Изучение Солнечной системы
Долгое время человечество было убеждено, что все звёзды и планеты вращаются вокруг Земли. Система мира с неподвижной Землёй в центре была разработана греческим учёным Птолемеем во 2 веке до нашей эры и просуществовала более полутора тысяч лет.
В 1453 году польский астроном Николай Коперник доказал, что Земля, как и другие планеты (на тот момент их было известно шесть), вращаются вокруг Солнца. Однако вплоть до XVII века церковь считала это учение ересью и боролась с его последователями.
Одним из них был итальянский монах Джордано Бруно. В 1584 году он опубликовал исследование, в котором утверждал, что Вселенная бесконечна, а Солнце подобно остальным звёздам, просто находится гораздо ближе к Земле. Бруно был схвачен инквизицией и приговорён к сожжению на костре как еретик.
Другим последователем Коперника стал итальянский учёный Галилео Галилей. Он создал первый телескоп, который позволил увидеть кратеры Луны, пятна на Солнце, открыть четыре спутника Юпитера и установить, что планеты вращаются вокруг своей оси. Чтобы не повторить судьбу Бруно, Галилей был вынужден отречься от своих идей.
В XVII веке немецкий астроном Иоганн Кеплер открыл законы движения планет — ему удалось установить связь между скоростью вращения планеты и её расстоянием от Солнца. Его идеи воспринял знаменитый английский физик Исаак Ньютон, создатель теории всемирного тяготения.
В XVIII—XIX веках открытия в области оптики позволили создать более мощные телескопы, которые позволили учёным узнать больше о солнечной системе. Были открыты планеты Уран и Нептун.
В 1951 году Советский Союз вывел на орбиту Земли первый искусственный спутник. С этого момента началась Космическая эра — эпоха практического изучения солнечной системы.
В 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшем в космосе, а в 1969 году космический корабль «Аполлон-11» доставил людей на Луну.
В 1970-х годах Советский Союз и США запустили несколько десятков аппаратов для исследования Марса, Венеры и Меркурия, а запущенные в 1980-х аппараты «Вояджер-1» и «Вояджер-2» позволили получить данные о дальних планетах — Юпитере, Сатурне, Уране, Нептуне и их спутниках. Большую роль в изучении солнечной системы сыграл вывод на орбиту Земли космического телескопа «Хаббл» в 1990 году.
В нынешнем десятилетии космические агентства разных стран планируют пилотируемый полёт на Марс. Экспедиция на другую планету станет величайшим событием в истории освоения солнечной системы. И всё же пока человечество находится в самом начале пути изучения космоса.
Заметки
- Дрейпер, Джон Уильям (2007) . «История конфликта между религией и наукой». В Джоши, С. Т. (ред.). Читатель-агностик. Прометей. С. 172–173. ISBN 978-1-59102-533-7.
- ^ ;
- Плутарх, Platonicae quaestiones, VIII, i
- Naturalis Historia, II, 70
- Naturales quaestiones, VII, xxv, 6–7
- Азимов, Исаак (1985). Греки: большое приключение. Бостон: Хоутон Миффлин.
- Греческие математические работы, Классическая библиотека Лёба, Гарвардский университет, 1939–1941, отредактированный Айвором Томасом, том 2 (1941), стр. 6–7
- Хит, 1913, стр. 299–300; Томас, 1942, стр. 2–3.
- Краг, Хельге (2007). Представления о космосе: от мифов к ускоряющейся вселенной: история космологии. Oxford University Press. п. 26. ISBN 978-0-19-920916-3.
Модель мира Аристарха была радикальной для своего времени
Модель мира Аристарха была радикальной для своего времени. Теперь мы знаем, что она верна, но в то время еще не было возможности отстаивать свои взгляды, противоречащие общепринятой космологии. Только один ученый поддержал эту модель. Это был Селевк, живший в Вавилоне спустя сто лет. И это неудивительно, если учесть, насколько точные требуются наблюдения для того, чтобы убедиться в реальном движении Земли. Подобные эффекты (аберрация света, звездные параллаксы) настолько малы, что были обнаружены только через два тысячелетия.
Что касается «размера Вселенной», то есть расстояния до самой далекой звездной сферы, то в ту эпоху не было надежных способов его измерения. Птолемей ограничился минимумом, у него орбиты планет упакованы предельно плотно, между ними не оставлено ни-какого пространства, так что максимальное расстояние, на которое удалялась планета на своем эпицикле, было равно минимальному расстоянию до следующей планеты. Таким способом он определил расстояние до самой далекой планеты Сатурн, и оно получилось равным 19 865 земных радиусов (современное значение превышает 200 ооо). Таким же было и расстояние до загадочной звездной сферы, за которой ничего нет.
Работа по усовершенствованию календаря
Аристарх оказал существенное влияние на развитие календаря . Писатель III века н.э. Цензорин указывает, что Аристарх определил продолжительность года в
365 дней+(1/4) дня+(1/1623) дня.
Кроме того, Аристарх ввёл в употребление календарный промежуток продолжительностью в 2434 года. Ряд историков указывают, что этот промежуток был производным в два раза большего периода, 4868 лет, так называемый «Великий Год Аристарха». Если принять продолжительность года, лежащего в основе этого периода, в 365,25 дней (каллиппов год), то Великий Год Аристарха равен 270 саросам, или 270*223 синодических месяцев , или 1778037 дней. Напомним, что сарос — это период повторяемости лунных затмений. Вышеупомянутое значение аристархова года (по Цензорину) составляет в точности 365 +(1/4)+(3/4868) дней.
Одним из наиболее точных определений синодического месяца (среднего периода смены лунных фаз) в древности было значение M=29 дней 31″ 50″ 08″» 20″» (это запись в шестидесятеричной системе : 31″ 50″ 08″» 20″» =(31/60)+(50/60 2)+(8/60 3)+(20/60 4) дней). Это число было положено в основу одной из теорий движений Луны, созданной древневавилонскими астрономами (так называемой Системы B). Д. Роулинз привёл убедительные аргументы в пользу того, что это значение длины месяца также было вычислено Аристархом по схеме
M = 1778037 дней / (223*270),
где 1778037 — это Великий Год Аристарха, 270 — количество саросов в Великом Году, 223 — количество месяцев в саросе.
„Вавилонское“ значение M получается, если предположить, что Аристарх сначала разделил 1778037 на 233, получив 7973 дня 06 часов 14.6 минут и округлил результат до минут, далее разделил 7973 дня 06 часов 15 минут на 270. В итоге такой процедуры как раз и получается в точности M=29 дней 31″ 50″ 08″» 20″».
Наконец, о ещё одном возможном выдающемся достижении Аристарха Самосского. В ватиканской коллекции древнегреческих манускриптов хранятся два списка измерений длины года, в которых упомянут и Аристарх Самосский. В одном из списков ему приписано значение продолжительности года в 365 1/4 20’60 2’ дней, в другом — 365 1/4 10’4’ дней. Сами по себе эти записи, как и другие записи этих списков, выглядят бессмысленными. Видимо, древний переписчик допустил ошибки при копировании более древних документов. Д. Роулинз предположил, что эти числа в конечном итоге являются результатом разложения неких величин в так называемую непрерывную, или цепную дробь . Тогда первое из этих значений оказывается равным
Y1=365+ 1/(4+1/(20+2/60)) дней = 365+(1/4)-(15/4868) дней,
Y2=365 + 1/(4 — 1/(10 — 1/4)) дней = 365+(1/4)+(1/152) дней.
Появление в величине Y1 снова значения продолжительности Великого Года Аристарха свидетельствует в пользу правильности этой реконструкции. Число 152 также связывается с Аристархом — именно, его наблюдение солнцестояния (280 г. до н. э.) имело место ровно 152 года после аналогичного наблюдения афинского астронома Метона . Величина Y1 примерно равна продолжительности тропического года (периоду смены времён года, основе солнечного календаря). Величина Y2 очень близка к продолжительности сидерического (звёздного) года — периоду вращения Земли вокруг Солнца. В ватиканских списках Аристарх оказывается хронологически первым астрономом, для которого приведено два различных значения продолжительности года. Эти два вида года, тропический и сидерический, не равны друг другу ввиду прецессии земной оси, согласно традиционному мнению открытой Гиппархом примерно через полтора столетия после Аристарха. Если реконструкция ватиканских списков по Роулинзу правильна, то различие между тропическим и сидерическим годами было впервые установлено Аристархом, которого и следует в этом случае считать первооткрывателем прецессии.
Что это такое
Под этим термином понимают представление о том, что Солнце представляет собой центральный объект. Именно вокруг него вращаются Земля и прочие планеты. Эта теория появилась как противопоставление геоцентризму, который существовал во времена Древней Греции. При этом она получила массовое распространение в шестнадцатом-семнадцатом веках.
Согласно гелиоцентризму, Земля делает оборот вокруг оси за звездные сутки. При этом на оборот вокруг Солнца планете требуется звездный год. В результате движения вокруг собственной оси удается заметить вращение небесной сферы, а оборот вокруг Солнца показывает его годовое передвижение среди звездных объектов по эклиптике. Причем Солнце сохраняет неподвижность в отношении звезд.
Другие работы
Аристарх является одним из основоположников тригонометрии . В сочинении «О размерах и расстояниях…» он доказывает, в современных терминах, неравенство
\sin \alpha / \sin \beta .
По Витрувию , он усовершенствовал солнечные часы (в том числе изобрёл плоские солнечные часы). Аристарх занимался также оптикой , полагая, что цвет предметов возникает при падении на них света , то есть что краски в темноте не имеют цвета. Предполагают, он ставил опыты по определнию разрешающей способности человеческого глаза .
Современники осознавали выдающееся значение трудов Аристарха Самосского: его имя неизменно называлось в числе ведущих математиков Эллады, сочинение «О величинах и расстояниях Солнца и Луны», написанное им или одним из его учеников, попало в обязательный список произведений, которые должны были изучать начинающие астрономы в Древней Греции, его труды широко цитировались Архимедом , по всеобщему мнению, величайшим учёным Эллады (в дошедших до нас трактатах Архимеда имя Аристарха упоминается в 10 раз больше, чем имя какого-либо другого ученого).
Гелиоцентрическая конструкция мира
Что собой представляет гелиоцентрическая конструкция мира (гелиоцентризм)? о том, что Солнце является небесным центральным телом, вокруг которого вращаются земля и иные планеты. Оно является противоположностью геоцентрической конструкции мира. Гелиоцентризм появился в древности, но стал популярен лишь в XVI-XVII веках.
В гелиоцентрической конструкции Земля представлена крутящейся вокруг собственной оси (оборот совершается за одни сутки звёздные) и вместе с тем — вокруг Солнца (оборот исполняется за один год звёздный). Итогом первого перемещения является видимое обращение сферы небесной, результатом второго — годовое движение Солнца по эклиптике среди звёзд. Относительно звёзд Солнце считается недвижимым.
Геоцентризм — это вера в то, что центром Вселенной является Земля. Эта мировая конструкция была доминирующей теорией по всей Европе, в Древней Греции и иных странах веками. В 16 веке гелиоцентрическая конструкция мира начала приобретать известность, так как индустрия развивалась для того, чтобы в её пользу получить больше аргументов. Приоритет Аристарха в её создании признавали коперниканцы Кеплер и Галилей.
О величинах и расстояниях Солнца и Луны
Теперь достаточно измерить угол между Луной и Солнцем α и, «решая» прямоугольный треугольник, установить отношение расстояний от Земли до Луны r_M и от Луны до Солнца r_S : \tan \alpha =r_M/r_S . По измерениям Аристарха, α=87˚, отсюда получаем, что Солнце примерно в 19 раз дальше, чем Луна. Правда, во времена Аристарха ещё не было тригонометрических функций (собственно, он сам в том же самом сочинении «О величинах и расстояниях Солнца и Луны» закладывал основы тригонометрии). Поэтому для вычисления этого расстояния ему приходилось использовать довольно сложные выкладки, подробно описанные в упомянутом трактате.
Далее Аристарх привлёк некоторые сведения о солнечных затмениях : чётко представляя себе, что они происходят тогда, когда Луна загораживает от нас Солнце, Аристарх указал, что угловые размеры обоих светил на небе примерно одинаковы. Следовательно, Солнце во столько же раз больше Луны, во сколько раз дальше, то есть (по данным Аристарха), отношение радиусов Солнца и Луны примерно составляет 19.
Следующим шагом было измерение отношения размеров Солнца и Луны к размеру Земли. На этот раз Аристарх привлекает анализ лунных затмений . Причина затмений ему совершенно ясна: они происходят тогда, когда Луна попадает в конус земной тени. По его оценкам, в районе лунной орбиты ширина этого конуса в 2 раза больше диаметра Луны. Зная это значение, Аристарх с помощью довольно остроумных построений и выведенного ранее отношения размеров Солнца и Луны заключает, что отношение радиусов Солнца и Земли составляет больше чем 19 к 3, но меньше, чем 43 к 6. Был оценён также радиус Луны: по Аристарху, он примерно в три раза меньше радиуса Земли, что не так уж и далеко от правильного значения (3/11 радиуса Земли, всего на 6 % меньше значения Аристарха).
Расстояние до Солнца Аристарх недооценил примерно в 20 раз. Причина ошибки заключалась в том, что момент лунной квадратуры может быть установлен только с очень большой неопределённостью, которая ведёт к неопределённости значения угла α и, следовательно, к неопределённости расстояния до Солнца. Таким образом, метод Аристарха был достаточно несовершенным, неустойчивым к ошибкам. Но это был единственный метод, доступный в древности.
Вопреки названию своего труда, Аристарх не вычисляет расстояние до Луны и Солнца, хотя он, конечно, легко мог бы это сделать, зная их угловые и линейные размеры. В трактате указано, что угловой диаметр Луны составляет 1/15 часть знака зодиака, то есть 2˚, что в 4 раза больше истинного значения. Любопытно, что Архимед в своём труде «Исчисление песчинок» («Псаммит») отмечает, что именно Аристарх впервые получил правильное значение 1/2˚. В связи с этим современный историк науки Деннис Роулинз (Dennis Rawlins) полагает автором трактата «О величинах и расстояниях Солнца и Луны» не самого Аристарха, но одного из его последователей, и значение 1/15 часть зодиака возникшим по ошибке этого ученика, неправильно переписавшего соответствующее значение из оригинального сочинения своего учителя. Если произвести соответствующие вычисления со значением 1/2˚, получаем расстояние расстояния до Луны примерно в 80 радиусов Земли, что больше правильного значения примерно на 20 радиусов Земли. Это в конечном итоге связано с тем, что аристархова оценка ширины земной тени в районе лунной орбиты (в 2 раза больше диаметра Луны) является недооценённой. Правильное значение составляет примерно 2,6. Эта величина была использована полтора столетия спустя Гиппархом Никейским (и, возможно, младшим современником Аристарха Архимедом), благодаря чему было установлено, что расстояние до Луны составляет около 60 радиусов Земли, в согласии с современными оценками.
Историческое значение труда Аристарха громадно: именно с него начинается наступление астрономов на «третью координату», в ходе которого были установлены масштабы Солнечной системы , Млечного Пути , Вселенной .
Гелиоцентрическая система
Аристарх интуитивно чувствует движение Земли вокруг себя и вокруг Солнца. Именно Архимед в своем Arénaire дает наиболее точное дошедшее до нас описание:
— Архимед, предисловие к L’Arénaire .
Эта гипотеза быстро канула в лету. Его недоброжелатели будут упрекать его в нанесении ущерба физике Аристотеля .
Их аргументы в основном следующие:
Земля, как место пребывания самого тяжелого элемента, занимает свое естественное место в центре мира. Хотя Аристарх подсчитал, что диаметр Солнца в 6,75 раза больше диаметра Земли , оставалось понять, как звезда из огня, элемент легче Земли, могла оставаться неподвижной в космосе. Это один из философских аргументов геоцентризма ;
если бы Земля двигалась, можно было бы наблюдать в созвездиях, то есть на сфере фиксированных угловых деформаций
Однако, принимая во внимание средства наблюдения за временем, увидеть явление параллакса невооруженным глазом было невозможно ;
если бы Земля повернулась на восток, разве объекты, не закрепленные на Земле, не полетели бы на запад? (Мы должны подождать, пока Галилей опровергнет этот аргумент — который не принимает во внимание инерцию. Более того, ускорение Кориолиса не может быть четко обнаружено в настоящее время );
можем ли мы добавить к этим рациональным аргументам, что было бы «святотатством» сместить фокус мира и выступить против догмы о божественности Земли и огне Гестии ? Он направлен на проецирование догматизма, характерного для монотеистических религий «Книги», на греческий культурный мир, где самые разнообразные научные и философские гипотезы (в том числе атеизм) могут быть даны полную свободу, не оскорбляя богов, которым наплевать на людей
мнения. С другой стороны, согласно пифагорейцам, Гестия была центральным огнем, вокруг которого вращалась Земля.
Его теория представляет собой разительный контраст с будущей космологии в Птолемея .
Работа по усовершенствованию календаря[]
Аристарх оказал существенное влияние на развитие календаря. Писатель III века н.э. Цензорин указывает, что Аристарх определил продолжительность года в
365 дней+(1/4) дня+(1/1623) дня.
Кроме того, Аристарх ввёл в употребление календарный промежуток продолжительностью в 2434 года. Ряд историков указывают, что этот промежуток был производным в два раза большего периода, 4868 лет, так называемый «Великий Год Аристарха». Если принять продолжительность года, лежащего в основе этого периода, в 365,25 дней (каллиппов год), то Великий Год Аристарха равен 270 саросам, или 270*223 синодических месяцев, или 1778037 дней. Напомним, что сарос — это период повторяемости лунных затмений. Вышеупомянутое значение аристархова года (по Цензорину) составляет в точности 365 +(1/4)+(3/4868) дней.
Одним из наиболее точных определений синодического месяца (среднего периода смены лунных фаз) в древности было значение M=29 дней 31′ 50″ 08′» 20″» (это запись в шестидесятеричной системе: 31′ 50″ 08″‘ 20″» =(31/60)+(50/602)+(8/603)+(20/604) дней). Это число было положено в основу одной из теорий движений Луны, созданной древневавилонскими астрономами (так называемой Системы B). Д. Роулинз привёл убедительные аргументы в пользу того, что это значение длины месяца также было вычислено Аристархом по схеме
M = 1778037 дней / (223*270),
где 1778037 — это Великий Год Аристарха, 270 — количество саросов в Великом Году, 223 — количество месяцев в саросе.
„Вавилонское“ значение M получается, если предположить, что Аристарх сначала разделил 1778037 на 233, получив 7973 дня 06 часов 14.6 минут и округлил результат до минут, далее разделил 7973 дня 06 часов 15 минут на 270. В итоге такой процедуры как раз и получается в точности M=29 дней 31′ 50″ 08′» 20″».
Наконец, о ещё одном возможном выдающемся достижении Аристарха Самосского. В ватиканской коллекции древнегреческих манускриптов хранятся два списка измерений длины года, в которых упомянут и Аристарх Самосский. В одном из списков ему приписано значение продолжительности года в 365 1/4 20’60 2’ дней, в другом — 365 1/4 10’4’ дней. Сами по себе эти записи, как и другие записи этих списков, выглядят бессмысленными. Видимо, древний переписчик допустил ошибки при копировании более древних документов. Д. Роулинз предположил, что эти числа в конечном итоге являются результатом разложения неких величин в так называемую непрерывную, или цепную дробь. Тогда первое из этих значений оказывается равным
Y1=365+ 1/(4+1/(20+2/60)) дней = 365+(1/4)-(15/4868) дней,
второе
Y2=365 + 1/(4 — 1/(10 — 1/4)) дней = 365+(1/4)+(1/152) дней.
Появление в величине Y1 снова значения продолжительности Великого Года Аристарха свидетельствует в пользу правильности этой реконструкции. Число 152 также связывается с Аристархом — именно, его наблюдение солнцестояния (280 г. до н. э.) имело место ровно 152 года после аналогичного наблюдения афинского астронома Метона. Величина Y1 примерно равна продолжительности тропического года (периоду смены времён года, основе солнечного календаря). Величина Y2 очень близка к продолжительности сидерического (звёздного) года — периоду вращения Земли вокруг Солнца. В ватиканских списках Аристарх оказывается хронологически первым астрономом, для которого приведено два различных значения продолжительности года. Эти два вида года, тропический и сидерический, не равны друг другу ввиду прецессии земной оси, согласно традиционному мнению открытой Гиппархом примерно через полтора столетия после Аристарха. Если реконструкция ватиканских списков по Роулинзу правильна, то различие между тропическим и сидерическим годами было впервые установлено Аристархом, которого и следует в этом случае считать первооткрывателем прецессии.
Примечания и ссылки
- ↑ и , стр. 67.
- из Stobaeus , Eclogae Physicae и Ethicae I.
- , стр. 59.
- , стр. 418
- , стр. 299.
- Это значение будет уточнено Архимедом, затем Гиппархом.
- Учитывая узость угла конуса, это классическое возражение названо «математическим педантизмом» у (не) Нойгебауэра , История древней математической астрономии , Берлин; Нью-Йорк, Спрингер-Верлаг,1975 г., стр. 643
- См. История астрономии . Тот факт, что Аристарх не удосужился предоставить результаты своих построений, очень важен в этом отношении.
- , p. 642-643.
- Рене Татон , Древняя и средневековая наука, от истоков до 1450 г. , Сб. Квадридж, ППУ, стр. 358.
- ↑ и Жан-Рене Рой , L’Astronomie et son histoire , Париж, Éditions Masson , 1982, стр. 88-89.
Первая гелиоцентрическая система мира
Аристарх впервые (во всяком случае, публично) высказал гипотезу, что все планеты вращаются вокруг Солнца, причём Земля является одной из них, совершая оборот вокруг дневного светила за один год, вращаясь при этом вокруг оси с периодом в одни сутки (гелиоцентрическая система мира). Поэтому его часто называют «Коперником античного мира». Сочинения самого Аристарха на эту тему не дошли до нас, но мы знаем о них из трудов других авторов: Аэция (псевдо-Плутарха), Плутарха , Секста Эмпирика и, самое главное, Архимеда . Так, Плутарх в своём сочинении «О лике видимом на диске Луны» отмечает, что «сей муж пытался объяснять небесные явления предположением, что небо неподвижно, а земля движется по наклонной окружности , вращаясь вместе с тем вокруг своей оси». А вот что пишет в своём сочинении «Исчисление песчинок» («Псаммит») великий Архимед: «Аристарх Самосский в своих „Предположениях“… полагает, что неподвижные звёзды и Солнце не меняют своего места в пространстве, что Земля движется по окружности вокруг Солнца, находящегося в его центре, и что центр сферы неподвижных звёзд совпадает с центром Солнца».
Причины, заставившие Аристарха выдвинуть гелиоцентрическую систему, неясны. Возможно, установив, что Солнце гораздо больше Земли, Аристарх пришёл к выводу, что неразумно считать большее тело (Солнце) двигающимся вокруг меньшего (Земли), как считали его великие предшественники Евдокс Книдский , Каллипп и Аристотель . Неясно также, насколько подробно им и его учениками была обоснована гелиоцентрическая гипотеза, объяснял ли он с её помощью попятные движения планет, соотношения между сидерическими и синодическими планетными периодами. Впрочем, благодаря Архимеду мы знаем об одном важнейшем выводе Аристарха: «размер этой сферы таков, что окружность, описываемая, по его предположению, Землей, находится к расстоянию неподвижных звёзд в таком же отношении, в каком центр шара находится к его поверхности». Таким образом, Аристарх сделал вывод, что из его теории следует огромная удалённость звезд (очевидно, по причине ненаблюдаемости их годичных параллаксов). Сам по себе этот вывод является ещё одним гениальным достижением Аристарха Самосского.
Трудно сказать, насколько широко были распространены взгляды Аристарха. Ряд авторов (в их числе Птолемей в «Альмагесте») упоминают школу Аристарха, не приводя, правда, никаких подробностей (Птолемей вообще тщательно обходит молчанием какие-либо достижения Аристарха). Среди последователей Аристарха Плутарх указывает вавилонянина Селевка . Историки астрономии Денис Роулинз и Бартел ван дер Варден (Bartel van der Waerden) приводит ряд свидетельств, что гелиоцентризм был широко распространён среди компетентных древнегреческих астрономов. Интересные мысли на этот счёт высказывает также итальянский математик Лючио Руссо (Lucio Russo), по мнению которого, в эллинистическую эпоху существовало общее представление о законе инерции и о притяжении планет к Солнцу.
Тем не менее, почему же гелиоцентризм так и не стал базисом для дальнейшего развития древнегреческой науки? Видимо, на то было несколько причин, и одна из них — нетерпимое отношение к этой теории со стороны государственной религии. По словам Плутарха , «Клеанф полагал, что греки должны привлечь к суду за то, что он будто двигает с места Очаг мира», имея в виду Землю; Диоген Лаэрций указывает среди сочинений Клеанфа книгу «Против Аристарха». Этот Клеанф был философом-стоиком , а до того профессиональным кулачным бойцом. Последовали ли греки совету Клеанфа, неясно, однако всем образованным грекам были хорошо известны судьбы Анаксагора и Сократа , подвергшихся гонениям в значительной мере по религиозным основаниям (Анаксагора изгнали из Афин , Сократ вообще был вынужден выпить яд). Поэтому обвинения того рода, что были предъявлены Клеанфом Аристарху, отнюдь не были пустым звуком, и астрономы и физики, даже если и были сторонниками гелиоцентризма, старались воздерживаться от публичного обнародования своих взглядов, что и могло привести к их забвению.