Вадим (вадим новгородский княжнин)

Вадим новгородский — я. б. княжнин

Мы изучаем — Вадим Новгородский — краткое содержание трагедии Княжнина. Подсказки школьнику

Однажды некогда свободный город под названием Новгород попадает под власть некоего тирана по имени Рурик. Вадим, вернувшись в город с похода, входит в курс дела. Он был в полном недоумении. Герой решил умолчать о своем возвращении. Пренест и Вигор не могли объяснить, в чем причина. После такого, как самый старый человек в городе похоронил всех своих детей, он принял решение призвать чужого человека к власти. Им был Рурик.

Вадим никак не может понять, почему ко власти прорвался этот человек. Ведь раньше Рурик сам просил у него защиты, чтобы его укрыли именно здесь. У Вадима есть дочь. Он дает обещание, что выдаст замуж свою дочь за того, кто сможет изгнать тирана из родного города. Тут же появляется два кандидата по имени Вигор и Пренест. Вадим оценивает двух воинов, но Вигор не приятен ему. По этой причине он отсылает его в поход. Пренест же остается, и герой обещает ему в награду женитьбу на его дочери.

Ситуация еще более запутанная. Рамида, дочь Вадима рассказывает своей подруге интересную историю. Оказывается, девушка так влюбилась в Рурика, что ей даже трон не важен. Рамида прекрасно понимает, что отец вряд ли примет ее избранника, но не перестает надеяться на лучшее. Рурик приходит к Рамиде и сообщает о том, что ее отец в городе. Рурик же не уверен в глубине чувств девушки, но она умело убеждает парня в серьезности своих намерений.

Рамида начала разговор с отцом и вскоре поведала ему о чувствах к Рурику. Вадим шокирован этим известием и быстро отказывается от своего ребенка. Вадим уточняет у своего подчиненного по имени Пренест о готовности восстания. Он убеждает парня в том, что в любом случае его дочь перейдет к нему. Независимо от того, хочет она того или нет. Девушка обязана подчиниться отцу.

Вигор узнал правду. Он очень недоволен сложившийся ситуацией. Теперь он готовит месть Вадиму и Пренесту. Рамида начинает избегать своего возлюбленного, они уже должны начать подготовку к браку. Девушка ничего не подозревает о планах отца. Селена просит девушку поведать обо всем возлюбленному, но та говорит, что скорее умрет, чем это сделает. Рурик делится своими переживаниями с наперсником по имени Извед. Он не может понять причину перемены настроения возлюбленной. После чего просит Изведа убить его. Однако, подчиненный решает узнать истинную причину такого поведения.

Рурик узнал правду о замысле Вадима и после этого разругался с Пренестом. Он обвиняет его и Вадима в попытке завладеть властью. Пренест же утверждает, что их ничто не остановит, даже смерть. Принест уверен, что к этому приложил руку Вигор. Но позже общаясь с ним, узнает о том, что он не имеет к этому отношения.

Рамида идет к Рурику и говорит ему о том, что отец хочет выдать ее замуж за нелюбимого человека. Рурик же хочет решить эту проблему посредством меча.

Рурик и Вадим устраивают бой. Рамида не могла это видеть. Наконец-то бой окончен, девушка увидела только недовольное лицо отца. Рурик смиловался над ним и решил оставить его в живых. Рурик позволяет народу самому сделать выбор. Он хочет, чтобы народ сам избрал своего правителя. Народ встал на колени перед Руриком, тем самым подтверждая согласие с его властью. Рурик хочет помериться с Вадимом, но тот не собирается останавливаться и снова требует меч. Рамида выполняет свое обещание и закалывает себя, позже тоже делает и ее отец. Рурик называет произошедшее событие несправедливым. Правителю не нужна жизнь без любимой. Он злится на богов.

Все сочинения

„Вадим Новгородски” Княжнина как образец русской политической трагедии

Трагедии Якова Борисовича Княжнина стали ярким воплощением просвятительские и граждаские идеи в драматургии классицизма.

Княжнин вошел в историю русской общественной мысли и литературе как автор первой русской политической трагедии „Вадим Новгородский”. Говоря о других произведениях Княжнина, В. Г. Белинский назвал его имя среди писателей, благодаря которым русская литература положила „основание публичности и общественного мнения, была проводником в общество всех человеческих идей”. Написать трагедию и выступить против основных пороков современного ему общества мог лишь писатель, стоявший на передовых общественных позициях. Таким писателем и был Яков Борисович Княжнин, один из выдающихся деятелей русского Просвещения XVIII века. В отличии от традиционных классицистких убеждений о величии Просвященного монарха, у Княжнина уже появляется и республиканская идея.Он открыто выступает против самодержавия.

Издание „Вадим Новгородски” было сожжено по приказу Екатерины Второй и больше ста двадцати лет находилось под запретом. Причина этой несправедливости оказались республиканские убеждения Княжнина, которые он смело вырожает в его политической трагедии.Пьеса „Вадим Новгородски” 1789 г. является ответом исторической хроники Екатериной Второй – „Историческое представление из жизни Рурика”.Императрице казалось, что этот текст своего рода угроза ее правления и принципа самодержавия.

„Вадим Новгородски” Княжнина своеобразный образец жанра политической трагедии.Он соблюдает не только все требования жанра, а и правила классицизма, которые уже утвердил Буало.В тексте Екатерины не все классицисткие правила соблюдаются.Таким образом трагедия Княжнина более подходящяя для образца будущих направлений в русской литературе.”Вадим Новгородски” оказывает сильное воздействие на романтическую и сентименталистскую литературу.Характерный сюжет о „Новгородской вольности” часто встречается и у других авторов, которые последовали пример Екатерины и Княжнина.

„Замысел „Вадима” во многом был обусловлен полемическими задачами”1.Екатерина ІІ оказалась опонентом Княжнина. Ее драматическое произведение под названием „Историческое представление из жизни Рурика”(1786) написано на основе летописного предания 863 г. о расправе Рурика с восставшими против него новгородцами.По мнению Екатерины в России должна быть самодержавная власть.Всякое другое правление было бы вредно и разорительно.Таким образом исключалась мысль о возможности в России республиканского правления.Образ Рурика в пьесе Екатерины в полном согласии с этими принципами.Рурик мудрый и справедливый правитель, которому новгородцы добровольно вручают княжескую власть.Вадим является двоюродным братом Рурика.Он решает посредством мятежа захватить княжеский престол.Вадим потерпел поражение раскаялся и благодарил своего противника за помилование.”Историческое представление из жизни Рурика” заканчивается полным апофеозом законного монархического правления.

Публикувано от: Алекси Димитров

Гостомысл и три его дочери

Старейшина-правитель ильменских словен по имени Гостомысл,о котором упоминают поздние списки русских летописей, скончался в 860-м году. Западные источники имя Гостомысла упоминают, правда, назван был он князем у венедов — западных славян. Русские летописи его именуют мудрым и храбрым старейшиной Новгорода. Правда, археологические раскопки существования Новгорода подтверждают только с 930-го года.

Но заселены места были давно, так что могло существовать рядом и более древнее городище. А близ Великого Новгорода есть местечко, именуемое холм Гостомысла (село Волотово). Вероятно, это захоронение легендарного старейшины.

Холм Гостомысла

У Гостомысла было четверо сыновей и три дочери. Сыновья скончались при жизни отца и потомства не оставили. А три дочери в положенный срок были отданы замуж за варяжских князей, родили детей.

Из всех имен дочерей легендарного правителя Новгорода до нас дошло лишь одно имя — Умила. Именно она, согласно легенде, родила Рюрика, Трувора и Синеуса.

Оценки[ | ]

Татищев, комментируя данные повествования и ссылаясь на текст сомнительной Иоакимовской летописи пишет:

Никоновская летопись имеется большое число дополнений к древнейшей части «Повести временных лет», источники которых не установлены. При подготовке Никоновской летописи составитель использовал летописные своды, восходящие к новгородскому летописанию. Однако значительная часть оригинальных сведений по древнейшей истории, не имеет параллелей в сохранившихся летописях. Предполагается, что составитель Никоновской летописи во многих местах стремился пояснить и прояснить используемый им текст и вводил мотивировки действий, дополнял действие возможными в данных условиях обстоятельствами, а также мог приукрашивать сухие сообщения. По этим причинам в исторической литературе преобладает скептическое восприятие оригинальных сведений этой летописи. Среди этих оригинальных известий находится и рассказ о Вадиме.

Многие русские историки считали сказание о Вадиме вымышленным. По мнению историка С. М. Соловьёва, лучше всего оно объясняется рассказом летописи о неудовольствии новгородцев варягами, нанятыми князем Ярославом, об убийстве последних и о княжеской мести убийцам. Тот же учёный, по-видимому, склонен объяснить имя Вадима словом «водим», что в областных наречиях означает «коновод», «передовой», «проводник». Восстание не могло произойти в Новгороде в летописном 864 году, так как по археологическим свидетельствам в то время Новгорода ещё не существовало. Однако существовала Ладога, где Рюрик начал своё княжение в 862 году.

По мнению академика Б. А. Рыбакова, составитель Никоновской летописи вернулся к Несторовой редакции «Повести временных лет», которая, по мнению исследователя, имела антиваряжскую направленность и содержала подробный рассказ о борьбе новгородцев против Рюрика и его скандинавской дружины. Создатели второй и третьей редакций «Повести временных лет», по заказу Мстислава Владимировича проводили проскандинавскую тенденцию и опустили все подробности, свидетельствующие не в пользу Рюрика. Достоверным рассказ о Вадиме считали также А. Н. Кирпичников, И. В. Дубов и Г. С. Лебедев.

Согласно Е. А. Мельниковой, достоверность этого сюжета не поддаётся верификации. Составитель Никоновской летописи мог стремиться продемонстрировать исконно присущую новгородцам склонность к неповиновению власти. Этот сюжет, предположительно, перекликается с характеристикой новгородцев, «звериного обычая и нрава» которых, согласно Никоновской летописи, испугались варяги.

В «Повести временных лет» и Никоновской летописи рассказывается, что часть руси покинула Рюрика и обосновалась в Киеве, где утвердились летописные русские князья Аскольд и Дир. Татищев писал: «В сии времяна словяне бежали от Рюрика из Новагорода в Киев, зане убил Вадима храброго князя словенского»

. Все описываемые летописями события укладываются в промежуток между 860 и 867 годами. В этот же период, археологами отмечена закладка монетных кладов на севере Руси, что говорит о нестабильной для торговли обстановке и смене власти.

По мнению ряда исследователей, имя Вадим имеет неславянское происхождение, и появилось на Руси лишь с распространением христианства, войдя в обиход из святцев (святой Вадим Персидский).

Легенда[ | ]

«Восстал род на род». Николай Рерих, 1897 В наиболее ранней известной русской летописи «Повесть временных лет» начала XII века имя Вадима не упоминается. В некоторых поздних летописных сборниках XVI века, включая Никоновскую летопись, появляется предание о смуте в Новгороде, возникшей вскоре после призвания варягов в 862 году. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими «советниками» (сторонниками). Согласно Никоновской летописи, многие новгородские мужи бежали в Киев. В изложении В. Н. Татищева Вадимом был местный словенский князь.

Согласно Никоновской летописи XVI века под 864 годом:

Въ лето 6372… Того же лѣта оскорбишася Новгородци, глаголюще: „яко быти намъ рабомъ, и много зла всячески пострадати отъ Рюрика и отъ рода его“. Того же лѣта уби Рюрикъ Вадима храбраго, и иныхъ многихъ изби Новогородцевъ съветниковъ его… В лѣто 6375… Того же лѣта избѣжаша отъ Рюрика изъ Новагорода въ Кiевъ много Новогородцкыхъ мужей.

trounin.ru

Чернеет жизнь, когда бушует чернь: всё умирает. Меняются порядки — каждый это знает. Приходит новое, неся благое будто в грозный час. Но среди мёртвых живыми не считают нас. Завоют волки пред рассветом, прогоняя тишину, и вторгнется беда в страну. И зазвонит набат, как будут биться братья, в чьих жилах кровь, достойная проклятья. Но чернь молчит, устав взирать на битву сильных, смысла ибо нет. И кажется, что не минуло кровью обагрённых тысяч лет.

Когда-то Рюрик правил Русью, он Новгородом владел, и его владениями Вадим владеть захотел. Почему? О том у Княжнина мнение своё есть. Любовь всему виною, а могла быть и месть. Забудем хронику, не станем о призвании варягов вспоминать. Зачем оно, когда иное надо знать. Имелась у Вадима дочь, красы такой, что не заметишь жажды в зной. Пленила сердце князя, завладев его душой. Рюрик покорился, не мысля для себя девушки иной. Осталось уговорить Вадима согласиться дочь отдать, дабы мер суровых постараться избежать. Что хроники гласят? Восстал Вадим на Рюрика без объяснения причин. Княжнин нашёл решение: таков зачин.

Что дальше было? О том драматургам известно. Им такое должно быть, разумеется, лестно. Ежели задуматься, человек не так уж многогранен, никогда не бывает он непонятен и странен. Разве не станет Рюрик своего добиваться? От Вадима он не отступит. Пыл его жаркий ярче разгорится, никто его не остудит. Станет пылать, набирая силу с каждым сказанным словом, пока не завладеет долгожданным уловом. Рыбку поймает, ей насладится, но об этом не пишут, такому в действительности не сбыться. Потому Княжнин предполагать может действие любое, но всегда неизменно банально простое.

Может зритель хотел увидеть раскрытие противоречий двух людей? Будут выяснять они иначе, кто же из них двоих сильней. Вроде оба внука Гостомысла, братьями допустимо назвать. Так отчего им теперь враждовать? Рюрик — старший в роду, поэтому князь. Вадим — на ветвях древа того младшая вязь. Мир не возьмёт, причину вражде надо искать, как же дочь у соперника не отнять? Глубоко залёг в повествовании мотив, найдёшь его, шелуху лишь авторскую смыв. Для красного словца о любви Княжнин написал, вдумчивому читателю на другое тем указал. За власть сойдутся мужи, стремясь друг друга убить, каждый сам поймёт причины должного быть.

И что же Яков, смел ли он дать весть о трагедии сей? Не побоялся ли звона цепей? И не за такие сюжеты в Сибирь ссылали, о чём все тогда прекрасно знали. Опасно при монархии о монархах криво говорить, всегда можешь бед себе нажить. Может к добру, а может всё шло к результату плохому, молния прежде сверкала над головой Княжнина, быть значит и грому. Малый срок впереди, пусть трагедия сия отлежится, лучшее обязательно когда-нибудь случится. Да известно потомку, как в сложное время противоречия утяжеляют общее бремя. Не против власти выступал Яков тогда, только трактуют писателей труд иначе всегда.

Во Франции буря, она повторяет бывшее раньше. Знакомая поколениям Княжнина много старше. Имелись свои примеры в России из седой старины, о том черпать информацию из народной молвы. Известно ведь, как народ власть над собою выбирал, никому без разрешения собой управлять не давал. Но вот Рюрик у власти, конец смиренью настал, один Вадим ему на то указал. И пал Вадим, может и по причине такой, что не уступил Рюрику он дочери родной.

Дополнительные метки: княжнин вадим новгородский критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Yakov Knyazhnin Vadim the Bold analysis, review, book, content, Vadim of Novgorod, Vadim Novgorogsky

Это тоже может вас заинтересовать: — Перечень критических статей на тему творчества Якова Княжнина

Выбор деда

Логично, коли нет наследников-сыновей, пусть власть наследуют внуки. В древности и в средние века повсеместно действовало право первородства, право старшинства. Власть на Руси передавалась, согласно заимствованному в Византии, лествичному праву, то есть: сначала княжили дяди по очереди, затем их дети и тоже по очереди.

Сын старшего дяди имел первую очередь править и не допускалось, чтобы прежде взошел на княжение сын среднего или младшего дяди. Не дошла очередь? Что ж, судьба!

Вот Гостомысл и повелел призвать править Русью внуков. Сыновей дочери Умилы. Но ведь она была средней дочкой! А по правилу надлежало отдать предпочтение сыновьям старшей сестры Умилы, тем более, что как свидетельствуют некоторые источники, они у первой «Гостомысловны» имелись.

И тут в дело вмешался пророческий дедов сон: из чрева средней дочери Умилы старику привиделось выросшее раскидистое древо с мощными корнями и сильными ветвями. Для славян, веривших в духов и вещие сны — это был знак. Быть роду правителей от Умилы, сильному, крепкому, долгому. Так Рюрик с братьями приехал на Русь, принимать дедово наследство.

Популярные сегодня пересказы

  • Путаница — краткое содержание сказки Чуковского В сказке Корнея Чуковского Путаница повествуется о зверях лесных и домашних, лягушках и прочих, которым надоела их обычная жизнь и они решили ее изменить.
  • Трилогия о Кроше — краткое содержание книги Рыбакова В этой повести рассказывается о школьной практике, которую обязательно должны были проходить девятиклассники летом, на автобазе. Главный герой Крош, не обладал техническими навыками, их с другом определили в гараж
  • Крысолов — краткое содержание поэмы Цветаевой У Марины Цветаевой есть замечательное произведение «Крысолов». События происходят в милом городке Гаммельн. У города есть своя неповторимая и необычайная история. Жизнь здесь проходит тихо
  • Краткое содержание стиха Хорошие сапоги Заболоцкого Жил был в одной немецкой деревне сапожник. Он ловко и умело шил различную обувь. Любой заказ был ему по силам.

Примечания[ | ]

  1. 1234Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древняя Русь и Скандинавия : Избранные труды / под ред. Г. В. Глазыриной и Т. Н. Джаксон. М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. С. 211—214.
  2. Полное собрание русских летописей. СПб., 1862. Т. 9. Никоновская летопись С. 9.
  3. Татищев В. Н. История Российская. Собрание сочинений: в 8 томах. — М.: Ладомир, 1994. — Т. 1. — С. 116. — ISBN 5-86218-159-8.
  4. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М., 1982. С. 306—313.
  5. Славяне и скандинавы / Пер. с нем. М., 1986. С. 194.
  6. Татищев В. Н. История Российская. Собрание сочинений: в 8 томах. — М.: Ладомир, 1995. — Т. 2. — С. 34. — ISBN 5-86218-160-1.
  7. Никонов В. А. Ищем имя. М. : Советская Россия, 1988. С. 101.
  8. Шапошников А. К. Загадочные ориентальные имена в церковно-славянской традиции: Вадим.
  9. Сочинения Императрицы Екатерины II. Т. 2. С. 254—256.

Старший внук

В «Повести временных лет» имя старшего внука Гостомысла Вадима Храброго не упоминается. Но более поздние источники рассказывают о смуте, которая случилась в Новгороде вскоре после призвания варягов Рюрика.

Нестор-летописец называет имя смутьяна, который поднял восстание против слишком жестких методов правленияРюрика

— Водим, от слова «водить», предводительствовать (Вадим Храбрый, как называют его более близкие к нам по времени историки). Нестор именует Вадима славянским князем. Но почему? Если у славян есть свой князь, зачем призван Рюрик? Василий Татищев, основываясь на Иоакимовской летописи предполагает, что Вадим был никем иным, как старшим внуком Гостомысла, сыном его старшей дочери.

Тогда все становится на свои места: Вадим имеет прав больше, чем Рюрик и он с оружием в руках пытается отстоять свою власть у узурпатора-кузена. И его многие поддержали, встав на защиту утраченной вольницы.

Храбрости Вадиму хватало, но не достало силы или хитрости: в 864-м году Рюрик одержал победу и устранил соперника.

Образ в русской литературной традиции

Предание о Вадиме привлекало внимание многих русских писателей. Екатерина II выводит Вадима в своём драматическом произведении: «Историческое представление из жизни Рюрика»

Вадим в этой пьесе является эпизодическим героем, двоюродным братом мудрого Рюрика, но с лёгкой руки просвещённой императрицы началась бурная жизнь Вадима Храброго в русской литературе. Сама Екатерина в письме 1795 года написала: «Никто не обратил внимания на эту вещь, и она играна никогда не была… Я не посмела поместить свои умозаключения относительно Рурика в „Историю“, так как они основывались только на нескольких словах из летописи Нестора и из „Истории Швеции“ Далена, но, познакомившись тогда с Шекспиром, я в 1786 году придумала воплотить их в драматическую форму»

.

Яков Княжнин написал трагедию «Вадим Новгородский», которую решено было, по приговору Сената, сжечь публично «за дерзкие против самодержавной власти выражения» (приказ, впрочем, не был приведён в исполнение). Александр Пушкин, ещё будучи юношей, дважды принимался за обработку того же сюжета. Михаила Лермонтова также одно время интересовала личность и печальная судьба легендарного новгородского героя.

Вадим фигурирует в исторических произведениях Марии Семёновой. В романе «Меч мёртвых» конфликт Вадима и Рюрика — основа сюжета. В повести «Пелко и волки» главный герой, карел Пелко, служит в дружине Вадима во время его конфликта с Рюриком. Образ Вадима противопоставляется Рюрику, но герои отзываются о нём положительно: «Храбрый был князь и враг честный, нечем помянуть его, кроме доброго слова»

Популярные сегодня пересказы

  • Соловей — краткое содержание сказки Андерсена История, о которой пойдёт речь, случилось очень давно в Китае. В ту пору император этой страны жил в прекрасном дворце, сооружённом из фарфора. А окружал дворец большой сад со множеством цветов
  • Ледяной дом — краткое содержание романа Лажечникова 18 век. Правит императрица Анна Иоанновна. Негласно от ее лица государством управляет фаворит — Бирон, который жаждет получить всю полноту власти. Но он сталкивается с соперником в лице патриота Артемия Волынского
  • История Пугачёва — краткое содержание произведения Пушкина В этом историческом произведении Пушкин, с его слов, собрал все сведения о Пугачеве, которые были обнародованы правительством. Также писатель использовал труды зарубежных писателей, в достоверности которых был уверен
  • Шпиль — краткое содержание романа Голдинга Средневековая Англия, Джослину, настоятелю собора Пречистой Девы Марии было видение достроить шпиль собора, который остался только в проекте. Фундамент отсутствует, но настоятель верит в чудо.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: