Челкаш

Краткое содержание рассказа «макар чудра» и отзыв для читательского дневника (м. горький)

Краткое содержание рассказа «Антоновские яблоки» и отзыв для читательского дневника (И.А. Бунин)

Многомудрый Литрекон освятил для Вас основные события рассказа «Антоновские яблоки» в сокращении. Антоновские яблоки написаны Буниным в 1900 году и в этом же году опубликованы в журнале «Жизнь» с подзаголовком «Картины из книги «Эпитафии». Сюжет рассказа передан устами дворянина, он же является рассказчиком. Повествование показывает нам воспоминания о деревенской жизни во время крепостного права, вплоть до 1861 года. Помещики жили тогда беззаботно и наслаждались жизнью. Все главные герои, и Анна Герасимовна, тетя рассказчика, и Арсений Семеныч, шурин рассказчика, демонстрируют быт и нравы помещиков в деревенской среде.

Краткий пересказ (382 слова). Дворянин, он же рассказчик, начинает свое повествование с нежных воспоминаний о прошлом. Воспоминания о настоящей русской осени, о ее золотом цвете, об опавших листьях и о тех самых антоновских яблоках, запах которых в пасмурный осенний день слышен по всему простору. Поздно ночью, когда рассказчик поговорил с охранником сада, он отправился в темно-зеленую глубину леса, где увидел невероятное небо с созвездиями. Он наслаждается этим моментом до того, пока земля не начинает уходить из-под ног, и тогда он действительно понимает всю прелесть бытия.

Вспоминается автору и его некогда богатая деревня Выселки. Старики жили долго, там были все долгожители, что подчеркивает благополучие деревни. Дома все были крепкие и кирпичные. Тетка Анна Герасимовна имела небольшую, но прочную усадьбу с большим количеством столетних деревьев. Сад и дом ее славились на всю деревню. В доме всегда сперва встречал аромат яблок, а уже потом запах старой мебели.

Вспоминается и покойный шурин Арсений Семеныч. Его страстью была охота. В его доме всегда собиралось много людей и после обеда они все отправлялись охотиться. У Арсения Семеныча было много собак, но один любимец, чёрный борзой, всегда залезал на стол и доедал остатки зайца под соусом. Рассказчику вспоминается, как он скакал верхом на злом и сильным «киргизе», и мимо него проплывали деревья, был слышан лай собак, раздавались крики охотников. Как только начинает темнеть, вся ватага охотников устраивается у какого-нибудь малознакомого охотника и живет там по несколько дней. А как приятен теплый дом после целого дня, проведенного на охоте. Проснувшись, можно весь день провести за чтением старых книг и размышлением о жизни.

Но жизнь не всегда так приятна, и уходят из жизни дорогие люди, но остаются воспоминания. Умерла тетка Анна Герасимовна, и застрелился Арсений Семеныч. Наступает новая эпоха мелкопоместных и обнищавших дворян. Но разве нельзя найти прелесть и в этой жизни? Автор-рассказчик иногда гостевал у своего соседа и мог оценить всю новую жизнь. Да, не такая беспечная и богатая жизнь. Вставать приходится рано, потом пить чай и сразу охотиться. Но и даже собак борзых у соседа нет, только гончие, а с ними по чернотропу не охотятся. Наступление зимы приносит с собой шумные посиделки у кого-нибудь в доме, но пить они будут уже на последние деньги. Целый день проведут в снежном поле, а вечером будет виден огонек в окне дома, значит, там горят свечи, там играют на гитаре, там поют.

Главная мысль рассказа «Антоновские яблоки» заключается в том, что каждая эпоха имеет свое неповторимое ощущение, которое становится сокровищем в нашей памяти. Вкус времени автор выразил в сочном яблочном аромате и горьком послевкусии осенних листьев. Рассказ «Антоновские яблоки» учит тому, что нельзя печалиться о прошлом, что-то уходит, на смену появляется новое и непривычное, но и в этом есть прелесть и романтика. А прошлое всегда сохраняется в воспоминаниях о нем, они всегда нежны и трогательны.

Рассказ мне понравился тем, что сам автор-рассказчик не забывает о своем прошлом, но и не отвергает настоящее, хотя оно совсем другое. Мое мнение и мое отношение к произведению «Антоновские яблоки» и автору исключительно положительное. Нельзя прочитать рассказ и подумать, что он просто о былых днях и тех самых антоновских яблоках. Вы попробуйте проникнуться текстом и постарайтесь уловить вкус времени дворянского расцвета. Может, для этого понадобится и не один раз прочитать рассказ, мое впечатление, например, полностью сложилось только после второго раза.

Мораль рассказа «Антоновский яблоки» заключается в том, что одно поколение неизбежно уходит, и происходит обновление, но что-то остается в памяти — старое и такое привычное, как антоновские яблоки.

Композиция и конфликт рассказа

Композиционный приём «рассказ в рассказе» используется тогда, когда нужно вызвать у читателя ощущение полной достоверности изложения. Рассказчик делится с собеседником тем, что пережил сам, и предстаёт перед читателем личностью с характером, судьбой и определённым мировоззрением. Доверительная интонация заставляет поверить, что герой рассказа разговаривает с самим читателем. Действующие лица:

  • Макар Чудра;
  • автор (от его лица ведётся повествование);
  • Нонка;
  • Данило;
  • Лойко;
  • Радда;
  • старый магнат.

Основа сюжетной линии — легенда о красивом цыгане Лойко Зобаре. Макар рассказывает историю, дополняя её своими рассуждениями. Он говорит собеседнику, что не стоит отдаваться любви, так как из-за этого можно потерять волю. Произведение начинается и заканчивается романтическим описанием моря, что позволяет закольцевать композицию. Затем Макар начинает свой рассказ, описывая характер и воровскую деятельность Зобара.

Постепенно пересказ событий переходит к завязке и кульминации. Финал текста — трагическое завершение истории любви Лойко и Радды. Когда Макар заканчивает повествование, герой устремляет взор на море и представляет себе, как по нему плывут влюбленные. Картину дополняет усилившийся дождь, который вместе с морской стихией как бы исполняет гимн паре свободолюбивых цыган.

В основе главного конфликта — противостояние между рабством и свободой, покорностью и волей. Рассказ ведётся от лица человека, которому ближе оседлый образ жизни, но повествует он о кочевых людях, превыше всего ценящих внешнюю и внутреннюю независимость. Для цыган материальные ценности значат мало, им важнее оставаться свободными от оков цивилизации, сохраняя при этом гордость, честь и чувство собственного достоинства.

Полюбив Радду, но не сумев её покорить, Лойко столкнулся с необходимостью разрешить внутреннее противоречие. С одной стороны — безудержная страсть и обещание горячих ласк, с другой — воля. Бунтарская душа Лойко не была готова к такому сложному выбору, ведь покорность для него означала потерю самого себя. Гордая и удалая Радда тоже не сумела поставить любовь выше свободы.

Конфликт и композиция

Главная особенность композиции «Макара Чудры» — это наличие рассказа в рассказе. Повествование начинается со встречи автора с Макаром, который и рассказывает историю о Зобаре и Радде. Такая композиция позволяет писателю воссоздать медитативную атмосферу юга России, насытить рассказ не только основной историей, но и философствованиями самого старика Чудры.

В основе главного конфликта рассказа лежит столкновение двух невероятно сильных личностей, также их жизненных приоритетов — свободы и любви. Зобар и Радда всю жизнь привыкли только брать, однако любовь впервые в жизни потребовала у них пожертвовать самым дорогим, что у них было – свободой. Никто из героев не смог ни заглушить свои чувства, ни уступить победу другому, что и привело их к столь печальному концу.

Главные герои и их характеристика:

У этого героя своя философия жизни: он ценит то, что ни от кого не зависит и может спокойно странствовать по свету и смотреть на людей. Мудрый старик понимает, что людям нет друг до друга дела.

Именно Макар рассказывает герою историю о Лойко и Радде, делясь своим убеждением о том, что не стоит идти на поводу у сердца и бросать свободу к ногам женщины.

Лойко Зобар – лихой цыган, который заслужил уважение всех, кто его знал, своим бесстрашием и непокорностью. Ценя свою независимость, он запросто мог расстаться с чем угодно: будь то краденый конь или свое сердце.

Примкнув к табору и увидев Радду, молодой цыган сразу же полюбил ее, но не сильнее свободы. Выбирая между Раддой и волей, он выбрал последнее. Поэтому, убив девушку, он понимал, что ее отец отомстит, но все равно предпочел смерть подчинению женщине.

Радда – дочь солдата Данилы, удалая красавица, погубившая своим острым языком и необузданным характером множество сердец. Она не смогла бы променять волю на брак и покорность перед мужем.

Создание произведения

Алексей Пешков, известный под псевдонимом Максим Горький, написал своё первое произведение 1892 году. В то время он жил в провинциальном городе Тифлисе и работал в газете «Кавказ». «Макар Чудра», жанр которого — рассказ, стал первым литературным произведением Пешкова. Идея написать книгу возникла в результате частых и долгих бесед молодого Алексея с революционером-народником А. Калюжным.

Будущий писатель не был робким человеком, но не считал себя талантливым. В беседах он рассказывал революционеру о том, что видел и слышал. Однажды Калюжный взял его за плечи, повернул лицом к комнате, в которой лежали перо и бумага, и велел записать всё рассказанное. Так началась история создания «Макара Чудры». Алексей сделал заметки в форме дневника.

Рассказ назван по имени главного героя. В переводе с греческого языка «Макар» означает «счастливый», а фамилию цыган получил благодаря фантазии Горького. По некоторым данным, сначала писатель хотел назвать главного героя Марком, но потом решил, что это не самый удачный вариант для читательского восприятия. Литературоведы считают, что «Чудра» может быть отсылкой к слову «чудо», этот индивидуально-авторский неологизм должен был подчеркнуть динамику и остроту сюжета.

Подробный пересказ

На берегу по-осеннему неспокойного моря лежал старый цыган Макар Чудра. Холодный промозглый ветер овевал его тело, забираясь под распахнутый чекмень. Цыган не замечал холода. Он методически тянул из своей громадной трубки дым, выпуская его кольцами, и о чем-то думал. Мы неспешно говорили о жизни, свободе и вере. Макар не понимал утверждений верующих о том, что могут попросить у Бога все, и Он подаст им. Почему же они не попросят себе новую одежду взамен дырявой и слушают учения тех, кто сам не соблюдает своих наставлений?

Неподалеку слышался красивый густой голос дочери Макара, Нонки. Она всегда говорила с одинаковой интонацией, в которой слышались требовательные нотки девушки, привыкшей к поклонению ее красоте. Чудра поглядел на нее, а потом сказал, что от женщин нужно держаться подальше, если не хочешь, чтобы поработили, убив волю в сердце. В подтверждение словам Макар рассказал одну быль.

Был среди цыган Лойко Зобар. Во многих землях знали его, и многие люди хотели его смерти. Дерзок был и удачлив парень, если понравится чей-то конь, то хоть сто солдат будут сторожить его – уведет. Лошади были единственной страстью и любовью Лойко. Но недолго радовался он очередной игрушке, когда надоедала, то продавал, а вырученные деньги отдавал тому, кто попросит. Не нужно ему было богатство, а из всех радостей жизни ценил одну лишь свободу.

В то время табор Макара кочевал по Буковине. Среди всех женщин выделялась Радда, девушка сказочной красоты. Много сердец разбила она. Увидел ее как-то старый магнат на Мораве, кошель денег давал за один поцелуй, но отвергла его своевольная красавица. Отчаявшись, проскакал он тогда два дня следом за снявшимся табором и стал просить отца отдать в жены, но Радда рассмеялась и отказалась.

Как-то в ночи раздалась игра скрипки. Из темноты появился конь, а на нем играющий человек. Это был Лойко. Потрясла его музыка цыган, и не одна женщина не осталась равнодушной к горящим глазам и улыбке, подобной солнцу. Кроме Рады. Зевнув, ушла она, пожаловавшись на скуку. С тех пор стала она поддевать Лойко. А тот все чаще уезжал в степь и скрипка его пела печальные песни.

Вскоре Зобар, задетый Раддой в очередной раз, вспыхнул, вскочил и перед всем табором заявил о своей любви к ней и желании взять в жены. Одно условие поставил – останется он свободным человеком, будет жить по своему желанию, а Радда не должна перечить.

Подошел он к девушке, протянул руку и упал, скованный кнутом, захлестнувшим его ноги. А Радда стояла и молча усмехалась.

Снова в степь ушел Лойко. А цыгане стали переживать, чтобы не вышло чего и послали Макара Чудру приглядывать за парнем.

И увидел Макар, как спешно от табора идет Радда. Подошла она к Лойко, протянула к нему руку, а он вскинулся да за нож схватился. Хотел уже Чудра бежать на помощь, но заметил в руках девушки пистоль.

Спрятали они оружие, и Радда сказала свое условие: пойдет она за Лойко, если тот при всех отречется от вольной жизни, поклонившись ей в ноги как старшему и поцеловав правую руку.

Цыганка ушла, а Лойко пал на землю, плача и смеясь. Следующим вечером пришел он к костру и сказал перед всеми, что поклонится Радде в ноги, поскольку любит ее больше воли. Только вначале должен он узнать, крепко ли ее сердце настолько, как она показывала. С этими словами он вонзил ей нож в грудь. Умирая, Радда улыбнулась и сказала, что обо всем знала заранее. И тогда поклонился Лойко ей в ноги, поцеловав мертвую, а отец девушки, Данило, поднял нож и вонзил его в спину парню. Тот на это и рассчитывал, потому что не видел больше жизни без своенравной цыганки.

Для некоторых людей свобода имеет цену большую, чем жизнь. Лучше не доводить ситуацию до катастрофической.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Данило солдат – старый цыган, в свое время воевавший с Кошутом. Отец Радды. Схож с дочерью характерами и мировоззрением. Когда Лойко убил Радду, отомстил за нее ответным убийством.
  • Рассказчик – герой, появляющийся в начале и в конце произведения. Макар Чудра рассказывает ему историю о Лойко и Радде, убеждая, что прежде всего стоит ценить свою свободу. После рассказа ему не спится: в темноте мерещатся Радда и Зобар, который по пятам плыл за ней.
  • Нур – старый седой цыган, горько заплакавший над телами убитых молодых людей.
  • Нонка – дочь Макара Чудры. Надменная девушка неотразимой красоты. У Нонки презрительный взгляд и требовательный тембр голоса.
  • Магнат – старый, но красивый «как чёрт в праздник» мужчина, к тому же очень богатый. Предлагал Радде кошелек, полный денег, за поцелуй, но получил решительный отказ. Тогда магнат стал просить у Данило руки его дочери, но цыган отказал, посчитав Магната птицей более низкого полета.

Темы

  • Свобода. Кочевники ценят независимость от всего материального и не понимают, как можно потратить все свои годы на бесконечную работу в поле и обустройство своего жилища. Так за весь срок, что отпущен свыше, можно и не увидеть ничего в мире, и не постичь мудрость.
  • Любовь. Для главных персонажей любовь имеет особую ценность: за неё можно убить, отдать жизнь. Всё радикально и ясно: это чувство либо на первом месте, либо его следует вырвать из сердца.
  • Природа. Она выступает как хранительница тайн познания. Лишь ей известны воля, своенравие, независимость. Пейзаж в рассказе богат символами: степь и море – свобода, обработанное поле – рабство.
  • Смысл жизни. Текст пронизывают философские размышления о поиске цели бытия: странничество или возделывание, поиск прекрасного или обыденность? Старый цыган предлагает свою точку зрения русскому юноше, и, кажется, ему удается очаровать ею молодого собеседника.

Художественные особенности рассказа М. Горького «Макар Чудра»

«Макар Чудра» относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого «романтического». Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького – сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане. Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции. Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои. Очень необычен у цыган и внешний вид: яркие костюмы, множество блестящих украшений. А как красив этот народ! Макар Чудра так говорит о Радде: «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». Еще одна особенность рассказа – это картины яркой, южной, просто сказочной природы. Эта природа вводит нас, как мне кажется, в необычный мир цыган: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задушевную мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Степь и море символизируют в рассказе безграничную свободу, простор, где нет ни границ, ни преград. Здесь человек сам себе хозяин. Но и степь, и море сулят много трудностей, они обманчивы в своем спокойствии. С ними может справиться только необыкновенный и сильный человек. Именно такие люди и «населяют» рассказ Горького. Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком – автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко. Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь – просто слушатель: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся – лег и умирай – вот и все!» Но именно благодаря «слушателю» мы «видим» природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой. Интересен и конфликт рассказа. Это не противопоставление героя и общества или противопоставление «хорошего» героя и «плохого». В то же время, это и не внутренний конфликт героев. И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир. Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко «любит коней и ничего больше, и то недолго – поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми». И Радда кошель с деньгами бросает в грязь. В этом рассказе конфликт возникает между двумя романтическими, сильными героями. В этом его особенность. Каждый из этих героев больше всего на свете ценит свободу. Лойко так говорит об этом: «Я свободный человек и буду жить так, как хочу!» И Радда вторит ему: «А еще я люблю волю». И хотя герои полюбили друг друга, но они не могут уступить друг другу, им кажется, что при этом они потеряют свою свободу. Радда говорит Лойко: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня». Эти герои не могут жить друг без друга, но не могут и жить без свободы. Отсюда, из этой ситуации, есть только один выход – смерть одного или двух героев. Так и происходит – Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки ее отца. Еще одной особенностью рассказа «Макар Чудра» является его афористичный язык. Лаконично и емко говорит Макар Чудра: «Ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай – вот и все», «…разве ты сам не жизнь?», «…всякий сам учится», «так нужно жить: иди, иди — и все тут», «Долго не стой на одном месте. Ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее…» Макар Чудра много прожил, много всего видел. Вся жизнь его теперь выражается в таких вот «жизненных» афоризмах, в которых виден опыт, мудрость прожитой жизни. Таким образом, рассказ Горького «Макар Чудра» — яркий романтический рассказ. Он повествует об исключительных героях в исключительных обстоятельствах. Это произведение призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца.

Второстепенные персонажи

Данило – солдат

Старый цыган, отец Радды.

Любит свою дочь и гордится ею. Ничего и никого не боится, уважает дочь за её выбор, ценит её любовь к воле. Ни в чём не останавливает Радду, позволяя ей делать всё что заблагорассудится. Когда Зобар заколол Радду, Данило тем же ножом зарезал и его: для старого солдата это непоправимое горе.

Рассказчик

Повествователь не является действующим лицом в этой истории, он – внимательный слушатель, со стороны оценивающий происходящие события. Рассказчик анализирует окружающую действительность, выражая точку зрения автора. Параллельно с этим описывает природу, которая как бы дополняет рассказ старого цыгана. В рассказе накаляется интрига, и природа, сначала тихая и спокойная, перерастает в ветер и бурю, усиливается дождь, и грохочет море.

В этом списке дано описание персонажей, краткая характеристика героев рассказа.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Макар Чудра»

для самых компанейских —

Главные герои «Макар Чудра»

для самых занятых —

Читательский дневник «Макар Чудра»

для самых любопытных —

Анализ «Макар Чудра» Горький

для самых крутых —

Читать «Макар Чудра» полностью

Тест по произведению

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Самые популярные материалы сентября для 8 класса:

Анализ «Гамлет» Шекспир

Учителя Митрофанушки

Краткое содержание «Госпожа Бовари»

Краткое содержание «Макар Чудра»

Проблемы воспитания и образования в комедии «Недоросль»

Краткое содержание «Портрет»

Краткое содержание «Бахчисарайский фонтан»

Жанр «Недоросль»

Характеристика Правдина в комедии «Недоросль»

Характеристика Скотинина в комедии «Недоросль»

Горький «Макар Чудра» очень кратко

Макар Чудра краткое содержание для читательского дневника:

Старый цыган Макар Чудра, сидя рядом с рассказчиком, с высоты своих прожитых лет рассуждает о жизни. Он думает об её смысле, о взаимоотношениях между людьми, и, рассуждая о человеческой свободе и воле, рассказывает быль о цыгане Лойко Зобаре, которой сам был свидетелем.

Много лет назад этот удалой цыган влюбился в прекраснейшую девушку Радду, она же только дразнила его, но, как потом оказалось, она тоже его любила. Зобар предложил ей выйти за него замуж, но Радда, говоря о ценности своей свободы, решив проверить его чувства, сказала ему сделать ей предложение унизительным для Зобара способом, который не положен был у цыган, на что Зобар, сперва согласившись, решив проверить, насколько «крепко сердце Радды», вонзает в её грудь кинжал и убивает её. Отец Радды, старый солдат Данило, подходит к Зобару и тем же кинжалом, которым была убита его дочь, убивает и его.

Зобар Лойко и Радда, двое гордых красавцев-цыган, считавших любовь чем-то лишавшим их свободы, умирают и улетают в иной мир вместе.

Рассказ учит нас тому, что за свободу некоторые люди готовы даже умереть. Цена настоящей свободы очень велика, но для каждого эта свобода разная, и нельзя по-настоящему понять, что же такое истинная свобода. Любовь к свободе и вольности – одна из причин, по которым погибли главные герои. Но рассказ оставляет для нас один вопрос: входит ли в нашу свободу любовь или же она наоборот только сковывает её?

Позиция писателя

Большинству читательской аудитории было сложно понять позицию М. Горького, которая заключалась в стремлении к свободной жизни. Большое влияние на мировоззрение писателя оказали беседы с революционером-народником. Одна из граней произведения — скрытый бунт против существующего в то время политического строя. М. Горькому были близки революционные идеи, но писать об этом открыто не представлялось возможным. Как мог, он показал своё неприятие рабской покорности.

«Человек — это звучит гордо», — так скажет М. Горький позднее. Однако уже в молодости его возмущали и удивляли многие качества людей, например:

  • малодушие;
  • завистливость;
  • трусость;
  • погоня за материальными ценностями;
  • тщеславие.

Вместо того чтобы высмеивать эти пороки, талантливый автор показывает народ, которому они чужды, и на этом фоне ещё отчётливее видны недостатки общества того времени. Но проходят десятилетия, а всё остаётся по-прежнему, поэтому «Макар Чудра» очень актуален и сегодня. При любых обстоятельствах человек должен сохранять чувство собственного достоинства, не терять индивидуальности и не предавать своих идеалов.

По мотивам этого произведения снят фильм «Табор уходит в небо». Сейчас творчество Горького незаслуженно забыто. Только благодаря школьной программе учащиеся читают отрывки из его книг и повестей онлайн, составляют подробные цитатные планы и анализируют характеры персонажей.

Темы и проблематика

Максим Горький раскрывает несколько ключевых тем и поднимает проблемы, актуальные во все времена. Это и есть вечные ценности, по поводу которых спорят философы на протяжении многих веков. Глубина рассказа — главный критерий, позволяющий отнести его к классическим произведениям. Темы, раскрытые в произведении «Макар Чудра»:

  1. Смысл жизни. Повествование заставляет задуматься о вещах, которые по-настоящему важны. На примере цыган рассказчик доносит до слушателя свою точку зрения, а последний проникается этими убеждениями настолько, что в конце ему представляется, как сама природа воспевает свободу.
  2. Любовь. По мнению автора, это прекрасное чувство стоит того, чтобы за него умереть. Когда любовь и свободолюбие вступают в противоречие, наступает конфликт, и разрешить его может только смерть.
  3. Природа. В «Макаре…» она показана разной. Перепаханное поле символизирует рабство, а бескрайняя степь — свободу. Непокорённая природа завораживает красотой, а когда человек пытается подчинить её своей воле, он понемногу теряет силы и умирает.
  4. Свобода. Высшие ценности для кочевых народов — независимость от материальных благ и возможность беспрепятственно перемещаться по миру, постигая мудрость и наслаждаясь разнообразием пейзажей.

М. Горький предлагает читателю поразмыслить над двумя проблемами. Первая — противостояние рабства и свободы, вторая — невозможность любить. Молодые люди оказались перед неразрешимым выбором. В ситуации, когда гордость и любовь начинают борьбу, ни одно чувство не может победить. И Лойко, и Радда это понимали. Можно сказать, что они сознательно выбрали смерть.

https://youtube.com/watch?v=x19hfo6e3_Q

Смысл рассказа «Макар Чудра» Максима Горького

Рассказ «Макар Чудра» был опубликован в 1892 году, когда карьера еще юного Алексея Пешкова не была начата. Этот рассказ своим смыслом и даже композицией очень напоминает более позднее произведение Горького — «Старуху Изергиль». Оба рассказа раскрывают тему свободы, повествуются от лица стороннего «наблюдателя» (третьего лица), а также носят в себе романтические черты. Также рассказ сопоставим с драмой «На дне», так как и там, и там затрагивается вопрос человеческой гордости, уважения к себе и непреклонности перед остальными.

В произведении автор воплотил легенду, когда-то услышанную им во время путешествий по Кавказу. «Макар Чудра» повествует о горячей цыганской любви Радды и Лойко Зобары. Оба героя предстают свободолюбивыми, гордыми, смелыми и независимыми личностями, которые не готовы прогибаться под других. Лойко — красивый юноша, известный во многих странах и прекрасно играющий на скрипке. Его страстью является верховая езда по бескрайним степям. Радда, вторая главная героиня, молодая цыганка, влюбляющая в себя всех мужчин, но никому не отдающая предпочтения. Непокорная и очень своенравная, неготовая склонять голову перед другими. Сам Макар Чудра, рассказывающих историю двух возлюбленных, также свободолюбив и физически силен, несмотря на возраст. Он гордо рассказывает историю о Лойко и Радде, которую он сам слышал из чужих уст.

Путник (от первого лица) встречает на своем пути Макара и в беседе с ним заходит разговор о свободе и смысле жизни. И тогда Чудра рассказывает историю о двух цыганах, чья любовь завершилась очень трагически. Лойко и Радда любили друг друга, но не желали уступать и подчиняться. Радда поставила условие перед свадьбой: Лойко должен встать перед ней на колени, однако это считалось позором в цыганской среде. В конечном счете, он убивает свою любимую и позже сам погибает от рук её отца. Перед смертью Радда говорит, что именно такого исхода она и ждала. Лойко Зобар целует ноги своей мертвой Радды, влюбленные умирают в объятиях друг друга.

После прочтения даже неудивительно, что такие похожие герои полюбили друг друга такой же горячей и крепкой любовью, как и они сами.

В основе всего произведения лежит конфликт, построенный на антитезе: свобода-рабство. Для Макара свободой является возможность в полной мере наслаждаться всеми удобствами жизни и не отказывать себе ни в чем. Лойко и Радда же ценят свою личную свободу. Они не борются за всеобщую независимость, им важны их собственные жизни. Они считают любовь ограничением и покушением на их жизнь, из-за чего не соглашаются уступать друг другу. Их воля важнее всего остального, и даже важнее любви.

Герои признают силу любви и свои чувства друг к другу, однако не хотят мириться с ней и подчиняться ей. Гордость и чувство независимости преобладают в каждом из них, из-за чего их конец такой трагичный. Несмотря на взаимные искренние чувства, они воспринимают любовь как груз и проклятье, от которого легче избавиться, чем совладать им.

В этом небольшом рассказе также затрагиваются темы смысла жизни и красоты окружающего мира. Рассуждения старика говорят о его мудрости и большом жизненном опыте. Макар Чудра размышляет о том, что человек сам себе жизнь, и ему не нужны для счастья другие люди. Также он утверждает, что любовь не совместима со свободой. И сам человек, на самом деле, никому не нужен. Макар видит человеческое счастье именно в свободе и считает, что за неё можно отдать даже жизнь.

В своем небольшом рассказе М. Горький воспел сильного и независимого человека. Он выдвинул новую собственную меру для ценности жизни человека: его силу воли, борьбу против системы и любовь к жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: