Анализ «гуттаперчевого мальчика» для читательского дневника

Содержание повести «гуттаперчевый мальчик» для читательского дневника

Краткое содержание по главам

Описание глав может быть полезно для ведения читательского дневника. Оно также поможет подготовиться к сочинению.

Глава I События развиваются в Петербурге в цирковых балаганах во время праздника Масленицы (конец февраля).

Григорович подробно описывает атмосферу цирка после утреннего представления. Среди циркачей появляется фигура клоуна Эдвардса. Он настоящий любимец публики, но у него начинается тоскливый период и сопутствующий ему запой.

Эдвардс озабочен здоровьем гуттаперчевого мальчика, которому предстоит выступать еще два дня. Он заходит в уборную, где сидит Беккер, и просит отпустить уставшего ребенка прогуляться. Но Беккер грубо отказывает.

Глава II Краткое содержание рассказа о жизни юного акробата показывает, насколько он был несчастен.

Гуттаперчевого мальчика на самом деле зовут Петей, и он потерял мать на пятом году. Она была чухонкой (прибалтийско-финская народность), звали ее Анна. Работала кухаркой и часто меняла место из-за неаккуратности и влюбчивости. Отец Пети вначале работал швейцаром, потом его забрали на военную службу, где он погиб в одном из походов.

Жили они бедно, часто голодали, мать долго не могла найти работу. Наконец, благодаря содействию ее соотечественницы Варвары, Анна устроилась прачкой и во второй раз вышла замуж, за портного. Отчим пил, дрался, невзлюбил Петю и грозил утопить. Вскоре отчим пропал, а мать заболела и умерла.

Глава III Петя жил то у соседской старушки, то у Варвары. Она и решила пристроить его к знакомым циркачам.

В книге описано отчаянье ребенка, которого забрал к себе на воспитание грубый и жестокий акробат Беккер. Вначале Петя всего боялся, прятался, но постепенно привык к шумной цирковой братии. Он оказался легким и гибким в суставах, но мышцы его были слабыми. Его стали называть «гуттаперчевым мальчиком».

Акрабат проверяет гибкость мальчика. Художник А.З. Иткин

Беккер заставлял тренироваться, превозмогая боль. Иногда Петя не выдерживал и кричал. За него вступался клоун Эдвардс. Благодаря его советам, у Пети получалось выполнять сложные упражнения, Беккера же он по-прежнему очень боялся.

Акробат совершенно не следил за состоянием ребенка:

Глава IV Четвертая глава начинается с описания детских комнат в доме у графа Листомирова. Там множество игрушек и книг.

Описывается роскошная уборная, в которой утром и вечером гувернантка мисс Бликс моет детей. Эта обстановка – яркий контраст по сравнению с условиями жизни гуттаперчевого мальчика.

Тетя Соня объявляет, что, поскольку дети вели себя хорошо, в пятницу они едут в цирк. Все в восторге, даже пухленький и флегматичный Паф.

Идет описание детей: старшая Верочка 8 лет, болезненная Зина младше на 2 года, и Павел – мальчик 5 лет, но все называют его Пафом, он любимец родителей.

Глава V В столовой завтракают граф и графиня. К ним присоединяется тетя Соня. Графиня сомневается, стоит ли отправлять детей в цирк, ведь они еще маленькие и такие впечатлительные. Но меланхоличный и требовательный к порядку граф не возражает.

В столовую заходят дети. Им сообщают, что родители разрешили поехать на представление. Верочка хватает афишку и читает названия номеров. Среди прочих заявлено выступление гуттаперчевого мальчика.

Глава VI Перед началом представления у касс цирка суета, гремит оркестр. Дети пестрой толпой в красивых нарядах стоят у барьера и рассматривают арену.

Представление начинается с выхода клоунов. Затем на лошади выступает пятнадцатилетняя девушка Амалия, за ней жонглер. Гуттаперчевый мальчик выходит вместе с Беккером, облаченный в трико телесного цвета и обсыпанный блестками.

Беккер удерживает у пояса длинный шест, а мальчик влезает по нему на самый верх. Он посылает воздушный поцелуй в зал и начинает показывать упражнения.

Выполнение упражнений под куполом цирка, художник В. Панов

Внезапно что-то блеснуло в вышине, и раздался гулкий звук. Это мальчик сорвался вниз. Оркестр замолк, в зале стали звать доктора. Служители цирка спешно выбежали на арену, подхватили тело и вынесли.

После этого вновь заиграл оркестр, но люди уже начали тесниться к выходу. Больше всех оказалась под впечатлением от увиденного Верочка. Она рыдала и постоянно повторяла: «Ай, мальчик! Мальчик!!».

Граф был очень недоволен и возмущен. Для Верочки даже хотели вызвать доктора, но, в конце концов, все успокоились и уснули.

Глава VII В коридоре цирка на тюфяке лежит перебинтованный гуттаперчевый мальчик со сломанными ребрами. Возле него никого нет. Лишь иногда подходит клоун Эдвардс, которого уже охватила тоска, и он погружается в запой.

Утром имя мальчика убрали из афиши. Его несчастная жизнь закончилась.

В это же время дочери и сын графа окружены постоянной заботой и вниманием, им ни в чем не отказывают, покупают игрушки, учат грамоте

Краткий пересказ

У Пети умерла мать, и он остался сиротой. Знакомая прачка Варвара привела его к циркачам и отдала на воспитание к грубому и жестокому акробату Беккеру. Мальчик вынужден выступать даже больным и обессиленным.

В это же время в Петербурге живут, ни в чем не нуждаясь, дети графа Листомирова. Они отправляются на представление, где будет выступать Петя. Выполняя номер, мальчик срывается вниз и разбивается. Верочка очень впечатлена этим, она бредит и плачет, но вскоре засыпает, окруженная заботой близких. Гуттаперчевый мальчик умирает в коридоре цирка. Рядом с ним никого нет.

После ознакомления с кратким пересказом повести о гуттаперчевом мальчике желательно прочитать ее полностью. Это поможет лучше проникнуться историей и обогатить словарный запас.

Клоун Эдвардс

О чем же рассказывает нам Григорович («Гуттаперчевый мальчик»)? Краткое содержание основных событий следующее. Артисты толпятся за кулисами цирка. Это веселый и беспечный народ. Один лысый человек, уже не совсем молодой, выделяется среди них. Его лицо густо покрыто красной и белой краской. Это клоун по имени Эдвардс. Он вступил в свой «период тоски». За этим периодом следует другой – тяжкого запоя. Клоун Эдвардс является главным украшением цирка, своеобразной его приманкой. Однако его поведение ненадежно. Он может запить в любой день.

Режиссер просит клоуна не пить хотя бы до окончания Масленицы, после которой цирк должен закрыться, так как он не работает во время поста. Тот отделывается от режиссера ничего не значащими фразами.

Подробный пересказ

В Петербурге праздновали Масленицу. На улице, несмотря на мороз, было много народа. К вечеру поднялся сильный ветер, начался снегопад. Люди, выходящие из цирка, заторопились домой. Некоторые вслух ругали непогоду. Режиссёр цирка тоже был недоволен метелью. Он боялся, что если снегопад не прекратится, зрителей в зале будет мало.

Часть персонала цирка уехала домой. Вторая половина занималась животными или отдыхала. Среди оставшихся циркачей был любимец публики клоун Эдвардс. Он уже много лет служил в цирке, и к нему относились с уважением. Но был у него большой недостаток – он периодически страдал от запоев. Клоун часто заходил в раздевалку акробата Беккера, который выступал с гуттаперчевым мальчиком. Звали его Петей. Маленький гимнаст очень боялся своего тренера. Эдвардс жалел его, так как его воспитатель был грубым и жестоким человеком.

Пете пошёл девятый год. Три года назад у него умерла мать, но он хорошо помнил её. До его рождения мать, звали её Анной, готовила еду в богатом доме, а отец работал швейцаром. Родился мальчик очень слабым и, наверное, не прожил бы долго, если бы не подруга матери Варвара. Она старалась во всём помогать Анне.

Через месяц отца Пети забрали в армию. Не прошло и года, как Анне сообщили о смерти мужа. И, как обычно, на помощь пришла Варвара. Она нашла для Анны место прачки. Несколько лет работала она у хозяина фабрики и была довольна своей жизнью.

Потом Анна вышла замуж за помощника портного. Это был маленький и вредный человек. Целый день муж работал в мастерской, а вечером любил выпить с компанией друзей. Попойка длилась до утра. Отчим невзлюбил мальчика с первого дня совместной жизни, хотя Петя был тихим и спокойным ребёнком. Анна уже пожалела, что вышла замуж.

Через три месяца муж Анны пропал, хотя некоторые знакомые утверждали, что видели его в соседнем городе. А вскоре мать Пети умерла, оставив сына на произвол судьбы. Подруга матери Варвара снимала комнату в подвальном этаже. В том же доме жили циркачи. Варвара решила пристроить в цирк Петю. Взял его акробат Беккер, который начал готовить из него гимнаста на шесте. Методы обучения часто были настолько жёсткими, что на крик мальчика сбегались соседи и забирали его у акробата.

У графа Листомирова было четверо детей. За ними присматривал целый штат прислуги. Вместе с графом и его женой в доме жила сестра графини, которую дети называли тётей Соней. Девушка очень любила своих племянников и большую часть времени проводила с ними. Детям пообещали, что если они будут всю неделю вести себя прилично, то их поведут в цирк. Восьмилетняя Вера постоянно следила за поведением сестры Зины и брата Павла. Если между ними возникали ссоры, она спешила уладить их.

В пятницу детей повезли на представление. Все с нетерпением ждали выступления гуттаперчевого мальчика. О нём тётя Соня прочитала детям в афише. Мальчик вышел вместе с акробатом Беккером, и номер начался. Маленький гимнаст выполнял сложные и опасные трюки на перекладине, закреплённой на длинном позолоченном шесте. Его держал с помощью пояса акробат Беккер. В конце выступления мальчик не удержался и сорвался вниз. Цирковая прислуга унесла его с арены. Снова зазвучала музыка. Но зрители уже не хотели смотреть представление, все стали расходиться. Всю дорогу Вера не могла успокоиться. Так она и заснула с мокрым от слёз лицом. Граф был очень недоволен, что детей так расстроили.

В цирке было тихо и пусто. Только в коридоре на гимнастическом тюфяке лежал забинтованный мальчик. Иногда к нему подходил клоун Эдвардс и долго прислушивался к его дыханию. Потом он возвращался в свою раздевалку. Утром в афише уже не было номера с гуттаперчевым мальчиком.

Повесть учит умению сопереживать, понимать горе другого человека, доброте и состраданию.

Другие герои

Павел Листомиров (его домашнее прозвище — Паф) является полной противоположностью гуттаперчевого Пети, который никогда в своей короткой жизни не спал вволю и не ел досыта. Паф маленького роста, пухлый, с круглым лицом, он отличается крайне спокойным нравом и вообще мало реагирует на то, что происходит вокруг.

Он находит поход в цирк интересным, и родня этому даже удивляется, поскольку обычно мысли Пафа сосредоточены только на еде. При этом как раз сыну граф Листомиров уделяет больше внимания. Наедине с самим собой он, впрочем, не думает, чему учить сына, а только мечтает о том, как тот сделает карьеру на государственной службе.

Нельзя назвать счастливой и шестилетнюю Зизи. Ее буквально пичкают лекарствами, среди которых, как утверждает автор, важную роль игра тресковый жир. От него бедная девочка только бьется в истерике. Хотя, по сути, все, что ей нужно — это просто движение и прогулки на воздухе, но как раз этого в доме графа и не позволяется.

Можно сказать, что главная мысль «Гуттаперчевого мальчика» заключается в том, что именно дети — будущее страны. Но в ней просто нет счастливых детей. Даже те, что растут в тепличных условиях, в богатстве и комфорте, не чувствуют себя счастливыми. Что же касается всех прочих сословий, то в них на плечи детей ложится такая же нагрузка, как и на взрослых, и зачастую она ощущается острее.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик

За
кулисами цирка толпятся артисты, народ веселый и беспечный. Среди них
выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чье лицо густо раскрашено
белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым
последует период тяжкою запоя. Эдвардс — главное украшение цирка, его приманка,
но поведение клоуна ненадежно, в любой день он может сорваться и запить.

Режиссер
просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже
и цирк закроется на время поста.

Клоун
отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата
Беккера, грубого мускулистого великана.

Интересует
Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата.
Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения
маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздраженный Беккер и слышать
об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.

История
«гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери,
взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери
порой приходилось ему и голодать и мерзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

После
смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив
его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно
ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал,
как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

Первые
впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю
ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.

Учение
акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал,
расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь
ребенку шел всего лишь восьмой год. Один только Эдварде показывал ему, как
выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.

Однажды
клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил
собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал
пощечину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».

А
в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все
приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых
тщательно следит гувернантка.

В
один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы!
Тетя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

Восьмилетняя
Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех
сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут
думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату
цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик.
Время для детей тянется очень медленно.

Наконец
наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети
усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным
восторгом смотрят дети на наездницу, жонглера и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым
мальчиком.

Второе
отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу
тяжелый золоченый шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста
устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом
великан Беккер удерживает его.

Петя
карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает
кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться
ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.

Он
выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось
<…> в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».

Служители
и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет веселый
мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…

Расстроенная
публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай,
мальчик! мальчик!»

Дома
детей с трудом удается успокоить и уложить в постель. Ночью тетя Соня
заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.

А
в темном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребенок с переломанными
ребрами и разбитой грудью.

Время
от времени из мрака появляется Эдварде и наклоняется над маленьким акробатом.
Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется
почти опорожненный графин.

Все
вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался
номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.

Жанр и история создания

Повесть была написана уже после того, как к Григоровичу пришел первый литературный успех в 1860-е годы. Он перестал писать, вернулся к своим занятиям живописью, и лишь в 1883 году выпустил новую повесть — такова история создания «Гуттаперчевого мальчика». Сразу после того, как книга увидела свет, она стала очень популярной, очень быстро вошла во все хрестоматии для школьников, хотя читали ее, конечно, и взрослые. И после революции она стала обязательным пунктом школьной программы.

Произведения касается социокультурной проблематики, по жанру это психологическая повесть. Это книга о детстве, причем оно рассмотрено как бы с двух сторон:

  • С одной стороны, это бедный сирота Петя, который обучается цирковому ремеслу у акробата Беккера.
  • С другой, это дети графа Листомирова, которые, наверное, впервые в своей жизни сталкиваются с подлинной драмой.

Анализ произведения

Хотя аннотация произведения обычно составляется так, что читатели думают, будто бы книга будет посвящена исключительно проблемам неравенства, на самом деле это не так. Эта книга рассказывает о том, каким может быть детство. Особое значение она имеет для тех, кто интересуется эпохой, в которой все это происходит.

Те, кто будут писать сочинение, наверняка отметят, что автор искусно в книге противопоставляет детей и их миры. Так, Петя обладает от природы многими талантами. Когда автор ведет рассказ, он упоминает, что все было бы гораздо лучше, если Петя не должен был бы трудиться в цирке с пятилетнего возраста.

В доме графа Листомирова к детям, на первый взгляд, относятся хорошо. Им отведена специально половина дома, и здесь всегда царит веселье, дом наполнен смехом. Однако все это просто видимость. Здесь от детей требуется только одно качество — послушание. Они должны быть неконфликтными, комфортными в общении, не привлекающими к себе излишнего внимания. Это особенно ярко демонстрирует одна деталь, которую критики выпускают из виду.

Но на самом деле дети, которые не видят солнца, то есть родительской ласки и тепла:

  • растут как раз нервными и болезненными;
  • не имеют права нарушать раз и навсегда заведенный порядок;
  • не могут опаздывать или шуметь.

Бить их за это, конечно, не будут, но достаточно суровое наказание все равно последует.

Старшая дочь Верочка — фантазерка. Она постоянно сочиняет сказки и басни. Однако это занятие в доме, мягко говоря, не поощряется. Точнее, находится под прямым запретом, хотя такие выдумки все-таки явно были частью ее натуры. Иногда девочка начинала сочинять даже по ночам, что-то нашептывая себе под нос. В таких случаях гувернантка делала ей строгий выговор.

Так что в Верочке постоянно борются две стороны:

  1. Одна связана с воспитанием, желанием угодить, необходимостью сдерживать любые душевные порывы.
  2. Другая — с непосредственностью и эмоциональностью, которые все равно пытаются прорваться наружу.

Только Верочка глубоко и очень эмоционально реагирует на смерть гуттаперчевого мальчика. И, разумеется, в семье это тоже не поощряется, так что она засыпает в слезах, оставшись один на один со своим горем. Сможет ли Верочка вырасти в таких условиях добрым и отзывчивым человеком, сохранив природные качества, или их место займут стандарты, навязанные бездушным обществом и холодными родителями (несмотря на сюсюканье с детьми, эмоционально они совсем не близки).

Основные персонажи

  • Петя – худой, болезненный мальчик 8 лет со светлыми волосами. Он обладает поразительной гибкостью, за что получил прозвище гуттаперчевый (от слова «гуттаперча» — тягучая смола).
  • Верочка – ровесница Пети, старшая дочь графа Листомирова. Нежная и тонкая, с серо-голубыми глазами, густыми волосами пепельного цвета. По характеру кроткая и послушная. Любит читать и сочинять сказки.
  • Акробат Карл Богданович Беккер – в его подчинении находится Петя. Физически сильный, грубый человек, считающий себя красавцем. На вид ему около сорока.
  • Клоун Эдвардс – уже немолодой человек с лысиной. Один из немногих, кто добр к Пете и пытается о нем заботиться.

В пересказе повести «Гуттаперчевый мальчик» также стоит упомянуть героев второго плана:

  • Анна – мать Пети;
  • Варвара – прачка, пристроившая мальчика в цирк;
  • граф и графиня Листомировы;
  • Соня – 35 лет, сестра графини, брюнетка, немного полная, с добрыми глазами;
  • Зина и Паф (Павел) – младшие дети Листомировых;
  • сотрудники цирка: режиссер, фрау Браун, маленькая наездница и другие.

Глава первая

Погода резко испортилась, хотя на дворе и стоял третий день масленицы. К вечеру началась сильная метель. Работники цирка очень нервничали по этому поводу, потому что резкая непогода могла отразиться на вечернем представлении.

А за кулисами царила обычная обстановка. Здесь артисты каждый день рисковали своей жизнью, но, казалось, что это им только доставляет удовольствие.

Эдвардс, который исполнял роль клоуна, старался быть незаметным для своего окружения. Он не участвовал в разговорах и старался держаться в стороне. Даже когда появился режиссер – он хотел улизнуть, но не успел. Режиссер разыскивал некую фрау Браун. Фрау подошла с девушкой, которой было едва лет пятнадцать. Обе женщины были очень бедно одеты. Режиссер начал выговаривать фрау, что ее дочь Мальхен отвратительно выступала и даже несколько раз упала. Он напомнил, что за выступления платит деньги, поэтому девушка должна будет выступить еще и вечером.

Еще и клоун Эдвардс собирался запить так не вовремя. Публика обожала его. Он был безумно талантлив, и мог бы при случае заменить любого. Но была у него тяга к запоям во время депрессии. Во время выступления он полностью отдавался публике, но стоило ему закончиться, как клоун начинал хандрить.

Режиссер пытался уговорить Эдвардса не пить ещё два дня. Поэтому, чтобы отвлечь его от дурных мыслей, спросил про гуттаперчевого мальчика. Клоун рассказал, что у того все очень плохо со здоровьем, и что он может не отработать эти два дня.

Клоун хотел взять гуттаперчевого мальчика, которому было лет восемь, с собой на прогулку, но Беккер – его наставник и учитель, не отпустил его. Мальчик очень огорчился этому.

Сюжет

Пете было всего пять лет, когда его мать умерла и он остался один на белом свете. В городе гастролировал цирк, и худенького гибкого мальчика согласился взять себе в качестве помощника известный акробат Карл Беккер. Мальчику нравилось жить среди артистов, но он очень боялся Беккера – при виде его фигуры он тотчас забивался в угол и долго трясся от страха.

Пете тяжело давалось обучение. Поначалу тело совсем не хотело его слушаться, мышцы постоянно болели от напряжения, и всё тело было в синяках от падений. Однако Беккер не обращал на это никакого внимания: ему был важен лишь результат, и только старый клоун Эдвард жалел одинокого мальчика.

Однажды Эдвард решил порадовать сиротку и подарил ему крошечного щенка. Петя был очень рад тёплому комочку, но всё испортил жестокий Беккер, убивший щенка и ударивший своего воспитанника.

Совсем иначе протекала жизнь детей графа Листомирова. В богатом доме были созданы все условия для радостного, счастливого детства. Самой старшей была Верочка – нежная, чутка девочка с большим любящим сердцем. Узнав о предстоящем цирковом выступлении, она загорелась туда пойти, ведь главным номером были акробатические трюки гуттаперчевого мальчика – Пети.

Наконец, наступил долгожданный день, и дети, заняв свои места в цирке, приготовились следить за артистами. Когда на сцену вышел Беккер и установил длинный шест, по которому стал карабкаться Петя, зрителям было видно, что шест держится неустойчиво. Кто-то даже потребовал прекратить опасный для жизни номер. В этот миг Петя упал на землю с большой высоты и разбился насмерть.

После увиденной трагедии Верочка ещё долго не могла успокоиться: ей было до слёз жалко разбившегося гуттаперчевого мальчика. А жизнь между тем продолжалась, и на следующий день шли те же самые представления, но уже без номера с гуттаперчевым мальчиком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: