Попрыгунья

Краткое содержание рассказа «попрыгунья»

Краткое содержание

Осип Степанович Дымов – молодой, подающий большие надежды специалист в области медицины. Чтобы обеспечить себя и свою супругу Ольгу Ивановну, ему приходится служить в двух учреждениях. До полудня он ведет прием пациентов в одной больнице, а после обеда отправляется в другую, где производит вскрытие трупов.

Его супруга — молодая и легкомысленная особа. Она обожает общество людей искусства: в ее друзьях числятся художники, музыканты, актеры и поэты. Ежедневно она наносит им визиты, нередко принимает их и у себя, в своем семейном гнездышке.

Дымова она немного стесняется, поскольку не считает его значимым человеком, ведь он так далек от прекрасного, причем не скрывает этого. Вся его жизнь – это наука, медицина, пациенты. Кроме этого, на нем хозяйство, ведь Ольга Ивановна не может тратить свое время на покупку продуктов и приготовление обедов.

Сама она также не лишена таланта, но увлечена всем сразу и понемногу. Она лепит, рисует пейзажи, поет и играет на музыкальных инструментах. По мнению ее друзей, она талантлива во всем. Особенно нахваливает ее один анималист и пейзажист, некий Рябовский. Ольга Ивановна внимательно прислушивается к его советам и рекомендациям и часто ездит к нему за консультацией.

Она любит своего мужа, однако вынуждена часто объяснять друзьям, почему выбрала именно его. Это выглядит так, словно она оправдывается за свой выбор, ведь, по ее мнению, он обычный, ничем не примечательный человек. Дымов тоже любит Ольгу Ивановну. Он обеспечивает все ее прихоти и капризы, угождает ее друзьям, принимая их в своем доме.


Нередко Ольга Ивановна приезжала к Рябовскому домой, чтобы показать эскизы

После поездки Ольги Ивановны с художниками на Волгу, их отношения с Рябовским переходят на иной уровень. Она понимает, насколько устала от мужа и как ей скучно с ним. Однако, после окончания поездки отношения с художником совсем разладились. Ольга Ивановна переживала и ревновала, часто объезжала своих знакомых с визитами, чтобы найти Рябовского. Лишь после того, как она поняла, что он интересуется и другими женщинами, помимо нее, была поставлена точка.

Известие о том, что Дымов безнадежно болен, поставило ее в тупик. Ольга Ивановна ходила, как в тумане, около закрытой двери в кабинет мужа. И днем и ночью туда заходили доктора и Коростылев, но ее к супругу не пускали.

Неожиданно для себя она понимает всю лживость и подлость в отношениях с мужем. Она слышит разговоры его коллег о том, какой талантливый человек от них уходит, и осознает, что ничего не знала о супруге. Коростылев в отчаянье бросает ей слова о том, что она виновата в его смерти, что если бы Дымову она дала немного тепла и уюта, то из него мог бы получиться крупный ученый. Ольга Ивановна осознает, что в погоне за праздной жизнью она загубила светлого человека, который действительно ее любил.

Читать краткое содержание Чехов Попрыгунья

У Ольги Дымовой часто гости. И все они – люди искусства, хотя и местного «масштаба». Все эти художники, актеры и подобные им рады обществу щедрой Ольги, все признают за ней таланты практически во всех областях искусства. А вот за мужем её не могут разглядеть хоть какого-либо потенциала. Жене приходится даже извиняться за слишком скучного Осипа, ведь он «просто» врач. Конечно, ему приходится зарабатывать на ее развлечения и наряды на двух работах, привозить продукты – заниматься обедом, ведь Оле не до таких мелочей, ему без сна нужно иногда возвращаться в город с дачи за её платьями и шляпками. Но он слишком любит супругу, всё ей прощает.

Она всё меньше обращает внимания на этого покорного человека: то важная встреча у неё, то приглашение на свадьбу. И тем более, что в её обществе есть такой интересный мужчина – художник Рябовский. Талантливый блондин признался Ольге в любви… И она не смогла устоять. Ведь он так талантлив! Впрочем, как человек искусства, Рябовский склонен к переменам настроения (считает себя то гением, то бездарностью), смене чувств (быстро охладевает к Ольге, находит следующую).

Дымова мучается ревностью к любовнику, чувствует себя несчастной и отвергнутой. Муж не может не заметит этого, он понимает всё, но оправдывает жену. Стараясь отвлечься, он работает ещё больше. Он уже защитил диссертацию, и скоро ему могут предложить приват-доцентуру. Но жена не понимает его гордости, не разделяет ее, для Ольги её проблемы (она застала у любовника другую женщину) намного важней. Муж не получил и малейшего отклика, поэтому, стараясь забыться, бросился в опасную работу – он спасает инфекционных больных. Сам Осип заражается, и уже для него нет надежды. Друзья его сокрушаются – наука теряет выдающегося ученого. Только в последний момент Ольга Дымова понимает, как ошибалась. Но поздно.

10 класс

Оцените произведение:

  • 3.15

Голосов: 101

Читать краткое содержание Попрыгунья. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

  • Анна на шее
  • Аптекарша
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька Жуков
  • Вверх по лестнице
  • Вишневый сад
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов (пьеса)
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата номер 6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Черный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

Попрыгунья — краткое содержание рассказа А.П. Чехова

 
В конце 1891 года выдающийся писатель Антон Павлович Чехов написал известный рассказ «Попрыгунья». По мнению некоторых исследователей в основу литературного произведения положена реальная история.
Главная героиня рассказа – Ольга Ивановна, супруга врача Дымова Осипа Степановича. Познакомились герои в больнице, в которой работал покойный отец Ольги. Ей всего 22 года.
Круг общения Ольги Ивановны составляли, мало-мальски известные люди, пусть, даже и не очень знаменитые. В этот круг входят артисты, художники, музыканты, литераторы. По мнению супруги Дымова, ее муж не был похож на них. В их компании, Осип Степанович выглядел скованно и незаметно, почти был чужим человеком. Супруг ежедневно допоздна пропадал на работе в больнице.
Ольга Ивановна проводила свое скучное существование по-своему. Просыпалась утром не раньше 11 часов, потом коротала время за роялем или рисовала. Часто посещала портниху или навещала кого-нибудь из художников. Приятельницы из артистической богемы делились с ней последними театральными новостями.
Раз в неделю у Дымовых устраивался домашний прием, куда приглашались различные известные личности. Лето Ольга Ивановна проводила за городом. Дымов послушно выполняет все капризы супруги.
Ольга Ивановна решает провести конец лета на Волге в компании художников. Дымов же трудится и обеспечивает супругу. На одной из речных прогулок, женщина встречает Рябовского, который увлекается Ольгой, признается ей в любви. Молодые люди становятся любовниками. Но Рябовский – человек творческой натуры и любовный роман ему быстро наскучил. Без сожаления он отправляет Ольгу Ивановну к ее супругу.
Дымов рад встрече с женой. Ольга скрывает связь с Рябовским, с которым продолжает встречаться. Но для любовника такие отношения скучны, а у Ольги они вызывают чувства ревности. Осип Степанович начинает догадываться об изменах супруги, сильно переживает. Он не показывает вида и только работает еще больше. В его работе появляются позитивные сдвиги, он защищает диссертацию. Он делится радостной новостью с Ольгой, но она не обращает внимания на слова мужа и спешит театр. Ей непонятно о чем постоянно беседует Дымов со своим коллегой Коростелевым, ведя ученые разговоры.
С Рябовским Ольга Ивановна разрывает отношения. Дымов заражен неизлечимой болезнью, время с ним проводит Коростелев. Только сейчас Ольге Ивановне становится понятно, кем был ее муж и как она его недооценивала. Ей хочется все исправить и изменить, но поздно. Дымов Осип Степанович уже мертв.
 


Краткое содержание других рассказов ЧеховаПолный текст рассказов Чехова

Краткое содержание «Попрыгунья»

Осип Иванович Дымов

, титулярный советник и врач тридцати одного года, служит в двух больницах одновременно: ординатором и прозектором. С девяти часов утра и до полудня принимает больных, потом едет вскрывать трупы. Но его доходов едва хватает на покрытие расходов жены — Ольги Ивановны, двадцати двух лет, помешанной на талантах и знаменитостях в художественной и артистической среде, которых она ежедневно принимает в доме. Страсть к людям искусства подогревается еще тем, что она сама немного поет, лепит, рисует и обладает, как утверждают друзья, недопроявленным талантом во всем сразу. Среди гостей дома выделяется пейзажист и анималист Рябовский — «белокурый молодой человек, лет двадцати пяти, имевший успех на выставках и продавший свою последнюю картину за пятьсот рублей» (что равняется годовому доходу от частной практики Дымова).

Дымов обожает жену. Они познакомились, когда он лечил её отца, дежуря ночами возле него. Она тоже любит его. В Дымове «что-то есть», — говорит она друзьям: «Сколько самопожертвования, искреннего участия!» «…в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье», — говорит она гостям, вроде объясняя, почему она, артистическая натура, вышла за такого «очень обыкновенного и ничем не замечательного человека». Дымов (она не зовет мужа иначе как по фамилии, часто прибавляя: «Дай я пожму твою честную руку!» — что выдает в ней отголосок тургеневского «эмансипе») оказывается на положении не то мужа, не то слуги. Она так и называет его: «Мой милый метрдотель!» Дымов готовит закуски, мчится за нарядами для жены, которая проводит лето на даче с друзьями. Одна сцена являет верх мужского унижения Дымова: приехав после тяжелого дня на дачу к жене и привезя с собой закусок, мечтая поужинать, отдохнуть, он тут же отправляется на поезде в ночь обратно, ибо Ольга намерена на следующий день принять участие в свадьбе телеграфиста и не может обойтись без приличной шляпки, платья, цветов, перчаток.

Ольга Ивановна

вместе с художниками проводит остаток лета на Волге. Дымов остается работать и посылать жене деньги. На пароходе Рябовский признается Ольге в любви, она становится его любовницей. О Дымове старается не вспоминать. «В самом деле: что Дымов? почему Дымов? какое ей дело до Дымова?» Но скоро Ольга наскучивает Рябовскому; он с радостью отправляет её к мужу, когда ей надоедает жизнь в деревне — в грязной избе на берегу Волги. Рябовский — чеховский тип «скучающего» художника. Он талантлив, но ленив. Иногда ему кажется, что он достиг предела творческих возможностей, но иногда работает без отдыха и тогда — создает что-то значительное. Он способен жить только творчеством, и женщины для него не много значат.

Дымов встречает жену с радостью. Она не решается признаться в связи с Рябовским. Но приезжает Рябовский, и их роман вяло продолжается, вызывая в нем скуку, в ней — скуку и ревность. Дымов начинает догадываться об измене, переживает, но не подает вида и работает больше, чем раньше. Однажды он говорит, что защитил диссертацию и ему, возможно, предложат приват-доцентуру по общей патологии. По его лицу видно, что «если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей все, но она не понимала, что значит приват-доцентура и общая патология, к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала». В доме появляется коллега Дымова Коростелев, «маленький стриженый человечек с помятым лицом»; с ним Дымов проводит все свободное время в непонятных для жены ученых разговорах.

Отношения с Рябовским заходят в тупик. Однажды в его мастерской Ольга Ивановна застает женщину, очевидно, его любовницу и решает порвать с ним. В это время муж заражается дифтеритом, высасывая пленки у больного мальчика, чего он, как врач, не обязан делать. За ним ухаживает Коростелев. К больному приглашают местное светило, доктора Шрека, но он не может помочь: Дымов безнадежен. Ольга Ивановна, наконец, понимает лживость и подлость своих отношений с мужем, проклинает прошлое, молит Бога о помощи. Коростелев говорит ей о смерти Дымова, плачет, обвиняет Ольгу Ивановну в том, что она погубила мужа. Из него мог вырасти крупнейший ученый, но нехватка времени и домашнего покоя не позволили ему стать тем, кем он по праву должен быть. Ольга Ивановна понимает, что причиной смерти мужа была она, вынуждавшая его заниматься частной практикой и обеспечивать ей праздную жизнь. Она понимает, что в погоне за знаменитостями «прозевала» подлинный талант. Она бежит к телу Дымова, плачет, зовет его, понимая, что опоздала.

Рассказ заканчивается простыми словами Коростелева, подчеркивающими всю бессмысленность ситуации: «Да что тут спрашивать? Вы ступайте в церковную сторожку и спросите, где живут богаделки. Они и обмоют тело и уберут — все сделают, что нужно».

Короткий пересказ «Попрыгунья» Чехова

В конце 1891 года выдающийся писатель Антон Павлович Чехов написал знаменитый рассказ «Прыгун». По мнению некоторых исследователей, в основу литературного произведения заложена реальная история.

Главная героиня рассказа – Ольга Ивановна, жена врача Осипа Степановича Дымова. Герои познакомились в больнице, где работал покойный отец Ольги. Ей всего 22 года.

Круг друзей Ольги Ивановны состоял из более или менее известных людей, пусть и не очень известных. В этот круг входят художники, живописцы, музыканты, писатели. По словам жены Дымова, ее муж был на них не похож.

В их обществе Осип Степанович выглядел ограниченным и незаметным, почти чужим. Муж каждый день поздно пропадал на работе в больнице.

Свое скучное существование Ольга Ивановна проводила по-своему. Я просыпался утром не раньше 11 часов, потом коротал время за фортепиано или рисовал. Она часто посещала портниху или посещала одного из художников. Друзья из артистической богемы делились с ней последними театральными новостями.

Конец лета Ольга Ивановна решает провести на Волге в компании художников. Дымов работает и содержит жену. В одной из речных поездок женщина знакомится с Рябовским, который увлекается Ольгой, признается в любви.

Молодые люди становятся любовниками. Но Рябовский – человек творческой натуры, и любовная история ему быстро надоела. Без угрызений совести он отправляет Ольгу Ивановну к мужу.

Дымов счастлив познакомиться с женой. Ольга скрывает связь с Рябовским, с которым продолжает встречаться. Но для любовника такие отношения скучны, а у Ольги они вызывают чувство ревности. Осип Степанович начинает догадываться о неверности жены, он очень переживает. Он не показывает вид и просто работает еще больше.

В его работе появляются положительные изменения, утверждает он. Он делится радостной новостью с Ольгой, но она игнорирует слова мужа и спешит в театр. Она не понимает, о чем постоянно говорит Дымов со своим коллегой Коростелевым, и ведет научные беседы.

Ольга Ивановна разрывает отношения с Рябовским. Дымов заражен неизлечимой болезнью, Коростелев проводит с ним время. Только теперь Ольге Ивановне становится ясно, кем был ее муж и как она его недооценивала. Она хочет все исправить и измениться, но уже слишком поздно. Дымов Осип Степанович уже мертв.

Глава 2: Жизнь новобрачных

Однако и жизнь Ольги можно назвать довольно скучной и однообразной. В свои 22 года она ничем не занималась. Обычно героиня вставала с постели не ранее одиннадцати часов. Затем она могла сесть за рояль или заняться рисованием. Ольга часто ходила к портнихе. Подруги героини из артистической среды любили рассказывать ей последние новости из мира театра. Потом они ехали в гости к какому-нибудь известному человеку и говорили об искусстве. Ольге прочили успех во всех начинаниях, если она не будет разбрасываться на мелочи. Она слушала и верила в эти похвалы, но по-прежнему ничего особо не делала.

Дымов не понимал искусства, но жену не осуждал. Он позволял ей делать то, что она хочет. Она же, напротив, часто упрекала мужа за то, что он не интересуется богемной жизнью. Он же отвечал кротко:

В семье Дымовых существовала традиция — каждую неделю приглашать в дом известных людей. На вечеринках никто не вспоминал о Дымове. В гостях были одни молодые люди и актрисы, и Ольга блистала в их кружке.

Однажды жизнь молодожёнов омрачилась происшествием: Дымов порезал два пальца во время вскрытия трупа. Ольга боялась заражения, но все обошлось, и их дни вновь потекли по-прежнему: Дымов работал, Ольга развлекалась.

Верность и измена

Сформировавшийся конфликт обязательно должен был к чему-то привести. У Ольги случился роман с молодым художником. Она восхищалась его непревзойденным талантом, видела в этом человеке что-то глубоко возвышенное и постоянно сравнивала его достижения с занятиями мужа. Художник в ее глазах представлялся выдающимся, обладающим неординарными способностями. Ее развитая фантазия рисовала долгие годы счастливой жизни рядом с этим человеком. Вот почему она решается на измену, поддавшись первому же порыву чувств. Супруг на его фоне казался ей серой, непредставительной и неинтересной личностью.

Дымов же сохранял верность жене, уважал ее даже после того, как ему стало известно о свершившемся факте измены. Ни единого слова упрека не прозвучало из его уст! Осип Степаныч обладал способностью замечать достоинства, а на недостатки просто не обращал внимания. С его стороны показано проявление истинной любви, которая далека от осуждения и любого негатива. Автор обнаруживает перед читателем персонажа, обладающего большим терпением и выдержкой.

Творческая интеллигенция на даче у Ольги Ивановны

В доме у Дымовых по средам собиралась творческая компания, куда обязательно приглашались новоявленные знаменитости. При каждом стуке в дверь хозяйка вздрагивала и многозначительно восклицала: «Это он!», подразумевая под этим словом приглашенную «звездочку». Дымов, как правило, в этих посиделках не участвовал. Гости и жена о нем и не вспоминали.


В эту честную компанию был вхож молодой красивый художник по фамилии Рябовский. Ольга Ивановна очень гордилась тем, что этот прославленный, как ей казалось, человек говорил ей о том, что она талантлива в живописи. Он поправлял ее этюды, хваля их. А между тем картины его самого пользовались успехом. Одну из них он на выставке продал за пятьсот рублей. Ольга Ивановна была счастлива: впереди ее ждало незабываемое время служения искусству и общения с одаренными людьми. Период с апреля по июль она намеревалась провести с друзьями на даче. Затем ее пригласили в поездку художников на Волгу, которая должна была закончиться поздней осенью. И вот женщина уже несколько месяцев гостит на даче. Соскучившийся муж, урвав минутку, мчится к ней. Но теплого приема от жены он здесь не нашел. Она отправляет уставшего с дороги супруга назад в город за розовым платьем и перчатками, намереваясь надеть их на свадьбу знакомого телеграфиста. Дымов тут же мчится на стацию. Чем закончится такая слепая любовь к супруге главного героя? Кого сделает счастливым в финале рассказа «Попрыгунья» Чехов? Краткое содержание его нам поможет это понять.

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Попрыгунья» кратко изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

Герой
Характеристика
Ольга Ивановна
Двадцати-двухлетняя молодая женщина из семьи врача, сама связавшая свою жизнь с талантливым врачом. Ольга Ивановна обладает тонким художественным вкусом и сильным эстетическим чувством, одарена способностями к искусствам. У Ольги Ивановны живой и весёлый характер, она обаятельна и изысканна, чувствительна и сентиментальна. При этом она легкомысленна, эгоистична, из-за чего происходят все её дальнейшие беды.
Кроме того, Ольга Ивановна обнаруживает малодушие в своей натуре – понимая, что поступает неправильно, она не находит в себе силы примириться с мужем, но упрямо пытается вернуть то, что давно потеряла. Позже Ольге Ивановна оказалась способна на трезвую оценку себя и глубокое раскаяние, тем не менее, разрушение, которое она нанесла своей семье и собственной душе, ей не удалось исправить одним желанием.

Осип Степанович Дымов
31-летний талантливый врач, целиком отдающийся своему призванию, он работает в двух больницах, изо всех сил стремится совершенствоваться и содержать семью. Его друзья и тесть, отец Ольги Ивановны, предсказывали ему великое будущее. При этом Осип Степанович предельно скромен, бескорыстен, добр и великодушен. Этого редкого человека часто не ценят и не замечают из-за его скромности, в том числе собственная жена. Осип Степанович очень любит свою жену, признаёт все её увлечения и образ жизни, готов прощать её и сострадать при всём её вероломстве. Смерть Осипа Степановича целиком соответствует его натуре – он жертвует собой, спасая больного мальчика.
Пётр Рябовский
Одарённый художник 25 лет, с красивой поэтической наружностью. Рябовский ведёт богемный образ жизни, работает по вдохновению, а в своей жизни и отношениях с людьми руководствуется лишь своим настроением

Очевидно, он считает своё мастерство слишком значительным, чтобы обращать внимание на чувства других людей и сдерживать себя в своих желаниях. Он заводит роман с Ольгой Ивановной и вскоре без сожаления бросает её, потеряв к ней всякий интерес.
Коростелёв
Товарищ Дымова и его коллега, с которым Дымов часто общается, столкнувшись с изменой своей жены

Коростелёв искренне болеет душой за Дымова и презирает Ольгу Ивановну, не оценившую вовремя своего мужа. Во время болезни Дымова, Коростелёв остаётся у постели больного до самой его кончины.

Характеристика второстепенных персонажей

Дядюшка Ефим

Дядюшка Ефим — бывший земледелец, пожилой мужчина, который часто посещает старую усадьбу Надежды Петровны и ее мужа. Он имеет множество проблем со здоровьем и любит жаловаться на них. Его характеризуют как ранимого и недовольного судьбой.

Старуха

Старуха — работница на старой усадьбе, которую Надежда Петровна уговорила поселиться в домике на ее территории. Она всеми силами пытается понравиться хозяевам и не раз становится объектом смеха. Ее характеризуют как наивную и попустительскую.

Муж Надежды Петровны

Муж Надежды Петровны — немолодой мужчина, который редко появляется на страницах рассказа. Его характеризуют как серьезного и занятого своими делами. Он не интересуется проблемами жены и не видит, что она скучает.

План рассказа Попрыгунья Чехова

Главная › Сочинения по произведениям Чехова

Многие сюжеты рассказов А. П. Чехова подсказаны самой жизнью. Не исключение и «Попрыгунья». В этом произведении интересно все: история написания, сюжет, система образов. Кроме того, автор мастерски переплел иронический и трагический тон. Изучают Попрыгунью» в 10 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку или освежить память перед ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1891 г.

История создания – К написанию произведения А. П. Чехова подтолкнули наблюдения за Кувшинниковых и жизнью художника Левитана. Последний был одним из лучших друзей Антона Павловича.

Тема – В произведении можно выделить несколько ключевых тем – любовь и измена, потеря любимого человека.

Композиция – Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

История написания произведения тесно связана с жизнью друзей А. П. Чехова. Известно, что Антон Павлович был хорошим товарищем художника Левитана, также он дружил с Софьей Кувшинниковой.

Эта женщина интересовалась искусством, была замужем за полицейским врачом. В доме Кувшинниковой часто собирались выдающиеся личности, в том числе и Левитан. Сама женщина особыми талантами не блистала.

Ходили слухи о Левитане и Кувшинниковой.

Друзья Чехова стали прототипами главных героев «Попрыгуньи» Не узнать их было сложно, поэтому публикация рассказа стала причиной серьезного скандала. Антон Павлович едва не поссорился с Левитаном.

Написал Чехов “Попрыгунью” в 1891 году.

Мотив любовного треугольника издавна распространен в литературе. А. П. Чехов раскрыл его в анализируемом произведении. Писатель смог показать, как счастливый брак может закончиться трагедией.

В центре произведения несколько тем – любовь и измена, потеря любимого человека. В контексте этих тем формируется моральная проблематика.

Из первых трех частей читатель узнает о счастливом браке Ольги Ивановны и Дымова. Мужчина очень любит свою супругу, готов работать ради нее на нескольких работах. Ольга Ивановна считает себя незаурядной талантливой личностью, пытается окружить себя такими же людьми. Постепенно ее интерес к приземленному Дымову угасает.

Вскоре Ольга Ивановна заводит роман с художником Рябовским. О законном муже пытается даже не вспоминать. Рябовский – полная противоположность Дымова. Он лентяй, который «отдается» только искусству.

Дымов вскоре замечает раскол в отношениях, догадывается об измене, но вида не подает. Все свое свободное время мужчина проводит с коллегой Шреком. Ольге их ученные разговоры неинтересны.

Смысл названия становится понятным после прочтения рассказа. Попрыгунья – Ольга, которая думала лишь о себе, отдаваясь глупым забавам. Название невольно ассоциируется с басней о попрыгунье-стрекозе, главная героиня которой очень напоминает Ольгу.

Идея рассказа ­– показать, как человек, ослепленный эгоизмом, может лишиться счастья, а необдуманные поступки могут привести к трагедии.

Композиция

Для понимания того, как раскрываются проблемы произведения, в «Попрыгунье» анализ следует дополнить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из восьми глав.

Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение. Важную роль в рассказе играют психологические детали.

Черту под описанными событиями подводит фраза Коростылева. Она заставляет читателя задуматься над идеей рассказа, сделать определенные выводы.

План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. Жанр «Попрыгуньи» – рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Дымова и Ольги Ивановны, главных героев всего два. Направление рассказа А. Чехова «Попрыгунья» – реализм, так как в нем описаны правдивые события.

Чему учит?

Произведение учит одному из самых главных навыков, необходимых в жизни, — умению выстраивать отношения с людьми. На примере главных героев автор показывает необходимость уважения и взаимопонимания. Вывод Чехова основывается на его многолетних жизненных наблюдениях за окружением.

Через это произведение Чехов говорит, что каждый из нас нуждается в поддержке. Если бы Осип ощущал, что он не один и ему есть, ради кого жить, стал бы он в таком случае рисковать своей жизнью? Смертельная болезнь представляется в рассказе идеальным разрешением всех семейных неурядиц Дымовых

Научные старания главного героя обусловлены не только талантом и интересом, но и желанием обратить на себя внимание супруги, так увлечённой творческой жизнью. Если бы Ольга могла разделить вместе с мужем радость его успехам, то рассказ имел бы совершенно иной финал и напоминал бы семейную идиллию

Мораль произведения такова: необходимо создавать гармоничные отношения в семье, где каждый человек поддерживает и ценит родных. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Суть: о чём рассказ?

Ольга Ивановна, обаятельная миловидная блондинка, и её муж, Осип Степанович Дымов, талантливый врач, недавно поженились. Они счастливы в браке, не имеют большого достатка, но вполне обеспечены, чему способствует Осип Степанович, работая в двух больницах. Ольга Ивановна, одарённая творческими способностями, любит окружать себя известными людьми искусства – художниками, музыкантами и т.д., она часто устраивает для них вечера у себя дома. Муж Ольги Ивановны не принимает участия в этих вечеринках, но не возражает против них.

Ольга Ивановна всё сильнее вовлекается в жизнь «великих людей», которых постоянно отыскивает. Она начинает отдаляться от мужа, всё чаще покидает его, и наконец, поддаётся любовным чарам талантливого художника Рябовского, очень красивого молодого человека. Однако увлечение Рябовского оказывается кратковременным – он быстро начинает тяготиться Ольгой Ивановной и избегать её. Ольга Ивановна чувствует обиду, также угрызения совести, она хочет признаться мужу в измене, но не решается на это. Дымов тем временем начинает догадываться об измене жены и отдаляется от неё.

Ольга Ивановна, чувствуя отдаление от неё мужа, отчаянно пытается вернуть Рябовского – разыскивает его по всем общим знакомым, устраивает ему сцены ревности. Однажды, придя домой, Ольга Ивановна узнаёт, что её муж болен и не выходит из кабинета. Дымов просит жену позвать его друга Коростелёва. Коростелёв рассказывает Ольге Ивановне о том, что Дымов накануне отсасывал дифтеритные плёнки из горла больного ребёнка. Ольга Ивановна, опасаясь за жизнь мужа, ощущает горькое раскаяние и презрение к себе, она желает искупить свою вину и возместить мужу все обиды. Оценивая свою жизнь, Ольга Ивановна понимает, что Дымов и был самым великим человеком из всех найденных ею знаменитостей, но остался неузнанным ею. Она жаждет начать жизнь заново и всегда быть верной Дымову, однако утром узнаёт о его кончине. Подробнее о содержании «Попрыгуньи» Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании.

Короткий пересказ «Ионыча» Чехова

Земский врач Дмитрий Ионович Старцев приезжает работать в губернский город С., где вскоре знакомится с Туркиными. Все члены этой радушной семьи славятся своими талантами: остроумный Иван Петрович Туркин ставит любительские спектакли, его жена Вера Иосифовна пишет повести и романы, а дочь Екатерина Ивановна играет на рояле и собирается ехать учиться в консерваторию. Семья производит на Старцева самое благоприятное впечатление.

Возобновив через год знакомство, он влюбляется в Котика, как зовут Екатерину Ивановну домашние. Вызвав девушку в сад, Старцев пытается объясниться в любви и неожиданно получает от Котика записку, где ему назначается свидание на кладбище. Старцев почти уверен в том, что это шутка, и тем не менее ночью идёт на кладбище и несколько часов безрезультатно ждёт Екатерину Ивановну, предаваясь романтическим грёзам.

На следующий день, облачившись в чужой фрак, Старцев едет делать предложение Екатерине Ивановне и получает отказ, поскольку, как объясняет Котик, «сделаться женой — о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки».

Старцев не ожидал отказа, и теперь его самолюбие уязвлено. Доктору не верится, что все его мечты, томления и надежды привели его к такому глупенькому концу. Однако узнав, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, Старцев успокаивается, и жизнь его возвращается в привычную колею.

Проходит ещё четыре года. У Старцева большая практика и очень много работы. Он располнел и неохотно ходит пешком, предпочитая ездить на тройке с бубенчиками. За все это время он навестил Туркиных не более двух раз, однако не завёл и новых знакомств, так как обыватели раздражают его своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом.

Вскоре Старцев получает от Веры Иосифовны и Котика письмо и, подумав, едет к Туркиным в гости. Очевидно, что на Екатерину Ивановну их встреча произвела гораздо более сильное впечатление, чем на Старцева, который, вспоминая свою былую любовь, испытывает чувство неловкости.

Как и в его первое посещение, Вера Иосифовна читает вслух свой роман, а Екатерина Ивановна шумно и долго играет на рояле, но Старцев чувствует одно лишь раздражение. В саду, куда Котик приглашает Старцева, девушка говорит о том, с каким волнением ожидала этой встречи, и Старцеву становится грустно и жаль прошлого.

Он рассказывает о своей серой однообразной жизни, жизни без впечатлений, без мыслей. Но Котик возражает, что у Старцева есть благородная цель в жизни — его работа земского врача. Говоря о себе, она признается, что разуверилась в своём таланте пианистки и что Старцев, служащий народу, помогающий страдальцам, представляется ей идеальным, возвышенным человеком.

Однако у Старцева такая оценка его достоинств не вызывает никакого душевного подъёма. Покидая дом Туркиных, он чувствует облегчение от того, что не женился в своё время на Екатерине Ивановне, и думает, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город. Он оставляет без ответа письмо от Котика и больше уже никогда не приезжает к Туркиным.

С течением времени Старцев ещё больше полнеет, становится грубым и раздражительным. Он разбогател, имеет громадную практику, но жадность не позволяет бросить земское место. В городе его зовут уже просто Ионычем. Живётся Старцеву скучно, ничто его не интересует, он одинок. А Котик, любовь к которой была единственной радостью Старцева, постарела, часто болеет и каждый день по четыре часа играет на рояле.

Главная мысль

Основная идея «Попрыгуньи» выражена в умении ценить то, что имеешь. Неслучайно название рассказа перекликается с известной басней И. А. Крылова «Стрекоза». Главная героиня всё время гонялась за «знаменитостями», однако слишком поздно поняла, какой великий человек был рядом с ней.

Ольга Ивановна мечтала о славе в искусстве, вероятно, мечтала связать жизнь с художником или музыкантом. Брак с горячо полюбившим её Осипом она считала неким снисхождением, тоже своего рода самопожертвованием. Посмотреть на мужа по-другому при его жизни Ольге не удалось — осознание пришло к героине слишком поздно. В этом заключается трагедия и смысл рассказа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: