Краткое содержание романа «что делать?» по главам (н.г. чернышевский)

«что делать?», краткое содержание по частям романа чернышевского

Краткое содержание

Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе

К девушке решил свататься начальник Павла Константиныча, однако слишком долго собирался. Вскоре к Розальским начал ходить хозяйский сын Сторешников, много внимания стал уделять Верочке. Чтобы устроить их брак, Марья Алексевна даже взяла дорогие билеты в оперу в ту же ложу, где был и сын хозяйки с друзьями, они что-то бурно обсуждали на французском. Верочке было неловко и она, сославшись на головную боль, ушла раньше.

Жюли вместе со Сторешниковым приехали к Вере, так как даме нужна была учительница фортепьяно для ее племянницы (но это был лишь выдуманный повод). Жюли рассказала Марье Алексевне, что Михаил заключал с друзьями на Веру пари.

V – IX

Глава 2. Первая любовь и законный брак

Чтобы подготовить младшего брата Веры к поступлению в гимназию, отец нанял медицинского студента Лопухова. Во время уроков 9-летний Федя рассказал учителю все о Вере и ее потенциальном женихе.

X – XI

Лопухов и Вера знали, что за ними следят. По просьбе Веры Лопухов подыскивал ей место гувернантки. Кирсанов помог найти нужный вариант.

XIII – XVI

Женщина, к которой Верочка должна была пойти в гувернантки, отказала, так как не хотела идти против воли родителей девушки. Расстроенная Вера думала о том, что если будет совсем тяжело, то она выбросится в окно.

XVII – XVIII

Вера и Дмитрий решают пожениться, обсуждают дальнейшую жизнь. Девушка хочет зарабатывать собственные деньги, чтобы не быть рабой мужа. Она хочет, чтобы они жили как друзья, у них были отдельные комнаты и общая гостиная.

XIX – XIX

Пока у Лопухова были дела, Вера жила дома. Как-то она вышла с матерью до Гостиного двора. Неожиданно девушка сказала матери, что повенчалась с Дмитрием Сергеичем, села к первому попавшемуся извозчику и сбежала.

XX- XIV

За три дня до этого они действительно повенчались. Лопухов договорился, чтобы их повенчал его знакомый Мерцалов. Он вспомнил, что в церкви целуются и, чтобы там не было слишком стыдно, они поцеловались заранее.

Сбежав от матери, Вера поехала в найденную Лопуховым для них квартиру. Лопухов сам съездил к Розальским и успокоил их относительно случившегося.

Глава 3. Замужество и вторая любовь

III. Второй сон Веры Павловны

Затем приснилась ей мать. Марья Алексевна со злобой в голосе говорила, что заботилась о куске хлеба для дочери и, если бы она не была злой, дочь не была бы доброй.

V – XVIII

Как-то после прогулки Дмитрий Сергеич сильно заболел воспалением легких. Кирсанов с Верой дежурили у постели больного, пока тот не выздоровел. Кирсанов был уже давно влюблен в Веру, поэтому до болезни друга очень редко бывал у них.

IV – XIII

Чтобы быть равной мужу во всем, Вера занялась медициной. На тот момент еще не было женщин-медиков и для женщины это было делом компрометирующим.

Вера и Александр отмечают, что со временем их чувства только становятся сильнее. Кирсанов считает, что без жены он бы давно перестал расти в профессиональной сфере.

XVI. Четвертый сон Веры Павловны

Проводница Веры сказала, что царства тех цариц падают, и теперь пришло ее время. Вера понимает, что проводницей и новой царицей является она сама. Проводница говорит, что ее можно выразить одним словом – равноправность. Вера видит во сне Новую Россию, где люди счастливо живут и трудятся.

XVIII

Письмо Катерины Васильевны Полозовой. Она пишет, что познакомилась с Верой Павловной и в восторге от ее мастерской.

Глава 5. Новые лица и развязка

II – V

Когда Кате было 17 лет, она неожиданно начала худеть и слегла. Как раз за год до венчания с Верой Кирсанов был среди врачей, которые занимались здоровьем Кати. Александр догадался, что причина нездоровья девушки – несчастная любовь.

Полозов был категорически против брака дочери с Соловцовым: считал, что лучше пусть она умрет.

VI – VIII

Полозов решил продать стеариновый завод и после длительных поисков нашел покупщика – Чарльза Бьюмонта, который был агентом лондонской фирмы Ходчсона, Лотера и К.

XI – XII

Полозов пригласил Бьюмонта на обед. Во время беседы Катя высказалась, что хочет заниматься каким-то полезным делом. Бьюмонт посоветовал ей познакомиться с госпожой Кирсановой, но после рассказать о том, как обстоят ее дела.

XIII – XVIII

Бьюмонт стал очень часто бывать у Полозовых. Полозов считал его неплохой партией для Катерины. Катерина и Чарльз полюбили друг друга, однако не проявляли своей страсти, были очень сдержаны.

Чарльз сделал Катерине предложение, предупредив, что уже был в браке. Девушка поняла, что это была Вера. Катерина дала ему согласие.

История создания и публикации

Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа — любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию.

11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц находят записку, оставленную странным постояльцем. В записке сказано, что о её авторе вскоре услышат на Литейном мосту и что подозрений ни на кого иметь не должно. Обстоятельства выясняются очень скоро: ночью на Литейном мосту стреляется какой-то человек. Из воды вылавливают его простреленную фуражку.

Трагической развязке предшествует история жизни Веры Павловны. Детство её прошло в Петербурге, в многоэтажном доме на Гороховой, между Садовой и Семёновским мостом. Отец её, Павел Константинович Розальский — управляющий домом, мать даёт деньги под залог. Единственная забота матери, Марьи Алексеевны, по отношению к Верочке: поскорее выдать её замуж за богатого. Недалёкая и злая женщина делает для этого все возможное: приглашает к дочери учителя музыки, наряжает её и даже водит в театр. Вскоре красивую смуглую девушку замечает хозяйский сын, офицер Сторешников, и тут же решает соблазнить её. Надеясь заставить Сторешникова жениться, Марья Алексеевна требует, чтобы дочь была к нему благосклонна, Верочка же всячески отказывается от этого, понимая истинные намерения ловеласа. Ей удаётся кое-как обманывать мать, делая вид, что она заманивает ухажёра, но долго это продолжаться не может. Положение Верочки в доме становится совершенно невыносимым. Разрешается же оно неожиданным образом.

К Верочкиному брату Феде приглашён учитель, студент-медик выпускного курса Дмитрий Сергеевич Лопухов. Сначала молодые люди относятся друг к другу настороженно, но потом начинают беседовать о книгах, о музыке, о справедливом образе мыслей и вскоре чувствуют расположение друг к другу. Узнав о бедственном положении девушки, Лопухов пытается ей помочь. Он ищет ей место гувернантки, которое дало бы Верочке возможность поселиться отдельно от родителей. Но поиски оказываются безуспешными: никто не хочет брать на себя ответственность за судьбу девушки, если она сбежит из дому. Тогда влюблённый студент находит другой выход: незадолго до окончания курса, чтобы иметь достаточно средств, он оставляет учёбу и, занявшись частными уроками и переводом учебника географии, делает Верочке предложение. В это время Верочке снится первый её сон: она видит себя выпущенной из сырого и тёмного подвала и беседующей с удивительной красавицей, которая называет себя любовью к людям. Верочка обещает красавице, что всегда будет выпускать из подвалов других девушек, запертых так же, как была заперта она.

Вера Павловна читает книжки, даёт частные уроки, ведёт хозяйство. Вскоре она затевает собственное предприятие — швейную мастерскую. Девушки работают в мастерской не по найму, а являются её совладелицами и получают свою долю от дохода, как и Вера Павловна. Они не только трудятся вместе, но вместе проводят свободное время: ездят на пикники, беседуют. Во втором своём сне Вера Павловна видит поле, на котором растут колосья. Она видит на этом поле и грязь — вернее, две грязи: фантастическую и реальную. Реальная грязь — это забота о самом необходимом (такая, которою всегда была обременена мать Веры Павловны), и из неё могут вырасти колосья. Фантастическая грязь — забота о лишнем и ненужном; из неё ничего путного не вырастает.

Рахметов приносит Вере Павловне записку от Лопухова, прочитав которую она делается спокойною и даже весёлою. Кроме того, Рахметов объясняет Вере Павловне, что несходство её характера с характером Лопухова было слишком велико, оттого она и потянулась к Кирсанову. Успокоившись после разговора с Рахметовым, Вера Павловна уезжает в Новгород, где через несколько недель венчается с Кирсановым.

3-й сон

Заснула Вера Павловна и видит такой сон. Будто после чая легла она с книгой почитать, но начала вдруг думать о том, что ей в последнее время скучно. Вспомнила, что накануне хотела поехать в оперу с Кирсановым, но он не достал билет. Она пришла к выводу, что лучше ездить с мужем: он никогда не оставит её без билета. Она сокрушается, что из-за нерасторопности Кирсанова, пропустила «Травиату». Вдруг перед ней предстаёт артистка из «Травиаты», и протягивает Вере Павловне её же дневник. Оказывается, в этом дневнике записаны все события, которые произошли с женщиной накануне, а также все её мысли, и даже то, что Вера Павловна сидит по вечерам одна.

Глава 1

Путешествуя по Ладожскому озеру на пароходе, путешественники, среди которых был и рассказчик, посетили посёлок Корела. Когда путешествие продолжилось, спутники начали обсуждать этот старинный, но очень бедный русский городок.

Один из собеседников, склонный к философии, заметил, что «неудобных людей» следует отправлять не в Сибирь, а в Корелу — это будет дешевле для государства. Другой сказал, что живший здесь в изгнании дьячок недолго выдержал царящую в Кореле апатию и скуку — повесился. Философ считал, что дьячок правильно сделал — «умер, и концы в воду», но его оппонент, человек религиозный, думал, что самоубийцы мучаются на том свете, потому что здесь за них никто не молится.

Неожиданно за дьячка-самоубийцу вступился новый пассажир, молчаливый, могучий, седовласый человек лет пятидесяти в одежде послушника.

Он рассказал о попике из московской епархии, который молится за самоубийц и этим «исправляет их положение» в аду. Из-за пьянства патриарх Филарет хотел расстричь попика, но за того заступился сам преподобный Сергий, дважды явившийся владыке во сне.

Затем пассажиры начали расспрашивать богатыря-черноризца о его жизни, и узнали, что тот служил в армии конэсером — выбирал и укрощал армейских лошадей, к которым имел особый подход. По всему было видно, что черноризец прожил длинную и бурную жизнь. Пассажиры упросили его рассказать о себе.

Зачем помнить о Чернышевском

Произведение Чернышевского давно не изучают в школах, да и вообще, мало кому известно даже краткое содержание романа «Что делать?» Его можно отнести к «забытой» литературе. По своим художественным достоинствам он, действительно, несравним с книгами под авторством большинства современников Николая Гавриловича. Было время, когда Рахметова сравнивали с князем Мышкиным. Действительно, это имеет смысл. Два «идеальных» героя появились в читательском обиходе почти одновременно. Один олицетворял смирение и всепрощение, другой – непримиримую борьбу за лучшее будущее, которое должно облагородить каждого человека. Революционер взял верх над христианином, но пришло время осознания невозможности изменения сознания условиями жизни

Тем не менее, Чернышевскому удалось добиться своей цели, и важно знать, каким образом

Он показал в романе людей, которые независимы от правил и даже закономерностей жизни. Они, прежде всего Рахметов, меняют себя по собственной воле, но во имя блага других. Именно необходимость этого автор стремился донести до читателей. Поэтому много говорят о том, что главное в его сочинении – публицистика, а не художественность. Вряд ли сам Чернышевский стал бы это отрицать. Задача искусства – облагораживание человека. Примерно так звучало его утверждение в более ранних произведениях. Эффекта он добился, смешивая в романе самые разные стилистические и композиционные элементы. Как только не определяли жанр его главного произведения, но ни одно не признано окончательно верным. Оригинальность во многом была предопределена и необходимостью обойти цензуру. Иносказания, беседы с читателем, эзоповский язык. Он особенно используется в последней главе. Ведь заканчивается роман оптимистически. «Перемена декораций» означает победу революции. Все счастливы, в том числе и сам Рахметов, не считавший себя вправе даже мечтать о будущем для себя. Его танец на свадьбе означает, что пришло время, когда даже «железный» человек может задуматься о собственной жизни.

На этом мы окончим пересказывать краткое содержание романа «Что делать?» Единственно, что можно сказать с уверенностью, так это то, что произведение не должно быть забытым. Его нужно прочесть и задуматься над тем, что хотел сказать автор.

Сочинения

«Без великодушных идей человечество жить не может». Ф. М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. — Н. Г. Чернышевский. «Что делать?».)
«Величайшие истины — самые простые» Л.Н.Толстой (По одному из произведений русской литературы — Н.Г.Чернышевский «Что делать?»)
«Новые люди» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?»
Новые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?
«Новые люди» Чернышевского
Особенный человек Рахметов
Пошлые люди» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?
«Разумные эгоисты» Н. Г. Чернышевского
Будущее светло и прекрасно (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)
Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?»
Как отвечает Н. Г. Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа «Что делать?»
Мое мнение о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Н.Г.Чернышевский «Что делать?»
Новые люди (по роману «Что делать?»)
Новые люди в «Что делать?»
Образ Рахметова в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
От Рахметова до Павла Власова
Проблема любви в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Проблема счастья в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Рахметов — «особенный» герой романа Н. Чернышевского «Что делать?»
Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века
Рахметов и путь в светлое будущее (роман Н.Г. Чернышевского «Что делать»)
Рахметов как «особенный человек» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автора
Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать» о человеческих отношениях
Сны Веры Павловны (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)
Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Теория «разумного эгоизма» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?»
Философские взгляды в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Художественное своеобразие романа «Что делать?»
Художественные особенности и композиционное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?»
Черты утопии в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Что значит быть «особенным» человеком? (По роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?»)
Эпоха царствования Александра II и появление «новых людей», описанных в романе Н. Чернышевского «Что делать?»
Ответ автора на вопрос в заглавии
Система образов в романе «Что делать»
Роман «Что делать?»
Анализ эволюции литературных героев на примере образа Рахметова
Роман Чернышевского «Что делать»
Композиция романа Чернышевского «Что делать?»
Главная тема романа «Что делать?»
Творческая история романа “Что делать?”
Вера Павловна и француженка Жюли в романе «Что делать?»
Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Новое отношение к женщине в романе «Что делать?»
Роман «что делать?». Эволюция замысла. Проблема жанра
Характеристика образа Мерцалова Алексея Петровича
О человеческих отношениях
Какие ответы дает роман «Что делать?»
«Реальная грязь». Что же имеет в виду Чернышевский, употребляя этот термин
Чернышевский Николай Гаврилович, прозаик, философ
Черты утопии в романе Николая Чернышевского «Что делать?»
ОБРАЗ РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Чем близки мне нравственные идеалы «новых людей» (по роману Чернышевского «Что делать?»)
Рахметов «особенный человек», «высшая натура», человек «другой породы»
Николай Гаврилович Чернышевский
Рахметов и новые люди в романе «Что делать?»

Глава вторая. Первая любовь и законный брак

В доме у Розальских стал появляться молодой человек – Дмитрий Сергеевич Лопухов. Он был студентом-медиком, который подрабатывал на жизнь частными уроками. Поскольку девятилетнему брату Веры Павловны Дмитрию нужен был репетитор, то Лопухова и пригласили помочь мальчику в освоении некоторых дисциплин.

Вера познакомилась с Дмитрием не сразу. Вначале она узнала от Федора, что его учитель – человек занятой, на женщин мало обращает внимания, даже на таких хорошеньких, как сестра. Эта информация от брата несколько разочаровала Веру, она решила, что Дмитрий достаточно скучный человек, хоть и не дурен собой.

Но вскоре в отношениях двух молодых людей произошли кардинальные перемены. Случилось это на дне рождения у Веры Павловны, куда был приглашен и Лопухов. Гостей было немного, поскольку имениннице хотелось отметить праздник в спокойной обстановке. С «официальным» женихом Верочка танцевала первую кадриль. А во время третьей кадрили ее партнером был Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми произошел первый откровенный разговор. В течение вечера они общались еще несколько раз и почувствовали друг к другу расположение.

Лопухов рассказал Вере, что живет на съемной квартире со своим очень близким другом Александром Кирсановым, у которого темно-русые волосы и темно-голубые глаза. Кирсанов уже окончил Медицинскую академию, считается отличным врачом, хотя имеет небольшую врачебную практику, а больше тяготеет к научной работе.

На следующий день Вера Павловна решила, что Лопухову можно полностью доверять, поэтому рассказала студенту о своем бедственном положении. Дмитрий решил помочь девушке и настойчиво стал искать для нее место гувернантки.

Первый сон Верочки

Примерно в это время Вере Павловне приснился первый знаковый сон, которых в романе будет четыре. Во сне Вера вырывается из душного подвала, в котором лежала и болела. Она гуляет на свежем воздухе, в красивом поле, там встречает добрую обворожительную женщину, которая всем помогает. Вера обещает своей новой знакомой, что тоже будет выпускать женщин из темных и сырых подвалов на волю.

А реальность оказывается такова, что брать ответственность за девушку, которая собирается уйти из родительского дома, никто не хочет. Вера встречается с Дмитрием в условленном месте, но каждый раз молодой человек не может сообщить ей ничего утешительного.

Вскоре Дмитрий четко понимает, что таким образом не сможет вытащить Верочку из родительского дома и решает на ней жениться. Лопухов делает Розальской предложение. Вера Павловна соглашается, однако тут же выставляет свои условия, поскольку брак формальный. Они будут не только спать с Дмитрием раздельно, но и большую часть времени проводить в разных комнатах. К тому же, Вера Павловна не хочет, чтобы вместе с ними жил Александр Кирсанов.

Лопухов соглашается на все условия, более того, он старается заработать как можно больше денег, чтобы новая семья ни в чем не нуждалась. Дмитрий понимает, что нужно на первое время снять квартиру. Ему удается найти приличное и недорогое жилье на Васильевском острове.

Обвенчал молодоженов знакомый Лопухова священник Алексей Петрович Мерцалов, который когда-то окончил курс в духовной академии. Перед этим таинством Дмитрий предложил Вере поцеловаться, чтобы не чувствовать особую неловкость во время обряда. Ведь, там тоже нужно целоваться, такова церковная традиция.

После венчания Веру Павловну уже ничто не удерживало в родительском доме. Только нужно было как-то объясниться с мамой. Девушка решила, что лучше всего сообщить ей об этом вне дома, чтобы Марья Алексеевна не стала удерживать дочь силой. Вскоре и подходящий повод нашелся. Когда Вера Павловна сказала матери, что идет прогуляться по Невскому проспекту, Марья Алексеевна вызвалась составить ей компанию. Возле лавки Рузанова Вера быстро сообщила матери, что уходит из дому, поскольку вышла замуж за Дмитрия Сергеевича. Девушка быстро вскочила в первую попавшуюся карету.

Главы 6−9

В спор за следующего коня встрял улан. Иван вступил вместо него в бой с татарином и до смерти застегал того плетью. После этого русские хотели Ивана в тюрьму посадить, но татары сжалились над ним и увезли в степь.

Прожил Иван в степи десять лет, был у татар за лекаря — лечил лошадей и людей. Соскучившись по родине, хотел уйти, но татары его поймали и «подщитинили»: надрезали кожу на ступнях, набили туда рубленного конского волоса и зашили. Когда всё зажило, Иван не смог нормально ходить — так кололась щетина, пришлось учиться ступать «раскорякой», на щиколотках, и остаться в степи.

Несколько лет Иван прожил в одной орде, где у него была своя юрта, две жены, дети. Потом соседний хан попросил полечить жену и оставил лекаря у себя. Там Иван получил ещё двух жён. К многочисленным детям своим Иван отеческих чувств не испытывал, поскольку были они «некрещёные и миром не мазаны». За десять лет он так и не привык к степям и очень тосковал по дому.

Иван часто вспоминал дом, праздничные застолья без опостылевшей конины, отца Илью. Ночью он тихонько уходил в степь и подолгу молился.

Со временем Иван отчаялся вернуться на родину и даже молиться перестал — «что же… молить, когда ничего от того не выходит». Однажды в степях объявилось двое священников — пришли обращать татар в христианство. Попросил Иван попов вызволить его, но те в дела татар вмешиваться отказались. Некоторое время спустя Иван нашёл одного священника мёртвым и похоронил его по христиански, другой же бесследно пропал.

Год спустя появились в орде двое в чалмах и ярких халатах. Пришли они из Хивы лошадей закупать и настраивать татар против русских. Чтобы татары не ограбили их и не убили, они начали пугать народ огненным богом Талафой, который дал им свой огонь.

Однажды ночью незнакомцы устроили огненное светопред­ставление. Кони испугались и разбежались, а взрослые татары бросились их ловить. В стане остались женщины, старики и дети. Тогда Иван вылез из юрты и понял, что незнакомцы пугали людей обычными фейерверками. Иван нашёл большой запас фейерверков, начал их запускать, и так напугал диких татар, что те согласились креститься.

Там же Иван отыскал и «едкую землю», которая «страшно тело палит». Приложил он её к пяткам и притворился больным. За несколько дней ступни разъело, и зашитая в них щетина вышла вместе с гноем. Когда ноги зажили, Иван «для большей ещё острастки самый большой фейверк пустил и ушёл».

Три дня спустя Иван вышел к Каспийскому морю, а оттуда попал в Астрахань, заработал рубль и крепко запил. Очнулся он в тюрьме, откуда его переслали в родное имение. Отец Илья отказался исповедовать и причащать Ивана, поскольку жил он у татар во грехе. Граф, ставший после смерти жены богомольным, не захотел терпеть человека, отлучённого от причастия, выпорол Ивана два раза, отдал паспорт и отпустил.

Изменить мир, чтобы улучшить человека

Рахметов в романе «Что делать?», а за ним и «новые люди» отрицают старую мораль, основанную на христианских ценностях, то есть на жертве и самоотвержении. Кажется, что и их идеалы основаны на том же, но в них нет понятия о несовершенстве человека. Виноваты не люди, а окружающая их действительность. Стоит перестроить её на основах братства и общего служения благу всех членов общества, и в людях проявятся лучшие качества. Наступит своего рода рай на земле. В этом же ключе разрешатся любовные проблемы и семейные отношения. Зависимость женщины от мужчины, вот в чём коренятся эти проблемы в романе «Что делать?» Как только представители двух полов станут равноправны, исчезнет и чрезмерная сосредоточенность женщин на любви.

Глава четвертая. Второе замужество

Вера Павловна получает письмо из Берлина от человека, который называет себя близким другом Лопухова. В этом послании незнакомец якобы передает мысли Дмитрия Сергеевича. Например, о том, что он и Вера Павловна очень разные люди. Расставание было лучшим выходом из их ситуации. Лопухов анализирует все обстоятельства их странной семейной жизни.

Вера Павловна отвечает на письмо. Она столь же детально анализирует поступки своего мужа, Александра Кирсанова и собственные. Отношения внутри их треугольника отличались разумным эгоизмом, что соответствовало образу жизни ее друзей, а впоследствии и самой Веры Павловны.

Семейная жизнь Розальской и Кирсанова идет своим чередом. Супруги живут на Сергиевской улице, поближе к Выборгской стороне. В их доме есть нейтральные и не нейтральные комнаты, в которые разрешено входить только после стука.

Все много работают, поскольку открылась еще одна швейная мастерская. Однако и о себе Вера Павловна не забывает, ведет образ жизни, который ей нравится. Супруг с радостью помогает в этом. Он живо интересуется всеми делами жены, ее настроением и самочувствием. В трудную минуту Александр Кирсанов готов подставить мужское плечо. А еще любимый супруг помогает жене изучать медицину. Вера Павловна иногда ездит к мужу на работу, в госпиталь. В девятнадцатом веке женщины практически не работали врачами, поэтому решение Веры Павловны было смелым.

Словом, будни и праздники в семействе Кирсановых заполнены интересными делами и общением.

Четвертый сон Веры Павловны

На этот раз Вера Павловна видит во сне исторические картины, в центре которых образ женщины в разные эпохи и у разных народов. Но, ни в Астарте, ни в Афродите, ни в другой женщине-царице Вера Павловна себя не узнает. Не олицетворяет она себя и с прекрасной дамой, ради которой бьются рыцари на турнире. Вера Павловна понимает, что любовь к женщине в прошедшие времена была пылкой, нежной, возвышенной. Но никогда не была свободной от насилия, не приносила женщине настоящего счастья.

И вдруг Вера Павловна видит себя в образе женщины-богини. Ее лик озарен сиянием любви. Затем перед взором женщины проносятся яркие картины будущего России. Там в красивых домах живут счастливые люди, которые с радостью работают, а вечерами и в выходные дни предаются бурному веселью. Вот ради такого будущего и нужно плодотворно работать, стойко переносить все трудности и проблемы дня сегодняшнего.

Вскоре Вера Павловна в тандеме со своей сподвижницей Натальей Мерцаловой открывает на Невском проспекте собственный магазин. Женщины мечтают, что через несколько лет у них будет много швейных мастерских, может быть, даже больше десяти. Так прошло еще несколько лет без всяких особенных происшествий.

Список и краткая характеристика героев романа Чернышевского «Что делать?»

  • Вера Павловна Розальская — красивая девушка с сильным волевым характером, которая идет на перекор родителям и самостоятельно выбирает себе фиктивного мужа, Дмитрия Лопухова. Со временем она открывает свое швейное дело, добивается хороших результатов и выходит замуж за любимого человека.
  • Дмитрий Сергеевич Лопухов — Честный и порядочный человек, студент медицинского факультета, стремился стать профессором. Искренне полюбил Веру Павловну, чтобы спасти её от семейного гнета предлагает Вере выйти за него замуж. В последствии понимает, что Вера к нему ничего не чувствует и отпускает её инсценировав свое самоубийство. После этого взял другое имя и фамилию.
  • Александр Матвеевич Кирсанов — друг Лопухова и второй муж Веры. Он влюбляется в Веру и не показывает своих чувств, пока с её мужем Дмитрием не случается болезнь, а после его мнимой смерти женится на Вере. Так же честный и порядочный, к тому же работал в медицине. И со временем добился в этой области большого успеха.
  • Рахметов — общий друг Кирсанова и Лопухова. Прямолинейный человек. Полностью посвятил себя просвещению. При этом отказался от всего что ему могло бы помешать быть просвещенным, даже от любимой девушки. В романе был революционером и энтузиастом. Можно сказать герой того времени.
  • Розальская Мария Алексеевна — мать Веры. Очень властная женщина. приумножает свой капитал, одалживая людям денежные средства под проценты. Хотела выдать дочь за богача, тем самым смогла бы увеличить свои финансы, но дочь от брака по расчёту отказалась.
  • Катя Полозова-Бьюмонт — вторая жена Лопухова-Бьюмонта. Целеустремленная девушка. После встречи с Лопуховым в него влюбляется. В дальнейшем открывает швейное дело.
  • Василий Полозов — отец Кати, который продал завод Лопухову и познакомил его со своей дочерью.
  • Павел Розальский — отец Веры. Работал управляющим в доме Сторешниковых.
  • Михаил Сторешников — известный по всей округе лавилас. Пытался стать мужем для Веры.
  • Алексей Мерцалов — священник и друг Лопухова. Он обвенчал Веру и Дмитрия Лопухова.
  • Наталья Мерцалова — жена священика, а впоследствии подруга Веры.
  • Жюли — истинная француженка с непонятным прошлым. Ей всегда нравилась Вера и она старалась ей помогать.

Характеристики главных героев

Имя героя Поступки и поведение Характеристика
Вера Павловна Розальская Не желая подчиняться воле деспотичной матери покидает дом. Организует собственную швейную мастерскую (прототип коммуны). Ответственная и самостоятельная. В романе олицетворяет женскую эмансипацию.
Александр Кирсанов Дружит с фиктивным мужем Веры и влюблён в неё. После «самоубийства» Лопухова соединяется с любимой. Умный и серьёзный человек. Глубоко порядочен и готов к самопожертвованию.
Дмитрий Лопухов Мнимый муж Веры. Бескорыстно помог ей уйти из дома. Видя взаимные чувства Веры и Кирсанова, инсценирует самоубийство, чтобы не мешать их счастью. Отличается благородством и чистотой помыслов. Великодушен и готов прийти на помощь.
Рахметов Решил посвятить себя служению людям. Ради этого отказался от всех земных благ и расстался с любимой. Герой своего времени. Настоящий революционер. Фигура яркая и неоднозначная.
Марья Алексеевна Розальская Мать Веры. Живёт за счёт ростовщичества. Людей делит на дураков и плутов. Жестокая и властная. Распоряжается людьми по своему усмотрению и не считается ни с кем.

Чернышевский Николай — Что делать?

Благодаря всему вышеперечисленному прослушивание идет тяжело. Уже дважды пришлось переключаться на коротенькие рассказы чтобы не вызвать у себя полное отторжение. Спросите почему я продолжаю? Интересно узнать чем там кончится у Верочки с ее экстравагантным браком? Ещё более интересно чем же таким Чернышевский привлекал своих современников? И ещё не люблю бросать дела не закончив.

  • Что такое ассоциированный директор

      

  • Что такое пфр в госуслугах расшифровка

      

  • Представление следственного комитета об устранении нарушений как обжаловать

      

  • Как посмотреть выплаченные пособия по безработице в личном кабинете

      

  • Как проверить гражданина казахстана

Читательский дневник по роману «Что делать?» Чернышевского

Сюжет

Юная Вера Розальская, дочка управляющего Павла Константиныча, рвется из-под власти расчетливой матери Марьи Алексеевны, которая толкает ее к браку с богатым, но легкомысленным офицером Михаилом Сторешниковым. Вере снится сон, как она выходит из «подвала» на свободу. Наяву ее спасителем и мужем стал студент-медик Лопухов, которого наняли в семью учителем. Это «новый человек», материалист, здоровый эгоист, который живет трудом, наслаждением и отдыхом. Он бросает учебу ради заработка. Вера Павловна независима, тоже работает, открывает швейную мастерскую. В семью вхожи друзья: медик Кирсанов, венчавший их священник Мерцалов.

Во втором сне Вера узнает, что колосья, как и люди, растут из «грязи» реальной жизни, дел, движения. В третьем сне Вера признается самой себе, что уважает, но не любит Лопухова. Ей ближе Кирсанов. Сам Кирсанов давно безнадежно влюблен в нее. Лопухов инсценирует самоубийство на мосту, чтобы освободить всех. Через Рахметова, «особенного человека», чье время занято учебой и работой на пользу всех, Вера узнает, что Лопухов был бы рад ее счастью с Кирсановым. Она венчается с Кирсановым, открывает еще одну мастерскую и магазин, учится на медика, чтобы стать равной мужу. Он видит в ней не только женщину, но и личность.

В своем четвертом сне она видит, как на смену богиням Астарте, Афродите, Непорочности приходит царица Равноправность. Она видит себя, новый тип женщины, в этой царице. Через несколько лет выясняется, что Лопухов жив. Под именем торгового агента Бьюмонта он приезжает в Россию, женится на Катерине Полозовой, дочке миллионера. Полозова с помощью Веры Павловны организует собственную мастерскую. Семьи знакомятся, живут рядом, собирают вокруг себя все больше новых, полезных обществу, людей.

Отзыв

Роман о «новых людях», изменивший взгляды общества на жизнь, труд, любовь и выбор в браке, дружбу, роль женщин. Человек должен расти как личность, профессионал, приносить пользу как себе, так и обществу. Автор объясняет, что надо делать: любить добро, свою страну и народ, всю жизнь учиться и трудиться, ценить науку, жить с радостью в кругу единомышленников, искать свое призвание, уважать права женщин, строить семью на осознанном выборе. Автор предвидит, что новых людей станет еще больше, и тогда наступит рай на земле. Сны Веры Павловны – ступеньки к «Новой России», от «подвала», рабства, пустоты к свободному труду, торжеству разума и счастью. Рахметов – образ «особенного человека», для которого общее важнее личного. Он символ «нового человека» будущего.

Глава 2. Первая любовь и законный брак

Федя, брат Веры, скоро должен был поступить в гимназию. Для подготовки сына к учёбе, родители наняли студента-медика — Дмитрия Сергеевича Лопухова. Он с 15 лет давал уроки, не жил на казенном содержании, поэтому не голодал. После окончания университета, он должен был стать ординатором в военном госпитале, но пока Лопухов учился и снимал квартиру со своим другом Кирсановым.

После знакомства на вечере в честь дня рождения Верочки и бесед о музыке, книгах и философии, Лопухов и Вера понимают, что у них много общего. Однако традиционной «искры любви» между ними не было. Молодой человек обещает помочь ей вырваться из унизительного положения. Вера удивляется, как за один вечер они стали так близки.

Лопухов сдерживает обещание, но найти выход оказывается не просто. В гувернантки Верочку брать не хотят, из-за того, что она бежит из родительского дома. В конце концов, Лопухов решает оставить учёбу, пойти на работу, заняться частными уроками и жениться на Вере, но формально: он не хочет пользоваться своим положением спасителя, чтобы завладеть ее сердцем.

Героине снится сон, в котором она находится в сыром подвале, разбитая параличом. Её спасает красивая девушка, которая просит называть себя «любовью к людям». Затем во сне Верочка освобождает из подвалов других девушек, оказавшихся в такой же ситуации.

Вскоре Лопухов и Верочка тайно венчаются, а через три дня девушка сбегает из дома и едет в найденную для них Лопуховым квартиру.

Через некоторое время Лопухов приходит к матери жены и напрямик говорит с ней о положении дочери: не требуя приданого, он хочет оградить себя от преследований со стороны закона. Мать долго торгуется (ей обидно упустить выгодный брак), но потом сдается.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: