увидеть всю красоту массивных штормов Юпитера, охватывающих территорию более чем 2000 км в диаметре за один день.

И, безусловно, наибольшим из штормов Юпитера является Большое Красное Пятно, упорный антициклонный шторм, который бушевал в течение сотен лет. С диаметром 24-40 000 км и высотой 12-14 000 км, это самый огромный шторм солнечной системы. Он настолько большой, что размер Земли к его размерам относится как 4:7.

Учитывая размеры, внутреннее тепло, давление и наличие водорода в составе, есть мнение, что Юпитер может рухнуть под собственной массой и вызвать термоядерную реакцию, став второй звездой в солнечной системе. Есть несколько причин, почему это до сих пор не произошло, к большому сожалению любителей фантастики во всем мире!

Во-первых, несмотря на массу, гравитацию и сильную жару, генерируемые около своего ядра, Юпитер не настолько массивен или жарок, чтобы там возникла ядерная реакция. С этой точки зрения, Юпитеру нужно умножить текущую массу на 80 для того, чтобы стать достаточно массивным для воспламенения термоядерной реакции.

Температура Большого Красного Пятна

С такой массой Юпитер будет испытывать явление, известное как гравитационное сжатие и станет достаточно горячим, чтобы превратить водород в гелий. Это не произойдет в ближайшее время, так как, за пределами Солнца, нет того что может увеличить массу в нашей Солнечной системе.

Конечно, кое-кто выразил обеспокоенность по поводу того, что планета «зажжется» от метеорита или крушения на нее зонда — как зонд Галилей вернувшийся в 2003 году. Здесь просто не существует условий (к счастью) для Юпитера, чтобы стать огромным огненным шаром.

Тогда как водород является горючим веществом, атмосфера Юпитера не может воспламениться, не имея достаточного количества кислорода. Поскольку кислорода нет в атмосфере, то нет никаких шансов воспламенения водорода.

Ученые стремятся лучше изучить температуру Юпитера в надежде, что это им поможет понять саму планету.

Положение и движение Юпитера

Строение Юпитера

Поверхность Юпитера

Вода на Марсе

Вода на Марсе существует в форме льда и другого быть не может из-за экстремально низких температур и низкого атмосферного давления на поверхности планеты, которое составляет 1/170 от земного. Как только подповерхностный лед тает и вода оказывается на поверхности планеты, она тут же переходит из жидкого состояния в газообразное.

Большая часть замерзшей воды находится в приповерхностных слоях грунта, а также в полярных шапках. Небольшое количество воды есть и в атмосфере в виде пара. Ученые уверяют, что если бы растаял лед южной полярной шапки, то вся поверхность Красной планеты покрылась бы слоем воды глубиной 11 метров.

Следующее открытие американцы сделали в 2016 году. Они обнаружили под равниной Утопия подземное замерзшее озеро. Если бы это озеро растаяло, оно было бы сопоставимо по объему с озером Верхним (США) — крупнейшим по площади пресным водоемом мира.

Кратер Королев

В 2018 году с помощью радара MARSIS ученые обнаружили под ледяной шапкой Южного полюса жидкое озеро шириной 20 км. Озеро залегает на глубине 1,5 км. Жидкая вода могла появиться в озере из-за высоких концентраций перхлоратов, которые способствуют таянию замерзшей воды.

В 2018 году орбитальный аппарат Mars Express сфотографировал марсианский кратер Королев. На фото видно, что кратер частично заполнен льдом и напоминает замерзшее горное озеро.

Ученые подсчитали, что в этом месте сконцентрировано примерно 2,2 тыс. км³ водяного льда — примерно столько, сколько воды содержится в канадском Большом Медвежьем озере.