«буранный полустанок», айтматов: краткое содержание

«И дольше века длится день»: краткое содержание

Место действия – железнодорожная станция Торетам, расположенная недалеко от космодрома Байконур, мимо которой постоянно проходят поезда.

Железное полотно с двух сторон окружает великая степь-пустыня Сары-Озеки. Неподалеку есть разъезд Боранлы-Буранный, где работает стрелочником Едигей. Ночи на смене он проводит в небольшой будке. В одно такое дежурство к нему приходит его жена Укубала и рассказывает о смерти его друга Казангапа.

Тридцать лет прошло с тех пор, как демобилизовали Едигея в сорок четвертом году после контузии. Тогда врач пообещал ему, что через год он поправится, но в тот момент любая физическая работа была для него непосильна. Тогда они с женой и решили попробовать устроиться на железную дорогу, вдруг найдется место дворника или охранника.

Тогда-то Казангап, с которым семейная пара случайно познакомилась, позвал их на Боранлы-Бураный. Когда они только приехали, Едигей и не подозревал, что вся его оставшаяся жизнь пройдет в этом пустынном, малонаселенном и безводном месте. И все это время рядом был Казангап, постоянно помогавший. Постепенно и их семьи сдружились, стали как родные.

Степь и железная дорога

Один из лучших романов Айтматова — «Буранный полустанок». За него писатель получил Государственную премию СССР. «Буранный полустанок», краткое содержание которого часто пересказывается в разных источниках, — это роман с философской направленностью. Начинается произведение с описания места действия. Это бескрайняя степь со скудной растительностью — почти пустыня. В романе она называется Сары-Озеки. Прообразом этой местности является территория, окружающая космодром Байконур в Казахстане. Недалеко от огромного взлетного поля проходит железная дорога.

«Буранный полустанок», краткое содержание которого мы изложим в статье, читается легко. Чего нельзя сказать о большинстве сложных в смысловом отношении книг. В начале романа автор противопоставляет природу (поведение лисицы) и бездушную цивилизацию, связанную с железной дорогой. Непрерывно мчащиеся поезда оставляют в степи грохот и мусор, пугают зверей. Однако именно цивилизация дает местным жителям материальные блага. Не случайно лисица, превозмогая страх, возвращается к железнодорожному полотну, чтобы найти объедки.

Айтматов «И дольше века длится день» — краткое изложение

Айтматов

— все произведения Страница: Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток:

А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства — Сары-Озеки, Серединные земли желтых степей. Едигей работал здесь стрелочником на разъезде Боранлы-Буранный. В полночь к нему в будку пробралась жена, Укубала, чтобы сообщить о смерти Казангапа.

Тридцать лет назад, в конце сорок четвертого, демобилизовали Едигея после контузии. Врач сказал: через год будешь здоров. Но пока работать физически он не мог. И тогда они с женой решили податься на железную дорогу: может, найдется для фронтовика место охранника или сторожа. Случайно познакомились с Казангапом, разговорились, и он пригласил молодых на Буранный. Конечно, место тяжелое — безлюдье да безводье, кругом пески. Но все лучше, чем мытариться без пристанища.

Когда Едигей увидел разъезд, сердце его упало: на пустынной плоскости стояло несколько домиков, а дальше со всех сторон — степь: Не знал тогда, что на месте этом проведет всю остальную жизнь. Из них тридцать лет — рядом с Казангапом. Казангап много помогал им на первых порах, дал верблюдицу на подои, подарил верблюжонка от нее, которого назвали Каранаром. Дети их росли вместе. Стали как родные.

И хоронить Казангапа придется им. Едигей шел домой после смены, думал о предстоящих похоронах и вдруг почувствовал, что земля под его ногами содрогнулась И он увидел, как далеко в степи, там, где располагался Сарозекский космодром, огненным смерчем поднялась ракета. То был экстренный вылет в связи с чрезвычайным происшествием на совместной советско-американской космической станции . не реагировал на сигналы объединенного центра управления — Обценупра — уже свыше двенадцати часов. И тогда срочно стартовали корабли с Сары-Озека и из Невады, посланные на выяснение ситуации.

:Едигей настоял на том, чтобы хоронили покойного на далеком родовом кладбище Ана-Бейит. У кладбища была своя история. Предание гласило, что жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые века, уничтожали память пленных страшной пыткой: надеванием на голову шири — куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая под солнцем, шири стискивал голову раба подобно стальному обручу, и несчастный лишался рассудка, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, откуда, не помнил отца и матери, — словом, не осознавал себя человеком. Он не помышлял о бегстве, выполнял наиболее грязную, тяжелую работу и, как собака, признавал лишь хозяина.

Одна женщина по имени Найман-Ана нашла своего сына, превращенного в манкурта. Он пас хозяйский скот. Не узнал её, не помнил своего имени, имени своего отца: .

Пока они разговаривали, женщину заметили жуаньжуаны. Она успела скрыться, но пастуху они сказали, что эта женщина приехала, чтобы отпарить ему голову (при этих словах раб побледнел — для манкурта не бывает угрозы страшнее). Парню оставили лук и стрелы.

Найман-Ана возвращалась к сыну с мыслью убедить его бежать. Озираясь, искала:

Удар стрелы был смертельным. Но когда мать стала падать с верблюдицы, прежде упал её белый платок, превратился в птицу и полетел с криком: То место, где была похоронена Найман-Ана, стало называться кладбищем Ана-Бейит — Материнским упокоем:

Рано утром все было готово. Наглухо запеленутое в плотную кошму тело Казангапа уложили в прицепную тракторную тележку. Страница:

Ай: анализ

Основным носителем всех идей и замыслов автора стал главный герой – Едигей, человек проживший в пустыне почти сорок лет. Но ценен его жизненный опыт, который вобрал все перипетии и горести, принесенные ХХ веком, и человеческие печали: Вторую мировую войну, трудности в послевоенные годы, горькую неразделенную любовь. Но самым тяжелым для него стало испытание памяти.

Память и совесть, воплощенные в Едигее, стали идейной основой романа «И дольше века длится день». Анализ текста свидетельствует об изобилии в произведении метафорических образов, несущих философский смысл. Таким образом, темы одиночества, ответственности, памяти, страха, моральных принципов поднимает Айтматов со свойственной ему легкостью и лаконичностью.

Чингиз Айтматов «Буранный полустанок»

Так уж вышло, что все самые сильные свои эмоции я вложил в обзоры на отрывки-вставки к роману – и восхищение, и недовольства свои… Да-да! Было и такое, применительно к «Программе «Демиург», в котором я увидел неприятное – взгляд автора на фантастику как на глупую игрушку, сверху вниз; да и функция у этой части, по-моему, была неприятная: показать тот молох новизны, что рвёт нити, связывающие человека с его традициями; и как отдельное произведение для меня эта часть выглядела слабой и неубедительной.

Но попробую всё-таки сказать о самом романе.

Отличный это роман. Сложный и многогранный. И дело не просто в структуре, а в том еще, что автор умеет сделать всё по жизненному неоднозначным; тонко это делает, по принципу: кто сможет – увидит. Как, например, фольклорная история заклейменной многими любви старика Раймалы к юной Бегимай вторит истории самого героя, чья вспыхнувшая нежность к вдове – при живой-то жене и своих детях! – тоже грозит обернуться позором (да сердцу-то не прикажешь!), и многое в душе героя это покалечило, имело в жизни его свою боль и своё значение. Но тут же, очень тонко, рядом с этой линией идёт история про… Буранного Каранара! Ведь трудно не заметить, что обе ситуации чем-то похожи (и происходят в один момент), но сам Едигей едва ли не убить готов своего верблюда за то, что «тому мало своего стада, и природа погнала его к другим маткам». А история Абуталипа Куттыбаева? История трагичная, в которой, казалось, отразилось всё своё время, а если смотреть на её философский смысл, помноженный на великолепную легенду о птице Доненбай – то и посыл всего романа, та связь меж родителями и детьми, а, в широком смысле, ту священную связь поколений от разрыва конторой люди превращаются в манкуртов. Трагичная история – сколько бед выпала семье Куттыбаевых, и как тут не задаться вопросом: отчего в людях столько зла, что сделал он им, пишущий свои воспоминания? Вот и Едигей задаётся этим вопросом и клянёт тех людей. Но разве не он сам невольно подтолкнул заезжего ревизора к мысли, что «вот сидит, никому не видный, и пишет»?! А ведь ни разу сам он об этом не вспомнил, ни разу не почувствовал своей, пусть и невольной, но причастности к оным бедам, постигшим Куттыбаевых! Вот так! И тут же он, Буранный Едигей, из патриарха степного разъезда превращается в человека, что бывает неправ, и горько неправ – и в этих случаях и многих других. В этом неподдельная реальность, жизненность всего.

Это сложный роман, многогранный роман. И много мыслей, много эмоций несёт он в себе. И язык его прекрасен, как всегда у Айтматова (за исключением, пожалуй, мертвенно сухой истории о контакте с планетой Лесная Грудь)

А уж обращение к фольклору, да и вся атмосфера, создаваемая автором, возносит роман до чего-то космического, до невыразимо важного, до огранки бриллианта, каждая грань которого блистает под своим углом, даёт свои оттенки, и складывается в общее, великое, действительно заслуживающее название «классика», несущее космическую важность и силу

И структура у романа сложна… Но вот тут я вижу скорее минус – минус исключительно для себя. До «Буранного полустанка» я читал у автора исключительно повести, и уже за них почитаю Айтматова великим писателем. Но вот сейчас, читая роман, я постоянно возвращался мысленно к повести «Прощай, Гульсары!». Ведь это там я впервые увидел у него подобную структуру. Как в «Прощай, Гульсары!» в одни сутки, через воспоминания о своём иноходце к герою приходят воспоминания всей своей жизни (и даже чем-то они похожи, эти герои – Танабай и Едигей), так и тут – через расставанием с другом и старшим товарищем, в одни сутки похорон разворачивается вся жизнь. Потому-то я и считаю, что название «И дольше века длиться день…» более подходящее – ибо в этот день действительно через память уместилась вся жизнь, со всеми её сложностями, переживаниями и трудностями, со всем её невыразимым важным итогом, да даже не просто жизнь как частность, а то самое «Жизнь» с большой буквы – вся её непередаваемая пропасть. Но вот тяготило меня это сравнение – немного, но тяготило. А ещё, я так понимаю, это первый роман у автора, и, мне кажется, привыкнув к размеру повестей и рассказов, здесь в этой сложной структуре был он не всегда последователен, иногда углубляясь в воспоминания или, что ещё страннее, в историю контакта с Лесной Грудью так сильно, что берега этого дня и похорон уходили за самый горизонт, будто нить из рук ускользала. Это я нет-нет да замечал. Вот те тонкие чёрточки, вкупе с «Проектом «Демиург», тоже исключительно для меня лично вызвавшим несогласие – вот те вещи, которые мешают мне поставить роману высшую из оценок, как камешек в ботинке – мелкий, но мешающий идти. Но при этом у меня нет никаких сомнений, что это великий и прекрасный роман.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

Едигей Буранный — главный герой романа. Всю свою жизнь он работает на заброшенном железнодорожном полустанке. Будучи персонажем, полностью связывающим свою жизнь с окружающей действительностью, он видит своей судьбой, своим предназначением всеобщее благо. Поэтому полностью готов взять на себя ответственность не только за свои действия, но и за все происходящее вокруг. Всеми своими действиями и желаниями стремится сохранить в мире гармонию и добиться того, чтобы никому в мире не было плохо.

Другие персонажи:

  • Казангап — друг Едигея. Главный мудрец всего села, из-за чего его знали не только местные жители, но и близлежащих деревень.
  • Каранар — верблюд Едигея, которого он воспитал и который сопровождает его на протяжении всего пути. Вместе с Едигеем объединяют в себе свое природно-родовое миропонимание, столько тесно переплетающееся с мифологией средней Азии.

Популярные сегодня пересказы

  • Орфей и Эвридика — краткое содержание опера Кристофа Глюка В основе либретто лежит миф об Орфее. Этот миф один из древнейших. Орфей – сын бога Аполлона и музы Каллиопы. Певец и музыкант, Орфей олицетворяет собой музыкальное искусство
  • Белая гвардия — краткое содержание романа Булгакова Действие произведения развивается во времена так называемой «петлюровщины» (на дворе 1918-1919-й год) в одном из оккупированных немцами украинских городов. Все с содроганием ждут пришествия войск Петлюры.
  • Убийство на улице Морг — краткое содержание романа Эдгара По Повествование в произведении ведется от имени безымянного героя, который однажды встречает в Париже интересного молодого человека, являющегося потомком знатного обедневшего рода
  • Севастополь в декабре месяце — краткое содержание рассказа Толстого Начало данного произведения отдает грустными и холодными тонами. В бухте очень холодно, с моря тянет очень холодный ветер. Все затянуто туманом, все морем почернело. Невозможно не заметить постоянно усиливающийся гул.

Похороны

К утру приготовления к похоронам Казангапа закончились. Тело было плотно закручено в ткань и положено в телегу, прицепленную к трактору

Из описания обряда погребения можно заключить, что большое внимание традициям степных народов уделил Ай — очень достоверное произведение)

До кладбища путь неблизкий – тридцать километров. Едигей ехал впереди процессии и указывал путь. В голове главного героя постоянно всплывали воспоминания о прошлом, работе вместе с Казангапом. Нынешнее поколение не ценило заслуг стариков (и ради чего только здоровье растратили?), но сам Едигей ни о чем не сожалел.

И дольше века длится день…

Шли поезда…

А поезда шли с востока на запад и с запада на восток… Идущие поезда не случайно выбраны главным лейтмотивом романа. Именно они связывают далёкие пустынные пространства Сары-Озеки с основным миром.

Много средств, возможностей и жестокостей у злодейки-судьбы, чтобы привести-принудить к поселению в диких краях на дальнем разъезде железной дороги, героев этой книги. Редко кто по доброй воле задерживался надолго в этих местах с суровыми условиями жаркого сухого лета и морозных снежных зим. Держался разъезд на великих тружениках, таких как Казангап и Едигей. Притолкала горькая доля в сарозекские зной и безводье, на Боранлы-Буранный, и семью Абуталипа Куттыбаева с женой Зарипой и двумя детишками — Даулом и Эрмеком. Не нашлось им места в большом многолюдном мире, где косо смотрели на побывавших в плену. Да только от кречетоглазых выслуживающихся следователей тансыкбаевых не скроешься в голой степи, зорко выглядывают они свою добычу.

Много тем затронул Айтматов в своём романе. На первый взгляд, рассказывает он о смерти Казангапа и его похоронах. Но к этому событию прикручено столько воспоминаний, легенд, историй, рассуждений, что не только жизнь покойника и его друга Едыгея проходит перед глазами читателя, но жизнь всех Серединных земель желтых степей, испокон веков до наших дней.

Айтматов переплетает судьбы героев современных с теми, которые остались в легендах, связывая их болью и любовью, трагическим жребием и высоким подвигом. Сказание о манкуртах и Птице Доненбай, поражающее самым жестоким видом варварства; о Чингисхане, запретившем в походе рожать женщинам детей, о сотнике Эрдене и вышивальщице Догуланг, нарушивших воспрещение и принёсших в мир сына, нареченного Кунан — это история края, его память и седая древность… Подобные предания органичны и неотъемлемы, они создают полноту мира, даже если мир этот ограничен пустынным пространством Буранного полустанка.

Есть в книге и другая легенда — современная и фантастическая: полёт паритет-космонавтов 1-2 и 2-1. Совместная советско-американская программа на орбите, встреча с представителями внеземной цивилизации и последствия своевольного нарушения инструкций — эта тема звучит по-другому. Ей не хватает достоверности и натуральности, душевности и эмоциональности… В предисловии автор рассказывает об интегрировании к роману отдельной повести, которая не могла быть издана в своё время из-за цензуры. Новая глава «Белое облако Чингисхана» гармонично вписалась в сюжет, а вот линия «Система Держатель — планета Лесная Грудь — разумные инопланетные существа» мне показалось слабой именно в части научной фантастики. Этот недостаток, к сожалению, умаляет значимость основной идеи, вложенной Айтматовым в сюжет, делает цепочку Земля-Космос слабым звеном. А задумка хорошая — объединить старинную легенду о манкуртах с новой космической, увязав смысл обеих с образом обруча на голове человечества…

Благодарность за совет в Новогоднем флешмобе shatrov76 Благодарность игре Собери их всех! и Русское лото.

Анализ произведения

Структура

Роман удивительным образом сочетает в себе черты магического реализма, глубокое повествование и философские раздумья, которые сопровождают читателя на протяжении всего произведения.

Сюжет развивается плавно, поэтому всего можно выделить четыре главных уровня:

Первый знакомит читателя с главным героем романа, описывает похороны Казангапа и окружающую природу.

Второй уровень, как раз в стиле магического реализма, начинает развиваться параллельно с первым. Здесь Едигей впервые знакомиться с чуждой для себя цивилизацией, прибывает на место древнего родового кладбища, на котором теперь построен Космодром.

На третьем уровне читатель знакомится с легендами о манкуртах, древними притчами и сказаниями. Проводится параллель между реальностью и мифологией. Показывается переход от традиций к современности, через строительство космодрома на древнем родовом кладбище.

Четвертый уровень повествует о дальнейшей судьбе Едигея и всей деревни по возвращению в родные края. Основное действие здесь разворачивается в послевоенные годы.

Ч. Айматов «Легенда о манкурте» в сокращении

Ч. Айматов «Легенда о манкурте» краткое содержание для читательского дневника:

Основным персонажем произведения является пожилой стрелочник Едигей, работающий после войны на степном железнодорожном разъезде.

До Едигея доходит новость о смерти давнего друга его семьи Казангапа, рядом с которым они прожили более тридцати лет, вместе растили детей и помогали друг другу во всем.

Возвращаясь с работы домой и обдумывая предстоящие похороны друга, Едигей видит вспышку яркого огненного света с находящегося вблизи космодрома, с которого стремительно взлетает ракета.

Едигей решает похоронить приятеля на далеком кладбище, имеющим давнюю историю. По преданию, в этих местах в древности проживает племя жестоких людей, которые с помощью изощренной пытки превращает пленных людей в манкуртов, бездушных рабов, полностью потерявших память.

Для создания идеальных рабов, на голову человека, который полностью обездвижен, надевают кусок свежевыделанной кожи верблюда, называемый шири, и помещают его на открытое пространство в степи.

Под палящим солнцем шири высыхает, сдавливает голову пленного как стальной обруч и человек обречен либо на смерть, либо на потерю рассудка. Выживший манкурт ничего не помнит ни о себе, ни о своем прошлом и признает, как верная собака, одного хозяина, выполняя для него тягостную, грязную работу, даже не мысля о побеге.

Согласно легенде на месте кладбища погибла мать одного из манкуртов, которая разыскивала пропавшего сына. Поскольку манкурт не помнил свое прошлое, хозяин вручил ему лук со стрелами, которыми сын пронзил свою родную мать, пытавшуюся вернуть любимого ребенка.

Перед смертью с матери слетел белый платок, который превратился в летящую и кричащую птицу. С того момента кладбище стало именоваться Материнским упокоем.

Когда похоронная процессия подходит к кладбищу, люди обнаруживают выставленную охрану, которая сообщает им о принятии решения о ликвидации древнего кладбища.

Едигей организовывает могилу для друга невдалеке от Материнского упокоя, а затем начинает обращаться в различные инстанции, а в первую очередь к начальству космодрома, с требованием о запрете уничтожения ритуального места, на котором покоятся их далекие предки.

Повествуя о событиях, происходящих в романе, писатель раскрывает понятие высоконравственных человеческих ценностей, выражающихся в порядочности, доброте, отзывчивости, объединяя в своем произведении реальностью и глубокий философский смысл.

Можете использовать этот текст для читательского дневника.

Популярные сегодня пересказы

Краткое содержание сказки Гуси-лебеди Родители уехали в город и сказали Алёнушке следить за младшим братом- Иванушкой и никуда не ходить гулять

Алёнушка не послушалась, оставила брата во дворе и пошла гулять.Загулялась
Ионыч — краткое содержание рассказа Чехова В рассказе «Ионыч», Чехов решил обратить внимание на недостатки, встречающиеся практически у каждого человека. В повествовании речь идёт о жизни земского врача, в небольшом уездном городке, Дмитрия Ионовича Старцева.
Барышня-крестьянка — краткое содержание повести Пушкина События произведения разворачиваются в одной из дальних российских губерний, где в своих поместьях проживают соседи в лице русских баринов Ивана Петровича Берестова и Григория Иванович Муромского.
Кто чем поет? — краткое содержание рассказа Бианки В лесу не бывает тихо, там всегда звучит музыка

Каждый лесной обитатель – музыкант. Ничего удивительного: всем нравится петь. Правда, не у каждого есть способности, однако и совсем безголосые демонстрируют свое мастерство.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: