«женитьба» гоголя: краткое содержание и анализ пьесы

«женитьба»: краткое содержание. «женитьба», гоголь н. в.

Краткое содержание

В первом действии рассказывается о том, как Подколесин надумал изменить свое положение. Для этого ему нужно было жениться, и за помощью он обратился к свахе. Мужчина подготовился к встрече — купил дорогой фрак и начистил сапоги. В это время Иван сделал вывод, что женитьба — это хлопотное дело.

Фекла старательно нахваливала Агафью, рассказывала, что с ней дадут богатое приданое. Подколесин сомневался, нужно ли ехать к девушке, и на это его уговорил только Кочкарев. В это время Агафья гадала на картах. Ей очень хотелось выйти замуж. Фекла пришла предупредить ее и тетку о визитах потенциальных женихов.

К этому моменту предприимчивая сваха договорилась с шестью мужчинами. Знакомство с каждым претендентом прошло без особых происшествий. Все кандидаты были уникальными:

  1. Яичница сразу принялся сверять приданое по списку.
  2. Анучкин принял Яичницу за отца Агафьи.
  3. Жевакин буквально воспринял фамилию Яичницы.
  4. Подколесин приехал последним и принялся активно обсуждать недостатки, достоинства невесты с другими кандидатами.

Такое знакомство только сконфузило Агафью. Второе действие начинается с того, что купеческая дочка принялась рассуждать. Никто из четырех претендентов ей не нравился, и она размышляла о том, как взять от каждого по кусочку и создать идеального жениха.

Кочкарев попытался убедить ее, что Подколесин лучший жених, но Агафья колебалась. К девушке пришли другие претенденты и принялись ее уговаривать. Кочкареву удалось отвадить всех, и он привел своего друга для беседы с Агафьей. Но молодые люди не спешили объявлять о свадьбе.

Под давлением Кочкарева Подколесин делает предложение. Невеста принимает его и удаляется в комнату для переодевания. Сам же Иван Подколесин не особо рад смене статуса. Он считает, что в существовании холостяком есть определенные преимущества. Мужчина понимает, что завтра ему предстоит жениться и взять на себя ответственность.

История создания

Николай Васильевич Гоголь решил написать комедию «Женитьба» в 1833 году, первоначально она называлась «Женихи». Весной 1935 года писатель читал отрывки произведения М. П. Погодину. На тот момент он ещё не закончил его, но основные сюжетные линии и главные персонажи уже были намечены. Приблизительно в тот же период было принято решение назвать комедию «Женитьба». Причём автор перенёс действие в Петербург.

В 1835—1836 году Николай Васильевич хотел отдать своё произведение на сцену, однако в итоге передумал, переместив фокус внимания на «Ревизора». Так, он закончил «Женитьбу» в 1841 году, будучи за границей. Пьеса предназначалась для собрания сочинений. Первый спектакль состоялся в Петербурге 9 декабря 1842 года, однако он не имел успеха. Пьеса явно опережала своё время.

Произведение вызвало немало пересудов, сейчас оно по праву считается первой русской бытовой комедией. Купцы и мелкие чиновники отразили образ жизни города Петербурга в 30-х годах XIX века. Критики говорили о том, что «Женитьбе» свойственна драматическая манера Островского.

Значение произведения в истории русской литературы сложно переоценить. Любопытно, что сам автор переделывал его не один раз, полностью меняя героев. Вначале сюжет разворачивался в Малороссии и напоминал «Ночь перед Рождеством».

Критика о «Женитьбе» Гоголя

Современники неверно поняли эту комедию, назвав ее веселым «фарсом»

Критики в своём анализе обратили все внимание на интригу «Женитьбы», действительно, довольно запутанную и искусственную и просмотрели то обстоятельство, что комизм этой гоголевской комедии основывался не только на «положениях» героев, но и на их «характерах». Анализируя любой тип, выведенный Гоголем в «Женитьбе», мы видим, что он сам по себе закончен и комичен

Его можно взять из той обстановки, в которой он показан, взять его порознь, вне его столкновения с другими типами, и он возбудит ту же улыбку, тот же смех, как редкий оригинал и типичный продукт нашей жизни. Этот гоголевский тип возвышается и до «типа общечеловеческого», которым мы так удивляемся в комедиях Мольера. Хотя бы те же Подколесин и Кочкарев. Их можно встретить в любом месте, и в любое время. В «Женитьбе» они перед нами в роли мелких обывателей Петербурга, а сколько таких лиц, лиц, прыгающих в окно в решительную минуту, и лиц, вносящих в жизнь сумбур и суматоху, сколько их действовало и действует на широкой арене, общественной и политической?

Сам Гоголь придавал «Женитьбе» большое значение: он ее переделывал несколько раз с 1837 года до 1842 года, коренным образом менял содержание и действующих лиц. Вначале эта комедия напоминала собою сюжет «Сорочинской ярмарки» и «Ночи перед Рождеством». Её действие происходило в Малороссии, и пьеса называлась «Женихи».

https://youtube.com/watch?v=QI79guCUbLA

Гоголь «Женитьба». Фильм-спектакль

Действие первое

Надворный советник Подколесин решил жениться. Сваха ходит к нему уже 3 месяца. Он спрашивает у своего слуги Степана, готов ли фрак из дорогого тонкого сукна, и просит передать его беседу с портным. Подколесин считает женитьбу хлопотным делом.

Приходит сваха Фёкла Ивановна. Она расхваливает достоинства невесты, её богатое приданое: двухэтажный каменный доходный дом в Москве, два флигеля, огород. Собой невеста хороша. Она дочь купца третьей гильдии и хочет выйти замуж за дворянина.

Подколесин отвечает, что ему нужно подумать. Он просит Фёклу прийти послезавтра. Фёкла предлагает ему прямо сейчас посмотреть товар, но Подколесин ссылается на пасмурную погоду. Фёкла советует Подколесину поторопиться, потому что у него уже седой волос, да и другие претенденты в женихи есть. Подколесин очень озабочен и просит принести зеркало.

Вбегает Кочкарёв. Он сходу обвиняет Фёклу в том, что она его женила, и пугает Подколесина так, что тот разбивает зеркало. Кочкарёв обижен, что Подколесин не сказал ему о женитьбе. Он расспрашивает о невесте, а потом отправляет Фёклу, потому что намерен сам устроить свадьбу.

Кочкарёв уговаривает Подколесина ехать немедленно. Он обещает организовать обед. Подколесин не готов жениться.

Кочкарёв решает поговорить с Подколесиным, как отец с сыном, объясняя выгоду женитьбы. Если Подколесин женится, вокруг него будут детишки, похожие на папу. Это убеждает Подколесина ехать, но, одевшись, он откладывает до завтра. Кочкарёв бранится, и Подколесин, чтобы успокоить его, едет.

Агафья Тихоновна в комнате гадает на картах. Выпадает трефовый король. Тётушка Арина Пантелеймоновна думает, что это торговец суконной лавки Алексей Дмитриевич Стариков, но Агафья Тихоновна возражает, что король может быть только дворянин. Арина Пантелеймоновна вспоминает покойного батюшку Агафьи, который презирал тех, кто стыдится быть купцом.

Агафья не хочет замуж за купца, потому что у купцов еда течёт по бороде. Тётушка считает, что Фёкла не найдёт хорошего дворянина, что она лгунья. Приходит Фёкла и предупреждает, что сегодня приедут женихи, человек шесть, и все дворяне. Фёкла описывает достоинства женихов и то, какой они видят свою невесту. Балтазар Балтазарович Жевакин служил во флоте и мечтает о невесте в теле, но он беден. Иван Павлович, экзекутор, толст, криклив, интересуется приданым. Никанор Иванович Анучкин деликатный, хочет, чтобы невеста была хороша собой и говорила по-французски. Но для Агафьи он слишком субтильный. У Ивана Павловича ей не нравится фамилия – Яичница. Акинф Степанович Пантелеев, титулярный советник, скромный, но выпивает. А о Подколесине Фёкла и говорить не хочет, так он тяжел на подъём.

Фёкла и Арина Пантелеймоновна спорят, кто важнее: дворянин или купец. В этот момент раздаётся звонок в дверь. Агафья Тихоновна бежит одеваться. Приходит Иван Павлович Яичница. Он читает опись имущества невесты. Является Анучкин и принимает Яичницу за папеньку невесты.

Возникает Жевакин. Он беспокоится о своём мундире, сшитом ещё в 95 году на Сицилии. Анучкин расспрашивает Жевакина о Сицилии.

Жевакин и Яичница представляются друг другу. Жевакин не расслышал фамилию Ивана Павловича и думает, что речь идёт о еде.

Фёкла отворяет Кочкарёву и Подколесину. Кочкарёв догадывается, что все остальные господа – тоже женихи. Они подглядывают в замочную скважину. Наконец из комнаты выходят Агафья Тихоновна с тётушкой. Арина Пантелеймоновна спрашивает каждого жениха, по какой причине одолжили посещением. Потом с каждым знакомится. Кочкарёв врёт о своём родстве с невестой и расхваливает достоинства Подколесина.

Приходит Стариков и предлагает шерсть. Агафья Тихоновна возмущена, а тётушка его приходу рада. Говорят о погоде, потом Яичница спрашивает, каким бы хотела видеть невеста своего мужа. Агафья Тихоновна молчит и убегает, за ней уходят Фёкла и Арина Пантелеймоновна.

Фёкла возвращается и объясняет, что невеста смущена и зовёт всех вечером на чай. Женихи обсуждают внешность невесты, Яичница осматривает дом, Анучкин рассуждает, знает ли невеста французский, потому что его самого в детстве не заставили выучить. Жевакин курит трубочку.

Стариков уходит. За ним уходят Подколесин и Кочкарёв. Подколесин поверил в недостатки невесты и говорит, что она ему не нравится. Кочкарёв убеждает его, что невеста хороша, и обещает отвадить женихов, если Подколесин не передумает жениться.

Жанр и художественное направление

«Женитьба» считается первой русской бытовой комедией. Гоголь отказался от первоначального замысла изобразить малороссийских помещиков и обратился к чиновничьей среде. Через своих героев Гоголь умудряется показать образ жизни Петербурга 30-х годов. Герои в домашней обстановке проявляют себя прежде всего как социальные типы, поэтому комедия Гоголя социальная. Многие исследователи считают, что «Женитьба», как и «Ревизор», относится к реалистическому направлению в литературе. Подколесин – прямой предшественник Обломова. Он готов отказаться от счастья, лишь бы не производить активных действий. Но характер Обломова объясняется обстоятельствами его жизни и, в конечном итоге, крепостным правом. Отчего робок Подколесин, зритель не знает. На этом примере можно показать логику тех исследователей, которые считают Гоголя романтиком. Нерешительность Подколесина в сватовстве можно считать типичным явлением, но то, что жених выпрыгнул в окошко, никак не объясняется реализмом.

«Женитьба», как и «Ревизор», — комедия сатирическая. Высмеиваются не только черты характера и индивидуальные особенности героев, как в классицистической комедии, но и отдельные социальные явления, например, женитьба как способ изменить социальный статус. Сатире подвергается жизнь без искренних чувств, брак без любви и ответственности.

Жанр, направление

Произведение Николая Гоголя «Женитьба» по праву считают первой бытовой комедией в отечественной литературе. Описывая своих персонажей, автор правдоподобно изобразил образ жизни Петербурга в тридцатые годы. По мнению многих критиков и исследователей, пьеса Гоголя написана в реалистическом направлении. Они утверждали, что Подколесин был прямым предшественником главного персонажа романа Гончарова — Ильи Обломова. Герой мог даже отказаться от собственного счастья, лишь бы ничего не делать. Однако качества Ильи Обломова определяются его воспитанием и жизненными условиями. А вот почему Подколесин является таким робким, читатель понять не может.

Произведение «Женитьба» представляет собой сатирическую комедию. В своей пьесе Гоголь высмеивает не только характеры персонажей, но и конкретные общественные явления. Так, например, к ним относится женитьба по расчету, которая представляет собой возможный способ улучшить социальный статус. Автор подверг осмеянию брак, который лишен чувств и взаимной ответственности.

Сюжет пьесы «Женитьба» Гоголя

Главная героиня повести — Агафья Тихоновна, дочь купца, решившая подыскать с помощью свахи Феклы Ивановны себе достойного жениха. Главными претендентами на руку и сердце завидной невесты становятся экзекутор Яичница, надворный советник Подколесин, моряк Жевакин и пехотный офицер Анучкин. У Агафьи Тихоновны свои требования к будущему супругу, ведь она не кто-нибудь, а дочь купца третьей гильдии. Муж должен быть обязательно дворянином.

Писатель достоверно описал героиню и в ее образе собрал все типичные черты девушек этого сословия. Агафья Тихоновна целыми днями ничем не занималась, сидела дома, предавалась мечтам об избраннике и скучала. Николай Васильевич показал необразованность и невежество купеческой среды, ведь героиня без раздумий доверяла суевериям и гаданиям, свою жизнь строила, отталкиваясь только от них.

Очень простую и незатейливую тему для своей пьесы выбрал Гоголь. «Женитьба» — сочинение, показывающее отношение «маленького человека» к бракосочетанию. Что со стороны невесты, что со стороны жениха нет и намека на чувства, они даже не помнят имен друг друга

Важно другое — приданное, титулы, внешние достоинства. К выбору спутника жизни эти люди подходят как к покупке какой-нибудь вещи или предмета интерьера

Значение произведения

Николай Гоголь — великий писатель, чьи работы не теряют актуальности в современном мире. Его пьесу «Женитьба» неоднократно ставили на сценах разных театров. В основе сюжета лежит искаженное восприятие свадьбы, которая давно перестала быть соединением влюбленных людей. В произведении показано, как она превратилась в коммерческую сделку.

Первый претендент, Яичница, даже не скрывал своего материального интереса. Второй кандидат, Анучкин, недалёкий и неглубокий человек. Он мечтает, чтобы невеста разговаривала на французском языке. Третий кандидат, Жевакин, чистоплотный, аккуратный и бедный человек. Четвертый претендент, Подколесин, был нерешительный и безынициативным человеком.

Сама Агафья тоже никак не могла выбрать, кто ей нравится. В мужчинах она ценила только внешность, и через это писатель показал, что у нее к свадьбе тоже прагматичный подход.

В пьесе Гоголя высмеивается свадьба ради улучшения материального положения. Через преувеличенные портреты героев показаны некоторые человеческие черты характера.

Вариант 2

Вся пьеса Николая Васильевича описывает поведения героев, которые готовятся к потенциальному браку. К дочери купца по имени Агафья Тихоновна приходят свататься разные женихи, в том числе и Подколесин. У девушки стоит цель – выйти замуж за дворянина. Подколесин очень ленив и нерешителен. Его свахе и другу по фамилии Кочкарев приходится затратить множество усилий только для того, чтобы уговорить герой поехать и посмотреть на невесту. Тот всё время лежит на диване и размышляет, а как это может быть. Он боится перемен. Герой не знал, что к Агафье набиваются еще несколько женихов. Каждый имеет свои условия: один требует приданое, другому необходимо, чтобы жена имела знание французского языка.

Кочкарев умело создает такие условия, в которых Подколесин остается единственной кандидатурой на мужа Агафьи. Девушка выбирает его. В один момент другу надо было отправиться по делам. Жених же, измотанный терзаниями, связанными с нерешительностью, попросту сбегает через окно. В этом произведении пересекается комизм и трагичность ситуации. В этом можно увидеть разнообразие типажей общества русских людей.

Произведение знакомит читателя с людей, которые представляли разные сословия и работали на разных должностях. Тут фигурируют: и дочь купца, офицер в отставке, советник, моряк, свахи. Кого только нет. Главная героиня Агафья Тихоновна желает стать дворянкой, поэтому ее желание вступить в брак с представителем дворянства очень даже закономерно. Девушка не озабочена внутренним содержанием своего избранника, поэтому опирается только на внешность. Ее все время что-то не устраивает. То нос, то губы не те. Ей хотелось бы видеть нечто среднее между всеми претендентами.

Подколесин – очень нерешительный персонаж, он не способен ни на какое действие, очень инертен и инфантилен. По началу он постоянно лежит на диване и откладывает всё на потом. Позже он начинает думать, стоит ему жениться или нет. Как так: сначала неженатый, а теперь женатый. Впоследствии он сбегает из-под венца, что самое ироничное в этой ситуации, подобное поведение более характерно для женщин. Данный факт подчеркивает женоподобность персонажа. В нем нет мужской воли и внутреннего стержня. Он не способен содержать и заботиться о собственной семье.

Кочкарев же является полной противоположностью Подколесину. Он очень активен, не может сидеть без дела и наблюдать за происходящим.

Художественное своеобразие

Гипербола является основным средством выразительности, использованным в знаменитой комедии. Именно этот троп создаёт художественный мир произведения. Так, в образе Анучкина представлен чрезвычайно субтильный человек, а Яичница слишком широк. Кроме того, писатель сильно преувеличил и качества персонажей пьесы. Например, очень комично выглядит деловитая натура Яичницы и слабость характера Подколесина.

Говорящие фамилии тоже создали комический эффект в произведении. Например, главный герой действительно оказывается «под колесом» своего друга, который давит на него своей инициативой.

Таким образом, Николаю Васильевичу удалось создать социальную комедию, которая отображает пороки его времени.

Отношение главных героев к женитьбе

«Женитьба» Гоголя показывает, что значит для мелкого чиновника это значимое событие в его жизни. Подколесин как только надумал жениться, так постоянно и думает о бракосочетании, но его ничуть не беспокоит невеста, его больше тревожится ее приданое, мужчина даже не может припомнить имени своей суженной. Чиновник считает, что сделал очень серьезный шаг, возвышающий его не только в собственных глазах, но и в глазах окружающих. Подколесин тут же рассказывает о своем решении жениться сапожнику, портному, ведь все вокруг должны оценить его поступок и зауважать.

Невесту тоже не в самом лучшем свете представил Гоголь. «Женитьба», главные герои которой поражают лицемерием и фальшивостью, показывает искусственность жизни «маленьких людей». Агафья Тихоновна выбирает жениха, отталкиваясь от внешних характеристик, а не внутреннего мира человека. К претендентам она относится как к вещам, пытаясь сложить идеальную картинку: если бы взять нос Ивана Кузьмича, губы Никанора Ивановича, дородность Ивана Павловича да развязность Балтазара Балтазарыча, то невеста, не раздумывая, вышла бы замуж.

«Женитьба» Гоголя выкрывает поверхность и фальшивость этих людей. Они и понятия не имеют, что жениться нужно только в том случае, если испытываешь к человеку симпатию, уважение, привязанность. Именно поэтому Николай Васильевич так мало в своем окружении встречал

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Пьеса создавалась Николаем Гоголем девять лет: с 1833 по 1842 гг. Она была поставлена в Петербурге в Александринском театре. «Женитьба» — комедия быта и нравов, открывающая череду пьес о купеческой жизни, продолженную впоследствии Александром Островским . Мы рассмотрим идею Гоголя, особенности произведения и образ героев, для чего выполним анализ пьесы «Женитьба». В первую очередь обратимся к сюжету. Здесь будет все представлено в сжатой форме, но на нашем сайте вы можете прочесть и краткое содержание пьесы «Женитьба» .

Подколесин образ и характеристика

Подколесин образ и характеристика

1. Общая характеристика. Иван Кузьмич Подколесин — главный герой комедии Н. В. Гоголя «Женитьба».

Это служащий в должности надворного советника чиновник, мечтающий жениться.

Приятель Подколесина Кочкарев энергично берется за сватовство и добивается успеха. Однако в самый последний момент жених убегает от невесты через окно.

2. Характер. Иван Кузьмич обладает мягким и нерешительным характером. Его планы жениться не выходят за рамки приятных мечтаний. Подколесин может часами размышлять о свадьбе и будущей семейной жизни, не предпринимая никаких практических действий.

Сваха ходит к нему на протяжении трех месяцев, предлагая различные варианты и постоянно слышит один ответ: «Нужно порассудить, порассмотреть». Безволие и пассивность Ивана Кузьмича становятся особенно заметны на фоне бешеной активности Кочкарева. Ему приходится долго уговаривать, ругать Подколесина и чуть ли не силой везти его посмотреть на предполагаемую невесту.

3. Сватовство. В доме Агафьи Тихоновны Иван Кузьмич ведет себя самым глупым образом. Он придумывает сотни отговорок с целью отсрочить решающую минуту. Горе-жениху намного спокойнее и приятнее думать о жене дома на диване, чем хоть что-нибудь предпринимать. Если бы не Кочкарев, Подколесин так бы и уехал ни с чем.

Кочкарев не только разгоняет всех кандидатов в женихи, но и фактически «влюбляет» Агафью Тихоновну в своего приятеля. Подколесину остается лишь сделать предложение, которого женщина сама с нетерпением ждет. Даже на это Иван Кузьмич не способен. «Битых полчаса» он беседует с невестой о всякой ерунде и после этого просит у Кочкарева еще месяц «роздыху».

Лишь с помощью угроз и применения силы Кочкарев сводит жениха с невестой, делает за приятеля признание и благословляет молодых. Быстрота случившегося на какое-то время «оживляет» Подколесина, который осмеливается на поцелуй и заявляет: «Хочу… чтобы сию же минуту было венчанье».

4. Позор. Оставшись один, Иван Кузьмич вновь предается размышлениям. Вот-вот предстоящее венчание начинает его пугать. Мучительные мысли приводят жениха к «невероятному» поступку. Буквально из-под венца Подколесин позорно убегает, выпрыгнув в окно.

5. Оценка образа. Подколесин — чисто комический образ, не несущий в себе особой значимости. Гоголь попросту высмеял нерешительность, лень, страх человека перед неизвестным. Ивана Кузьмича нельзя отнести к категории типичных образов, поэтому автор назвал свое произведение «совершенно невероятным событием».

Финальная часть

Итак, казалось бы, все утряслось. Молодожены робко заговаривают друг с другом, оба нравятся один другому… Но вновь появляется Кочкарев. Он (говорит на ухо) требует от Подколесина сделать предложение Агафье Тихоновне. Но тот отказывается.

Тогда Илья Фомич сам делает это, ссылаясь на робость Ивана Кузьмича. Невеста отвечает «да» и убегает переодеваться, ведь свадьба уже сегодня!

Однако Подколесин не решается на настолько отчаянный шаг. Они с Кочкаревым ссорятся, затем мирятся. На эмоциях Иван Кузьмич благодарит Илью Фомича, и тот уходит, чтобы проверить, все ли в порядке с невестой. Заодно он забирает шляпу друга, чтобы тот не ушел. Однако Подколесин и не собирается никого покидать. Он, наоборот, неописуемо рад. Сам с собой он ведет монолог о всех прелестях женитьбы, ходит по комнате, рассуждая о том, что теперь он не будет один!

И в какой-то момент понимает, что все это ему далеко не по душе. Но куда деваться? Только бежать. И он сбегает через открытое окно.

Невеста заходит в комнату, но не находит в ней будущего мужа. Немая сцена, после которой все взоры обращаются на Кочкарева. Тот и сам не знает, что делать. Все начинают ругать его на чем свет стоит.

Вот так и можно закончить краткое содержание книги «Женитьба» (автора, Н. В. Гоголь которого зовут, знает сегодня каждый).

Сила хитрости

Вечером Агафья Тихоновна пытается жребием определить, кто ей больше мил. Все женихи нравятся ей одинаково, и она просто не может решиться. Внезапно в комнате оказывается Кочкарев, настаивающий на необходимости выбрать Ивана Кузьмича.

Он нахваливает его, рассказывая, какой тот прекрасный человек. Всех остальных женихов он порицает: тот драчун, тот дебошир. Он предлагает хлопнуть перед их носами дверью и просто наедине поговорить с Подколесиным, чтобы убедиться, как прав Илья Фомич.

Каждый жених вечером стремится прийти первым, чтобы пообщаться с невестой. В конечном итоге все они собираются в доме Купердягиных раньше назначенного срока и почти в одно время. Вновь они вынуждены общаться друг с другом, почти не скрывая отвращения. Есть все, кроме главного героя.

Вот появляется Агафья Тихоновна. Женихи немедленно набрасываются на нее с разговорами. Она, напуганная, пользуется советом Кочкарева, выгоняет всех и сама выбегает из комнаты. Тут же появляется Илья Фомич, порицающий невесту. Его трюк срабатывает. Будущие женихи почти убеждены, что невеста плоха. Они покидают Купердягиных, открывая дорогу Ивану Кузьмичу.

Характеристика героя Подколесин (Женитьба Гоголь Н. В.)

Подколесин — герой комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» (незаконч. редакция под назв. «Женихи» — 1833, первая полная — 1835, окончательная — 1840-1841). Образ П. продолжает цепь «необыкновенных» героев писателя. Развивая «идею бессмыслицы, заключенную в самом акте брака, соединения навечно двоих людей» (И. П. Золотусский), писатель показывает на первый взгляд обычного нерешительного человека, довольно крупного чиновника, решившего найти счастье в узах Гименея. Парадоксальность образа в том, что Гоголь нарисовал не обычного закоренелого холостяка из традиционного водевиля. П. готов вступить в брак. Он уже мысленно пережил свадьбу, продумал ее в самых мелочах, «прокрутил» в голове все детали — от фрака до впечатления, которое должна произвести его женитьба на портного, сапожника и др. И вдруг после благополучного объяснения с Агафьей Тихоновной, накануне свадьбы, — прыжок в окно. Не удивительно, что на первых спектаклях «Женитьбы» в Александрийском театре в 1842 г. публика пребывала в шоке, ожидая продолжения действия: «При падении занавеса в первое представление раздалось даже легкое шиканье»,- заметил историк петербургских театров А. Вольф. Можно предлагать и предполагать немало вариантов психологической мотивации такого поведения П. Самое первое, что приходит на ум,- страх перед женитьбой: «Однако ж, что ни говори, а как-то даже делается страшно, как хорошенько подумаешь об этом. На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя, и уж после ни отговорки, ни раскаяния, ничего, ничего — все кончено, все сделано». Комизм ситуации в том, что, произнося эти слова, П., как никогда, хочет жениться. Комизм усиливается еще и тем, что его друг Кочкарев, сладивший женитьбу, но не имеющий к ней никакого отношения, развивает кипучую деятельность, тогда как самое заинтересованное лицо, жених П., нерешительно колеблется. Отсюда, надо полагать, недоумение актеров, занятых в первых спектаклях в Петербурге и Москве. С московским спектаклем связан забавный случай. Многие полагали, что роли П. и Кочкарева распределены неудачно: «Щепкин не может играть вялого и нерешительного творенья; а Живокини, играя живой характер, не может удержаться от привычных своих фарсов и движений» (С. Т. Аксаков). В результате актеры поменялись ролями, но спектакля все равно не получилось. Своеобразную трактовку образа П. дал режиссер А. В. Эфрос в спектакле в московском Театре на М. Бронной (1974): «»Женитьба» — шутка, но с большой долей драматизма»

В своем стремлении «ошине-лить» комедию режиссер сумел по-новому прочитать мотивацию поступков героя комедии: «Иногда начинает казаться, что важно ему не то, что он слышит от свахи, а сам процесс разговора, потому что это хотя бы не спячка, это что-то другое, спячке противоположное»

Отношение главных героев к женитьбе

«Женитьба» Гоголя показывает, что значит для мелкого чиновника это значимое событие в его жизни. Подколесин как только надумал жениться, так постоянно и думает о бракосочетании, но его ничуть не беспокоит невеста, его больше тревожится ее приданое, мужчина даже не может припомнить имени своей суженной. Чиновник считает, что сделал очень серьезный шаг, возвышающий его не только в собственных глазах, но и в глазах окружающих. Подколесин тут же рассказывает о своем решении жениться сапожнику, портному, ведь все вокруг должны оценить его поступок и зауважать.

Невесту тоже не в самом лучшем свете представил Гоголь. «Женитьба», главные герои которой поражают лицемерием и фальшивостью, показывает искусственность жизни «маленьких людей». Агафья Тихоновна выбирает жениха, отталкиваясь от внешних характеристик, а не внутреннего мира человека. К претендентам она относится как к вещам, пытаясь сложить идеальную картинку: если бы взять нос Ивана Кузьмича, губы Никанора Ивановича, дородность Ивана Павловича да развязность Балтазара Балтазарыча, то невеста, не раздумывая, вышла бы замуж.

«Женитьба» Гоголя выкрывает поверхность и фальшивость этих людей. Они и понятия не имеют, что жениться нужно только в том случае, если испытываешь к человеку симпатию, уважение, привязанность. Именно поэтому Николай Васильевич так мало в своем окружении встречал

Внимание, только СЕГОДНЯ!

– «Женитьба» – представляет при своём анализе больше интереса, она глубже и шире захватывает русскую жизнь. Вот почему по справедливости, «Женитьбе» может быть присвоено почетное название «первой бытовой русской комедии»: в ней каждый герой является представителем известного сословия, здесь выведены и купцы, и чиновники, и военные. Все они очерчены ярко, характерно, ничего общего не имеют с безжизненными образами старой комедии. Яичница, Анучкин, Жевакин, Агафья Тихоновна, Устинья Наумовна – все это, быть может, несколько карикатурные, слишком яркие образы, но, тем не менее, герои живые, облеченные в плоть и кровь. «И всеми этими людьми вертит и крутит Кочкарев натура, бесспорно, энергическая, но с одним, очень часто встречающимся, недостатком, с отсутствием мысли о том, «что из всего этого выйдет». Ему лишь бы действовать и суетиться, а как на других его суета отзовется, до этого ему дела мало: он доволен, что вмешался, что сам на виду, и в этой суете, без расчета и плана, все его самоудовлетворение. И, рядом с ним, его застенчивый спутник Подколесин, этот родной брат Обломова, без стремлений, без желаний, с одной лишь мыслью, чтобы скорее прошел день, который бесконечно тянется. Этого человека ничем не пробудишь к действию: он, со своей флегмой и пассивностью, устоит против всяких доводов разума, или обольщений мечты; жизнь для него дремота в сумерки, и никто, и ничто его от этого полусна не пробудит. Вскипеть и заторопиться на мгновение он может, во лишь затем, чтобы сейчас же впасть в отчаянье страха перед поступком» (Котляревский).

«Женитьба» Гоголя – комедия смешная, но безотрадная, перед нами выведена целая галерея «серых, томительно-скучных и глупых» героев. Жизнь их бессодержательна, бессмысленна, а они этого не замечают, не сознают своего духовного убожества. В лице Агафьи Тихоновны Гоголь высмеял отклонение от старины, измену добрым старым традициям жизни, бессмысленное тяготение к «новшествам». В лице Арины Пантелеевны, а особенно купца Старикова, Гоголь вывел положительные типы; националистические наклонности автора и стремление идеализировать патриархальные «добрые времена» сказались в создании этих двух героев «Женитьбы».

Гоголь «Женитьба». Иллюстрация К. Савицкого

Медвежья услуга

В тот самый момент, как она приходит поговорить с Подколесиным, вместе с ней прибывает и Илья Фомич Кочкарев, лучший друг Ивана Кузьмича. В свое время Фекла женила и его, причем не сильно удачно. Разузнав информацию об Агафье Тихоновне от свахи, Илья Фомич выгоняет ее, заявляя, что он будет сватать друга. Да дело в том, что Кочкарев – крайне упорный малый, привык, что называется, с места — в карьер. Поэтому он забирает Подколесина к Агафье Тихоновне немедленно.

В дом Купердягиных вместе с Подколесиным, но под предводительством Феклы, прибывают еще три жениха. Они знакомятся между собой, общаются – каждый понимает, зачем пришел другой. Наконец, появляется и сама невеста. Женихи наперебой говорят с ней так, как и положено при русском сватовстве – изначально на посторонние темы. Только Иван Кузьмич молчит, за него все говорит Кочкарев.

Литература[ | ]

  • Данилов С. С. «Женитьба» Н. В. Гоголя. — Л.: Гос. акад. театр драмы, 1934. — 136 с
  • Волкова Л. П. Лексика и фразеология как средство речевой характеристики купцов в комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» // Научный ежегодник Черновицкого университета. — Черновцы, 1958. — С. 235—238.
  • Вишневская И. О чем написана «Женитьба»? // Театр. — 1973. — № 1. — С. 98-112.
  • Волкова Л. П. Еще раз о своеобразии сюжетосложения комедии Н.Гоголя (на материале комедий «Женитьба» и «Ревизор» // Творчество Гоголя и современность. — Нежин, 1989. — Ч. 1. — С. 48-50.
  • Прозоров В. Прыжок в окно (о пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба») // Литературная учеба. — М., 1994. — Кн. 5. — С. 71-86.
  • Бушуева М. С. «Женитьба» Н. Гоголя и абсурд. — М.: ГИТИС, 1998. — 96 с. — 5-196-0220-8.
  • Кузнецов А. К мотиву побега в комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» // К 60-летию профессора Анны Ивановны Журавлевой: Сборник статей. — М.: Диалог — МГУ, 1998. — С. 39-48
  • Седов Н. К. «Русский Гамлет»: образ Подколесина в культурно-исторической и историко-литературной перспективе // Филологические этюды: Сборник научных статей молодых ученых. — Саратов, 2000. — Вып. 3. — С. 25-28
  • Озерова Н. Г. Обиходная речь персонажа как отражение его социального статуса (на материале пьесы Н.Гоголя «Женитьба») // Література та культура Полісся. Вип. 19. — Ніжин: НДПУ, 2002. — С. 28-32.
  • Седов Н. К. «Женитьба» Н. В. Гоголя и раннее творчество Ф. М. Достоевского // Автор. Текст. Аудитория: Межвузовский сборник научных трудов. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. — С. 18-22.

Одни

Следующая сцена (явление XIV) — очень важная. И о ней необходимо упомянуть, если уж мы излагаем краткое содержание. «Женитьба» (Гоголь таким небольшим диалогом открыл героев по-новому) — это пьеса, наполненная нелепыми сценами, которые удивительным образом передают всю комедийность и нелепость ситуации, тяжесть, повисшую в воздухе. Подобный диалог необходимо прочитать, вникая в каждое слово.

На сцену выходит Подколесин. Он не знает, о чем говорить, что обсуждать.

Они перескакивают с темы на тему, с погоды на рабочих. Они просто теряются, однако чувствуют друг к другу симпатию. Особенно это заметно по Агафье Тихоновне, которая, несмотря на скромность своего собеседника, не может не поразиться его душой. И это, вероятно, лучшая сцена во всей пьесе.

Герои и образы

Система персонажей в комедии, по словам А.Белого, «двурельефна», то есть герои образуют пары. В каждой паре подобные герои, соединяясь, вызывают смех, потому что их деятельность не приводит к цели, а гасится другим из пары. Первая пара – Агафья Тихоновна и Подколесин. У них подобная цель и похожее препятствие – страх. Вторая пара – профессиональная сваха Фёкла и друг жениха Кочкарёв. Кочкарёв, в отличие от Фёклы, сам не знает, зачем занимается женитьбой друга. Третья пара – Подколесин и Кочкарёв – неудачники жених и сват. Двурельефный параллелизм приводит к «миражности»: деятельность нерезультативна, всё происходит наоборот. Комедийные амплуа переосмысливаются или пародируются: жених – травестирует любовника, друг жениха – наперсника, который способствует соединению влюблённых.

Если анализировать комедию с точки зрения реализма, то вырисовывается несколько типов. Подколесин – тип человека, который идёт к цели только на словах, а на деле бездействует. Такова вся бюрократическая система России 30-х годов.

Кочкарёв – человек, который тратит свою энергию на пустое дело и сам не понимает, ради чего. У его желания женить друга нет мотива (разве что из вредности, чтобы не был свободным). Но для достижения своей миражной цели Кочкарёв прибегает к любым средствам: обманывает, сочиняет.

Агафья Тихоновна – тип богатой невесты, которая не может сделать выбор. Её рассуждение о том, как сделать мужа идеальным (губы взять у одного, нос у другого и т.д.) – самое знаменитое место комедии. Именно взгляд невесты на свадьбу как на торговлю уничтожает саму суть брака.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: