Кратко «вечер накануне ивана купала» н. в. гоголь

Краткое содержание «Вечер накануне Ивана Купала»

Когда Диканька ещё была бедным селом, часто наведывался туда бродячий казак по имени Басаврюк. Селяне считали, что он связан с нечистой силой, ведь любой принявший от него подарок мучился кошмарами и видениями. В это же время жил в селе молодой парубок Петрусь, страстно влюбленный в дочку зажиточного казака Коржа, девушку звали Пидорка. Получив отказ, убитый горем Петрусь идет в корчму и там встречает Басаврюка. Последний, выслушав рассказ молодого парня, обещает ему помочь разбогатеть. Недолго думая, Петрусь соглашается. По уговору должны были они вдвоем пойти в лес, а там найти и сорвать цветок папоротника, который цветет только один раз в году, в ночь на Ивана Купала. После долгих поисков они находят поле с цветами и Басаврюк приказывает напарнику сорвать папоротник, а сам исчезает. Побоявшись нечистой силы, Петрусь срывает цветок. Вдруг откуда ни возьмись появляется старая ведьмина изба, а рядом Басаврюк. Из избы выбегает собака, чудесным образом превращаясь в кошку, а потом в ведьму.

С помощью ведьмы они находят место, где зарыт клад, пытаются достать, но каждый раз сундук с золотом проваливается все глубже. Ведьма заявляет, что снять заклятие можно только обагрив землю кровью безвинного ребенка. Подводит к ним мальчика, укутанного с ног до головы в белую простыню, и приказывает Петрусю отрубить ему голову. Срывает молодой казак простынь, а там младший брат Пидорки Ивась. Сначала он наотрез отказывается убивать дитя, тогда хитрый Басаврюк пугает его тем, что тогда не увидит парубок своей возлюбленной. Убив мальчика, Петрусь убегает из проклятого леса.

Два дня беспробудно проспав у себя дома, находит Петрусь мешки с золотом, начисто не помня события той страшной ночи. Через некоторое время отец Пидорки дает согласие на свадьбу дочери, видя, как разбогател молодой казак. А селяне замечают, что изменился Петрусь и какая-то мысль не даёт ему покоя. Пытается он что-то вспомнить, да не может. Проходят месяцы, Петрусь извелся весь, нет ему покоя. Стараясь помочь мужу, молодая жена приводит в хату ведьму. Петрусь узнает колдунью и запускает в неё топором. Тотчас всё жилище озаряется кроваво-красным светом и вместо старухи появляется убитый Иваська. В панике девушка выбегает из дому. Сбежавшиеся на ее крики хуторяне выламывают дверь, но находят там только горсть пепла, а в мешках вместо монет черепки. Потрясенная случившимся, молодая девушка отправляется в монастырь. Басаврюка с тех пор селяне обходят стороной, видя в нем дьявола в обличье человека.

Читать также: Краткое содержание «Майская ночь, или Утопленница»

«Вечер накануне Ивана Купала» краткое содержание повести Гоголя

Дьячок Фома Григорьевич, хотя и не любил рассказывать одну и ту же историю, узнав, что его история была напечатана, а теперь ее возит «панич в гороховом кафтане», заявил, что все это брехня, и начал рассказывать заново.

Его дед рассказал ему историю о тех временах, когда Диканька была еще самым бедным хутором. Часто там показывался Басаврюк — человек, которого лучше было назвать дьяволом в человеческом обличье. Стоило взять от него подарок, как ночью появлялась какая-нибудь нечисть и принималась душить за шею, если это было монисто,

кусать за палец, если это был перстень, или тянуть за косу, если это была лента.

Взгляд этого человека вызывал ужас, в церковь он не ходил.

Жил в селе казак Корж, у которого была красивая дочь Пидорка. Полюбилась она его работнику Петру Безродному. Девушка тоже полюбила парня, даже позволила поцеловать. Корж, увидев целующуюся парочку, прогнал Петруся, а дочь решил отдать за богатого ляха.

Когда Ивась, шестилетний брат Пидорки, сообщил Петру, что дело уже идет к свадьбе, отправился юноша в шинок, где встретил Басаврюка.

Напившийся с горя Петрусь согласился выполнить его поручение как раз в ночь на Ивана Купалу,

когда цветет папоротник и случаются чудеса. В полночь пробрались они к трем пригоркам, где нужно было сорвать цветок папоротника и не оглядываться, даже если будет страшно. После появился сам Басаврюк синий, как мертвец. Приказал он отдать папоротник красавице и делать все, что она прикажет, иначе пропадет навеки. «Красавицей» оказалась старуха-ведьма, забрала она цветок, что-то долго над ним шептала, спрыскивая водой. Велела она после этого бросить цветок, но когда Петрусь бросил его вверх, не упал цветок на землю, а раскрылся и плыл, как лодка, по воздуху.

Когда же стал меньше макового зернышка и опустился на землю, Басаврюк приказал в этом месте копать.

Взял Петр в руки заступ, принялся копать и наткнулся на сундук, окованный железом. Хотел он его в руки взять, но сундук стал уходить в землю. Раздалось ведьмино шипение: «Не видать тебе золота, пока не прольешь кровь человеческую». Подвела ведьма ребенка, накрытого белой простыней, и подала знак, чтобы Петрусь отсек ему голову.

Обомлел юноша, сдернул простыню, а там Ивась, младший брат Пидорки. Растерялся юноша, но ведьма топнула ногой, и все, что под землей, стало видимым: золотые червонцы и драгоценные камни.

Помутился ум у парубка, схватил он нож, и кровь безвинного ребенка хлынула ему в лицо. Раздался дьявольский хохот, ведьма пила кровь из обезглавленного трупа, а Петрусь бросился бежать, влетел в свою каморку и заснул мертвым сном. Очнулся только на третий день и обнаружил в ногах у себя два мешка с золотом.

Не помнил он ничего, даже откуда взялись мешки.

Корж, увидев эти мешки, сразу подобрел и сказал, что Петр для него всегда был как сын родной. Пидорка рассказала, что Ивася украли проходившие цыгане. Вскоре сыграли молодые богатую свадьбу и зажили, «словно пан с панею». Только люди все гадали, откуда пришло богатство. Понимали, что неспроста все это.

А тут еще Басаврюк пропал. Петрусь же целыми днями молча сидел, будто пытался вспомнить: вот он пришел в шинок, начал пить водку, а кто-то вдруг бьет ему по плечу. Дальше все туманом покрыто, и пот катится по лицу, после чего Петрусь в изнеможении падает.

Чего только не делала Пидорка, чтобы вылечить своего мужа, но ничего не помогало. Прошел год, Петрусь вовсе разумом помутился: весь оброс, одичал, все время сидел возле мешков с золотом и силился что-то вспомнить. Решилась Пидорка на последнее средство: отправилась она к колдунье, которая жила в Медвежьем овраге.

Долго уговаривала ее прийти к ним в избу, наконец уговорила, как раз в ночь накануне Ивана Купалы.

Петрусь, лежавший на лавке в беспамятстве, вглядевшись, задрожал, захохотал и страшно закричал: «Вспомнил!» Он с силой бросил в старуху топор, старуха пропала, а на ее месте оказался мальчик лет семи. Пидорка бросилась к пропавшему брату, но привидение порылось кровью с ног до головы и осветило всю хату. Девушка в ужасе выбежала, и двери захлопнулись.

Когда люди вбежали в хату, на месте Петруся осталась кучка пепла, а в мешках вместо золота оказались черепки.

Пидорка ушла на богомолье, и земляки видели в Киевской лавре похожую на нее монахиню, высохшую, как скелет, и беспрестанно молящуюся. Зато вновь появился Басаврюк, которого теперь все сторонились, потому что поняли: он воплощение сатаны, принимающий человеческий облик, чтобы открывать клады. Люди побросали землянки и перебрались в село, а шинок был разрушен.

Вечер накануне Ивана Купала

Лет сто назад в Диканьке приключилась такая история. Петрусь, работник богатого козака Коржа, полюбил его дочку Пидорку (то есть, Федору). Корж рассвирепел и хотел избить парня. Но его удержал 6-летний сынишка Ивась. Тогда Петруся просто выставили вон из дома. Вскоре повадился в дом Коржа богатый лях (поляк), жених. Помочь горю влюбленных вызвался Басаврюк, «дьявол в человеческом образе». Он подсказал Петрусю, как разбогатеть: в волшебную летнюю ночь под Ивана Купалу раз в год цветет папоротник. С помощью этого цветка можно отыскать клад. Вот только для того, чтобы его взять, понадобится пролить невинную кровь. Петро, потерявший голову от любви, и цветок сорвал, и связался с ведьмой, и прямо в лесу отсек ножом голову маленькому Ивасю.

После злодейства потерял парубок память. Между тем, золото он и впрямь добыл – и стал мужем Пидорки. Время шло, а Петрусь все мрачнел, все силился вспомнить. Отчаявшаяся жена привела в хату знахарку – ту самую ведьму. Мигом он узнал ее, кинулся, а та взяла да обернулась мертвым Ивасем. Пидорка вне себя от страха выскочила из хаты, а когда вернулась, то нашла вместо мужа горсточку пепла. Сундуки же ломились не от золота, а битых черепков.

Пидорка ушла на богомолье по святым местам. А Басаврюк продолжал манить бедных парубков богатством, желая запятнать их честные руки и самому поживиться проклятыми кладами.

Сорочинская ярмарка

В жаркий летний денек Солопий Черевик вместе с 18-летней дочкой-красавицей Параской (то есть, Прасковьей) и ее мачехой вздорной бабой Хиврей на возу отправились в Сорочинец на ярмарку. Встречные парубки заглядываются на Параску, но ее сердце пленилось огненными черными глазами и словами нарядного статного Грицько. На беду, парень сцепился в перебранке со старой Хиврей.

Уже в торговых рядах «парубок в белой свитке» обнял в толпе смущенную Параску. Ее отец занят мыслями о продаже мешков с пшеницей. Краем уха он слышит чужой разговор: ярмарка раскинулась рядом с проклятым местом, и в сарае уже кто-то видел бесовскую красную свитку (полукафтан, одежда). Черевик отвлекся и приметил влюбленную парочку. Смелый Грицько, да еще сын его приятеля Голопупенко, сразу ему понравился. Выпив, он пообещал выдать дочку за Грицько. Парень пошел присматривать свадебные подарки. Но Хивря заставила мужа взять свое слово обратно. Помочь Грицько добыть невесту вызвался местный цыган, но с одним условием: продать ему волов подешевле. Грицько согласился.

В час, когда Хивря любезничала с поповичем Афанасием Ивановичем, в дом вместе с кумом вернулся муж. Она наскоро спрятала ухажера за досками под потолком. Зашла речь о красной свитке: одного черта выгнали из пекла, и с горя пропил он все, что имел. Его свитка красного цвета была перепродана, всем несла беду, а однажды верующий человек изрубил ее на куски. С тех пор черт ищет обрывки своей свитки и баламутит народ. Словно в доказательство, при этих словах в окошко хаты вдруг сунулась свиная рожа, перепугав всех собравшихся.

На самом деле это был не черт, а цыган с приятелями. Они совершенно заморочили Черевику голову: подбросили кусок якобы той самой красной свитки, обвинили вместе с кумом в воровстве своей же лошадки, а после и вовсе связали и оставили в том самом сарае, где, по слухам, обитал черт. Из беды их вызволил «герой» Грицько. В награду он и получил руку Параски.

Восьмая поэма. Песнь о том, как Басат убил Депегеза

Однажды враг напал на огузов. Становище откочевало. В суматохе был обронён младенец Аруз-коджи. Его подобрала львица и вскормила. Через некоторое время огузы вернулись на свою стоянку. Табунщик сообщил, что ежедневно из камышовых зарослей появляется какое-то существо, которое ходит, как человек, поражает коней и сосёт кровь. Аруз узнал в нем своего пропавшего сына, взял его домой, но он то и дело уходил в логово льва. Наконец Деде-Коркут внушил ему, что он человек и ему следует быть с людьми, ездить на скакунах, и дал ему имя Басат.

В другой раз, когда огузы откочевали на летовку, пастух Аруза встретил у источника нескольких пери, поймал одну из них, сошёлся с ней, после чего пери улетела, сообщив пастуху, чтобы тот через год пришёл и забрал у неё свой «залог». Через год, когда огузы снова прикочевали на летовку, пастух обнаружил у того источника яркую блестящую кучу. Прилетела пери, позвала пастуха, передала ему его «залог» и прибавила: «Ты на огузов навлёк гибель».

Пастух стал кидать в кучу камни. Но с каждым ударом она росла. У источника появились огузские беки во главе с Байындыр-ханом. Джигиты начали бить по куче. Но она все росла. Наконец Аруз-коджа коснулся ее шпорами, она лопнула, и из неё вышел мальчик с одним глазом на голове. Аруз взял этого мальчика, принёс к себе домой. Пригласили нескольких кормилиц, но всех он погубил: «Раз потянул грудь, взял все молоко, до капли; другой раз потянул, взял у неё всю кровь; третий раз потянул, взял ее душу». Тогда стали кормить его овечьим молоком. Он рос быстро и стал нападать на детей. Как Аруз ни наказывал его, ничего не помогало. Наконец выгнали Депегеза из дому.

Появилась мать-пери, надела ему на палец перстень. Вышел Депегез за пределы огузского стана, поднялся на высокую гору и сделался разбойником. Он нападал на стада, на людей и всех пожирал. Никто не мог сравниться с ним. Все видные огузские беки, в том числе и всемогущий Казан, потерпели от него поражение. Тогда решили отправить к нему Деде-Коркута для переговоров. Депегез потребовал по шестьдесят человек ежедневно на съедение. Сошлись на том, что огузы будут давать ему по два человека и по пятьсот баранов в день и приставят к нему двух поваров, которые будут готовить ему пищу. Огузы отбирали людей поочерёдно из каждой семьи. У одной старухи было два сына. Одного забрали, когда же очередь дошла до второго, она взмолилась. Посоветовали ей обратиться к Басату, сыну Аруз-коджи, который славился как богатырь. Басат согласился вступить в единоборство с людоедом, но при первой же попытке сразиться с ним был схвачен, заключён в пещеру и передан в руки поваров. Когда людоед спал, повара указали на единственное его уязвимое место — глаз. Басат накалил вертел и ослепил им Депегеза. Разъярённый людоед, чтобы поймать и наказать врага, встал у входа пещеры; выпуская баранов, он проверял каждого из них, но Басату удалось выбраться из пещеры в шкуре барана. Депегез ещё трижды пытался побороть врага (посредством волшебного перстня, заколдованного купола, в который он помещал Басата, и волшебного меча), но тщетно. Наконец Басат убил людоеда его же волшебным мечом.

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Русская литература XIX века

Николай Васильевич Гоголь  

Вечера на хуторе близ Диканьки 

Часть первая

ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛА

Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви.

Дьячок Фома Григорьевич уж некогда рассказывал эту быль, и некий «панич в гороховом кафтане» успел уж выпустить ее книжечкой, однако пересказ сей настолько не удовлетворил автора, что он взялся рассказать эту быль снова, как должно, а добросовестный пасичник — в точности передать его слова.

История, услышанная дьячком от собственного деда (славного тем, что в жизнь свою он никогда не лгал) и многие детали которой принадлежали дедовой тетке, содержавшей в то время шинок, — произошла лет за сто до того, на месте Диканьки, бывшей тогда «самым бедным хутором». Всякий народ шатался вокруг, многие без делу, и среди них Басаврюк, «дьявол в человеческом образе». В церковь он не ходил и на Светлое Воскресенье, а красным девушкам дарил подарки, давившие их, кусавшие и навевавшие всякие ужасы по ночам. Меж тем в селе жил козак Корж с красавицей дочкой, и был у него работник Петрусь, по прозванью Безродный. Приметив однажды, что молодые люди любят друг друга, старый Корж едва не побил Петруся, и только слезы шестилетнего Пидоркиного брата Ивася спасли бедного парубка: Петрусь был изгнан. А вскоре к Коржу повадился какой-то лях, «обшитый золотом», и вот уж все идет к свадьбе. Пидорка посылает Ивася сказать Петру, что скорее умрет, чем пойдет за ляха, и, когда потрясенный Петрусь заливает горе в шинке, к нему подходит Басаврюк и предлагает несметные богатства за безделицу, за цветок папоротника. Они уславливаются встретиться в Медвежьем овраге, ибо только одну эту ночь, накануне Ивана Купала, цветет папоротник. В полночь они пробираются топким болотом, и Басаврюк указывает Петрусю три пригорка, где будет множество цветов разных, а сорвать должно лишь папоротник и держать его не оглядываясь. Все, как ведено, делает Петро, хоть и страшно ему, что за цветком тянутся сотни мохнатых рук, а позади него что-то движется беспрестанно. Но сорван цветок, и на пне появляется недвижный и синий, как мертвец, Басаврюк, оживающий лишь от страшного свиста. Он велит Петрусю во всем слушаться той, что перед ними станет. Вдруг является избушка на курьих ножках, и выскочившая из нее собака превращается в кошку, а затем в безобразную ведьму. Она шепчет что-то над цветком и велит Петру бросить его — цветок плывет огненным шаром среди мрака и падает на землю вдалеке. Здесь, по требованию старухи, Петрусь начинает копать и находит сундук, но позади раздается хохот, а сундук уходит в землю, глубже и глубже. Сказав, что надобно достать крови человеческой, ведьма подводит дитя лет шести под белою простынею и требует отсечь ему голову. Срывает Петрусь с ребенка простыню и, видя маленького Ивася, бросается на старуху и заносит уж руку. Но помянул Басаврюк Пидорку, а ведьма топнула ногой, — и стало видно все, что ни было в земле под тем местом, где они стояли. И помутился ум Петруся, «и безвинная кровь брызнула ему в очи».

Тут начался подлинный шабаш, Петрусь бежит, все вокруг кажется ему словно бы в красном свете, в доме своем падает он и спит два дня и две ночи без просыпа. Пробудившись, не помнит Петрусь ничего, даже найдя в ногах своих два мешка с золотом. Он несет мешки Коржу, и тот закатывает такую свадьбу, что и старики не упомнят подобной. Одного Ивася нет на той свадьбе, украли его проходившие мимо цыгане. Чудно Пидорке, что не помнит Петрусь и. лица ее меньшого брата

Но еще чего-то важного не может вспомнить Петрусь и день за днем сидит, припоминая. уж к каким знахарям ни обращалась Пидорка — все без толку

И лето прошло, и осень, и зима, — страшен Петрусь, и одичал, и злится, а все мучится тщетным своим припоминанием. И решается несчастная Пидорка на последнее средство — привести из Медвежьего оврага колдунью, что умеет лечить все болезни, — и приводит ее ввечеру накануне Купала. И вглядевшись, все вспомнил Петрусь, захохотал и пустил топором в старуху. И явилось вместо старухи дитя, накрытое простынею. Узнает Пидорка Ивася, но, весь покрывшись кровью, он освещает хату, и Пидорка в страхе убегает. Когда же высаживают сбежавшиеся люди дверь, уж никого нет в хате, лишь горстка пепла вместо Петруся, а в мешках — битые черепки. Пидорка уходит на богомолье в Киев, в лавру. Явился вскоре Басаврюк, но все сторонятся его (ибо поняли, что человеческий облик он принимал, чтоб отрывать клады, а молодцев приманивал, поскольку клады не даются нечистым рукам), а тетка дьячкова деда так далее оставляет прежний свой шинок на Опошнянской дороге, чтоб перебраться в село. За то Басаврюк и вымещает злобу на ней и других добрых людях долгие годы, так что и дьячков отец помнил еще его проделки.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Шестая поэма. Песнь о Кан-Туралы, сыне Канглы-Коджи

В век огузов жил мудрый муж по имени Канглы-коджа. Задумал он женить своего сына Кан-Туралы, а тот предъявил необычные требования к невесте: она должна вставать с постели раньше, чем муж, седлать коня и садиться на него раньше, чем муж, и прежде чем муж нападёт на гяуров, она должна напасть на них и принести их головы. Канглы-коджа предложил сыну самому искать себе невесту. Юноша объездил весь огузский мир, но тщетно: он не обнаружил невесты по своему вкусу. Тогда на поиски отправился его отец вместе со старейшинами, и тоже безрезультатно. И вот старики решили отправиться в Трапезунд, у правителя которого была красавица дочь богатырского сложения, способная натянуть двойной лук. Отец девушки объявил, что выдаст дочь за того, кто сумеет одолеть трёх зверей: льва, чёрного быка и чёрного верблюда.

Услышав о таких страшных условиях, Канглы-коджа решил все это рассказать сыну. «Если он найдёт в себе достаточно мужества, то пусть претендует на руку девушки, если нет, то пусть удовлетворится девушкой из огузов», — подумал он.

Кан-Туралы не испугали эти условия. В сопровождении сорока соратников он отправился в Трапезунд и был принят с почестями. Юноша победил зверей. Сыграли свадьбу, но жених решил немедленно вернуться домой и сыграть свадьбу по своим обычаям и только тогда соединиться с возлюбленной.

По дороге домой Кан-Туралы решил отдохнуть. Выбрали подходящее место. Юноша заснул. Сельджан-хатун, невеста Кан-Туралы, опасаясь коварства со стороны отца, надела на себя доспехи и стала наблюдать за дорогой, пока жених спал. Ее опасения оправдались. Правитель Трапезунда решил вернуть обратно свою дочь и отправил большой отряд следом за Кан-Туралы. Сельджан-хатун быстро разбудила жениха, и они вступили в бой, во время которого она потеряла Кан-Туралы из виду. Девушка нашла его пешего и раненного в глаз. Запёкшаяся кровь ослепила его. Они вдвоём бросились на гяуров и истребили всех. По окончании боя Сельджан-хатун посадила на коня раненого жениха и отправилась в дальнейший путь. По дороге Кан-Туралы, боясь опозорить себя тем, что спасся благодаря помощи женщины, решил расправиться с Сельджан-хатун. Она, обиженная нападением жениха, приняла бой и чуть не убила его. Затем состоялось примирение. Кан-Туралы понял, что нашёл такую девушку, которую хотел. Снова сыграли свадьбу.

Сделка с Басаврюком

Теперь начинается основная часть произведения «Вечер накануне Ивана Купала». Краткое содержание повествует нам о Басаврюке, «дьяволе в человеческом облике», который среди другого люда шатается вокруг. Он никогда, даже в Светлое Воскресенье, не ходил в церковь, зато дарил девушкам такие безделушки, которые кусали, давили их и насылали по ночам кошмары.

На селе жил в ту пору старый казак Корж, у которого была дочь-красавица Пидорка. И работал у него Петрусь, по прозвищу Безродный. Как-то старик приметил, что молодые люди полюбили друг друга. Он сначала хотел побить Петруся, но за него заступился шестилетний Ивась, младший братишка Пидорки. Но от изгнания из дома разгневанного казака это юношу не спасло.

Вскоре по хутору поползли слухи о том, что в дом Коржа повадился захаживать некий лях, весь в золоте, и дело идет к свадьбе. Ивась прибегает к Петрусю, чтобы передать от сестры известие – она лучше умрет, чем выйдет за ляха. С горя юноша пошел в шинок, где к нему подошел Басаврюк. Нечистый предложил свою помощь в обмен на цветок папоротника.

Петрусь согласился, и условлено было встретиться в Медвежьем овраге в ночь перед праздником Ивана Купала, т. к. только в это время цветет папоротник. Пробираются они в полночь через болота, и Басаврюк показывает пригорки, на которых растут цветы, а среди них и папоротник.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Гоголь начал писать «Вечера» в 1829 году: юный писатель совсем недавно переехал из Нежина в Санкт-Петербург, где терпит неудачи на актёрском поприще, а затем и на литературном — убитый язвительными отзывами, он выкупает все доступные экземпляры своей первой поэмы «Ганц Кюхельгартен» и сжигает. Спасительной оказывается идея написать что-нибудь на тему Малороссии. Он забрасывает мать просьбами прислать как можно больше подробностей о жизни на родине: как одеваются сельские дьячки и крестьянские девки, как справляют свадьбы, какие существуют народные поверья и предания. Гоголь берётся за тему не из-за ностальгии: в столице в это время бушует мода на всё украинское. Выпускаются книги («Малороссийская деревня» Ивана Кулжинского

Иван Григорьевич Кулжинский (1803–1884) — писатель, публицист и педагог. Преподавал Гоголю латынь в Нежинской гимназии высших наук. Кроме того, в разные годы преподавал латынь и русскую словесность в Украинско-слободской гимназии, Институте благородных девиц и Харьковском университете, был директором нескольких гимназий. ⁠ , «Двойник, или Мои вечера в Малороссии»Антония Погорельского Алексей Алексеевич Перовский (1787–1836) — писатель, работал под псевдонимом Антоний Погорельский. Перевёл на немецкий «Бедную Лизу» Карамзина. Занимался ботаникой, три его публичные лекции на эту тему были изданы отдельной книгой. Участвовал в Отечественной войне 1812 года. Был близок литературному кружку арзамасцев. Воспитывал племянника — будущего писателя Алексея Константиновича Толстого. Автор сборника новелл «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», написанной для племянника сказки «Чёрная курица, или Подземные жители», романа «Монастырка». ⁠ , «Сказки о кладах»Ореста Сомова Орест Михайлович Сомов (1793–1833) — критик, писатель, журналист. Служил столоначальником в правлении Российско-американской компании. Был арестован после восстания декабристов, поскольку в здании компании собирались члены Северного общества, но затем освобождён. Писал стихи, повести и рассказы по мотивам украинского фольклора. Вместе с Антоном Дельвигом издавал альманахи «Северные цветы» и «Подснежник». Был редактором «Литературной газеты». Автор трактата «О романтической поэзии», сыгравшего важную роль в становлении романтизма в русской литературе. ⁠ ), ставятся оперы («Леста, днепровская русалка»Николая Краснопольского Николай Степанович Краснопольский (1774 — после 1813) — переводчик с немецкого языка. Переводил преимущественно театральные пьесы. Одна из самых популярных адаптированных им постановок — «Леста, днепровская русалка» — была переделкой пьесы «Дунайская русалка» австрийского драматурга Карла Фридриха Генслера. В своём либретто Краснопольский перенёс действие оперы в условно-сказочный мир Киевской Руси. ⁠ , «Пан Твардовский»Алексея Верстовского Алексей Николаевич Верстовский (1799–1862) — композитор и театральный администратор. Самым известным сценическим произведением Верстовского считается опера «Аскольдова могила» по роману Михаила Загоскина. В Москве она пользовалась большим успехом и шла больше 400 раз. По уровню востребованности у современников конкурировал с Михаилом Глинкой. После смерти Верстовского влиятельный музыкальный критик Александр Серов, вспоминая «Аскольдову могилу», о. ⁠ , «Козак-стихотворец»Александра Шаховского Александр Александрович Шаховской (1777–1846) — драматург. В 1802 году Шаховской оставил военную службу и начал работу в дирекции Императорских театров. Его первой успешной комедией стал «Новый Стерн», спустя несколько лет поставлена комедия «Полубарские затеи, или Домашний театр», в 1815 году — «Урок кокеткам, или Липецкие воды». В 1825 году скомпрометированный связями с декабристами Шаховской ушёл из дирекции театров, но сочинительство продолжил — всего он написал более сотни произведений. ⁠ ). Гоголь заканчивает работу над циклом к концу 1831 года — он успевает не только присоединиться к актуальному литературному тренду, но и, по сути, стать его лицом: со временем начинает казаться, что именно гоголевские «Вечера» открыли тему Малороссии в русской литературе.

Предисловие

Предисловие написано от имени пасечника из Диканьки, которого односельчане прозвали Рудым Паньком. Он описывает зимние посиделки, которые похожи на балы, только собираются там «не для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку». Девушки приходят на посиделки с веретёнами, потом в хату набиваются парубки со скрипками и начинается веселье. А после «собьются все в тесную кучку» и начнут «нести болтовню». Каких только страхов тогда не услышишь! В эту книгу он собрал «страхи» и истории, рассказанные его соседями.

Лучшие в Диканьке посиделки — в хате Рудого Панька. В заключение пасечник приглашает всех к себе в гости и объясняет, как добраться до Диканьки.

Третья поэма. Песнь о Бамсы-Бейреке, сыне Кам-Буры

Увидев сыновей беков, несущих службу на приёме у Байындыр-хана, Кам-Бура-бек сильно загрустил: ведь у него не было сына. Присутствующие на пиру помолились Богу, чтобы он ниспослал ему сына. Тут же другой бек сказал о своём желании иметь дочь. Беки помолились и за него. При этом оба бека условились поженить своих будущих детей. И вот у Кам-Бура родился сын, которого назвали Бамсы-Бейрек.

Мальчик быстро рос и мужал. В пятнадцать лет он стал богатырём, Однажды со своими сверстниками он отправился на охоту. К нему обратились купцы с жалобой на разбойников. Юноша разгромил отряд разбойников и вернул купцам товары.

Примечательно в этом эпизоде то, что юноша, проявив геройство, обрёл право на инициацию по древнейшему обычаю огузов.

Охотясь в другой раз, Бамсы-Бейрек заметил в степи шатры, которые принадлежали помолвленной с ним сверстнице. Деде-Коркут был послан сватом. Сыграли свадьбу, но в первую же брачную ночь правитель крепости Байбурд напал на ставку юноши и увёл его в плен. Семнадцать лет Бамсы-Бейрек провёл в темнице. Тем временем распустили слух о его смерти, а жену вынудили согласиться на брак с другим молодым беком. Дав согласие, она, однако, отправила купцов на поиски мужа. Последние смогли сообщить Бамсы-Бейреку о случившемся. Бамсы-Бейреку удалось бежать. Недалеко от темницы он обнаружил своего коня и пустился в путь. По дороге встретил певца, который шёл на свадьбу, обменяв своего коня на музыкальный инструмент, он пришёл на свадьбу, притворившись юродивым. Своими выходками Бейрек начал забавлять людей, а потом принял участие в состязаниях по стрельбе из лука и вышел победителем. Его выходки понравились Казану. Последний назначил Бейрека беком свадьбы. Пользуясь этим, Бейрек отправился на женскую половину и потребовал, чтобы невеста станцевала для него. Увидев свой перстень на ее пальце, он открылся жене. Свадьба расстроилась. В финале Бейрек нападает на крепость Байбурд и освобождает тридцать девять своих соратников.

Майская ночь или Утопленница

Было это вечером. Левко с Анной встретились возле её дома. Молодые люди хотят пожениться, но отец парня, местный голова, против этого брака. Левко рассказывает девушке историю заброшенного дома возле пруда, о судьбе панночки, которую извела мачеха. Девушка утонула, но её душа не находит покоя и желает мщения.

Случайно Левко узнаёт, что его отец влюблён в Анну и из-за этого не разрешает жениться сыну. Парню снится сон о том, что он помогает утонувшей панночке отомстить мачехе, которая была ведьмой. Панночка в благодарность даёт ему письмо для его отца. Когда Левко проснулся, письмо действительно было у него в руках. Его прочитал голова, тут же согласился на свадьбу. В письме был приказ от комиссара срочно поженить Анну и Левко.

Повесть учит доброте и взаимовыручке.

Заколдованное место

В небольшой деревеньке жила семья. Хозяин часто уезжал в город по торговым делам. Следить за хозяйством оставались его жена и сыновья. Им помогал дед. Вечером у них остановились чумаки, и дед на радостях хлебнул лишнего. Ему померещилось, что он в незнакомом месте и его манит за собой какой-то огонёк. Дед бросился к этому месту, стал копать и достал из ямы котелок. Тут появилась нечистая сила. Дед испугался и побежал с котелком, который оказался в итоге пустым. Он посчитал, что это заколдованное место, и больше туда не возвращался.

Это была интересная книга. Повесть учит не верить в чудеса, а зарабатывать богатства своим трудом. (Подробный пересказ)

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Иван Федорович Шпонька и его тетушка

Иван Федорович Шпонька, человек смирный и усердный к службе, в чине поручика выходит в отставку, чтобы поселиться в родном хуторке Вытребеньки вместе с тетушкой Василисой Кашпоровной. Она уже немолода, ей нужен помощник по хозяйству. Дорога домой заняла у него 2 недели. Тетушка, все такая же рослая и богатырского сложения (кажется, из-за таких особенностей внешности она и не вышла замуж) к пятидесяти годам и впрямь будто сдала. Оба принялись мирно хозяйствовать в своих владениях. Потом выяснилось, что по бумагам Шпонька – владелец еще одного земельного участка. Дарственную цепко держал в своих руках Григорий Григорьевич Сторченко.

Шпонька заглянул к холостяку Сторченко в гости. Но тот притворился, что ничего о дарственной не знает. Желая отвлечь Шпоньку, Сторченко знакомит его со своими сестрами. Вечер прошел славно и натолкнул расспросившую о нем тетушку совсем на другие мысли. Она размечталась о внуках. Уже вместе они идут к соседям, и тетушка останавливает выбор на Марье Григорьевне. Оробевшему Шпоньке снятся кошмары с участием жены, к которой он не знает, как подойти. Вот она с гусиным лицом, а вот почему-то у него в ухе. Тетушка уже готова отступить от своего плана…

На этом месте история обрывается: жена пасечника Рудого Панька использовала листы концовки при изготовлении пирожков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: