Краткое содержание чехов три сестры для читательского дневника

Чехов «Три сестры» очень краткое содержание

Краткое содержание Три сестры Чехов для читательского дневника:

Начинается пьеса солнечным днем, сестры ждут гостей. Все на эмоциональном подъеме, Все верят в светлое будущее, надеются на лучшее. Кроме того, семья собирается переехать в Москву, а там новые светлые перспективы.

Но их привычная жизнь будто не пускает их. Уже к середине пьесы меняется и настроение героев, и даже сама обстановка, отражая их эмоциональное состояние. Плохая погода, вечер, пожар, люди вокруг в ужасе… Сами герои страдают. Все недовольны своим положением.

Недовольство усиливается тем, что их прекрасные мечты слишком контрастируют с ужасной реальностью. Работа Ирины оказывается механической и неинтересной, другую найти невозможно, от учебы постоянно болит голова. Семейная жизнь Марии становится невыносимой, её муж, его друзья вызывают в ней отвращение.

У сестер ощущение, что жизнь их ушла куда-то, выход они, как многие люди, видят в переезде. Смена места жительства, новые знакомства и возможности… И конечно, они всё ещё стремятся в столицу. Даже их брат (мужчина) рыдает, оплакивая свои надежды, мол, три года назад женился и думал, что будет счастлив, но ошибся.

Дальше приходит осень, всё становится ещё более печальным. Кроме того, артиллерийскую бригаду, которая хоть немного скрашивала своим обществом жизнь сестер, переводят куда-то за границу. Героям приходится бороться ещё и со страшной скукой – с тоской.

Марии приходится расстаться со своим возлюбленным, который должен уехать с бригадой. В отчаянии Маша называет всю свою жизнь «неудачной». Старшая Ольга возглавляет гимназию и понимает, что с мечтой о Москве нужно распрощаться.

Поняв эти настроения, Ирина принимает предложение пожилого барона, готовится стать его женой. Но и эта нить обрывается, ведь барона её поклонник убивает на дуэли. Брат Андрей, который хотел было уйти от опостылевшей жены, не может этого сделать… из-за душевной слабости. Не жизнь героев, а они сами становятся серыми, не пройдя испытаний судьбы.

Краткое содержание

Ознакомление с кратким содержанием избавит от необходимости читать пьесу полностью и поможет понять ее смысл. «Три сестры» Чехова разворачивают свое действие в губернском городе (в котором современники без труда узнавали описание Перми), доме семьи Прозоровых.

Младшей из сестер, Ирине, исполняется 20 лет. Именно поэтому ждут гостей, накрывают столы в зале. Сама девушка испытывает небывалый душевный подъем, но не может понять, в чем его причина. Ей кажется, будто она летит под парусами по бескрайней небесной глади, а рядом с ней парят в свободном полете крупные белые птицы.

Известно, что осенью семейство Прозоровых планирует переезжать в Москву. У девушек есть брат, Андрей, собирающийся поступать в университет, причем в том, что это завершится успехом, уверены все сестры. Юноша непременно получит образование и станет профессором.

Муж Маши, второй сестры, по фамилии Кулыгин, также испытывает общее настроение радости. Счастлив и Чебутыкин, врач-медик, некогда бывший влюбленным в мать девушек. Ожидает светлого будущего и поручик Тузенбах, оптимистично настроен Вершинин.

Развитие сюжета

Однако во втором действии все меняется. Каждого из ключевых героев произведения ожидает разочарование, крушение надежд:

  • Андрей, в мечтах видящий себя московским профессором, находит мало интересного в скромной должности земского секретаря. Он страдает от одиночества, ощущает себя чужим, никому не нужным.
  • Маша разочаровывается в супруге. Он оказался всего-навсего обычным учителем, а не мудрым ученым, каким представлялся ей изначально. Да и круг его друзей довольно скучен и прозаичен.
  • Ирина недовольна своей службой на телеграфе. Девушка понимает, что эта должность — отнюдь не то, о чем она грезила.

Разочарованной приезжает из гимназии Ольга. Общее настроение пессимизма передается и Вершинину, который продолжает рассуждать о счастье, но в его словах явственно звучит упаднический дух.

Даже Чебутыкин, славящийся своими каламбурами, начинает страдать от внутренней боли, раздумывать об одиночестве, которое именует «страшной штукой, но неизбежной». Очаровательная скромница Наташа на деле оказывается мещанкой, стремящейся занять в доме лидирующую позицию. Она выпроваживает гостей, чем вызывает негодование Маши.

Действие третье

Последующее развитие событий отделяет от описанного ранее срок три года. Если в первом действии перед читателем солнечный полдень, то сейчас автор в ремарках указывает, что на дворе мрачно. Да и сами события счастливыми не назовешь — звуки набата говорят о том, что случился страшный пожар, окно дома Прозоровых окрашено в красный цвет от зарева, а само жилище наполняется людьми, спасающимися от страшной стихии.

Каждый из действующих лиц по-своему переживает обрушившуюся на них трагедию:

  • Ирина в отчаянии, до нее доходит мысль о том, что в Москву они с сестрами не уедут никогда, что жизнь проходит, будто песок сквозь пальцы, и ничего нельзя возвратить.
  • О своем будущем в тревоге задумывается и Маша. Цитата: «Как-то мы проживем нашу жизнь, что из нас будет?».
  • Андрей горько сожалеет о своем браке, который не принес ему ожидаемого счастья.
  • Горечь разочарования сразила и Тузенбаха, который осознал, что счастливая жизнь ему только мерещилась.
  • Чебутыкин от безысходности стал пить, плачет.

Кулыгин пытается убедить себя в том, что он доволен, повторяя это слово несколько раз, однако именно это и доказывает — каждый из персонажей сломлен, разочарован, раздавлен жизнью и несчастлив.

Завершающие сцены

Последнее действие рисует перед читателем или зрителем картину начинающейся осени. Маша, прогуливаясь по аллее, наблюдает за перелетными птицами. Артиллерийская бригада по переводу покидает город, офицеры прощаются с Прозоровыми, делают фото на память. Везде царят скука и тишина. Андрей уверен в том, что город в скором времени опустеет.

Маша рассталась с Вершининым, несмотря на то, что некогда испытывала к нему сильные чувства. Ольга стала начальницей гимназии и смирилась с тем, что переезд в Москву остался лишь в мечтах. Ирина, мучимая этой же мыслью, приняла предложение руки и сердца от Тузенбаха.

Она готова начать новую жизнь, именно поэтому чувствует желание работать. У нее словно выросли крылья.

Кажется, что история хотя бы одной из сестер завершится благополучно, но этому было сбыться не суждено. Соленый, поклонник Ирины, вызывает Тузенбаха на дуэль и убивает его.

«Три сестры»: новаторство Чехова-драматурга

Антона Павловича по праву считают одним из первых драматургов, которые начали двигаться в русле модернистского театра – театра абсурда, который полностью захватит подмостки в 20 веке и станет настоящей революцией драмы – антидрамой. Пьеса «Три сестры» не случайно была не понята современниками, ведь она уже содержала элементы нового направления. К ним относятся диалоги, обращенные в никуда (такое ощущения, что герои не слышат друг друга и говорят сами с собой), странные, ни к чему не относящиеся реплики-рефрены (в Москву), пассивность действия, экзистенциальная проблематика (безысходность, отчаяние, безверие, одиночество в толпе, бунт против мещанства, закончившийся мелкими уступками и, наконец, полным разочарованием в борьбе). Герои пьесы тоже не типичны для русской драмы: они бездеятельны, хоть и говорят о действии, они лишены тех ярких однозначных характеристик, которыми наделяли своих героев Грибоедов и Островский. Они – обычные люди, их поведение нарочито лишено театральности: все мы так же говорим, но не делаем, хотим, но не решаемся, понимаем, что не так, но не боимся изменить. Это настолько очевидные истины, что о них не часто говорили на сцене. Там любили показывать зрелищные конфликты, любовные коллизии, комические эффекты, но в новом театре этой обывательской зрелищности уже не было. Драматурги заговорили и осмелились критиковать, высмеивать те реалии, абсурдность и пошлость которых не разглашалась по взаимному молчаливому уговору, ведь почти все люди так живут, значит, это норма. Чехов победил в себе эти предрассудки и начал показывать на сцене жизнь без прикрас.

Этот писатель достиг высокого мастерства в изображении души человека. Вроде бы в пьесе ничего не происходит, кроме разговоров, но перед читателями и зрителями проносится целая жизнь. Пьесы А.П. Чехова стоит прочитать и не один раз, потому что с каждым новым прочтением открываются новые грани и новое понимание его творчества.

Популярные сегодня пересказы

  • Человек в футляре — краткое содержание рассказа Чехова Начинается рассказ с описания ночлега двух охотников: Чимша-Гималайского и Буркина. Буркин ведает Ивану Ивановичу один случай. Главный герой этого случая учитель в гимназии – Беликов, были они коллегами.
  • Рождество — краткое содержание рассказа Набокова Слепцов, придя вечером во флигель, сел на стул в тот угол, где никогда не сиживал. Его слуга беззвучно внес в комнату керосиновую лампу, надел на нее сверху розовый абажур и так же тихо удалился.
  • Телешов Николай Дмитриевич родился в Москве в купеческой семье. С детства он проявляет интерес к литературе, позже он знакомится с известным издателем Сытиным И.Д., который рассказывает ему все нюансы книгоиздания.
  • Лев и собачка — краткое содержание рассказа Толстого В лондонском зоопарке любой желающий мог посмотреть на диковинных зверей. Если у посетителя не было денег, то он должен был принести какое-либо домашнее животное. Например, собаку или кошку.

История появления

Пьеса в четырех действиях была написана Антоном Павловичем Чеховым в 1900 году. Первая публикация прошла на страницах журнала «Русская мысль» в 1901 году, тогда же она впервые появилась отдельным изданием. Известно, что произведение регулярно ставят на сцене уже более ста лет.

История создания пьесы «Три сестры» довольно проста. Чеховская драматургия, несмотря на традиционно ругаемое критиками отсутствие фабулы, пользовалась бешеным спросом и у театральных режиссеров, и у зрителей.

Каждый открывал в классических произведениях что-то свое, новый уникальный пласт. Полюбились такие произведения драматурга, как «Чайка», «Дядя Ваня», именно поэтому руководящий состав МХТ в 1900 году обратился к Чехову с просьбой написать еще одно драматическое произведение. Так мир увидели «Три сестры».

Драматург отмечал, что написание текста далось ему нелегко, однако в результате он справился, выпустив очередной шедевр, произведение на все времена, которое по сей день не сдает позиций. Интересно, что в литературоведении популярна легенда, согласно которой прототипами сестер Прозоровых стали девушки из Перми — сестры Оттилия, Маргарита и Эвелина Циммерман, открывшие первую в городе частную школу.

Короткий пересказ «Три сестры» Чехова

Действие пьесы происходит в губернском городе в семье Прозоровых. Семья Прозоровых состоит из трех сестер – Ольги, Маши и Ирины — и их брата Андрея. Старшей Ольге — 28 лет; младшей Ирине — 20 лет. Прозоровы родились и выросли в Москве обеспеченной дворянской семье, но уже 11 лет живут в провинции, куда их привез покойный отец.

Три сестры не чувствуют себя счастливыми и жалуются на то, что они слишком образованны для этого городка. Ирина и Ольга хотят вернуться в Москву. Маша вряд ли переедет в Москву, так как она замужем за местным учителем Кулыгиным. В доме Прозоровых часто бывают офицеры: барон Тузенбах, полковник Вершинин, штабс-капитан Соленый, врач Чебутыкин и др.

Старшая из сестер – Ольга работает учительницей в гимназии. Она не замужем. Младшая Ирина тоже не замужем. В нее безответно влюблены офицеры Тузенбах и Соленый. Ирина хочет работать: ей кажется, что труд сделает ее счастливой. Маша также недовольна своей жизнью и своим мужем Кулыгиным – добрым, но не очень умным человеком. Маша изменяет мужу с полковником Вершининым, который тоже женат.

Андрей Прозоров влюблен в местную девушку Наталью Ивановну. Он делает ей предложение и вскоре герои женятся, у них рождается сын и дочь. Скромная Наталья превращается во властную и грубоватую даму. Постепенно она ведет себя как главная хозяйка в доме. Это не нравится трем сестрам, которые тоже являются хозяйками общего дома. Андрей несчастлив с женой Наташей. Он чувствует себя одиноким и скучает по Москве. Андрей мечтает стать ученым и профессором в университете в Москве, однако в итоге устраивается на работу мелким чиновником.

Спустя 1–2 года Ирина устраивается работать на телеграфе. Однако эта “работа без поэзии” не делает ее счастливее. Ирина и Ольга по-прежнему мечтают переехать в Москву и планируют переезд, но на деле ничего не предпринимают. Ирина увольняется из телеграфа и устраивается работать в управу. При этом она презирает свою работу. Ирина соглашается выйти замуж за барона Тузенбаха, который давно за ней ухаживает. Девушка не любит Тузенбаха, но решает стать его женой, потому что тот – хороший человек.

Спустя еще 1–2 года Ольга становится начальницей гимназии. Она понимает, что ей с Ириной вряд ли удастся переехать в Москву. Тем временем Андрей увлекается игрой в карты и проигрывает много денег. Наталья изменяет ему с его начальником Протопоповым. Сам Андрей делает вид, что не замечает измен жены. Постепенно Андрей смирается с жизнью в провинции и больше не стремится стать профессором в Москве. Он считает свою жизнь и жизнь своих сестер неудачной.

Внезапно полковник Вершинин и другие офицеры покидают город, чтобы служить в другом месте. В итоге Прозоровы остаются без своего круга общения, который спасал их от тоски. Маша со слезами прощается со своим любовником Вершининым. Кулыгин знает об изменах Маши, но не упрекает ее и просто радуется отъезду Вершинина.

Ирина и барон Тузенбах собираются венчаться и вместе ехать работать на кирпичный завод. Накануне свадьбы у Тузенбаха случается конфликт с Соленым, который давно ведет себя вызывающе. Мужчины встречаются на дуэли, на которой погибает Тузенбах. Три сестры грустят и утешают друг друга. Они приходят к выводу, что все-таки жизнь не кончена и нужно жить дальше, несмотря ни на что.

Это интересно: Рассказ «Дама с собачкой» Чехов написал в 1898 году. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Дамы с собачкой» по главам для подготовки к уроку литературы, проверочной работе. В основу произведения легли автобиографические обстоятельства из жизни писателя – поездка в Ялту и встреча с его последней любовью О. Книппер.

Действие II

Прошел, по меньшей мере, год. Масленица. Восемь часов вечера. Наталья снует по темным комнатам в поиске огня. Она хлопочет о малютке-Бобике — ее с Андреем сыне. Ему нездоровится — бросает то в жар, то в холод. Наталья полагает, что лучше его переселить в комнату к Ирине — там тепло и сухо.

Появляется Ферапонт — ему поручено передать Андрею книгу с бумагами. Выясняется, что Андрей — секретарь земской управы, впрочем, он не очень рад своему положению, мечтая о собственной кафедре в Московском университете. Андрею некомфортно в обывательской простоте земства — она ему чужда. Ферапонт уходит.

Появляется Маша в компании Вершинина. Тот делится с ней неурядицами в семье: болеет дочь, бьется в истерике жена. Он благодарит ее за слушание, восхищается ее глазами. Его дифирамбы прерывают вошедшие — ужасно уставшая Ирина и Тузенбах, сопровождавший ее от телеграфа — нового места работы девушки. Ирина сокрушается своим положением: “Труд без поэзии, без мыслей”.

Выясняется, что Андрей давеча снова проигрался в карты, что непременно нужно скрыть от Наташи. Входит Чебутыкин, традиционно расчесывая бороду. Начинают раскладывать пасьянс, Вершинин философствует, снова о светлом будущем. Показываются Федотик и Родэ, начинается игра на гитаре. Вершинин и Тузенбах спорят: барон считает себя счастливым, Вершинин его осаждает. Федотик протягивает Ирине купленные карандаши — она с детской радостью принимает их.

Анфиса подает самовар, появляются Наташа и Соленый, который тут же выдает нелепицу, приводя девушку в недовольство. Вершинин получает записку о том, что его жена снова отравилась, и он направляется домой. Маша горячится из-за беспорядка на столе, Наташа делает замечание ее “грубым манерам”.

Тузенбах обращается к Соленому, они выпивают: барон таким образом пытается лишить их отношения неловкости, в очередной раз делится новостью о своей отставке с военной службы. Все ждут ряженных, чтобы поскорее их принять и позабыть о них.

Все прерывает Наташа — она входит, обращаясь к Чебутыкину: с Бобиком совсем плохо. Все начинают расходиться, Андрей решает не принимать ряженых, а раздосадованная этим Маша заявляет, что доктор нужен скорее не ребенку, а матери. Очевидно, что она недолюбливает Наташу.

В опустевшей гостиной появляются Чебутыкин и Андрей: они снова собираются в игорный дом, скрываясь от лишних глаз и покидая дом через кухню.

Появляется Ирина — она задумчива. За ней следует Соленый. Он спешит объясниться в любовных ей чувствах, но девушка не воспринимает всерьез слова, по ее убеждению, пустого и мерзкого человека. Неловкую сцену нарушает Наташа, заставившая своим появлением Соленого в смущении ретироваться. Она хочет договориться с Ириной насчёт комнаты, однако не получает вразумительного ответа.

К дому подъезжает Протопопов, предлагая Наталье прокатиться, на что та простодушно соглашается. С преподавательского совета возвращаются обессилевшие Ольга и Кулигин, с ними Вершинин, только что удостоверившийся в том, что с женой все в порядке. Он вместе с Кулигиным удаляется, не желая возвращаться домой, Ольга направляется спать, а утомленная бурным бытом Ирина лишь тоскует: “В Москву, в Москву, в Москву”. Этим заканчивается второе действие.

Действие IV

Прозоровский сад. Слухи оправдались, и артиллерийская бригада покидает город. На столе красуются осушенные бутылки шампанского: происходят проводы отбывающих Федотика и Родэ. Ирина, Кулыгин и Тузенбах подле них, Чебутыкин, пребывая в хорошем расположении духа, сидит, развалившись, в креслах. Все слёзно прощаются, и гости покидают дом.

Чебутыкин замечает, что с ним не попрощались, не не унывает, рассказывая, что намеревается коренным образом изменить свою жизнь в следующем году, снова приехав сюда. Дабы сберечь приподнятый тон, он подтрунивает над Кулыгиным, нелепо выглядящим без своих привычных усов.

А вот жизнь Ирины изменится совсем скоро: читатель узнает, что завтра что Тузенбах сделал ей предложение, завтра она венчается с ним и сразу же отправится на его кирпичный завод и устроится учителем в небольшой школе при нём.

Она рассказывает, как одиноко ей без Ольги, получившей должность начальницы гимназии и переехавшей туда насовсем.

Появляется Андрей с колясочкой, в ней дочка Софочка. Сетуя на шум, стоящий в доме, он обращается к Чебутыкину. От того он, вместе с читателем, узнает подробности произошедшего вчера около театра, следствием чего стало то, что Соленый вызвал Тузенбаха на дуэль. Маша волнуется за здоровье и жизнь нареченного супруга сестры. На что получает циничное “Одним бароном больше, одним меньше — не все ли равно?”. Выясняется также, что Чебутыкин будет присутствовать на дуэли в качестве лекаря.

Маше тяжело: она не может мириться с происходящим и не может укрыться в шумном доме и убегает в сад, дожидаясь Вершинина. Андрей признается, что ему будет одиноко быть лишь с женой детьми, поскольку та начинает ему казаться порой “удивительно пошлой”. Он устал от всего: бесконечно хлопочущей нервной жены, Ферапонта, подсовывающего бумаги на подпись.

Появляется Соленый с секундантами, за ним уходит Чебутыкин. Тут же начинает собираться и Тузенбах. Ирина не знает о назначенной дуэли, он торопливо изъясняется с ней, жалея о том, что она не питает к нему любви. Барон просит без пяти минут жену сварить ему кофе и удаляется.

Вершинин покидает город, их последняя с Машей встреча увенчалась продолжительным поцелуем и нескончаемым плачем девушки, отказывающейся мириться с вечной разлукой. Ольга заключает безутешную сестру в свои объятья, разделяя ее горе. Происходящему рад только Кулыгин, знающий о романе жены с Вершининым, который, к его счастью, подошел к бесповоротному завершению.

Раздается глухой выстрел вдали. Вскоре является Чебутыкин и сообщает Ольге, а затем Ирине и Маше, о смерти Тузенбаха на дуэли. Три сестры стоят, обнявшись — никто, кроме них, не знает о случившемся. Вокруг продолжается обычная жизнь: Андрей катает колясочку, Наташа занята Бобиком, Кулыгин ищет Машину шляпу и тальму, а их мир окончательно, с немым треском, обрушился. Этим заканчивается драма А.П. Чехова “Три сестры”.

Часть 4

Приближается осень. Артиллерийская бригада уходит из города — её переводят в другое место. Офицеры приходят попрощаться с Прозоровыми. Фотографируясь на память, все рассуждают, как теперь здесь станет тихо, спокойно и скучно.

Маша прощается с Вершининым, в которого страстно влюблена. Она считает свою жизнь неудачной и говорит, что ей ничего больше не нужно. Ольга становится начальницей гимназии и понимает, что никогда не попадёт в Москву.

Ирина также прощается с мечтами о столице и решает стать женой Тузенбаха. Девушка готовится к началу новой жизни, а Чебутыкин очень за неё рад. Кроме того, старик советует хоть куда-нибудь Андрею уйти из города: «Иди без оглядки. И чем дальше уйдёшь, тем лучше».

Но надеждам героев не суждено сбыться. Влюблённый в Ирину Солёный убивает на дуэли Тузенбаха. Девушка решает уехать из города и работать. А Андрею просто не хватает сил, чтобы поступить, как советовал Чебутыкин.

Второе действие

Эту часть отличают ноты проскальзывающего пессимизма. Проходит некоторое время после событий, описанных в первом действии. Наташа и Андрей уже женаты, у них есть сын Бобик. Женщина понемногу начинает прибирать к рукам весь дом.

Ирина поступает работать на телеграф. Приходит с работы уставшая и недовольная собственной жизнью. Тузенбах всячески пытается ее подбодрить, он встречает ее с работы и провожает домой. Андрей все больше разочаровывается в своей работе. Ему не нравится быть земским секретарем. Мужчина видит свое предназначение в научной деятельности. Прозоров ощущает себя чужим, говорит, что жена его не понимает, а сестры могут поднять на смех. Вершинин начинает оказывать знаки внимания Маше, которой все это доставляет удовольствие. Она жалуется на мужа, а Вершинин, в свою очередь, жалуется Маше на жену. Всех подробностей пьесы не в силах охватить краткое содержание. «Три сестры» Чехова — яркий образец классической литературы, достойный прочтения в оригинале.

Однажды вечером в доме заходит разговор о том, что будет через несколько сотен лет, в том числе затрагивается тема счастья. Выясняется, что каждый вкладывает в это понятие свой смысл. Маша видит счастье в вере, считает, что во всем должен быть смысл. Тузенбах и так счастлив. Вершинин говорит, что этого понятия не существует, что нужно беспрестанно работать. По его мнению, счастливы будут только следующие поколения. Дабы понять весь смысл этого разговора, не ограничивайтесь прочтением произведения «Три сестры» Чехова в кратком изложении.

В этот вечер ожидается праздник, ждут ряженых. Однако Наташа говорит, что Бобик болен, и все потихоньку расходятся. Соленый встречает Ирину в одиночестве и признается ей в своих чувствах. Однако девушка холодна и неприступна. Соленый уходит ни с чем. Приезжает Протопопов и зовет Наташу кататься на санях, она соглашается. У них зарождается роман.

Действие 2

Прошло время. Андрей и Наталья поженились, у них родился сын. Ирина устроилась работать на телеграф. Идут святки. Наталья жалуется Андрею, что Бобик не здоров. Наталье кажется, что в детской холодно, поэтому ребенок болеет. Она решает перевести его в комнату Ирины, ведь та все равно редко бывает дома.

Ферапонт приносит Андрею документы. Он, разговаривая с глухим стариком, делится с ним своими мечтами. Ему каждую ночь снится, что он профессор университета. В Москве ему было бы лучше. Здесь он чувствует себя одиноким.

В гостиную входят Маша и Вершинин. Они рассуждают о жизни. Александр Игнатьевич говорит о «возвышенном образе жизни» русских. Парадоксально то, что они не добиваются высот. Он восхищается Машей. Ему нравится в ней все, он любит ее.

Ирина жалуется Тузенбаху на работу в телеграфе. Это не для нее, здесь нет поэзии. Она живет мыслями о Москве.

Вершинин предлагает помечтать о будущем. Тузенбах говорит, что жизнь поменяется внешне, но останется трудной и полной тайн. Вершинин верит, что настанет счастливая жизнь, и для этого им теперь нужно работать и страдать, в этом цель бытия и счастье.

Потихоньку подтягиваются гости. Смущенный Андрей говорит, что ряженых не будет, так как болен ребенок. Все расходятся. Андрей говорит Чебутыкину, что «жениться не нужно», это скучно.

Соленый признается Ирине в своих чувствах, она не отвечает взаимностью.

Наталья уезжает кататься с Протопоповым. Ольга жалуется на больную голову и идет спать. Ирина в одиночестве тоскует по Москве.

Действие 1

Сестры собрались в гостиной, где накрывают стол для завтрака. На дворе пятое мая. В этот день соединились две важные даты. К радостным относится день рождения Ирины, который отмечают сегодня. Год назад в день именин дочери умер отец. Тогда они были очень потрясены этим событием, но за год свыклись с этой потерей и вспоминают об этом легко. Прозоровы одиннадцать лет назад уехали из Москвы, где они родились. Ольга очень тоскует по родине. Она уже четыре года с утра до вечера работает в гимназии. У нее болит голова, ей кажется, что она постарела. Девушке страстно хочется уехать в Москву. В этом ее поддерживает Ирина. Ей кажется, что в Москве их ждет лучшая доля, брат станет профессором в университете. Маша будет приезжать к ним в гости.

Ольге двадцать восемь лет, вся ее жизнь сосредоточилась в гимназии. Ей кажется, что будь она замужем, «было бы лучше». Она бы не ходила на службу, занималась домом, любила бы мужа.

Поручик Тузенбах предупреждает, что сегодня Прозоровых намерен посетить новый батарейный Вершинин. Он интересный человек, у него жена, дети. О его жене ходят слухи, что она «полоумная».

Ирина делится своими мыслями о том, как надо жить. Она считает, что «человек должен трудиться, …, в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги». Барон относится к ее словам с пониманием. Его детство прошло в Петербурге. Ни он, ни его родные не умели трудиться. Он предполагает, что общество ждут большие перемены, которые заставят всех перестать лениться и скучать. Пройдет совсем немного времени, и работать будут все.

Старая нянька сообщает о приходе Вершинина. Оказалось, что он приехал из Москвы. Александр Игнатьевич знаком с отцом Прозоровых и даже помнит его детей. В те времена они были совсем маленькими. Маша вспомнила, что его тогда называли влюбленным майором. Она отметила, что он постарел, и заплакала.

Андрей Сергеевич влюблен в какую-то барышню. Сестры считают, что это несерьезно, так как она, по слухам, выходит замуж за председателя управы Протопопова.

Вошедший Андрей рассказывает о том, что отец много внимания уделял образованию детей. Они знают несколько языков. Маша замечает, что они знают много лишнего, а здесь это никому не нужно. С ней спорит Вершинин. Образованные люди везде нужны. Через несколько сотен лет жизнь будет «прекрасной, изумительной». К ней нужно готовиться уже сейчас. Он сожалеет, что человеку дана только одна жизнь. Если бы он сначала проживал начерно, то в следующей жизни старался бы не совершать ошибок.

Вошедший Кулагин дарит Ирине свою книгу о гимназии. Она напоминает, что он одну уже подарил ей на Пасху. Он со смехом передает книгу Вершинину. Кулагин неоднократно говорит о том, что жена его добрая и очень его любит. Он словно пытается всех убедить в этом. Маша вышла за него в восемнадцать лет. Тогда он казался ей самым умным, «а теперь не то». Ирина отмечает, что главное его качество – доброта, но не ум.

Тузенбах, говоря о Соленом, жалеет его, несмотря на то, что в обществе тот его часто пытается унизить. Он умный и добрый, но застенчивый, от этого ведет себя грубо. Тузенбах признается Ирине в любви.

Входит Наташа, она поздравляет Ирину с днем рождения. Все садятся за стол. Общее количество гостей получается тринадцать. Примета говорит, что за столом есть влюбленные. Чебутыкин указывает на Наталью. Она, смутившись, выскакивает из-за стола. Андрей бросается за ней. Он утешает девушку и делает ей предложение.

Действие I

Май. Если быть точным, пятое число. Часы вот-вот пробьют полдень. Три сестры Прозоровы, Ольга, Маша и Ирина, пребывают в предпраздничной суете — у последней сегодня именины. Торжество омрачено тем, что ровно год назад в этот же день скончался отец девушек, оставив их сиротами. Ольга вспоминает тот не по-майски холодный день, похороны старика, выстрелы в небо в память об усопшем. Несмотря на замечание Ирины, она продолжает ворошить прошлое, вспоминая, как 11 лет назад они с отцом покинули Москву, подмечая, как изменился за эти годы климат: погода больше не радовала прежней теплотой, на сей раз внезапно вернувшейся.

Ольга преподает в гимназии уже как 4 год, ее утомляет рутина, и она тверда в своей мечте вернуться обратно в Москву, в чем сестры с ней солидарны. Гостиная наполняется людьми: Чебутыкин, Соленый, Тузенбах — Прозоровские квартиранты.

Ирина чувствует небывалый прилив чувств — ей хорошо: «Точно я на парусах, надо мной широкое голубое озеро и носятся большие белые птицы». Он рассуждает о том, как счастлив труженик, и как, по сравнению с ним, уныла девушка, встающая поздно и живущая без хлопот. Ее рассуждениям удивляется барон Тузенбах, видимо, узнавший в себе описанную Ириной барышню (за всю свою беззаботную жизнь он ни разу не работал). С ним солидарен и Чебутыкин — такой же лентяй.

С Машей, очевидно, что-то не так. Она поздравляет именинницу и, едва сдерживая слезы, собирается домой. Ее уходу мешают Анфиса и Ферапонт, вручающие Ирине пирог, переданный начальником земской управы Протопоповым и Чебутыкин, подготовивший в подарок самовар, — безвкусный, по мнению девушек, подарок.

Появляется подполковник Александр Игнатьевич Вершинин, ранее рекомендованный сестрам Тузенбахом как порядочный сорокатрехлетний семьянин со стервозной женой, то и дело предпринимающей попытки свести счеты с жизнью. Вершинин восхищается тем, как выросли девушки с того момента, как он видел их в детстве. Узнав, что Вершинин из Москвы, сестры приходят в единодушный восторг. Девушки не совсем помнят, однако припоминают его прозвище — “влюбленный майор”.

Завязывается философский разговор, разбавляемый несуразицей, что несет Соленый, очевидно, назло Тузенбаху — отъявленному софисту. Слышно, как играет скрипка — это музицирует Андрей, брат девушек, по их, как позже выяснится, верному убеждению, влюбленный в Наталью — местную барышню. Как только Маша, забыв, кажется, о грусти, начала рассуждать о дурном платье избранницы Андрея, он сам появился в дверях. Он приветствует Вершинина и тут же решает ретироваться, но как бы не так — сестры настаивают на более тесном знакомстве брата с гостем. Андрей оправдывает свою неловкость бессонной ночью, рассказывает Вершинину о том, что сестры освоили иностранные языки, на что Маша заключает: “Мы знаем много лишнего”. Вершинин высказывается за необходимость любых знаний, чем окончательно располагает к себе сестер настолько, что Маша раздумывает уходить и решает остаться на завтрак. Андрей, тем временем, все же удалился. Вершинин продолжает философствовать, жалеет, что жизнь нельзя прожить дважды, во избежание совершенных ранее ошибок.

Появляется Кулыгин — супруг Маши, учитель. Вручает Ирине в подарок изложенную им историю гимназии, которую, как оказалось, он уже дарил девушке на Пасху. Кулыгин представляется Вершинину, который, после уговоров сестер, остается завтракать.

Кулигин просит Машу быть на прогулке учителей гимназии, затем — на вечере у директора. Маша неохотно уступает, следы тоски снова проявляются в ней. Ольга приглашает всех ко столу и в гостиной остаются лишь Ирина и Тузенбах. Барон заводит разговор о любви к ней; это не нравится Ирине, она “съезжает с темы”.

Появляется возлюбленная Андрея — Наташа. Все садятся за праздничный стол, Кулыгин желает Ирине найти жениха, Соленый бросает очередную пошлость, обычный разговор — его прерывают Федотик и Родэ, они входят с большой корзиной цветов, приводя всех в оживление. За столом 13 человек. Кулылгин, замечая это, предполагает, что за столом должны быть влюбленные. Наташа смущается и выбегает из-за стола — Андрей направляется за ней. Их умиротворяющим поцелуем завершается первое действие.

Художественные особенности спектакля

Ознакомившись с кратким содержанием «Трех сестер», можно отдельно остановиться на художественных особенностях этого произведения.

Многие критики того времени считали недостатком пьесы отсутствие в ней фабулы. По крайней мере, в привычном всем понимании этого термина. Так, популярный драматург Петр Гнедич в одном из писем приводит ироничное высказывание Льва Николаевича Толстого. Великий русский писатель отмечает, что когда пьяный лекарь лежит на диване, а за окном льет дождь, то это откровенная скука, а не пьеса, как считает Чехов, и не настроение, как сказал бы Станиславский. И никакого драматического действия в такой сцене не вылежишь.

Режиссер Немирович-Данченко признавался, что фабулу в «Трех сестрах» отыскал только незадолго до премьеры спектакля. Новшеством являлось и отсутствие событий, а также то, что социальную драму и трагедию Антон Чехов видел в самых обыденных вещах. Это был новаторский прием в отечественной драматургии, которым никем ранее не применялся. Спектакль «Три сестры» стал весьма популярным за рубежом. Пьеса была переведена на немецкий, французский и чешский языки еще при жизни автора. В переводе А. Шольца впервые была показана на берлинской сцене в 1901 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: