Доклад на тему: «созвездие близнецы» ♊ описание символа, история происхождения и легенды, как выглядит, интересные факты о самой яркой звезде, информация

Про созвездия для детей, 2-4 класса

Справочный. Созвездия. Созвездие Близнецы

СБ, 01/22/2011 — 10:55 — mav

Созвездие Близнецы
  Зодиакальное созвездие в списке, составленном Птолемеем (137г н.э.), контур которого действительно напоминает две человеческие фигуры. Две самые яркие звезды в Близнецах, обе 1-й звездной величины, носят имена близнецов классической мифологии, Кастора и Поллукса. Поллуксу, хотя он и является в этой паре более яркой звездой, Иоганн Байер дал обозначение β (Бета). Звезды Кастор и Поллукс представляют головы близнецов, тела которых спускаются к Млечному Пути и граничат там с Орионом. «Великими близнецами» называли его шумеры и вавилоняне, но ярким звездам имен не дали. Греки назвали их именами сыновей Зевса — Кастором и Полидевком, который в латинизированной форме стал Поллуксом. Близнецы занимают на небе площадь в 513.8 квадратного градуса и содержат 121 звезду, видимую невооруженным глазом. Обозначая звезды в каждом созвездии греческими буквами в порядке убывания блеска, Байер сделал Кастор Альфой Близнецов, хотя сейчас он светит слабее Поллукса. Одно из двух: или Поллукс с тех пор стал ярче, или блеск Кастора ослаб. А может быть Байер ошибся. Кастор — визуальная тройная система, причем оба его ярких компонента являются спектрально двойными, а слабый — затменная двойная. Значит Кастор — это крохотное скопление из шести звезд. Их суммарная видимая звездная величина 1.59 и расстояние от Солнца 45 св. лет. А звездная величина Поллукса 1.16 и расстояние 35 св. лет. В созвездие Близнецов Солнце вступает 21 июня. Наилучшие условия видимости в декабре — январе. Видно на всей территории России.

Cозвездие имеет собственные имена звезд:
α Кастор (гр, мифическое имя одного из близнецов-диоскуров, в честь которых и было названо само созвездие, 1.58m, двойн., белый. α обозначил Байер, хотя сейчас в созвездии Поллукс ярче Кастора)
β Поллукс лат. (гр. мифическое имя одного из близнецов-диоскуров, в честь которых и было названо само созвездие, 1.16m, оранжевый),  γ Альхена (подошва? ин. Альгиеба), δ Васад, ε Мебсута, ζ Мекбуда, η Пропус

Переменные звезды: Эта Близнецов (m=3.1, dm=0.8,спектрально-двойная, затменно-переменная), Дзета Близнецов. Двойные звезды: Каппа и Мю Близнецов. Рассеянное звездное скопление NGC 2168, планетарная туманность NGC2392. В этом созвездии была открыта планета Плутон в 1930 году.

Интересные объекты
  • созвездие в истории астрономии известно тем, что в 1781г Уильям Гершель открыл планету Уран близ звезды Пропус (h Близнецов), а в 1930г Клайд Томбо открыл Плутон близ звезды Васат (δ Близнецов), который правда уже исключен из списка больших планет Солнечной системы.
  • Кастор — визуальная тройная система, причём оба его ярких компонента являются спектрально-двойными, а слабый — затменная двойная. Таким образом, Кастор — это скопление из шести звёзд. Их суммарная видимая звёздная величина 1,59m и расстояние от Солнца 45 св. лет. Два ярких бело-голубых компонента с видимыми величинами 2 и 2,7 составляют визуальную двойную с угловым расстоянием 6″, обращающуюся вокруг общего центра масс с периодом около 400 лет. Каждый из компонентов — двойная система с орбитальными периодами 9,2 и 2,9 суток. Третий компонент удалён от них на 73″, состоит из двух красных карликов и является затменной двойной, изменяющей свой блеск от 8,6 до 9,1 звёздной величины с периодом 0,8 суток.
  •  Хотя Кастор светит слабее Поллукса, Байер обозначил его как α Близнецов. Объясняется это тем, что при нумерации близких по яркости звёзд одного созвездия Байер оставлял приоритет за более северной.
  • В затменной двойной системе U Близнецов компоненты расположены так близко друг к другу, что вещество с одного из них (нормальная звезда) перетекает на поверхность другого (белый карлик). В скопившемся на поверхности белого карлика газе раз в несколько месяцев начинаются термоядерные реакции, приводящие к взрыву: на 1—2 дня блеск системы возрастает с 14 до 9 звёздной величины. Поэтому её называют карликовой новой.
  • Рассеянное скопление М 35 и планетарная туманность Эскимос, или Клоун (NGC 2392), состоящая из звезды 10-й величины, окружённой яркой и однородной оболочкой.
карта список звезд

Комментарии, вопросы? Пишите: [email protected]. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Как найти звезду Кастор на звездном небе

Звезду Кастор из созвездия Близнецов довольно легко найти на звездном небе, потому что она яркая и расположена рядом с очень заметным зимним астеризмом, известным как Зимний Круг или точнее Зимний Шестиугольник.

Как найти звезду Кастор на ночном небе с помощью Капеллы

Зимний Круг образован исключительно яркими звездами: Поллукс, Капелла, Альдебаран, Ригель, Сириус и Процион. За счет этого, не заметить его на вечернем небе в северных широтах очень трудно, а зная расположение звезд, довольно легко их идентифицировать. Самой верхней звездой “зимнего круга” будет Капелла, а второй слева – Поллукс. Зная где находится Поллукс, легко найти и Кастора.

Как найти Кастор на небосклоне с помощью Ригеля и Бетельгейзе

Второй способ найти звезды Кастор и Поллукс – провести воображаемую линию от Ригеля, через Бетельгейзе и следовать по ней, пока не наткнетесь на звезду заметно ярче других. Это и будет Кастор. Ниже него, Соответственно будет находится Поллукс.

Поиск звезды Кастор из созвездия Близнецов, с помощью Большой Медведицы

Третий способ найти главные звезды Близнецов:  найти Большую Медведицу и главное – её “ручку”.  Теперь проведите воображаемую линию через звезды Мегрез и Мерак (т.е. по диагонали вниз, начиная от “ручки ковша” Большой Медведицы) и когда наткнетесь на две яркие звезды, это и будут искомые Кастор и Поллукс.

Так как Близнецы – зимне-весеннее созвездие, лучшее время года для наблюдения за Кастором и Поллуксом: февраль. В России, на средних широтах, созвездие Близнецов хорошо заметно на небе с января по апрель.

***

Название “Близнецы” тесно связано с космической программой США. В 1960-х г.г., программа пилотируемых космических полетов, предшественник “Аполлона”, ставившая задачей сближение и стыковку космических кораблей  на орбите, носила название “Джемини“, то есть “Близнецы” на английский манер.

Александр Фролов, для сайта starcatalog.ru

Популярные сегодня темы

Битлз, иное название – «Ливерпульская четверка» — группа, существовавшая в 1960-1970 годах. В составе альянса играли: Джон Леннон, Джордж Харрисон, Ринго Старр и Пол Маккартни.

Серов Валентин Александрович был знаменитым художником, которого знали все в России. Самым известным его произведением стала картина «Девочка с персиками».

Художник стал более знаменитым, чем свой брат Константин Маковский. Картины были самыми дорогими в конце XIX – начале XX, хотя он писал бедных простолюдинов.

Еще со времен создания античного эпоса и зарождения фольклора обозначилась такая черта искусства, как освещение событий мифов, легенд, сказаний, былин с последующим восхвалением тех

Смоленск – древнейший город Российского государства, город-герой, который не раз спасал столицу России от врагов, благодаря своему выгодному местоположению и своим жителям.

Цивилизация Древней Индии одна из самых древних интересных цивилизаций Востока. Эта страна пережила тысячелетия.

Источник

Чьи образы воплощены в созвездии Близнецов?

Далеко не всем известно, что по поводу Близнецов у древних египтян было особое, для нас сегодня совершенно неожиданное мнение. Звезда, что позднее названа Поллукс, осеняла голову стоящей женщины, а Кастор сиял над головой идущего мужчины.

Пара фигур держалась за руки, и это, по наиболее распространенному взгляду, символизировало гармонию женской потенциальной энергии и мужской реализующей. В попытках опознать эти изображения ученые склоняются к мнению, что имеются в виду Исида и Осирис. А иногда возле них находится еще одна фигура, вероятно, это их сын Гор, который и родился как раз под знаком Близнецов. Впрочем, в некоторых зодиаках обе фигуры были мужскими.

В Месопотамии созвездие, именовавшееся так же, как и сейчас — Близнецами, изображалось тоже в виде двух мужских фигур. В ассирийских текстах это была пара бородачей, один из которых в правой руке держит кнут или стрекало, другой — в левой — серповидный топор. На некоторых печатях македонской династии селевкидов тоже встречаются «Великие Близнецы»: два мужских силуэта, стоящие или идущие друг за другом, каждый из которых держит перед собой в приподнятых руках предмет, напоминающий палку с изломом вперед в своей верхней части.

Именно из Месопотамии сюжет проник в минойскую культуру, предшественницу древнегреческой. А до наших дней сохранился миф о братьях-диоскурах Касторе и Полидевке (в римском варианте — Поллуксе), сыновей громовержца Зевса и земной красавицы Леды, перед которой он предстал в облике лебедя, а потому новорожденные вылупились из яйца. Сестрой их была, между прочим, Елена Прекрасная, из-за которой началась Троянская война.

Кастор был прославленным возничим, но всего лишь смертным, в отличие от брата Полидевка, знатного кулачного бойца, которому дано было бессмертие. Они участвовали в походе аргонавтов и знаменитой калидонской охоте на вепря, насланного Артемидой в отместку за то, что царь Калидона Эней забыл принести ей жертву.

Близнецы-диоскуры в жизни были неразлучны, но однажды, поссорившись из-за добычи со своими кузенами, великанами Идасом и Линкеем, вступили с ними в битву, стоившую Кастору жизни. Поллукс обратился к могущественному отцу, умоляя не разлучать с братом, и тот разрешил трагическую ситуацию своеобразно: назначив поочередные промежутки времени для пребывания обоих в царстве Аида и на Олимпе. Видимо, у античных богов тоже была какая-то политика, уяснить смысл и перипетии которой нам не дано.

Кастор и Полидевк, кроме символа братской дружбы, были еще и хранителями государства, покровителями гостеприимства, а также благодетелями моряков, попавших в шторм. Существовало поверье, что если перед грозой на мачтах появляются огни Святого Эльма, это означает визит к братьям сестры Елены. А в Древнем Риме имела хождение серебряная монета «Диоскуры» с изображением звезд.

Но иногда Кастора и Поллукса заменяют на Аполлона и Геркулеса (Геракла), на Тесея и Геракла, Триптолема и Иасиона… Если покопаться в мифологии, можно найти, видимо, еще какие-нибудь варианты, но не пора ли перейти к рассмотрению астрономического взгляда? Он небезынтересен.

Миф о Близнецах

Миф о Близнецах — это миф о Касторе и Поллуксе, сыновьях Зевса и Леды. Леда была женой Тиндарея, царя Спарты. Одна из версий этого мифа гласит, что Леда была соблазнена Зевсом, замаскированным под лебедя, в ту же ночь, когда она делила постель со своим мужем. В результате она высидела два яйца, из которых родились четверо детей, смертных и бессмертных, ибо у них разные отцы, и среди них – Кастор и Поллукс.

Кастор был смертным братом-близнецом, а Поллукс — бессмертным. Они никогда не ссорились и очень любили друг друга. Поллукс был известен своими боксерскими навыками, а Кастор – как укротитель лошадей. Братья захотели жениться на двух женщинах, которые уже были обручены с двумя их кузенами. Это привело к семейной вражде, и в результате Кастор был смертельно ранен одним из кузенов. Зевс предоставил Поллуксу выбор — провести всю жизнь бессмертным на горе Олимп среди богов или отдать половину своего бессмертия брату Кастору. Он выбрал последнее, и близнецы разделили жизнь и смерть, проведя вместе день на Олимпе, а затем еще один день в подземном мире Аида.

Второй миф связан с рождением близнецов, которые на самом деле не были сыновьями Леды. По этой версии мифа, Зевс влюбился в Немезиду, которая была духом божественного возмездия против тех, кто поддался гордыне (высокомерие перед богами). Она олицетворяла неизбежность судьбы для тех, кто был безбожен и зол. Зевс начал преследовать ее, поддаваясь сильному влечению, которое он чувствовал, и она начала менять свой вид, чтобы убежать от него. Когда она превратилась в гуся, Зевс нашел ее, сам стал лебедем и спарился с ней. Потом появились два яйца, найденные Ледой на болоте, и она заявила, что они ее собственные.

Созвездие Близнецы и мифы о нем

Это очень красивая история, которая и по сей день трогает сердца. В ней описывается любовь двух братьев. Они были детьми царя Тиндарея. По мере того как они росли их известность не знала границ. Кастор был укротителем диких коней, а Поллукс был просто непобедим в кулачных боях. Эти братья никогда не расставались.

Кастор имел двух двоюродных братьев, с которыми они совершили множество подвигов, но при одной из сор с ними он был поражен копьем. После чего второй брат Поллукс бросился на защиту брата и убил обидчика.

Но горе от смерти брата не оставляло ему покоя он долгое время не находил себе покоя, а после попросил у Зевса присоединится к брату. И тот откликнулся на его просьбу, с тех пор братья живут бок о бок на небе.

Если ночь ясная и безлунная, даже без телескопа их можно разглядеть, которых в созвездии целых 70. Созвездие Близнецы имеет две самые известные звезды – это Кастор и Поллукс.

У спартанского царя была жена, красивее которой женщин не существовало. Ею заинтересовался Зевс, и женщина не устояла. Вскоре у нее родились двое детей от Зевса, одним из них был сын Поллукс. А позже и от своего мужа женщина родила дочь и сына, Кастора. Естественно, что для своего сына Зевс не пожалел бессмертия, а вот его брат был обычным, смертным человеком.

Братья выросли, всегда были вместе и никогда не расставались. Поэтому когда Кастора убили, Поллукс попросил у своего отца смерти и для себя, чтобы не расставаться с братом теперь уже в царстве Аидовом. Зевс уступил просьбе сына. С тех пор братья неразлучны.

В Древней Греции братьев считали защитниками людей, а созвездие Близнецы считалось создано Зевсом, чтобы они лучше могли наблюдать, кто нуждается в их помощи.

Благодаря своему необычному рисунку, созвездие знака Близнецы в космосе достаточно заметно. Звезды близнецов, идущие двумя параллельными цепочками, совсем несложно увидеть на северо-востоке, рядом с Орионом.

Когда 21 июня солнце вступает в созвездие Близнецы, оно поднимается на наивысшую точку горизонта и хорошо заметно. Поэтому наблюдать за созвездием близнецов лучше всего в январе или в декабре.

Как появились названия созвездий

Каждое созвездие имеет собственное название, закрепленное за ним Международным астрономическим союзом в 1928 году. Наименования территорий, где расположены небесные тела, делятся на две категории относительно времени, когда были обнаружены – древние и современные. По этой причине на схемах звездного неба можно встретить, как имена древних божеств греческого и римского пантеонов, так и названия существующих в настоящее время животных и птиц.

Древние напрямую связаны мифологией Греции и впоследствии поработившего её Рима. Эти созвездия названы в честь мифических существ, богов и полубогов, а также имеют по одной или более легенде, связанных с их переходом с земли на небо. Создание предысторий связано с тем, что в древности ночной небосвод имел большую роль не только для ориентирования на местности и во время земледелия – он был местом, куда попадают доблестные воины, если заслужат уважение богов.

Самые известные созвездия, относящиеся к категории старинных – Геркулес, Орион, Кассиопея, Центавр и Пегас.

Первым, кто занялся определением местонахождения и документированием этих участков звёздного неба, был Птолемей. Во втором веке он открыл 48 созвездий, большая часть из которых впоследствии и вошла в список существующих сейчас.

Современные названия включают в себя наименования животных, живущих в настоящее время – Тукан, Южная Рыба, Хамелеон и тому подобные. Их открыли Питер Дирксзун и Фредерик де Хаутман в 16 веке. Часть созвездий названа в честь астрономических, научных и бытовых приспособлений, введенных в использование Н. Л. де Лакайлем в 18 веке. К последним относятся Компас, Микроскоп, Киль, Печь и другие.

* Созвездие Близнецы

Вследствие прецессии земной оси созвездия со временем смещаются относительно точки весеннего равноденствия и видимое перемещение Солнца через них происходит с нарастающим запаздыванием на 1 день через каждые 72 года. Созвездия, обойдя весь зодиакальный круг, возвращаются на исходные места через 25776 лет.
В настоящее время Солнце проходит через созвездие Близнецов с 21 июня по 20 июля.

Рис.4 Созвездие Близнецы (Gemini — лат.). Четыре самых ярких звезды и астеризм: — «знак Близнецов»

Если Вам покажут, хотя бы раз, Кастор и Поллукс, две самые яркие звезды созвездия Близнецов, то потом Вы безошибочно будете узнавать их — на северном небе нет больше звезд такой одинаковой яркости и так близко расположенных к друг другу. Самые яркие звезды Близнецов можно найти самостоятельно еще таким способом: если провести линию от третьей, самой правой, звезды пояса Ориона до Бетельгейзе (оранжевая звезда плеча Ориона) и продолжить ее дальше, то она как раз и приведет Вас к Кастору. На рисунке 3 изображены границы созвездия Близнецов и даны названия четырех его самых ярких звезд: Поллукс, Кастор, Альхена и Теят, если эти звезды соединить между собой, то получится характерная вытянутая трапеция, послужившая основой для астеризма «знак Близнецов».

Созвездие Телец. Схема. Автор диаграммы Sergey Ov (Seosnews9)Созвездие Близнецы. Схема. Автор диаграммы Sergey Ov (Seosnews9)

Рис.5 Созвездие Близнецы. Схема. Наша собственная версия диаграммы по звездам (контурного рисунка) братьев-близнецов.

Уже становится традицией (надеюсь доброй) добавлять к описанию каждого созвездия свою собственную версию его изображения по звездам.
Получившийся рисунок (Рис. 5.), на мой взгляд, очень хорошо иллюстрирует миф Древней Греции, связанный с созвездием Близнецов.
Согласно этому мифу братья — близнецы Кастор и Поллукс, земные сыновья всемогущего Зевса, с младенчества шли по жизни неразлучно — вместе участвовали в состязаниях, походах и битвах, вместе совершают подвиги. Их любили за открытый и дружелюбный характер, готовность всегда прийти на помощь. В жестокой битве защищая Спарту погибает Кастор и как герой попадает на небеса. Скорбящий Зевс спускается с Олимпа к Поллуксу и, не желая терять второго сына, решает наградить его бессмертием. Но Поллукс отвергает этот дар, просит отца дать возможность ему умереть и снова быть вместе с Кастором. Скорбь Зевса сменяется на гнев, затем на понимание и растроганность. Зевс разрешает Поллуксу отправиться к брату, но следы гнева за ослушание еще остаются. Зевс предупреждает Поллукса, что в этом случае на небесах им не будет покоя — один день они должны будут проводить на Олимпе, а другой в подземном царстве Аида. Но Поллукс готов на все…
На схематическом рисунке созвездия Близнецов, получилось изображение момента встречи братьев на небесах: Кастор встречает брата с распростертыми объятьями, а Поллукс, несмотря на радость встречи, удручен наказанием Зевса, которое теперь достанется и его брату.

Коллаж, созданный на основе картины из атласа Яна Гевелия, иллюстрирует несколько другой момент из жизни братьев — героев:

Рис. 7 Созвездие Близнецы — коллаж на основе рисунка в атласе Яна Гевелия (подсвечены звезды, которые Гевелий относил к созвездию Близнецов).

АРХИВ

Мифология. Братская любовь

Заключительное предание о братьях рассказывает о том, как появилось на небе созвездие Близнецы

Для детей особенно важно узнать эту часть истории, ведь она повествует о беззаветной братской привязанности. После смерти Кастора Полидевк обратился к Зевсу с просьбой сделать его смертным

Герой был готов жить в подземном мраке Аида, лишь бы никогда не разлучаться с братом. Громовержцу было жаль обрекать сына на такую мрачную участь. Он выполнил просьбу Полидевка, но сделал так, чтобы он один день проводил на Олимпе, а другой — в царстве мертвых. Древние греки чтили неразлучных близнецов как покровителей и защитников людей. Видя нерушимую привязанность Полидевка и Кастора, Зевс превратил их в звезды и поместил на небо, чтобы они своим светом напоминали о верности и братской любви.

Полный список созвездий

Официально сюда входит 88 созвездий, каждое из которых имеет имя, аббревиатуру на латинице, группу и область расположения. Если с первыми двумя пунктами все относительно понятно, то о группе и области расположения созвездий знают немногие.

Существует всего 8 групп, на которые делятся все участки звездного неба: Н. Л. де Лакайля, Байера, Большой медведицы, Водная, Геркулеса, Зодиакальная, Персея, Ориона. Обозначаются они первыми буквами тремя буквами своих названий на латыни: Lac, Bay, Wat, Zod, Urs, Per, Ori и Her.

Бывает две области расположения – северная, обозначаемая латинской буквой «N» и южная, в сокращении пишущаяся как «S». Также в графе области представлены цифры от 1 до 4, которые подразумевают квадраты, на которые делится карта созвездий.

Название Краткое название на латинице Группа Область расположения
87 Малый Конь Equ Wat NQ4
88 Южный Крест Cru Her SQ3

Основные звезды созвездия Близнецы

Кастор и Поллукс — звезды созвездия Близнецов

Созвездие Близнецов состоит из множества звезд, но среди них выделяется основная группа:

1. Кастор. Двойная звезда, являющаяся альфой созвездия и имеющая видимую величину 1,58, что делает ее 44-й по яркости на небе. Более детальные исследования показали, что Кастор представляет собой систему, состоящую из четырех светил, период обращения которых равен 467 годам.
  2. Поллукс. Имеет статус бета-версии Gemini. Это оранжевый гигант, самый яркий в созвездии. Он в девять раз больше Солнца. В начале 21 века на орбите вокруг Поллукса была открыта планета, размер которой оказался в 2,3 раза больше, чем у Юпитера.
  3. Алена. Учитывая диапазон Близнецов, это белый субгигант, который в 3 раза больше Солнца и в 123 раза ярче. Поскольку звезда находится на расстоянии 109 световых лет, ее можно наблюдать без специального оборудования.
  4. Мебсут. Это созвездие эпсилона. Это сверхгигант на расстоянии 840 световых лет от нас, и его яркость в восемь с половиной тысяч раз больше яркости Солнца.
  5. Был в. Созвездие Дельта, субгигант с желтым свечением. Он имеет яркость 3,53 и виден даже невооруженным глазом.
  6. Поездка. Эти Близнецы — тройная звезда в 350 световых годах от Солнца. Некоторые астрономы делят ее на двойную звезду и белый карлик, находящийся под влиянием притяжения небесных объектов.
  7. Mu. Пульсирующий сверхгигант, яркость которого постепенно изменяется от 3,02 до 2,75 и наоборот. Находится в 230 световых годах от Земли.

Хотя Близнецы хорошо изучены, астрономы периодически находят новые объекты.

Интересные факты о созвездии Близнецы

1. Этот астрономический объект находится в северном полушарии и располагается перпендикулярно Млечному Пути. Близнецов можно наблюдать в телескоп из любой точки Земного шара, но пик свечение этого созвездия приходится на новогоднюю ночь (по русскому календарю).

2. Ближайшие звездные соседи Gemini: Телец – на западе, Рак – на востоке, Возничий и Рысь – на севере, Единорог и Малый Пес – на юге.

3. Самые яркие звезды в созвездии отмечают местоположение голов братьев Кастора и Поллукса. Если наблюдать его в южном полушарии, то кажется, что «братья» стоят не на ногах, а на голове.

4. Скопление 70 звезд, входящих в состав созвездия, в ясном ночном небе видно невооруженным взглядом. Однако разглядеть в них небесных братьев без специальной аппаратуры не удастся.

5. Поллукс находится от Земли на расстоянии, равном почти 34 световым годам, это ближайшая к Солнечной системе гигантская звезда. А у Кастора есть своя звездная система, состоящая из 6 небесных тел.

6. Эпсилон Близнецов периодически меняет свою яркость. Дело в том, что раз в 102 дня на его поверхности происходят мощные взрывы, влияющие на светимость небесного тела. К слову, эта звезда находится как раз там, где должно было бы располагаться сердце Поллукса.

7. Древние вавилоняне имели свою версию происхождения Небесных Близнецов. По их мнению, это были пастух и воин, два друга, бесконечно преданные друг другу.

8. Финикийцы верили, что в скопление звезд превратились два брата-близнеца, для того, чтобы указывать заблудившимся мореплавателям дорогу домой.

9. Благодаря изучению созвездия Gemini были сделаны и другие важные астрономические открытия. Так, в 1781 году была открыта планета Уран, а 1930 году ученые обнаружили Плутон.

Известные объекты: открытые скопления и туманности

Эскимосская туманность (NGC 2392, Caldwell 39) – это впечатляющая планетарная туманность, и первый объект, сфотографированный космическим телескопом Хаббла после успешной миссии по обслуживанию в 1999 году.

Это биполярная туманность с двойной оболочкой и остатками звезда-прародитель хорошо видна вблизи центра строения. Название «Эскимосская туманность» происходит от того факта, что туманность напоминает лицо, окруженное курткой с меховым воротником.

NGC 2371-2 – планетарная туманность с двумя лепестками, которая выглядит так, как будто это два отдельных объекта, поэтому в каталоге New General она имеет два обозначения; NGC 2371 и NGC 2372. Расположенная на расстоянии около 4400 световых лет, ее кажущаяся величина 13 делает ее легкой мишенью для любительского оборудования среднего размера, а туманность находится к юго-западу от светящейся звезды Кастор.

Частые вопросы

Какая самая большая звезда в созвездии?

Хоть Поллукс и была обозначена астрономом Байером как «β», она является самой большой и яркой звездой созвездия.

Находятся ли Близнецы в Млечном Пути?

Близнецы лежат вдоль Млечного Пути, поэтому эклиптика проходит через созвездие.

На самом ли деле главные звёзды созвездия одинаковые?

Нет. Главные звёзды хоть и обозначают двух братьев, но звезда Поллукс более яркая и золотистая, а у второй звезды голубоватый оттенок.

Когда солнце проходит через Близнецы?

До 2062 года Солнце проходит через Близнецы с 21 июня по 20 июля.

Как проще всего найти Близнецов?

Простой способ найти Близнецов на небе — ориентироваться по Ориону, так как Близнецы находятся примерно в четыре раза дальше правого плеча охотника. Его легко узнать по короткой прямой линии из трёх звёзд (астеризм Пояс Ориона). Чтобы найти Близнецов, нужно следовать этой линии на северо-восток.

Главные звезды созвездия Близнецы

Главные звезды созвездия Близнецов — Поллукс и Кастор. Расстояние между ними 4,5 градуса. Кастор внешне представляет собой тройную систему, две ее светлые компоненты — это спектрально-двойные системы, а бледная — затменная двойная.

Звезда Кастор (α Близнецов)

Это шестизвездочный отель. Их общая величина составляет 1,59, а расстояние от нашего Солнца составляет 45 световых лет. Он находится на расстоянии 50 световых лет от Поллукса. Castor A и Castor B — это спектроскопические двойные системы. Это означает, что две звезды связаны гравитацией и вращаются вокруг центра масс. Две голубые звезды (Кастор A и Кастор B) вращаются друг вокруг друга с периодом 340 лет. Более далекий красный карлик (Кастор C) совершит один оборот вокруг синих звезд за несколько тысячелетий.

Звезда Поллукс (β Близнецов)

Звезда Поллукс, являющаяся головой первого близнеца, сияет ярче Кастора. Поллукс — оранжевый гигант, он в 46 раз энергичнее нашего Солнца, но в ближайшие 100 миллионов лет запасы гелия внутри звезды иссякнут, Поллукс потеряет свою газовую оболочку и превратится в слабого белого карлика. Масса Поллукса в два раза больше массы Солнца, а его радиус в 9 раз больше. Расстояние звезды от Земли составляет около 35 световых лет. Ученые обнаружили экзопланету возле Поллукса, несмотря на то, что магнитная активность звезды минимальна.

Интересные объекты. Метеоры и туманности

Рядом с Кастором в Близнецах располагается радиант потока метеоров под названием Геминиды. Его можно увидеть в период с 7 по 15 декабря. Самая большая плотность метеоров наблюдается 13 декабря. Их количество возрастает до 60 штук в час.

Возле звезд Мю и Дзета Близнецов невооруженным взглядом можно разглядеть слабое пятнышко. Это скопление (М35) из 120 звезд, которое интересно наблюдать в телескоп или бинокль. Оно расположено в 830 парсеках от Солнца.

Еще один занятный для изучения объект — туманность Клоун, или Эскимос (NGC 2392). Такими образными именованиями ученые нарекли звезду десятой величины, окруженную однородной и яркой пылевой оболочкой. Она находится на расстоянии 2900 от Солнца.