Краткое содержание рассказа «тоска» а. п. чехова

Краткое содержание рассказа “тоска” чехова: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении

Рассказа «Тоска» краткое содержание

В кратком содержании «Тоска» Чехова читать можно о извозчике Ионе Потапове. С обеда он сидит за вожжами, а почина все нет. Его самого и его лошадь засыпало снегом, и создается впечатление, что он приведение. Он согнулся настолько, насколько это возможно и кажется спит. Выводит его из этого состояния выкрик военного: «Извозчик на Выборгскую!». Иона долго не может сообразить, а затем не очень удачно выезжает, за что получает крики от извозчика кареты и прохожего, который столкнулся с мордой его лошади. Затем он поворачивается к военному и со второй попытки говорит, что у него на той неделе умер сын. Но военный не расположен слушать его.

Далее в рассказе Чехова «Тоска» кратком содержании вы узнаете, как Иона подбирает за двухгривневый троих молодых людей до Полицейского моста. Это малая цена, но Ионе главное седоки. Молодые люди долго спорят кто будет стоять, и стоять приходится самому молодому и горбатому. Молодые люди начинают хвастаться кто сколько выпил вчера на приеме. А на слова главного героя рассказа «Тоска» Чехова о смерти сына они лишь говорят: «Все помрем» и подгоняют извозчика. На вопрос же молодых людей женат ли он, Иона отвечает, что у него теперь одна жена – «сера земля».

И вновь Иона сидит на козлах, а снег медленно насыпает на его спине сугроб. Он решает заговорить с дворником, но тот требует дабы он проехал. Посидев еще немного он отправляется домой. Часа через полтора он заходит в избу, где на печи лавках и полу спят извозчики. Он видит, как один молодой тянется за водой. Иона пытается заговорить с ним, но тот уже спит. Как этому молодому извозчику хотелось пить на похмелье, так главному герою рассказа Чехова «Тоска» хотелось поговорить о смерти сына. Обсудить как он три дня мучился в горячке, что говорил в больнице, как прошли похороны и что у него осталась дочь Анисья в деревне. Ведь прошло уже почти неделя, а он так не с кем и не поговорил толком. Иона идет посмотреть лошадей. За сегодняшний день он не наездил даже на овес. Он гладит лошадь и постепенно, сам того не замечая, рассказывает ей о смерти Кузьмы Ионыча.

Краткое содержание рассказа «Тоска» подробно.

Извозчик Иона и его лошадь томятся, ожидая пассажиров. Падают крупные хлопья мокрого снега, работать они начали еще до полудня, но пока безуспешно. Наконец, им попадается военный. Мужчина садится в сани, и они начинают свой путь до Выборгской. Прохожие то и дело бранятся, когда повозка приближается к ним, боясь оказаться под лошадью. Пассажир-военный тоже делает ему замечание, указывая на то, что стоит держаться правее, чтобы никого не задеть. Иона молча, соглашается и продолжает путь.

Старик в отчаянии — недавно у него скончался сын, и ему хочется поделиться с кем-то своим несчастьем. Поэтому Иона обращается к пассажиру, но замечает, что «барину» совсем не интересно. Тогда опечаленный старик замолкает и, доехав до места назначения, снова погружается в гнетущее ожидание.

Через несколько часов у повозки появляется компания молодых людей. Они предлагают старику-извозчику совсем небольшую сумму, но тому ничего не остается, как согласиться довезти и их. Пассажиры ведут себя шумно, бранят Иону и его лошадку, но старик пытается игнорировать их, монотонно выполняя свою работу.

Молодые люди интересуются семейным положением извозчика, на что тот признается, что после смерти сына, его жена — это могила. В душе старика появляется надежда на то, что кто-то разделит с ним его горе. С готовностью рассказать, как же он потерял сына, Иона оборачивается, но пассажиры замечают, что приехали и стремительно покидают повозку. Им становится не до беседы с извозчиком. Иона снова остается один на один со своими тяжелыми мыслями и чувствами.

Заметив дворника, герой обращается к нему и делает очередную попытку завести разговор, но мужчина, даже не вникает в то, что говорит ему извозчик и грубо указывает на то, что Иона встал в неположенном месте и ему лучше отъехать.

Еще более опечаленный, старик отправляется на постоялый двор, где обычно ночует. Вокруг огромной печи спят люди, Иона идет к ним, присаживается и пытается согреться у огня.

Один из постояльцев неожиданно просыпается от жажды. Иона предлагает ему питье, и тот, напившись, снова ложится. Старик совершает очередную попытку заговорить с новым знакомым, но замечает, что тот уже провалился в сон, натянув одеяло на голову.

С момента смерти сына прошло уже больше недели, а Иона никак не найдет человека, способного искренне ему посочувствовать. Иона хочет поведать собеседнику каждую деталь, как следует излить душу. Ему хотелось бы, чтобы собеседником оказалась женщина, она смогла бы проникнуться его бедой по-настоящему.

Иона отправляется в конюшню, проверить лошадь. Он пытается думать обо всем, кроме сына — сейчас герою особенно невыносимо. Извозчик вслух размышляет о том, что стал слишком стар для своей работы, а вот сын совсем молодой — ему бы «работать и работать, жить бы, а он взял и умер». Увлекшись, герой выкладывает все, что его тревожит, лошади. Оказалось, что только она способна выслушать его.

Краткое содержание

Зимним вечером извозчик Иона Потапов сидел на козлах и терпеливо ждал пассажиров. Он покинул постоялый двор еще до обеда, но до сих пор не заработал ни копейки. За время многочасового стояния на одном месте извозчика и его тщедушную лошаденку уже успело занести снегом.

Наконец, какой-то военный окликнул Иону и велел отвезти его на Выборгскую. Отряхнув с себя снег, извозчик тронулся с места. На него сразу же посыпались ругательства встречающихся по пути кучеров и прохожих. Пассажир с усмешкой заметил, что все они словно сговорились специально попадаться под лошадь.

Кое-как прочистив осипшее горло, Иона признался военному, что у него умер сын. Пассажир равнодушно поинтересовался причиной смерти. Иона был очень обрадован завязавшимся разговором и начал объяснять, что сын умер в больнице, вероятно, от горячки. Военный прервал извозчика, велел ему поторапливаться и сделал вид, что задремал.

Добравшись до указанного адреса, Иона высадил военного и стал опять ждать. Спустя пару часов к нему подошла компания из трех подвыпивших человек. Предложив всего лишь двадцать копеек, они велели ехать к Полицейскому мосту. Иона согласился, потому что уже не мог переносить свое горе в одиночестве и хотел хоть с кем-нибудь поговорить о нем.

Хмельные пассажиры завели разговор о выпивке и женщинах. От их громкой пьяной болтовни Ионе стало немного легче. Дождавшись момента, он обратился к гулякам и сказал о смерти сына.

Один из пассажиров печально заметил: «Все помрем». Другой спросил, есть ли у извозчика жена. Ободренный этим Иона уже хотел рассказать подробнее о своем несчастье, но в этом момент лошаденка уже добралась до моста.

Высадив «веселых господ» и вновь оставшись один, Иона почувствовал беспредельную тоску. В огромном городе никто не хотел поддержать с ним душевный разговор.

В страстном желании «излить душу» Иона попробовал поговорить с дворником, но тот сердито велел ему ехать дальше.

Огорченный старик решил вернуться на постоялый двор. Все его коллеги уже легли спать. Один извозчик встал напиться. Иона попытался завязать с ним разговор, но тот ничего не ответил и опять лег спать.

Сидя у печи, Потапов с тоской думал о том, что со дня смерти сына прошла уже целая неделя. За эти дни он так ни с кем и не поговорил «по душам». Несчастному старику очень хотелось выговориться; не спеша рассказать о болезни сына, его мучительной смерти, связанных с похоронами хлопотах…

Томимый тоской Иона отправился в конюшню. Глядя на свою лошадь, одинокий старик стал рассказывать ей о несчастье. Он, наконец-то, нашел молчаливого и все понимающего «собеседника»…

Краткая характеристика творчества композитора

Джакомо Пуччини – один из наиболее известных итальянских композиторов. Многие его оперы и в настоящее время регулярно ставятся на ведущих театральных площадках мира. Он был крупнейшим после Верди автором крупных произведений. Вместе с тем он отличался от своего знаменитого предшественника приверженностью новому направлению в искусстве – веризму. Данный стиль предполагал акцент на социально-психологические конфликты между персонажами.

Это и определило особенности музыкальных произведений композитора («Богема», «Манон Леско» и другие). Он считал, что мелодия и действие на сцене должны быть неразрывно связаны между собой, поэтому в его сочинениях нет увертюр, которые исполняются без сценического представления. Музыка в операх Пуччини звучит сплошным потоком, без переходов, которые в произведениях его предшественников разделяли музыкальные номера. Такое новаторство не сразу встретило понимание не только публики, но и профессиональных критиков. Впрочем, многие из них уже тогда отмечали смелость музыкальных решений композитора, его оригинальный, ни с чем не сравнимый стиль, который оказал влияние на последующих авторов (И. Кальмана, И. Дунаевского и других). Произведения композитора отличаются ярким драматизмом и сложной оркестровкой, поэтому не все певцы могут петь под его музыку. Несмотря на оригинальность многих находок автора, он многое заимствовал у своих предшественников, в первую очередь у Верди (динамичный сюжет, драматизм).

Чехов. Все произведения

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата №6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Чёрный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Завязка интриги

Когда последняя возвращается, Скарпиа намекает ей на возможность увлечения Марио другой женщиной. Эти слова приводят героиню в отчаяние, и она бросается в загородный дом художника, чтобы удостовериться в своих подозрениях. Скарпиа же приказывает проследить за ней, не сомневаясь, что в этом убежище прячется тот, кого он искал. Вместе с тем Скарпиа понимает, что ему выпал удобный случай обвинить Марио в государственной измене и приговорить его к смерти за укрывательство мятежника-республиканца. Очень сложным получился финал первого действия музыкального спектакля «Тоска». Сюжет оперы построен по принципу контраста. В конце акта звучат песнопения в честь победы над армией Наполеона. В это время Скарпиа замышляет погубить своего противника.

Основа истории

В 1900 году была написана опера «Тоска». Краткое содержание нового шедевра Пуччини основано на популярной в свое время пьесе В. Сарду. Этой драмой заинтересовались также и другие композиторы, в том числе знаменитый Дж. Верди. Однако после долгих переговоров именно Пуччини получил право использовать сюжет произведения в своей новой опере. Либретто было создано К. Л. Иллике и Дж. Джакозой. Автор, однако, не принял пьесу в оригинальном виде. По его настоянию в текст произведения были внесены существенные изменения

Сюжет драмы был значительно упрощен; были сокращены второстепенные линии, все внимание было сконцентрировано на трех главных персонажах, которые образовали любовный треугольник. Опера «Тоска», краткое содержание которой интересно не только с драматической, но и с исторической точки зрения, не была сразу оценена по достоинству

Автора упрекали в повторности музыкальных номеров и натурализме сцен (в первую очередь речь идет об эпизоде пытки главного героя). Но со временем произведение получило огромную популярность в музыкальном мире.

Основная мысль рассказа и анализ

«Тоска» Чехова написана в жанре рассказ. Произведение выстраивается строго по плану, в нем присутствуют все характерные черты:

  • небольшое количество персонажей;
  • одна сюжетная линия;
  • маленький объем текста.

В сочинение раскрывается тема одиночества, жестокости и безразличия в огромном многомиллионном городе. Как один старик не может найти ни одного человека, которому может рассказать про собственное горе, ему просто не с кем поделиться с бедой, которая произошла с его сыном.

Рассказ называется так потому, что тоска является центральным образом, она воплощена в самом герое. Это чувство буквально поглощает его. В то же время это и главная проблема всего человечества — болезнь огромного равнодушного города.

Произведение Чехова переведено на несколько десятков языков, в том числе английский, немецкий, японский. По мотивам сюжета сняты художественные фильмы и поставлены спектакли. Книга до сих пор пользуется большой популярностью среди читателей, а тема не потеряла своей актуальности.

Главная идея автора показать людям, как страшны чувства одиночества и равнодушия

Как важно не быть безразличным к чужому горю, не проходить мимо человека, который нуждается в помощи. В подобной ситуации может оказаться каждый человек

Нужно проявлять заботу не только к родственникам, но и к незнакомцам, простым прохожим.

Краткое изложение рассказа Чехова «Тоска»

Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе «Тоска» кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет.

Вот уже целую неделю он живет как в полусне: у него умер сын. Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодежь, ни человека его же сословия — извозчика.

Иона Потапов никому не интересен, его распирающая душу боль никому не нужна.

Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья.

Смерть ошиблась, «дверью обозналась», забрала наследника, который «настоящий извозчик был».

После нескольких попыток излить душу посторонним людям, Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти. Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережет, они найдут свое место в жизни, и что им за дело до смерти какого-то человека.

Отсутствие душевности, отзывчивости,

понимания — проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдет ли он отзыв в душах современных пассажиров?

Думаю, что нет. У Ионы «тоска громадная, не знающая границ», таковы же и безграничная черствость и равнодушие окружающих.

Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Иона тоже рассеется, если найдет теплый отзыв и участие.

Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти. Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого.

Иона нашел такого молчаливого друга — своего напарника — лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая может только дохнуть теплом своим на руки хозяина.

А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым.

И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой. Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта».

За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

Вот и в «Тоске» достаточно нескольких предложений в начале рассказа, чтобы ощутить атмосферу бездушия, окружающую главного героя. На землю мягким ковром опускаются сумерки; кружится мокрый, крупный снег, который «пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки». Это не просто сумерки и снег, это символ какой-то безысходности, пустоты и равнодушия мира.

Недаром зима в фольклоре символизирует смерть, и неподвижны Иона и его лошаденка. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном пространстве.

И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом перемолвиться. В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушно го города с бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок. С какой доверчивой беззащитностью пытается открыть старик Иона свою душу тем, кому в тот вечер нужен извозчик.

С какой детской открытостью вглядывается он в ездоков, надеясь увидеть в их глазах огонек поддержки и сострадания. Трижды герой пытается рассказать о своей непоправимой беде — смерти сына, и трижды наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.

Иона не может выговориться, чтобы хоть как-то облегчить свое горе. И растет тоска, «тоска громадная, не знающая границ». Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади — бессловесной твари, — которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина».

Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

История создания

Рассказ был написан в 1886 году и в тот же год в январе опубликован в «Петербургской газете» в разделе «Летучие заметки» с подписью автора. Затем, претерпев небольшие изменения, он вошёл в сборник «Пёстрые рассказы». В 1899—1901 годы он также был незначительно пересмотрен Чеховым и вошёл в третий том его сочинений.

Какое реальное событие могло послужить толчком для написания рассказа или лечь в его основу, остаётся неизвестным, но в своих работах Чехов часто рассказывал о самых обычных незначительных ситуациях, из которых можно почерпнуть много нового при внимательном рассмотрении. Писатель, начиная со своей первой пьесы «Безотцовщина», всегда очень тонко улавливал живые человеческие характеры, в его текстах чувствовалось большое знание жизни, рассыпанное в изобилии точных наблюдений.

Критика рассказа

Рассматриваемый рассказ считается знаковым в раннем творчестве автора. Ещё при жизни Чехова произведение было переведено на несколько языков. Своим рассказом юный автор нажал на больную мозоль общества. В 1909 году И. А. Сикорский писал, что сложно себе представить более строгий приговор русской интеллигенции, чем тот, что содержится в чеховской «Тоске».

Творческое наследие автора по достоинству оценили и потомки. Даже в СССР произведение не подверглось нападкам цензоров. Гуманный посыл был высоко оценён и церковными изданиями.

Антон Чехов умел распознать драму за внешне простыми вещами. Рассматриваемое произведение полностью это подтверждает. Его ценность заключается не только в художественных достоинствах, но также и в побуждении внимательнее относиться к окружающим, не отгораживаться от участия в их проблемах. Читать данный рассказ — одно удовольствие. Лучше всего ознакомиться с его оригинальной версией.

Главный персонаж

Героем назвать его трудно. Извозчик Потапов Иона – человек заурядный, он ничем не выделяется из огромного количества себе подобных. По косвенным признакам можно догадаться, что несколько лет тому назад он вместе со своей лошадкой занимался крестьянским трудом, но желание пожить по-городски побудило его покинуть деревню. Затея его, впрочем, особым успехом не увенчалась. Он, подобно современным «бомбилам», ждет седоков, сидит, согнувшись, на козлах и даже не обращает внимания на снег, толстым слоем покрывающий и его самого, и лошадь. Таково начало рассказа, по крайней мере, его краткое содержание. Чехова тоска берет даже при мысленном взгляде на его лошадь, которая даже с близкого расстояния своими тонкими и прямыми ногами напоминает детский леденец. По реплике одного из седоков, худшей шапки, чем у Ионы, во всей Москве не сыскать. Все это говорит о бедности, переходящей в нищету. Но не нужда угнетает извозчика.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Молодой извозчик — мужчина, встретившийся Ионе в ночлежке. Ему, как и всем, не было интересно слушать о беде главного героя. Отрешенный человек, уставший от работы.
  • Военный — первый за день клиент Ионы. Равнодушный мужчина. Всем видом показывает, что ему безразличны проблемы Ионы.
  • Дворник — прохожий, встретившийся Ионе. Грубый человек, бесцеремонно прогнавший главного героя.
  • Лошадь Ионы — рабочая лошадь главного героя. Единственный персонаж рассказа, которому Иона смог высказаться от полной безысходности.
  • Трое молодых людей — пассажиры Ионы. Двое высокие, а третий низкий и горбатый. Взбалмошные и шумные молодые люди, разговаривают друг с другом на повышенных тонах. Тоже не захотели слушать Иону.

Главные герои

В произведение Антона Павловича Чехова не так много действующих лиц. Главным героем в рассказе выступает извозчик Ион Потапов. Этот старик является типичным представителем популярного литературного образа «маленького человека». Это бедный, не защищенный от жестокостей мира человек с трагичной судьбой.

Он добрый и наивный по характеру, на грубые и обидные слова, насмешки и даже подзатыльники и пинки мужчина реагирует глупой улыбкой и тихим смехом. Он неспособен, да и не испытывает желания, дать отпор обидчикам — это свойственная маленькому человеку черта характера.

Его сломали удары судьбы, так же как лошаденку удары кнута. Даже имя его в переводе с греческого означает «терпеливый». Это человек с низким социальным статусом, не имеющий таланта, способностей и сильных качеств, но и вреда он никакого не несет. Он зарабатывает мизерные копейки извозом и вполне доволен этим.

Есть и второстепенные персонажи, кратко о каждом действующем лице:

  1. Лошаденка — жалкая и обессиленная кобыла, именно в этом животном главный герой видит истинного и верного друга. В конце он выливает свою тоску именно на нее, это спасает Иону от неизбывного одиночества.
  2. Военный — мужчина, неспособный сопереживать, и чуждый чужому горю. Единственное желание, которое он испытывает, это быстрее добраться до места. Он равнодушно выслушивает исповедь старика, но у него не находится ни одного слова утешения, служака лишь приказывает поторапливаться.
  3. Молодые люди — злые, подлые и пошлые герои. Они насмехаются над извозчиком, смеются над его горем, несмотря на то, что он соглашается их подвезти за меньшую, чем нужно сумму. В конце они даже награждают горюющего и страдающего старика подзатыльником.

Композиция и жанр

Произведение относится к жанру короткого рассказа, но при этом оно является заключительной частью небольшого цикла. Как отдельное произведение, рассказ «О любви» имеет обрамляющую композицию.

В таком случае основной текст рассказа вписан в повествовании в качестве воспоминания, а начинается оно с иных событий, которые подводят к необходимости изложения главной сюжетной линии, в конце дают ей некоторую оценку.

Сюжет рассказа выстраивается в ретроспективе, имеет основные элементы, двигающие его развитие – это завязка (знакомство Алехина и Анны Алексеевны), возникновение проблемы (появившиеся между ними чувства), кульминация и разрешение проблемы (финальная сцена в вагоне поезда).

Шеф полиции ищет беглеца

Сюжет оперы «Тоска» стремительно развивается. Приходят новости о том, что Наполеон потерпел поражение на севере Италии. Священники в церкви ведут приготовления для совершения богослужения по этому поводу. Скарпиа входит в самый разгар его подготовки. Шеф полиции ищет беглого Анджелотти. Вместе со Сполеттой, своим сыщиком, он находит множество свидетельств того, что именно здесь скрывается беглец. Среди улик эти действующие лица пьесы обнаруживают, например, веер с гербом Аттаванти. Скарпиа использует его хитроумно для того, чтобы возбудить ревность Флории, к которой пылает страстью.

Второстепенные персонажи

Список второстепенных персонажей невелик, к ним относятся приятели главного героя: Иван Иванович и Буркин

, им Алехин и рассказывает случившуюся с ним историю.

Они втроем являются героями всей «Маленькой трилогии», состоящей из трех небольших рассказов, третий из которых — это повествование от лица Алехина, рассказ «О любви». Первый рассказ цикла «Человек в футляре» друзья слышат от Буркина, второй «Крыжовник» от Ивана Ивановича.

Оба эти героя в цикле равны Алехину, но в то же время менее важны как персонажи, так как рассказанные ими истории повествуют не об их личной жизни, а о событиях, произошедших с их близкими и знакомыми — Буркин рассказывает о судьбе своего сослуживца, а Иван Иванович о сюжете из жизни своего брата.

Основные персонажи

Чтобы понять смысл краткого содержания, нужно рассмотреть главных героев:

  • Ярмонкин — обычный глупый гражданин, который считает, что в его безграмотности виноват кто угодно, кроме него самого;
  • Самолучшев — работник конторы, который оставил жалобу на грубое поведение жандарма и кондуктора. Пожалуй, единственный персонаж, чей отзыв действительно связан с качеством обслуживания;
  • Алексей Зудьев — молодой человек, который учится в 7 классе Курской гимназии. Во время написания отзыва в книге сильно переживал;
  • Забавный дачник — очень веселый человек, любит пошутить;
  • Дьякон Духов — служитель церкви, который не знал, что в столовой у дороги не всегда продается постная пища;
  • Козьмодемьянский — телеграфист, был уволен за злоупотребление алкоголем, так и не осознал своих ошибок;
  • Иванов 7-ой — этот человек пытался образумить людей, оставляющих бредовые записи. Ему написали, что он дурак.

Короткий пересказ «Тоски» Чехова

Крестьянин по имени Иона Потапов работает извозчиком в Петербурге. Несколько дней назад у него умер сын Кузьма. Все эти дни Иона пытается поговорить с кем-нибудь о своем горе, но никому нет дела до несчастного старика.

Судя по всему, Иона является вдовцом, его дочь Анисья осталась в деревне. Сам старик приехал из деревни в Петербург на заработки. Убитый горем Иона полдня стоит на улице без работы.

Наконец под вечер у него появляется клиент, военный, которого он везет на Выборгскую сторону. Раздавленный горем Иона едет по городу, с трудом следя за дорогой. Старик заговаривает с пассажиром о смерти сына, но тот не проявляет особого интереса. Иона замолкает и довозит военного до места назначения.

После этого старик в одиночестве стоит несколько часов в ожидании работы. Наконец подходят новые клиенты, трое молодых людей. Иона везет их за маленькую плату в 20 копеек (“двугривенный”), лишь бы были пассажиры. В этой шумной молодой компании Иона наконец чувствует себя не таким одиноким. Он заговаривает с юношами о смерти сына, те слушают его. Старик надеется рассказать им все, но в этот момент коляска подъезжает к месту назначения.

Оставшись один, Иона чувствует страшную тоску. Вокруг него ходит множество людей, но никто из них даже не догадывается о его страшном горе.

Наконец Иона приезжает ночевать на двор. В доме все спят. Внезапно Иона видит, как один молодой извозчик просыпается, чтобы попить воды. Старик заговаривает с ним о смерти сына, но тот равнодушно ложится спать.

Мучаясь от тоски, Иона идет в конюшню к своей лошади. Сын Ионы умер почти неделю назад, а старик так ни с кем не говорил о своем горе. Наконец Иона обращается к своей лошади и рассказывает ей все.

Противостояние героев

Особенно острым драматизмом отличается опера «Тоска». Композитор Пуччини в этом произведении продемонстрировал незаурядный талант автора психологически напряженной музыки.

Действие спектакля принимает новое направление с появлением главной героини. Скарпиа приказывает пытать ее возлюбленного, добиваясь от ревнивой певицы признания. Последняя, как и предполагал шеф полиции, побывала в доме художника и узнала тайну Марио. Шеф полиции приказывает пытать арестанта, и Тоска, будучи не в силах терпеть вида мук своего возлюбленного, выдает тайну местонахождения беглеца. Тогда Скарпиа приказывает арестовать Анджелотти и подписывает приказ о расстреле Марио. Однако в ответ на просьбы героини пощадить Марио он обещает спасти его, устроив инсценировку казни, но в обмен требует от Тоски одного свидания.

Краткий пересказ сюжета

Краткое содержание рассказа «Тоска» начинается с описания главных персонажей. Ими выступает немолодой извозчик Иона и его четвероногий друг. Таксист образца XIX века с полудня томится на улице без клиентов. Автор также рисует перед нами неприятную и влажную погоду, с неба при этом падает лопатый снег.

Наконец у извозчика появляется первый клиент в лице военного, которого нужно доставить на улицу Выборгскую. Прохожие то и дело матерят извозчика, боясь попасть под лошадь, да и сам военный недоволен наемным сотрудником. Тот говорит, что нужно управлять лошадью получше и держаться правой стороны. Иона молча, соглашаясь с ним, продолжает свой путь.

Фото: syl.ru

Такая невнимательность и рассеянность объясняется тем, что он недавно потерял своего единственного сына, и ему просто жизненно необходимо с кем-то поговорить по этому поводу. Поэтому он заводит разговор с военным, но быстро замечает, что «барину» вовсе это и не нужно. Тогда старик погружается в еще более печальное состояние, молча продолжает того везти до места назначения.

Через пару часов группа молодых людей также нанимает извозчика. У них довольно мало денег, но старику нужны любые копейки и он соглашается отвезти их по адресу. Компания ведет себя в санях довольно шумно, постоянно ругая таксиста прошлого и его лошадь. Но Иона максимально отстраняется от них и монотонно выполняет свою работу.

Фото: pegas-sale.ru

Молодые люди явно навеселе, и спрашивают у Иона о его семье и есть ли она у него вовсе. Старик отвечает, что сразу после смерти сына его единственной семьей стала могила ребенка. Он с надеждой оборачивается к своим нанимателям в надежде поделиться с ними горем, однако те, быстро заметив, что добрались до нужного места, покидают сани. Иона снова находится в одиночестве, снедаемый своими мыслями, чувствами и горем.

Заметив на очередной стоянке дворника, Иона хочет поделиться с ним своим горем. Однако также быстро видит, что ему неинтересно. Более того, мужчина начинает бранить извозчика за то, что тот встал в неудобном месте и мешает ему работать.

Фото: 3dnauka.ru

Еще более расстроенный такой холодностью людей, Иона направляется в прообраз гостиницы, где обычно останавливается на ночлег. Там он видит у большой печи массу спящих людей, и прислоняется к теплому кирпичу, чтобы согреться.

Один из постояльцев резко просыпается от желания попить воды, и извозчик предлагает ее. Старик пытается рассказать ему о своем горе, но быстро подмечает, что мужчина уже снова видит сны, с головой накрывшись шерстяным одеялом.

С момента скоропостижной смерти сына прошло более 7 дней, а извозчик так и не нашел человека, который выслушал бы его, ведь на сочувствие Иона уже не рассчитывал. Ему отчаянно хочется с кем-то поговорить, все рассказать в деталях и излить душу. Старик также думает, что лучше бы это была женщина, ведь она сможет по-настоящему проникнуться горем.

Однако не найдя такого человека, он направляется на проверку состояния своего единственного друга — лошади. Ухаживая за ней, он пытается думать о чем угодно, только не о сыне. Старик вслух говорит, что уже слишком устал от работы и такой жизни, а вот его умерший сын был еще таким молодым и сильным. Увлекшись, Иона выворачивает душу перед лошадью.

Фото: likorg.ru

Животное молча слушает своего хозяина и во всем Петербурге нашлась только его лошадь, которая была способна выслушать убитого горем старика.

На этом рассказ и наше краткое содержание «Тоски» Чехова подошло к концу. Что касается главного героя, то им выступает только Иона, который очень чувственный, кроткий и добрый человек. Однако во всем городе он встречал только отсутствие интереса, в лучшем случае, а то и откровенную ненависть жителей.

А старику всего лишь нужно было излить кому-то душу по внезапно умершему сыну…

СПАДИЛО.РУ

Главные герои:

Иона Потапов (извозчик, похоронивший сына)

Второстепенные персонажи:

военный, три молодых человека, дворник, молодой извозчик, лошадь Потапова

Экранизация:

фильм (СССР, 1969 год, реж. Александр Бланк)

жизнь и смерть, одиночество, человек и животные, человек и общество

Иона вместе с лошадью погрузились в долгое ожидание. В конце концов, к ним подошел военнослужащий, который

искал извозчика. Старик хотел рассказать ему о причине своей грусти: скончался его сын. Однако пассажира это не интересовало.

Извозчик вместе с лошадью вновь ожидал пассажиров. Три молодых человека появились примерно через пару часов. Они предложили маленькую оплату, но кучер согласился доставить их до места. Пассажиры шумели, ругали извозчика и лошадь. Однако старик не обращал на это внимания. Он попытался поведать клиентам о собственном горе. Но их не интересовало это. Они оставили Иону наедине с его тоской.

Потапов хотел рассказать о своем горе дворнику. Но тот не захотел слушать его и прогнал старика. Извозчик пытался отогреться у печки дома. Он хотел получить сочувствие у окружающих. Однако ответом ему было равнодушие. Кучер направился к собственной лошади и поведал все ей, сам не заметив этого.Как Вы запомнили содержание «Тоска»? Лимит времени: 0

0 из 5 заданий окончено Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5

Информация

Проверьте, как вы усвоили содержание произведения!

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: 0 из 5 Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

Рубрики

  1. Нет рубрики 0%

Ваш результат был записан в таблицу лидеров Загрузка

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 5

    Кто был первым пассажиром извозчика Ионы?

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 5

    Какой особенностью отличался один из троих молодых людей?

    Правильно

    Неправильно

  3. Задание 3 из 5

    Кто назвал данный рассказ одним из лучших чеховских творений?

    Правильно

    Неправильно

  4. Задание 4 из 5

    Каким событием делится Иона со своими пассажирами?

    Правильно

    Неправильно

  5. Задание 5 из 5

Ирина Зарицкая | | | Оценить:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: