Нос

«петербургские повести» — краткое содержание цикла повестей н. в. гоголя

Повесть «Нос». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)

Однажды цирюльник Иван Яковлевич обнаружил в хлебе, испечённом его женой, нос. Он признал в нём нос коллежского асессора Ковалёва, которого обычно брил по средам и воскресеньям. Цирюльник, опасаясь, что полицейские найдут нос Ковалёва у него, бросил эту опасную находку в реку.

Платон Кузьмич Ковалёв, проснувшись, не заметил исчезновение своего носа. Только взглянув в зеркало, он обнаружил на месте носа гладкое место.

Удручённый чиновник направился к обер-полицмейстеру, чтобы заявить о пропаже. По дороге он заметил, что из кареты выскочил и вошёл в один дом господин в мундире и при шпаге. С ужасом Ковалёв узнал в нём собственный нос, который, судя по шляпе, был статским советником. Когда этот господин вышел из дома и уехал в карете, Ковалёв что есть духу помчался за каретой.

В Казанском соборе нос стал молиться. Ковалёв робко стал просить его вернуться на своё место. Нос заявил, что не понимает, что нужно от него, и, когда Ковалёв отвлёкся, господин воспользовался этим и ускользнул.

Не удалось Ковалёву получить помощь ни в редакции газеты (там отказались дать объявление о пропаже носа), ни у частного пристава (тот заявил, что нос не оторвут у честного человека).

Вернул Ковалёву нос полицейский, сообщив, что его поймали с фальшивым паспортом по дороге в Ригу. Ковалёв не смог прилепить нос на его место, у доктора тоже это не получилось, но однажды нос оказался там, где ему следует быть, и его хозяин снова стал доволен собою и зажил, как прежде.

Более подробно о повести «Нос» можно прочитать здесь.

Повесть «Невский проспект». Краткое содержание для читательского дневника (15 предложений)

Художник Пискарёв и его приятель поручик Пирогов, прогуливаясь по Невскому проспекту, увидели двух хорошеньких девушек. Художник пошёл за брюнеткой, чтобы узнать, где живёт эта девушка, поразившая его красотой. А поручик стал догонять блондинку.

Прекрасная брюнетка дала знак Пирогову идти за ней и привела его в квартиру, где было несколько женщин. Художник понял, что это гнездо разврата и бросился вон.

Во сне он увидел, что незнакомка блистает в светском обществе. С той поры по-настоящему Пискарёв жил только во сне, где видел, будто эта красавица стала его женой.

Художник решил спасти незнакомку из гнезда разврата. Придя туда, он предложил девушке стать его женой и трудиться, чтобы иметь средства на жизнь. Но красавица презирала труд и не желала заниматься рукоделием и шитьём. Разочаровавшись в любимой, художник пришёл домой и перерезал себе горло.

Далее повествуется о любовном приключении поручика Пирогова. Преследуемая им блондинка была женой жестянщика Шиллера. Узнав от неё, что по воскресеньям её мужа дома не бывает, поручик в воскресный день пришёл к ней и предложил потанцевать. Хотя вернувшийся муж блондинки и двое его приятелей побили Пирогова, он провёл остаток дня очень приятно, посетив светский вечер, где с успехом танцевал мазурку.

Более подробно о повести «Невский проспект» можно прочитать здесь.

Повесть «Портрет». Краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)

Бедный молодой художник Чартков в лавочке купил портрет старика. Глаза изображённого старика были словно живые. Художник во сне увидел, что старик вылез из рамы, вынул из мешка свёртки с надписью «100 червонцев», затем снова сложил их в мешок и вернулся на место.

Утром хозяин квартиры привёл к Чарткову квартального надзирателя, так как художник не платил за квартиру. Надзиратель предложил Чарткову дать хозяину вместо денег этот портрет, взял его, нечаянно надавил на раму, и оттуда выпал свёрток с надписью «100 червонцев». Чартков так быстро и ловко поднял его, что полицейский не заметил упавший свёрток.

Художник на эти деньги смог нанять богатую квартиру, скоро стал модным живописцем, но однажды, увидев прекрасную картину своего прежнего приятеля, понял, что свой талант растратил. Он стал рассматривать свои прежние картины, случайно наткнулся на купленный когда-то портрет и испугался страшных глаз старика. С того дня он стал, завидуя талантливым живописцам, покупать их картины и уничтожать эти прекрасные произведения. В конце концов, Чартков сошёл с ума и умер.

Далее повествуется о том, как появился портрет старика.

У одного художника старый ростовщик заказал свой портрет, тот начал его писать, а на следующий день узнал, что заказчик умер.

С той поры в душе художника поселилась тревога и зависть, а в его картине, которую заказала церковь, у всех изображённых людей были страшные глаза ростовщика. Художник решил сжечь портрет старика, но его товарищ попросил отдать портрет ему, и после этого художник стал спокойнее и добрее.

А приятель, ставший обладателем портрета, стал беспокойным, тревожным, но когда он отдал портрет другому человеку, к нему вернулось спокойствие. С той поры стал портрет переходить к разным людям.

Художник, написавший его, постригся в монахи, стал отшельником и написал прекрасную картину для церкви. Своему сыну он завещал, чтобы хранил свою душу чистой, а если увидит где-нибудь портрет ростовщика, уничтожил его.

Сын увидел этот портрет на аукционе, рассказал историю его создания и заявил, что имеет на него права больше других покупателей. Но, пока все слушали историю о портрете, его кто-то украл.

Более подробно о повести «Портрет» можно прочитать здесь.

Петербургские повести

«Петербу́ргские по́вести» — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного, объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830—1840-х годов. Во всех повестях рассматривается проблема «маленького человека». В каждой петербургской повести главным действующим лицом является чиновник или художник, и есть кто-то один, кто ощущает себя исключённым из общей нормы, пропадает и гибнет.

Произведения были написаны в разное время, повесть «Невский проспект» создана в 1833—1834 годах, «Портрет» — в 1833—1834 годах, обе впервые опубликованы в 1835 году в сборнике «Арабески», «Записки сумасшедшего» написана в 1834 году, также впервые опубликована в сборнике «Арабески» под заголовком «Клочки из записок сумасшедшего». Повесть «Нос» написана в 1832-1833 годах, впервые опубликована в журнале «Современник» A.C.Пушкина в 1836 году после того, как журнал «Московский наблюдатель» отказался печатать повесть, назвав ее «плохой, пошлой и тривиальной».

Вторая редакция, существенно переработанная в 1841—1842 годах, впервые была опубликована в журнале «Современник» в 1842 году. Повесть «Шинель» написана в 1836—1842 годах (первоначальное название — «Повесть о чиновнике, крадущем шинели»). В 1842 году Н. В. Гоголь впервые ее опубликовал, включив в третий том своего первого Собрания сочинений, названный им «Повести», вместе с «петербургскими» и еще двумя «непетербургскими» произведениями — повестями «Рим» и «Коляска» («Рим» представляет собой фрагмент незаконченного романа «Аннунциата», начатого в 1838—1839 годах. Отрывок «Рим» был опубликован в журнале «Москвитянин» за 1842 год. «Коляска» написана в 1835 году, впервые опубликована в журнале «Современник» в 1836 году.)

Уже в XIX веке сложилась практика называть пять повестей — «петербургскими». Известный биограф Гоголя В. И. Шенрок одну из частей своих «Материалов для биографии Гоголя» (1892—18??) так и озаглавил: «Петербургские повести Гоголя». В советское время впервые в 1924 году были изданы «петербургские» повести Гоголя отдельной книгой под этим названием. Хотя встречаются издания, где «петербургские» повести печатаются, согласно с авторским замыслом, вместе с «Коляской» и «Римом», и иногда носят ставшее общепринятым название «Петербургские повести», или же, как правило, просто «Повести». В подобных разнообразных вариантах повести и по сегодняшние дни переиздаются неоднократно в России и за рубежом.

“Петербургские повести” Гоголя – новый шаг в развитии русского реализма. В этот цикл входят повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”. Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.

Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович) , нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

Примечания

В Викитеке есть тексты по теме Петербургские повести

  1. Повести и рассказы «Вечера на хуторе близ Диканьки

    » (Сорочинская ярмарка· Вечер накануне Ивана Купала· Майская ночь, или Утопленница· Пропавшая грамота· Ночь перед Рождеством· Страшная месть· Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка· Заколдованное место)· «Миргород » (Старосветские помещики· Тарас Бульба· Вий· Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем)· «Петербургские повести » (Невский проспект· Нос· Портрет· Шинель· Записки сумасшедшего)· Коляска

    Драматургия Женитьба ·

    Ревизор· Игроки· Утро делового человека· Тяжба· Лакейская· Отрывок· Театральный разъезд после представления новой комедии

    Публицистика Женщина ·

    «Борис Годунов», поэма Пушкина· О поэзии Козлова· Скульптура, живопись и музыка· О средних веках· О преподавании всеобщей истории· Взгляд на составление Малороссии· Несколько слов о Пушкине· Об архитектуре нынешнего времени· Ал-Мамун· Жизнь· Шлёцер, Миллер и Гердер· О малороссийских песнях· Мысли о географии· Последний день Помпеи· О движении народов в конце V века· О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году· Петербургские Записки 1836 года· Рецензии из «Современника»· Рецензии, не вошедшие в «современник»· Рецензия для «Москвитянина» (Утренняя заря)· О Современнике· Выбранные места из переписки с друзьями· О сословиях в государстве· Авторская исповедь· Размышления о Божественной Литургии

    Несохранившееся и отрывки Владимир третьей степени ·

    Рим· Ночи на вилле· Альфред· Гетьман· Страшный кабан (малороссийская повесть)· Отрывки на неизвестных пьес· Наброски плана драмы из украинской истории· Страшная рука· Фонарь умирал· Дождь был продолжительный· Рудокопов· Семён Семёнович Батюшек· Девицы Чабловы· Что это?

    Прочее Италия ·

    «Арабески »· Приложения к «Ревизору»· Учебная книга словесности для русского юношества· Письма

    Памятники 1909 и 1952 Москва ·

    1909 Харьков· 1910 Волгоград· 1997 Санкт-Петербург

    Родственники Василий Гоголь-Яновский ·

    Афанасий Гоголь-Яновский· Гоголь-Яновские

    Гоголь в темах Алфавитный список произведений ·

    Музыка и кинематограф· Нумизматика· Филателия

    Это заготовка статьи о литературе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

«Шинель» Акакия Акакиевича

Главный герой повести, Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга, он служил в департаменте, переписывал бумаги, получал 400 рублей в год, любил свою работу и не претендовал ни на что большее. Роль Акакия среди коллег была довольно незначительной и над ним часто издевались.

Однажды герой замечает, что его старая шинель совсем износилась и больше не в силах сдерживать натиск петербургских морозов. Портной, увидев столь потрёпанный капот, наотрез отказался его латать и предложил пошить новый. Пошив новой шинели стоил 80 рублей, в то время как все сбережения Башмачкина составляли всего 40 р.

В целях экономии Акакий Акакиевич уменьшает расходы:

  • перестаёт пить чай по вечерам;
  • старается ходить на цыпочках, чтобы меньше стаптывать обувь;
  • реже отдаёт бельё в стирку;
  • дома носит халат, чтобы не занашивать одежду;
  • отказывается от переписывания бумаг на дому, чтобы не тратить свечи.

Через полгода Башмачкин получает премию и вместе с портным Петровичем отправляется покупать материал для новой шинели, которая была сшита всего за несколько дней.

Утром герой пришёл на службу уже в новой шинели. Коллеги тут же принялись его поздравлять и хвалить, а помощник столоначальника пригласил весь департамент, включая Башмачкина, к себе на банкет.

Возвращаясь с праздника, Акакий встречается с грабителями, которые снимает с него шинель. На следующий день коллеги советуют потерпевшему обратиться за помощью к «Значительной особе». К сожалению «Особа» накричал на чиновника и выставил за дверь. По дороге домой герой простудился, слёг в постель и вскоре умер.

С тех пор на ночных улицах Петербурга появился страшный призрак чем-то похожий на Акакия Акакиевича. Он стаскивал верхнюю одежду с зазевавшихся прохожих, а однажды даже ограбил «Значительную особу». После этого привидение больше никто не видел.

Писатель, в отличие от многих современников, не показывает роскошную жизнь высшего общества. В своих произведениях он демонстрирует убогое существование обычных людей: мелких чиновников, ремесленников и бедствующих художников, попавших под каток безжалостной реальности. Вместо роскошных апартаментов и дворцов, на страницах Гоголя вырастают грязные и тесные комнатушки, в которых словно звери в норах ютятся его герои.

Таинственный и величественный город

Не только анализ повести Гоголя «Записки сумасшедшего» приводит читателя к мысли, что Петербург Николая Васильевича – это город, где фантастическое и реальное находятся рядом. В каждом творении автора, находящемся в цикле «Петербургские повести», возможны самые необычные происшествия.

Здесь искатели карьеры и денег сосуществуют рядом с искренними и чистыми людьми. Горячка, сумасшествие и смерть находятся близко от высокого служения искусству, каких-либо добрых качеств человека. Таким открывается писателю подлинный облик этого таинственного и великолепного города.

1830-е годы, когда появились «Петербургские повести», – это вершинная эпоха творчества Гоголя. Затем начинаются уже совсем другие времена. Николай Васильевич сталкивается с различными трудностями, он воспринимается уже как трагическая фигура. А именно в эти годы автор воспринимается как преемник Пушкина, как главный русский писатель, который представляет собой ориентир для всей российской литературы.

«Портрет»

«Портрет» Николая Васильевича Гоголя можно охарактеризовать как самую загадочную и невероятную историю, которая могла произойти с героями произведения «Петербургские повести».

«Портрет» (краткое содержание представим далее) – повесть поразительная. Некий малоизвестный художник Чартков на последние средства приобрел в картинной лавке странный портрет. Он не мог объяснить, чем это творение так его привлекло, но его влияние на мужчину оказалось значительным. Как только сгущалась ночь, художник боялся ложиться спать потому, что отовсюду ему грезились глаза старика, изображенного на портрете. Когда настало время платить за комнату, Чартков обнаружил в портрете мешок с деньгами: ему случайно попалась на глаза надпись «тысяча червонных». Этих средств, по расчетам, при скромной жизни ему должно было хватить на три года.

Праведный голос художника подсказывал ему, что следует запереться в комнате и творить с утра до ночи. Но в то же время Чартков услышал другой голос, исходящий от темного начала: жить на широкую ногу, позволить себе все то, на что хватит денег. Чартков накупил себе дорогой одежды, обедал и ужинал в ресторанах, стал писать картины на заказ. Ему диктовали условия и сроки выполнения, платили огромные деньги, а он должен был выполнять эти требования. Люди, знавшие его прежде, удивлялись: куда исчез его талант? Он стал работать по шаблону, постепенно исчезла живость с полотен.

Однажды Чартков оказался на выставке неизвестного художника и был изумлен талантом юного дарования. Придя домой, он попытался начать писать так же изысканно и оригинально, но рука не слушалась: душа была пуста, ее ничего больше не волновало. Понял Чартков, что именно тогда, когда он был еще бедным художником и имел смелые мечты относительно будущего, он и являлся счастливым по-настоящему. Ни деньги, ни слава не принесли желаемого. Невозможность вернуться назад, чтобы исправить ошибки прошлого, породила в нем зависть. Он скупал произведения талантливых мастеров и уничтожал их. Спустя какое-то время Чартков тяжело заболел и умер. Это творение – часть цикла «Петербургские повести». Краткое содержание мы представили выше.

Сравнение

И все-таки чем отличается роман от повести? Начнем с романной формы. Итак, этот жанр предполагает изображение масштабных событий, многоплановость сюжета, очень большие временные рамки, которые включают в себя всю хронологию повествования. Роман имеет одну основную сюжетную линию и несколько побочных, которые тесно сплетаются в композиционное целое.

Идейная составляющая проявляется в поведении героев, раскрытии их мотивов. Действие романа происходит на историческом или бытоописательном фоне, затрагивая большой круг психологических, этических и мировоззренческих проблем.

Роман имеет несколько подвидов: психологический, социально-бытовой, приключенческий, детективный и пр.

Теперь подробнее рассмотрим повесть. В произведениях этого жанра развитие событий ограничивается конкретным местом и временем. Личность главного героя и судьба раскрывается в 1-2 эпизодах, которые являются поворотными для его жизни.

Сюжет в повести один, но в нем может быть несколько неожиданных поворотов, которые придают ему многоплановость и глубину. Все действия связаны с главным героем. В таких произведениях нет ярко выраженных привязок к истории или социально-культурным событиям.

Проблематика прозы намного уже, чем в романе. Обычно она связана с моралью, этикой, личностным становлением, проявлением личностных качеств в экстремальных и необычных условиях.

Повесть подразделяется на поджанры: детективные, фантастические, исторические, приключенческие и пр. Редко в литературе можно встретить психологическую повесть, зато большой популярностью пользуются сатирические и сказочные.

«Шинель»

Эта повесть известна всем еще со школы. Он входит в цикл под названием «Петербургские повести».

«Шинель» (краткое содержание читайте ниже) – работа очень известная. В одном департаменте служил титулярный советник – Акакий Акакиевич Башмачкин. На службе он был настолько незначительным человеком, что его иногда откровенно не замечали, подтрунивали над ним, могли не поздороваться и пройти мимо. Среди чиновников он не пользовался уважением, его оскорбляли, могли понизить жалование или обидеть каким-то иным способом.

Акакий Акакиевич в пересуды никогда ни с кем не вступал, а предпочитал терпеть такое отношение к себе. Однажды он пошел к портному, чтобы тот поправил ему шинель, но мастер ответил, что одежда порядком износилась, поэтому лучше ее сменить. Тогда титулярный советник принял решение скопить достаточно денег для этого. Это было непросто: жалованья, которое он получал, едва хватало, чтобы прокормиться. Семьи, детей, друзей у него не было.

Более года Башмачкин отказывал себе буквально во всем, чтобы собрать нужную сумму: он часто недоедал, ходил в одних лохмотьях. Когда же нужная сумма была собрана, Акакий Акакиевич купил себе шинель. Коллеги поздравили его с обновкой и предложили отметить это событие. Домой он возвращался поздно, когда двое неизвестных подошли к нему и сняли с него новенькую шинель. Отчаянию Башмачкина не было предела. Он потерял смысл существования. От перенесенного горя титулярный советник заболел ангиной и через несколько дней умер. Иногда, как рассказывают свидетели, в том месте появляется призрак человека, который срывает шинели со своих обидчиков, не давая им возможности оправдаться. Данное произведение входит в цикл «Петербургские повести». Краткое содержание повести позволяет понять, что хотел донести до читателя автор.

Гоголь. Все произведения

  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Девяносто третий год
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания комедии Ревизор
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания поэмы Мертвые души
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Коляска
  • Король забавляется
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мёртвые души
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед Рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас Бульба
  • Шинель

Портрет

Чартков – бедный художник, на последние деньги купивший приглянувшийся портрет старика. Хозяин комнаты требует расплатиться за жильё, но денег у него совсем не осталось. Тогда хозяин начинает осматривать портрет, прикидывая, можно ли взять его в качестве уплаты долга. Внезапно из рамы портрета вылетает мешочек с деньгами. Радости Чарткова нет предела: он тут же снимает новую роскошную квартиру, покупает себе модные наряды и подаёт объявление, что пишет портреты на заказ. Очень быстро он становится модным художником. Прошло несколько лет, и Чартков понимает, что он утратил весь свой талант, став простым ремесленником. От осознания своего падения, он заболел чахоткой и вскоре умер.

Читателю становится известно, что на портрете изображён старик-ростовщик. Всех, кому он занимал деньги, в скором времени настигало несчастье и смерть, а долг возрастал с ужасающей быстротой. Перед своей смертью ростовщик заказал художнику написать свой портрет. Старик хотел, чтобы после смерти его тёмная сила перешла в полотно. С тех пор каждый бедолага, на пути которого попадалась проклятая картина, обрекал себя на горе и скорую кончину. (Подробнее)

Оставшиеся повести:

  • Шинель
  • Коляска
  • Записки сумасшедшего
  • Рим

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Как рождались Петербургские повести

В Петербург Николай Васильевич приехал, будучи совсем молодым человеком, мечтающем о переустройстве мира. Здесь он и столкнулся со столичной реальностью. Он собирался стать юристом и служить на благо людям. Попав в чиновничью среду, юноша понял, что это не то место, где кто-то желает служить высокими идеями. Николай пытался найти себя на поприще историка — тоже не заладилось, хотя все его лекции имели большой успех. Не удались попытки стать актёром.

Но эти мытарства дали молодому человеку большую порцию жизненного опыта и помогли определиться с истинным призванием. Природа столичного сопротивления стала основой его будущих творений.

О Петербурге в сатирическом русле писали многие авторы: Достоевский, Сологуб, Зощенко. Ругали, хвалили, восхищались. Но задал тон, конечно, Гоголь. Причём та языковая игра слов, которую использовал Гоголь, часто не позволяет выделить наиболее яркие места. Приходится зачитывать целые отрывки, чтобы насладиться искусством игры слов.

Гоголь помнил, как он столкнулся с проблемой несправедливого отношения, неравенством, сложившимся в обществе большого города. Он помнил то бедственное положение молодёжи, самостоятельно прокладывающей себе путь в нечеловеческих условиях. О постоянной нехватке денег на самые необходимые вещи. О некрасивом поведении вышестоящих чинов, для которых «маленького человека» просто не существует.

Всё это нашло отражение в Петербургских повестях.

Невский проспект

Пирогов и Пискарёв гуляют по Невскому проспекту. Пискарёву понравилась девушка, но, проследовав за незнакомкой, он понял, что она работает в публичном доме. Юная красавица настолько запала в душу героя, что он решил сделать ей предложение и вытащить с этого дна. Девушка лишь рассмеялась над его словами, всем видом показывая своё презрение к перспективе стать его супругой. Пристыженный мужчина убегает домой и запирается в своей комнате. Через неделю обеспокоенные соседи, выломав двери, нашли Пискарёва с перерезанным горлом.

Пирогов в то же время на Невском проспекте встретил красивую молодую женщину и также проследовал за ней до её дома. Она оказалась женой немца Шиллера, который сразу приревновал жену к незнакомцу, заявившемуся к ним в дом. Не в силах побороть своё желание увидеть красавицу, Пирогов вновь приходит к ним домой и целует её. В этот момент в комнату заходит Шиллер с приятелями. Взбешенные мужчины наказали Пирогова весьма грубым и унизительным способом. В гневе Пирогов выбегает из их квартиры. (Подробнее)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: