Краткое содержание валькины друзья и паруса крапивина для читательского дневника

Краткое содержание крапивина валькины друзья и паруса

Сюжет — краткое содержание:

  1. Валька Бегунов в лагере наблюдает за барабанщиками, когда у одного из детей падает барабан, он без раздумий прыгает за ним в воду.
  2. Во дворе Валька познакомился с детьми, строящими пароход и песчаный город, там он подружился с маленьким Андрюшкой.
  3. Валька нарисовал портрет Андрюши, дома малыш поставил рисунок в рамочку.
  4. В новой школе Валька отказывается собирать металлолом, спорит из-за альбома с рисунками, которые он никому не хочет показывать. В итоге, вызывают родителей в школу, а Вальку решают исключить из пионеров.
  5. Валька помогает Андрюше, который разбил губу, из пионеров его не исключают, потому что заступились одноклассники, а дети во дворе назначают Вальку своим капитаном.

Подарок

Алька всё больше привязывается к Ваське, но Марина считает, что Васька хулиган и плохо влияет на Альку. Васька всегда заступается за Альку и не даёт его в обиду.

Заболевшего Ваську кладут в изолятор. Мальчики приносят Ваське в банке мальков, но Марина узнаёт об этом и выбрасывает их.

Марина идёт в соседний лагерь договориться о большом общем костре, и Алька, скучая без друга, просит сестру взять его с собой. Марина не хочет, чтоб Алька в её отсутствие бегал к больному Ваське, и соглашается. В попавшемся по дороге озере Алька набирает фляжку воды с пиявками, чтоб отнести другу. Марина думает, что в фляжке чистая вода и, изнывая от жары, просит пить. Алька не даёт и не поддаётся на её жалобы. Вернувшись в лагерь, мальчик отдаёт фляжку Ваське.

Соринка

От деревни, которая прежде была на месте города, остался только один дом. В трубе этого дома жил ветер, которого Алька звал Шуршун. Когда ветер вылетал из трубы, он шуршал листьями по асфальту. Шуршун был очень вредный ветер. Однажды он перевернул пузырёк с чернилами на Маринин чертёж, а попало Альке. У соседской девочки он вырвал из рук шарик, ударил его о провода, и шарик лопнул.

Как-то Шуршун заносит Альке в глаз соринку. Соседская девочка предлагает вытащить её языком, но Алька боится даже дотронуться до своего глаза, так он болит. Она называет мальчика недотрогой, и ребята ссорятся.

Дома Алька промывает глаз водой, и соринка выскакивает. Он выходит на улицу и встречается с девочкой. Сначала они делают вид, что друг друга не знают. Возле дома, в котором живёт Шуршун, они мирятся и раздумывают, как закрыть ветер в трубе.

Владислав Крапивин

Владислав Петрович Крапивин родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных. В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Во время обучения в университете был зачислен в штат газеты «Вечерний Свердловск». Несколько лет работал литературным сотрудником и заведующим отделом в журнале «Уральский Следопыт». Позднее, в 1965 году, ушел на творческую работу. В 1961 году Владиславом Крапивиным был создан детский отряд «Каравелла» (в 1965 году над отрядом взял шефство журнал «Пионер»). Профиль отряда — журналистика, морское дело, фехтование. Отряд существует до настоящего времени, ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер». Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет, в настоящее время во главе «Каравеллы» молодые выпускники отряда. Первая книга Владислава Крапивина «Рейс «Ориона»» вышла в 1962 году в Свердловске. Спустя два года автор был принят в члены Союза писателей СССР. В настоящее время у В. Крапивина около двухсот изданий на различных языках. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей», в японскую 26-томную серию «Избранные сочинения русских писателей для подростков». Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки. Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и показывались по Центральному телевидению. Нескольких премий был удостоен фильм «Колыбельная для брата» по сценарию Владислава Крапивина и Станислава Фурина. Владислав Петрович Крапивин — лауреат премии Ленинского комсомола, премии «Аэлита» журнала «Уральский Следопыт» и Союза писателей РСФСР, премии имени А. Гайдара журнала «Пионер» и других литературных премий . За литературную и общественную деятельность награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью «За доблестный труд», знаком ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара. Почетный гражданин города Екатеринбурга, в котором живет и работает более сорока лет.

Константин Гришин

Страница автора

Дальний родственник

Иногда по ночам в доме рассказчика раздаются телефонные звонки — это звонят бывшие папины пациенты или сокурсники и просят помочь. Папа никогда никому не отказывает. Иногда выясняется, что звонивший приезжает в город и ему негде остановиться. Тогда гость ночует в кухне на раскладушке.

Однажды папе позвонила родственница настолько дальняя, что он не мог вспомнить, кем она ему приходится.

У сына этой женщины нашли опухоль. Она плакала, просила помочь «её мальчику», и папа не смог отказать. «Мальчиком» оказался мужчина лет тридцати по имени Игнатий. Он не верил, что у него «та самая болезнь», и приехал только чтобы успокоить мать, которой врачи рассказали о «предполагаемом диагнозе». Мать растила Игнатия одна, без мужа, еле дождалась, когда сын окончит институт. Эту болезнь Игнатий считал «жуткой неблаго­дарностью» со своей стороны.

Весь следующий день рассказчик с бабушкой ждали папиного звонка — он должен был сообщить результаты обследования Игнатия. Наконец, они узнали, что Игнатий серьёзно болен, нужна операция, но «этого» у него нет, и вздохнули с облегчением.

Вскоре позвонила мать Игнатия, и рассказчик первым сообщил ей, что у её единственного сына рака нет. И женщина заплакала.

В школе рассказчик часто писал сочинения на тему «Кем быть?». Каждый раз он брал новую профессию, чтобы не повторяться. На самом деле мальчик ещё не выбрал, кем станет, но после случая с Игнатием он подумал, как приятно выйти из операционной и устало сказать чьей-то матери: «Он будет жить».

Продолжение после рекламы:

Большое полосатое чудовище

Вечером, глядя в ночное небо, мальчики вспоминают разные истории. Один из ребят боится идти домой. Ему кажется, что возле забора в траве сидит что-то большое и полосатое. Ребята строят догадки, что же это может быть. Взяв большую волейбольную сетку, они стараются накрыть чудовище, обжигаясь о крапиву и натыкаясь на репейник. Но чудовище оказывается старым матрацем.

От досады Алька даёт испугавшемуся мальчику подзатыльник. Возле своего дома Алька помогает ему прикрутить порванный ремешок от сандалии, а тот извиняется, ведь он не знал, что в траве лежал матрац. Алька протягивает мальчику руку.

Егоров

Папа всегда рассказывал сыну обо всём, даже о том, что с четвёртого класса любит только маму и почти физически чувствует страдания своих пациентов. Рассказчик знал обо всех переживаниях отца, подробности тяжёлых операций, которые тот проводил, и имена всех его пациентов.

Родственники пациентов часто звонили папе домой, и он поддерживал их.

Папа считал, что «нельзя вторгаться в чужую жизнь, не зная её», поэтому всегда всё знал о жизни тех, кого оперировал. Чтобы не волновать маму и бабушку, папа не показывал, что тревожиться перед сложной операцией. Замечал это только сын и всегда звонил в клинику узнать, как всё прошло.

Однажды папа пришёл домой ни грустным, ни весёлым — никаким, и рассказал сыну, что у него умер пациент, пятидеся­ти­се­ми­летниий Егоров Иван Павлович, — после операции неожиданно образовался тромб и закупорил сосуд.

Вместе с папой рассказчик пошёл сообщить семидеся­ти­вось­милетней матери Егорова о смерти сына. Во дворе они узнали, что Ивана Павловича, бывшего школьным учителем, уважали и слушались все местные хулиганы, да и соседи отзывались о Егорове очень уважительно.

Номера квартиры они не знали. Женщина с тяжёлыми сумками показала, где он живёт. Рассказчик поднимался по лестнице, и слово «живёт» стучало у него в ушах…

Реклама:

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 21.06.2023 11:28 674 Синицкий Виталик.

10 класс преобразуйте материал статьи в таблицу, заполните 1-ю и 2-ю колонки. 1) направление в литер

Ответов: 1

Литература 14.02.2021 21:00 303 Савиных Ксения.

Каково значение князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства?

Ответов: 2

Литература 04.07.2023 22:18 224 Баженова Василинка.

Эпитеты в былине три поездки ильи муромца

Ответов: 2

Литература 18.07.2023 19:29 341 Ким Альбина.

Литература, Эсхил, «Прометей прикованный», помогите пожалуйста ответить на вопросы (хотя бы нескольк

Ответов: 2

Литература 14.06.2023 23:38 333 Бойко Ксения.

Выписать из Одиссеи: гиперболы, сравнения, повторы.​

Ответов: 2

Литература 10.08.2023 20:26 229 Базарова Ирина.

Какого отношение народа к событиям и героям преданий? (например предания Воцарение Ивана Грозного ил

Ответов: 2

Литература 04.07.2023 12:24 174 Шишко Влад.

СРОЧНО!!! составьте предполагаемый диалог с «автором»об особенностях «слова о полку игореве»,о героя

Ответов: 2

Литература 21.06.2023 01:49 291 Фомичёв Данил.

О чём песня «И туда-гора и сюда-гора» Какова её главная мысль? ​

Ответов: 1

Литература 21.06.2023 07:46 423 Тежикова Настя.

Составьте тезисный план статьи В.П Аникина по образцу плана статьи Б.Н Путилова ​

Ответов: 1

Литература 04.07.2023 04:59 208 Сериков Расул.

Рассказ удивительная Находка план текста 4 класс​

Ответов: 2

Капли скачут по асфальту (Алькин рассказ)

Алька вспоминает, как во дворе во время дождя они с ребятами взяли с детской площадки «грибок», перевернули его, поплыли по луже и выпачкались в грязи. Увидев это, Марина тут же прервала игру, чтоб покрасоваться перед своим одноклассником Котькой. Ребята пошли домой переодеваться. Обидевшись, что сестра испортила такую хорошую игру, Алька попросил своего друга Витьку попасть мячом в Котьку. Витька ударил ногой по мячу и попал в дерево, стоящее между Мариной и Котькой, которых обрызгали капли с листвы. Платье Марины из креп-жоржета могло сесть из-за воды, и куда она теперь пойдёт с Котькой? Тут снова полил дождь. Вместе с ребятами, которые уже переоделись, Алька решил переждать дождь в подъезде.

Глава 4. Двадцать девятое февраля

«Любовь облагораживает человека», но рассказчик этого не заметил. С тех пор как он влюбился, ему приходилось всё время врать. На вопрос мамы, почему он так часто причёсывается и меняет рубашки, мальчик отвечал, что в школе работает санитарная комиссия, а постоянные двойки объяснял рассеянностью. На самом деле на уроках рассказчик думал о Лиле Тарасовой, которая перешла к ним из другой школы.

Впервые увидев Лилю, рассказчик «на миг потерял сознание», а потом очень захотел «предстать перед ней в выгодном свете». Получить на её глазах «пятёрку» никак не удавалось — выходили одни «двойки», но мальчик хорошо катался на коньках, поэтому решил пригласить Лилю на каток.

Лиля была непохожа на других, даже её портфель, тетрадки и ручки были опрятные и изящные, и девочка знала это. На каток она согласилась пойти в воскресенье 29 февраля, но сначала рассказчик должен был заслужить это право — пройти испытания.

Сначала рассказчику пришлось отнести книгу соседу Вале, с которым Лиля поссорилась. Валя, оказавшийся красивым и высоким парнем лет четырнадцати, назвал рассказчика Лилиным пажом.

Дома быстро догадались о том, что мальчик влюбился. Бабушка попыталась его перевоспитать, сообщив, что сын её соседки решил думать «обо всём остальном» только после института, а мама, влюбившись в Серёжу Потапова, стала отличницей. Но отличником у рассказчика стать не получалось, а приглашать Лилю на каток после окончания института было, пожалуй, поздновато.

Рассказчику необходимо было с кем-то посоветоваться, и он отправился к студенту-геологу Юре, живущему в соседнем подъезде. Однажды Юра тяжело заболел. Его родители, тоже геологи, были в экспедиции, и рассказчик ухаживал за Юрой, рискуя заразиться. С тех пор мальчик приходил к нему за советом. Узнав о трудностях рассказчика, Юра рассмеялся и сказал, что любовь в шестом классе — это несерьёзно, и всё рассеется само «как дым, как утренний туман».

Через неделю Лиля велела рассказчику дежурить в её подъезде часа по два в день, на случай, если ей что-нибудь понадобится. Дежурил мальчик вместе со своим одноклассником Владиком Бабкиным, который тоже проходил испытания. Они ходили с Лилей в магазин или на рынок, носили за ней сумки, а Валя, играющий во дворе в хоккей, называл их «то „почётным эскортом“, то „музыкальным сопровождением“, то „прилипалами“». Рассказчик молчал и терпеливо ждал 29 февраля.

В субботу, 28 февраля, Лиля заявила, что остаться должен кто-то один, и мальчики «должны решить это в честном бою, как мужчины», а когда началась драка, позвала Валю их разнимать. Увидев разбитый нос рассказчика, Валя посмотрел на Лилю «не то с уважением, не то даже как-то ещё серьёзнее».

Вечером рассказчик позвонил Лиле, чтобы договориться о походе на каток, но та заявила, что этот год — високосный, 29 февраля в нём нет, а воскресенье 1 марта у неё занято. Следующим утром рассказчик увидел, как Лиля отправилась на каток с Валей.

Юра по-прежнему был уверен, что это пройдёт, но для рассказчика всё было настолько серьёзно, что он ничего не соображал и на следующий день снова получил «двойку».

Герои произведения

  • Валька Бегунов – главное действующее лицо, готов прийти на помощь малышам, увлекается морем, рисованием кораблей. Любимые занятия держит в тайне.

  • Андрюшка – младший товарищ. Поддержит, заставит поверить в свои силы. Прилагает старания к тому, чтобы доказать, какой он взрослый, может посещать каток самостоятельно. Знает секрет друга, но молчит.

  • Сашка Бестужев – приятель, учится в одном классе. Случайно увидел рисунки, из-за чего у друзей произошла ссора. Позже ребята заключили мир.

  • Оксана Николаевна – учитель географии, имеется брат Сережа, она ходит с ним на каток, кидается снежками.

  • Анна Борисовна – завуч новой школы.

  • Юрий Ефимович – учитель рисования, молодой, добрый.

  • Лагутина Зинка – одноклассница, послужила причиной позора Бегунова, не отдавала принадлежащее ему.

  • Витька Волощук – местный хулиган, разрушивший песчаный город, который строили ребята.

Самый счастливый день

На зимние каникулы учительница Валентина Георгиева дала задание — сочинение на тему «Мой самый счастливый день». Новый год родители рассказчика встречали у знакомых, домой вернулись поздно, а утром мальчик обнаружил, что они серьёзно поссорились. Мама и папа ходили тихо, друг с другом не разговаривали, и дома было так спокойно и тихо, что рассказчику расхотелось идти на ёлку.

Родители старались, чтобы их ссора никак не отразилась на сыне, поэтому вместо ёлки стали наперебой предлагать ему другие развлечения. Мальчик мог бы добиться от них чего угодно, но хотел он только одного — чтобы родители помирились.

Бабушка уехала к одной из своих школьных подруг и помочь не могла, поэтому рассказчик решил действовать сам. Он где-то слышал, «что радость и горе объединяют людей».

Рассказчик решил начать с радости. Больше всего обрадовать родителей могла бы «пятёрка» по геометрии, но во время каникул отметок не получают, и рассказчик решил сделать генеральную уборку. В квартире и до уборки было чисто, Поэтому мальчик не столько вымыл пол, сколько выпачкался сам. Тому, что рассказчик встал в семь утра и сделал зарядку с холодным обтиранием, они тоже радовались не вместе, «а как-то порознь, в одиночку».

Тогда мальчик решил объединить родителей с помощью горя. Тяжело заболеть по заказу он не мог, поэтому решил потеряться и отправился к своему другу Женьке, который умел хранить тайны и всех уверял: «Я — могила». Друзья так и называли Женьку — Могилой.

Чтобы родители начали тревожиться, рассказчик попросил Женьку звонить его родителям каждые пять минут и говорить, что он ещё не пришёл. Через час родители сходили с ума от тревоги за сына. Мучить их дальше рассказчик не захотел и побежал домой. Родители сидели в прихожей возле телефона и смотрели друг другу в глаза. Увидев сына живым и невредимым, они стали обнимать его, а потом и друг друга.

Это был самый счастливый день на зимних каникулах. А в сочинении мальчик написал о походе в Третьяковскую галерею, хотя был там полтора года назад.

Брифли существует благодаря рекламе:

Рецензии на книгу «Валькины друзья и паруса» Владислав Крапивин

Под звуки девятнадцати барабанов на восходе солнца, мокрого, исцарапанного, но счастливого, у специального для него разведенного костра, Валю Бегунова приняли в пионеры. Кто знает, когда бы это событие наступило в жизни Вальки, если бы не его отчаянное желание увидеть, как барабанщики встречают солнце. Потом была обычная жизнь мальчишки, мальчишки, что грезит морем и парусами — Валька не мог пройти даже мимо малышни, если те собирали во дворе корабль — он рисовал для них, а те потом по его схеме собирали, Андрюшка стоял у штурвала скрестив руки на животе и устремив взгляд в воображаемые синие дали. Как-то Андрюшка очень привязался к Вальке — восьмилетний малыш часто заходил к нему в гости, просил то схему города нарисовать, то корабля, то пиратский костюм для новогоднего карнавала, а однажды сам стал моделью — для задуманной Валькой картины — трехмачтовая каравелла в бушующем море, что опасно близко подошла к берегу, а на берегу на кнехте сидит мальчишка, застыв от изумления. Вот этого мальчишку и изображал Андрюшка. Потом Валька подарил ему все свои цветные стеклышки, сам уже не играет, а Андрюшке они нужнее — ему сигнальные огни для корабля мастерить, а потом и мозаичную площадь песчаного города. Вальке даже по носу пришлось врезать одному знакомому школьнику — владельцу новенького велосипеда, что без зазрения совести испробовал проходимость велосипеда на песчаном городке малышни. Валька даже похлопотал о том, чтобы Андрюшке было с кем ходить на каток — договорился с учительницей географии и ее младшим братом- четвероклассником. Одногодки — друзья у Вальки тоже были — Сашка, очень умный и увлекающийся астрономией. Он сам смастерил телескоп и мечтал открыть новую звезду. С Сашкой было очень интересно. Хотя больше всего Валя любил все же рисовать. Рисовал так, что не замечал прихода родителей и те старались не шуметь, зная, что сын увлечен любимым делом. Валя перестал участвовать в жизни школьного отряда — петь в хоре, участвовать в соревнованиях по сбору металлолома, однажды даже на свой любимый предмет — урок рисования забыл положить альбом в портфель, а взял свой, сокровенный. И обернулось это ни чем-нибудь, а скандалом, а потом и … исключением из пионеров. Но Валька не дал снять галстук, и ребята его поддержали. А Сашка сказал: «Запомни Валька, не барабаны и паруса тебя выручали, а настоящие ребята — твои одноклассники». От себя: В процессе чтения на меня нахлынуло негодование от неслыханной несправедливости, от утрирования событий до преступления, приведшему к исключению из пионеров такого удивительного мальчишки, от людей, которые вместо собственных увлечений тратили время на осуждение чужих поступков, а сами даже сути этих поступков не желали касаться, лишь внимая осуждению завуча. Очень живо вспомнились свои школьные годы, когда классный руководитель все время упрекала меня в эгоизме и настраивала против меня ребят, потому, что у меня на уме была только учеба и собственное увлечение спортом — до первых мест страны, тогда еще республики. И слава Богу, у меня не было голоса и меня не взяли в хор, а у многих моих волейболисток были большие проблемы уйти на тренировку. Но у классного руководителя была на первом месте общественная жизнь и … манипулирование оценками по собственному предмету. Спасибо директору школы, до которого дошла ситуация, и который был ярый приверженец спорта, он отстоял меня перед классной и запретил прессинг. С высоты прожитых лет и внимая словам Сашки, мне все-таки хочется сказать, чтобы всякая увлекающаяся личность умела хоть чуть-чуть находить время для класса, для общего дела, чтобы в последствии не настраивать против себя других, а наоборот, иметь сильную поддержку в лице коллектива. Это очень сложно, но необходимо. Крапивин — великая сила! P.s. Евгений Медведев выполнил иллюстрации к данной повести так, как будто это рисунки самого Вальки. Очень здорово получилось!

Путешествие к Белому Гиганту

Для карнавала вся семья сшила Альке костюм космонавта. Он думает, что у него одного такой замечательный костюм, но другие ребята тоже оказались одеты космонавтами.

Гуляя по школе после концерта ребята приходят в кабинет физики, где никогда ещё не были. Там они видят множество интересных вещей, особенно их привлекает висящий под потолком огромный сверкающий шар. Ребята решают поиграть в космический полёт. Один из мальчиков разрабатывает маршрут. Они полетят к Белому Гиганту, роль которого сыграет шар. Альку они выбирают капитаном. Во время игры что-то разбивается, ребята в страхе убегают, а Алька, как капитан, решает уйти последним.

Услышав в коридоре шаги учителя, Алька прячется. Учитель заглядывает в класс и, ничего не заметив, закрывает дверь на ключ. Алька боится, что его все забыли, и он теперь останется в классе до конца каникул, а он так хотел получить первый приз! Но ребята приходят за ним и приносят приз за костюмы — коробку с шоколадными зверьками. Мальчик, разраба­тывающий маршрут, открывает коробку и делит шоколад поровну между ребятами. Алька понимает, что сегодня этот мальчик был настоящим капитаном.

Глава 7. «Взрослый» вечер

Папа взял рассказчика на праздничный вечер, который устраивался в клинике. Папины сослуживцы удивлялись, что у него такой большой сын. Все посчитали, что рассказчик похож на отца, хотя мама, очень красивая женщина, думала, что сын похож на неё.

Бабушка часто говорила, что папу трудно назвать красавцем, но для мужчин внешность не имеет большого значения. В этом рассказчик убедился, глядя, как на вечере к папе по очереди подходят все женщины.

Когда началась торжественная часть, папу пригласили в президиум, и все громко зааплодировали. Папа прочёл доклад, и его похвалила сидящая возле рассказчика старушка со строгими глазами. Затем выступили бывшие больные, многих из которых вылечил папа.

Особенно выделялся огромный мужчина, которого все звали Андрюшей. Рассказчик слышал о нём от папы и знал, что тот поставил его на ноги. Андрюша рассказывал, что он работает и играет в хоккей только благодаря врачу, а папа тем временем спрятался за чью-то спину и постарался стать как можно незаметней.

Рассказчик был уверен, что многим не понравится, если его станут хвалить на школьном собрании, но тут все врачи, медсёстры и нянечки радовались за папу. Потом был концерт, за ним — танцы. Женщины приглашали папу танцевать, но он отнекивался, а рассказчик жалел, что мама и бабушка не видят всего этого.

Папа не стал отсылать сына домой раньше времени, и рассказчик вышел в гардероб вместе со всеми. Тут запыхавшийся мужчина в белом халате срочно позвал папу к больному, и тот попросил Андрюшу проводить сына домой.

Всю дорогу Андрюша радовался, глядя на украшенные к празднику улицы, «словно было время, когда он уже не надеялся их увидеть». У самого дома он сказал, что мальчик похож на отца, словно наградил. Рассказчик же подумал, что похож на папу только внешне, и очень трудно стать похожим на него по-настоящему, «ведь это не так легко — делать других счастливыми».

Книга: Валькины друзья и паруса — Владислав Крапивин

Б. Окуджава Я не случайно взяла эпиграфом строчки Булата Шалвовича из песни, написанной им к фильму 1961 года «Друг мой, Колька!..» Эти две вещи удивительно созвучны. И удивительно хороши. В литературном и кинематографическом наследии ушедшей советской Атлантиды существует немало таких замечательных книг и фильмов, окрашенных пионерской романтикой. И при том, что меньше всего не свете я хотела бы вырастить своего ребенка «юным ленинцем», я люблю и ценю эти произведения – от Гайдара и Кассиля до Крапивина и Сергея Иванова. Потому что пионеры, если отбросить политическую шелуху, нужны нашим детям. Нужны те установки дружбы, благородства, взаимовыручки, презрения к трусам и подлецам, которые они унаследовали от скаутов — лучшее, что они от них взяли. И в нынешних детских лагерях — в лучших из них — там эти традиции под другими названиями существуют: свечки (костры), кланы (отряды)… Они облекаются в иные слова, но внутренняя сущность — то самое хорошее, доброе, честное, благородное — оно же было и есть и, надеюсь, будет — это нужно для формирования личности ребенка.

«Валькины друзья и паруса» Владислава Крапивина — чудесная добрая, светлая книга

О том, как важно иметь мечту и не отступать от нее, как ценны настоящие друзья, которые в трудную минуту придут на помощь. В повести несколько сюжетных линий: взаимоотношения героя со сверстниками (одноклассниками и ребятами из пионерлагеря), с молодой веселой учительницей географии, а особое место занимает его дружба с предводителем малышей — первоклассником Андрюшкой

Причем, если сначала отношение со стороны пятиклассника Вальки было покровительственным и слегка снисходительным — он стал водиться с младшими ребятами как бы от скуки, то в какой-то момент приходит понимание, что они ему нужны ничуть не меньше, чем он им. И в финале книги именно необходимость позаботиться о попавшем в беду малыше помогает герою выйти из ступора — преодолеть собственный внутренний кризис. «Валька шевельнулся. Потому что в Андрюшкиных словах прозвучало то же требование немедленного подъёма. Ты сидишь, а у кого-то беда. Кровь идёт. Пусть у тебя хоть тысяча несчастий, но у кого-то — ещё одно. — Ну, Валька. Ну, пожалуйста, встань. Встань, Валька. Это так же обязательно, как восход солнца».

Лейтмотивом через всю повесть проходит прекрасный романтический образ барабанщиков, встречающих восход солнца. Именно они дали Вальке силы противостоять несправедливому требованию и не расстаться с пионерским галстуком, который был для него символом прекрасных моментов его отрочества. «Потому что были походы, когда Валька шёл по пояс в сыром папоротнике и стрелка компаса неуверенно рыскала по траве, а надо было искать дорогу и делать вид, что ты не устал. И появлялась дорога, и уходила усталость. Были игры, когда Валька врывался на вершину каменного холма, опрокидывая чужое знамя с намалёванной хвостатой кометой. И ещё было раннее утро июля, когда на рассвете барабанщики вновь собрались встречать солнце».

Те, у кого в детстве был свой веселый барабанщик, наверняка вырастут хорошими, честными и добрыми людьми.

Свернуть

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 12.09.2023 04:25 14 Саковский Роман.

Пожалуйста помогите!!Нужен коротки пересказ Генри «Вождь краснокожих» и Джанни Родари «Путешествие Г

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 03:50 13 Filipenko Marina.

Не большое впечатление книги Марка Твена:Приключения Тома Сойера

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 03:49 24 Гребенникова Ульяна.

Скажите, пожалуйста ,тему и идею рассказа «Республика «ШКИД» »

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 03:44 11 Мирча Феличиа.

Про что рассказ стрижонок скрип

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 03:36 30 Леонардыч Евгений.

Чему учит Басня Скажи срочно нужно

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 03:24 20 Ворфоломеева Виктория.

,Помогите написать танка на тему юности или детства…Помогите,срочно надо…

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 02:44 30 Стадольников Антон.

Сообщение о Кирилле и Мефодии

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 02:31 11 Доскина Диана.

АААААААА БЫСТРЕЕЕЕЙ НАДО    СОЧИНЕНИЕЕЕЕ!!!!!! чем мне нравится произведение приключение э

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 02:23 30 Мишакина Карина.

Сочинение на тему «Мир вокруг нас» Делать домашку надо очень бысто,помогите…:)

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 02:05 6 Barbq-Junior Андрюха.

Помогите умоляю срочно. номер 5 и 6. это из былины Илья Муромец и соловей разбойник

Ответов: 1

Как ваше здоровье?

Бабушка считала папу неудачником и постоянно приводила в пример его институтских товарищей, которые, как назло, все стали профессорами, главврачами и кандидатами наук. После бабушкиных речей всем становилось ясно, что папа — отстающий, и в квартире воцарялась грустная тишина.

Мама с упрёком говорила, что папины товарищи до сих пор приносят свои диссертации ему на проверку хотя и получают для их создания творческие отпуска, а сам папа уже три года не отдыхал. Хоть бы больничный взял на недельку…

Мамино желание исполнилось — папа заболел гриппом. Когда он взял больничный, незнакомые люди целыми днями звонили, взволновано спрашивали о его здоровье, предлагали купить любое лекарство, только бы папа быстрее выздоровел. Маму радовали эти звонки, а бабушку удивляли — они обе не ожидали, что стольких людей волнует папино здоровье. Рассказчик начал звать их к телефону, чтобы они сами всё услышали.

У папы не было высокой температуры, но однажды рассказчик целый день всем говорил, что лоб у него горячий, а градусник разбился. Вечером незнакомые люди принесли три градусника.

Бабушка, наконец, признала, что Потапову далеко до папы, который спасает человеческие жизни. Рассказчик думал о вирусах гриппа с нежностью и твёрдо решил заболеть, если его станут недооценивать.

Реклама:

«Валькины друзья и паруса» Крапивина за 5 минут

Каждый год, в начале каждой смены, в пионерский лагерь прибывает отряд барабанщиков, который встречает солнце весёлой барабанной дробью. Валька Бегунов, который ещё не стал пионером, вместе с барабанщиками встречает рассвет. Барабан одного из барабанщиков падает с обрыва в реку, и Валька прыгает в воду, чтоб его достать. На утренней линейке отряд барабанщиков принимает Вальку в пионеры.

Новый учебный год Валька начинает в другой школе. Перед началом учебного года мальчик вместе с малышами строит во дворе город из песка. Витька Волощук на велосипеде разрушает его. Несмотря на то что Витька старше, а Валька не умеет драться, он вступает в бой и побеждает. Теперь хулигана не боятся, и малыши уверены, что Валька их защитит.

Один из малышей, Андрюшка, узнаёт Валькин секрет: мальчик рисует, особенно ему нравится рисовать парусники. Мальчик боится, что, узнав об этом увлечении, его не поймут, высмеют, поэтому прячет ото всех свой альбом с рисунками. Однажды учительница географии Оксана Николаевна заинтересовывается его увлечением парусниками.

Одноклассник Сашка случайно видит Валькин альбом и находит рисунки замечательными. В ответ Сашка открывает Вальке свою тайну: он собрал телескоп.

В выходной день назначен сбор металлолома. Валька отказывается прийти, несмотря на уговоры Сашки и то, что их класс может проиграть соревнование. Валька участвует наравне со всеми в общественных делах, но сбор металлолома и посещение школьного хора он считает ерундой.

Классный вожатый сообщает, что из-за плохой погоды сбор металлолома отменяется, но после уроков совет дружины будет обсуждать подготовку к встрече Нового года.

На уроке рисования Валька вынимает из портфеля альбом и видит, что вместо школьного он принёс свой, с кораблями. Мальчик прячет его обратно и говорит, что забыл альбом дома. Учитель рисования Юрий Ефимович видит альбом и забирает его. Он согласен не смотреть рисунки, но требует у Вальки дневник. Дневника тоже нет, и учитель пишет записку Валькиным родителям, чтоб те пришли в школу. Сашка берётся её передать. Валька на весь класс называет его предателем. Учитель выгоняет его из класса.

Вернувшись после звонка в класс, Валька видит, как его одноклассница Зинка Лагутина листает альбом, который учитель оставил на своём столе, и силой его забирает.

Завуч Анна Борисовна входит в класс и видит зарёванную Зинку. Она спрашивает, в чём дело, и Валька ей грубит. После уроков Анна Борисовна устраивает классное собрание, на котором отчитывает Вальку: на сборы металлолома не является, учителям грубит. Некоторые ребята пытаются защитить Вальку, но Анна Борисовна их не слушает.

Вечером Валька приходит на заседание совета дружины, где помимо встречи Нового года будут разбирать его поведение. В совете дружины он знает только Зинку и Олега Ракитина, бывшего одноклассника. Ракитин пытается защитить Вальку, обвиняя Зинку, но Анна Борисовна снова не хочет слушать и выставляет Вальку хулиганом. Председатель собрания предлагает исключить Вальку из пионеров. Вожатый это предложение поддерживает. Только самый маленький член совета, четвероклассник Серёжа, голосует против. Валька вспоминает, как его принимали в пионеры под грохот барабанов. Присутствующие на совете требуют, чтоб Валька снял галстук, но он выбегает из комнаты и видит, как под дверью стоят его друзья-одноклассники. Валька понимает, что этим побегом признаёт свою вину, но всё равно убегает, сжимая галстук.

За помощью Валька приходит к учительнице географии Оксане Николаевне. Её младший брат, тот самый Серёжа, который отказался голосовать, открывает Вальке дверь и говорит, что Оксаны Николаевны нет дома. Валька отказывается её подождать, ему становится стыдно, что он пришёл жаловаться.

Возле дома Вальку зовёт Андрюшка. Один из малышей разбил губу, и ему нужна помощь. Чтоб малыша не ругали дома, Валька приводит его к себе и останавливает кровь.

К Вальке приходит Сашка. Он взялся передать записку, чтоб не вызвался никто другой. На улице к Сашке подошёл Юрий Ефимович и записку забрал. Сашка рассказывает Вальке, что одноклассники заступились за него перед вожатым. На прощание мальчики пожимают друг другу руки.

На улице Валька находит обрывок записки Юрия Ефимовича. Андрюшка предлагает ему нарисовать корабль, чтоб его было легче строить, и быть у малышей капитаном. Валька обещает и, несмотря на душевную боль, даёт честное пионерское. А дома его ждёт альбом с незаконченным рисунком, его радостная звёздочка, которая светит впереди.

Предыдущая

ПересказыКраткое содержание романа А. Кристи «Нелепый домишко»

Следующая

ПересказыКраткое содержание повести Манна «Тристан»

Зелёная Грива

Семилетний Алька живёт в новом городе, построенном на месте деревни. Возле города находится большой овраг, в котором растут одуванчики. Один раз соседская девочка решила поиграться с Алькой и засунула ему в рот одуванчики. Алька ударил её, за что был наказан старшей сестрой Мариной.

Больше всего Алька любит одну берёзу, которую называет Зелёной Гривой. Он садится на изгиб её ствола, и ему кажется, что он сказочный великан на лошади. Но Марина прерывает мечты, строго окликает его и зовёт домой.

Однажды возле берёзы появляется рабочий и говорит, что на этом месте будет стройка, и берёзу срубят. Испуганному Альке рабочий обещает найти другое место для строительства. За это Алька должен перенести на другой берег реки его рейку, да поживей. Чтобы успеть, Алька идёт в обход и из последних сил тащит тяжёлую ношу. Увидев Альку, начальник рабочего возмущается и успокаивает мальчика: рубить берёзу не собирались. Он с удовольствием возьмёт Альку на работу вместо рабочего-дармоеда, пусть только мальчик подрастёт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: