Про идею судоходного канала между Индией и Шри-Ланкой
Между Индией и Шри-Ланкой находится Полкский пролив. Мост Рамы его перегораживает, и кораблям, плывущим вдоль берегов Индии, приходится огибать Шри-Ланку.
С середины 19 века начались разговоры о том, что Полкский пролив надо сделать судоходным, разрушив Мост Рамы и прорыв канал между Индией и Шри-Ланкой. Долгое время эта идея так и оставалась теорией, пока в 2001 году индийское правительство не принялось за ее осуществление – с целью открыть путь между Манарским и Бенгальским заливами.
Но не тут-то было! Канал до сих пор не прорыт. Эту уникальную цепочку отмелей не позволили разрушить индийский народ и силы природы.
Индусы очень трепетно относятся к своим святыням. Мост Рамы со времен “Рамаяны” считается искусственно построенным священным объектом и доказательством древних сказаний.
Для его защиты были приглашены геологи, которые определили, что возраст пород, из которых сложен этот объект, соответствует времени, описываемому в “Рамаяне”. К тому же, была обнаружена странная аномалия. Выяснилось, что этот Мост представляет собой цепочку огромных камней правильной формы, упорядоченно лежащих не на твердом грунте, а на песке толщиной 3-5 метров. Также, геологи установили, что в этом месте не происходило никакого поднятия земной коры. Эти факты говорят в пользу версии об искусственной природе объекта.
Кроме того, эта цепочка отмелей в 2004 году смягчила разрушительную силу цунами. Если бы не она, жертв могло быть намного больше, так говорят ученые.
Несмотря на это, строительство судоходного канала все же началось. И тут вмешалась Природа – в Полкском проливе разыгрался шторм, и работы пришлось прекратить. Причем шторма в этом районе нехарактерны для этого времени года, как писали газеты.
Так что Мост Рамы остался нетронутым.
А я вот что себе думаю. Как известно, мысль материальна. Если миллионы индусов одновременно противятся разрушению этого объекта, т.к. верят, что он построен богом Рамой, то обязательно что-то должно было помешать – либо шторм, либо что-нибудь еще…
Мост Рамы или Адамов мост?
Лично мне ближе всего концепция, что Адама с Евой никто ниоткуда не изгонял, что съев плод с Древа познания, они стали жить разумом вместо интуиции, переключились на болтовню ума и рассудка, следовательно, перестали пребывать в Боге, перестали напрямую с Ним общаться. Связь с Богом выключилась – таким образом они утратили Рай, который, как мы знаем, есть внутренняя составляющая, а не внешняя.
Но это моя личная трактовка. Легенда же утверждает, что библейский рай располагался на Шри-Ланке, и Адам был изгнан из рая именно по этим отмелям, поэтому они и называются Адамовым мостом. Другая легенда ничего не говорит о том, где конкретно находился рай, но уверяет, что когда Адама оттуда изгнали, то он попал сначала на Шри-Ланку, а затем по Адамову мосту перебрался на материк.
“Рамаяна” же рассказывает в подробностях о том, что этот мост построил легендарный древнеиндийский царь Рама (воплощение бога Вишну) при помощи войска обезьян под предводительством Ханумана, царя обезьян, чтобы освободить супругу бога Рамы – Ситу, которую похитил злой демон Равана (правитель Шри Ланки).
Таким образом, у этой цепочки отмелей – два названия: Адамов мост (так его называли британцы) и Мост Рамы (так его зовут местные жители). Поскольку местные жители мне ближе, чем британцы, то для меня он – Мост Рамы.
Согласно древним картам, мост был пешеходным до конца 15 века, затем был разрушен землетрясением.
В настоящее время эти отмели местами выступают небольшими островками, местами скрыты под водой на 1,0 – 1,25 м. Получается, что из Индии до Шри Ланки можно пешком дойти! 40 км по пояс в воде, но теоретически – можно!
Вот он, Мост Рамы. Снимок из космоса. Слева – южная оконечность полуострова Индостан, справа – Шри-Ланка.
Самые большие заливы Индийского океана на карте
В акватории Индийского океана располагается много заливов
Большая часть из них небольшие, но есть крупные объекты, которые имеют важное не только географическое, но и социальное значение. Список самых известных заливов Индийского океана расположен ниже
В Индийском океане находится много заливов
Большой австралийский залив
Один из крупных водных объектов (площадь составляет 1,3 млн. км2). По площади уступает только Бенгальскому. Располагается около южного побережья Австралии. В воды заплывают айсберги из Антарктиды. Глубина составляет 5,5 км.
Температура воды невысокая, никогда не превышает отметку +21°. Особенность Большого Австралийского залива – в богатой флоре и фауне. Здесь встречаются разные обитатели: от планктонов до китов. Также в водах много акул, которые наносят серьезный вред человеку.
Бенгальский залив
Это самый крупный залив, который есть во всем мире. Его площадь составляет 2 млн. км2. Находится он в северо-восточной части Индийского океана. Его водами омываются полуострова Индостан (восток), Никобарские и Андамские (запад) острова. Глубина составляет около 4,7 км, а внутрь Индийского моря он проникает на 2,5 км.
Выход есть сразу у 4 стран:
- Шри-Ланка;
- Индия;
- Мьянма;
- Бангладеш.
Температура воды на протяжении всего года высокая, редко опускается ниже отметки +25°С. В конце осени на территории начинаются сильные цунами, которые наносят существенный вред прибрежной территории. Высота волн достигает около 15-20 м.
Аденский залив
Является частью Индийского океана и относится к Аравийскому морю. С северной стороны располагается около Аравийского полуострова, с южной и западной стороны омывает берега Африки. С восточной стороны располагается мыс Гвардафуй, который принято считать границей залива.
Аденский залив относится к Аравийскому морю
Площадь этой водной географической единицы составляет 410 тыс. км2. Глубина не превышает отметки 3 км.
Персидский залив
Располагается между Ираном и Аравийском полуостровом. Его площадь относительно небольшая – 240 тыс. км2. Глубина– около 1 км. Вода характеризуется высокими температурами. Иногда значение достигает отметки +50°С.
Но, несмотря на небольшие размеры, он имеет экономическое значение, так как на этой территории располагается много залежей нефти.
Персидский залив важен как промышленный объект по добыче морской рыбы, морепродуктов. В водах водится много ракообразных, промысловых рыб и даже жемчужные устрицы.
Оманский залив
Располагается в северо-западной части Аравийского моря. Площадь этого географического объекта составляет 180 тыс. км2. Глубина не превышает 3,7 км. Благодаря Ормузскому проливу соединяется Оманский залив с Персидским.
Во внутренние воды залива имеют выход 4 страны:
- Пакистан;
- ОАЭ;
- Иран;
- Оман.
Оманский залив находится в северо-западной части Аравийского моря
Жизнь на территории залива невозможно. Уже давно, чтоб внутренние воды мертвы, так как уровень содержания кислорода приближается к нулю. Причин такого плачевного состояния вод этого залива несколько:
- добыча полезных ископаемых;
- выброс мусора и сточных вод;
- общее мировое потепление океанских вод.
Но при этом ежегодно воды Оманского залива привлекают дайверов. Опускаясь на дно, они любуются затонувшими автомобилями и кораблями, а также рассмотреть залежи мертвых кораллов.
Воды Оманского залива привлекают дайверов
Залив Карпентария
Относительно неглубокий (40-70 м), но большой по площади залив располагается с северной стороны Австралии. С востока и запада залив Карпентария ограничен двумя полуостровами Арнем-Ленд и Кейп-Йорк.
Побережье этого залива не освоено. Это связано с влажным и жарким климатом. Берега во время дождей заливает настолько, что в сухой жаркий период они остаются заболоченными и непригодными для человека.
В начале осени над водами этого залива наблюдают природное явление «утренняя Глория» (длинное перекрученное небо). Жители Австралии наслаждаются красотой.
По сути, это грозовой фронт, который перемещается на большой высоте (2 км). Явление сопровождают резкие перепады атмосферного давления, а также сильные порывы ветра.
Важнейшие проливы и заливы Индийского океана являются уникальными географическими объектами. Но естественная красота природы этих мест утеряна из-за бездушного отношения человека. Правда, еще остались уголки, которые характеризуются дикой природой и не попали под воздействие человека.
Примечания[править]
- По́лкский проли́в // Словарь географических названий зарубежных стран / Отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 285.
- Южный Индостан, Шри-Ланка // Атлас мира / сост. и подгот. к изд. ПКО «Картография» в 1999 г. ; отв. ред. Т. Г. Новикова, Т. М. Воробьёва. — 3-е изд., стер., отпеч. в 2002 г. с диапоз. 1999 г. — М. : Роскартография, 2002. — С. 163. — ISBN 5-85120-055-3.
- Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Chisholm, Hugh, ed. (1911), Palk Straits, Encyclopædia Britannica, vol. 20 (11th ed.), Cambridge University Press, p. 635
- Adam’s bridge. (статья из Encyclopædia Britannica Online.)
- India Train, 150 Aboard, Swept Away By Big Wave : . — 1964. — 26 декабря. — Дата обращения: 11.11.2019.
- 1,800 Asians Feared Dead After Cyclone and Tidal Wave : . — 1964. — 28 декабря. — Дата обращения: 11.11.2019.
- Ships, Planes Search for Survivors : . — 1964. — 28 декабря. — Дата обращения: 11.11.2019.
- Sri Lanka, India to relaunch ferry service after three decades : . — Дата обращения: 11.11.2019.
- PM Narendra Modi Flags off Train Service at Talaimannar in Sri Lanka : . — Дата обращения: 20.10.2019.
- Hanuman bridge is myth: Experts : . — Дата обращения: 11.11.2019.
- The Tunnel from India to Sri Lanka (недоступная ссылка) : . — Дата обращения: 11.11.2019.
История
С 1914 года ходили регулярные поезда из Мадраса / Ченнаи в Дханушкоди, паром в Талайманнар на острове Маннар, а затем поезд до Коломбо. В 1964 г. циклон разрушили Дханушкоди и железную дорогу и нанесли серьезный ущерб берегам Полкского пролива и Полк-Бей. Дханушкоди не был восстановлен, а железная дорога от Талайманнара до Махавилаччии на Шри-Ланке была заброшена из-за гражданской войны (позже она была полностью восстановлена). Между небольшими причалами в Рамешвараме и Талайманнаре ходил паром, но до настоящего времени он не работал.
Предлагаемый канал
Мелководье и рифы пролива затрудняют проход больших судов, хотя рыбацкие лодки и небольшие суда, перевозящие прибрежную торговлю, ходили по проливу на протяжении веков. Большие корабли должны путешествовать по Шри-Ланке. Строительство судоходного канала через пролив было впервые предложено британскому правительству Индии в 1860 году, и ряд комиссий изучали это предложение до настоящего времени. Самое последнее исследование Проект судоходного канала Сетхусамудрам, как его теперь называют, был Оценка воздействия на окружающую среду и технико-экономическое обоснование по заказу правительства Тамил Наду в 2004 году.
Однако план встретил противодействие со стороны различных религиозных кругов. В Индийская эпическая поэма Рамаяна, написанные тысячи лет назад в санскрит и важный Индуистский текст, рассказывает, как Рама, с помощью армии Ванарас построили мост из камней через море, чтобы Ланка спасти жену Сита от Асура король Равана. В Рам Кармабхуми движение, поощряемое НАСА спутниковая фотография Сету Рамы, был сформирован, чтобы предотвратить строительство судоходного канала.
Было предложено строительство подводного железнодорожного туннеля, соединяющего Индию и Шри-Ланку, который будет проходить ниже Полкского пролива.
Проливы Индийского океана
Проливом называют пространство воды между двумя участками суши, соединяющее смежные водные бассейны. Проливы классифицируют по континентам, бассейну океана и по международно-правовому статусу. В Индийском океане 9 значительных по длине и ширине проливов. Входящий в бассейн океана Мозамбикский пролив является самым протяженным в мире.
Мозамбикский пролив
Длина самого протяженного пролива на планете 1760 км. Он разделяет Африку и остров Мадагаскар. Минимальная ширина – 422 км. Глубина изменчивая из-за сложной геометрии дна – 117-3292 м. В проливе есть острова, ряд из них принадлежит Франции.
Бассов пролив
Пролегает между Австралией и островом Тасмания. Географы полагают, что 10 веков назад пролива и, соответственно, острова Тасмания не существовало, он был частью материка Австралия. Бассов пролив является границей между Индийским и Тихим океанами. Его параметры: длина – 490 км, глубина – 50 м, минимальная ширина – 213 км.
Баб-эль-Мандебский пролив
Соединяет Аденский залив Аравийского моря с Красным морем и разъединяет республику Йемен с африканским государством Джибути. Длина водоема – 109 км, ширина от 26 до 90 км, наибольшая глубина – на отметке 220 м. Пролив разделен на два прохода, Большой и Малый, островом Перим. Ближе к берегам Африки расположена группа островов под названием «Семь братьев».
Название пролива в переводе с арабского – «ворота слез». Это связано с рисками прохода по нему в древние времена, когда мощное землетрясение топило все суда в фарватере. В настоящее время пролив имеет большую ценность как важная транспортная магистраль из Европы в Азию и Австралию.
Ормузский пролив
Так называемый «нефтяной коридор» соединяет Оманский залив с Персидским, расположен между Ираном и ОАЭ. Длина водоема 195 км, ширина – от 54 до 116 км, самая глубокая точка – 229 м. Пролив известен тем, что по нему перевозят нефть, добытую арабскими странами и Ираном. Десятилетиями над Ормузским проливом висит угроза закрытия из-за вражды Ирана с Америкой.
В проливе расположены иранские острова Ларек, Ормуз, Кешм. Ормузский пролив – это не только нефтяной коридор, но и контрабандный. Из Омана в Ормуз курсируют моторные лодки с запрещенным товаром. Контрабандисты пользуются морским правилом, по которому все суда, вышедшие из порта перед закатом и прибывшие в другой порт после захода солнца, могут беспрепятственно войти в гавань.
Малаккский пролив
Разделяет Малайзию с Индонезией, выходя на севере в Андаманское море, а на юго-востоке – в Яванское. Длина акватории – 805 км, ширина в самом узком месте 40 м, максимальная глубина 113 м. Служит большой транспортной магистралью для перевозки грузов – более 50 тыс. судов в год. Печально известен пиратскими разбоями.
Суэцкий канал
Искусственно созданный пролив на территории Египта, входит в бассейн Красного моря. Является неофициальной границей между Евразией и Африкой. Длина – 160 км, ширина на уровне поверхности воды – 360 м, а у дна местами не достигает и 60 м. Глубина – до 20 м. Египетская казна пополнилась 5 млрд долларов от эксплуатации канала.
Зондский пролив
Разделяет индонезийские острова Суматра и Ява, соединяет Яванское море с Индийским океаном. Протяженность пролива – 130 км, ширина – до 24 км, наибольшая глубина – до 20 м. Такая небольшая глубина создает проблемы для крупного судоходства, поэтому, например, танкеры обходят острова стороной. В настоящее время разрабатываются проекты прокладки подводного моста между Явой и Суматрой.
В проливе расположены вулканические острова, самый известный – Кракатау, действующий вулкан. Его извержение 1883 года – наиболее мощное в современной истории.
Торресов пролив
Разделяет Австралию и остров Новая Гвинея, соединяет Арафурское море с Коралловым и Тихий океан с Индийским. Длина акватории – 74 км, ширина – 151 км, глубина – до 15 м. Это один из самых мелких и недлинных проливов Индийского океана. Он фигурирует в произведении фантаста Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Именно в Торресовом проливе субмарина «Наутилус» села на мель. Автор назвал его «опаснейшим на земном шаре проливом».
Полкский пролив
Это самый мелкий пролив в Индийском океане, его максимальная глубина всего 9 м. Наибольшая ширина – 55 м.
Есть сведения, что в прежние века на месте пролива стоял сухопутный мост, он соединял остров Шри-Ланка с южной оконечностью материковой Индии. Судоходство здесь представлено лишь рыбацкими лодками и маломерными судами.
Крупнейшие проливы Индийского океана: список названий
У каждого пролива есть особенности. В Индийском океане 9 подобных географических водных объектов. Все проливы Индийского океана перечислены ниже списком.
Баб-Эль-Мандебский пролив
Это арабское название, которое в переводе на русский обозначает «ворота слез». И не удивительно. Ведь еще с давних времен место известно. Оно считается опасным участком для плавания. На территории пролива произошло огромной силы землетрясение, которое повлекло за собой много смертей и жертв.
Баб-Эль-Мандебский пролив в переводе обозначает «ворота слез»
Располагается против между Аравийским полуостром и Африкой. Между собой этот водный объект соединяет Аденский залив и Красное море. Глубина пролива достигает 182 м, а самая большая ширина – 26 км. В центральной части Баб-Эль-Мандебского пролива располагается остров Перим.
Бассов пролив
Еще один крупный пролив, который находится между Тасманией и Австралией. Его возраст превышает 10 тыс. лет, водный объект считается одним из самых древних.
Длина Бассова пролива составляет 490 км.
Мозамбикский пролив
Между Африкой и Мадагаскаром располагается длинный пролив – Мазамбикский. Его длина составляет около 160 км. На территории пролива располагается множество островов. Многие из них необитаемые. Рельеф дна имеет вулканическую природу образования.
Воды этого канала характеризуются богатым водным миром. Здесь часто встречаются:
- ставрида;
- тунец;
- сардинелла;
- рыба-меч;
- скумбрия;
- анчоус и другие.
Мозамбикский пролив богат водным миром
В водах пролива встречается древняя рыба – латимерия. Она считалась вымершей.
Ормузский пролив
Широкий природный канал Индийского океана, который соединяет между собой Оманский и Персидский залив. Длина его составляет около 170 км, а ширина в узком участке – 39 км.
Имеет экономическое и стратегическое значение, здесь проходит наибольший грузопоток. По водам этого пространства переводится четвертая часть добытой в мире нефти и природного газа.
Торресов пролив
Новую Гвинею от Австралии отделяет еще один крупный пролив – Торресов. Между собой он соединяет два моря: Арафурское и Коралловое море. По площади это небольшой объект, на территории которого располагается множество отмелей и рифов.
Торресов пролив соединяет Арафурское и Коралловое море
Суэцкий канал
Известный пролив, который имеет искусственную природу. Соединяет между собой Средиземное и Красное море. Располагается сразу между двумя континентами – Африкой и Евразией.
Первый корабль проплыл этот путь в 1869 году. Глубина канала составляет около 160 км при глубине 20 м. Территориально Суэцкий канал принадлежит Египту. Доходы от его использования приносят более 4 млрд. долларов в год.
Зондский
Между островами Суматра и Ява располагается еще один пролив – Зондский. С восточной стороны воды этого канала мельче, чем с западной. Так как на территории пролива располагаются мелкие острова, суда здесь не ходят.
Зондский пролив располагается между островами Суматра и Ява
Малаккский
Между Суматрой и Малаккским полуостровов располагается еще один водный объект – Малаккский пролив. Он соединяет между собой Южно-Китайское и Андаманское моря. Самые неглубокие участки располагаются в южной части, но к северу глубина становится более существенной.
Ширина большая – достигает 250 км. По нему проходят крупнотоннажные суда и нефтяные танкеры, но судоходство затруднено, так как в южной части располагается множество небольших островов.
Малаккский пролив имеет ширину 250 км.
Полкский пролив
Еще один водный объект Индийского океана располагается между Шри-Ланкой и Индостаном. Ширина этого водного канала составляет около 55 км. Но его особенность в небольшой глубине – всего 9 м.
Так как глубина совсем не большая, на его территории встречаются катера и лодки местных жителей. Большие суда сюда не заходят.
Коса Данушкоди (Рамешварамская коса)
…Со стороны Индии к Мосту Рамы ведет коса Данушкоди (Рамешварамская коса). На острове находится священный индуистский город Рамешварам, а на самой косе – рыбацкая деревня Данушкоди.
Красным кружком отмечена рыбацкая деревня на косе.
Очень мы рвались на эту косу. Мы – это я и Надежда. Это та самая Надюшка из далекого города Владимир, с которой я открывала свою самую первую Индию несколько лет назад, и с которой мы потом совершили наш незабываемый заплыв по Волге на байдарке. В этот раз наши интересы опять совпали, только теперь вместо Волги – Южная Индия, вместо байдарки – керальская лодочка, местные автобусы, слон, машина, груженая рыбой, и всякое другое.
Ну а цель все та же – полное и окончательное просветление!
Читайте продолжение:
- Часть 2. Путь к Мосту Рамы – как мы тянули сети с рыбаками
Начало нашего “хожения за три моря” к мифическому Мосту Рамы, и наш неоценимый вклад в рыболовецкое дело - Часть 3. Путь к мосту Рамы (продолжение) – про морские ракушки
Мы попали на кладбище морских ракушек. Ни разу в жизни я не видела столько ракушек одновременно… - Часть 4. К Мосту Рамы через разрушенный город — последствия тайфуна
Про тайфун 1964 года на косе Данушкоди и его последствия - Часть 5. Недостижимый мост Рамы и обратная дорога в Рамешварам
Незабываемый опыт – обратная дорога в машине, забитой тамильскими рыбаками и ящиками с рыбой