«окаянные дни», краткое содержание (и.а. бунин)

Анализ 2

Рассказ Ивана Бунина «Окаянные дни» представляет собой собрание дневниковых записей автора, которые демонстрируют его отношение к изменениям в России во время Русской революции 1917 года. Заметки автора содержат больше конкретные факты, нежели его личное мнение по отношению к происходящему в стране. Однако, по описаниям ситуаций, встречающихся ему и мнений людей, можно точно дать характеристику всему, что происходило в стране, и, ненароком, понять не одобряющее и не согласное с происходящими переменами отношение самого автора к ситуации в стране.

Людям, выросшим в статусе барина в России, было очень сложно смириться с тем, что все теперь, после Революции, равны. Ведь всегда все кланялись и слова лишнего сказать боялись, а теперь, ишь, распоясались! А что сталось с теми, кто всегда был за традиционное представление России? Как получилось, что они изменили своим взглядам и перешли на сторону самозванцев? Эти, и многие другие вопросы, как бы прописаны между строк произведения, в котором автор задает их людям своего поколения.

В восстановленных по памяти заметках о прошедших днях, Бунин демонстрирует иллюстрации серого и незавидного будущего страны, которое грозит ей благодаря произошедшим в государстве изменениям, принесшим только разруху, неорганизованность и безнравственность. Автор грустит по ушедшей молодости, в которой была еще живая и полная ярких красок Россия. А с исчезновением всего, что было до революции, как утверждает Бунин, исчез и всемирный лад жизни. Все изменилось, но только в худшую сторону.

В целом, рассказ очень пессимистичен и вгоняет в тоску по былым временам. С каждой сточкой и описанием каждого нового дня, читатель все больше и больше погружается в грусть и сожаление об утраченном. В описании своего посещения «осиротевшего» Одесского порта, автор как бы возвращается в то время, когда уезжал отсюда в свадебное путешествие в Палестину. Уже ничто не будет прежним, и Бунин это знает. Ностальгия по тому, что ушло, очень сильно влияет на его состояние и заставляет, находясь даже за сотни километров от дома, грустить о прошлом.

«Окаянные дни»

«Окаянные дни» представляют собой личный дневник, который И. А. Бунин вел с 1 января 1918 г. и до начала эмиграции (к сожалению, перед отъездом значительная часть заметок была им утеряна, так что в «Окаянных днях» представлены впечатления преимущественно 1918 г.), когда писатель пребывал в Москве, Петрограде и Одессе. Это было время утверждения в стране Советской власти, время становления нового общественного строя. Бунин не принял социалистической революции: не принял как потомственный аристократ, как рафинированный интеллигент. Не принял как человек, который превыше всего ставил порядок, покой и душевное благородство.

Все это было утрачено в первые грозные годы после Октября. Далеко не все перемены оказались благотворными . Автору дневника бросились в глаза исключительно негативные изменения, связанные с воцарившимся на улицах городов беспределом люмпенов.

Вчерашние отбросы общества (это были уголовники, бродяги и другие бездельники, чуждые любых классовых интересов) после Октября в полном согласии с «Интернационалом» решили «стать всем», т. е. компенсировать ощущение своей ущербности грабежами и издевательствами над теми, кто слабее. Избиения прохожих, грабежи у «буржуев» (т. е. у всех подряд), а также «еврейские погромы» стали жестокой повседневностью.

Суровый к себе и другим, Бунин не мог перенести воцарившейся в России анархии. Но еще больше писателя возмущала растущая ненависть человека к человеку. Страна оказалась расколота на два враждебных лагеря, каждый из которых кипел лютой злобой. В эту тяжелую эпоху Бунин выступил одним из малочисленных носителей добра. И нести добро для него означало тогда показывать абсурдность зла и насилия.

Безжалостное разрушение «старого мира», возможно, и было бы оправданным, если бы имело разумные основания. Но поведение большевиков и их «прихвостней» из уголовного мира казалось писателю просто нелепым. Воззвания на бесчисленных плакатах, окружавших людей со всех сторон, — это «остервенелая чепуха». Искусство просто вырождается. Бунин готов подписаться под словами А. Толстого, что «успех в литературе достигается только глупостью и наглостью». И находит многочисленные доказательства того, что так оно и есть.

Впрочем, гнев мешает Бунину трезво разобраться в характере творчества многих популярных поэтов и писателей. В один ряд «удачливых бездарей» попадают Брюсов, Горький, Есенин, Северянин, Блок и другие. Большинство из них, как сейчас известно, никогда не были «певцами революции», хуже того — Советская власть приложила все усилия, чтобы эти имена были либо забыты, либо смешаны с грязью (такая судьба постигла, например, «выскочку» Северянина).

Психологически тонко, но вместе с тем и цинично Бунин проводит физиономические наблюдения. По его мнению, большинство «революционных пролетариев» — это преступники, о чем недвусмысленно свидетельствует их наружность. Уголовная антропология однозначно классифицирует как асоциальную личность человека с «монгольским атавизмом»: бледным, скуластым, асимметричным лицом с грубой нижней челюстью и глубоко сидящими глазами.

Такой же внешностью обладает вождь Советской России — Владимир Ленин, про которого Бунин восклицает: «О, какое это животное!» Впрочем, существует и другой тип внешности, выдающий асоциальные наклонности. Таким типом — «ангелоподобным» — обладает сподвижница Ленина А.М. Коллонтай. В ее поведении много противоестественного, извращенного. Она способна утром идти на митинг в рабочем платьице, а вечером в «буржуазной» голубой рубашечке есть шоколад в постели.

Одесса, 1919 год

Бунин И.А., «Окаянные дни» — краткое содержание по главам на этом не заканчивается. Весной 1919 года писатель переезжает в Одессу. И вновь жизнь превращается в непрестанное ожидание скорой развязки. В Москве многие ждали немцев, наивно полагая, что они вмешаются во внутренние дела России и освободят её от большевистского мрака. Здесь, в Одессе, народ беспрестанно бегает на Николаевский бульвар — стоит ли, сереющий вдали французский миноносец. Если да – значит есть хоть какая-то защита, надежда, а если нет – ужас, хаос , пустота, и тогда уж всему конец.

Каждое утро начинается с чтения газет. Они полны слухов и лжи, её скапливается столько, что задохнуться можно, но дождь ли, холод – все одно автор бежит и тратит последние деньги. Что Петербург? Что в Киеве? Что Деникин и Колчак? Вопросы без ответов. Вместо них – кричащие заголовки: «Красная Армия только вперёд! Шагаем дружно от победы к победе!» или «Вперёд, родные, не считайте трупов!», а под ними спокойным, стройным рядом, как будто так и надо, идут заметки о бесконечных расстрелах врагов Советов или «предупреждения» о скором отключении электричества из-за полного истощения топлива. Что ж, итоги вполне ожидаемые… В один месяц «обработали» всё и вся: «ни железных дорог, ни трамваев, ни воды, ни хлеба, ни одежды – ничего!»

Город, некогда шумный и радостный, весь в темноте, кроме мест, где «квартируются» «большевистские притоны». Там во всю мощь пылают люстры, слышны задорные балалайки, виднеются на стенах и чёрные знамёна, на фоне которых белые черепа с лозунгами: «Смерть буржуям! Но жутко не только ночью, но и днём. На улицу выходят мало. Город не живёт, весь огромный город сидит по домам. В воздухе витает ощущение, что страна завоёвана другим народом, каким-то особым », который намного страшнее любого виданного доселе. А завоеватель этот шатается по улицам, играет на гармонях, пляшет, «кроет матом», плюёт семечки, торгует с лотков, и на лице у него, у этого завоевателя, прежде всего, нет обыденности, нет простоты. Оно сплошь резко отталкивающее, пугающее своей злой тупостью и уничтожающее всё живое своим «угрюмым и вместе с тем лакейским» вызовом ко всему и всем…

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Какова роль отца в жизни ребенка? Итоговое

    С раннего детства родители формируют мировоззрение своего ребенка. Каким оно будет, зависит от их воспитания, от поведения в семье. Нельзя выделить, кто главнее в вопросе воспитания: папа или мама. Так или иначе, именно от них зависит, какими мы вырастем.

  • Образ и характеристика Сергея Паратова в пьесе Бесприданница Островского сочинение

    Сергей Сергеевич Паратов – один из центральных образов в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Человек яркий, сильный, богатый, уверенный в себе, Сергей Паратов всегда и везде был центром внимания.

  • Характеристика и образ Евгения в поэме Медный всадник Пушкина сочинение

    Ключевым персонажем произведения, наряду с Медным Всадником, является Евгений, представленный поэтом в образе мелкого петербургского чиновника, не отличающегося никакими талантами и не имеющего особых заслуг.

  • Сочинение Современная молодежь

    Современная молодежь, не особо отличается от молодежи других времён. Тот же возраст, те же проблемы. Но сегодня есть проблемы которых не было раньше, другая эпоха, другие правила

  • Королева в сказке 12 месяцев Маршака сочинение

    Одним из ярких второстепенных персонажей сказочной пьесы для маленьких зрителей является Королева, представленная писателем в образе четырнадцатилетней девушки, отличающейся взбалмошным характером

Одесса. 1919 год.

Уже три недели со дня нашей погибели. Город и порт весь загаженный, мёртвый, пустой. Все дома темны, весь город в темноте, кроме разбойничьих притонов. Там слышны балалайки, пылают люстры. Стены там увешаны чёрными знамёнами с белыми черепами и надписями «Смерть буржуям!»

Слыхал, что как и в Киеве, здесь будет дикий грабёж — «сбор» обуви и одежды. Жутко даже в дневное время. Весь огромный город практически не живёт. Все сидят по домам, редко выходя на улицу. Город чувствует себя полностью завоёванным неким особым народом, кажущимся страшнее печенегов. При этом завоеватель шатается, плюёт семечками, торгует с лотков, «кроет матом». Встречаются толпы, сопровождающие для развлечения красный гроб очередного жулика, выдаваемого за «павшего борца». Везде чернеют бушлаты вскрикивающих, пляшущих и играющих на гармонях матросов.

На Марсовом Поле совершают традиционное жертвоприношение революции. Это комедия похорон, будто бы погибших за свободу героев. Это явное издевательство над мёртвыми. Они были лишены христианского честного погребения, заколочены в красные гробы и закопаны в центре города живых.

Сочинение по произведению Окаянные дни

Для каждого представителя творческой интеллигенции в России, в частности для известных людей, революция стала знаковым событием. Речь идет не только о воздействии на повседневность, хотя, конечно, на творческих людей повлияли новые условия заработка, цензуры и подобное.

Всем представителям интеллигенции свойственно глубокое переживание судьбы своей страны. По сути, интеллигенты и являются мозгом народа, если возможно так выразиться. Соответственно, когда нечто происходит с телом, мозг стремится осмыслить новые факты и понять произошедшее.

Революция в России в начале предыдущего века расколола творческую элиту на две части: кто-то встретил революцию с распростертыми объятьями, другие отвергли новую систему. Бунин относился к числу таких людей, которые отвергли революцию. Более того, он не захотел оставаться в стране и уехал практически сразу после революции.

Возможно, по-разному оценивать этот поступок. Если бы Бунин остался, то его судьба, вероятно, была бы подобной судьбе Ахматовой и массе других людей, которые пострадали от новой власти. Писатель решил отправиться в другую страну и там продолжить свой собственный путь.

Окаянные дни могут выглядеть произведением в какой-то степени мизантропическим и чрезмерно суровым. Критический взгляд Бунина на действительность может казаться мнением барина, который негодует против крепостных, позволивших себе подать голос. Тем не менее, мы можем также, и сочувствовать писателю, понять его возмущение.

В какой-то степени воззрения Бунина напоминают отношение к действительности профессора Преображенского из произведения Булгакова. Он является представителем высшего света, который не понимает, как могут простые люди претендовать на управление государством, как могут приравниваться простые люди к аристократам. По сути, он просто не понимает нового миропорядка и не хочет существовать в таких условиях.

Сейчас произведение Бунина выглядит по-прежнему противоречивым и как никогда актуальным. Ведь своеобразный философский пароход давно стоит у берегов современной России и лучшие люди страны на распутье перед трудным выбором.

Москва, 1918 год.

В вагоне трамвая молодой офицер не может расплатиться за билет. Бежавший из Симферополя критик Дерман рассказывает про творящийся там ужас. Рабочие и солдаты ходят по колено в крови. Один старик-полковник был зажарен живьём в паровозной топке. Повсюду слышно, что рассматривая русскую революцию не нужно быть объективным и беспристрастным. В трамвае ад, множество солдат с мешками убегают из Москвы, страшась, что будут посланы на защиту от немцев Петербурга.

На Поварской встречается мальчишка-солдат, тощий, паскудный, оборванный, вдребезги пьяный. Он назвал меня сукиным сыном. На стенах домов расклеены афиши, которые уличают Ленина и Троцкого в подкупе, в связях с немцами. Клестов сказал, что данные мерзавцы получили довольно порядочно денег.

В разговоре с полотёрами, те сказали, что дела очень плохи. Что ими управляют тюремные преступники. Что их следовало не выпускать, а расстрелять. Что при царе такого не было. Что из-за слабости народа, большевиков теперь не сопрёшь.

Повсюду манифестации, музыка, знамёна, плакаты. Везде слышны первобытные, утробные голоса: «Вставай, рабочий народ!». У женщин лица мордовские, чувашские, у мужчин сахалинские, преступные. Римлянами на лица каторжников ставились клейма. На этих лицах все видно без всякого клейма

События в Москве

Свои записи в форме дневника о послереволюционной России писатель стал писать начиная с января 2021 года. Последняя из них была датирована 1920 годом.

Самую первую свою запись Бунин оставил 1 января по старому календарю. Писатель подытожил, что один проклятый год жизни окончен. Но затем он спросил, что же последует за ним. В то время было сложно представить, что в будущем ждет страну.

Следующие заметки датируются началом февраля. Тогда большевики велели быть новому порядку, и надежды автора на возвращение былых времен становились все более призрачными.

Даты нет, лишь запись о том, как в вагоне трамвая Бунин встретил молодого офицера. Тот поделился новостью о том, что разговаривал со сбежавшим из Симферополя критиком. Там сейчас творился ужас. И не настали еще те времена, в которые можно будет трезво оценить, что сделала с Россией революция. А возможно, никогда и не наступит тот момент, когда можно будет беспристрастно о ней судить. Ведь есть страсть революционеров, а есть страсть тех, кто был против нее. И историкам будет интересно мнение обеих сторон.

Разговаривая с полотерами, автор спросил, что хорошего они могут ему рассказать. Те прямо ответили, все плохо и только бог знает, что будет с ними дальше. Ведь преступники сбежали из тюрьмы, и теперь они правят страной. И зря, говорит мужчина, царя посадили, без него народ ослаб и был не в состоянии сопротивляться.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Астафьев Звездопад

    В данном произведении уделено немного внимания описаниям военных действий и событий, которые очень свойственны автору. Это роман о любовной истории простого солдата по имени Михаил и медсестры Лиды.

  • Краткое содержание Три мушкетера Дюма

    В этом историко-приключенческом романе рассказывается о приключении д`Артаньяна и троих мушкетеров, с которым он подружился на дуэли с ними же.

  • Краткое содержание Учитель словесности Чехова

    Никитин Сергей Васильевич работает учителем словесности в гимназии, живет в квартирах с нудным преподавателем истории и географии, который говорит исключительно всем известные школьные истины

  • Краткое содержание балета Сильфида

    Балет этот основан на шотландской легенде, по которой было в свое время написано много произведений, поставлено ещё больше представлений. Однако дело в том, что произвел фурор, сделал легенду всемирно известной именно этот романтический балет

  • Краткое содержание Прощай, Гульсары! Айтматов

    На крутой подъем извилистой горной дороги медленно поднимались двое – старый киргизский крестьянин Танабай и старый конь Гульсары.

Все хотят, чтобы их жизнь протекла без потрясений. Иван Бунин тоже этого хотел. Но ему не повезло. Вначале первая мировая война и поражения русской армии, а затем, уж и вовсе революция с её неизбежными ужасами, когда все прошлые обиды вдруг припоминаются не на основе права, а просто так, и законы перестают действовать. Наоборот, появляются какие-то новые законы и новое право.

«Окаянные дни» — это литературно оформленные дневники писателя, которые он писал во времена русской революции. Произведение было написано и изданы за границей России, после иммиграции писателя в Западную Европу, и конечно свидетельствует о его негативном отношении к происходящему, и конкретно к Советской власти.

В дневниках хорошо прослеживается личного отношение писателя к происходящим событиям – он всё осуждает. Если А. Блок и В. Маяковский восприняли революцию с восторгом, то и. Бунин тут же осуждает их.

Своего друга Валерия Брюсова, поэта-символиста, Бунин вовсе обливает грязью, как беспринципного человека. В связи с этим, думается, что оформляя свои дневники и воспоминания в виде литературного произведения после эмиграции, Иван Бунин был всё-таки эгоистичен, и считал свою точку зрения на происходящее в России единственно правильной, и в этом произведении ясно видно, что у него был достаточно деспотичный характер.

Ивана Бунина считают хорошим русским писателем, но, судя по этому произведению, он не очень любил свой народ. Он, хоть и захудалый, но барин, и барское поведение ему привычно. Вот он вспоминает, как женщина зимой на санях, через двадцать вёрст, привозит ему какое-то никчемное письмо и просит за это доплатить. А он раздражается на её меркантильность и только потом, где-то в Париже, думает: а ка же она, через мороз и снега возвращалась домой. И вот представьте себе, что только через много лет он понимает, что ему это письмо могли и не привезти.

В это сложное время, всё, что говорят ему обычные люди, Бунин воспринимает раздражённо. Вся эта, заговорившая вдруг «чернь» воспринимается им чрезвычайно отрицательно. Такое ощущение, что он их никогда не видел, что они существа из другого мира, что они себя неправильно ведут и неправильно говорят. Мир, по его мнению, перевернулся.

Тогда, когда многие из его собратьев из литературного цеха с восторгом, или лояльно приняли революцию, Бунин принял её, как окаянные дни (то есть, как время отверженное).

Удручает то, что в его произведении (хоть и хотелось бы что-то услышать от умного человека) нет ни анализа ситуации, ни анализа причин: почему это произошло? Одни эмоции и жалобы на хамство простолюдинов. А он сам-то кто?

Русская вакханалия

От чего проистекала столь вопиющая несуразица? Опираясь на работы Костомарова, Соловьёва о смутном времени, на размышления Ф. М. Достоевского, И.А. Бунин видит истоки всяческих смут, колебаний и шаткости на Руси в духовной тьме, молодости, недовольстве и неуравновешенности русского народа. Русь – типичная страна буяна.

Здесь Русская история «грешит» чрезвычайной «повторяемостью». Ведь был и Стенька Разин, и Пугачёв, и Кази-Мулла… Народ, как влекомый жаждой справедливости, необыкновенных перемен, свободы, равенства, скорого увеличения благосостояния, так и многого не понимающий толком, поднимался и шёл под знамёнами тех самых вожаков, лжецарей, самозванцев и честолюбцев. Народ был, как правило, самый разнообразный, но в конце всякой «русской вакханалии» большую часть составляли беглые воры, лентяи, сволочи и чернь. Уже не важна и давно позабыта первоначальная цель – до основания разрушить старый порядок и на его месте воздвигнуть новый. Вернее, идеи стираются, а лозунги сохраняются до конца – надо же как-то оправдывать этот хаос и мрак. Дозволяется полный грабёж, полное равенство, полная воля от всякого закона, общества и религии. С одной стороны народ становится пьян от вина и крови, а с другой – падает ниц перед «главарём», ибо за малейшее ослушание любой мог быть наказан смертью истязательной. «Русская вакханалия» превосходит по размаху всё, до неё бывшее. Масштабность, «бессмысленность «и особая, несравнимая ни с чем слепая, грубая «беспощадность», когда «у добрых отнимаются руки, у злых – развязываются на всякое зло» — вот основные черты русских революций. И именно это опять возникло в огромном размере…

Современники

Книга «Окаянные дни» (Бунин Иван) наполнена, и даже переполнена, высказываниями автора о своих современниках: Блоке, Горьком, Гиммере-Суханове, Маяковском, Брюсове, Тихонове… Суждения, в основном, недобрые, язвительные. Не мог И.А. Бунин понять, принять и простить их «прихлебательство» перед новыми властями. Какие могут быть дела между честным, умным человеком и большевиками?

Какие же отношения между большевиками и всей этой компании – Тихонов, Горький, Гиммер-Суханов? С одной стороны, они «борются» с ними, открыто называют их «компанией авантюристов», которая ради власти, цинично прикрываясь «интересами российского пролетариата», предаёт Родину и «бесчинствует на вакантном троне Романовых». А с другой? А с другой – живут «как дома» в реквизированной Советами «Национальной гостинице», на стенах портреты Троцкого и Ленина, а внизу – охрана из солдат и выдающий пропуска большевистский «комендант».

Брюсов, Блок, Маяковский, открыто присоединившиеся к большевикам, и вовсе, по мнению автора, люди глупые. С одинаковым рвением они превозносили как самодержавие, так и большевизм. Произведения их «нехитрые», вполне «заборная литература». Но больше всего угнетает то, что «забор» этот становится кровной роднёй чуть не всей русской литературе, им ограждается едва ли не вся Россия. Тревожит одно – станет ли когда-нибудь возможным из-под этого забора выбраться? Последний, Маяковский, не может даже вести себя пристойно, всё время надо «выставляться», как будто «хамская независимость» и «стоеросовая прямота суждений» есть непременные «атрибуты» таланта.

Чувства и эмоции

Да, «Окаянные дни» Бунина в кратком содержании тоже наполнены опустошением, подавленностью и нетерпимостью. Но вместе с тем преобладающие при описании людей тех лет, событий и собственного внутреннего состояния тёмные краски можно и нужно воспринимать не со знаком «минус», а со знаком «плюс». Чёрно-белая картинка, лишённая ярких, насыщенных красок, эмоциональнее и вместе с тем глубже и тоньше. Чёрные чернила ненависти к русской революции и большевикам на фоне белого мокрого снега, «облепленные им гимназистки идут – красота и радость» — это тот мучительно прекрасный контраст, одновременно передающий и отвращение, и страх, и настоящую, ни с чем не сравнимую любовь к Отечеству, и веру в то, что рано или поздно «человек святой», «строитель, высокой крепости» одолеет того самого «буяна» и «разрушителя» в душе русского человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: