Пьер Корнель, «Гораций»: краткое содержание, начало сюжета
События трагедии разворачиваются в период, когда Древний Рим еще не стал центром Античного мира. Он являлся всего лишь небольшим городом-государством под управлением царей. Правитель Тулл показан Корнелем мудрым властелином. В период его правления у Рима имелся соперник — могущественный город Альба Лонга.
До недавнего времени города были союзниками. Однако во время разворачивания действия пьесы они находятся в состоянии войны. Между воюющими армиями проходят небольшие бои, стычки. Ситуация обострилась, когда альбанское войско подошло к стенам Рима и ожидается главное сражение.
Мы изучаем — Гораций — краткое содержание трагедии Корнеля. Подсказки школьнику
В произведении показана война между двумя сторонами – Альбой и Римом. Когда-то они были союзниками, но теперь все иначе. Все находятся в ожидании решающего сражения, ведь альбанцы находятся возле стен Рима.
Главным героем пьесы является молодой Гораций. Его жена Сабина печалится и волнуется. В такой жесткой битве принимают участие ее отечественная Альба и другая родина – Рим. Кто-то из них сегодня проиграет. Из-за этого сражения ее сердцу тревожно, так как будут бороться в войне ее муж против ее трех родных братьев.
Камилла, сестра Горация также опечалена предстоящим сражением, но она не считает свое положение легче, чем положение Сабины. Но ее подруга Юлия утверждает обратное. Сабина поможет всем сердцем надеяться на победу Рима, а жена ее брата разрывается между двумя сторонами, потому ей и сложнее. Но при этом у девушки есть жених, которому она дала клятву верности, и он является альбанцем
Но Юлия считает, что это важно
Ища утешения, Камилла обращается к мудрому старцу, способному предсказывать будущее. Он предсказывает девушке, что завтра битва между Римом и Альбой окончится не чем иным, как миром и девушка встретиться со своим возлюбленным, чтобы больше никогда с ним не расстаться. Но в эту же ночь Камилле снится кошмар, в котором она видит жестокую битву между двумия сторонами и горы окровавленных трупов с оторванными головами. Когда внезапно перед девушкой предстает ее любимы, она думает, что тот пренебрег честью и долгом перед родиной ради того, чтобы быть с Камиллой. Но на деле получается совсем не так.
Когда два войска встретились. Предводитель альбанцев сказал правителю Рима Туллу, что нельзя допустить братоубийства, так как это два родных народа. Он предложил определить город-победитель путем сражения троицы бойцов от каждого войска. Выбор пал на трех братьев Горациев. Куриаций и завидует, и сочувствует Горациям. Ведь у них есть шанс возвеличить свою Родину либо погибнуть за нее. Горацию не понять, зачем надо горевать, если умираешь за родную землю.
Спустя время приходит весть, что братья Куриации будут воевать против Горациев. Поэтому возлюбленному Камиллы при любом исходе событий придется оплакивать либо друзей, либо оскорбленную Альбу.
Гораций горд тем, что ради того, чтобы защитить родную землю, ему надо найти силы закрыть глаза на родственные связи. Это подвиг, посильный не каждому. Сабина его не отговаривает от вступления в бой. А вот Камилла отговаривает Куриация от братоубийства, заклиная его своей любовью, но тот выбирает служение Отчизне.
Сабина хочет умереть, таким образом прервать родственные узы.
Выясняется после начала боя, что два брата Горация пали от мечей представителей Альбы, а третий, муж Сабины, спасается бегством.
Старый Гораций в бешенстве: он проклинает свое чадо и обещает непременно по возвращению убить его собственной рукою. Но его гнев усмиряет известие прибывшего посла. Он утверждает, что своим побегом Гораций проявил хитрость и так принес славу Риму. Он убил каждого из противников по отдельности. Камилла сражена горем и проклинает Родину. Брат убивает ее за это.
Все сочинения
Мы узнаем — Краткое содержаниетрагедии Гораций Корнеля. Подсказки школьнику
Старый благородный римлянин Гораций — отец трех сыновей, один из которых женат на Сабине, сестре Куриаса, патриция Альбы. Куриас помолвлен с Камиллой, дочерью старого Горация и новый брак должен сблизить римские и альбанские семьи. Но Альба и Рим находятся в состоянии войны, и это событие задерживает запланированный союз. Однако Куриас объявляет своей невесте, что лидеры Альбы и Рима решили закончить эту войну битвой трех против трех.
Три брата из семьи Горация избраны Римом для защиты города. Куриас поздравляет старшего из троих с этой честью. В то же время он сожалеет, что его зятья могут погибнуть или Альба станет подчиняться Риму. Боль утрат возрастает, когда ему говорят, что Альба выбрала его, Куриаса, с двумя его братьями, для сражения с римлянами. Сабина и Камилла очень встревожены. Камилла пытается отговорить Куриаса. Однако Горации и Куриасы все же отправляются на бой.
Две армии, видя их появление, недовольны, что люди, столь близкие друг к другу, будут сражаться. Поэтому вожди приносят жертву, чтобы посоветоваться с волей богов. В сердце Сабины и Камиллы возрождается надежда, но боги одобрили поединок. Вскоре распространяется слух, что двое Горациев убиты, а третий находится в бегах. Камилла оплакивает двух своих братьев, но испытывает тайную радость от победы возлюбленного. Сабина, более спокойно узнает эту новость, но ее охватывает ужас, когда она слышит угрозы, старого Горация своему сыну.
Тем временем приезжает римский правитель Тулл, чтобы объявить старому Горацию о победе его сына, бегство которого было всего лишь уловкой. Тот победил трех Куриасов и истребил их одного за другим. Вскоре победитель прибывает с трофеями своей тройной победы. Камилла, которая видит в триумфе своего брата только потерю жениха, выражает негодование против Рима и проклинает победу Горация. Последний приходит в ярость от ее криков, вытаскивает свой меч и вонзает в грудь своей сестре. Горацию не нужно много времени, чтобы раскаяться в этом убийстве: он стыдится этого и умоляет отца наказать его.
Однако Валерий, римский воин, просит у Тулла правосудия за преступление, в котором виновен Гораций. Тулл, услышав обвинение, приказывает виновному защищаться. Гораций отвечает, что всякая защита бесполезна, что его преступление доказано и что он готов умереть. Старый Гораций так красноречиво отстаивает дело своего сына, что Тулл прощает победителя Куриасов. Он заявляет, что законы должны молчать перед огромной услугой, которую этот храбрый римлянин только что оказал отечеству.
Военная служба
Обучение Горация было прервано сообщением об убийстве Юлия Цезаря и начавшейся гражданской войной. В Афины приехал военачальник и политический деятель Брут, который вербовал в свою армию студентов. В числе прочих на службу поступил и Гораций, получивший военный чин военного трибуна.
Поражение в битве при Филиппинах привело к самоубийству Брута и бегству его армии. После этих событий Гораций пересмотрел свои взгляды и отказался от какого-либо дальнейшего участия в политике.
Вернувшись в Италию, молодой человек обнаружил, что имение его отца было конфисковано в пользу ветеранов Цезаря. Чтобы выбраться из нищеты, он устроился на работу секретарем в Риме. Оплачиваемая работа позволила Горацию свободной заниматься литературой.
Поэзия
Творческий путь Горация берет начало в 39–38 годах до н. э., когда он на латыни написал свои первые стихи. Впоследствии они легли в основу его первого поэтического сборника «Сатир».
Произведения Горация привлекли к себе внимание, и в 38 году до н. э
начинающий поэт был представлен Меценату — соратнику Октавиана, большому ценителю и покровителю искусства. В творческой биографии Квинта Горация Флакка это знакомство сыграло особую роль. В знак признательности он посвятил свой первый сборник «Сатир» другу и покровителю Меценату.
Вторая книга «Сатир» вышла в свет в 30 году до н. э. В том же году Гораций написал восхваляющие Августа «Эподы». Далее последовал лирический этап в творчестве поэта, результатом которого стали сборники под названием «Песни». В 20 году до н. э. вышла первая книга «Посланий» — сборник философских писем.
17 год до н. э. был отмечен чередой торжеств и государственных праздников, которые с большим размахом отмечались в Риме. Написание гимна император доверил Горацию, тем самым подчеркнув его почетный статус ведущего поэта в Римской империи.
На закате жизни Гораций написал вторую книгу «Посланий», в которой поднял вопросы литературы.
Суд над Горацием
Услышав такие слова, разгневанный Гораций убивает Камиллу. На последующем после этого преступления суде старый Гораций встает на защиту своего сына. Заявляет, что поразив мечом сестру, он руководствовался чувством долга, так как не мог стерпеть слов хулы, произнесенных Камиллой по отношению к отечеству.
Царь Тулл, предстающий перед зрителями мудрым судьей, также встает на защиту Горация и прощает его. Сообщает всем присутствующим, что он является героем, который своими действиями на поле битвы возвеличил Рим. Такие люди, по мнению римского царя, являются надежной опорой своим владыкам. Над ними не властен общий закон, и Гораций будет жить дальше.
Трагедия «Гораций»
Монументальное трагедийное произведение «Гораций» Корнель завершил в конце 1639 года. В первый раз оно поставлено на сцене театра дю Маре весной 1640 года. В начале 1641 года трагедия вышла в печатном виде.
Исследователи творчества Пьера Корнеля и критики едины в своем мнении о том, что автор создал произведение, которое показывает с неимоверной силой политические цели абсолютистского государства. А именно:
- нация должна быть едина;
- феодальная анархия должна быть ликвидирована;
- власть монарха безоговорочная;
- гражданский долг и обязанности должны находиться над личными интересами и пристрастиями.
В «Горации» Корнель показывает героя, который стоит перед выбором — руководствоваться в своем поведении чувствами, семейными обязанностями либо исполнять долг перед государством. Древнеримская обстановка трагедии является лишь ширмой для показа актуальных общественных проблем периода, в котором живет Пьер Корнель. Конфликтная ситуация в трагедии предельно обнажена. А ситуация виртуозно показана посредством симметричности персонажей произведения.
Гораций
Пьер Корнель
Рассуждения о полезности и частях драматического произведения
Перевод Н. П. Козловой
Хотя, согласно Аристотелю, единственная цель драматической поэзии заключается в том, чтобы нравиться зрителям, и большинство драматических произведений будто бы им нравилось, я все же хочу сказать, что многие из них не достигли целей, которые стоят перед искусством. Не следует претендовать, говорит Аристотель, на то, чтобы этот вид поэзии доставлял удовольствие любого рода. Ведь от него _нужно ожидать не всякого удовольствия, а лишь свойственного ему_. И дабы добиться этого присущего ему удовольствия и доставить его зрителям, надо следовать законам искусства и нравиться им в соответствии с его правилами. Неизменно остается то, что есть законы, поскольку существует искусство, но не являются неизменными сами законы. Люди соглашаются относительно названия вещи, не приходя к единому мнению относительно самой вещи, и принимают слова, чтобы, оспаривать их значение. Никто не сомневается в том, что надо соблюдать единство действия, места и времени; но трудно понять, что такое единство действия и до каких пределов можно расширять понятия единства времени и места. Нужно, чтобы поэт развивал сюжет в соответствии с правдоподобием и необходимостью. Так говорит Аристотель, и за ним то же повторяют все его комментаторы. Эти слова кажутся им всем столь ясными и внятными, что ни один из них, как и сам Аристотель, не удосужился сказать нам, что такое правдоподобие и необходимость. Более того, многие комментаторы придавали столь малое значение понятию _необходимость_, которое у Аристотеля всегда сопутствует понятию _правдоподобие_ (за одним исключением, когда речь шла о комедии), что в результате пришли к весьма ошибочному суждению, якобы _сюжет трагедии всегда должен быть правдоподобным_. Таким образом, требования к сюжету были обоснованы усеченным наполовину суждением Аристотеля. Не то чтобы нельзя было написать трагедию на сюжет, отвечающий только лишь требованиям правдоподобия. Аристотель приводит в качестве примера _Цветок_ Агафона, где имена и события были целиком вымышленными, как в комедии. Однако значительные сюжеты, поднимающие бурю страстей и противопоставляющие их пыл законам долга и велению крови, должны всегда выходить за пределы правдоподобия. И зрители никогда не поверили бы таким сюжетам, не будь они освящены властным авторитетом автора истории или общераспространенным мнением, благодаря чему эти зрители заранее убеждены в истинности того, что происходит на сцене. Неправдоподобно, что Медея убивает своих детей, Клитемнестра становится мужеубийцей, а Орест закалывает кинжалом собственную мать. Но тому свидетельство история, а посему изображение, на сцене этих ужасных преступлений не вызывает недоверия зрителей. Не соответствует ни истине, ни правдоподобию то, что, отданная морскому чудовищу Андромеда была спасена летающим рыцарем с крылатыми ногами, но древние поверили этой выдумке, она дошла до нашего времени, и никто не возмущается, когда историю Андромеды показывают на сцене. Но все же было бы недопустимым сочинять опираясь на такой образец. Ибо недостаточным основанием для доверия является простое сходство с некоей уже принятой истиной или с каким-то общепринятым мнением. Наш философ говорит, что _сюжеты создает не искусство, а счастливый случай_, благодаря которому что-то происходит. Фортуна распоряжается событиями, и выбор, который она делает среди многих ею нам представленных фактов, содержит в себе тайный запрет идти против ее воли и создавать для театра то, что ей неугодно. _Итак, древние трагедии останавливались на судьбе немногих семей, ибо немногим семьям выпало на долю пережить нечто достойное трагедии_. Последующие века дали нам основание выйти за эти границы и не идти след в след по пути, проложенному греками. Но я не думаю, чтобы нам была предоставлена свобода отступать от их правил. Надо, если возможно, сообразовываться с ними и приближать их к нам. Отсечение хора, осуществленное нами, обязывает нас наполнить драматические поэмы большим, чем у древних, количеством эпизодов, пусть это будет дополнение, которое хотя и переступает границы их практики, но не выходит за пределы их правил.
Перед поединком
По ходу развития сюжета трагедии П. Корнеля «Гораций» мужчины и женщины общаются друг с другом. Обсуждают проблему выбора, а именно, что главное — долг или чувства. Все основные герои сходятся к тому, что долг на первом месте, однако подходят к этому выводу по-разному. Так, старший брат Куриаций считает такой долг «печальным». Принимая бой, он остается верен дружеским чувствам к Горациям. А вот старший Гораций полагает, что чувства ничтожны, их необходимо отмести в сторону.
Глава семьи, старый Гораций, прекращает общение героев и приказывает зятю и сыну отдаться воле богов и идти исполнять высокий долг.
Но поединок братьев может не состояться. После того как воины стали друг против друга, в рядах обоих армий начался ропот. Солдаты оказались недовольны решением своих царей. По их мнению, поединок — преступление, братоубийственная бойня.
Царь римлян Тулл прислушался к гласу солдат и заявил: будут принесены жертвы для того, чтобы по внутренним органам убитых животных выяснить, подтверждают ли боги выбор бойцов или нет.
Однако надежды на то, что поединок будет отменен, угасают, после того как старый Гораций сообщает: боги согласны на поединок братьев.
Краткие выводы
Трагедия Пьера Корнеля «Гораций», как и другие его произведения, показывает людей такими, какие они должны были бы быть для абсолютистского государства. Его герои обладают непреклонной волей при исполнении сурового долга.
Из комментариев критиков следует, что в «Горации» автор удачно воплотил аристотелевский принцип о том, что трагедия — это воспроизведение только важных событий, герои в ней сильные люди, а их душевные переживания приводят исключительно к необратимым и негативным последствиям. При этом Пьер Корнель умело завлекает в сюжеты трагедии зрителей, помня о том, что их влекут только страдания, бедствия, которые свойственны им самим.
Даже содержание краткое «Горация» Корнеля раскрывает основную цель автора — на главном месте оказывается патриотизм. Автор, рисуя образ старого Горация, показывает высший пафос, ведь персонаж ставит государство выше семейных и родственных устоев, готов при этом принять смерть сына, принесшего ему позор.
Судя по отзывам любителей классики, желающим более подробно ознакомиться с трудом Корнеля «Гораций», читать краткое содержание этого труда не стоит. Только слог этого произведения, мужественный и чеканный, наиболее полно передает высокий дух героев трагедии.
Из большинства отзывов читателей об этом труде Корнеля следует, что пьеса постоянно держит в напряжении. В ней хватает непредсказуемых поворотов сюжета. Они не могут оставить равнодушным читателя и заставляют переживать за судьбу главных героев.