Иван никитин

Основная идея

Блок поднимает тему Куликовской битвы не для того, чтобы показать читателю исторические события России, а чтобы провести аналогию между прошлым и настоящим страны. Поэт старается донести своё предчувствие больших перемен, отрицает кровопролития, которые могут предшествовать изменениям. Он выступал против человеческой жестокости и считал, что такой способ не является решением проблем.

Автор признаёт возможность сражения только в том случае, если это оборона. Он понимает, что война стала неотъемлемой частью страны и порой ведёт к великим переменам. Она отражает стихию, которую не могут остановить несколько человек.

Быль или легенда

Значительная часть историков считает, что в «Повести о разорении Рязани Батыем» переплетены вымысел и реальные события, а Коловрат является собирательным образом русских воинов, сражавшихся с ордынцами. 

«То, что мы видим в этой повести, характеризует восприятие русского человека вовсе не XIII века. Евпатий описан достаточно достоверно, мотивы его воинов вполне оправданны. Но всё остальное, в частности восхваление Батыем русских воинов, напоминает сконструированную, более позднюю легенду, созданную в XV—XVI веках. Поэтому специалисты относятся к этому памятнику скорее как к литературному, а не документальному», — пояснил в интервью RT доктор исторических наук, профессор кафедры Истории и теории культуры РГГУ Константин Ерусалимский.

Историк-медиевист Клим Жуков придерживается такой же позиции. Он полагает, что большая часть событий «Повести о разорении Рязани Батыем», включая рассказ о Коловрате, не соответствуют действительности. 

Однако существует и альтернативная точка зрения. Её суть заключается в том, что Коловрат был реальным воином, который сплотил вокруг себя небольшой отряд, но автор «Повести» приписал ему некоторые качества былинных персонажей. 

Этот подход основан на фактах, свидетельствующих об упорном сопротивлении монгольским туменам (тактическая единица монгольского войска), которое продолжили оказывать рязанцы и после падения столицы своего княжества.

Согласно летописям, Батый действительно разорил Рязанское княжество, но один из выживших князей, Роман Ингваревич, смог собрать ратников и принял бой с захватчиками на территории Суздальского княжества. 

Также известно, что в первой половине января 1238 года произошло крупное сражение с монголами вблизи Коломны (к северу от Рязани). В битве принял участие великий князь Юрий Всеволодович, опасавшийся, что Владимирское княжество повторит участь Рязанской земли. В его войско влились и рязанские дружинники. 

Предполагается, что на момент гибели Коловрату было около 35 лет, хотя достоверные сведения о том, когда и где он родился, отсутствуют. Есть версия, что Евпатий родился в деревне Фролово (нынешний Шиловский район Рязанской области) приблизительно в 1200 году.

Также по теме


Игра древнерусских престолов: как дети и внуки Ярослава Мудрого делили власть

19 октября 1097 года князья Древней Руси собрались на Любечский съезд, который должен был положить конец феодальной усобице,…

Историк–фольклорист, доктор филологических наук Борис Путилов (1919—1997) в своих научных трудах утверждал, что «Повесть о разорении Рязани» не стоит рассматривать как исключительно литературное произведение с вымышленными персонажами. То есть он опровергал принятый в советский период подход к легенде о Коловрате как к выдумке автора «Повести».

«Рассказ о Евпатии Коловрате в сюжетном отношении далеко не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Для народной песни этот сюжет очень сложен, в нём много эпизодов (или мотивов), которые легко развиваются в рамках воинской повести, но которые значительно труднее развить в рамках народной песни», — говорится в статье Путилова «Песня о Евпатии Коловрате».

По мнению историка, рассказ о Коловрате характеризуется резкими поворотами сюжета и быстрой переменой мест действия. Отсутствие картинных зарисовок, свойственных былинному жанру, позволяет сделать вывод о наличии в «Повести» элементов документалистики. Соответственно, и сам рассказ о Коловрате мог иметь реальную основу.

Основная тема

Мне нравитсяНе нравится

В стихотворениях «На поле Куликовом» Александра Блока рассматривается несколько важных тем.

1. Патриотизм и любовь к Родине

Герой стихотворений готов бороться за родину и защищать ее ценой собственной крови. Блок описывает Россию как прекрасную и могущественную, сравнивая ее с женой неземной красоты. Патриотизм проявляется через преданность и защиту страны.

2. Тема войны и борьбы

Автор показывает святой бой, рассматривая оборону как единственно допустимую форму борьбы. Пришедшие на Русь враги вызывают общий подъем народа для освобождения отчизны. Блок подчеркивает, что война – это жертва на алтаре любви и преданности Родине.

3. Историческая память

Поэт обращает внимание на значимость прошлого и необходимость помнить мужество и смелость предков, которые защитили будущее нации. Историческая память служит важным элементом в формировании национальной идентичности

4. Чувство тревожности и ожидание плохого

Произведение пронизано тревогой и предчувствием чего-то кровавого и угрожающего. Блок отражает разочарование в событиях 1905 года и осознание человеческой жестокости, а также предвидит возможность новых революций и мировой войны.

5. Предчувствие перемен

Одна из важных тем цикла – предчувствие перемен. Как и в случае Куликовской битвы, страшная бойня стала прелюдией позитивным переменам и освободительной борьбе русского народа. Блок предчувствует решение назревших проблем и надежду на долгожданные перемены.

На поле Куликовом (Блок А.А.)

На поле Куликовом

Автор — Блок Александр Александрович 1

Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной — В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы — ночной и зарубежной — Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! 7 июня 1908

2

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…

На пути — горючий белый камень. За рекой — поганая орда. Светлый стяг над нашими полками Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою, Говорит мне друг: «Остри свой меч, Чтоб недаром биться с татарвою, За святое дело мертвым лечь!»

Я — не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена! 8 июня 1908

3

В ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты, В темном поле были мы с Тобою,- Разве знала Ты?

Перед Доном темным и зловещим, Средь ночных полей, Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей.

С полуночи тучей возносилась Княжеская рать, И вдали, вдали о стремя билась, Голосила мать.

И, чертя круги, ночные птицы Реяли вдали. А над Русью тихие зарницы Князя стерегли.

Орлий клёкот над татарским станом Угрожал бедой, А Непрядва убралась туманом, Что княжна фатой.

И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей, Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда. 14 июня 1908

4

Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали…

Умчались, пропали без вести Степных кобылиц табуны, Развязаны дикие страсти Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне… Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем, И падают светлые мысли, Сожженные темным огнем…

«Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!» Вздымается конская грива… За ветром взывают мечи… 31 июля 1908

5

И мглою бед неотразимых Грядущий день заволокло. Вл. Соловьев

Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной, За разливающейся мглой Не слышно грома битвы чудной, Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись! 23 декабря 1908

1908

Тонкая грань

Этой патриотичностью Блок учит из своего «далека» любить, быть терпимым к родине и довольствоваться тем, что есть. Продолжая анализ стихотворений Блока «На поле Куликовом», нельзя не отметить связи цикла со статьей «Россия и интеллигенция», в которой автор пишет, что есть две реальности, не понимающие друг друга — народ и интеллигенция.

Непрестанная смена настроений и боевых знамен происходит среди сотен тысяч. Над городом стоит гул, в котором и опытному слуху не разобраться, такой гул стоял и над станом татар в ночь перед битвой. Скрипят телеги за Непрядвой, вопль людской стоит, а на туманной реке плещутся и кричат гуси.

А среди десятка миллионов — тишина и сон. Стояла тишина и над лагерем Дмитрия Донского, однако заплакал воевода и услышал, как неутешно плачет вдова, как мать бьется о стремена сына. Есть меж двумя станами, народом и интеллигенцией, черта, на которой сходятся те и другие.

Как странно схождение на ней — сходятся здесь и босяк, и рабочий, и крестьянин, и сектант — с чиновником и общественным деятелем, с писателем и революционером. И хоть и тонка черта, два стана по-прежнему не желают знать друг друга и относятся как к перебежчикам и изменникам к тем, кто желает покоя. Не так ли тонка эта черта, как речка Непрядва? Вилась она меж двух станов, семь ночей текла, краснея от крови, в ночь после битвы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.История создания – цикл стихотворений написан А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный её идеям, осознал, какие бедствия она с собой несёт.

Тема – Россия, начиная с её древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – произведение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический цикл: произведение сочетает в себе некоторые признаки лирики и эпоса, оно имеет сюжетную линию и содержит чувства и переживания лирического героя.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стихотворения разделены на строфы, каждая из которых состоит из четырёх строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская; способ рифмовки перекрестный, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.

Метафоры – «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», , «Под игом ущербной луны».

Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты – «…сердцем вещим», «…Доном тёмным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней», «Вольные тучи».

Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Стремительное движение

В стихотворении присутствуют восклицательные предложения. В сочетании с художественными средствами, они делают произведение более выразительным, раскрывают внутренний мир поэта. В произведении Блока звучит гордость за родину, сумевшую подняться и отстоять свою независимость. Он чувствует себя поэтом родной страны и счастлив, что сопричастен к великой эпохе потрясений.

Стремительное движение — это приближение к гибели, вечный бой в стихотворении не радостен, а драматичен. И темп поэтической речи, и интонационный строй соответствуют теме произведения. Оно начинается медленно и спокойно, затем темп нарастает стремительно, предложения становятся короткими — «Домчимся!», «Останови!», «Покоя нет!».

Восклицательные интонации нарастают — в семи строфах семь восклицательных знаков. Речь автора предельно взволнована и это ощущение достигается и стиховым строем. Завершая анализ стихотворения Блока «На поле Куликовом», необходимо отметить, что написано оно разностопным ямбом, именно это придает тексту особую динамичность, передавая безудержный порыв и трагическое приближение к гибели.

«Смешалися все полки татарские»

Евпатий собрал небольшую дружину численностью около 1,7 тыс. человек и внезапно напал «на станы Батыевы» уже на территории расположенного к северу от Рязани Суздальского княжества. 

Батый отправил на истребление русских своего «шурича» (сына шурина) Хостоврула, который пообещал привезти Коловрата живым. Войско Евпатия было окружено самыми боеспособными монгольскими отрядами. Хостоврул вызвал рязанского боярина на поединок и погиб в схватке с Коловратом.

«И стал Коловрат сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил — одних пополам рассекал, а других до сёдла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков (осадных камнемётных орудий. — RT), и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его», — так «Повесть» рассказывает о последнем бое Коловрата.

  • Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017)

Батый был восхищён мужеством Коловрата. Глядя на тело мёртвого боярина, он сказал: «Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня — держал бы его у самого сердца своего».

Хан повелел отпустить оставшихся в живых русских воинов и отдал им тело Коловрата. Если верить «Повести», герой сопротивления монголо-татарскому нашествию был похоронен в Рязани вместе с погибшими князьями и боярами.

Средства выразительности

Метафоры, олицетворения, эпитеты и сравнения — вот лишь некоторые из средств художественной выразительности, которые широко используются в цикле стихотворений «На поле Куликовом».

  • Метафоры, применяемые автором, позволяют ему передать всю тревогу и беспокойство, которые ощущались в воздухе того времени. Они помогают создать образы и ассоциации, которые отражают эмоциональное состояние и переживания героев.
  • Олицетворения и эпитеты служат средством для более точной передачи настроения народа. Они позволяют автору описать Родину, войну и другие элементы произведения таким образом, чтобы читатель мог почувствовать их силу и глубину.
  • Сравнения, использованные автором, создают контрасты или помогают возвращаться в прошлое. Они позволяют сопоставить различные события и образы, что помогает создать более яркую и выразительную картину.

Средства художественной выразительности в цикле «На поле Куликовом» помогают Александру Александровичу Блоку передать сложные эмоции и идеи. Они усиливают эмоциональную глубину произведений и позволяют читателям более глубоко вжиться в атмосферу того времени. Все эти средства совершенствуют художественное воплощение цикла, делая его незабываемым и значимым для литературного наследия.

Главная мысль

Мне нравитсяНе нравится

Главная мысль цикла стихотворений «На поле Куликовом» Александра Блока заключается в обращении к прошлому с целью провести аналогию с настоящим. Автор выражает предчувствие больших перемен и показывает свое нежелание нового кровавого побоища, которое может предшествовать этим переменам. Эта аллюзия на современное время была высоко оценена его современниками.

Блок, несмотря на свое нежелание борьбы, осознает, что в определенных случаях она неизбежна. Это подобно тому, как было на поле Куликовом, когда смутное время надвигалось на страну. Война становится стихией, которую невозможно остановить волей отдельных лиц. Она просто неотвратима. Однако, в пылу схватки, необходимо защищать то, что не может само себя защитить — прекрасную, родную и любимую Россию.

Основной смысл произведения

Александр Александрович – ярый патриот, который безумно переживает о будущем своей страны. Ему не дают покоя те события, которые происходят вокруг него. Он прибегает к воспоминаниям минувших сражений, чтобы показать читателю аналогию с настоящими событиями. Он предсказывает большие перемены, которые, скорее всего, коснуться родного края. Он не хочет новой борьбы, так как понимает, что любая война – это напрасные жертвы.

Да, Александр Александрович всей душой не хочет повторения кровавого побоища, но так же он понимает, что порой это является единственным выходом в сложившейся ситуации. Он сравнивает время, в которое ему довелось жить и творить очень напоминало время Куликовской битвы. Так как происходили те же смутные события, которые вели к перевороту.

 Мы не всегда можем повлиять на течение тех или иных событий – они зависят не от нас. Единственное что мы можем сделать – это выполнить сой гражданский долг и встать на защиту своей Родины!

Образы и символы

В данном произведении автор использует огромное количество образов и символов, с помощью которых передает то настроение, которое царит в России в преддверии новых революционных событий. Сам путь воинов, будь то степь или подготовка, показывает тот путь, который пришлось пройти России. В подготовке к битве Александр Александрович показывает своего рода подготовку народа к гражданской войне и новому этапу революции.

Саму Россию автор преподносит в образе жены. Но не женственной и прекрасной, а той, которой предстоит оплакивать героя. Именно благодаря образу жены, поэт показывает, что как семья связана узами, так и люди должны быть привязаны к своей родине.

Используя образ тумана, поэт показывает смятение и неизвестность, которые царят среди населения.

Степной кобылицей представляется война, которая затягивает в себя все слои населения и несется, не разбирая ничего на своем пути.

Лирический герой это борец, воин, который готов сражаться с монголо-татарами.

Средства выразительности

Блок использовал различные художественные средства. К ним отнесем олицетворения

: «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега» , «…грустят стога», «идут испуганные тучи» ,метафоры : «Наш путь… пронзил нам грудь» , «стрелой татарской древней воли» , «закат в крови» , «…сердцем вещим» , «Под игом ущербной луны» , «Вольные тучи» . Кроме того, поэт использовалэпитеты : «…Доном темным и зловещим» , «тихие зарницы» , «вековою тоскою» , «…облаком суровым» , «Высоких и мятежных дней» , исравнение : «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой» .

Стихотворение «Опять над полем Куликовым…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Опять над полем Куликовым…» было напи­сано А.А. Блоком в 1908 году. Оно вошло в цикл «Наполе Кули­ковом», проникнутый не только исторической, но и философс­кой проблематикой.

Это произведение мы можем отнести к философской и пат­риотической лирике. Поэт здесь утверждает цикличность раз­вития истории, сопоставляет прошлое, настоящее и будущее. В примечании к прижизненному изданию А. Блок писал: «Ку­ликовская битва принадлежит к символическим событиям рус­ской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Куликово поле становится для поэта символом великой и трагической судьбы России, стоящей перед выбором собственного пути, находящейся на распутье. Однако грядущий путь России «заволакивает мгла», тревожное настроение созда­ют «плеск и трубы лебедей», собравшиеся тучи. И лирический герой здесь передает свое предчувствие грядущих исторических катаклизмов:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

Философскую проблематику обретает и противоборство в душе героя, сердце которого «не может жить покоем», борьба в нем темного и светлого начал. Вообще, «глубокое противоречие меж­ду свободой степей и жестким подчинением стало основным конфликтом в душе русского человека», обреченного «на веч­ный бой». И этот образ грядущего боя становится центральным в этом произведении, что само по себе символично, т. к. стихот­ворение завершает цикл.

Неоднозначен, двойствен в стихотворении (и во всем цикле) и образ России, где четко обозначилось противостояние русско­го народа и интеллигенции. Эти мысли поэта нашли свое отра­жение и в созданных им тогда же произведениях — в драме «Пес­ня судьбы» и в статье «Народ и интеллигенция». И задача русской интеллигенции, по мысли поэта, — преодолеть этот раз­рыв, соединить свой путь с судьбой Родины.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитет («битвы чудной»), анафору (Не слышно грома битвы чуд­ной, Не видно молньи боевой»), сравнение («доспех тяжел, как перед боем»), метафору (не может сердце жить покоем»), ассо­нанс («Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла»).

Таким образом, стихотворение насыщено многогранной символикой, проникнуто глубочайшими философскими раз­думьями.

Цикл «На поле Куликовом», состоящий из пяти стихотворений, связанных между собой общей темой, является центральным в цикле стихотворений «Родина» (1907-1916). Он был неоднозначно встречен критиками и современными Блоку поэтами и прозаиками, однако все признали в нем потрясающее отображение действительности через связь с историческим прошлым России.

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» был написан в 1908 году. Революция 1905 года осталась позади, но народ не успокоился, предчувствие грядущих волнений витает в воздухе. В период с 1905 по 1917 год Блок переосмысляет исторические события и проводит аналогии между ними и настоящим. Используя образ битвы на Куликовом поле, поэт показывает образ современной ему России, те волнения, которые он предчувствует, и те, что уже прошли. Он переживает за будущее страны и предчувствует вторую волну революции.

Поэт был очень образованным человеком, знал в совершенстве историю своей страны, поэтому часто писал поэмы и стихотворения по историческим мотивам. Его патриотизм глубок и эмоционален, ведь автор любит не иллюзии, а то, что хорошо знает. Поэтому его произведения о войне и революции, о древних народах и их связи с потомками всегда вызывают сильные чувства.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры – «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты – «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Темы и настроение

Все стихотворение подводит читателя к чувству тревожности, к ожиданию чего-то плохого, кровавого побоища. Блок разочаровался в событиях 1905 года, он увидел человеческую жестокость и осознал, что такой путь его не устраивает. В 1908 году, году написания стихотворения, людьми осознавался факт приближения мировой войны и возможной новой революции. Тревога и страх в связи с неизвестностью будущего и предчувствием приближающейся беды пронизывают все стихотворение.

Блок обращается к прошлому, к Куликовской битве, не для того, чтобы воспитывать людей в духе военного патриотизма, а чтобы провести аналогию с настоящим. Выразить предчувствие больших перемен, показать нежелание нового кровавого побоища, которое может предшествовать переменам. Такая аллюзия на настоящее была высоко оценена современниками Блока.

Автор, без сомнения, не хочет борьбы, но осознает, что порой без нее не обойтись. Так было на поле Куликовом, такое же смутное время надвигалось на страну во времена автора. Порой война – это стихия, которую нельзя остановить волей отдельных лиц. Она просто неизбежна, но в пылу схватки необходимо защищать ту, кто не может за себя постоять – красивую, родную и любимую Россию.

Образы и символы

Цикл стихотворений Блока наполнен различными символами. Именно они передают то беспокойное настроение, которое испытывал Александр Александрович после событий Первой русской революции.

В образе лирического героя воплощен воин, истинный защитник родной страны. Он стремится всеми силами защитить русскую землю от татаро-монголов. Лирический герой полон сил, мужества и любви к Родине.

Очень важную роль в цикле играет образ жены. В первом стихотворении поэт проводит параллель между Россией и женой. Блок высоко ценил философскую теорию Владимира Соловьева, согласно которой наша страна имеет женское начало. Перед читателем предстаёт супруга не в классическом понимании. Блок лишь обращается к идеям Соловьёва о женственности:

На протяжении всего цикла заметен образ жены, которая непременно будет оплакивать героя после противостояния с противником. Она же вдохновляет его на подвиги. Без нее ему не к кому возвращаться, а она нуждается в его защите. Третья часть цикла посвящена образу прекрасной женщины, олицетворяющей непобедимую страну

Важно понять взаимосвязь образов: Россия непобедима только потому, что люди встают за нее сражаться. Она — жена, то есть без мужа не имеет шанса выстоять

В этом смысле ответственность за будущее страны лежит на каждом из нас. И Блок доказывает это на личном примере: не эмигрирует даже после 1917 года, когда ему грозит опасность.

Очень символичным является образ степного пути. Он олицетворяет непростой исторический путь, по которому идёт Россия. Степь — голое, бедное и неприглядное место, которое не может похвастать буйными красками и щедрыми дарами. Наши люди никогда не были обласканы судьбой, им ничего не доставалось даром. Каждый шаг давался с трудом. Путь нашей страны наполнен невзгодами, испытаниями, боями, однако Россия с достоинством их преодолевает, отстаивая свою самобытность и независимость.

Во всех частях цикла присутствуют символы мглы и тумана. Они свидетельствуют о беспокойстве и неизвестности, которые окутали Россию. Смутные времена достались на долю каждого поколения. И мало кто знает, куда движется Россия? Этими вопросами задавались известнейшие писатели своего времени.

В образе степной кобылицы воплощена стихия войны. Данный образ символизирует водоворот событий, которые толкают народ к масштабным сражениям.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.

История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры – «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты – «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

«На поле Куликовом» анализ стихотворения Блока

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>class=»entry-content clearfix»>

Изменения в обществе, которые произошли после революции 1905 года, переживала вся страна. В 1908 году Блок создал поэтический цикл о судьбе России, который получил название «На поле Куликовом».

На поле Куликовом анализ

Эпический цикл Блока состоял из пяти частей. Анализ стихотворения показывает, что на первый взгляд разрозненные части «На поле Куликовом», связаны основной темой ‒ беспокойством о судьбе России.

Размер стиха, определяемый в четверостишиях, перекрестный ямб.

Александр Блок для усиления впечатления от судьбоносных событий использует в стихотворении «На поле Куликовом» метафоры, сравнения, олицетворения и, конечно же, эпитеты.

Тема и композиция

После Первой русской революции поэт осознал, что помимо новых идей она несет разрушения и множество смертей, сравнимых разве с великими битвами древних времен. Поэтому автор обращается к истории Руси, чтобы попытаться понять смысл событий, происходящих в настоящем, и какие последствия может ожидать народ в будущем.

Проведем анализ произведения «На поле Куликовом» по частям.

В первой части описывается тяжелое время пленения русского народа татарами. Кровь заливает поля сражений. Природа выражает скорбь и грусть. Воины все время проводят в боях за независимость страны.

Вторая и третья части посвящены подготовке к великому сражению на поле Куликовом. Сам бой автор не описывает в произведении. Главный герой представляет Родину в образе жены, обращается к главной защитнице русского войска ‒ Богоматери.

В последних частях цикла автор описывает сгущающиеся над державой тучи, предугадывая настроения в стране. Кобылица — Россия, несется дальше, не останавливаясь на своем пути. Народ уже готов свергнуть монархию, бой еще не закончен, а знаменует начало: «высоких и мятежных дней!».

Жанр и средства выразительности

Лирические переживания героя сочетаются с эпической подготовкой к великому сражению. С битвами, во время которых всходит кровавая заря.

Блок использовал олицетворения, природа печалится о судьбе России: «Река … грустит лениво», «…грустят стога», по небу «идут испуганные тучи».

Метафоры помогают усилить впечатление. После битвы с татарами «закат в крови», душа никак не успокоится, ведь подсказывает «вещее сердце», что бой еще не закончен.

Для усиления выразительности картины Блок использует эпитеты, называет реку «…Доном темным и зловещим». Над ним встают «тихие зарницы», как предвестники «высоких и мятежных дней».

На поле Куликовом: главные герои

Вечно бегущая кобылица олицетворяет Россию, которая находится в постоянной борьбе за независимость.

Нерукотворный лик Богоматери ‒ помощницы войска русского, возникает в самый ответственный момент перед боем. Он же предсказывает будущие сражения.

Воин, рассказывает о своих чувствах перед боем. Он перед сражением заостряет свой меч. В битвах с татарами он стал мужественным, воин полон решимости и сил, готов победить врага и защитить свою Родину. Необычно то, что сила воина заключается не в ненависти к неприятелю, а в его глубокой любви к Отчизне. Он ищет указующий нерукотворный лик Богоматери, который должен указать ему правильный путь.

На уроке школьники знакомятся с эпическим циклом стихов «На поле Куликовом», заносят информацию о событиях, описанных в стихотворении, в читательский дневник.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: