Н.м. карамзин «наталья, боярская дочь». портрет натальи

Двенадцать спящих дев

Краткое содержание

Рассказчик повествует о том времени, когда русские говорили на родном языке, носили традиционные наряды и чтили обычаи. От своих бабушки и дедушки он услышал одну историю и решил поделиться ею с другими. Много лет назад жил в Москве один знатный боярин Матвей Андреев. Мужчина был умён и верно служил своему царю. Матвею было уже за шестьдесят, жена его умерла и единственной радостью была любимая дочь.

Наталья была очень доброй и красивой девушкой. Маму ей заменила старая няня, которая уже давно знала их семью. Наташа жила обычной спокойной жизнью.

Венчание влюблённых

Как-то раз во время церковной службы Наталья повстречала молодого человека и поняла — он её судьба. Герои переглядывались до тех пор, пока не закрылись двери храма. Юношу звали Алексей. Он несколько дней подряд провожал Наташу до дома и, наконец, решился заговорить с ней. Молодой человек сразу же признался девушке в любви и предложил обвенчаться тайно. Он переживал, что Матвей не отдаст ему в жены единственную дочь.

Ночью Алексей забрал Наташу из отцовского дома вместе с няней, которую предварительно подкупил. Возлюбленную он привёз в деревянную церквушку, и священник обвенчал их. Няня Натальи в дремучем лесу заметила небольшую хижину и испугалась, что отдала свою воспитанницу за разбойника. Алексей честно рассказал — он сын боярина Любославского, которого незаслуженно арестовали.

Молодой человек до последней минуты был рядом с отцом, а после этого поехал в Москву, чтобы восстановить его честное имя. Друг семьи Любославских устроил батюшке Алексея надёжное убежище в лесу, и он там умер, так и не дождавшись возвращение сына. Утром Матвей проснулся и отправился в терем Натальи. Там боярин нашёл её прощальное письмо и рухнул на землю. Герой отправился к царю, вместе с запиской дочери, и монарх отправил своих слуг на поиски Наташи. К сожалению, найти похищенную так и не удалось.

Участие в войне

Наташа была счастлива в браке, но постоянно думала о своём отце. Её приближённый регулярно докладывал информацию о состоянии батюшки. Однажды от него молодым супругам стало известно о начале войны с литовцами. Алексей решил воспользоваться этим шансом и восстановить доброе имя своей семьи. Любимую жену он хотел отвезти к отцу, но Наташа решила пойти на войну вместе с ним. Девушка переоделась в мужской наряд и представлялась всем младшим братом Алексея.

Когда война закончилась, царю доложили, что прийти к победе помогли два отважных брата. Они первые кинулись на врага с криком: «умрём или победим!». Когда героев привели к царю, в одном из них он узнал сына наказанного им боярина Любославского. В тот момент государь уже знал, что в предательстве его обвинили несправедливо.

Особенно счастлив был Матвей Андреев, когда разглядел во втором герое любимую дочку. Мужчина очень удивился и долго не мог поверить своим глазам. Государь простил отважным супругам их самоуправство и они повторно обвенчались в Москве.

Краткое содержание Наталья, боярская дочь Карамзин

Ключевым персонажем произведения является Наталья, представленная писателем в образе дочери боярина, приближенного к царскому трону.

События повести описывают жизнь допетровских времен, в которых царят порядки, предусмотренные Домостроем.

Героиня воспитывается в семье отца, шестидесятилетнего вдовствующего боярина Матвея Андреевича, являющегося верным помощником и правой рукой государя, отличающегося добрым и щедрым нравом.

Наталья описывается писателем в образе милой, красивой, кроткой, отзывчивой девушки с чистыми помыслами и нежной душой, воспитывающейся после смерти матери нянюшкой, служившей в их доме с давних времен.

Вся жизнь девушки состоит из регулярных посещений церковных служб, занятий рукоделием и встреч с подругами под присмотром нянек, но при этом Наталья остается мечтательным и думающим человеком, умеющим восхищаться красотой окружающей природы. Характерными чертами героини изображаются ее доброта, трудолюбие, послушание.

Достигнув семнадцатилетнего возраста, Наталью охватывает желание познать истинное чувство любви и однажды в храме девушка встречает красивого юношу, при виде которого сердце ее вспыхивает пламенными ощущениями, влюбившись с первого взгляда. Несколько дней подряд при посещении церкви девушка втайне надеется увидеть предмет ее обожания, но юноша на глаза Натальи не попадается. Девушка перестает ощущать интерес к жизни, не желая принимать пищу, тоскуя и мучаясь, стараясь скрыть от близких причину своего грустного настроения.

Неожиданно юноша снова посещает церковь и молодые люди знакомятся, осознав, что чувствуют друг к другу искреннюю симпатию. С помощью верной няни Наталье удается организовать свидание с молодым человеком, представившимся Алексеем, на котором юноша признается девушке в любви и предлагает ей руку и сердце. Однако Алексей просит Наталью обвенчаться с ним тайно от отца, боясь, что не сможет получить благословение Матвея Андреевича, обещая возлюбленной покаяться перед родителем после свадьбы.

Влюбленные, поддерживаемые преданной няней, осуществляют обряд венчания в стареньком храме, а по окончании процесса Алексей поселяются в лесной избушке, где новоявленный муж рассказывает Наталье причину, по которой вынужден скрываться от окружающих. Алексей является сыном боярина Любославского, оказавшегося по клевете в царской опале и умершего в изгнании. Сын намеревается восстановить честное имя своей семьи перед государем, поскольку уверен в злом навете на своего отца.

Матвей Андреевич обнаруживает пропажу дочери и няни, но поиски исчезнувших женщин, даже с помощью государя, не приводят ни к каким результатам. Однако Наталья не забывает любимого отца, общаясь с доверенным человеком, рассказывающим ей новости о родителе, а также вышивая для любимого папеньки рукотканные полотенца, молясь о родительском прощении.

В один момент доверенное лицо приносит молодоженам новость о начавшейся русско-литовской войне, Алексей решает принять участие в защите родной земли, а Наталья отказывается расставаться с любимым супругом и, приняв мужской облик, отправляется с Алексеем на передовую, где сражается с врагом наравне с мужчинами.

На войне супруги отличаются невероятным мужеством и храбростью и весть о их подвигах в качестве двух братьев доходит до государя. Влюбленные предстают перед царем, который уже уведомлен о лживом доносе на отца Алексея, и получают его царское прощение. Матвей Андреевич узнает в одном из молодых храбрецов свою пропавшую дочь и с радостью бросается ей в объятия, простив ее неблаговидный поступок.

Обретя семейное спокойствие и получив благословение от отца и государя, Алексей и Наталья повторно венчаются и наслаждаются личным счастьем, подарив престарелому Матвею Андреевичу радость общения с внуками.

Краткое содержание

Рассказчик тоскует о тех далеких временах, «когда русские были русскими»: носили свои одежды, разговаривали на своем языке, имели свои традиции. Чтобы напомнить о тех славных временах, рассказчик решил пересказать старинную повесть, услышанную им от бабушки его деда.

Давным-давно в Москве «жил боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный, верный слуга царский». Боярину минуло уже шестьдесят лет, он был вдовцом, и единственной его радостью в жизни была дочь Наталья – редкой красоты девушка с добрым, кротким нравом. Мать ей заменяла старая няня, которая была верной служанкой ее покойной матери ещё.

Наталья вела тихую, спокойную, неприметную жизнь, пока не минуло ей семнадцать лет и она не почувствовала потребность любить. Не в силах понять желания своего сердца, Наталья «стала не так жива, не так резва». Однажды в церкви она повстречала красивого молодого человека в нарядном кафтане и сразу поняла, что это ее суженый. Молодые люди «посматривали друг на друга и тихонько вздыхали», пока церковь не заперли на ключ.

Юноша, которого звали Алексей, несколько дней подряд провожал Наталью до ее дома, пока не отважился заговорить с ней. Он признался девушке в любви и уговорил тайно обвенчаться. Алексей боялся, что Матвей не согласится отдать ему в жены единственную дочь, а после венчания они бросятся ему в ноги, умоляя о прощении.

В полночь Алексей забрал из отцовского терема Наталью и подкупленную им няньку. Он отвез возлюбленную в «деревянную, низенькую церковь, занесенную снегом», где священник обвенчал их. Увидев ветхую хижину, укрытую в чаще дремучего леса, нянька испугалась, решив, что отдала свою воспитанницу в руки разбойнику. Тогда Алексей признался, что он «сын несчастного боярина Любославского», который много лет назад был арестован по ложному навету и с тех пор был в опале у царя. Алексей до самой последней минуты находился рядом с батюшкой. После его смерти молодой боярин отправился в Москву, чтобы восстановить честное имя Любославских. Верный друг их семьи устроил ему надежное убежище в лесу, но умер, так и не дождавшись приезда юноши. Бывая в Москве, Алексей увидел в церкви Наталью, полюбил и уже не мог жить без нее. Он познакомился с няней Натальи, убедил ее в своих честных намерениях и попросил помощи.

Тем временем боярин Матвей, не дождавшись утром Натальи, вошел в ее терем и нашел прощальное письмо – «дрожащие ноги его подогнулись, – он упал на землю». Боярин показал письмо царю, и тот приказал слугам отправиться на поиски похищенной Натальи. Однако поиски ни к чему не привели.

Несмотря на безоблачное счастье, Наталья «не забывала и своего родителя». Верный человек регулярно привозил ей вести о батюшке. Однажды он поведал супругам о войне с литовцами. Алексей быстро смекнул, что это отличный способ восстановить честь своего рода в глазах царя. Он хотел было отвезти Наталью к отцу, но она решила ехать с любимым мужем на войну. Отважная девушка переоделась в мужскую одежду, представляясь младшим братом Алексея.

Когда царь получил весть о долгожданной победе, военачальники рассказали ему, что особой смелостью в битве отличились два брата, которые первые бросились на врага с криком: «Умрем или победим!». Когда же братья предстали перед взором царя, он понял, что героем оказался сын боярина Любославского. К тому времени государь уже знал, что боярин был несправедливо обвинен в предательстве. Но каково же было счастье Матвея Андреева, когда в младшем брате-воине он узнал свою дочь: «изумленный, восхищенный родитель не смел верить сему явлению». Царь простил супругов за их самоуправство. Они обосновались в Москве и еще раз обвенчались в присутствии родителя. «Супруги жили счастливо и пользовались особенною царскою милостию», а боярин Матвей прожил долгую счастливую жизнь в окружении любимых внуков.

Громобой

В незапамятную старину над пенистым Днепром сидел, кручинясь, Громобой. Он клянёт свой печальный жребий, нищую и бездомную жизнь, с которою уж готов свести счёты. Но в образе сурового старика ему является Асмодей, сулит богатство, веселье, дружбу князей и приязнь дев. Взамен же требует душу. Он убеждает Громобоя, что ад вовсе не страшен («Наш ад не хуже рая»), да и ждёт он Громобоя в любом случае — рано или поздно. Размыслив, тот подписывает договор, получает кошелёк с непереводящимся в нем златом и десять лет беспечной жизни. «И вышел в люди Громобой»: богатство, достаток, удача — все при нем. Он похищает двенадцать дев, не смущаясь их мольбами, и они рождают ему двенадцать дочерей. Но Громобою незнакомы отеческие чувства, и дочери возрастают в стенах монастыря, оставленные заботами отца. Вместе со своими нежными матерьми молятся они о спасении своих душ и о прощении Громобою. Но годы проходят быстро, и наступает последний день дарованной Громобою безбедной жизни. Одолеваемый тоскою, он ищет спасения у Спасовой иконы, но нет в душе его веры, и, призвав дочерей, он хочет их невинной молитвой купить своё прощение. И дочери кротко молятся о нем, но с наступлением ночи засыпают.

В глухую полночь, когда вся природа, казалось, угрожает Громобою, является бес и, сколь ни умоляет несчастный об отсрочке, намеревается, исторгнув его душу, низвергнуть её в ад. ужасы которого теперь скрывать ни к чему. Но вид спящих младенцев воспламеняет беса новой идеей, и он предлагает Громобою купить дочерними душами ещё десять лет жизни. Устрашённый открывшимися ему безднами, Громобой будит чад, пишет их руками — и получает отсрочку. Но, погубившему дочерей, ему жизнь постыла, нет в ней ни радости, ни отрады, лишь одно унылое ожидание конца. И вид цветущих чад поселяет в душе его страшные муки. Громобой, вся надежда которого теперь в раскаянье, распахивает двери дома нищим, сиротам и вдовам, строит храм, призывает мастера расписать иконы, и на одной из них святой с любовью взирает на молящихся Громобоя с дочерьми. Пред той иконою молится Громобой, отягчённый веригами.

Но время бежит, и близится страшный срок. Сломленный недугом Громобой не в силах уже посещать храм и лишь подъемлет к небесам взоры, исполненные кротости и мольбы. И вот страшный день настал, и страдающий грешник встречает его «со стоном и слезами», окружённый молящимися дочерьми, не знающими своей доли. С наступлением ночи затихает «предустрашенная» природа. И вдруг веет тихий ветерок, открывается Божий храм, и, окружённый сиянием, дивный старец приближается к Громобою и девам. Он касается их полою одежды, и девы погружаются в сон. Объятый ужасом Громобой встречает его взгляд, полный укора, вопрошает, кто он и чего ждать, и старец отвечает, что его лик они чтили во храме, а Громобою следует надеяться и страшиться. Вместе с грозой приходит полночь, и в пламени и треске является бес. Однако вид старца смущает его, он требует своей добычи, но в высоте является ангел-мститель и объявляет волю творца: доколе тот, кто чист душою, не воспламенится любовью к одной из дев, не видя её, и не придёт снять с неё и сестёр заклятие, они будут спать непробудным сном, а душа их отца присуждена томиться в отверженной могиле, ожидая искупления и пробуждения своих чад.

С наступлением утра находят спящих дев и усопшего Громобоя. И когда после погребения скорбящие направляются в «дом печали», пред ними внезапно встают гранитные стены, покрывающиеся лесом, со скрежетом падают затворы на воротах, и, устрашённые, они бегут. В скором времени в запустение приходят окрестные места, их покидают и люди, и звери. И всякую полночь выходит из одинокой могилы тень и протягивает в мольбе к неприступным стенам руки, а одна из спящих встаёт и идёт вкруг высокой стены, обращая вдаль взор, полный тоски и ожидания («Нейдёт, нейдёт спаситель!»). И с новою луной сменяется дева. И так текут века, и срок искупления неизвестен.

Карамзин «Наталья боярская дочь» в сокращении

Краткое содержание Наталья боярская дочь:

Действие повести происходит в XVII в. во времена правления царя Алексея Михайловича. В Москве в своем доме живет богатый боярин Матвей Андреев. Царь называет его своим “правым глазом” и прислушивается к его мнению. Боярин Матвей помогает бедным людям и славится своей добротой и справедливостью.

60-летний Матвей является вдовцом. Он один воспитывает 18-летнюю дочь Наталью, которую горячо любит. Наталья — красивая, милая и добрая девушка, которая тоже нежно любит своего отца. Однажды в церкви Наталья видит молодого красавца в голубом кафтане. Молодые люди влюбляются друг в друга с первого взгляда. Вскоре красавец (его зовут Алексеем) приходит к Наталье домой и признается ей в любви. Он умоляет девушку тайно венчаться с ним, так как отец девушки не допустит их брак.

Алексей не объясняет Наталье, что мешает ему открыто просить ее руки. Наталья доверяется возлюбленному, хотя едва его знает. Ночью девушка сбегает с Алексеем из дома. Влюбленные оставляют отцу Натальи письмо, в котором просят прощения за побег. В ту же ночь герои венчаются. Алексей привозит Наталью в свой дом в глухом лесу и наконец рассказывает правду о себе: юноша является сыном боярина Любовславского, незаконно осужденного; вместе с отцом Алексей скрывался за границей; после смерти родителя Алексей вернулся на родину и теперь скрывается в лесу со своими товарищами.

Утром боярин Матвей читает записку и рассказывает о своем горе царю. Царь обещает найти “негодяя”, который увез Наталью, но поиски ничего не дают. Проходит зима, наступает весна. Влюбленные наслаждаются семейным счастьем в своем домике в лесу. Наталья помнит об отце, время от времени ей рассказывают, как старик живет без нее. Тем временем боярин Матвей не знает, где находится его дочь, и тоскует по ней.

Внезапно литовцы поднимают восстание против русского царя. Русское войско идет на войну. Алексей тоже отправляется воевать, чтобы заслужить милость царя. Наталья не хочет расставаться с мужем и едет с ним на войну: девушка наряжается в мужскую одежду и выдает себя за “младшего брата” Алексея. На поле боя храбрая Наталья защищает Алексея своим щитом.

Наконец русское войско одерживает победу. Царь узнает о том, что победа стала возможной благодаря храбрости одного юноши: этот юноша бросился в атаку и повел за собой остальных. При этом молодой герой скрывает от всех свое имя (им оказывается Алексей). В Москве царь торжественно встречает героев.

Алексей признается царю, что он — сын незаконно осужденного боярина Любославского. Царь признает, что Любославский пострадал ни за что, и возвращает Алексею его честное имя. Царь также просит Алексея быть его другом.

Боярин Матвей радуется встрече с дочерью Натальей и ее мужем и не злится на них за причиненные страдания. С тех пор Наталья и ее муж Алексей живут счастливо, воспитывая своих детей. Алексей служит на благо государства. Боярин Матвей стареет и умирает. Спустя годы умирают Наталья и Алексей.

Сбываются все предсказания, коль силы остались для встреч и потерь

С учётом военного опыта герою присваивают чин капитана, он уходит в отставку и отправляется в родовое поместье. Там встречается с Савкой, служащим у него управляющим, и посещает могилы родителей.

Рассказчик едет к невесте Полине, которой мало писал, так как не представлял её рядом, пока служил солдатом. Теперь он сожалеет об этом. Олексин узнаёт, что невеста больна чахоткой. Несколько недель Александр находится подле умирающей. Перед смертью она признаётся ему в любви и велит найти Анечку. Рассказчик понимает, что так и не полюбил девушку.

Савка рассказывает Олексину, что из Италии вернулась Анечка с сыном, живёт по соседству. Александр, как может, сдерживает нетерпение, но всё же едет с визитом к своей единственной любви. Герои встречаются так, будто не расставались, они счастливы.

Выясняется, что Аннет никогда не была замужем и воспитывает их сына. Александр только теперь понимает, почему её увезли за границу, а её отец стрелялся с ним и не убил. Возлюбленная знакомит его с сыном Ванечкой, которому она много рассказывала об отце. Она признаётся, что старый граф хлопотал об Александре, когда его арестовали, а его отец лежал больным. Герои мечтают пожениться и никогда не расставаться. Ванечка приносит серебряное блюдо с эклерами, которое влюблённые утопили много лет назад.

Солдат спасает жеребёнка и погибает

Через Дон конная часть переправлялась в неудобном месте с очень сильным течением, потому что более удобная переправа была занята белыми. Сначала на плоскодонной лодке переправили повозку для пулемёта с прислугой и лошадьми. На середине реки одна из лошадей испугалась, начала бить копытами, чуть не разрушила лодку, и её без жалости пристрелили.

Потом через реку начала переправляться остальная конная часть, солдаты плыли рядом с лошадьми. Жеребёнок сильно отставал, и Трофимова кобылица плыла позади всех. Вдруг жеребёнок попал в сильный водоворот. Трофим услышал его жалобное, как плач ребёнка, ржание и бросился на помощь. В этот момент на правом берегу появились белые и начали обстреливать эскадрон из пулемёта.

Трофиму удалось доплыть до жеребёнка, вытащить его из водоворота и добраться с ним до левого берега. Отдышавшись, солдат поднялся на ноги, и тут командир белых выстрелил ему в спину с правого берега. Трофим упал на песок рядом с жеребёнком, и его «жёсткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью».

Герои произведения

В повести Карамзина присутствуют как главные, так и второстепенные герои. Центральных персонажей всего два. Их можно описать следующим образом:

  • Наталья — молодая и красивая боярская дочь. Девушка была очень доброй и честной.
  • Андрей Любославский — сын опального боярина. Молодой, решительный и открытый мужчина.

Для того чтобы сделать сюжет ещё более интересным, автор вводит и дополнительных персонажей. Каждый из них заслуживает отдельного внимания:

  • Няня — пожилая женщина, воспитательница Натальи. В прошлом она прислуживала матери главной героини.
  • Матвей Андреев — богатый и честный землевладелец, папа Наташи.
  • Царь — мудрый мужчина, проявивший милосердие к Алексею.

Первый бой с появления жеребёнка

Месяц спустя конная часть вступила в бой с казачьей сотней. Когда пошли в атаку, Трофим безнадёжно отстал: кобылица стояла и ждала, пока её догонит жеребёнок. Солдат разозлился, сгоряча хотел пристрелить обузу, выпустил в жеребёнка целую обойму патронов, но ни разу не попал — видно, рука дрогнула.

После боя солдаты заночевали в степи. На рассвете к Трофиму подошёл эскадронный и попросил уничтожить жеребёнка. Вид у того уж очень мирный, домашний, и из-за этого у эскадронного во время боя руки дрожали, и врагов рубить он не мог. Трофим промолчал, накрылся шинелью и, «подрагивая от росной сырости», мгновенно уснул.

Сейчас читают

Краткое содержание Шукшин Ванька Тепляшин У Ваньки Тепляшина, молодого шофера, обнаружили язву двенадцатиперстной кишки и положили сначала в сельскую, а потом в городскую больницу

Но лежать спокойно он не мог — был парень неугомонный, режим нарушал, выходя покурить
Краткое содержание Бомарше Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность Действие пьесы начинается с того, что под окнами дома своей возлюбленной молодой граф Альмавива ожидает, пока юная благородная барышня выглянет в окно. Он одет в костюм бакалавра, дабы скрыть свою аристократическую принадлежность
Краткое содержание Тупейный художник Лескова Данный рассказ автор услышал от Любови Онисимовны, няни своего младшего брата, которая в молодости была актрисой орловского театра, которым управлял граф Камеский

Рассказ этот о тупейном художнике Аркадии.
Краткое содержание Киплинг Откуда у носорога шкура Посреди Красного моря стоит остров. На нем живет человек, парс по национальности. Он беден. Все его богатство — шапка, нож и печь, в которой он делает прекрасные пироги. Один раз парс решил испечь пирог.
Краткое содержание Плавт Хвастливый воин «Хвастливый воин» — этот термин, введённый ещё в Древней Греции. Так кто же такие, эти хвастливые войны? Это обыкновенные наёмники, которые возвращались после войны с несметными богатствами, рассказывая о своих подвигах.

Другие персонажи

Няня – старая женщина, няня Натальи, которая прислуживала еще ее матери.

Матвей Андреев – богатый боярин, честный, порядочный человек, отец Натальи.

Царь – мудрый правитель, простивший Алексея.

Рассказчик тоскует о тех далеких временах, «когда русские были русскими»: носили свои одежды, разговаривали на своем языке, имели свои традиции. Чтобы напомнить о тех славных временах, рассказчик решил пересказать старинную повесть, услышанную им от бабушки его деда.

Давным-давно в Москве жил «жил боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный, верный слуга царский». Боярину минуло уже шестьдесят лет, она был вдовцом, и единственной его радостью в жизни был дочь Наталья – редкой красоты девушка с добрым, кротким нравом. Мать ей заменяла старая няня, которая была верной служанкой ее покойной матери.

Наталья вела тихую, спокойную, неприметную жизнь, пока не минуло ей семнадцать лет и она не почувствовала потребность любить. Не в силах понять желания своего сердца, Наталья «стала не так жива, не так резва». Однажды в церкви она повстречала красивого молодого человека в нарядном кафтане, и сразу поняла, что это ее суженый. Молодые люди «посматривали друг на друга и тихонько вздыхали», пока церковь не заперли на ключ.

Юноша, которого звали Алексей, несколько дней подряд провожал Наталью до ее дома, пока не отважился заговорить с ней. Он признался девушке в любви и уговорил тайно обвенчаться. Алексей боялся, что Матвей не согласится отдать ему в жены единственную дочь, а после венчания они бросятся ему в ноги, умоляя о прощении.

В полночь Алексей забрал из отцовского терема Наталью и подкупленную им няньку. Он отвез возлюбленную в «деревянную, низенькую церковь, занесенную снегом», где священник обвенчал их. Увидев ветхую хижину, укрытую в чаще дремучего леса, нянька испугалась, решив, что отдала свою воспитанницу в руки разбойнику. Тогда Алексей признался, что он – «сын несчастного боярина Любославского», который много лет назад был арестован по ложному навету и с тех пор был в опале у царя. Алексей до самой последней минуты находился рядом с батюшкой. После его смерти молодой боярин отправился в Москву, чтобы восстановить честное имя Любославских. Верный друг их семьи устроил ему надежное убежище в лесу, но умер, так и не дождавшись приезда юноши. Бывая в Москве, Алексей увидел в церкви Наталью, влюбился, и уже не мог жить без нее. Он познакомился с няней, убедил ее в своих честных намерениях и попросил помощи.

Тем временем боярин Матвей, не дождавшись утром Натальи, вошел в ее терем и нашел прощальное письмо – «дрожащие ноги его подогнулись, — он упал па землю». Боярин показал письмо царю, и тот приказал слугам отправиться на поиски похищенной Натальи. Однако они ни к чему не привели.

Несмотря на безоблачное счастье, Наталья «не забывала и своего родителя». Верный человек регулярно привозил ей вести о батюшке. Однажды он поведал супругам о войне с литовцами. Алексей быстро смекнул, что это отличный способ восстановить честь своего рода в глазах царя. Он хотел было отвезти Наталью к отцу, но она решила ехать с любимым мужем на войну. Отважная девушка переоделась в мужскую одежду, представляясь младшим братом Алексея.

Когда царь получил весть о долгожданной победе, военачальники рассказали ему, что особой смелостью в битве отличились два брата, которые первые бросились на врага с криком: «Умрем или победим!». Когда же братья предстали перед взором царя, он понял, что героем оказался сын боярина Любославского. К тому времени государь уже знал, что боярин был несправедливо обвинен в предательстве. Но какого же было счастье Матвея Андреева, когда в младшем брате-воине он узнал свою дочь – «изумленный, восхищенный родитель не смел верить сему явлению». Царь простил супругов за их самоуправство. Они обосновались в Москве и еще раз обвенчались. «Супруги жили счастливо и пользовались особенною царскою милостию», а боярин Матвей прожил долгую счастливую жизнь в окружении любимых внуков.

Произведение Карамзина учит тому, что настоящей любви не страшны никакие преграды, и любящие сердца смогут преодолеть любые препятствия

Также учит тому, как важно быть честным, открытым и уметь отвечать за свои поступки

После ознакомления с кратким пересказом «Наталья, боярская дочь» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Наталья, боярская дочь

Рассказчик тоскует о временах, когда «русские были русскими», а московские красавицы носили сарафаны, а не щеголяли в галло-саксонских нарядах. Чтобы воскресить эти славные времена, рассказчик решил пересказать повесть, слышанную им от бабушки его деда. Давным-давно в Москве белокаменной жил богатый боярин Матвей Андреев, правая рука и совесть царя, хлебосол и очень щедрый человек. Боярину уже минуло шестьдесят лет, жена его давно умерла, и единственной отрадой Матвея была дочь Наталья. Никто не мог сравниться с Натальей ни красотой, ни кротким нравом. Не зная грамоты, она росла, как цветок, «имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц». Сходив к обедне, девушка целый день рукодельничала, а по вечерам встречалась с подружками на девичниках. Мать Наталье заменяла старая нянька, верная служанка покойной боярыни.

Продолжение после рекламы:

Такую жизнь Наталья вела, пока не наступила «семнадцатая весна жизни её». Однажды девушка заметила, что все твари земные имеют пару, и в сердце её проснулась потребность любить. Стала Наталья грустна и задумчива, ибо не могла понять смутные желания своего сердца. Как-то раз зимой, придя к обедне, девушка заметила в храме прекрасного молодого человека в голубом кафтане с золотыми пуговицами, и сразу поняла — это он. Следующие три дня юноша в церкви не появлялся, а на четвёртый день Наталья увидела его вновь.

Несколько дней подряд он провожал девушку до калитки её терема, не смея заговорить, а потом явился к ней домой. Няня позволила влюблённым встретиться. Юноша, звали которого Алексей, признался Наталье в любви и уговорил её обвенчаться с ним тайно. Алексей боялся, что боярин не примет его в зятья, и обещал Наталье, что они бросятся в ноги Матвею после венчания.

Брифли существует благодаря рекламе:

Нянька была подкуплена, и в тот же вечер Алексей привёз Наталью в ветхую церквушку, где их обвенчал старый священник. Затем, захватив с собой старушку-няню, молодожёны поехали в чащу дремучего леса. Там стояла изба, в которой они и поселились. Няня, дрожа от страха, решила, что отдала свою голубку разбойнику. Тогда Алексей признался, что он — сын опального боярина Любославского. Лет тридцать назад несколько знатных бояр «восстали против законной власти юного государя». Отец Алексея в бунте не участвовал, но был арестован по ложному навету. «Верный друг отворил ему дверь темницы», боярин бежал, много лет прожил среди чужих племён и умер на руках у единственного сына. Всё это время боярин получал письма от друга. Похоронив отца, Алексей вернулся в Москву, чтобы восстановить честь семьи. Друг устроил ему убежище в дебрях леса и умер, не дождавшись юношу. Поселившись в лесном доме, Алексей стал часто бывать в Москве, где увидел Наталью и влюбился. Он свёл знакомство с няней, рассказал ей о своей страсти, и та допустила его к девушке.

Тем временем боярин Матвей обнаружил пропажу. Он показал прощальное письмо, написанное Алексеем, царю, и государь велел разыскать дочь своего верного слуги. Поиски продолжались до лета, но успехом не увенчались. Всё это время Наталья жила в глуши с любимым мужем и няней.

Реклама:

Несмотря на безоблачное счастье, дочь не забывала об отце. Верный человек привозил им вести о боярине. Однажды он привёз другую весть — о войне с литовцами. Алексей решил пойти воевать, чтобы подвигом восстановить честь своего рода. Он решил отвезти Наталью к отцу, но та отказалась расставаться с мужем и отправилась с ним на войну, переодевшись в мужское платье и представившись младшим братом Алексея.

Через некоторое время гонец привёз царю весть о победе. Военачальники подробно описали государю битву и рассказали о храбрых братьях, которые первые бросились на врага и увлекли за собой остальных. Ласково встретив героя, царь узнал, что это — сын боярина Любославского. Государь уже знал о несправедливом доносе от умершего недавно мятежника. Боярин Матвей же с радостью узнал в младшем брате героя Наталью. И царь, и старый боярин простили молодым супругам самоуправство. Они переехали в город и ещё раз обвенчались. Алексей стал приближённым царя, а Боярин Матвей прожил до глубокой старости и умер в окружении любимых внуков.

Через века рассказчик нашёл могильную плиту с именами супругов Любославских, распложённую на месте ветхой церквушки, где влюблённые венчались в первый раз.

Конфликт в произведении

Однако несмотря на внешнюю простоту повествования, герои повести постоянно находятся во внутреннем конфликте с собой и обществом. Наталья разрывается между любимым супругом и отцом. Но сам супруг не может позволить ей поехать к родителю. Страх быть узнанным и пойманным не дает ему отпустить жену. Вместе с тем, несмотря на свою бесконечную преданность супруге, еще более предан он своему отечеству, поэтому не может оставаться с ней, когда наступает война.

В боярине Матвее тоже борются сразу несколько чувств. Он бесконечно любит дочь, но понимает, что отъезд ее скорее был вынужденным. Старик должен смириться перед обстоятельствами и терпеливо ждать встречи, которая может никогда не случиться.

Кукла «Мздоимец»

Мастер показал рассказчику нескольких кукол. Все они были в мундирах коллежских асессоров. Первая, с блестящими блудливыми глазами, пухлыми губами и румяными щёчками звалась «Мздоимец». Кукла любила взятки и на самом деле имела более высокий чин, но мастер ради цензуры нарядил её в мундир асессора, как и всех остальных. На вопросы о том, любит ли она мзду, кукла отвечала утвердительно, а когда ей грозили судом или тем, что «кондрашка хватит», выражала недовольство.

Изуверов вынул из коробки куклу-мужика, бородатого и седого, на вид зажиточного, с курами, гусями и поросятами за пазухой. Мужичок тут же полез на коленях просить прощения у асессора, а тот стал мужика теребить и грабить, сожрал живьём гуся и отобрал другую живность. Потом указал на лапти, и мужик достал оттуда деньги и отдал взяточнику. Довольный и обобранный мужик отправился обратно в коробку с чистой совестью. Как пояснил Изуверов, эта кукла служила лишь для демонстрации сущности других кукол во всей полноте.

Изуверов предложил рассказчику поговорить с куклой-взяточником. Но та не смогла ответить на простые вопросы о значении слова «правда» и о том, боится ли она Бога, так как разговор на доброде­тельные темы не входил в её функции. Изуверов отметил, что и живые куклы редко могут поддержать разговор на такие темы, а рассказчик сказал, что живые могут лицемерить, и это делает их ещё хуже деревянных. Идея научить кукол говорить на любые темы с помощью лицемерия понравилась мастеру, и он решил попробовать применить её на практике.

Историческая эпоха

Исторические события, описанные в произведении, скорее всего, имеют отношение ко второй половине семнадцатого века. Предположительно, это эпоха правления Алексея Михайловича. Государь в произведении изображается очень благочестивым, чувствительным. Он утешает своих приближенных, а прогневить его может только нарушение принципов справедливости.

Это произведение довольно открыто указывает на то, каким должен быть порядок в государстве, как должны выглядеть монарх и его окружение.

Исторический фон помогает понять, что такая история любви могла иметь счастливое завершение лишь в условиях государственной гармонии.

Глава 5

В районный центр Марььянов приехал вечером и до родного села решил дойти пешком. Когда стемнело, он увидел вдалеке от дороги костёр и подошёл к нему. У костра сидели старик в полушубке и молодой человек в промасленной кепке. Марьянов решил, что это сторож и тракторист.

Марьянов попросился к костру, его пустили, и тракторист продолжил свой рассказ. Он рассказывал о своём деде-лесничем, жившем у озера, на которое каждый год прилетали лебеди. Бабушка просила его не трогать птиц, но однажды дед не утерпел и подстрелил лебедя.

С тех пор не стало им жизни — на заре прилетала лебёдушка и стонала, горюя об убитом лебеде. Дед не выдержал и попытался пристрелить её, но не попал, и тогда лебёдушка сложила крылья и камнем рухнула на деда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: