«вий»

Краткое содержание повести «Вий» (Н.В. Гоголь)

«Вий» — одна из мистических повестей Н.В. Гоголя, основные события которой происходят на родине автора. Сюжет книги основан на украинском фольклоре. Краткий пересказ «Вия», конечно, не сможет передать всей красоты прозы Гоголя, зато каждый читатель сможет быстро восстановить давно прочитанные страницы в памяти. Повесть в сокращении ускорит Вашу подготовку к экзаменам.

(593 слова) Вакансии — событие, которое больше всего ждали семинаристы. Наконец-то бурсаков (казеннокоштных семинаристов) отпускали по домам. По пути из Киева они устраивали духовные песнопения на богатых хуторах, чтобы заработать на кусок хлеба.

Однажды ночью, сбившись с дороги, семинаристы Халява, Хома Брут и Тиберий Горобец забредают на хутор. Там они встречают старуху, которая предлагает юношам переночевать в ее доме, но при условии, что каждый из них расположится на своем месте. Едва уставший Хома собрался заснуть в пустой овчарне, как внезапно появляется хозяйка. Глаза ее сверкали каким-то странным блеском, и Хома осознал, что не может двинуться с места. И в ту же секунду вскочила старуха на спину юноше да стукнула его метлой по боку. Не иначе бабка ведьмой оказалась! Брут начинает читать молитвы и заклинания, чувствуя, что это помогает ослабить старуху. Выждав момент, Хома вспрыгнул ей на спину и начал колотить ведьму поленом. Старуха завизжала, и, обессилев, упала наземь. Брут не поверил своим глазам:

Странное чувство овладело Хомой, и бросился он бежать со всех сил обратно в Киев.

Там его вызывает ректор и наказывает ехать к сотнику, чья дочь скончалась в результате жутких побоев. Перед смертью девушка попросила, чтобы отходные молитвы по ней читал Хома Брут. За бурсаком прислали кибитку в сопровождении шести козаков, чтобы тот не вздумал сбежать по дороге. По прибытию Брута сразу повели на допрос к сотнику. Хома утверждал пану, что не знает ни его дочь, ни причину ее желания. Однако увидев покойницу, молодой человек с ужасом узнает в ней ту самую ведьму с хутора.

Во время трапезы козаки делятся историями о проказах юной панночки. На ночь бурсака приводят в церковь, где покоится мертвая девушка, и запирают за Хомой дверь. Брут не мог отвести взгляд от молодой ведьмы, ее лицо пугало своей резкой красотой:

Пытаясь успокоиться, семинарист начал во весь голос читать молитвы. Внезапно покойница поднялась из гроба…

С закрытыми глазами она уже двигалась прямо к чтецу. Хома в ужасе чертит вокруг себя круг и читает заклинания от нечисти. Панночка приблизилась к черте, однако так и не смогла ее переступить. Едва ведьма легла обратно в гроб, как он сорвался и “и со свистом начал летать по всей церкви”, но даже так ей не удалось разрушить защиту Брута. Крик петуха прервал ночной кошмар, и гробовая крышка мигом захлопнулась. Днем Хома пытался отвлечься от ужасов ночи: проспал до обеда, выпил горилки, погулял по хутору, но к вечеру его спокойствие отступает. Бурсака снова ведут в церковь. Сразу начертив круг, Брут громко молится, но мертвая девушка уже стоит совсем близко и пристально таращится на него позеленевшими глазами. Жуткие заклинания ведьмы призвали несметную нечисть и пронизывающий ветер. И снова утренний крик петуха прервал бесовщину. Поседевшего семинариста обнаруживают едва ли живого. Он молит сотника освободить его от работы, но пан грозится страшным наказанием и снова запирает семинариста в церкви.

Беззвучие третьей ночи мгновенно нарушает разорвавшаяся железная крышка гроба. Начался хаос: из уст ведьмы с визгом летят магические слова, двери летят с петель, и бесы заполнили собой все пространство церквушки. На клич панночки явилось чудище с опущенными до самой земли веками. “Не гляди!” — пронеслось в голове Брута, но чтец не удержался. Вий тут же увидел Хому, и вся свора бросилась на несчастного. Семинарист падает на пол, и ”тут же вылетел дух из него от страха”. Не успели духи скрыться до рассвета, так и остались навеки в церкви.

Весть о смерти Хомы долетела и до Киева, там помянули его душу Тиберий и Халява, заметив, что помер Брут из-за того, что побоялся.

Читать краткое содержание Вий Гоголя (читается за 2 минуты)

С первого месяца лета начинались каникулы, и семинаристы отправлялись по домам. Огромной толпой шли они по полям, свалив в мешок еды. Потихоньку все разбредались по своим домам, и толпа становилась всё меньше. И вот остались по дороге 3 бурсака: Халява, Хома Брут и Тиберий Горобець. Запасы еды кончились, так что ребята решили завернуть в деревушку. Но, сойдя с дороги, они заблудились. Вскоре они увидели хутор. Постучались в первый дом и упросили хозяйку-старуху впустить их на ночлег.

Философ лёг спать, как вдруг вошла к нему старуха: глаза блестят, руки в разные стороны. Испугался парень, хотел бежать, но понял, что не может пошевелить руками и ногами. Старуха села к нему на спину и поскакала на нём, как на коне. Понял философ, что это ведьма. Начал Хома произносить все известные ему молитвы, ведьма ослабила хватку, а скачки стали медленнее. Сумел он выскочить из-под старухи, забрался на её спину, схватил полено по дороге и начал бить им по спине её. Старуха ослабла и упала на землю. Заглянул ей в лицо Хома – а там красавица с глазами, полными слёз. Жалость охватила парня, и в мрачном расположении духа он решил поспешить в Киев.

По городу пошли слухи о дочери одного сотника: пришла с прогулки вся в синяках, сейчас при смерти и желает, чтобы молитвы у гроба читал семинарист Хома Брут. Узнав об этом, Хома выбежал из семинарии, прыгнул к козакам в бричку и отправился с ними в путь. Ночью подъехали они к хутору и решили остаться на ночлег. Оглядел Хома окрестности и понял, что это хутор сотника. Решил бежать, но его остановили, сказав, что сотник ждёт философа у себя. Бурсак пытался объяснить, что он часто грешил, и не ему пристало молиться у тела девушки. Сотник пригрозил, что если парень откажется – ему несдобровать, ну а если исполнит последнее пожелание панночки – будет ему награда.

Бурсак решил потерпеть три дня и прочесть все молитвы. На умершую посмотреть он не решился. Стало очень тихо, и Хома заметил, что сотник уже ушёл. Медленно, испуганно он повернул голову и взглянул на девушку. Его охватил ужас: это была та самая ведьма! Она лежала совсем как живая, поражая своей красотой.

Солнце садилось, и гроб с мёртвой понесли в церковь. После все отправились на ужин. Люди начали шептаться, что панночка была ведьмой. Спирид решил рассказать Хоме про Микиту. То ли он сам влюбился, что ли панночка очаровала, но с тех пор всё валилось у Микиты из рук. Пришла к нему как-то девушка, да спросила: «Можно на тебя положить ножку?». Влюблённый обрадовался, схватил ее за обе ноги и поскакал как конь. Вернулся он еле живой. Прошло какое-то время, и нашли вместо него лишь горстку золы. Потом Дорош рассказал про то, как панночка, обратившись собакой, проникла в дом и искусала до смерти ребёнка.

Наступила ночь, и Хоме предстояло отправиться в церковь. Взглянув на панночку, он поразился её красоте и вдруг увидел, как на её щеке застыла капля крови. Парень начал читать молитвы, как вдруг мёртвая встала и начала бродить по церкви с закрытыми глазами и раскинутыми руками. Хома понял, что она ищет его, и начертил вокруг себя круг. За черту, им проведённую, панночка пройти не смогла. Постояв у круга, панночка в ярости легла обратно в гроб, который начал быстро летать по церкви. Тут запел петух, и крышка гроба захлопнулась.

Наступила вторая ночь, и бурсака снов заперли одного в церкви. Он сразу же очертил вокруг себя круг и сел читать молитвы. Когда Хома поднял глаз, оказалось, что панночка стоит уже у самой черты круга. Она всё не могла поймать философа и начала читать страшные заклинания. От её бессвязных слов поднялся шум и грохот, но вновь запел петух. За эту ночь у парня поседели волосы.

В третью ночь Хома сразу начертил круг и начал читать. Ведьма принялась произносить проклятия. В церкви заметалась всякая нечисть, и панночка взвизгнула: «Приведите Вия!». К ним вышел грузный человек с опущенными до пола веками, все руки были в земле, а лицо – железное. Вий громогласно попросил поднять ему веки. Не стерпел Хома и взглянул на него. Вий сразу же закричал, показав всем, где находится Хома. Все мигом бросились на бедного философа, и помер он от страха в ту же секунду.

Оцените произведение:

3.71

Голосов: 115 Читать краткое содержание Вий. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание

Как стемнело, очутились бурсаки на хуторе, да повстречали старуху. Стали друзья проситься к ней на ночлег, но та мало доверяла бурсакам, считая их пьяницами. Однако вскоре старуха сдалась и оставила хлопцев ночевать, но при одном уговоре, что спать они будут все в разных местах.

Хому отправила старуха спать в старый хлев. Тот кое как в нем разместился, но, уже засыпая, увидел, что приближается к нему старуха, глаза ее странно блестят. Принялся было Хома от нее убегать, да та начала хватать его и гнать метлой. А после и вовсе оседлала его, а Хома пустился вскачь как жеребец против своей воли. Тут понял Хома, что старуха та ведьма, да и начал усиленно молиться. Вмиг силы стали покидать ведьму, а Хома, заметив это, забрался к ней на спину и принялся подгонять ее поленом. Ведьма повалилась на землю, застонала. Тут начало светать, и Хома увидел, что перед ним не старуха лежит, а молодая девушка. Что было сил пустился он в Киев, решив не возвращаться на хутор.

Тем временем по хутору пронеслась весть, что ночью произошло убийство, и погибла дочь сотника. А еще люди говорили, что умирая девушка просила, чтоб три дня и три ночи читал по ней молитвы бурсак из Киева – Хома Брут.

Весть эта дошла до ректора семинарии, и тот отправил Хому на хутор. Привезли казаки семинариста к отцу умершей, тот начал выспрашивать у него, откуда ему знакома его дочь, и почему выбрала именно его для отпевания в церкви. Хома, испугавшись сотника, говорил, что никогда не был знаком с панночкой, ведь о том случае, что случился с ним на хуторе он и думать забыл. Но когда отец умершей привел его к дочери, то Хома, ужаснувшись, узнал в ней ту самую ведьму, которую избил ночью поленом.

Пришло время ужина. Казаки между делом принялись рассказывать о панночке разные истории, из чего все поняли, что девушка общалась с нечистью. Ближе к ночи отвели Хому в церковь, где находился и гроб с умершей панночкой. Хоме в храме было как-то не по себе, все ему казалось, что панночка наблюдает за ним. Внезапно увидел Хома, что ведьма поднялась из гроба и двинулась прямо на него.

Хома, торопясь, нарисовал вокруг себя защитный круг и начал молиться. И вправду – ведьме не удавалось проникнуть внутрь круга. Ближе к утру панночка вновь легла в гроб, который тут же начал кружить по церкви. Но и таким образом, ведьма не смогла дотронуться до Хомы.

С первыми криками петухов все проделки ведьмы прекратились – она вновь улеглась в гроб, крышка которого мгновенно закрылась. Весь день семинарист пытался прийти в себя после ужасающих ночных событий, чего он только не делал – гулял по хуторам и даже пил горилку. Однако к ночи настроение его становилось все хуже и хуже. Когда второй раз проводили его до церкви, то он сразу решил начертить защитный круг вокруг себя, да и начал молиться. Вдруг он заметил, что панночка стоит у самой черты круга, протягивает к нему руки и произносит какие-то заклинания. Церковь в этот момент будто бы затряслась, кто-то стал колотить в окна, пытаясь попасть внутрь. Хома с еще большим усердием молился пока не послышался крик петуха, и все колдовство не пропало.

Когда утром за Хомой пришли казаки, то увидели его полностью седым. Решил тогда семинарист просить сотника завершить отпевание, но отец панночки наотрез отказывался и просил выдержать еще один день.

В третью ночь все повторилось – семинарист начертил круг и начал читать молитвы, когда крышка гроба открылась, и панночка начала колдовать. По церкви гулял ветер, срывая двери и распахивая настежь окна, иконы падали со стен. Заметил Хома, что отовсюду в церковь собирается нечисть. Вдруг панночка начала звать Вия, который не замедлил появиться. Было это невысокое, крепко сложенное существо, веки которого были такими длинными, что доходили до пола. Вий требовал, чтоб ему подняли веки. Тут Хома сообразил, что нужно постараться не смотреть на это чудовище. Но недолго хлопец продержался – взглянул на Вия, а тот направил на него свой палец и что-то прокричал. Вмиг вся нечистая сила набросилась на Хому, а тот сразу и умер. После крика петуха нечисть попыталась убежать из церкви, да уже рассвело, потому так и стоит по сей день эта церковь покинутой, с запертой внутри нее нечистой силою.

А друзья Хомы – Халява и Горобець как-то помянули в шинке погибшего, решили, что погиб он от того, что ведьмы испугался.

Истоки создания повести

Стоит разобраться в том, что такой образ, как вий, относится к сказочным мистическим восточнославянским персонажам. Исследователь фольклорных традиций в литературе А.Афанасьев в своей книге утверждал, что такой образ выглядит в виде старика, но сильного и могучего, у которого выделяются огромнейшие брови и шикарные по своей длине ресницы. Кстати, дословный перевод названия произведения означает ресницы. И вот у этого огромного славянского фольклора ресницы оказались настолько густыми, что ему их поднимали настоящие силачи.

Известен был этот мистический герой и Гоголю, который взял у него лишь некоторые черты. Вий появляется по сюжету гоголевской повести в тот момент, когда он проводил возле мертвой панночкой ночь. Но при виде этого героя он сразу же падает, теряя сознание, словно замертво. Сам автор писал о том, что его мистический герой берет свое начало в народном украинском предании. Обычно слепоту имеют те персонажи, которые связаны с мистическим миром.

Страшные истории про панночку вместо напутствия. День первый

Одно было хорошо во всем этом: Хому кормили и поили совершенно бесплатно. Мужики (те же казаки, которые привезли его на хутор) любили собираться ближе к вечеру и рассказывать истории. Во время «первой смены» Хомы речь, конечно, зашла о панночке и вопросе, была она ведьмой или нет. Мужики сходились на том, что зналась она с нечистым, как пить дать, зналась. Они рассказали две истории про ведьмочку. Согласно первой, она извела псаря Микиту. От него осталась одна зола. По преданиям, он сам себя заживо спалил. А согласно другой истории, панночка выпила кровь годовалого младенца и убила его мать.

Заряженный оптимизмом, Хома пошел на окраину села, в старую покосившуюся церковь читать заупокойные молитвы. Краткое содержание рассказа «Вий» (Гоголь Николай Васильевич — автор его) входит в фазу зубодробительного экшена.

Как любит писать С. Довлатов, остальные события этого дня излагаем пунктирно. Гроб с телом панночки поставили в церкви. Заперли Хому вместе с ним. Герой решил зажечь все свечи, чтобы было больше света, начал читать молитвы. Покойница поднялась и стала ходить по церкви, будто ища кого-то. Хома отчертил круг и принялся читать специальные заклинания, которым его научил один монах, который был большим специалистом по защите от темных сил.

Сколько прошло времени, неизвестно, но ночь сменялась ранним утром и философа приободрил первый петушиный крик. Потом его сменили. Конечно, к тому времени по церкви уже никто не ходил. Хома в тот день с трудом уснул и проспал до обеда.

Другие персонажи

Халява

– богослов (затем звонарь), приятель Хомы.

Тиберий Горобець

– ритор (затем философ), приятель Хомы.

Вий

– славянское демоническое существо с веками до земли.

Самым торжественным событием для киевской семинарии были вакансии (каникулы), когда всех семинаристов распускали по домам. Бурсаки шли толпой по дороге, постепенно разбредаясь в стороны. Как-то «во время подобного странствования три бурсака» – богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець решили по дороге зайти в ближайший хутор, чтобы запастись провиантом. Семинаристов впустила к себе старуха и разместила отдельно.

Философ Хома собирался уже спать, как к нему вошла хозяйка. Ее глаза горели «каким-то необыкновенным блеском» . Хома понял, что не может пошевелиться. Старуха же вскочила на спину философу, «ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих» . Хома понял, что старуха ведьма, и начал читать молитвы и заклятья против духов. Когда старуха ослабла, он выпрыгнул из-под нее, вскочил ей на спину и начал бить поленом. Ведьма закричала, постепенно ослабла и упала на землю. Начинало светать, и философ увидел перед собой вместо ведьмы красавицу. «Затрепетал, как древесный лист, Хома» и пустился бежать во весь дух в Киев.

Распространились слухи, что дочь богатого сотника вернулась домой вся избитая и перед смертью «изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы» три дня читал киевский семинарист Хома Брут. За философом прямо в семинарию прислали экипаж и шесть козаков. По приезду Хому сразу отвели к сотнику. На расспросы пана философ ответил, что не знает ни его дочь, ни причин такой ее воли. Сотник показал философу умершую. Брут к своему ужасу понял, что это «была та самая ведьма, которую убил он» .

После ужина Хому отвели в церковь, где был гроб с покойной, и заперли за Брутом двери. Философу показалось, словно панночка «глядит на него закрытыми глазами» . Неожиданно мертвая приподняла голову, затем вышла из гроба и с закрытыми глазами последовала к философу. В страхе Хома очертил вокруг себя круг и начал читать молитвы и заклинания против нечисти. Панночка не смогла переступить через круг и снова легла в гроб. Вдруг гроб поднялся и начал летать по церкви, но даже так ведьма не пересекла очерченного круга. «Гроб грянулся на середине церкви» , из него поднялся «синий, позеленевший» труп, но тут послышался крик петуха. Труп опустился в гроб, и гроб захлопнулся.

Вернувшись в поселение, Хома лег спать и после обеда «был совершенно в духе» . «Но чем более время близилось к вечеру, тем задумчивее становился философ» – «страх загорался в нем» .

Ночью Хому снова отвели в церковь. Философ сразу очертил вокруг себя круг и начал читать. Через час он поднял глаза и увидел, что «труп уже стоял перед ним на самой черте» . Умершая начала произносить какие-то страшные слова – философ понял, что «она творила заклинания» . По церкви пошел ветер, и что-то забилось в стекла церковных окон, пыталось попасть внутрь. Наконец вдали послышался крик петуха, и все прекратилось.

Вошедшие сменить философа нашли его едва живого – за ночь Хома весь поседел. Брут попросил у сотника разрешения не идти в церковь на третью ночь, но пан ему пригрозил и распорядился продолжать.

Придя в церковь, философ снова очертил круг и начал читать молитвы. Вдруг в тишине железная крышка гроба с треском лопнула. Умершая поднялась и начала читать заклинания. «Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы» , двери сорвались с петель и в церковь влетела «несметная сила чудовищ» . По призыву ведьмы в церковь вошел «приземистый, дюжий, косолапый человек», весь в черной земле и с железным лицом. Его длинные веки были опущены до самой земли. Вий сказал: «Подымите мне веки: не вижу!» . Внутренний голос шепнул философу не смотреть, но Хома глянул. Вий тут же закричал: «Вот он!» , и указал на философа железным пальцем. Вся нечисть бросилась на Брута. «Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».

Раздался второй петушиный крик – первый нечисть прослушала. Духи бросились убегать, но не смогли выбраться. «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами» , обросла лесом и сорняками, «и никто не найдет теперь к ней дороги» .

Слухи о случившемся дошли до Киева. Халява и Горобець пошли помянуть душу Хомы в шинок. Во время беседы Горобець высказался, что Хома пропал «оттого, что побоялся» .

Второстепенные персонажи

Один из бурсаков, товарищ Хомы, бывший с ним на таинственном хуторе. Он окончил учебу, и теперь служит звонарем на колокольне. Сожалеет о преждевременной смерти товарища.
Третий бурсак из компании Хомы. Теперь он стал философом, и вовсю пользуется своими новыми привилегиями – ему можно курить табак и пить горилку. Считает, что если бы Хома не испугался нечистой силы, то он смог бы остаться в живых.
Отец панночки, горячо любит свою дочь и тяжело переживает ее смерть. Подозрительно относится к философу, но выполняет последнее желание панночки, и приглашает его читать молитвы над телом дочери. Очень сожалеет, что никогда не узнает, кто явился причиной смерти панночки, и не сможет отомстить. Обещает хорошо заплатить философу за работу.

Здесь дана краткая характеристика персонажей повести Николая Васильевича Гоголя «Вий». Данный материал может быть использован для работы над сочинением.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Над пропастью во ржи» характеристика персонажей произведения Сэлинджера списком

Следующая

СочиненияГлавные герои «Алые паруса» характеристика персонажей рассказа Грина для читательского дневника

Короткий пересказ «Вий»

Краткое содержание «Вий» Гоголь:

Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казённокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха.

Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несётся над землёй, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает.

Со скоростью молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут.

Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встаёт из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг.

Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встаёт из него, но слышится отдалённый крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днём бурсак спит, пьёт горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мёртвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несёт по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери.

Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поёт молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» — кричит ведьма.

Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжёлыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него.

Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остаётся навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдёт к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Главная мысль:

Силы добра и зла ведут за людские души непрекращающуюся борьбу. Неравная борьба с нечистью, в которую вступает герой Хома Брут, приводит его к смерти, несмотря на то, что он отчаянно боролся с черной силой и даже сумел обмануть ведьму. Автор показывает, что даже стойкие героические натуры не всегда способны вырваться из плена враждебных чёрных сил.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» входит в состав цикла «Миргород». События в книге «Тарас Бульба» разворачиваются примерно в XVII веке. Для более глубокого понимания повести Гоголя «Тарас Бульба» краткое содержание по главам приведено ниже. Интересно, что сам автор часто упоминает XV век, подчёркивая таким образом фантастичность повести.

Часть 2. История создания портрета

В одном богатом доме проходил аукцион: продавалось имущество умершего мецената. Большая толпа собралась возле портрета смуглолицего старика в восточном одеянии с необычайно живыми глазами. Все жаждали купить этот портрет, но внезапно появился известный художник Б., предъявивший на него права.

Художник Б.
 — известный и талант­ливый художник, 35 лет, сын худож­ника-само­учки, скромно одет, с приятным, безза­ботным лицом и чёрными кудрями.

Он рассказал историю этого портрета, написанного его отцом.

Во времена царствования Екатерины II в мрачном каменном доме глухого района Петербурга жил очень богатый ростовщик, о котором ходили плохие слухи.

Ростовщик
 — богатый, нелю­димый старик в просторном азиат­ском одеянии, высокий, смуг­ло­лицый, с восточной внеш­но­стью и горя­щими, прон­зи­тель­ными глазами.

Ростовщик щедро раздавал деньги на, казалось бы, выгодных условиях, которые оборачивались пожизненной кабалой. Кроме этого, деньги ростовщика приносили несчастья.

Молодой меценат, отличившийся на государ­ственной службе и замеченный императрицей, взял у ростовщика денег на развитие наук и искусств, но после этого сильно изменился. Им овладела зависть к уму и таланту, он стал подозри­тельным и начал писать доносы. Узнав об этом, императрица наказала его, и он умер в припадке страшного безумия.

Князь, хотевший жениться на первой красавице Петербурга, тоже взял заём у ростовщика — родня красавицы считала, что он слишком беден. До этого благородный князь и красавица были влюблены друг в друга и считались идеальной парой, но после свадьбы молодой муж стал неимоверно ревнив, начал всячески изводить и даже избивать жену. Когда она заговорила о разводе, князь попытался убить её, и, потерпев неудачу, покончил с собой.

Ходили слухи и о множестве других несчастий, случившихся с простыми людьми, которые взяли деньги у ростовщика.

Недалеко от ростовщика жила и семья художника Б. Его отец был талантливым художником-самоучкой, он писал картины и иконы для церквей.

Отец художника Б.
 — художник-само­учка, талант­ливый само­родок, честный, прямой, немного грубый, с гордой душой и твёрдым харак­тером и прин­ци­пами.

Однажды ему заказали картину, на которой должен был присутствовать дьявол. Размышляя о том, каким должен быть дьявол, художник невольно вспоминал тёмное лицо и горящие глаза ростовщика.

Однажды ростовщик сам явился в мастерскую художника и заказал ему свой портрет. У ростовщика было одно условие: портрет должен быть «совершенно как живой».

Художник согласился, пришёл в дом ростовщика и начал писать портрет, особенно тщательно выписывая его глаза. Постепенно художником овладел сильный страх. Наконец, он отказался продолжать работу и ушёл, хотя ростовщик и умолял его закончить портрет. Он верил, что если художник верно передаст его черты, он останется жить в этом портрете.

На следующий день слуги ростовщика художнику принесли незаконченный портрет. Вечером художник узнал, что ростовщик умер.

Вскоре характер художника начал меняться, он стал зол, раздражителен и завидовал своему самому талантливому ученику. Когда ученик обошёл его в конкурсе на картину для новой церкви, художник впал в ярость и хотел сжечь незаконченный портрет. Картину спас его приятель-живописец, большой весельчак. Он взял картину себе, но вскоре почувствовал беспричинный страх, и отдал её племяннику, тот продал портрет коллекционеру, и картина пошла по рукам.

Узнав об этом, художник понял, что стал орудием дьявола. Смерть жены, дочери и младшего сына убедили его в этом. Отправив оставшегося сына в Академию искусств, художник ушёл в монастырь, а потом стал отшельником. Отмолив свой грех, он создал великолепную картину, изображавшую рождение Иисуса.

К этому времени художник Б. окончил Академию искусств и перед отъездом в Италию пришёл попрощаться с отцом. Отец рассказал сыну историю портрета и попросил уничтожить, если он попадётся ему на глаза.

Закончив рассказ, художник Б. обернулся к стене, где висел портрет, и не обнаружил его: пока все слушали историю, кто-то стащил картину. Люди долго недоумевали: на самом ли деле они видели изображение страшного старика, «или это была просто мечта, представшая только на миг глазам их, утруждённым долгим рассмат­риванием старинных картин»?

История создания

В 1835 году Николай Гоголь издал сборник «Миргород», состоящий из четырёх произведений, одним из которых являлась повесть «Вий». Она названа именем жуткого существа, способного убить взглядом. По словам и заметкам автора, в основу образа этого чудовища легли народные предания и мифология.

Стоит отметить, что само слово «Вий» неоднозначно. Многие связывают его с созвучными украинскими словами, обозначающими веки и ресницы. Данная версия наиболее вероятна, ведь описанным магическим воздействием обладали именно глаза персонажа.

Эта работа имела большое значение для писателя и занимала важное место в его творчестве. Он неоднократно возвращался к наработкам своих сочинений этой повести

При жизни Гоголя «Вий» переиздавался дважды.

Религиозный аспект

Церковь — это центральное место, где встречаются все главные герои. Именно здесь происходит сюжетная развязка. Странности с божьим храмом видны ещё до основных действий. То строение, которое всегда бывает центром села, и часто является гордостью местных властей, украшает местность и производит радостное впечатление, на хуторе выглядит очень уныло. Даже купола у этой церкви какие-то неблагополучные, неправильной формы. Ветхость и запущение — вот что бросается путникам в глаза.

В этом храме даже многочисленные свечи не могут рассеять мрак. Чёрный, в цветовой символике христиан не только цвет колдовства и магии — это цвет смерти, и смертью пропитано всё пространство храма.

Кроме полной власти тьмы в церкви властвует жуткая тишина. Ни одно живое существо не издаёт звука, нет даже сверчка. Нарушают тишину только звуки, способные усилить чувства страха: скрежет ногтей, стук зубов, волчий вой. А, может быть, это вовсе не волки, а разгулявшиеся демоны.

Как тут пройдешь мимо!..

В советское время огромным событием стала экранизация «Вия», где в роли панночки-ведьмы блистала «Кавказская пленница» – актриса Наталья Варлей. Впрочем, эта роль запомнилась ей надолго – ведь потом пришлось покаяться за участие в фильме и за согласие на подобную роль. Ведь прикосновение к нечистой силе и дьяволиаде редко проходит бесследно даже для сильного духом человека.

Самым долгожданным событием для семинарии являются вакансии. Наступает время, когда бурсаков распускают по домам. И тогда большими группами они разбредаются из Киева кто куда. Если путь неблизкий, то приходится зарабатывать на жизнь духовными песнопениями. Особенно есть смысл этим заниматься, проходя через более-менее зажиточные хутора. Трое друзей – богослов Халява, ритор Тиберий Горобец и семинарист Хома Брут – сбились с дороги по причине наступления ночи. Их пускает на ночлег одна старуха на окраине хутора, но ставит условие, чтобы все легли в разных местах.

Схватка с ведьмой

Хоме отвели место в овечьем хлеву. Он уже начал отходить ко сну, как вдруг появляется старуха-хозяйка, оказывающаяся самой настоящей ведьмой. Она ловко вспрыгивает Хоме на плечи. Секунды – и оба они взмывают под небеса. Хоме тяжко, пот катится с него градом. Ему приходится вспоминать различные молитвы и кричать их вслух сбивающимся голосом. Эффект есть – ведьма начинает слабеть. Они меняются местами. Теперь уже Хома верхом на старухе. Он хватает попавшееся под руку полено и что есть сил начинает охаживать им ведьму. Старуха падает на землю замертво, издав несколько диких воплей. И вдруг она оборачивается роковой красавицей. Объятый ужасом Хома торопится прочь. Он возвращается в Киев.

Спустя какое-то время его вызывает ректор и приказывает собираться в дальний хутор, где живет некий богатый сотник, у которого недавно умерла единственная любимая дочь. Перед смертью она велела читать по ней отходные молитвы именно бурсаку Хоме Бруту. Хома пытается воспротивиться начальнической воле, чувствуя какой-то подвох. Однако выбирать ему не приходится – сотник прислал для сопровождения бурсака нескольких здоровых казаков.

Список и краткая характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Вий»

Главные герои повести «Вий»:

  • Хома Брут – ученик киевской бурсы, любитель «забить» на науки. Весельчак, любитель хорошей компании. Отправился на один из хуторов Киевской губернии, чтобы заняться репетиторством. Усмирил ведьму, под личиной коей скрывалась красавица-девушка. После её смерти читал над гробом молитвы. В конце третьей ночи погиб.
  • Панночка – дочь пана-сотника и заглавная злодейка повести. Ведьма, погубившая многих жителей хутора. После смерти преследует Хому, и в конце третьей ночи ведьме помогает нечисть во главе с Вием.
  • Вий – один из главных противников Хомы Брута. Могущественный мифический гном-злодей, предводитель гномьей страны. Отличительная черта – опускающиеся до земли веки, кои поднимает нечисть. Если кто-нибудь посмотрит на Вия – несчастного глупца ждёт смерть.

Второстепенные персонажи повести «Вий»:

  • Богослов по прозвищу Халява – один из товарищей и соучеников Хомы Брута. Получил работу звонаря. Жалеет о смерти Хомы.
  • Ритор Тиберий по прозвищу Горобець (Воробей) – товарищ и соученик Хомы. Стал философом. Именно Тиберий высказал мнение, что Хома мог выжить, если бы не посмотрел в глаза Вию.
  • Пан-сотник – хозяин хутора. Хотя и косо посматривал на Хому, однако сделал то, о чём просила дочь перед смертью: отправил философа в церковь, дабы тот читал молитвы над гробом.

Панночка

Интересен тот факт, что писатель не дал имени красавице, способной общаться с нечистой силой и самой являющейся частью этого сообщества. Он словно не стал марать ни одно женское имя. Чего только не приписано этой ведьме. Она и кровь пьёт, и оборачивается то в собаку, то в старуху, да ещё призывает к себе другие сущности.

Панночка была небывалой красавицей: нежное белое чело, как снег, как серебро; чёрные брови — ровные, тонкие; ресницы, что стрелы; пылавшие жаром щёки; уста — рубины.

Казаки, стоявшие при сотнике, знали, что девушка была ведьмой. Дорош прямо заявляет во время ужина: «Да она на мне самом ездила! Ей-Богу, ездила!» Рассказывает историю и Спирид, о том как панночка заездила до смерти парня Микиту, катаючись на нём. А к казаку Шептуну ворвалась ночью в дом, чтоб напиться младенческой крови да искусать до смерти его жену.

Не известно сколько жизней погубила бы панночка, если бы Брут не остановил её, поплатившись за это собственной жизнью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: