«Привычное дело» Белова: краткое содержание первой главы
В первую главу автор поместил четыре части: «Прямым ходом», «Сваты», «Союз земли и воды» и «Горячая любовь». Главный герой – Иван Африкантович Дрынов — пытался довезти товар, который нужно было сдать в сельпо. Загрузив товар, он немного выпил, поэтому сначала по дороге долго разговаривал со своим мерином. Парменко он знал еще жеребенком, поэтому всегда жалел его.
Когда герою уже не хотелось говорить, он замолчал и равнодушно наблюдал за дорогой. Но уже на полдороги он встретил Мишку. Распив еще одну бутылку, они заехали в Сосновку к троюродной сестре героя, чтобы посватать Мишку. Но Нюшка ловко и быстро их вытолкнула. А наутро о неудачном сватовстве Мишки Петрова уже знала все в деревне. Но никто не видел самого Ивана Дрынова, а он уже бежал в соседнюю деревню, где его жена Катерина рожала девятого ребенка.
Вместе с женой они упросили доктора, чтобы отпустили женщину с новорожденным сыном домой, так как Иван никак не мог жить без нее.
Краткое содержание Белов Лад для читательского дневника
В центре повествования деревня с ее обычным укладом. Данные поселения мало отличаются друг от друга. В этой преобладают открытые просторы, чем наличие деревьев. На горизонте появляется мужичонка на телеге, с трудом удерживающий вожжи ввиду беспробудного опьянения. Иван Дрынов с ранних часов навеселе, успевший уже употребить спиртного по случаю встречи с другом Михаилом.
Мишка также пребывает в веселом расположении духа, причем довел приятеля до кондиции, что тот едва помнит обратную дорогу в поселок. В соседнее село он совершил поездку исключительно с целью взятия продуктов для местного магазина. После герой сожалел бы, если бы не отметил событие разговором с давним знакомым.
Незначительно протрезвев и вспомнив маршрут домой, поворотив телегу в нужном направлении, на глаза снова попадается дружок. Не отказывая приятелю, приходится снова выпивать на дорожку.
Совершенно опьянев, ему вдруг приходит мысль, что не плохо бы сосватать Мишаню за двоюродную сестру. На пьяную голову друзья отправляются к родственнице Ивана, проживающей в данном местечке. Будучи одинокой, она отказывается от их предложения, разместив на ночлег нежданных гостей в бане из опасения иметь в доме двоих изрядно подвыпивших мужчин.
История наглядно изображает привычный уклад русской деревни, для жителей которых привычным является одурманивание алкоголем и полная забывчивость о возложенных обязанностях.
Читать краткое содержание Лад. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Белов, «Привычное дело»: краткое содержание. Главы 1 и 2
Иван Африканович Дрынов, простой мужик, едет пьяный на дровнях. До этого он напился с Мишкой Петровым, трактористом, и теперь ведет беседу с Парменом – мерином. Ему поручили привезти товар для магазина из сельпо, но спьяну Иван спутал дорогу и заехал в чужую деревню. Теперь домой он доберется не раньше, чем к утру. Но для него это совершенно привычное дело.
Именно поэтому ночь он проводит в дороге. Именно в этот момент нагоняет Дрынова Мишка. Давние приятели выпивают еще. И в этот момент Ивану Африкановичу приходит идея сосватать за тракториста свою троюродную сестру Нюшку. Женщине уже 40 лет, и она работает зоотехником. Правда, у нее есть один недостаток – бельмо на глазу, но если смотреть на нее с левой стороны, то ничего не заметно. Друзья идут к Нюшке, но та гонит их ухватом, и им приходится идти ночевать в баню.
https://youtube.com/watch?v=KkLEr7aekIw
https://youtube.com/watch?v=AwPM3XfzhAw
Краткое содержание Привычное дело Белова для читательского дневника
Повесть известного писателя начинается с того, что деревенский мужик Иван Дрынов едет на телеге в состоянии алкогольного опьянения и везет в свое село товар для магазина. Накануне, наш герой сильно напился со своим односельчанином Мишкой, и в пути они останавливаются у дальней родственницы Ивана. Дрынов хотел познакомить приятеля с Нюшей с целью поженить их. Однако, женщина, прогнала мужиков ночевать в баню. В это время у Ивана Африкановича супруга родила мальчика, которого назвали в честь отца семейства. Женщина, обессиленная после родов, несмотря на предупреждения врача, сразу же пошла трудиться. Ведь Дашка, телятница, не хочет присматривать за скотом. И вспомнилось Екатерине, что когда-то ее муж вступал в любовную связь с этой бабой. И она простила ему этот грех. Обрадовавшись, Иван приобрел гармонь для того, чтобы радовать своей игрой жену. И вот женщина, измучившись от тяжкой работы, сильно заболевает, и ее отправляют в больницу.
Дрынов же, чтобы хоть как-то прокормить огромную семью, во время сенокоса, ездит в поле по ночам и косит траву. Ему помогает его сын Гриша. Однажды в силу детской наивности мальчик делится с участковым о том, что он помогает отцу. Ивана Африканович мирно улаживает с ним все дела, и продолжает заготавливать сено только уже на соседских участках, заранее договорившись с местным председателем.
Вскоре к ним в гости издалека прибывает брат жены Дрынова. Беспутный молодой человек с первых же дней совершал опрометчивые поступки в селе. Вначале он напоил половину мужиков, затем со всеми начальниками разругался. Он, послушав Митьку, женится на Дашке. Женщина неожиданно видит в кабине его трактора картину Рубенса, где была изображена нагая дева, очень схожая с Нюшкой и выкидывает ее. В итоге между ними вспыхивает ссора, в ходе которой Мишка сбрасывает трактор в речку, где обнаруживается незаконно скошенное сено. Начинается расследование, в ходе которого пострадал Иван Африканович. У него забирают все излишки корма для скота, а Мишка и Митька несут административное наказание. Дрынову после случившегося становится стыдно, и по совету Митьки уезжает работать в Заполярье. Ему не хочется покидать Катерину, но другого выхода он не видит. Супруга в его отсутствии косит траву одна, и надрывается. Так и умерла женщина, оставив сиротами девять ребятишек. А Иван Дрынов так и не доехал до нового места работы, так как при проверке оказалось, что билеты остались в кармане у Митьки, и поэтому его высадили с поезда. Возвращаясь, домой, он рассказывает свою историю одному пареньку. Тот же в свою очередь говорит, что в его деревне умерла женщина, оставив сиротами ораву детишек. Поняв, что речь идет о его жене, Дрынов от горя грызет землю.
После похорон у него на воспитании остаются четверо детей. Других детей забрали дальние родственники, и двоих отправили в интернат. Помогла ему по хозяйству его теща, да и все равно ей было тяжело за всем присматривать, так как она была уже в возрасте. Время от времени захаживала его сестра, которая присматривала за детьми. А Ивану Африкановичу совсем жизнь без Катерины была не мила. Он часто выпивает, и в один из дней, придя на могилу своей супруги, умирает.
Повесть учит нас любить родных и близких, работать так, чтобы труд приносил только удовольствие и радость.
Читать краткое содержание Привычное дело. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Закладка. Василий Белов «Привычное дело»
Поделиться
«Ивану Африкановичу было тепло, он шел по лесу, как по деревенской улице. За жизнь каждое дерево вызнато-перевызнато, каждый пень обкурен, обтоптана любая подсека. Вон маленькое, не больше пятачка, болотце: еще в детстве около него проколол сучком босую ногу; вон вилашки корявой сосенки: отдыхал под ней сколько раз; вон брусничный бугор: ставил силки и прыгуны на тетер; тут в прошлом году вырубал вязы для дровней, там заготавливал драночные баланы, здесь тесал хвою для коровьей подстилки. Везде свое государство, куда ни ступишь…»
Слушая этот текст, – да и не текст совсем, и слово-то говорить не хочется, – слушая сей дивный Божий мир, слушая сам этот проход по лесу, по «своему государству» (а читал народный артист Олег Табаков), – как-то не верится даже, что писалось обычною рукою, на обычном листе, когда слово тянется за словом, и вся речь – за зрением, за памятью, за каждым шагом этого Ивана Африкановича Дронова из повести Василия Белова «Привычное дело».
Время для русской деревни в 1966 году было плохое (а когда оно было хорошее), паспорта у народа поотобрали, вера христианская выветрилась вослед революционным вихрям. …Водку, конечно, Иван как и все – выпивает, проклятую, но ведь и работает, восемь деток в избе, девятого ждут… И встают они с женою до рассвета, и вкалывает Катя в коровнике как заводная, а днем дети на матери, на Евстолье. Но и для мужа у Кати время находится, любят они друга. А для коровы-кормилицы сено по ночам косят, потихоньку, хоть председатель о том – знает. Ну а не покосишь, чем жить будем, корову питать же надо.
К чему я всё это? О «Привычном деле» писано-переписано, дипломы да диссертации, «вершина деревенской прозы», «родоначальное», «исконное»… Все это правда, но не в этом же дело. А в том, что сорвал приехавший шурин Митька – нашего Ивана Африкановича на заработки, уговорил, уболтал, заморочил голову.
Поездка у Ивана не задастся, а вернется он уже лишь – к жениной могиле: надорвалась Катерина, сигналы и раньше были.
Все эти люди живы во мне… А Василия Белова-то без очистительных слёз и не прочитаешь, тоже – повезло, верно, читал с чистым сердцем.
Наверное, ради единственной мысли обратился я нынче к этой знаменитой книге-душе, ради пушкинских слов: «нет, весь я не умру, душа в заветной лире».
Многолетнее вымирание русской деревни – привычное дело. Но даже если совсем исчезнет она, и память выветрится о всех этих людях – обыденно живших в своем райском аду, – повесть Белова будет её, эту деревню, всегда воскрешать. И читатель снова пойдет вместе с Дроновым, на могилу Кати, прихватив ее любимой рябинки.
Иван Африканович вышел в огород. Сорвал несколько гроздьев красной, уцелевшей от дроздов рябины. Тихонько закрыл отводок, пошел за деревню.
Горький отрадный дым от костров тут и там таял в ясном неощущаемом воздухе: копали везде картошку. Стая прилетевших из леса и готовящихся в путь скворцов опустилась в поле; за речкой, за желтым березнячком кричали ребятишки. Белая колокольня развороченной церкви явственно выделялась на спокойном, по-осеннему кротком небе. Зыбкая речка, огибавшая холм с кладбищем, не двигалась, и синенькое небо, отраженное ею, казалось чище настоящего, верхнего неба. На кладбище, в старых вербах, тенькали синички.
Текст, скажете вы? Да, текст. Он может жить и в планшете, и в звуке аудиокниги, и по-старому, конечно – на сброшюрованных листах, под обложкой. Это дело привычное. К нему надобно только обратиться, и всё оживёт само собою.
Основные события четвертой главы
Белов В.И. в четвертую главу своего произведения включил следующие части: «И пришел сенокос», «Фигуры», «Что было дальше», «Митька действует» и «На всю катушку». Корова была самой ценной в семье Дрынова. Но сена колхоз выделял мало, приходилось по ночам Ивану косить, чтобы три стожка на зиму запасти. Однажды он взял с собой Гришку на покос, а мальчишка уснул. Но пока Иван был на работе, а к ним в дом по делам заходил председатель, тот сам и выложил все про сено.
Потом Гришка и дорогу показал, чтобы могли уполномоченные увезти это сено. Долго ругали Ивана за сено, сделали предупреждение, что если еще такое повторится, то посадят его. Договорился тогда Иван с соседским председателем, чтобы косить. Четыре ночи он с женой ездил на покос, чтобы его председатель не видел. А когда приехал шурин Митька, то они с Мишкой за одну ночь перевезли это сено. Вскоре и Митьку с Мишкой забрали за сено в милицию и дали им работ по пятнадцать суток.
Глава 3. Катерина
В это же время родился девятый сын, Иван, у жены Дрынова, Катерины. Сама же Катерина, несмотря на строгий запрет фельдшера, сразу же после родов отправляется на тяжелую работу, больная. Катерина начинает вспоминать о том, как однажды, в Петров день, ее Иван наблудил с сельской бойкой бабой Дарьей Путанкой. А когда Катерина его все же простила, он на радостях пошел и обменял на «гармонью» Библию, доставшуюся в наследство от деда. Сделал это Иван, чтобы жену развеселить музыкой.
А вот сейчас та самая Дашка отказывается смотреть за телятами, и Катерине приходится выполнять и свою, и ее работу. Измученная болезнью и работой женщина в изнеможении падает в обморок. Вызывают скорую, и Катерина оказывается в больнице. Ей ставят диагноз – гипертония. Только через две недели ее выписали и разрешили вернуться домой.
Вспоминает о гармони и Иван Африканович – не успел он как следует научиться играть, только басы кое-как освоил, как отобрали у него инструмент за недоимки.
Повесть В. И. Белова «Привычное дело» как вологодский текст: монография
Повесть В. И. Белова «Привычное дело» как вологодский текст: монография / Науч. ред. С. Ю. Баранов. Вологда: ИП Киселев А. В., 2016. 191 с.
К 85-летию со дня рождения В. Белова коллектив вологодских ученых при поддержке Российского гуманитарного научного фонда подготовил к печати монографию, в которой на высоком исследовательском уровне рассматриваются регионоведческие аспекты его знаменитой повести «Привычное дело».
Монография состоит из введения и семи глав, посвященных различным сторонам художественного мира повести (система персонажей, вещные образы, пространственные мотивы, комический пафос, символика и т. д.), особенностям ее рецепции в литературной критике и кино тех лет, проблеме художественного перевода.
Во введении к сборнику, носящем установочный характер, научный редактор С. Баранов подчеркнул глубокую символичность изображенной писателем в повести вологодской деревни, воплощающей в себе его представления о «первооснове национальной жизни» (с. 7). По мнению исследователя, «трогательная, но обыденная история» главного героя повести Ивана Африкановича Дрынова и его жены Катерины обладает «большим общечеловеческим смыслом» (с. 9) и как таковая находится в русле экзистенциальной традиции, во многом определившей творческие искания русской литературы ХХ века. Таким образом, с самого начала в рецензируемой монографии декларируется предельно широкий методологический подход, при котором заявленная регионоведческая проблематика рассматривается в общем культурно-историческом контексте второй половины ХХ века, в соответствии с классическим статусом повести В. Белова «Привычное дело».
Основную часть монографии открывает содержательная работа Ю. Розанова «Повесть В. И. Белова «Привычное дело» в зеркале литературной критики 1960-х годов»
Исходя из общего положения о решающем влиянии властных структур на советский литературный процесс, исследователь уделяет самое пристальное внимание политическим аспектам литературно-критической рецепции беловского текста. Опираясь на мемуарные свидетельства непосредственных участников драматических событий, разыгравшихся вокруг окончательного одобрения идеологического содержания повести со стороны правящих кругов, Розанов артистически вырисовывает сложившуюся политическую конъюнктуру, в соответствии с которой ярым противникам произведения В
Белова противопоставлены его защитники. При этом исследователь выявляет весьма любопытную закономерность в этом судьбоносном для «Привычного дела» противостоянии различных партийных группировок: доброжелательное отношение к повести обнаружили высшие партийные чины, тогда как низшие чинили всяческие препятствия широкому знакомству с ней читающей публики.
Развязанную было министром культуры Карельской ССР Л. Колмовским кампанию (с подачи председателя Госкомиздата СССР Н. Михайлова) по дискредитации повести В. Белова и опубликовавшего ее петро, по словам Ю. Розанова, «своей властью решительно остановил» (с. 13) первый секретарь Карельского обкома КПСС И. Сенькин. Журнал «Огонек», поместивший на своих страницах положительную рецензию на «Привычное дело» В. Петелина и тем самым давший «зеленый свет» соответствующим критическим выступлениям в центральной прессе лета и осени 1966 года, приобрел политический вес благодаря «»тайным» покровителям в советском руководстве» (с. 16) на уровне члена Политбюро ЦК КПСС Д. Полянского. Наконец, член ЦК КПСС и главный редактор центральной партийной газеты «Правда» М. Зимянин, вопреки негативному отношению к повести кандидата в члены ЦК КПСС и руководителя Отдела культуры ЦК КПСС В. Шауро, поместил на ее страницах в марте 1967 года статью Ф.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Получить доступ
Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.
Сюжет седьмой главы
В седьмой главе читатель может познакомиться с тремя частями: «Ветрено. Так ветрено», «Привычное дело» и «Сорочины». Мать Катерины и Степановна решили, что Иван должен сойтись с Нюшкой. Но как сказать ему об этом, пока еще не придумали. А Иван, решив построить новую лодку, пошел на Черную речку и заблудился. Два дня он пробыл в лесу, и, когда уже совсем выбился из сил, голодный, услышал трактор Мишки Петрова, пополз на дорогу и тот его чуть не задавил.
На сорок дней он пошел на кладбище к жене, куда он так ни разу еще и не сходил. Рассказал о детях, о корове, попросил прощения у жены, что не берег ее. И заплакал, пытаясь вылить всю свою боль от потери.
Ответы на вопрос
Отвечает Стороженко Александра.
Едет на дровнях мужик Иван Африканович Дрынов. Напился с трактористом Мишкой Петровым и теперь с мерином Пармёном беседует. Везет из сельпо товар для магазина, а заехал спьяну не в ту деревню, значит, домой только — к утру… Дело привычное. А ночью по дороге нагоняет Ивана Африкановича все тот же Мишка. Ещё выпили. И тут решает Иван Африканович сосватать Мишке свою троюродную сестру, сорокалетнюю Нюшку-зоотехницу. Она, правда, с бельмом, зато если с левого боку глядеть, так и не видно… Нюшка прогоняет друзей ухватом, и ночевать им приходится в бане.И как раз в это время у жены Ивана Африкановича Катерины родится девятый, Иван. А Катерина, хоть и запретила ей фельдшерица строго-настрого, после родов — сразу на работу, тяжело больная. И вспоминает Катерина, как в Петров день наблудил Иван с бойкой бабенкой из их села Дашкой Путанкой и потом, когда Катерина простила его, на радостях обменял доставшуюся от деда Библию на «гармонью» — жену веселить. А сейчас Дашка не хочет ухаживать за телятами, так Катерине приходится работать и за нее (а иначе семью и не прокормишь). Измученная работой и болезнью, Катерина внезапно падает в обморок. Её увозят в больницу. Гипертония, удар. И только больше чем через две недели она возвращается домой.А Иван Африканович тоже вспоминает про гармонь: не успел он научиться даже и на басах играть, как её отобрали за недоимки.Приходит время сенокоса. Иван Африканович в лесу, тайком, за семь верст от деревни косит по ночам. Если трех стогов не накосишь, корову кормить нечем: десяти процентов накошенного в колхозе сена хватает самое большее на месяц. В одну из ночей Иван Африканович берет с собой малолетнего сына Гришку, а тот потом по глупости рассказывает районному уполномоченному, что ходил с отцом ночью в лес косить. Ивану Африкановичу грозят судом: ведь он депутат сельсовета, а потом тот же уполномоченный требует «подсказать», кто ещё в лесу по ночам косит, написать список… За это он обещает «не обобществлять» личные стога Дрынова. Иван Африканович договаривается с соседским председателем и вместе с Катериной ходит в лес на чужую территорию косить по ночам.В это время в их деревню приезжает из Мурманска без копейки денег Митька Поляков, брат Катерины. Недели не прошло, как он напоил всю деревню, начальство облаял, Мишке сосватал Дашку Путанку, да и корову сеном обеспечил. И все будто походя. Дашка Путанка поит Мишку приворотным зельем, и его потом долго рвет, а через день по Митькиному наущению они едут в сельсовет и расписываются. Вскоре Дашка срывает с Мишкиного трактора репродукцию картины Рубенса «Союз земли и воды» (там изображена голая баба, по общему мнению, вылитая Нюшка) и сжигает «картинку» в печи из ревности. Мишка в ответ чуть не сбрасывает трактором Дашку, моющуюся в бане, вместе с баней прямо в речку. В результате — трактор поврежден, а на чердаке бани обнаружено незаконно скошенное сено. Сено заодно начинают искать у всех в деревне, доходит очередь и до Ивана Африкановича. Дело привычное.Митьку вызывают в милицию, в район (за соучастие в порче трактора и за сено), но по ошибке пятнадцать суток дают не ему, а другому Полякову, тоже из Сосновки (там полдеревни Поляковы). Мишка же свои пятнадцать суток отбывает прямо в своей деревне, без отрыва от производства, по вечерам напиваясь с приставленным к нему сержантом.После того как у Ивана Африкановича отбирают все накошенное тайком сено, Митька убеждает его бросить деревню и уехать в Заполярье на заработки. Не хочет Дрынов покидать родные места, да ведь если Митьку послушать, то другого выхода-то и нет… И Иван Африканович решается. Председатель не хочет давать ему справку, по которой можно получить паспорт, но Дрынов в отчаянии угрожает ему кочергой, и председатель вдруг сникает: «Хоть все разбегитесь…»Теперь Иван Африканович — вольный казак. Он прощается с Катериной и вдруг весь сжимается от боли, жалости и любви к ней. И, ничего не говоря, отталкивает её, словно с берега в омут.А Катерине после его отъезда приходится косить одной. Там-то, во время косьбы, и настигает её второй удар. Еле живую, её привозят домой. И в больницу в таком состоянии нельзя — умрет, не довезут.
Привычное дело
Авось, небось и как-нибудь
Зато чего в ней с избытком, так это работы. Тяжелой, неинтересной, отупляющей, в скотских условиях, без всякой механизации. Механизация если и есть, то для комиссии и то до первой поломки, но проверяющие отметят галочкой, председателю плюшки, а люди как надрывались, так и надрываются. Людей мало — молодежь всеми правдами и неправдами старается уехать из этой колхозной сказки, а оставшиеся должны работать за себя и за троих уехавших. А самый цимес — всё это фактически за бесплатно. Не совсем за трудодни, но назвать нормальной зарплату мужика-колхозника в 18 рублей — невозможно. Жена его надрывается дояркой-скотницей за 40-45 рублей в месяц. А один только штраф за эпизод с конем, когда тот один пришел к магазину и благополучно вывернул содержимое саней на землю — товары попортились, составил 50 рублей с копейками. Живи как знаешь. Иван Африканович промышлял рыбной ловлей, охотой и собирательством (недалеко же мы ушли от каменного века), но это поесть, а ведь нужны и ТНП, так сказать — и на какие шиши? А в семье 9 детей (девять, прописью). Уму непостижимо. В смысле — он думает хоть о чем-нибудь, прежде чем очередного ребенка заделать??
Что меня выбешивало всю дорогу в этом Африкановиче — как с женой целоваться-миловаться, так я тут, а как устроиться на нормальную работу, тем же скотником рядом с женой, чтобы хотя бы столько же приносить в дом, как и она — неее, меня нет. А то вдруг война, а я уставший! Как в том анекдоте: а руками вы что-нибудь умеете делать? Да зачем? Вон жена работает, а я на лошадке покатаюсь туда-сюда, покуролесю, а штраф жена выплатит, чего ей. При этом нельзя сказать, что он не любит свою жену. Любит. Жить без нее не может, постоянно говорит и думает об этом. Конечно, кто ж его содержать будет, если она помрет? А сам он детей не сможет вырастить на 18 р. в месяц, это однозначно. Не знаю, может это я какая-то меркантильная и черствая, он мне про любовь, а я про деньги. Но если ты любишь женщину, как же ты допускаешь, чтобы она на износ работала и рожала буквально каждый год-полтора? И после каждых родов уже через день-два бежала на работу. И не бумажки в конторе перекладывать, а на тяжелую физическую работу, и не только за себя, но и за Машу и Глашу, которые не вышли на работу. И когда жена тяжело заболела от такой жизни, слегла, он и не подумал что надо как-то зарабатывать деньги, ведь жена-добытчица больна. Нет, о жене он заботился, стакан воды ей было кому подать, но ее подтачивала мысль, что пока она лежит, деньги не идут в дом (больничных колхозникам не оплачивали, крутись как хошь), о «заработках» мужа и говорить смешно. И толком не долечившись, снова побежала работать. Второго удара она уже не пережила.
Как же убивался Иван Африканович, как он горевал! Землю грыз, плакал. Но зарабатывать деньги не шел. Когда выяснилось, что без денег даже в социалистической стране жить невозможно, распихал детей куда кого: кто постарше — на работу и на учебу в училища, живите как хотите; средних сдал в детдом; младшие пока дома, но вроде только до школы — и тоже в детдом… Вот нафиг было столько плодить?? Если уж наплодил — почему не зарабатывал для них деньги? Авось, небось и как-нибудь? Не понимаю я такого.
Тема, идея и проблематика произведения
В рассказе затрагиваются такие темы и проблемы:
- супружеская верность и измена;
- семейные узы;
- тайная связь;
- вопросы нравственности;
- консервативность общества XIX века.
Ведущей темой в произведении является настоящая любовь. Она заставляет героев меняться, перерождаться и задумываться о глобальных жизненных вопросах. Влюбившись в чистую, светлую и прекрасную женщину, Гуров, называвший женщин «низшей расой», и сам меняется в лучшую сторону, а его глубоко скрытые положительные качества выбираются из «оболочки», распускаются, как цветок.
Также на первом месте в рассказе стоит тема супружеской измены: вокруг неё и закручен сюжет. Традиционно неверность в браке порицается обществом, однако автор показывает, что очень часто на измену людей толкают многие причины, главная из которых — отсутствие любви в браке. Особенно актуально это было для того времени, когда молодые люди вступали в брак против своей воли: их женили на подходящих кандидатурах ради статуса в обществе, лишая их свободы выбора. В таком браке даже появлялись дети, но, разумеется, не было любви.
Каждый из героев жил в своеобразном «футляре», ограждающем их от скучного общества, в котором им приходилось существовать. Гуров редко бывал дома с женой, находя спасение в краткосрочных романах.
Анна же спасалась от одиночества тем, что завела собаку, но однажды ей стало так тошно и плохо, что она решила совершить поездку в Ялту, фактически сбегая от обыденности.
Среди аргументов к сочинению «Дама с собачкой» следует упомянуть основную идею и смысл произведения. Оно рекомендует пересмотреть привычные моральные устои, на которых держится общество. Если в семье нет любви, её вряд ли можно назвать счастливой: супруги лишь лицемерят друг другу, а лицемерие не может стать достойным фундаментом и непременно рано или поздно даст трещину. Иногда не стоит создавать видимость семьи в угоду обществу, скрывая правду и маскируя проблемы: порой лучше развестись во имя настоящей любви и свободы, действуя так, как велит сердце.
https://youtube.com/watch?v=v9fkGWooVhE
Жизненный круг
Глава под названием «Жизненный круг» поведает нам о жизни от младенчества до глубокой старости, расскажет о том, какие этапы проходил каждый русский человек. Здесь подробно описывается все то, что встречает человек на своем пути. Жизнь – это определенный ритм, которому следует подчиняться, чтобы получилась красивая мелодия. Именно ритму подчинена вся жизнь русских людей. Все имеет свою продолжительность, своё время: есть игры для разных времен года, праздники, сезонные работы, забавы и т. д. Переход от одного возрастного этапа к следующему происходил постепенно, резких границ не было, ведь каждый чувствовал прелести своего времени.
Характеристика главных героев
Главным герой рассказа — Сотников. Ему всего лишь 26 лет, когда-то он работал учителем. В самом начале войны он был командиром, но его поймали немцы. Мужчине удалось вырваться из плена и убежать. После этого он присоединился к партизанам. Сотников обладает «железным» характером, его настрой не смогут изменить никакие обстоятельства. У мужчины слабый иммунитет, но несмотря на это он упрям и четко идет к своей цели. Автор уважает героя за стойкость и мужество
Для Сотникова важно оставаться преданным своему народу, поэтому он выбирает смерть.Человек обладающий столь хрупким здоровьем, настолько силен духом, в сравнении со здоровым и физически сильным Рыбаком. Второй герой, Рыбак
Это второй боец, полная противоположность своего напарника
Второй герой, Рыбак. Это второй боец, полная противоположность своего напарника
Из него бы вышел замечательный солдат. Рыбак физически силен и вынослив. В первой половине войны он был старшиной, потом получил ранение и ушел из отряда. Рыбак вступил в партизанскую группу. Вначале он даже вызывает приятные чувства, ради товарищей вызывается пройти опасный путь, при этом практически таща на «своем горбу» изнеможенного Сотника. Его образ дает надежды на будущее. Но события резко меняются. Рыбак предает свой народ, а вместе с ним и своего товарища. Но его нельзя назвать плохим. Он всего лишь жертва, никто не знает, как себя поведет человек при опасности. Не всем дано терпеть адские пытки. Но вызывает отвращение факт того, что герой хочет полностью отдаться в руки врагов, служить им, предав русский народ.Рыбак понимает какую ошибку он совершил, когда становится слишком поздно.
Есть и еще одна героиня произведения, Демчиха. Это обычная женщина, у которой есть двое детей. Именно в ее доме нашли убежища два главных героя, Рыбак и Сотник. Женщина боится за своих детей, но все же помогает героям укрыться в своем доме. В итоге Демчиха погибает. Она не побоялась помочь, ее простая русская душа не позволила сдать родной народ. Женщина пыталась помочь всем, но в итоге погибла.
Главные действия пятой главы
В пятую главу произведение Белова, которое относится к деревенской прозе, вошли несколько частей: «Вольный казак», «Последний прокос» и «Три часа сроку». Уговорил Митька уехать Ивана в Мурманск, чтобы заработать. Не соглашался долго он, но слишком много аргументов приводил хитрый парень. И вот стал Иван и сам задумываться о жизни и о том, какое будущее он может дать своим детям. Пошел к председателю, все документы сделал и поехал вместе с Митькой, хотя Катерина была против такого решения.
Только он уехал, как разрешили деревенским жителям в выходной день не выходить на покос, а заняться своими делами. Катерина отправилась вместе с Катюшкой и Гришкой. Мальчик следил за огнем, лазил по деревням. А девочка наравне с матерью училась косить. И тут Катерине стало плохо, упала на землю
Ее заметил Гришка, стал плакать, и это привлекло внимание людей. Когда Катерину привезли домой, вызвали врача, то оказалось, что опять у нее приступ. Но вот в больницу уже везти ее нельзя было
Но вот в больницу уже везти ее нельзя было.
А вскоре вернулся и Иван, который и в милицию успел попасть из-за Митьки, и даже в аварии поучаствовать. Но домой его тянуло.
Тематика и проблематика
В повести «Сотников» Василь Быков затрагивает множество важным тем, которые особенно характерны для произведений с военной тематикой: смелость, героизм, самопожертвование, верность, любовь к родине, предательство, но основой всего произведения является проблема нравственного выбора. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем. Демчиха решает: обеспечить безопасность своей семье или попытаться помочь партизанам. Даже старосте Петру приходится выбирать (хотя это действие и происходит еще до начала повествования): отказать полицаям и подпортить и без того плохую жизнь односельчан или принять предложение, помочь окружающим, но повесить на себя ярлык предателя
В этом и заключается одна из главных нравственных проблем войны. Каждый день нужно выбирать: либо придерживаешься своих принципов и живешь плохо, а может и вообще умираешь, либо идешь на сделку с совестью ради лучших условий или сохранения жизни.
Сочинение-рассуждение Влияние войны на человека (По тексту Ю.Бондарева)
Так основные темы описывал сам писатель:
Характеристика героев
Начнем с Ивана Африкановича. Это герой производит поначалу не самое хорошее впечатление, однако постепенно раскрывается его истинная натура. Он предстает как человек, переживающий за судьбу деревни, – он не хотел уезжать, потому что верил, что его место именно в селе. Кроме того, он способен на искреннее чувство – ласково и нежно любит свою жену, несмотря на прожитые вместе тяжелые годы. Дрынов осознает, что то устройство жизни деревни, которое существует, неверное, его необходимо менять. Этим герой и выделяется на фоне своих односельчан, которые смирились с происходящим.
Примечателен и образ Катерины Дрыновой. Это спокойная тихая женщина, которая привыкла сносить любые тяготы и работать без отдыха. Она не жалеет себя и своего здоровья, чтобы обеспечить семью.
Ее брат Митька, наоборот, не наделен смирением сестры. Это человек без семьи и без своего угла. Он живет одним днем и не думает о будущем. Именно его появление привело к гибели семьи Дрыновых – отъезд Ивана, смерть Катерины. Идеи и мысли Митьки разрушили привычный уклад жизни Дрыновых.
Бегство и возвращение Ивана
Чтобы прокормить корову, главе семейства приходилось косить траву на заброшенных лугах. По мнению властей, такие действия были незаконными. Сено обнаружили и конфисковали, а Ивану пригрозили судом. Отчаявшись, фронтовик совершил поступок, о котором впоследствии горько пожалел — уехал на заработки в Мурманск. Попасть в Заполярье ему было не суждено.
По дороге выяснилось, что билеты остались у Митьки. Ивана ссадили с поезда, и ему пришлось добираться обратно. По пути домой он познакомился с парнем, который рассказал, что в колхозе, откуда уехал Иван, умерла женщина, и несколько детей стали сиротами. Незадачливый путешественник понял, что речь о Катерине.
На самом деле случай с билетами — лишь повод к тому, чтобы не покидать малую родину. Иван чувствовал, что его место там, среди родных людей и односельчан. Но он понял это слишком поздно. Кроме того, этим эпизодом автор показывает, что у людей в послевоенное время не было другого выхода, кроме как самоотверженно трудиться, пока не придёт смерть.
По закону, у фронтовика, вернувшегося домой без серьёзных ранений, не было льгот. Даже сено, скошенное собственноручно, ему пришлось прятать. В итоге оно было найдено и конфисковано. Современникам это может показаться несправедливым, но в послевоенные годы общественное благо ставилось выше личного, потому что это было необходимо для развития страны. Основные черты характера Ивана:
- доброта;
- совестливость;
- мягкость;
- философское спокойствие.
Душевное состояние героя сформировалось под влиянием красоты природы и поэтичности крестьянского труда. Хоть и тяжёл деревенский быт, но без него персонажи Белова не мыслят жизни. Литературоведы называют их «природными людьми».
Катерина скончалась не потому, что власти заставили её работать до изнеможения.
апротив, врач советовал отдохнуть, но женщина беспокоилась о телятах и не могла сидеть дома, зная, что они могут остаться без питья. В работе она находила отраду для души.
На этом фоне кажутся второстепенными такие явления:
- бесправие;
- безденежье;
- скудная пища;
- незатейливый быт.