Дальневосточные приключения лаперуза

Буссоль (пролив)

definition — Буссоль_(пролив)

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Буссоль (пролив)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Карта расположения пролива Буссоль

У этого термина существуют и другие значения, см. Буссоль.

Буссоль — пролив в Тихом океане, отделяет остров Симушир от островов Чёрные Братья и острова Броутона. Соединяет Охотское море и Тихий океан. Один из наиболее крупных проливов Курильской гряды. Из общей суммы поперечных сечений всех проливов Курильских островов 43,3 % приходится на этот пролив.

Длина около 30 км. Минимальная ширина 68 км. Максимальная глубина 2225 м. Берег обрывистый, скалистый.

Солёность воды в проливе составляет от 33,1 до 34,5 промилле. Площадь поперечного сечения пролива составляет 83,83 км².

В проливе выделяется отмель глубиной около 515 м. Постоянные течения на глубине следуют из Охотского моря в Тихий океан, на поверхности в обратном направлении.

Средняя величина прилива по берегам пролива 1,0 м.

Пролив назван французским мореплавателем Жаном-Франсуа де Лаперузом в 1787 году честь фрегата «Буссоль», на котором он путешествовал.

Берега пролива не заселены. Пролив находится в акватории Сахалинской области.

Примечания

  1. ↑ — статья из Большой советской энциклопедии
Это незавершённая статья по географии Сахалинской области. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Проливы Курильской гряды (с севера на юг)

Первый Курильский • Второй Курильский • Алаид • Левашова • Лужина (Третий Курильский) • Четвёртый Курильский • Евреинова (Пятый Курильский) • Креницына (Шестой Курильский) • Севергина • Экарма • Крузенштерна • Головнина • Надежды • Среднего • Рикорда • Дианы • Буссоль • Сноу (Быстрый) • Уруп • Фриза • Екатерины • Кунаширский (Немуро) • Южно-Курильский • Измены • Шпанберга • Полонского • Воейкова • Юрий • Танфильева • Советский (Гоемай-Кайке)

4Гавайские острова

Покинув 10 апреля остров Пасхи, Лаперуз двигался почти тем же путем, по какому шел Кук в 1777 году, направляясь от Таити к берегам Америки, но его курс пролегал на сто лье западнее. Лаперуз льстил себя надеждой, что ему удастся совершить какое-нибудь открытие в этой мало исследованной части Тихого океана, и пообещал награду тому матросу, кто первый увидит землю. 29 мая «Буссоль» и «Астролябия» достигли острова Мауи Гавайского архипелага. Едва фрегаты стали на якорь, как их окружили пироги с туземцами, которые привезли свиней, сладкий картофель, бананы и т. д. Они торговали очень ловко и особенно ценили куски старых железных обручей.

5Аляска

23 июня Лаперуз приблизился к американскому материку и увидел среди длинной, покрытой снегом горной цепи гору Святого Ильи, названную так Берингом. 2 июля на 58°36′ северной широты и 140°31′ западной долготы была замечена бухта, подходившая для якорной стоянки. На расположенном в бухте острове Лаперуз устроил астрономический наблюдательный пункт и разбил палатки для парусных мастеров и кузнецов.

13 июля случилась трагедия, первая за время экспедиции. Двухмачтовая парусная лодка с «Астролябии» и две шлюпки поменьше с «Буссоли» получили задание определить глубину бухты. Но вернулась только одна шлюпка, остальные две потерпели крушение. Двадцать один человек, в том числе шесть офицеров, погиб. В память о погибших Лаперуз назвал это место Бухтой Французов.

2Мыс Горн

Благополучно пройдя Атлантический океан, парусники миновали мыс Горн, где их встретило стадо китов, «хором выпускающих фонтаны». Плавание вокруг мыса Горн оказалось более легким, чем можно было ожидать. 9 февраля экспедиция очутилась на траверзе 138 Магелланова пролива, а 24-го бросила якорь в бухте Консепсьон, так как из-за нехватки продуктов Лаперуз предпочел остановиться там, вместо того, чтобы идти к островам Хуан-Фернандес. Цветущее здоровье матросов привело в удивление испанского коменданта. До этого еще ни один корабль, обогнувший мыс Горн, не приходил в Чили, не имея больных. 15 марта корабли отправились дальше.

10Австралия

26 января 1788 года корабли вошли в залив Ботани-бей у побережья Австралии. Буквально накануне у берегов Новой Голландии, как тогда называли Австралию, появились корабли Артура Филлипа. Там началась английская колонизация.

Воспользовавшись оказией в лице английского капитана, Лаперуз передал во Францию письма родным, новую партию отчетов и письмо с планами на будущее. Капитан рассчитывал посетить острова Товарищества, Новую Каледонию, острова Санта-Крус и Луизиаду, после чего пересечь Индийский океан и добраться до Маврикия. Взяв курс на северо-восток, «Буссоль» и «Астролябия» 10 марта покинули Австралию. Однако ни в одном из указанных пунктов корабли Лаперуза так и не появились.

7Сахалин

Далее курс экспедиции Лаперуза лежал на север, к берегам Татарии — именно так европейцы называли территорию к востоку от Уральских гор. Лаперуз писал: «Мы горели нетерпением приступить к изучению страны, занимавшей наше воображение со времени отплытия из Франции». 11 июня Лаперуз увидел берег Татарии. Горы там имели, вероятно, от шестисот до семисот саженей в вышину. На их вершинах виднелся снег, но в небольшом количестве. Французы не обнаружили никаких следов возделанной земли или жилья. 23 июня «Буссоль» и «Астролябия» бросили якорь в бухте, расположенной на 45°13′ северной широты и 135°9′ восточной долготы. Она получила название бухты Терней. После стоянки в бухте Сюффрен, расположенной на 47°51′ северной широты и 137°25′ восточной долготы, Лаперуз 6 июля увидел остров, являвшийся не чем иным, как Сахалином. Увидев дымки и хижины, Лаперуз с членами экспедиции съехал на берег. Местный житель, по их просьбе, нарисовал очертания Сахалина, из которых явно следовало, что он является островом. «Между материком и островом Сахалином он оставил пролив и, обернувшись к нашим кораблям, которые были видны с берега, провел линию, показывая, что они могут там пройти. К югу от Сахалина он нарисовал другой остров и оставил между ними пролив, пояснив, что это еще один путь для наших кораблей», — писал Лаперуз.

Командир экспедиции решил проверить информацию о том, что Сахалин — это остров. Суда отправились в плавание по Татарскому проливу, между Сахалином и материком. Миновав залив Жонкиер (Александровский), Лаперуз бросил якорь в бухте Де-Кастри. Запас пресной воды у него подходил к концу, дров больше не было. Чем дальше, двигался он по проливу, тем мельче тот становился. Во время стоянки в Де-Кастри члены экспедиции выяснили у местных жителей, что северная оконечность Сахалина соединялась с материком лишь песчаной мелью, поросшей морскими водорослями, где глубина дна очень незначительна. Было принято решение не идти дальше, а повернуть обратно. 2 августа «Астролябия» и «Буссоль» покинули бухту Де-Кастри и вновь направились к югу. Мореплаватели обогнули южную оконечность Сахалина, названную ими мыс Крильон, и вступили в пролив между этим островом и Хоккайдо, получившим название пролива Лаперуза. Это была одна из наиболее важных географических проблем, которую оставили нерешенной предшествовавшие мореплаватели. До тех пор географы сообщали об этом районе самые фантастические сведения: для Сансона Корея являлась островом, а Хоккайдо, Сахалина и Камчатки вовсе не существовало; по мнению Г. Делиля, Хоккайдо и Сахалин представляли собой один остров, тянувшийся до Сангарского пролива. В этом вопросе царила полная неразбериха, которой Лаперуз положил конец.

МОДЕЛЬ И ДАННЫЕ

Используемая в работе модель океана RIAMOM была разработана в Научно-исследовательском
институте прикладной механики Университета Кюсю. Область моделирования имеет прямоугольную
форму и лежит в пределах 129° E–165° E и 40° N–65° N с горизонтальным разрешением
1/18° (в диапазоне 3–6 км). Вертикальное разрешение от 10 до 125 м от поверхности
до 2500 м и на 250 м ниже глубины 2000 м. Модель основана на трехмерных примитивных
уравнениях движения в z-системе координат с граничным условием “свободная поверхность”, предполагающим гидростатическое
приближение и приближение Буссинеска. Модель была подробно описана в [], а недавно – в . Поэтому ниже дается только краткое описание.

Данные батиметрии брались с банка данных GEBCO One Minute Grid. Начальные условия
и условия на жидкой границе брались из результатов моделирования, полученных с использованием
модели Тихого Океана с разрешением 1/6° []. На открытой границе используется тип граничных условий nudging-layer []. Это граничное условие применяется к уровню моря, к u— и v-компонентам скорости течений, к температуре и солености. Толщина nudging-layer около
100 км. Использование nudging-layer приводит к условию Дирихле в узлах на открытой
границе. В зоне nudging-layer шириной 100 км вдоль открытых границ данные моделирования
релаксируются по отношению к внешним данным.

В работе используется простой метод усвоения сплоченности морского льда из данных
спутниковых наблюдений (NOAA/National Climatic Data Center) для расчета потоков тепла,
соли и количества движения на поверхности воды подо льдом. Предполагается, что эти
потоки обратно пропорциональны сплоченности морского льда. Таким образом, если сплоченность
льда близка к единице, то атмосферные потоки тепла и соли близки к нулю. В этом случае
полный поток тепла рассчитывается на основе спутниковой температуры поверхности океана,
а полный поток соли – по климатическим данным солености на поверхности (подробнее
см. []). Увеличение солености морской воды из-за сброса рассола во время роста морского
льда с декабря по февраль и уменьшение солености поверхностных вод во время таяния
льда в марте–апреле были учтены восстановлением наблюдаемой поверхностной солености
из Атласа Мирового океана 2001. Потоки тепла и пресной воды были пересчитаны с использованием
данных о концентрации морского льда, взятых из NOAA/National Climatic Data Center.

9Самоа

Покинув Петропавловск, Лаперуз снова устремляется в южную часть Тихого океана. В декабре 1787 года его корабли бросили якорь у острова Мауиа, входящего в архипелаг Самоа. Сначала ничто не предвещало беды. Местные жители относились к французам с подчеркнутым дружелюбием, те в свою очередь восторгались красотой туземных женщин, кротким нравом островитян и идиллическими пейзажами. Однако в последний день пребывания экспедиции на этом острове разразилась кровавая бойня, стоившая жизни двенадцати французам, включая капитана «Астролябии» де Лангля. Сойдя на берег, чтобы пронаблюдать за работой матросов, запасающих пресную воду, Флерио де Лангль захватил с собой «товары для туземцев», которые принялся раздавать обступившим его островитянам. Однако подарков на всех не хватило. В бухте собралось слишком большое количество местных жителей — более тысячи человек. Ситуацию усугублял отлив, бухта совсем обмелела. В конце концов на моряков градом посыпались камни. Де Лангль успел лишь дважды выстрелить из ружья. Затем он был сбит с ног и свалился, к несчастью, за левый борт. Туземцы убили его на месте ударами дубинок и камнями.

Баркас «Буссоли» под начальством Бутена стоял в двух саженях от шлюпки «Астролябии». Между ними оставалась полоса воды, куда не проникли индейцы. Благодаря этому все раненые, которым посчастливилось упасть не в ту сторону, где находились враги, спаслись. До шлюпок добрались сорок девять человек из шестидесяти одного, высадившегося на берег. Лаперуз не стал мстить за погибших земляков. «Буссоль» и «Астролябия» снова устремились в открытое море. От Самоа французы взяли курс на острова Тонга, лишь частично исследованные Куком. 27 декабря в этом архипелаге были открыты острова Вавау; английскому мореплавателю на них не удалось побывать. По величине равные Тонгатабу, острова Вавау более возвышенные, и на них имеется достаточно пресной воды. Лаперуз исследовал несколько островов архипелага Тонга и завязывал иногда сношения с жителями, доставлявшими свежую провизию лишь в небольшом количестве, не покрывавшем ежедневный расход. Поэтому 1 января 1788 года он решил направиться в Ботани-Бей, избрав курс, по которому не проходил еще ни один мореплаватель.

1Начало экспедиции

Во второй половине XVIII века затянувшееся противостояние Англии и Франции в споре о том, кто же главный в мире, казалось бы, окончательно было проиграно французами. Однако после гибели капитана Джеймса Кука в 1779 году французское правительство решило захватить пальму первенства в исследованиях Тихого океана. Французский король Людовик XVI вознамерился снарядить кругосветную экспедицию, чтобы открыть «все земли, ускользнувшие от зоркого взгляда капитана Кука». К началу 1785 года план экспедиции был готов. Вопрос оставался только в руководителе. Перебрав несколько кандидатур, Людовик остановился на капитане Жане Франсуа де Лаперузе.

Членам экспедиции вменялось в задачу «обследовать тихоокеанские побережья Северной Америки и Азии, найти северный проход в Атлантический океан, открыть и присоединить к владениям короны новые земли и, наконец, определить возможности для торговли с дальними странами». Плавание должно было носить исключительно мирный характер. В своих инструкциях Людовик XVI прямо указывал: «При любых обстоятельствах господин де Лаперуз будет обращаться к разным народам, какие он посетит во время своего плавания, с большой мягкостью и человечностью. Если бы экспедиция смогла закончиться, не потеряв ни одного человека, его величество воспринял бы это как одну из самых больших ее удач. Необходимо снискать расположение вождей далеких заморских племен как хорошим отношением к туземцам, так и подарками, определить, какие товары из цивилизованной Европы могут им больше всего понравиться и что они предложат в обмен». Средств на подготовку экспедиции не жалели. Оба закупленных для этой цели корабля — вместительные торговые габары — по своим размерам превосходили суда Кука. После переоснащения для долгого плавания они получили названия «Буссоль» и «Астролябия». На корабли погрузили массу научных приборов и целую библиотеку. Кроме оборудования и запасов продовольствия в трюмы загрузили «товары для туземцев» — 600 зеркал, 2600 гребней для волос, 5 тыс. швейных игл, различные инструменты из металла, алое сукно и медали с отчеканенным профилем французского короля, бусы, кольца, ожерелья, бумажные цветы и множество других дешевых безделушек. Наконец сборы и подготовка были закончены, и 1 августа 1785 года «Буссоль» и «Астролябия» под крики толпы и гром салюта отошли от причала французского порта Брест. Капитаном «Буссоли» был сам Лаперуз, «Астролябию» вел его близкий друг и боевой товарищ, капитан Флерио де Лангль. Экипаж судов с учетом ученых и офицеров составил 242 человека. Кораблям предстояло пересечь Атлантику и достичь Великого Южного моря, как называли тогда Тихий океан.

ВЫВОДЫ

Оценки водообмена между Тихим океаном и Охотским морем через Курильские проливы на
основе результатов моделирования RIAMOM показывают следующее. Наиболее важными проливами
Курильской гряды являются проливы Буссоль, Крузенштерна, Фриз, Екатерина, Четвертый,
проливы Надежды и Уруп (в порядке убывания значимости). На эти проливы приходится
около 95% общего водообмена между морем и океаном (). Одним из важных результатов исследования является то, что роль проливов Буссоль
и Крузенштерна в водообмене ранее была значительно переоценена. Это становится понятным,
если посмотреть на вклад каждого пролива в водообмен между Тихим океаном и Охотским
морем на разных глубинах. Большой вклад проливов Крузенштерна и Буссоль является следствием
их глубины. В активном двухсотметровом слое вклад проливов Четвертого Курильского,
Фриза и Екатерины в водообмен сопоставим с вкладом проливов Крузенштерна и Буссоля
().

Лагранжево моделирование переноса тихоокеанских вод в поверхностном слое показывает,
что на него сильно влияет ветер, при этом широко распространенные пути переноса наблюдаются
при сильных северных или северо-восточных ветрах. Важнейшими путями переноса на поверхности
к северо-западному шельфу Охотского моря являются Западно-Камчатское течение и надсклоновая
ветвь Северо-Охотского течения. Тихоокеанская вода переносится Западно-Камчатским
течением к северному побережью Охотского моря, затем эта вода переносится прибрежной
ветвью Северо-Охотского течения и в конечном итоге впадает в Восточно-Сахалинское
течение. В приповерхностном слое (50 м) тихоокеанская вода переносится Западно-Камчатским
течением и надсклоновой ветвью Северо-Охотского течения. На этой глубине Срединное
течение формируется внутренними водами Охотского моря, а все тихоокеанские воды впадают
в Восточно-Сахалинское течение. На глубине ниже 200 м тихоокеанские воды все равно
не доходят до северного шельфа Охотского моря. На глубине 500 м и глубже водообмен
между Тихим океаном и Охотским морем значительно меньше из-за слабых течений на таких
глубинах. Было обнаружено, что пути вытока воды из моря в целом соответствуют основным
путям втока в море.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: