Повесть «старик и море» эрнеста хемингуэя: краткое содержание

Краткое содержание э. хемингуэй «старик и море»

Краткое содержание Хемингуэй Старик и море для читательского дневника

Год: 1952 Жанр: повесть

1952 год. В Бимини выходит последнее, прижизненно опубликованное, произведение Хемингуэя. Это рассказ «Старик и море». Названное произведение повествует об истории жизни старого рыбака Сантьяго, о ловле рыбы на Кубе

Сюжет завязан вокруг важного для Сантьяго события – борьбы в открытом море с гигантским марлином, который является самой крупной и самой главной добычей в жизни рыбака

Главная мысль «Старика и море» в том, что Эрнест Хемингуэй показывает борьбу человека со стихией жизни. Главное в жизни – преодоление трудностей. Автор подчеркивает мысль, что ни при каких обстоятельствах не нужно сдаваться. Невольно вспоминается библейская мудрость: «Каждому дается такой крест, какой он может нести».

Читать краткое содержание Хемингуэй Старик и море

Читатель на первых страницах книги знакомится со стариком по имени Сантьяго. Это опытный кубинский рыбак, который одинок. Он живет тем, что ловит рыбу и продает улов. Ему везет, почти никогда его лодочка не возвращается пустой…

Однажды вместе с Сантьяго в море выходит мальчик по имени Манолин. Этот мальчик горячо любит старика, хоть он ему и не родной. Он от всей своей детской души хочет хоть чем-нибудь помочь Сантьяго. Родители Манолина не разделяют чувств сына и считают, что их ребенку не место в море. Но мальчишка упорно провожает Сантьяго и дожидается его возвращения

Ведь это так важно для каждого человека – осознавать, что его ждут, что он кому-то нужен

Удача по какой-то причине покинула старого рыбака. Вот уже на протяжении 84 дней сети Сантьяго пусты. Он с каждым днем возвращается из моря все печальнее и печальнее. Манолин, как может, помогает старику: помогает уложить рыболовные снасти в лодку, ловит сардин для наживки, ждет возвращения старого рыбака на берегу. Каждый день мальчик находит слова утешения для старого Сантьяго. Но от этого не легче…

Наступает утро 85 дня. Сантьяго, как никогда, уверен, что сегодня улов непременно будет. Он спокойно садится в лодку и без тени волнения на лице следит, как лодку несут волны. Старик Сантьяго любит море, он мысленно разговаривает с ним. Он обращается к водной стихии с просьбой о богатом улове.

Утлое суденышко покачивают волны. И вот наступает волнительный момент для любого рыбака – леска Сантьяго натянута как струна. Вот – вот лопнет! Опытный рыбак понимает, что там, в глубине, тянет рыба неимоверной тяжести. Сантьяго пытается подтянуть рыбу ближе к борту лодки, чтобы прикончить ее с помощью гарпуна. Ему не удается совершить такой маневр – рыба сильна и тянет за собой лодку. Старый кубинский рыбак сожалеет, что в данный момент нет рядом Манолина. Он бы непременно помог. Как же трудно одному!

Кульминационный момент в произведении – это пространное описание борьбы между Сантьяго и рыбой. Борьба длится почти двое суток – это говорит о величине и выносливости рыбы. Рыба сопротивляется. Она таскает за собой суденышко старого кубинского рыбака. Старик Сантьяго выбился из сил. Руки его онемели, а мысли путались… Можно подумать, что вот он – конец надеждам и мечтам…

Но как бы рыба ни была сильна, ее силы на исходе. Она уже не так рьяно тянет за собой лодку Сантьяго. Делает это все реже и реже. Наконец, она вообще практически без сил. Тогда рыба всплыла на поверхность моря недалеко от лодки, даже повернулась на бок, словно хотела, чтобы Сантьяго было удобнее метнуть гарпун. Старый рыбак так и поступает. Вот она, вожделенная добыча! Он из последних сил привязывает рыбу к борту своей лодки. В самый последний момент в его воспаленном сознании проносится мысль, что рыба длиннее, чем его суденышко. Как же они поплывут?

Сантьяго – опытный кубинский рыбак. Чтобы прибыть к берегу, он ориентируется по ветру, а точнее по его направлению и силе, и направляет лодчонку куда нужно. Сантьяго с добычей плывет к родному берегу.

Вроде все хорошо, старый кубинец удовлетворен результатом своей работы. Но…, в один момент Сантьяго видит, что его настигает громадная акула. Акула охотится на добычу рыбака. Сам старый рыбак ей без надобности.

Сантьяго, как может, оказывает сопротивление. Он даже вонзает гарпун в акулу. Вроде короткая передышка – акула откусывает кусок добычи и уходит с гарпуном под воду. Но вот незадача! Спустя некоторое время появляется целая стая акул. Сантьяго страшно и одновременно жалко добычу. Старый рыбак проявляет сноровку – привязывает нож к веслу и убивает одну из акул. Конечно, этого совсем недостаточно… Пока рыбак борется с одной, остальные объедают его улов настолько, что от него остается только хвост и скелет. Так теперь и плывет бедный Сантьяго на своем суденышке, а за ним волочится скелет его недавней добычи…

День клонится к вечеру и, наконец, наступает ночь. Сантьяго, измученный и уставший, приплывает к родному берегу. А там его ждет Манолин. Старый кубинский рыбак показывает мальчику, что осталось от его добычи. Ему настолько обидно, что он плачет, не стесняясь ребенка. Мальчик Манолин, как может, успокаивает Сантьяго. Он убеждает старого рыбака в том, что впредь они будут рыбачить всегда вместе и, конечно же, поймают еще много-много рыбы. Ведь вместе всегда хорошо. Как же это здорово – ощущать поддержку!

Утро нового дня. На пустынном берегу собирается огромная толпа туристов, которые поражены скелетом рыбы невероятных размеров, который лежит на песке. Они выстраивают разные умозаключения по поводу того, кто притащил этот скелет именно сюда. Простое человеческое любопытство…

Читать краткое содержание Старик и море. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание повести Э. Хемингуэя «Старик и море» подробно

Сантьяго каждый день отправляется на небольшой лодке, пытаясь поймать рыбу, чтобы съесть или продать. Манолин каждый день сопровождал старика, чтобы учиться у него и помогать ему.

К сожалению, старик неделями не ловил ничего, поэтому родители мальчика заставили его перестать сопровождать старика, но Манолин всё равно приходит в хижину Сантьяго, чтобы поговорить со стариком о бейсболе, так как они оба очень восхищаются Джо Ди Маджио.

Мальчику нравится приносить старику все, что он может, например, еду, наживку и одежду. Он также помогает нести тяжелую мачту и каждое утро плыть к своей лодке. Они вместе выпивают чашку кофе, прежде чем старик в одиночестве уезжает на своей лодке.

В этот день старик решает уйти дальше, чем обычно. Он видит птицу, которая приводит его к какой-то летучей рыбе. Он может поймать тунца, которого он ест, прежде чем замечает, что на его глубокой леске что-то крупное.

Он осторожно выпускает леску, чтобы рыба могла поглотить крючок более глубоко, прежде чем он потянет ее, чтобы закрепить. По тому, как рыба тянет за собой всю лодку, старик узнает, что у него очень большой улов

Ожидая, чтобы намотать его, старик использует меньшую веревку, чтобы поймать дельфина, внутри которого находятся две летучие рыбы.

Он ест много этой рыбы, чтобы поддержать свои силы, так как на то, чтобы ловить большую рыбу, у него уходит больше двух дней. Он борется с потребностью во сне и усталостью от постоянного удержания лески, прежде чем рыба наконец начнет кружить над лодкой.

Когда рыба, которая, по его оценке, на два фута длиннее лодки, оказывается достаточно близко, старик наносит ей удар своим гарпуном, чтобы убить. Затем он использует большую часть своей веревки, чтобы привязать рыбу к борту лодки и вывести ее на берег.

Старик позволяет течению захватить его, но опасается, что акулы унюхают кровь умирающей рыбы, что они и делают. Первая акула откусила большой кусок улова, прежде чем старик ударил его гарпуном. Следующие две акулы снимают около четверти улова перед смертью, унося с собой гарпун старика.

Старик лепит новый гарпун, прикрепляя свой нож к сломанной весельной палке. Он использует это оружие на следующей акуле, но, к сожалению, нож ломается, когда он пытается вынуть его из черепа акулы. Позже той же ночью, когда прибывает целая группа акул, Сантьяго должен вслепую замахнуться на них веслом и румпелем, но это бесполезно. Они едят то, что осталось от улова.

Главный герой достигает берега и должен тащить свою мачту и плыть домой, несмотря на израненные руки и усталость. На следующее утро мальчик находит его и плачет о том, что случилось со стариком. Другой рыбак измерил скелет и обнаружил, что его длина составляет восемнадцать футов. Несмотря на то, что старик успешно догнал и смог доказать то, что он сделал, он ничего за это не получил.

Жизнь и творчество великого писателя

Эрнест Миллер Хемингуэй (21 июля 1899 — 2 июля 1961) был американским журналистом, спортсменом и писателем. Его экономичный и сдержанный литературный стиль, оказал сильное влияние на художественную литературу XX века, в то время как его авантюрный образ жизни и публичный имидж вызывали восхищение у последующих поколений и подогревали читательский интерес.

Хемингуэй создал бо́льшую часть своих работ в период между серединой 1920-х и 1950-х годов. Он получил Нобелевскую премию по литературе в 1954 году, опубликовал семь романов, шесть сборников рассказов и две научно-популярные работы. Три его романа, четыре сборника рассказов и научно-популярные труды были опубликованы посмертно. Многие его произведения считаются классикой американской литературы.

«Старик и море» Эрнест Хемингуэй написал в 1951 году на Кубе и опубликовал в 1952 году в литературном журнале «Жизнь». В качестве отдельной книги произведение было опубликовано в том же году в Нью-Йорке и стало последней большой работой автора, опубликованной при жизни.

Выздоравливая от различных старых травм, Хемингуэй страдал от депрессии и лечился от многочисленных состояний, таких как высокое кровяное давление и заболевания печени.

Сжатый пересказ сюжета

Старый Сантьяго живет на Кубе совсем один. Он ходил в море с мальчиком Манолином, но за последние почти три месяца Сантьяго ничего не поймал, поэтому родители мальчика запретили ему ходить со стариком на рыбалку.

На следующее утро Сантьяго отправится на рыбалку в открытое море. Там он сначала ловит тунца, а потом на его наживку клюет огромная рыба, которая увлекает за собой лодку. Четыре часа спустя руки Сантьяго были отрублены боевой рыбой. Он закинул леску за спину, подложил под нее мешок и лег рядом отдохнуть. С наступлением ночи рыба уносит лодку Сантьяго все дальше и дальше, но он не сдается. Утром он ест пойманного тунца.

Прошел еще один день, но битва рыбака со своей добычей продолжается. Ночью появляется многометровый марлин, и Сантьяго втыкает в него гарпун.

Через час по кровавому следу подплывает акула, которую старик также убивает гарпуном. Однако она схватила большой кусок мяса. После того, как появились еще 2 акулы, четверть добычи ушла на дно. Вечером Сантьяго отогнал еще одну группу хищников, но ночью они уплыли обратно.

По весу лодки старик понимает, что от рыбы остались одни кости. Сантьяго выплывает на берег и от изнеможения бредет домой. По пути он встречает Манолина, которому родители в очередной раз разрешили отправиться с ним в море. Утром туристы заметили огромный скелет рыбы, а Сантьяго в это время спал в своей каюте.

Борьба

Нисколько ни умаляет перед волей человека силу природной стихии Эрнест Хемингуэй. Старик и море (краткое содержание это прекрасно иллюстрирует) – вот два противника, сошедшихся в схватке за жизнь, природа и человек вступают в борьбу на страницах произведения.

Наступает ночь, рыба все никак не сдается, утягивая лодку все дальше и дальше от берега. Старик видит меркнущие огни Гаваны, он устал, но крепко держит веревку, перекинутую через плечо. Он непрестанно думает о рыбе, к которой временами начинает испытывать жалость.

Продолжает развиваться краткое содержание рассказа «Старик и море». Рыба начинает слабеть, ей уже не под силу с той же скоростью тянуть лодку. Но и силы Сантьяго убывают, а рука немеет. И вот леска идет вверх, и на поверхности появляется рыба. Вместо носа у нее длинный, точно бейсбольная бита, меч, ее чешуя сверкает на солнце, а спина и голова отливают темно-фиолетовым цветом. И по длине она на целых два фута больше лодки.

Собрав последние силы, раба вновь ныряет в глубину, таща за собой лодку. Старик пытается не дать ей сорваться, выбиваясь из сил. Он практически в отчаянии начинает читать «Отче наш», хоть и не верит в бога. Его охватывает мысль доказать рыбе «на что способен человек и что может вынести».

Очень кратко «Старик и море»

Старик и море Хемингуэй для читательского дневника.

Старик Сантьяго живёт в маленьком рыбачьем посёлке на Кубе и рыбачит совсем один. Последний раз он провёл в море 84 дня, но не поймал ничего. Раньше с ним рыбачил мальчик Манолин, который очень помогал старику, но родители мальчика решили, что Сантьяго — невезучий, и велели сыну ходить в море на другой лодке.

Мальчик любит Сантьяго, он покупает ему сардины для наживки, приносит еду в его хижину. Старик уже давно смирился со своей нищетой. По ночам старику снится Африка его юности, и «львы, выходящие на берег».

На следующий день рано утром старик отправляется на рыбалку. Мальчик помогает ему снести парус, подготовить лодку. Старик говорит, что на этот раз он «верит в удачу». Насадив на крючки приманку, Сантьяго медленно плывёт по течению, мысленно общаясь с птицами и рыбами. Привыкший к одиночеству, старик вслух разговаривает сам с собой.

Сначала Сантьяго ловит небольшого тунца. Вскоре старик замечает лёгкую дрожь гибкого зелёного прута, который заменяет ему удочку. Леска уходит вниз, и старик ощущает огромную тяжесть клюнувшей рыбы.

Старик пытается подтянуть толстую леску, но у него ничего не получается — большая и сильная рыба тянет лёгкую лодку за собой. Старик жалеет, что с ним нет мальчика — он мог бы снять наживки с других прутов, пока Сантьяго сражается с рыбой.

Проходит около четырёх часов. Близится вечер. Руки старика изрезаны, он закидывает леску на спину и подкладывает под неё мешок. Теперь Сантьяго может прислониться к борту лодки и немного отдохнуть.

Ночь. Рыба тянет лодку всё дальше от берега. Старик устал, но мысль о рыбе ни на секунду не покидает его. Силы старика на исходе, а рыба и не собирается уставать. На рассвете Сантьяго съедает тунца — другой еды у него нет. Левую руку старика сводит судорогой.

Проходит ещё день. Битва с рыбой продолжается. Сантьяго держит лесу правой рукой, зная, что, когда силы иссякнут, её сменит левая, судорога в которой давно прошла. Ночью рыба выходит на поверхность и начинает ходить кругами, то приближается к лодке, то отходит от неё. Это признак того, что рыба устала. Сантьяго собирает остатки сил и вонзает гарпун рыбе в бок.

Проходит час, прежде чем показывается первая акула, приплывшая на запах крови. Она приближается к корме и начинает рвать рыбу зубами. Старик бьёт её гарпуном в самое уязвимое место на черепе. Она погружается на дно, утащив с собой гарпун, часть верёвки и огромный кусок рыбы. Ещё двух акул Сантьяго убивает ножом, привязанным к веслу. Эти акулы уносят с собой не меньше четверти рыбы. На четвёртой акуле нож ломается, и старик достаёт крепкую дубинку.

Он знал, что каждый толчок акулы об лодку означал кусок оторванного мяса и что рыба теперь оставляет в море след, широкий, как шоссейная дорога, и доступный всем акулам на свете.

Следующая группа акул нападает на лодку перед закатом. Старик отгоняет их ударами дубинки по головам, но ночью они возвращаются. Сантьяго сражается с хищницами сначала дубинкой, потом — острым осколком румпеля. Наконец акулы уплывают: им нечего больше есть.

Старик входит в бухту у своей хижины глубокой ночью. Сняв мачту и связав парус, он бредёт к дому, ощущая неимоверную усталость. На мгновение старик оборачивается и видит за кормой своей лодки огромный хвост рыбы и отблеск белого хребта.

Утром рыбаки с изумлением рассматривают останки гигантской рыбы. А старик в это время спит, и ему снятся львы.

Это интересно: Научно-фантастический роман «Человек-амфибия» В. Беляева, написанный в 1927 году, сразу же приобрел большую популярность. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Человек-амфибия» по главам. Любовная драма главных героев, необыкновенные персонажи, предательство и благородство, невероятные приключения – все это позволило книге по праву стать одной из самых любимых и читаемых в ХХ веке.

История создания

Замысел произведения возник у писателя в 30-х годах. В 1936 году в журнале “Эсквайр” вышел его очерк “На голубой воде. Гольфстримское письмо”. В ней описана приблизительная фабула легендарной повести: пожилой рыбак выходит в море и несколько дней без сна и еды “сражается” с огромной рыбой, но акулы съедают добычу старика. Его находят рыбаки в полубезумном состоянии, а вокруг лодки кружат акулы.

Именно эта история, услышанная когда-то автором от кубинских рыбаков, стала основой повести “Старик и море”. Спустя много лет в 1951 году писатель заканчивает своё масштабное произведение, осознавая, что это самый главный труд в его жизни. Произведение написано на Багамских островах, вышло в печать в 1952 году. Это последнее опубликованное при жизни произведение Хемингуэя.

С детства Хемингуэй, как и его отец, увлекался рыбалкой, он – профессионал на этом поприще, знал всю жизнь и быт рыбаков до самых мелких деталей, включая приметы, суеверия и легенды. Такой ценный материал не мог не отразиться в творчестве автора, он стал исповедью, легендой, учебником жизненной философии простого человека, который живёт плодами своего труда.

В диалогах с критикой автор уклонялся от комментариев об идее произведения. Его кредо – правдиво показать “настоящего рыбака, настоящего мальчика, настоящую рыбу и настоящих акул”. Именно так высказался автор в интервью, давая понять, что его цель – это реалистичность, уклоняясь от какой-либо иной трактовки смысла текста. В 1953 году Хемингуэй получил признание в очередной раз, получив Нобелевскую премию за своё произведение.

Список и краткая характеристика героев повести Э. Хемингуэя «Старик и море»

Список и краткая характеристика главных героев

Старик Сантьяго — главный герой, рыбак. Лицо его было покрыто коричневыми пятнами — эффект отражения солнца от волн, а его руки были покрыты глубокими шрамами от вытаскивания рыбы. Он оказывается стойким человеком, героем, который не сдается, даже когда знает, что своей цели не достигнет. Сантьяго называет себя «странным стариком». Он исключительный человек и совершает невероятный поступок: ему удаётся преодолеть собственную слабость.

Список и краткая характеристика второстепенных персонажей

Манолин — второстепенный персонаж, мальчик, помощник Сантьяго, которого он очень уважает, от него научился искусству рыбной ловли. Несмотря на то, что Манолин был подростком, он ведет себя как зрелый и ответственный человек. Он очень нежно относится к Сантьяго. Манолин решает сопровождать его на рыбалке, признает Сантьяго не только отличным рыбаком, но и незаурядным человеком.

О чем книга «Старик и море»?

84 дня  не везет пожилому рыбаку Сантьяго, он не может ничего поймать. В молодости он был моряком, ходил к далеким берегам Африки, теперь бедствует.  Мальчик, являющийся учеником рыбака, вынужден был оставить  невезучего старика. (запретил отец).  Сантьяго не нажил ровным счетом ничего: лодка оставляет желать лучшего, сети пришлось продать, удочки заменены тонкими прутами. Рыбак не теряет оптимизма, верит, что сумеет поймать крупный улов. Нужна лишь сноровка.

Старик выходит в море, он воспринимает его как женщину, мысли полны нежности, когда думает об этом. Сантьяго сострадает, сочувствует живой природе, воспринимает море, ветер, птиц, рыб как мыслящих существ, ведет разговор. Даже добычу жалеет, при этом говоря,  что она послужит пищей многим людям.

В центре повести  описывается сражение старика с марлином. Сначала рыба тащит лодку за собой, потом начинает плавать по кругу, то приближаясь, то уходя дальше. Рыбак терпит лишения:  руки изранены,  потерял много сил, но привязал добычу к лодке

Выполнив самое тяжелое, важное дело, направляется домой

Марлин привлекает не только старика. Запах крови манит стаи акул, каждый раз ударяясь об лодку, хищники лишают рыбу одного куска мяса,  герой теряет добычу.  Сантьяго убивает акул,  но появляются новые.  Рыба становится скелетом. С этим рыбак возвращается домой.  Остальные поражены увиденным, даже официант не может сказать ничего внятного о случившемся ночью.  Только мальчик успокаивает старшего товарища, обещая, не оставлять одного, ловить рыбу с ним.

«Старик и море» Хемингуэй анализ

«Старик и море» — повесть-притча американского писателя Эрнеста Хемингуэя о кубинском рыбаке Сантьяго, ее борьбу с гигантской рыбой, которая стала самой крупной добычей в ее жизни.

«Старик и море» Хемингуэй анализ

Год написания: 1952 (в 1953 году за свою повесть Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию, в 1954 году — Нобелевскую премию по литературе)

Главные герои «Старик и море»

Сантьяго — старый рыбак Манолин — соседский мальчишка

Темы и проблемы «Старик и море»: человек и природа; внутреннее наполнение жизни, обусловливает чувство человеческого достоинства, самоощущение человека; смысл жизни; преемственность поколений; человек среди людей, человеческие сообщества.

В повести речь идет о борьбе старого рыбака с огромной морской рыбой — марлином. Такая, казалось бы, простая история, но как сумел ее рассказать Хемингуэй!

С бытовой точки зрения в повести все логично, причинно обусловлено, и границы реального мира нигде не нарушаются. Размеры марлина не превышают пределов возможного, в самой рыбе нет ничего мистического или «рокового». Подчеркнуто реальный характер имеют и все действия старого, мальчика Манолино и других персонажей, все детали быта тоже реальны.

Итак, сюжет «Старик и море» достаточно «жизнеподобный». Но вспомним о «теории айсберга» Хемингуэя. Основной философский смысл произведения скрытый, «под водой». И выражается он в тех проблемах, которые мы только что определили.

Речь в повести идет не только о старом или мальчике, но и о человеке и человечестве. То, что происходит с рыбаком, оказывается важным для людей вообще, независимо от рода занятий. Сама бедность «реквизита» как бы подчеркивает общечеловеческое значение повести, раскрывает основы человеческого существования

Именно поэтому каждое слово здесь важно, насыщенное смыслом

Писатель следит за каждым движением своего героя, за течением каждой мысли в его сознании. Старый воплощает судьбу человека среди стихии. Сантьяго окружают море, рыбы, звезды, небо. Все наполнено символами. Море для него — женщина, и звезды — сестры. И рыба — не просто реальная рыба, в ней скрыта сила, пронизывающая весь мир. В образе Сантьяго символически сливаются человек и мир.

Возможно, это первое произведение Хемингуэя, в котором человек счастлив, потому что чувствует примирение с жизнью. То, что у одинокого Сантьяго есть мальчик, которого он любит, мальчик, который будет продолжать его дело, делает финал повести оптимистичным. Человек непобедим, он способен выстоять и преодолеть все препятствия. Поэтому символическим становится сновидения старика: молодые львы — воспоминания о молодости, путешествия в Африку. Его сон охраняет Манолино. Юность рядом с ним — в образе мальчика и в образе львов.

Повесть-притча требовала особого художественного воплощения. Поэтому ее отрывистый, лаконичный ритм меняется медленными, развернутыми пейзажными картинами, как, например, описания ночного и утреннего моря.

Характерные для повести монологи старого полны мудрости и покоя. Благодаря необычному мастерству автора, эта история-притча стала, по словам У. Фолкнера, «поэзией, переведенной языком прозы».

  • «Острые козырьки» интересные факты
  • Где живет щука? Чем питается щука?
  • Где обитает осетр?
  • Восточный канджал — косметика соблазнительности

Список и краткая характеристики героев повести «Старик и море»

Главные герои повести «Старик и море»:

  • Мальчик Манолин – деревенский мальчик из бедной семьи, которого Сантьяго обучает рыболовству, передавая ему свое мастерство. Манолин — способный ученик, он уже хорошо освоил дело и приносит домой крупный улов. У мальчика доброе сердце – он с нежностью заботится о старике, помогает тому в уходе за снастями и ловле сардин для наживки. Он не теряет веры в старого рыбака, и даже когда родители называют старика невезучим и запрещают Манолину рыбачить с Сантьяго, он поддерживает старого рыбака.
  • Старик Сантьяго – умудренный опытом одинокий кубинский рыбак, живет на острове в деревне у самого морского берега. Он одинок и стар, и признает это. Хотя лицо его исчерчено морщинами, на щеках и шее коричневые пятна кожного рака, его руки все еще сильны также, как и в молодости, его глаза сияют, а воля непоколебима. Старик в молодости плавал юнгой в Африку, но сейчас у него нет даже рыболовной сети – пришлось продать ее много лет назад, а спать приходится на кровати, покрытой старыми газетами. Раньше он разговаривал с мальчиком только о рыбалке, но со временем привязался к нему, и они стали друзьями.

Композиция и жанр

Жанровую направленность произведения литературоведы определяют как повесть-притчу в стиле реализма. Ее смысл и суть выходят за рамки традиционной повести. Автор признавался критикам, что мог написать роман на тысячу страниц, но ограничился скромным объемом и создал нечто уникальное. Композицию повести можно разделить на три части:

  1. Повествование о взаимоотношениях Манолина и старца.
  2. Рыбак в море в одиночестве.
  3. Возвращение главного персонажа на берег.

Композиционные элементы формируются на образе Сантьяго. Кольцевое обрамление композиции заключается в отплытии персонажа за уловом и его последующем возвращении. При этом читатели сталкиваются как с диалогами рыбака с самим собой, так и с его внутренними монологами. В его речах, имени младшего друга (Манолин — Эммануил), в образе гигантской рыбы скрыты библейские мотивы.

Марлин воплощает мечту опытного рыбака, который терпит жизненные испытания и тихо молится об удаче

Его философия и духовная сторона существования — личная религия, в которой важное место отводится христианским заповедям. Каждый раз, сталкиваясь с обитателями моря, Сантьяго проявляет себя человеком, который с глубоким уважением относится к созданиям природы:

  1. Он беспокоится о птицах, которые с трудом добывают пропитание.
  2. Наслаждается любовной игрой морских свинок.
  3. Не меньшее уважение он испытывает и к марлину, потерявшему подругу по его вине. В крупной рыбе он признает равного соперника. Себя же справедливо ощущает победителем в схватке.

Неудачи пожилой мужчина также встречает с христианским смирением. Он не жалуется на судьбу, а молча выполняет свою работу. Потеряв по вине акул улов, он все же чувствует себя побежденным. Однако при этом его душа испытывает облегчение. Спрашивая себя: «Кто же тебя победил, старик?», — он дает ответ, что никто.

Подробный пересказ

В кубинском рыбацком поселке жил старый рыбак Сантьяго. Вот уже восемьдесят четыре дня ему не удавалось ничего поймать. Сначала он рыбачил с мальчиком по имени Манолин. Но потом родители запретили юноше, решив, что старик слишком невезуч. Они велели сыну плыть на другой лодке.

Сантьяго жил бедно. Денег часто не хватало даже на еду. В очередной раз он вернулся с моря ни с чем. Мальчик любил и жалел старого рыбака. Он встретил его и помог разгрузить лодку. Потом купил ему наживку для следующей рыбалки, принес еду, и они вместе поужинали.

Рано утром старик снова отправился в море, в восемьдесят пятый раз. Он закинул крючки и медленно поплыл по течению. Сантьяго никогда не отчаивался и верил, что удача обязательно улыбнется ему.

На рассвете старик поймал небольшого тунца. Вдруг одно из удилищ снова дрогнуло. Стало понятно, что клюнула очень крупная рыба — марлин. Рыбак подтянул бечеву, перекинул леску за спину и крепко натянул, но лодка плыла, словно на буксире. Это продолжалось до следующего вечера. Сантьяго потерял много сил. Его левую руку сводила судорога, леска изрезала спину и руки до крови. Но нельзя было унывать и сдаваться. Так долго он ждал эту рыбу, что готов был бороться даже до смерти! 

Сантьяго не считал себя одиноким, он ощущал единство с природой. Животные были его друзьями. А к морю он относился как к женщине — с трепетом и нежностью. Но сейчас ему очень не хватало мальчика. Вместе им было бы легче справиться. Все же, рыбак был счастлив, что ему попался такой достойный противник, и хотел скорее поделиться этой радостью со своим маленьким другом.

Вечером второго дня старик ненадолго заснул. Он проснулся от резкого рывка. Рыба выныривала из воды и снова погружалась в нее. На рассвете марлин начал делать круги. Один раз он проплывал так близко, что рыбак не поверил своим глазам – тень в воде была больше его лодки.

Сантьяго одолевала слабость, сознание становилось спутанным. Аккуратно притягивая рыбу к борту, старик готовился вонзить в нее гарпун. Собрав все свои последние силы, он справился. Затем привязал рыбу к лодке и поплыл домой.

Добыча рыбака оставляла за собой кровавый след, и через час его настигла акула. Он убил ее гарпуном. Но перед этим хищница успела съесть около сорока фунтов рыбы.

Акулы нападали еще несколько раз. Старик отбивался от них, как мог, но с каждым разом марлина становилось все меньше. Он сожалел, что рыба умерла напрасно, так и не успев принести пользу человеку.

Сантьяго приплыл ночью, поэтому помочь ему было некому. Несколько раз он отдыхал по дороге к своей хижине, а когда добрался — сразу лег спать.

Утром рыбаки собрались вокруг лодки Сантьяго. Они рассматривали и измеряли скелет марлина. Туристы, приехавшие в местное кафе, тоже были поражены его размерами и формой.

Мальчику стало очень жаль старика. Он пообещал, что больше не оставит его одного.

Эта повесть учит нас любить природу, уважать труд простых рыбаков, никогда не унывать и всегда идти за своей целью. «Человека можно уничтожить, но нельзя победить».

11 класс

Часть третья

Флетчер Линд горит желанием летать и становится почти идеальным учеником. К концу третьего месяца у Джонатана появилось ещё шесть учеников, все шестеро — «Изгнанники, увлечённые новой странной идеей: летать ради радости полёта». По вечерам Джонатан пытается научить их идее всеобъемлющей свободы, но измученные за день ученики засыпают, не дослушав учителя.

Ещё месяц спустя Джонатан решает вернуться в Стаю. Хотя ученики и против, они летят за наставником. Старейший приказывает не обращать на Изгнанников внимания. Некоторое время Джонатан видит только серые спины соплеменников, но не придаёт этому значения. Он продолжает учить.

Со временем ученики начинают слушать Джонатана внимательней, а по ночам их окружают молодые чайки из Стаи — им тоже интересно слушать наставника. Через месяц после возвращения молодёжь Стаи начинает переходить к Джонатану. У одной из чаек, Кэрка Мейнарда, сломано крыло, но он хочет летать и просит Джонатана о помощи. Джонатан говорит ему: «Ты свободен, … и ничто не может тебе помешать». Кэрк расправляет крылья и поднимается в небо на глазах у изумлённой Стаи. Ученики начинают считать наставника богом.

Через неделю происходит несчастье: Флетчер не справляется с управлением и врезается в гранитную скалу на высочайшей скорости. Уже в другом мире его догоняет Джонатан и предлагает выбор: остаться на этом уровне или вернуться домой. Флетчер возвращается. Увидев, что он не умер, Стая решает, что Джонатан — либо Дьявол, либо Сын Великой Чайки. После этого случая Флетчер осваивает мгновенные перемещения.

Вскоре Джонатан решает, что он больше не нужен Стае. Он наставляет Флетчера: «Продолжай поиски самого себя, … старайся каждый день хоть на шаг приблизиться к подлинному всемогущему Флетчеру. Он твой наставник». Затем тело Джонатана начинает сиять призрачным светом, он тает в воздухе, а Флетчер начинает тренировать зелёных новичков.

ПредыдущаяПересказыКраткое содержание былины «Садко»СледующаяПересказыКраткое содержание романа Васильева «Вам привет от бабы Леры»

Популярные сегодня темы

Девочка Маруся – одна из жительниц подземелья. Ей всего четыре года, но она так много уже настрадалась в жизни. У девочки нет мамы, о ней с братом заботится пан Тыбурций, которого они называют отцом

Акулина Ивановна – бабушка главного героя рассказа « Детство». В произведении этой женщины отведена своя, особая роль. Она фигурирует в течении всего рассказа с разных сторон.

Антон Павлович Чехов является автором произведения Вишневый сад. В своём произведении, он описывает сложный период в российском обществе. Именно в это время разрушаются старые устои общества

Сочинения по произведениям Короленко

Поэма «Ворон» стала одним из важнейших произведений в творчестве Эдгара Аллана По. Будучи написанной во время, когда жена автора болела смертельной в те времена чахоткой, но посвященная другой женщине,

Последний акт борьбы

Продолжается борьба, что ведут человек и природа, старик и море. Э. Хемингуэй (краткое содержание подтверждает эти слова) показывает в этом противостоянии несгибаемую волю человека и невероятную жажду жизни, что таится в созданиях природы. Но вот наконец происходит последняя схватка.

Старик собрал все свои силы, всю свою боль и гордость и «бросил все это против мук» рыбы, «тогда та перевернулась и поплыла на боку». Сантьяго вонзил гарпун в ее сдавшееся тело, чувствуя, как острие пронзает ее все глубже.

Он устал, его захватила слабость, одолевает тошнота, в голове все помутилось, но из последних сил старик подтягивает свою добычу к борту лодки. Привязав рыбу, он начинает плыть в сторону берега. А мысли старика уже направлены на мечты о тех деньгах, что он получит за свой улов. Ориентируясь по направлению ветра, Сантьяго выбирает путь к дому.

Несколько интересных сочинений

Беневоленский является очередным градоначальником города Глупов, который сменят князя Микеладзе и, по мнению критиков, частично представляет собой образ основанный на Сперанском, который служил при Александре Первом

Весна наступает и зиму прогоняет. С приходом марта лучи солнца начинают всё чаще пробиваться сквозь тучи. Кое-где ещё можно заметить лёд, который коварно прячется под снегом. Прохладный воздух напоминает о том, что зима упорно не хочет уходить.

Роман показывает одновременно и процесс деградации российского дворянства после отмены крепостного права и, одновременно, говорит человеческой безнравственности, рисуя ряд персонажей, которые не вызывают никакой симпатии.

Одним из основных персонажей произведения является поручик Пирогов, по сюжету повести представляющий приятеля романтика Пискарева.

Творчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: