«фауст» гёте: что нужно знать православному и культурному человеку

Краткое содержание “Фауст” Иоганна Гете

Повествование начинается с трех глав вступительного содержания.

Посвящение

Первая глава посвящена друзьям автора. Автор вспоминает свою молодость, упоминает об изменчивых тенях, которые ему являются.

Театральное вступление

Вторая глава — это разговор о проблемах творчества между директором театра, поэтом и актером-комиком. Директор предлагает поэту сочинить произведение комедийного характера, чтобы привлечь больше зрителей. Поэт с этим несогласен, он считает, что это недостойное ремесло — писать пошлости.

Рис. 2. Маргарита и прялка. Автор Эжен Делакруа

Герои рассуждают, что станет с искусством, кто должен им заниматься, как оно должно развиваться дальше.

Вторая часть заканчивается обращением директора к своим коллегам, он просит их творить искусство, но оно уже не имеет той силы, которая была раньше.

Пролог на небе

Третье вступление — разговор на небе. Архангелы поют оды Богу, но замолкают, когда на сцене появляется Мефистофель. Мефистофель — скептик, он начинает спорить с Богом, что нет людей, которые всецело посвящают свою жизнь служению господу. Бог возражает скептику, и в пример приводит ученого Фауста, говоря, что такой человек, как Фауст, способен выдержать даже самые сложные испытания.

Мефистофелю поручают испытать ученого, дух Отрицания с удовольствием соглашается.

Первая часть

На сцене появляется виновник спора на небе — Фауст. Ему не спится, он думает о своем предназначении, считает себя не слишком умным, хотя стал и врачом и юристом. Фауст называет себя глупцом, так как не нашел за изучением наук истину. Ученый решает, что если ему не помогают науки, то стоить попробовать магию. Он открывает книгу заклинаний и вызывает духа Земли. Появляется дух, но Фауст сначала окрыленный успехом своего заклинания и рад сближению с духом. Дух говорит, что ученый близок лишь тому, что изучает, и исчезает. В комнату приходит Вагнер — ученик главного героя.
Рис. 3. Мефистофель в кабачке, где пируют студенты. Автор Эжен ДелакруаВагнер восхищается своим учителем. Он считает, что только будучи красноречивым человеком можно добиться успеха. Доктор считает своего ученика глупым, и вновь начинает думать о собственном предназначении. Раздумья привели к осознанию своего никчемного существованию. Ученый решает убить себя, приняв яд. Но тут герой слышит колокольный звон в честь Пасхи, решает, что это знак, и убирает яд.Сцена городского гуляния. К Фаусту, гуляющему по улице, подходит старик, и благодарит Фауста и его отца за лекарства. Ученый не считает, что его отец помогал, ведь он одних — калечил, других — лечил. К ученому подходит бродячий черный пудель, доктор забирает его к себе. Ученый возвращается домой, берется за перевод Нового Завета. Ученый переводит первые слова Нового Завета: “В начале было дело”, хотя настоящий вариант имеет перевод “В начале было слово”.  Фауст не имел религиозного воспитания, поэтому для него слово “логос” имело другое значение, нежели для христиан. Пес начинает превращаться в Мефистофеля. Злой дух предстает перед героем в виде студента. Завязывается разговор о людской слабости перед страданиями. Дух пытается уйти из комнаты, но во время баловства с магией ученый нарисовал пиктограмму, которая не дает теперь уйти Мефистофелю. Дух усыпляет героя и уходит.
Рис. 4. Мефистофель встречает студента. Автор Эжен ДелакруаНа следующий день дух приходит в обличии богача, но Фауст узнает его.
Начинаются странствия, они посещают Лейпциг. В Лейпциге они встречают компанию пьяных людей, дух угощает их вином, один из пьяниц проливает вино на землю и оно вспыхивает. Люди начинают кидаться на Мефистофеля, говоря, что он дьявол. Герои удаляются.Мефистофель и ученый ждут ведьму, чтобы та приготовила зелье, которое восстановит молодость Фаусту. Во время ожидания ученый жалуется на тяжелые мысли, дух советует отвлечься простыми домашними делами. Ведьма готовит зелье, тело доктора вновь становится молодым. На улице помолодевший ученый видит Маргариту (Гретхен), подходит к ней и просит разрешения проводить ее до дома, получает отказ. Влюбленный просит Мефистофеля устроить с девушкой свидание, но дух не может сделать этого, так как девушка невинна душой, и дух не имеет над ней власти. Вечером невинная Маргарита думает о красивом мужчине, который ей встретился на улице. Втайне от девушки ученый и дух оставляют ей шкатулку с украшениями. Шкатулку находит мать Маргариты и относит в церковь, считая, что это — подарок от дьявола. Злой дух приходит в дом соседки Маргариты и сообщает, что пропавший муж Маргариты погиб. Гретхен опечалена событием, но просит доказательства. Сатана обещает привести друга, который также видел смерть мужа Гретхен.
Рис. 5. Мефистофель является Фаусту. Автор Эжен ДелакруаПроисходит встреча Фауста и Маргариты. Они начинают втайне от матери встречаться. Девушка подсыпает матери снотворное, чтобы та не увидела их. В одно из свиданий влюбленных видит брат Гретхен — Валентин. Разгорается спор, и Фауст убивает брата шпагой. Потом от большого количества снотворного погибает мать девушки. Ученый убегает от преследования за убийство. Маргарита рожает ребенка и топит его в реке, ее сажают в тюрьму и назначают казнь. Фаусту снится Маргарита, он видит ее в тюрьме. Ученый обращается к сатане, чтобы тот помог освободить девушку. Фауст встречает любимую в тюрьме. Мефистофель предлагает девушке свободу, но та отказывается. Ей лучше принять свою смерть и очистить свою душу перед богом. Девушка умирает в бреду.

Гете и Шиллер

Одним из переломных моментов в жизни и творчестве Иоганна Вольфганга стало знакомство с Шиллером. Два первоклассных автора не только вместе начинают развивать веймарский классицизм, основанный Гете, но еще и постоянно подталкивают один другого на новые шедевры. Под влиянием Шиллера Гете пишет несколько романов и продолжает работу над «Фаустом», которую так хотел увидеть Фридрих. Тем не менее «Фауст» вышел лишь в 1806 году, когда Шиллера уже не было в живых. Первая часть была создана под неустанным слежением Эккермана, личного секретаря Гете, который настаивал на выходе трагедии в печать. Вторую же часть по велению самого автора выпустили уже посмертно.

Жанр и направление

Жанр «Фауста» Гёте можно определить, как философскую драму. Перед нами предстаёт герой, который пытается бороться со своей судьбой, но в итоге оказывается лишь игрушкой в руках судьбы

Тема рока, неизбежности того, что должно случиться, занимает важное место в произведении. Хоть в финале Фауст был спасён, концовка всё равно кажется довольно печальной, ведь демон успел нанести огромный вред: испортил жизнь Маргариты, убил двух стариков, мешавших Фаусту улучшить свои владения, вмешался в историю целого государства, поспособствовал смерти Валентина и матери Маргариты

Кроме того, в пьесе затронуты очень важные темы и проблемы, не свойственные легкому жанру комедии.

В то же время произведение не лишено комических черт: Мефистофель часто шутит, в его речи встречается игра слов, каламбуров и парадоксов. В сценах гуляний автор намеренно опускает лексику произведений и даже вводит эротические метафоры и подтексты.

Поскольку пьеса написана в стихах, ее часто называют эпической поэмой, наделенной витиеватым сюжетом. Так, жанровое своеобразие «Фауста» занимает ученых до сих пор.

Как уже было сказано Многомудрым Литреконом, «Фауст» впитал в себя веяния нескольких литературных направлений. Так, главный герой отчасти имеет романтические черты: он одинок, но гордится своим одиночеством, чуждается толпы, разочарован в жизни и верит в мистику. Он близок к природе, далек от цивилизации и бунтует против своей человеческой ограниченности. Из реализма можно отметить, что лексика Мефистофеля и обычных людей приближена к реальной разговорной речи, а описание быта и нравов людей взято из действительности, оно ничуть не приукрашено. В отличие от классицистов, Гете наблюдает за обычными горожанами, бедняками и пьяницами, а не только за дворянами и королями. Но от классицизма писатель заимствовал преклонение перед античностью, подробные описания древнегреческих легенд, исторические темы. Мораль «Фауста» взята из эпохи Просвещения: герой находит смысл жизни в служении обществу и стране.

Действие пятое

Открытая местность

В гости к Бавкиде и Филемону наведывается странник. Они ему когда-то помогли. Старик рассказывает гостю последние новости. Какой-то умный человек догадался построить плотину, чтобы сдерживать стихию. Теперь они в безопасности.

Сад

Бавкида рассказывает страннику дивные вещи. Новый князь умудрился соорудить новые владения за одну ночь. Человеку такое не под силу, а вот нечистому запросто. Теперь он хочет выселить их с берега, но они не соглашаются, желая умереть там, где жили всю жизнь.

Дворец

Фауст совсем старик. Он недоволен, что пожилая пара не хочет покидать своего места, мешая осуществлению его планов. Он обращается за помощью к Мефистофелю, чтобы он убрал их как можно быстрее.

Глубокая ночь

Пожар спалил хату стариков, часовня обвалилась, липовая роща выгорела. Фауст наблюдал с балкона за искрами пламени. Он надеялся, что старики живы и он сможет попросить прощения за принудительное выселение. Дьявол сообщает, что старики умерли от страха. Гость убит за оказанное сопротивление. Фауст проклинает черта. Он не хотел такого исхода.

Полночь

К Фаусту явились четыре сестры: Грех, Забота, Нужда, Порок. Проникнуть в комнату к ученому удалось только Заботе. У них состоялся занимательный разговор. Фауст убежден, что толк есть исключительно в деле, а не слове. Забота с ним не согласна. Ученый прогоняет ее. Собеседница в отместку делает его слепым, проклиная за то, что не признал ее власти над собой.

Большой двор перед дворцом

Мефистофель приказывает лемурам вырыть могилу для Фауста. Ученый ничего не видит, но услышав стук лопат, ошибочно полагает, что воплощается его мечта, строительство дворца на берегу. Он счастлив, что нашел смысл жизни, трудиться во благо людей. Фауст чувствует величие момента. Со словами: «И это торжество предвосхищая, я высший миг сейчас переживаю» гениальный ученый умирает.

Грех Маргариты

Что остаётся героине? Бесчестие и вечное осуждение обществом пуритан. Вдобавок, бедняжка узнаёт, что ждёт дитя от незаконной связи. В приступе безумия Маргарита убивает свою новорожденную дочь. За тяжкие преступления потерявшую веру в жизнь и людей девушку бросают в тюрьму. Её ожидает смертная казнь.

Узнав о бедах Маргариты, Фауст является к своей оставленной возлюбленной. В его силах, конечно, не без помощи Сатаны, вытащить девушку из затягивающейся петли. Но истерзанная чувством вины, Маргарита отказывается от такой помощи. Ей не нужна больше жизнь во грехе. Она искренне раскаивается и желает понести наказание за содеянное зло.

История легенды

В 1587 году была издана книга «Истории фон Иоганна Фаустена» о грехах Фауста и вскоре переведена на английский язык. Именно она вдохновила Кристофера Марлоу на написание пьесы. Образ доктора Фауста в изложении последнего изучался Иоганном Вольфгангом фон Гете (который также мог прочитать немецкую версию), и легенда об алхимике начала пускать свои корни. В ее основе ученый, который продает свою душу дьяволу. Хотя легенда представлена в литературе, здесь речь идет о реальном астрологе и алхимике, который жил в районе северной Германии в пятнадцатом веке.

Хотя он обучается богословию, он обращается к магии и совершает опасную сделку с дьяволом, в которой он насылает на свою душу вечное проклятие в обмен на власть и знание в этой жизни. Но он всего лишь человек, высокомерный и безрассудный. Может ли чернокнижник Иоганн Фауст — или кто-либо еще — владеть силами Бога или сопротивляться искушениям дьявола?

Легенда вдохновила многих великих писателей, музыкантов и художников. Самые ранние известные источники легенды — это рукопись Вольфенбютлера, датированная 1580-1587 годами, и печатная книга (издание «Шписы»), предназначенная для популярной продажи от 1587 года. Два знаменитых литературных произведения по теме Фауста — «Трагическая история» Кристофера Марлоу «Доктор Фаустус», и Иоганн Вольфганг фон Гете «Фауст».

В то время как последний был назван окончательным, далее последовали сотни или тысячи вариаций на эту тему в театре, музыке, кино, поэзии, искусстве и литературе, включая классику: «Портрет Дориана Грея», «Призрак оперы» и многие другие.

ПОСВЯЩЕНИЕ

Вы снова здесь, изменчивые тени, Меня тревожившие с давних пор, Найдется ль наконец вам воплощенье, Или остыл мой молодой задор? Но вы, как дым, надвинулись, виденья, Туманом мне застлавши кругозор. Ловлю дыханье ваше грудью всею И возле вас душою молодею. Вы воскресили прошлого картины, Былые дни, былые вечера. Вдали всплывает сказкою старинной Любви и дружбы первая пора. Пронизанный до самой сердцевины Тоской тех лет и жаждою добра, Я всех, кто жил в тот полдень лучезарный Опять припоминаю благодарно. Им, не услышать следующих песен, Кому я предыдущие читал. Распался круг, который был так тесен, Шум первых одобрений отзвучал. Непосвященных голос легковесен, И, признаюсь, мне страшно их похвал, А прежние ценители и судьи Рассеялись, кто где, среди безлюдья.

И я прикован силой небывалой К тем образам, нахлынувшим извне. Эоловою арфой прорыдало Начало строф, родившихся вчерне. Я в трепете, томленье миновало, Я слезы лью, и тает лед во мне. Насущное отходит вдаль, а давность, Приблизившись, приобретает явность.

История создания

«Фауст» не только дарит читателю завораживающий сюжет, мистику, и таинственность, но и поднимает важнейшие философские вопросы. Гете писал это произведение на протяжении шестидесяти лет своей жизни, а опубликована пьеса была уже после смерти писателя. История создания произведения интересна не только долгим сроком его написания. Уже название трагедии непрозрачно намекает на жившего в XVI веке лекаря Иоганна Фауста, который в силу своих достоинств обзавелся завистниками. Доктору приписывали сверхъестественные способности, якобы он может даже воскрешать людей из мертвых. Автор меняет сюжет, дополняет пьесу героями и событиями и, словно по красной дорожке, торжественно входит в историю мирового искусства.

Лесная пещера

Фауст пытается найти укрытие в пещере. С одной стороны он счастлив союзу с Дьяволом, с другой же стороны он, наконец-то, начал познавать настоящее счастье. Между ним и Мефистофелем начинается неприятный разговор, потому что черт не может понять, что делает Фауст в пещере и зачем ищет уединения.

Дьявол рассказывает ему о том, что его любимая сильно переживает. Она начинает думать о том, что Фауст попросту охладел к ней. Дьявол так же не понимает поведения Доктора, почему тот оставил возлюбленную, которую так долго добивался. Но Фауста терзают изнутри чувства раскаяния. Он винит себя в том, что из-за него Маргарита лишилась божественного покровительства. Его любовь к Маргарите оказалась губительной для неё. Он выбрал своего рода бегство, чтобы не портить жизнь девушке и дальше. Но его сердце разрывается лишь при мысли о ней. Мефистофель упрекает Фауста в трусости, высмеивая то, что тот отступил на половине пути. Фауст не выдерживает натиска и отправляется к Маргарите.

Экранизации

Воспроизвести медиафайл

«Фауст и Маргарита». Короткометражный фильм 1900 года.

Существует много фильмов на тему легенды о Фаусте, но все они достаточно далеко отступают от сюжетной канвы трагедии Гёте либо используют только мотивы первой части трагедии (любовная линия Фауста и Маргариты). К этой истории обращались такие крупные кинорежиссёры, как Ф. В. Мурнау («Фауст», 1926), Рене Клер («Красота дьявола», 1950) и Александр Сокуров («Фауст», 2011).

В советское время было снято два телеспектакля по «Фаусту» Гёте:

  • в 1969 году — по спектаклю Е. Симонова в Театре им. Вахтангова (Фауст — А. Кацынский; Мефистофель — Ю. Яковлев);
  • в 1986 году — по спектаклю Михаила Козакова (в главных ролях М. Козаков, З. Гердт, И. Муравьёва).

Сюжет трагедии в тезисах

Доподлинно известно, что произведение писалось на протяжении 60 лет, в период с 1773 по 1831 годы. Автор начал работу над ним в 20-летнем возраста и закончил всего за несколько месяцев до своей смерти. В основу трагедии Гете положил пересказ немецкой легенды о Фаусте – известном алхимике и чернокнижнике, жившим в Германии в шестнадцатом веке. Истории об этом герое носят преимущественно мрачный характер. Многие современники обвиняли его в поклонении дьяволу, занятиях черной магии и разгульном образе жизни. По легенде, Чернокнижник не жил подолгу на одном месте, много путешествовал с бродячими артистами, показывая фокусы с воскрешением мертвых и исцелением серьезно больных.

До Гете никто не пытался посмотреть на жизнь Фауста совершенно под другим углом. И только автор предпринял попытку представить этого человека как великого ученого, который пытается найти ответы на вечные вопросы, используя всевозможные способы. Знакомство с кратким содержанием бессмертного произведения Гете «Фауст», откроет перед читателем философскую трактовку цели жизни каждого человека, которая, по мнению автора, заключается в служении обществу. В завязке композиции Господь и Дьявол спорят о том, что на земле еще остались чистые души, которые помнят и чтят святые заветы. В своем споре они ставят на кон душу доктора Фауста.

Дьявол уверен, что, несмотря на великие идеи ученого и его заявления о том, что он предан Господу, Мефистофелю удастся соблазнить доктора земными удовольствиями, заставив отказаться от науки и великого предназначения. В начале оперы Фауст предстает перед нами человеком в возрасте, который сумел постигнуть все науки и добиться уважения окружающих. Однако, даже всеобщее признание не способны доставить герою удовольствия. Он недоволен собой настолько, что уже готов завершить свой земной путь.

Самоубийству Фауста мешает Мефистофель, который является доктору в образе студента и предлагает заключить сделку: все удовольствия мира и исполнение любых желаний в обмен на бессмертную душу. Ученый соглашается на предложенную сделку, после чего в компании Мефистофеля отправляется в захватывающее путешествие не только по миру, но и по основным вехам истории. Дьявол сумел дать своему подопечному богатство, власть и множество возможностей, которые, однако, так и не смогли принести счастье и покой доктору.

Он неоднократно становится причиной трагической гибели простых людей, имевших несчастье повстречаться на его пути. В конце своей жизни Фауст осознает, что власть и деньги – это все пустое, истинное наслаждение заключается в пользе для общества, что в итоге позволяет ему искупить грехи и спасти свою души от власти темных сил.

Эрнест Ренан. «Жизнь Иисуса»

Обложка первого издания книги Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса». Лион, 1863 год Librairie Moresi Работая над образом Иешуа Га-Ноцри, Булгаков изучает литературу по исто­рии христианства: «Иисуса» Анри Барбюса, «Миф о Христе» Артура Древса, «Жизнь Иисуса Христа» Фредерика Фаррара, «Жизнь Иисуса» Давида Штрауса

Среди прочих внимание писателя привлекает книга французского философа и историка религии Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса». В ранних редакциях романа начитанный Берлиоз, беседуя с Бездомным на Патриарших прудах, помимо древних историков Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Корнелия Тацита упоминает Ренана

К Ренану восходит и образ Ершалаимского храма («глыба мрамора с золотою драконовой чешуей вместо крыши»). Булгаков выпишет из его книги: «…гору Мориа и блестящую перспективу террас храма и крыш, покрытых сверкаю­щими чешуйками», «…при восходе солнца священная гора ослепительно сияла и представлялась глыбой снега и золота».

Среди обстоятельств ареста Иисуса Ренан упоминает некую «юридическую западню»: желая предать страже «смутьяна», первосвященники «подговари­вают двух свидетелей и прячут их за перегородкой; затем устраивают так, чтобы заманить обвиняемого в комнату по другую сторону перегородки, где слова его могли быть услышаны невидимыми ему свидетелями. Возле него зажигают две свечи для того, чтобы бесспорно констатировать, что свидетели „видели его“». А теперь вспомним сцену ареста Иешуа в булгаковском романе. Философ рассказывает Пилату, что «добрый и любознательный человек» Иуда пригласил его к себе в дом:

Смысл произведения «Фауст» Гёте

Произведение «Фауст» Гете не для разового прочтения. Этой книгой нельзя занять себя, когда нет никаких дел. Это не развлекательная литература. Ее не читают ради любопытства. Это великолепное произведение создано для того, чтобы человек открыл глаза на происходящее вокруг. Гёте призывает всех прикоснуться к истинной жизни. Автор настоятельно советует замечать прекрасное, которое нас окружает.

Философская драма дышит духом народа. Автор поднимает темы, которые близки каждому: любовь и ненависть, отчаяние и прощение, жестокость и сострадание. Произведение наполнено реально-бытовыми сценами, лирическими отступлениями, трагическими событиями. «Фауст» заставляет сопереживать героям, читатель невольно становится на место персонажа и решает, как бы он поступил в данной ситуации.

С помощью сказочных мотивов, легенд и мифов автор о сложном рассказывает просто и понятно. Реальность переплетается с фантастикой. Этот прием помогает воссоздать целостный уникальный человеческий образ. В центе произведения — Иоанн Фауст — чернокнижник и средневековый маг. Именно об этом герое повествует легенда. История, основанная на реальных событиях, не оставляет равнодушным ни одного читателя. Это произведение надолго остаётся в памяти людей. До конца понять его невозможно, его можно только прочувствовать.

У героя произведения была невероятная цель. Разочаровавшись в средневековых учениях, он самостоятельно попытался разобраться в законах природы. Кроме того, со временем он хотел подчинить все живое человеку. Однако его не поняли ни ученые того времени, ни церковные служащие. Он был объявлен практически врагом народа. Церковники и вовсе сошлись во мнении, что чернокнижник продал свою душу самому дьяволу.

Иоанн Фауст жил в эпоху Просвещения. Этим и объясняется его неимоверная тяга к знаниям, к изучению неизведанного. Герой олицетворяет порыв всей своей эпохи. У людей было больше вопросов, чем ответов. Все хотели знаний, все хотели докопаться до истины. Были и сторонники церковных предрассудков. Герой всеми силами боролся с этими течениями, пытаясь доказать, что сила и красота природы несокрушимы. Человек — лишь частица в неизведанном огромном мире.

Часть вторая

Эта часть разделена на несколько актов, каждый из которых раскрывает нам новую ветвь содержания произведения и исканий Фауста.

1 акт

Сатана превращается в императорского шута. Во дворце идет совет, где говорят об упадке страны и опустевшей казне. Обманом злой дух пополняет казну, все во дворце охвачены эйфорией. Главные герои наблюдают за происходящим, но это им наскучивает.

Рис. 6. Фауст и Вагнер. Автор Эжен Делакруа

2 акт

Во время путешествий учителя Вагнер ставит эксперименты. К Вагнеру приходит сатана, они разговаривают о детях. Ученик уверен, что времена деторождения обычным способом — это нелепость. В один из экспериментов он выводит в пробирке Гомункула. Это неполноценный человек, хотя наделен многими способностями, он умен, любознателен, но он обитает в пробирке.

Герои отправляются на празднование Вальпургиевой ночи. Фауст хочет найти Елену.

3 акт

Елена в это время возвращается в замок к мужу. Там она узнает от ключницы, что ее муж, царь Менелай, послал Елену в качестве жертвы. Ключница отправляет Елену в другой замок.

В замке она встречает Фауста, они начинают встречаться. Раздаются звуки войны. Менелай идет с войском на Фауста. Герой вместе с возлюбленной уходит в подземелье. У влюбленных родился сын Эвфорион. Сын просит не играть и веселиться, а отпустить его на небо. Мальчик погибает, Елена не может перенести такого горя и исчезает из жизни главного героя.

Рис. 7. Фауст, Мефистофель и Барбет. Автор Эжен Делакруа

4 акт

Опять слышатся звуки войны. Императору нужна помощь, так как народ узнал о фальшивых облигациях, которые дали Мефистофель и Фауст. Мефистофель просит Фауста помочь императору, за это герой получит кусок земли, где Фауст хочет построить плотину. Доктор соглашается. Они помогают императору выиграть в войне.

5 акт

Фауст отправляется в Средневековье. Ученый выбирает землю, но там живут Филимон и Бавкида — пожилая пара, которая не хочет уходить из своего дома. Бесы во главе с сатаной убивают стариков.

Проходит спор Фауста и дьявола, Мефистофель, уставший от своего подопечного, насылает на него слепоту. Уставший ученый засыпает. Во время сна Фауст слышит голоса и звон лопат, думает, что рабочие стали делать плотину. На самом деле, бесы начали рыть могилу главному герою. Фауст счастлив, что труд объединяет людей. Он достигает истинного наслаждения и в этом миг умирает. Сатана ждет душу Фауста, но архангелы не дают ему забрать душу. Бог решил пощадить Фауста. Пусть главный герой и не справился со всеми заданиями Мефистофеля, но ученый осознал, что истинное счастье в помощи другим людям. Его затея с постройкой плотины впечатлила Бога и душа ученого отправляется на небеса.

Рис. 8. Фауст, соблазняющий Маргариту. Автор Эжен Делакруа

Таким образом, трагедия Гете — философское рассуждение на извечную тему добра и зла. Мефистофель дает Фаусту различные испытания: любви, власти, денег, справедливости. С каждым испытанием душа Фауста становится все более черствой. Только в конце произведения герой понимает, что только собственный труд и усилия могут помочь в достижении целей, любая помощь, даже и сверхъестественная, приводит к необратимым последствиям.

Предлагаем посмотреть краткое содержание “Фауста” в видеоролике:

Предыдущая запись «Евгений Онегин» — краткое содержание ? романа А. С. Пушкина
Следующая запись «Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: