Русская народная сказка «иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

Иван - крестьянский сын и чудо-юдо - читать русскую народную сказку онлайн

Краткое содержание сказки Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо

В одном селе жили старик и старуха, было у них три молодца сына. Младшего звали Иваном. Семья была дружная и работящая. Трудились они не покладая рук.

Однажды случилась в том крае беда, Чудо-юдо поганое объявилось, много людей погубило. Решили братья отправиться в дорогу, да избавить народ от злодея. Снарядились и пошли.

Долго ли коротко, добрались они до места. На ночлег остановились в избушке, а в караул старшего брата послали. Пошел молодец на реку Смородину, где Чудо живет, да и уснул. Благо младший Иван вслед шел. Как только объявился Змей, так и началась у них борьба. Иванушка отрубил Юду головы, за мост кинул, змей уполз, а молодец в избушку вернулся.

Настала вторая ночь, средний брат пошел в дозор. Как пришел, так и уснул. В общем, вся история повторилась. Иван оказался рядом и порубил чудовище. Поутру дозорный сказал, что никого не видел. Иванушка опять промолчал.

Настала очередь младшего брата в караул идти. Собрался он, говорит братьям, что бой будет страшный. Просит их не спать, слушать, когда он позовет на помощь. Да и коня его выпустить надобно будет. Сказал так Иван, да пошел к мосту.

Настала ночь, пришел Змей. Начался бой смертный. Иванушка рубит мечом Чудо-юдо, да никак одолеть не может. Зовет братьев на подмогу, а они не слышат. Насилу молодец их докричался. Выпустили братья коня богатырского, прибежал ретивый, помог своему хозяину. Одолели они чудовище.

Едут добры молодцы, а на пути им супруги Змеевы встречаются, прикинувшиеся то колодцем, то яблонькой, то ковром. Иван все это видит и рубит их, убивает. Всех жен одолел, осталась одна мать. Да и со старушкой Змеихой молодцы справились.

Добрались братья домой довольные. Избавили они народ русский от Чуда-юда поганого.

Сказка учит быть дружными, и сплоченными. Когда люди любят и уважают друг друга, им любая проблема нипочем!

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

  • Краткое содержание балета Марко Спада (либретто)
    Либретто «Марко Сада» стал базисом знаменитого на весь мир балета. Постановки одноименного музыкально-хореографического произведения увидели россияне и в онлайн-формате.
  • Телешов
    Телешов Николай Дмитриевич родился в 1867 году. Его родители были зажиточными, влиятельными купцами. В возрасте 17 лет он получил коммерческое образование, и в этом же году опубликовал свои первые стихи.
  • Краткое содержание Моэм Бремя страстей человеческих
    В книге рассказывается о жизни Филипа Кэри. В 9 лет Филип остался сиротой. Мальчика взял к себе на воспитание его дядя из Блэкстебла. Его дядя был священником и не испытывал к мальчику никакой нежности.
  • Краткое содержание Собрание чудес Паустовский
    У любого жителя нашей планеты есть необычное желание. И я держу у себя в душе идею посетить озёрные просторы под названием «Боровое»
  • Краткое содержание Воробьев Немец в валенках
    В этом произведении говорится о тяжелой жизни военнопленных, узниках лагерей. В одном таком лагере смерти, и произошла эта история.

Краткое содержание

Долго ехали братья и оказались в сожжённой, разрушенной и заброшенной деревне. Там сохранилась только одна маленькая изба. В избушке на печке лежала бабушка. Она осталась одна в погибшей деревне. Братья сказали ей, что едут к калинову мосту через реку Смородину, чтобы сражаться с чудом-юдом. Бабушка рассказала о том, как чудо-юдо сожгло всю деревню и убило всех жителей, выжила только она. Соседние города и деревни тоже уничтожены.

Братья переночевали у бабушки и поехали дальше. Приехав к калинову мосту, они увидели, что все берега реки Смородины усеяны человеческими костями. Юноши нашли пустую избу и решили переночевать там. Они договорились по очереди ходить на дозор, чтобы вовремя увидеть чудо-юдо.

В первую ночь на дозор вышел старший брат. Сначала он внимательно наблюдал за обстановкой. Всё было тихо, и он уснул. Иван не мог уснуть, поэтому в полночь взял булатный меч и вышел к реке. Вдруг из воды появилось шестиголовое чудо-юдо. Оно боялось Ивана, крестьянского сына, но было уверено, что тот ещё не родился или слишком юный для битвы. Иван сразился с чудом-юдом, отрубил ему все головы, разрубил тело, бросил его по мостом. Утром Иван спросил старшего брата, что произошло ночью. Брат ответил, что всё было тихо, он ничего не слышал и не видел.

На следующую ночь средний брат отправился на дежурство. Вечер был тихим, и юноша быстро уснул. Иван опять не спал, поэтому к полуночи пришёл с булатным мечом в руке. Вновь из воды выбралось чудо-юдо с девятью головами. Начался бой, ещё более ожесточённый, чем накануне. Иван отрубил чуду-юду все головы, разрезал тело на мелкие кусочки и выкинул в реку. Утром средний брат сказал, что тоже ничего не замечал. Иван отвёл братьев под калинов мост, показал им отрубленные головы чуда-юда и рассказал о своих сражениях.

На третью ночь Иван отправился в дозор. Перед уходом он попросил братьев не спать и быть начеку. Когда он свистнет, братья должны были выпустить его коня и сами прийти на помощь.

В полночь из воды вышло чудо-юдо с двенадцатью головами. Начался страшный бой. Когда Иван отрубал головы врагу, чудо-юдо свои огненным пальцем проводило по шеям, и головы сразу же отрастали вновь. Чтобы позвать братьев на помощь, Иван дважды кидал в дом свои рукавицы, но братья спали и ничего не слышали. Сильным ударом чудо-юдо вогнало Ивана в землю по плечи. Иван бросил шапку в дом, изба зашаталась, тогда проснулись братья и выпустили коня. Конь Ивана бил чудо-юдо копытами, в это время Иван отрезал огненный палец у чуда-юда. Затем отрубил все головы, разрезал туловище и бросил останки в реку Смородину. В это время пришли братья.

На следующее утро Иван проснулся рано и сказал братьям, что идёт искать свой платок, который он уронил во время битвы. Иван перешёл по калинову мосту на другой берег Смородины и пробрался к каменным палатам чуда-юда. Там он подслушал разговор матери и трёх жён чуда-юда. Они замышляли отомстить братьям за гибель чуда-юда. Первая жена собиралась превратиться в колодец и убить братьев, когда те захотят напиться воды. Вторая жена решила обратиться яблоней, чтобы братьев разорвало на клочки, когда они захотят съесть яблоки. Третья жена хотела обернуться ковром с подушками и сжечь братьев, когда они захотят спать. Мать чуда-юда похвалила план мести и сказала, что, если ничего не получится, она сама завтра догонит братьев и проглотит.

Иван вернулся к братьям, и они все вместе отправились домой. По дороге их мучила жажда. Когда они нашли колодец, Иван разрубил его мечом, жажда тут же пропала. Колодец завыл страшным голосом. Это была первая жена чуда-юда. Через некоторое время братья увидели яблоню со спелыми плодами и захотели перекусить. Но Иван разрубил яблоню на мелкие кусочки. Вскоре братья нашли в поле ковёр и решили отдохнуть, но Иван им не разрешил. Старший и средний брат не поняли, почему он им всё запрещает. Тогда Иван бросил на ковёр свой кушак. Сразу же кушак вспыхнул и сгорел до тла. Иван разрезал ковёр на клочки.

Братья продолжили свой путь. Через некоторое время небо потемнело, и братья увидели, что за ними гонится старая змеиха, мать чуда-юда. Они бросили ей в глаза соль, и змеиха стала её жевать. Но оно очень быстро поняла, что это не Иван с братьями, и продолжила погоню.

Добрые молодцы быстро скакали прочь, нашли кузницу с 12 кузнецами и попросились в укрытие. Когда змеиха добралась до кузницы и потребовала, чтобы ей отдали братьев, кузнецы сказали ей, чтобы она сначала пролизала языком 12 железных дверей. Змеиха села отдохнуть, когда осталась только одна дверь. Иван схватил змеиху, приподнял над землёй и бросил вниз. Змеиха рассыпалась в прах. Братья вернулись домой.

Краткий сюжет

Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.

Главный герой – младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.

Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать…». В данном случае – «землю пахать да хлеб сеять».

Персонажи русской народной сказки

  1. Иван – младший сын простого русского крестьянина. Недолго думая, парень идет на битву с чудовищем. Он проявляет недюжинную смекалку и выносливость. Иван не привык рассчитывать на помощь братьев, поэтому берет в свои руки инициативу и подкарауливает монстров. В битве проявляется его богатырская сила и выносливость.

  2. Братья Ивана – персонажи нейтральные. У них нет ярко выраженных отрицательных или положительных черт. Они пассивны и безответственны, помогают Ивану только тогда, когда он их заставляет.

  3. Чудо-юдо – собирательный образ злодея, который покушается на русскую землю. На своем пути все рушит и уничтожает.

  4. Три жены и мать чуда-юда – героини, которые пытаются отомстить Ивану, но тот благодаря смекалке их уничтожает.

История персонажа

Историки отмечают, что сказки «растут» из событий, происходивших в далекие века. Предания становились компиляцией фантазий древних людей о духах и чудовищах, мифов и догадок, неверного толкования природных явлений и домыслов. Представления о первобытном мире своеобразны, и внешность чудищ, рисуемых сказаниями, и сегодня остается невообразимой.


Морское чудовище

Чудо-юдо выступает магическим существом, чья родословная берет начало от богов воды. В индоевропейской версии слово «юдо» символизирует воду. В английском языке есть слово «udometer», переводящееся как дождьметр, что соответствует логике объяснения происхождения персонажа.

В русской традиции для Чуда-юда нашли привлекательное место в божественном пантеоне, сделав его родственником Ящера. Это земноводное существо, на котором держится Земля. По вечерам оно заглатывает солнце, клонящееся к закату, а утром извергает светило с другого конца небесного свода. Поэтическое изображение создания созвучно мифологическим описательным приемам.


Чудо-юдо на мосту

Чудо-юдо называют предком Ящера, который считался юным представителем божественного мира Древней Руси. Археологи обнаруживали датирующиеся 6-7 веком до н.э. подтверждения тому, что этому существу поклонялись. Обереги и застежки с плащей богатырей несут на себе изображения персонажа.

Наличие нескольких голов является родовой особенностью Чуда-юда. Примечательно, что в разных интерпретациях их количество остается кратным трем, и в ходе битвы одним ударом богатыри отсекали три элемента тела чудовища. Предки славян почитали Чудо-юдо и возносили ему мольбы, прося о дожде и урожае.


Морской змей

Персонаж не упоминался как повелитель речных и морских волн. Он изображался морским змеем. В различных регионах существо воспринималось по-разному. В киевском княжестве ему поклонялись, а в новгородском проклинали, считая символом темных сил и олицетворением зла.

Образ и сила

Чудо-юдо – персонаж с историческими корнями. Сказка гласит, что у фантастического змея несколько голов, от 6 до 12. Чудо-юдо называют Буре-богатырем, обладающим мрачной силой. Он – символ грозы и штормовой тучи, со способностью извергать гром и молнии, а также вызывать дожди. Его ударам тяжело противостоять. Змей-исполин вызывал природные стихии, которые реализовались полярным сиянием. Легенда о вспышках, происходящих во время «змееборства», переросла в сказку и миф. Борющийся с чудовищем простой крестьянский сын Иван разрывает темные тучи, и гроза подходит к концу.


Чудо-юдо

Символ воды и властелин подводного царства принимал жертвы, которых топили. Несмотря на кровожадное описание, в наши дни имя Чудо-юдо стало нарицательным и используется в качестве шутливого описания, имеющего положительный характер. Чудовище, несшее опасность человеческой жизни в древности, сегодня имеет ироничный и смешной облик.

Первые описания существа датированы 19 веком, когда ученые стали разбираться в этимологии имени и выстраивать образ персонажа. Слово «чудо» на Руси часто использовалось для описания чего-то большого и поразительного. На изображениях существо запечатлено ужасающим и огромным. Ввиду водного происхождения персонажа, в былинах и сказках его представляли морским жителем, встававшим на пути мореплавателей.

Библиография

Помимо былин, где упоминалось имя фантастического героя, сказки писателей позднего времени описывают знакомый детям образ. Петр Ершов в «Коньке-горбунке», изданном в 1834 году, представлял Чудо-юдо как рыбу-остров. Автор дал ему имя Рыба-кит и повествовал о том, что существо возлежало поперек моря.


Чудо-юдо Рыба-кит

Сказка Василия Жуковского «О царе Берендее, о добром царе Еремее и злом Чуде-юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею», также имела отсылки к персонажу. Поэтому в экранизации – фильме «Варвара-краса, длинная коса» – образ получил экранное воплощение. Повествование гласило о том, как Чудо-юдо, властелин подземного царства, похитил царя Еремея, а простой сын рыбака Андрей пришел на помощь государю.

Чудо-Юдо

Замечательный отечественный мультфильм «Чудо-Юдо» вышел на большие экраны в 2021 году и сразу стал одним из самых ярких и интересных мультиков в жанре детского фэнтези. Тут тебе и сказочный сюжет, берущий вдохновение в богатом русском фольклоре, и харизматичные главные герои, и графика достойная, и саундтрек приятный, и актеры озвучки все, как на подбор, знаменитые и талантливые. Сейчас этот мультик можно смотреть онлайн в хорошем качестве и совершенно бесплатно, устроившись всей семьёй перед телевизором, планшетом или монитором компьютера.

Вы же знаете, как все русские сказки начинаются? В некотором царстве, в некотором государстве… Вот и здесь так же: жил да был царь Еремей, правил своими землями мудро и справедливо, и три сына было у него в преемниках. Народ любил своего царя-батюшку, он был для них и кормильцем, и защитником. Да только с защитой произошла однажды вот какая оказия: на близкие к царству земли стал нападать огромный огнедышащий дракон, невесть откуда взявшийся. Прилетит и давай леса густые жечь, поля пшеничные палить, луга васильковые в пепелище превращать… До деревень пока не добрался – и то хорошо. Но не ровен час начнут и люди невинные гибнуть. Прозвали дракона Чудом-Юдом и стали думать, как его победить.

Царь Еремей, конечно, сразу решил своих сыновей отправить бороться с чудовищем. Снарядил старшего в путь-дорогу, а тот ни с чем вернулся, побоялся даже подходить к страшилищу. Тогда среднего отправил царь сражаться с Чудом-Юдом и тот дракона не победил, тоже испугался. Младшего даже посылать не стали. Но младший, его Иваном звали, был не робкого десятка, и пока старшие братья спали, сам отправился на дракона поглядеть. И вот какое дело: вблизи Чудо-Юдо оказалось не очень-то страшным, Ивану даже спасать пришлось бедного дракона!

Может, младший царский сын и рассказал бы всем, что дракона не надо так крепко бояться, да не успел, потому что произошла ещё одна беда: в соседних землях пропала царевна Варвара. Иван же свататься к ней собирался, а теперь вот оно как – нет больше царевны, исчезла, поминай как звали! Иван решил отправиться искать девушку, а в помощники взял своего друга.

И вот по полям, по лесам, навстречу приключениям устремляются наши герои на поиски царевны. Немало опасностей поджидает их, немало новых знакомств: с друзьями и с врагами и немало открытий, одним из которых станет тайна появления дракона Чуда-Юда в сказочном царстве…

Подробный пересказ[ред.]

У старика со старухой было три сына. Все целыми днями трудились в поле. Внезапно дошла до них весть, что на их земли собирается напасть чудо-юдо и всё сжечь. Старшие братья успокоили стариков и решили пойти биться с чудовищем, а младшего брата оставить дома. Иван не согласился и решил отправиться с ними.

Братья взяли дубинки, хлеб с солью и поехали. По пути они встретили старика, который подсказал им, где найти булатные мечи.

Затем братья приехали в сожжённую деревню. Они переночевали в единственной уцелевшей избе у старухи, а утром поехали дальше. Когда они приехали к реке Смородине, к калиновому мосту, увидели вокруг поломанные луки, мечи и человеческие кости.

Иван предложил по очереди ходить в дозор. В первую ночь к мосту пошёл старший брат. Он осмотрелся вокруг и уснул под кустом. Ивану тем временем не спалось, и он, взяв меч, пошёл к мосту. Он не стал будить брата, а спрятался под мост и стал караулить. На мост на коне выехало шестиголовое чудо-юдо. Иван вышел из-под моста, и они начали биться. Иван двумя ударами снёс чудовищу все шесть голов, спрятал их под калиновый мост, тело разрубил на части, бросил в реку и вернулся в избу. Утром старший брат сказал, что ничего не видел.

На другую ночь дежурить пошёл средний брат, но и на него Иван не стал надеяться. Когда Иван пришёл, средний брат спал. В этот раз появилось девятиголовое чудо-юдо. Иван одним ударом срубил ему шесть голов, но чудище вогнало его в землю. Иван бросил ему в глаза песок и, пока чудо-юдо протирало их, он срубил ему оставшиеся три головы и, как в прошлый раз, сложил их под мост, а тело разрубил. Утром средний брат тоже сказал, что ничего не видел. Иван отвёл их под мост, чтобы показать чудо-юдовы головы и отчитать за лень и безответственность.

На третью ночь в дозор пошёл Иван. Перед уходом он повелел братьям всю ночь не спать, а ждать, когда он позовёт их на помощь. Иван снова ждал чудо-юдо под мостом.

Первым ударом Иван отсёк три головы, но чудо-юдо чиркнул по ним своим огненным пальцем и головы приросли обратно. Иван свистнул и бросил одну рукавицу в избушку. Она выбила все окна, но братья спали и ничего не слышали.

Иван ударил сильнее и срубил чудовищу шесть голов, но чудо-юдо опять вернул их на место, а потом ударил и забил Ивана по пояс в землю. Иван кинул в избу вторую рукавицу — она пробила крышу, но братья всё равно не проснулись.

Иван снова ударил и срубил девять голов, но они снова приросли обратно. В этот раз Иван бросил в избу свою шапку с такой силой, что она зашаталась и братья наконец проснулись. Они спустили коня Ивана и бросились к нему на помощь. Конь прибежал и начал бить чудо-юдо копытами, а Иван в это время выбрался из земли и отрубил чудовищу огненный палец. После этого он смог срубить все головы, а тело разрубил на мелкие кусочки и бросил в реку. Он отчитал братьев, и они вместе вернулись в избу.

На следующее утро Иван встал рано, сказал братьям, что пошёл искать потерянный пояс, и отправился к реке. Он перешёл на другой берег и незаметно прокрался к чудо-юдовым каменным палатам. Внутри сидели три чудо-юдовы жены и старая мать-змеиха и думали, как отомстить братьям. Одна решила превратиться в колодец и отравить их, вторая — статья яблоней, от яблок которой братьев разорвёт на мелкие кусочки, а третья — ковром, на котором они захотят отдохнуть и сгорят. А старая змеиха решила, что если у них ничего не получится, то она превратиться в огромную свинью и съест братьев. Иван послушал и вернулся к братьям.

Ехали они через луга в знойный жаркий день и встретили на пути колодец. Братья хотели напиться, но Иван начал рубить колодец мечом, он застонал, а жара спала. Потом по пути им попалась яблоня, которую Иван тоже зарубил. Когда братья сильно утомились, им встретился ковёр. Они хотели на нём отдохнуть, но Иван кинул на ковёр свой кушак, и тот сгорел. Разрубив ковёр, Иван рассказал братьям правду.

Внезапно потемнело небо и завыл ветер. Братья увидели, что за ними гонится огромная свинья. Они разделились, и пока свинья думала за кем бежать, Иван схватил её, ударил об землю, и свинья исчезла. Чудовища людей больше не тревожили, а братья вернулись домой к отцу с матерью.

Значение имени в древней Руси

В давние времена имя давалось не просто так. Его необходимо было сначала заслужить каким-либо стоящим поступком. До определенного времени у детей не было имен. В возрасте 11-12 лет они участвовали в специальных испытаниях, где каждому предоставлялась возможность проявить себя. Именно тогда дети и получали имена. Вероятно, в сказке отразился этот обычай. В ней безымянными остаются старшие братья, так как они ничем себя не проявили. Кроме имени, у героя сказки есть еще и прозвище. Он зовется крестьянским сыном. Это звучит практически как отчество. В древние времена так и представлялись: Сергей, Андреев сын, или Петр, Иванов сын и т. д. Кстати, отсюда впоследствии появились фамилии. В сказке Иван зовется крестьянским сыном. Это значит, что для автора важен тот факт, что он из крестьян.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: