Созвездие большой пес и звезда сириус: как найти, когда наблюдать

Самые яркие звезды: список звезд по яркости

Сириус А

Звезда класса А I, которую многие годы воспринимали как единственную. Масса у нее в 2 раза больше нашего Солнца. Радиус превосходит размер нашего светила на 71%. Ее яркость в 25 раз превышает солнечную.

Из-за близости к нашей системе Сириус ‒ самый простой объект для изучения: его легко найти на небе и вести наблюдение. Звезда удалена от центра Солнечной системы всего на 8,6 световых лет. Температура на поверхности Сириуса А 9940К.

У Сириуса высокое содержание железа в атмосфере. Вероятно, обогащение звезды металлами произошло несколько миллионов лет назад из-за влияния соседнего объекта. Сириус просуществует в своем нынешнем виде еще 660 млн лет. Затем он превратится в красный гигант, а далее в белый карлик.

7.

ХадарЗвезда Хадар – яркая, голубая, изображена на австралийском флаге. Является второй по яркости в созвездии Центавра, от Земли находится на расстоянии 530 световых лет. В списке самых ярчайших звезд занимает 11 место. Если присмотреться к Хадар внимательнее, то обнаруживается, что звезда представляет собой группу из 3 разных звезд.

Согласно данным астронавтов, однажды две звезды вспыхнут как сверхновые. Увы, звезду нельзя увидеть в России – если только в южных широтах. Она имеет голубоватый отлив и звездную величину (блеск) 0,61. Считается, что ее название переводится как «низ», возможно, речь идет о звезде, низко появляющейся над горизонтом.

Видимая звездная величина — что это такое?

С появлением более высокоточных приборов по измерению света, астрономы решили применять для обозначения звездных величин десятичные дроби — к примеру, 2.75m — чем просто грубо указывать величину цифрами 2 или 3.

Обычно, когда астрономы говорят о звездных величинах они имеют в виду «видимую звездную величину». Как правило, в таких случаях к числовому значению добавляется маленькая латинская буква m — к примеру, 3.24m.

Это показатель яркости звезды, которую наблюдает человек с Земли, без учета присутствия атмосферы, которая влияет на обзор.

Сегодня нам известны звезды, звездная величина которых ярче чем 1m. К примеру, Вега, являющаяся самой яркой звездой созвездия Лира, имеет видимую звездную величину равную 0. Всякая звезда, светящая ярче, чем Вега, будет иметь отрицательную звездную величину. Например, Сириус, самая яркая звезда нашего ночного неба, имеет видимую звездную величину равную -1.46m.

В списке приведены самые яркие звёзды, наблюдаемые с Земли, в оптическом диапазоне по видимой звёздной величине. Для кратных звёзд приведена суммарная звёздная величина.

Название Расстояние, св. лет Видимая величина Небесное полушарие
1 Сириус (α Большого Пса) 8,6 -1,46 Южное
2 Канопус (α Киля) 310 -0,72 Южное
3 Толиман (α Центавра) 4,3 -0,27 Южное
4 Арктур (α Волопаса) 36,7 -0,05 Северное
5 Вега (α Лиры) 25 0,03 Северное
6 Капелла (α Возничего) 42,2 0,08 Северное
7 Ригель (β Ориона) 870 0,12 Южное
8 Процион (α Малого Пса) 11,4 0,38 Северное
9 Ахернар (α Эридана) 139 0,46 Южное
10 Ахернар (α Эридана) 139 0,46 Северное

Перейдём к более подробному описанию десятки ярчайших звёзд на небе, по убыванию их яркости.

Наиболее значимые объекты глубокого космоса в созвездии Большого Пса

Помимо указанной группы светил разных спектральных классов, на небосклоне можно увидеть созвездие Гончие Псы. Это совершенно другое, небольшое скопление, и находится оно в северной части неба. Оно состоит из 57 звезд видимых без использования телескопов, биноклей. Наблюдать маленький узор на небосводе с территории России лучше с марта по апрель. Характерное отличие Гончих Псов заключается в отсутствии ярких светил.

Созвездие Гончие Псы

Созвездие Большого Пса примечательно наличием далеких галактик, туманностей, звездных скоплений, двойных звезд и прочих любопытных космических тел. Большинство газовых образований находящихся в глубоком космосе получится хорошо рассмотреть, только если воспользоваться профессиональной оптикой 200 мм апертуры и больше. Невооруженным глазом изучать удаленные объекты будет проблематично.

Диковинное рассеянное скопление Мессье 41 (М41, NGC 2287)

Входит в список известных и весьма красивых рассеянных скоплений наблюдаемых в созвездии. Расстояние от планет земной группы составляет 705,1832 парсек. Удаленные объекты (свыше 100 различных светил) располагается в четырех градусах к югу от Сириуса и занимают площадь 25-26 св. лет. NGC 2287 в форме размытого пятна нетрудно заметить невооруженным глазом. При использовании телескопа удастся подробней рассмотреть космические тела. Возраст М41 достигает 190-240 млн. лет.

Рассеянное скопление Мессье 41

Причудливая карликовая галактика в Большом Псе

Нерегулярная, гипотетическая галактика относится к Местной группе и отличается большим процентом красных гигантов. Скопление насчитывает свыше 1 000 000 000 звезд.

Другие особенности:

• неровная эллиптическая форма;
  • сравнительно небольшое расстояние до солнечной системы (7665,0348 парсек);
  • задокументирована астрономами из разных стран в 2003-м;
  • предполагается, что гравитационное поле «соседки» аккумулирует условия для разрыва.

Карликовая галактика в Большом Псе

Космические газы и галактическая пыль создают немалые трудности при наблюдении за звездным скоплением.

Загадочная туманность NGC 2359 «Шлем Тора»

Одна из загадочных эмиссионных туманностей открыта ученым У. Гершелем 31. 01.1785 г. Характерное облако характерной формы сформировано благодаря действию звездного ветра и массивной звезды расположенной в центральной части LBN 1041. Голубой горячий гигант отличается короткой стадией развития, что в конце жизненного цикла повлечет образование сверхновой. «Шлем Тора» находится от Земли на расстоянии 4599,0209 парсек.

Туманность «Шлем Тора»

Две галактики NGC 2207 и IC 2163

В космосе немало феноменальных явлений и одним из таких считается две сливающиеся галактики. NGC 2207 и IC 2163 закручиваются в одну спираль, причем массивная «высасывает» из меньшего скопления звездный материал. Другие особенности:

• удаленность от планет земной группы 24528111,504 парсек;
  • наличие 3-х сверхновых в NGC 2207;
  • звездные величины 12, 2/11, 6.

Галактики NGC 2207 и IC 2163

Открыть галактики сумел английский учетый Д. Гершель в 1835-м.

6.

ФомальгаутЗвезду ярче в созвездии Южной Рыбы не сыскать

Фомальгаут, переводящаяся с арабского как «рот кита», считается 18-й по яркости, впервые на нее обратили внимание персы, арабы, китайцы – соответственно, название ей и дали. Звезда интересная и довольно молодая

В России ее можно лицезреть в Южных регионах.

Фомальгаут всегда привлекала к себе внимание и считалась таинственной. Несмотря на то что она молодая, ее светимость в 16 раз выше Солнца

Звезда обладает мощной преобразующей энергией, напоминая, что все в этом мире временно. От Земли расположена на относительно небольшом расстоянии – в 25 световых годах. Прекрасно поддается для наблюдения из астрономических приборов.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Звёздное небо — Великая книга Природы

Один астроном написал такие слова: «Звёздное небо — Великая книга Природы. Кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас Космоса».

• Попробуй объяснить эти слова. Почему учёный назвал звёздное небо Великой книгой Природы? Какие сокровища он имел в виду? Проверь себя на «Страничках для самопроверки» (2).
  • Вспомни свои наблюдения за звёздным небом. О чём ты думаешь, что представляешь себе, чувствуешь, когда видишь небо, украшеннное россыпью звёзд? Сравни свои впечатления с описанием в атласе-определителе.

Изучите правила наблюдения звездного неба

Какие из них вы уже знали и выполняли при собственных наблюдениях, а какие оказались для вас новыми? В дальнейшем используйте эти правила, когда будете наблюдать за звёздами.

Как наблюдать звёздное небо

Наблюдать за звёздами нужно вместе со взрослыми.

Наблюдения нужно проводить в те вечера, когда небо не затянуто облаками и звёзды хорошо видны.

Поблизости не должно быть ярких фонарей, мешающих наблюдению.

Чтобы ориентироваться в мире звёзд, важно различать северную и южную части неба. В северной части неба находится ковш Большой Медведицы

Если же встать спиной к ковшу, перед вами будет южная часть неба.

Для определения созвездий служит атлас-определитель или специальная карта звёздного неба. Рассматривают книгу или карту во время наблюдений с помощью карманного фонарика.

Рассмотрите страницы раздела «Звёзды» в атласе-определителе. Найдите знакомые вам созвездия. Какие из них вам удавалось видеть на небе собственными глазами? Что вы о них знаете?

Сокровища звездного неба

Современные астрономы разделили небо на участки — созвездия. Мы узнаём их по наиболее ярким звёздам, которые обычно образуют ту или иную фигуру. На схемах в учебнике созвездия показаны тёмно-синим цветом, а характерные фигуры выделены линиями, соединяющими звёзды. Всего насчитывается 88 созвездий.

Кроме Большой Медведицы, на небе есть Малая Медведица. Её звёзды тоже образуют фигуру в виде ковша, только он меньше, чем ковш Большой Медведицы. На конце ручки ковша Малой Медведицы находится одна из самых знаменитых звёзд — Полярная звезда. Она указывает точное направление на север. Раньше она была первой помощницей путешественников, заменяя им компас.

Тебе уже знакомо созвездие Орион. Налево и вниз от него расположилось другое интересное созвездие — Большой Пёс. Созвездие Орион названо по имени охотника из древнегреческих мифов, а Большой Пёс — в честь одной из его собак. В этом созвездии находится самая яркая звезда на небе — Сириус. Удивительно красивая звезда! Она завораживает наблюдателя своим голубоватым сиянием. Недаром название «Сириус» означает «блестящий», «сверкающий».

Если же мы посмотрим направо и вверх от Ориона, увидим созвездие Телец. Телец — это бык. Его оранжевый глаз особенно хорошо виден — это звезда Альдебаран. Выше и правее этой звезды располагается очень красивый маленький ковшик из нескольких звёздочек. Это Плеяды — особое скопление звёзд в созвездии Тельца. По ковшику Плеяд можно проверять зрение. Если насчитаешь в нём 6 или 7 звёзд, зрение у тебя хорошее.

Обсудим!

Как вы дополните свой рассказ о мире с точки зрения астронома, используя знания, полученные на уроке?

Проверь себя

1. Как правильно наблюдать звёздное небо?
  2. Назови созвездия, о которых мы узнали на уроке.
  3. С какими звёздами мы познакомились?
Учёные разделили небо на участки — созвездия. Всего их 88. Среди них Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. В этих созвездиях выделяются интересные звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран.

Задания для домашней работы

1. Изготовь модели изученных на уроке созвездий удобным для тебя способом (модель-аппликация, объёмная модель из пластилина и др.).
  2. С помощью атласа-определителя узнайте, как найти на небе Полярную звезду, и отыщите её. Ориентируясь по Полярной звезде, определите направления основных сторон горизонта.

Узнайте, в какое время года и в какой части неба нужно наблюдать созвездия Орион, Большой Пёс, Телец, звёздное скопление Плеяды. Проведите соответствующие наблюдения.

На следующем уроке

Узнаем, что изучает наука география. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения географа, использовать глобус и карту для получения информации о Земле.

Вспомни, что такое глобус и карта. Подумай, для чего нужно уметь ими пользоваться.

Персей на звездном небе

Созвездие Персей занимает площадь в 615 квадратных градусов небосвода, благодаря чему занимает 24 место среди прочих созвездий.

Персей, вид в программу планетарий

Данное созвездие практически полностью сосредоточено на Млечном Пути, поэтому оно хорошо просматривается на фоне неба молочно-белого цвета. Возле Персея можно найти зодиакальные созвездия Овна и Тельца, а также Кассиопею, Андромеду, Возничего. При хороших условиях наблюдения, когда ночь безлунная и довольно ясная, без использования оптики вы можете разглядеть в среднем 90 звезд Персея.

Лучшее время для наблюдения данного созвездия наступает поздней осенью – в ноябре. Однако, жители средних широт России могут наблюдать его практически весь год, за исключением разве что мая и июня месяцев, когда Персей частично прячется на севере за пределами горизонта. Но, дождавшись ноября или декабря и подняв свой взгляд на звездное небо, каждый сможет различить на небосклоне неправильный многоугольник, образованный 11-ю самыми яркими звездами данного созвездия. Это и есть созвездие Персей.

Характеристики звезды Сириус

Этой системе от 200 до 300 млн лет. Ранее она состояла из двух ярких голубоватых звезд. Более массивный из них, Сириус B, израсходовал все свои ресурсы и стал красным гигантом. После чего взорвался, потеряв свои внешние слои и превратился в белого карлика. Это событие произошло около 120 млн лет назад.

Сириус А и В

Звезда Сириус А

Сириус А примерно в 2 раза массивнее Солнца и имеет абсолютную видимую величину +1,42. Она в 25 раз ярче Солнца, но имеет значительно более низкую светимость, чем другие яркие звезды, такие как Канопус или Ригель. Из-за своего близкого расстояния от нас, звезда кажется самой яркой на ночном небе. Температура на поверхности составляет около 10 000 ºС. Радиус звезды Сириус А на 71% больше солнечного и составляет 1,2 млн. км. Прогнозируемая скорость вращения этой звезды составляет 16 км/с, что недостаточно, чтобы вызвать заметное сплющивание.

Сириус А — звезда с металлическими линиями, в спектре которой видны сильные линии поглощения элементов тяжелее гелия. В звезде содержится в 3 раза больше железа, чем на Солнце. Спектральный тип звезды, A0mA1 Va, указывает на то, что Сириус A будет иметь классификацию A1, основанную на его линиях водорода и гелия, но он будет принадлежать к спектральному классу A0, основанному на линиях поглощения металлов. Считается, что высокое содержание металлов присутствует в поверхностных слоях, а не во всей звезде.

Звезда исчерпает запасы водорода в своем ядре в течение первого миллиарда лет своего существования и эволюционирует в красного гиганта, прежде чем превратиться в белого карлика.

Звезда Сириус В

Сириус В — один из самых массивных известных белых карликов. Открыт в 1844 году немецким астрономом Фридрихом Бесселем. При массе 1,02 от массы Солнца звезда по объему, приблизительно равна объему Земли. Температура поверхности составляет 25 000 ºС. Поскольку нет внутреннего источника тепла, Сириус B будет постоянно охлаждаться. Оставшееся тепло излучается в космос в течение более чем 2 млрд лет. Сила тяжести на Сириусе B примерно в 350 000 сильнее, чем на Земле. Это означает, что, кубик сахара будет весить 1 тонну.

Считается, что Сириус B когда-то был самой массивной звездой в системе. Система, вероятно, состояла из двух голубовато-белых звезд, замкнутых на эллиптической орбите в 9,1 года. Сириус B, который первоначально был звездой типа B с предполагаемой массой 5 масс Солнца около 120 миллионов лет назад стал красным гигантом. В конце концов, он сбросил свои внешние слои и стал белым карликом.

Персеиды – самый знаменитый метеоритный дождь

Метеорный поток Персеиды

Радиант метеорного потока Персеид является самым ярким летним событием. Его можно наблюдать августовскими ночами в рассматриваемом нами созвездии Персей. Данный поток появляется как результат того, что Земля пересекает шлейф мельчайших частичек пыли, которые являются остатками кометы Свифта-Туттля. Эти мелкие частички, сравнимые по размерам с песчинками, очень быстро сгорают в нашей атмосфере, представляя нашему вниманию своеобразное подобие звездного дождя. Интенсивность потока постепенно нарастает, а затем ослабевает.

Галерея снимков Персеид

Комета Свифта-Туттля

Сама комета Свифта-Туттля приближается к нашей планете только раз в 135 лет, с ее же хвостом Земля «встречается» ежегодно. Когда комета близка к Солнцу, она рассеивает в космосе кусочки льдов и пыли. Последняя, двигаясь по направлению от Солнца, попадает в нашу атмосферу, сгорает, вспыхивая как звезды на ночном небе. Обычно персеиды наблюдаются с середины до конца августа. Тогда ежечасно наблюдатель может насчитать в среднем 60 метеоров.

Самые яркие звезды на небе

Солнце: самая яркая звезда на небе

Учитывая видимую звездную величину, Солнце — самая яркая звезда, видимая с Земли

Однако не все списки самых ярких звезд включают Солнце, потому что многие принимают во внимание только звезды, видимые в ночном небе. И таким образом они определяют Сириус как самую яркую звезду

Сириус: вторая по яркости звезда — самая яркая звезда на ночном небе

Вторая по яркости звезда в нашем списке — Сириус. Его видимая звездная величина составляет -1,46, а наблюдать его можно по всему миру. Сириус — альфа Большого Пса. Расстояние до него составляет 8,6 световых лет, что гораздо ближе, чем расстояние до следующей звезды в нашем списке.

Канопус: третья по яркости звезда

Яркая звезда Канопус или альфа Киля — третяя по яркости звезда. Она сияет с видимой звездной величиной -0,74 в созвездии Киля, которое лучше всего видно в Южном полушарии. Канопус располагается от Солнца дальше других звезд нашего списка — расстояние до нее составляет примерно на 310 световых лет!

Альфа Центавра: четвертая по яркости звезда

Менее далекая, однако более тусклая альфа Центавра занимает четвертое место в списке. На самом деле, альфа Центавра — это тройная звездная система; ее компонент, звезда альфа Центавра А, так же известна как Ригил Кентаурус. Альфа Центавра в созвездии Центавра сияет с видимой звездной величиной -0,1. Находясь на расстоянии 4,4 световых лет от нас, эта система является одной из самых близких к Солнцу. Она хорошо видна в Южном полушарии, но практически необозрима для наблюдателей выше 29° северной широты.

Арктур: пятая по яркости звезда

Пятая по яркости звезда — Арктур — самая яркая звезда в созвездии Волопаса. При видимой звездной величине -0,05, Арктур лучше всего виден зимой в Северном полушарии. Этот оранжевый гигант расположен на расстоянии примерно 37 световых лет от Солнца.

Вега: шестая по яркости звезда

Вега, которая находится на шестом месте, — самая яркая звезда в северном созвездии Лиры. Кроме этого, Вега является частью астеризма Летний Треугольник. Эта звезда находится в 25 световых годах от Солнечной системы. В течение многих лет от яркости Веги вёлся отсчёт звёздных величин. Современные исследования показали, что ее звездная величина равна 0,03. Для визуальных наблюдений Вегу и сейчас используют в качестве эталона нулевой звездной величины. Однако для более точных наблюдений используется продвинутая система калибровки.

Капелла: седьмая по яркости звезда[

Последняя в нашем списке и седьмая по яркости звезда в небе — Капелла. Ее можно наблюдать на протяжении большей части года в Северном полушарии. Капелла — самая яркая звезда в созвездии Возничего и так же известна как альфа Возничего. Она находится от нас на расстоянии 43 световых лет и является звездной системой состоящей из двух двойных звезд.

Все звезды перечисленные выше (и не только!) можно наблюдать при помощи Star Walk 2. Просто направьте ваше устройство на небо и нажмите самую яркую точку на экране. Если вы хотите найти конкретную звезду или другое небесное тело, используйте значок лупы в левом нижнем углу экрана.

Легенда Большого Пса

Однажды странствующий по свету древнегреческий бог Дионис набрел на небольшую деревушку. Там он познакомился с пастухом по имени Икарий и его дочерью Эригоной. Любимым животным девушки была собака Майра.

Икарий радушно принял Диониса в своем доме

Бог, тронутый заботой и вниманием, решил достойно отблагодарить пастуха. Он научил его выращивать различные сорта винограда, а после изготавливать из ягод ароматное вино

Как-то раз, общаясь с другими пастухами, Икарий предложил им испробовать терпкий напиток. Мужчинам понравился вкус вина, однако они быстро захмелели.

Из-за опьянения пастухи решили, что Икарий их отравил. Желая отомстить «обидчику», они забили его до смерти. Протрезвев, пастухи поняли, что натворили. Скрывая следы, мужчины отнесли тело Икария в горы. Захоронив его там, они ничего не сказали Эригоне.

Дочь Икария терпеливо ждала возращения отца домой. Но шли дни, а Икария все не было. Тогда девушка, чуя беду, собралась в дорогу. Она взяла с собой Майру, надеясь, что собака сумеет напасть на след отца.

Долгое время Эригона и Майра скитались по окрестностям деревни и в горах. И вот в один из дней собака наконец нашла место, где был похоронен Икарий.

Эригона, не в силах совладать с обрушившимся на нее горем, повесилась на ближайшем к могиле дереве. Майра же через несколько суток умерла от тоски по хозяевам.

За событиями наблюдали с вершины Олимпа боги. Опечаленный Дионис решил вознести на небо Икария с дочерью и их верную собаку. В результате на звездном небосклоне воссияло сразу три новых созвездия: Большой Пес, Дева и Волопас.

С точки зрения мифологии, созвездие Большой Пес связано еще с двумя мифами:

1. C легендой о молодом охотнике Орионе; он влюбился в богиню Артемиду, но та, не ответив взаимностью, превратила его в оленя; за ним погнались собаки, самая крупная из них, ставшая после символом космического объекта, растерзала охотника;
  2. Cо сказанием о собаке и зайце; одним из древнегреческих персонажей была гончая, обладающая удивительной скоростью; однажды она пустилась вдогонку за волшебным зайцем; их бег длился столь долго, что успел утомить самого Зевса; тогда Громовержец превратил животных сначала в каменные статуи, а после – в соответствующие созвездия.

9.

СпикаСколько красивых звезд на небе, и Спика – одна из них. Эта звезда распложена в созвездии Девы, ее изображение было позаимствовано для бразильского флага. Помимо Спики, созвездие Девы включает в себя еще множество ярких звезд (не менее 190). Но светит ярче других, чем и выделяется.

Звезда занимает 16-е место по яркости на ночном небе. Согласно подсчетам астрономов, она светит ярче Солнца в 12100 раз. Ярчайшая звезда находится от Земли на расстоянии 262 световых лет, но ее можно увидеть – найти нетрудно. Она привязана к созвездию Большой Медведицы. Чтобы получше его рассмотреть, нужно отправляться за город, где нет инсталляции.