«алхимик»: краткое содержание и анализ произведения

«алхимик» пауло коэльо — краткое содержание

Пауло Коэльо, «Алхимик»: краткое содержание книги со смыслом

«Алхимик» — один из популярнейших романов за последние двадцать лет. Пауло Коэльо поведал читателю историю о необходимом преследовании счастья, которая впечатлила тысячи его поклонников со всего мира. В далеком 1988 году это произведение увидело свет впервые, после чего успешно переиздавалось еще множество раз.

Пауло Коэльо, «Алхимик»: краткое содержание романа

В центре событий находится пастух Сантьяго, который страстно мечтает отыскать невообразимой ценности сокровище. Предначертанный ему жизненный путь сулит множество новых открытий, одним из которых является познание самого себя. Он учится прислушиваться к себе, своим мыслям, желаниям, а главное — к своему сердцу. В один прекрасный момент Сантьяго осознает, что его мечта не принадлежит лишь ему – она является частью Души Вселенной. Примечательно, что книги Пауло Коэльо «Алхимик» краткое содержание не в состоянии передать читателю постепенное осознание пастухом непрерывной связи между потребностью реализации человеческих желаний и духовностью.


Сантьяго был всего-навсего скромным пастухом, желания которого были довольно скромны – все, что ему требовалось в этой жизни, так это свобода воли для него и его овец, немного вина и увлекательная книга, которую бы он носил в своей сумке. Но судьба предначертала ему иной путь в виде непредвиденных странствий в поисках бесценных сокровищ, спрятанных в фундаменте египетских пирамид. Когда Сантьяго встречает мудрого короля Мелхиседека, подтолкнувшего пастуха на более решительные действия, пастух отправляется на поиски. На следующий день он продает своих овец и покидает родные места, следуя за мечтой всей своей жизни – молодой человек уезжает в Африку.

Не стоит забывать о том, что роман Пауло Коэльо «Алхимик» — книга, которая является одним из важнейших литературных явлений 20-ого века. Прежде всего потому, что история пастуха Сантьяго – это своего рода духовная исповедь, которая может быть использована в повседневной человеческой жизни любым рационально мыслящим человеком, вне зависимости от его социального статуса.

Следующим эпизодом поразившей мир книги является прибытие Сантьяго в Африку. Уже здесь главный герой понимает, что его жизненный путь не будет так легок, как представлялось ему ранее. В первый же день бедный пастух был ограблен, и, оставшись в полном одиночестве, он был не в состоянии даже заговорить с кем-то, так как не знал арабского языка. После таких событий пастух был в полнейшей растерянности, и уже было собирался вернуться назад, подальше от своей мечты. Но он вспомнил беседу с мудрецом Мелхиседеком, царем Салимским, который повстречался ему еще на родине, и сомнения его понемногу стали рассеиваться. Стоит заметить, что книга «Алхимик» Пауло Коэльо — краткое пособие по реализации собственных желаний, другими словами, жизнь Сантьяго – это руководство, не позволяющее человеку преждевременно угаснуть, не успев дойти до своей цели, своей мечты.

Устроившись в торговую лавку, пастух зарабатывает достаточно денежных средств для покупки нового стада овец. У Сантьяго появляются мысли о возвращении домой, но все же в последний момент он решает рискнуть всеми заработанными деньгами и отправиться реализовывать свою мечту – искать сокровище.

В пустыне Сантьяго встречает путешественника английского происхождения, который поведывает ему о тайнах алхимии, а также об известном в здешних местах алхимике. Новые знакомые проводят вместе много времени за беседами о духовном естестве, но вскоре они слышат известие о приближающейся племенной войне.

В ряду самых значимых событий книги Пауло Коэльо «Алхимик» краткое содержание может выделить основные точки сюжетной конструкции: прибытие в оазис, познание истинного чувства любви, видение о предстоящем сражении и важный разговор с алхимиком, который в состоянии привести Сантьяго к сокровищам.

Дальнейшие приключения Сантьяго оборачиваются для него настоящим испытанием, причем как духовным, так и испытанием веры. Невероятное магическое перемещение, спасшее ему и алхимику жизнь, в который раз доказывает существование Души Вселенной, которая способна вершить великие дела.

В конце книги читатель найдет для себя множество открытий, способных перевернуть все его нынешнее представление о мироздании. Книга Пауло Коэльо «Алхимик» (краткое содержание, к сожалению, не может подчеркнуть все тонкости и глубокий смысл данного произведения) способна пробудить читателя к мыслям, которые, возможно, в обычной жизни не смогли бы обратить на себя должного внимания.

Предисловие

Предисловие написано от лица автора, отдавшего 11 лет жизни изучению алхимии. Он предупреждает, что «Алхимик» — книга символическая. Свои исследования автор начал в середине семидесятых. В то время он все свои деньги тратил на книги по алхимии и знакомился с другими алхимиками, но его «усердие и рвение не давали абсолютно никаких результатов». Книги были написаны замысловатым языком, а мнимые алхимики тщательно охраняли свои секреты.

В 1973 году он совершил некую серьёзную ошибку и прекратил изыскания. В 1981 году автор встретил Учителя, который вернул его «на прежнюю стезю». Учитель делил алхимиков на три типа: одни любят неопределённость, поскольку не знают своего предмета; другие знают его и понимают, что «язык алхимии направлен к сердцу, а не к рассудку»; третьи не знают об алхимии, «но сумели всей жизнью своей открыть Философский Камень». Об алхимике третьего типа и пойдёт рассказ.

Продолжение после рекламы:

Источники сюжета

В предисловии к «Алхимику» Коэльо признаётся, что хотел «воздать должное тем великим писателям, которые смогли овладеть Всеобщим Языком». В числе этих писателей он упоминает Борхеса. Это неслучайно: сюжет «Алхимика» основан на рассказе Борхеса «История двух сновидцев».

В «Истории двух сновидцев» некому человеку из Каира снится, что он найдёт сокровища в Персии. Он отправляется в Персию, но там его жестоко избивают и бросают в тюрьму. Начальник тюрьмы рассказывает герою, что тоже видел сон о сокровищах, якобы спрятанных в Каире, но не поверил ему. Вернувшись домой в Каир, герой наконец обретает сокровища.

Надо сказать, что Борхес сам позаимствовал сюжет «Истории двух сновидцев» из сказок «Тысячи и одной ночи» (ночи 351-352). Таким образом, сюжет «Алхимика» через Борхеса восходит к арабским сказкам.

Безымянная жена

Но он все равно не стал обычным успешным обывателем. За четыре года Коэльо три раза посадили в тюрьму по политическим мотивам.

Было так: на концерте в Бразилиа Коэльо сказал публике несколько слов о том, почему существующее общество он считает несправедливым и как его можно изменить.

В полиции знали, что Коэльо не связан с партизанами, но в стране шла «охота на ведьм»: все враги были перебиты, надо искать новых. Его пытали. Однажды Коэльо вывели в туалет, и в соседней кабинке была его жена, ее тоже арестовали.

Но он испугался. Когда они оба оказались на свободе, жена сказала, что больше не хочет его знать и попросила никогда больше не упоминать ее имени. С тех пор Пауло называет ее «Моя безымянная жена».

Здесь есть еще один важный и тонкий момент: когда через десять лет Коэльо и его бывшая жена встретились, он заметил, что она живет так, как будто все еще в тюрьме. А он — как будто разрешил себе выти на свободу.

Часть первая

Юноша Сантьяго, пасущий овец на просторах Андалусии, решает переночевать в полуразвалившейся церкви, возле алтаря которой выросло огромное дерево. Уснуть молодому человеку удаётся нескоро — Сантьяго думает о девушке, живущей в том городе, куда он должен прийти через четыре дня. Год назад её отцу, торговцу-суконщику, юноша продал шерсть трёх овец. Сейчас сделка должна повториться, и пастух надеется снова увидеть девушку, с которой проговорил тогда полдня

Дочь торговца обратила внимание на юношу только потому, что тот читал толстую книгу, ведь не каждый пастух умеет читать

Родители Сантьяго, простые крестьяне, мечтали, чтобы сын стал священником. Ради них юноша пошёл учиться, но «тяга к познанию мира пересилила стремление познать Бога». Однажды Сантьяго признался, что хочет путешествовать. Отец сказал: «Для бедного человека возможность путешествовать только одна — стать пастухом». Он отдал сыну все свои сбережения, состоявшие из трёх старинных золотых, и Сантьяго купил отару овец. За два года юноша научился их пасти и исходил всю Андалусию.

Брифли существует благодаря рекламе:

Ночью в разрушенной часовне Сантьяго уже второй раз видит сон: ребёнок подхватывает его на руки, относит к египетским пирамидам и сообщает о кладе, который Сантьяго отыщет, если попадёт к пирамидам снова. Утром, направляясь в город, пастух решает зайти к цыганке, которая толкует сны. Войдя в лачугу старухи, юноша рассказывает ей свой сон. Старуха заявляет, что у пирамид Сантьяго действительно найдёт клад, и требует за труды десятую часть сокровищ. Пастух не верит цыганке.

Ожидая, когда солнце поднимется выше, Сантьяго читает книгу на площади городка. Рядом садится неизвестный старик и затевает разговор. Юноша не расположен беседовать, однако незнакомец начинает задавать вопросы, и ему приходится отвечать. Наконец Сантьяго теряет терпение и собирается уходить. Тогда старик, назвавшийся Мелхиседеком, обещает научить юношу, как добраться до сокровищ, если тот отдаст ему десятую часть своей отары.

Сантьяго решает, что старик в сговоре с цыганкой, но тут Мелхиседек берёт веточку и пишет на дорожной пыли историю жизни юноши со всеми её тайнами. Старик представляется царём Салима, одним из тех бессмертных, кто направляет людей на Свою Стезю. В доказательство царь распахивает бурнус, под которым обнаруживается нагрудник из чистого золота и драгоценных камней.

Продолжение после рекламы:

Душа Мира, где записаны все судьбы, «питается счастьем человеческим» и другими сильными чувствами, поэтому и стремится осуществить желание любого человека, если оно очень сильно. Человек же обязан до конца пройти Свою Стезю, чему будет способствовать вся Вселенная. Старик появляется перед тем, кто собирается свернуть со Стези, и возвращает его обратно. Стезя Сантьяго — поиски клада. Старик просит пастуха пригнать завтра десятую часть отары в обмен на рассказ о том, как найти сокровища, и исчезает за углом.

Юноша думает весь оставшийся день и всю ночь, а на следующий день пригоняет Мелхиседеку запрошенных овец, остальных продаёт. Старик говорит, что Сантьяго должен идти в Египет, а приведут его туда знаки. Царь даёт юноше два камня со своего нагрудника — белый Урим, означающий «да», и чёрный Тумим, который значит «нет». В трудную минуту они помогут Сантьяго.

Расставшись с Мелхиседеком, юноша покупает билет на пароход и через два часа оказывается в Африке, в арабской стране с незнакомым языком и обычаями. В маленькой харчевне портового города Танжера к Сантьяго подходит молодой человек, говорящий по-испански. Сантьяго так рад, что выкладывает тому все свои планы. Молодой человек обещает проводить его до Египта, который находился за Сахарой. Они идут покупать верблюда на базар, где новый знакомый убегает с деньгами юноши.

Ночь Сантьяго проводит на базаре. Утром он вспоминает о камнях и собирается обменять их на билет домой, но потом решает спросить. Камни говорят ему, что старик всё ещё с ним. Сантьяго оглядывается без прежнего страха и видит вокруг новый и интересный мир, который ему предстоит исследовать. Он покидает базарную площадь и набредает на лавку, где продаётся хрусталь. Хозяин лавки берёт его на работу.

Брифли существует благодаря рекламе:

Хиппи

Пауло Коэльо родился в Рио-де-Женейро, в семье, катастрофически неподходящей для волшебника. Его отец был инженером, человеком консервативным, застегнутым на все пуговицы и бесконечно властным. Мама, искусствовед, была сломлена тираном мужем, и ни в чем ему не перечила. Сестра Пауло была такой, как хотели родители, и стала инженером-химиком, как они хотели. А Пауло никак не хотел подгоняться под отцовские лекала. В семнадцать лет родители упекли его в частную психиатрическую лечебницу, потому что:

А Пауло уже начал подрабатывать репортером в местной газете, его мало что интересовало, кроме слов и их сочетаний. Заточение в лечебницу показалось ему даже справедливым: он хочет стать настоящим писателем, стало быть, должен испытать на собственной шкуре все-все-все… Он говорил:

Но он понимал, что вовсе не безумен, и три раза пытался сбежать. Каждый раз его ловили, «лечили» электрошоком. Родители хотели, чтобы он выбросили из головы мечту стать писателем. В шестидесятые годы в Бразилии «писатель» было как «бездельник», «бандит», «наркоман».

После клиники Пауло вернулся на престижный юридический факультет, куда его в свое время устроили родители, но университет стал казаться каким-то странным местом, сокурсники были чужими и непонятными… Пауло бросил учебу и влился в движение хиппи. Чтобы путешествовать по континенту, он придумал себе классный рабочий график: три месяца готовит абитуриентов к поступлению в театральную школу и работает в детском театре, в остальное время раскатывает по США, даже не зная английского.

В Америке они с друзьями покупали проездной и ехали на автобусе все равно куда — и так добрались почти до Мексики.

Эпилог

На золото, оставленное Алхимиком в монастыре, Сантьяго добирается до знакомого дерева. Он вспоминает причудливый путь, который вернул его в то место, где он когда-то пас овец. Из-под корней дерева он выкапывает ларец, полный старинных золотых монет и других драгоценностей. Юноша кладёт в ларец и камни Урим и Тумим — это тоже его сокровища. «Жизнь и в самом деле щедра к тем, кто следует Своей Стезёй», — думает Сантьяго. Десятую часть клада юноша собирается отвезти старой цыганке. Теперь он может вернуться к любимой.

Предыдущая

ПересказыКраткое содержание рассказа Лескова «Однодум»

Следующая

ПересказыКраткое содержание повести Свирского «Рыжик»

Библейские аллюзии

Коэльо неоднократно вводит в повествование библейские сюжеты и персонажей. На мой взгляд, он делает это для того, чтобы вписать свою книгу в определённый контекст: не исторический, а легендарный, библейский. Кроме того, упоминая рядом персонажей из Библии и вымышленных им героев, Коэльо придаёт своей книге больший вес: «Алхимик» становится не просто повестью-притчей, а своего рода продолжением библейской истории.

Мелхиседек

Этими словами Коэльо завершает эпизод встречи Сантьяго и царя Мелхиседека. Мелхиседек — это библейский персонаж, который описан в послании апостола Павла Евреям следующими словами:

Там же упоминается эпизод встречи Мелхиседека с Авраамом:

Иосиф

Историю другого библейского персонажа, Иосифа, упоминает вождь оазиса в разговоре с Сантьяго. Братья продали Иосифа в рабство, а отцу сказали, что он погиб. По наговору Иосиф попал в тюрьму, но фараон освободил его и приблизил к себе за его умение толковать сны. В «Алхимике» вождь оазиса сравнивает дар Сантьяго с даром Иосифа, таким образом, приближая его к герою Библии.

Сотник

Легенду о сотнике в книге Коэльо рассказывает Алхимик перед расставанием с Сантьяго. Исцеление слуги сотника — это библейский эпизод, вы можете найти его в Евангелие от Луки. В «Алхимике», однако, он расширен и дополнен подробностями об отце и брате сотника, которых не было в библейском тексте.

Пришло время подвести итог. Смысл книги «Алхимик» Пауло Коэльо — в том, что каждый человек должен следовать своему предназначению, Своей Стезе. На пути к Стезе будет встречаться множество препятствий, но тот, кто преодолеет их, обретёт настоящую мудрость и просветление. Коэльо предостерегает против того, чтобы слепо следовать чужой воле, даже если это воля близких и родных людей. Каждый персонаж книги иллюстрирует то или иное отношение к Своей Стезе, и только те, кто понял своё предназначение и не побоялся его добиваться, приходят к успеху и счастью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: