СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Этимология
- 2 Навигация
- 3 Поток торговли нефтью
- 4 События
- 4.1 Танкерная война
- 4.2 Операция Богомол
- 4.3 Крушение Iran Air 655
- 4.4 Столкновение между USS Newport News и танкером Mogamigawa
- 4.5 Напряженность в 2008 году
- 4.5.1 Военно-морской спор между США и Ираном в 2008 г.
- 4.5.2 Оборонная политика Ирана
- 4.5.3 Военно-морская деятельность в 2008 г.
- 4.6 Столкновение между USS Hartford и USS New Orleans
- 4.7 Напряженность между США и Ираном в 2011–2012 гг.
- 4.8 Захват в 2015 г. MV Maersk Tigris
- 4.9 2018 угрозы закрытия пролива
- 4.10 2019 угрозы закрытия пролива
- 4.11 2019 Напряженность между США и Ираном и нападения на нефтяные танкеры
- 4.12 2020 Военная активность Ирана
- 4.13 2021 захват иранского корабля
- 4,14 2021 IRIS Харк потопление
- 5. Иранские угрозы закрытия пролива
- 6 Способность Ирана воспрепятствовать судоходству
- 7 Возможности Ирана по предотвращению доступа / блокированию зоны
- 8 Альтернативные маршруты доставки
- 9 См. Также
- 10 Ссылки
- 11 Источники
- 12 Дальнейшее чтение
Навигация
Чтобы снизить риск столкновения, суда, движущиеся через пролив, следуют схеме разделения движения (TSS): прибывающие суда используют одну полосу движения, отходящие — другую, причем каждая полоса шириной две мили. Переулки разделены «серединой» шириной две мили.
Чтобы пересечь пролив, суда проходят через территориальные воды Ирана и Омана в соответствии с положениями о транзитном проходе Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву . Хотя не все страны ратифицировали конвенцию, большинство стран, включая США, принимают эти обычные правила судоходства в том виде, в каком они кодифицированы в Конвенции.
В апреле 1959 года Иран изменил правовой статус пролива, расширив его территориальное море до 12 морских миль (22 км) и заявив, что он будет признавать только транзит мирным проходом через недавно расширенную территорию. В июле 1972 года Оман также своим указом расширил свое территориальное море до 12 морских миль (22 км). Таким образом, к середине 1972 года Ормузский пролив был полностью «закрыт» объединенными территориальными водами Ирана и Омана. В течение 1970-х годов ни Иран, ни Оман не пытались воспрепятствовать проходу военных кораблей через пролив, но в 1980-х годах обе страны выдвигали претензии, отличные от обычного (старого) права. После ратификации ЮНКЛОС в августе 1989 года Оман представил декларации, подтверждающие его королевский указ 1981 года, согласно которому разрешен только мирный проход через его территориальные воды. В заявлениях далее утверждалось, что для прохождения иностранных военных кораблей через территориальные воды Омана требуется предварительное разрешение. После подписания конвенции в декабре 1982 года Иран сделал заявление, в котором говорилось, что «только государства — участники Конвенции по морскому праву имеют право пользоваться предусмотренными в ней договорными правами», включая «право транзитного прохода через проливы, используемые для международных перевозок. навигация ». В мае 1993 года Иран принял всеобъемлющий закон о морских районах, некоторые положения которого противоречат положениям ЮНКЛОС, включая требование о том, чтобы военные корабли, подводные лодки и корабли с ядерными двигателями получали разрешение до осуществления мирного прохода через территориальные воды Ирана. Соединенные Штаты не признают никаких претензий Омана и Ирана и оспаривают каждое из них.
В Омане есть радиолокационный индикатор качества связи (LQI) для мониторинга TSS в Ормузском проливе. Это место находится на небольшом острове на вершине провинции Мусандам .
Способность Ирана воспрепятствовать судоходству
Военные Ирана
Millennium Challenge 2002 — это крупное военное учение, проведенное вооруженными силами Соединенных Штатов в 2002 году. Согласно статье 2012 года в The Christian Science Monitor, оно имитировало попытку Ирана закрыть пролив. Предположения и результаты были противоречивыми. В статье говорится, что стратегия Ирана превосходит материально превосходящие вооруженные силы США.
В статье 2008 года в журнале « Международная безопасность» утверждалось, что Иран может перекрыть или затруднить движение в проливе на месяц, и попытка США вновь открыть его может привести к эскалации конфликта. Однако в более позднем выпуске журнал опубликовал ответ, в котором подвергались сомнению некоторые ключевые предположения и предлагал гораздо более короткие сроки для повторного открытия.
В декабре 2011 года ВМС Исламской Республики Иран начали десятидневные учения в международных водах вдоль пролива. Иранский контр-адмирал Хабиболла Сайяри заявил, что пролив не будет закрыт во время учений; Иранские силы легко могли бы это сделать, но такое решение должно быть принято на политическом уровне.
Капитан Джон Кирби, пресс-секретарь Пентагона, был процитирован в статье Reuters в декабре 2011 года: «Усилия по увеличению напряженности в этой части мира бесполезны и контрпродуктивны. Со своей стороны, мы уверены, что у нас в этом регионе достаточно возможностей. чтобы выполнить наши обязательства перед нашими друзьями и партнерами, а также перед международным сообществом «. В той же статье Сюзанна Мэлони, эксперт по Ирану из Института Брукингса, сказала: «Ожидается, что американские военные смогут относительно быстро отреагировать на любую иранскую угрозу».
Генерал Мартин Демпси, председатель Объединенного комитета начальников штабов, заявил в январе 2012 года, что Иран «вложил средства в средства, которые фактически могли бы на какое-то время заблокировать Ормузский пролив». Он также заявил: «Мы вложили средства в возможности, чтобы гарантировать, что, если это произойдет, мы сможем это победить».
В мае 2012 года в известной статье был сделан вывод о том, что как ЮНКЛОС, так и Конвенция об открытом море 1958 года будут нарушены, если Иран выполнит свою угрозу и заблокирует проход через пролив для таких судов, как нефтяные танкеры, и что акт перехода несет никакого отношения к введению экономических санкций не имеет. Прибрежное государство ограничено в своих полномочиях по предотвращению прохода: 1) в случае угрозы или фактического применения силы против его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости; или 2) судно каким-либо иным образом нарушает принципы международного права, такие как закрепленные в Уставе Организации Объединенных Наций.
Страны, граничащие с Ормузским проливом
Страны, граничащие с Ормузским проливом, — это Иран, Омани Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).
Северное побережье пролива окружено Ираном. С другой стороны, Мусандам лежит на южном берегу пролива. Мусандам является эксклавом Оман. Эксклав – это фактически территория, принадлежащая одному государству или стране, но географически отделенная от нее. Эксклав находится независимо от своей материнской территории и окружен территориальными водами или землей одного или нескольких других государств или наций. Южное побережье пролива также граничит с Объединенными Арабскими Эмиратами.
География и геология
Пролив имеет длину 195 километров, а самое узкое место пролива шириной около 54 километров. Глубина достигает 229 метров. Пролив разделен на два транспортных канала шириной около 2,5 километра каждый, разделённые друг от друга 5-километровой буферной зоной. На настоящий момент пролив является единственным морским путём, позволяющим экспортировать газ и нефть, добываемые в странах Персидского залива, в третьи страны — в частности, в Японию, США и страны Западной Европы.
Возникновение Персидского залива и Ормузского пролива — результат смещения земной коры в очень далеком прошлом. Около 500 миллионов лет назад (докембрийский период) твердый слой земли представлял собой единую сушу. Благодаря движению земной коры и проникновению вод в образовавшиеся при этом разломы постепенно появились материки и океаны. Около 45 миллионов лет назад, в начале третьего геологического периода, возник Оманский залив, а приблизительно 35 миллионов лет назад, в середине третьего геологического периода, разлом Оманского залива стал шире, и его продолжение соединило Персидский залив с Оманским.
Ормузский пролив имеет форму полумесяца и располагается выпуклым краем в сторону внутренней части Иранского нагорья, в результате чего большая часть протяженности его берега находится в Иране. Форма этого пролива показывает, как вода вдается в сушу и образует бухту в «горловине» Персидского залива. Южный берег Ормузского пролива, располагающийся в воде в форме выступа суши Аравийского полуострова, образует полуостров Мусандам, северная часть которого известна под одноимённым названием и принадлежит Оману.
Ширина этого пролива составляет почти сто морских миль, однако самое короткое расстояние между Ираном и Оманом равняется 21 миле и соединяет иранский остров Ларак (на севере) с оманским островом Большой Кувайн. Договор о границе между Ираном и Оманом был подписан 20 июля 1974 года и вступил в силу с 28 мая 1975 года. На основании данного договора длина линии границы, установленной с севера Оманского залива до северо-востока Персидского залива, составляет 124,8 миль
Эта пограничная линия в действительности представляет собой линию, делящую Ормузский пролив на две равные части, которая определена, принимая во внимание исходную линию берегов двух стран на севере и юге Ормузского пролива, и её расстояние по отношению к упомянутым берегам является одинаковым. Единственное исключение относится к области протяжённостью пятнадцать миль между иранским островом Ларак и оманским островом Большой Кувайн (Кувайн-Кябир), где 12 миль территориальных вод двух стран пересекаются друг с другом
В данном проливе располагается область Кешм, состоящая из четырёх островов — Кешм, Ормуз, Ларак и Хенгам, которая вместе с островами Большой Томб и Абу-Муса образует оборонительную линию Ирана
С точки зрения своей политической важности Ормузский пролив постоянно привлекает внимание, и даже его острова годами находились под оккупацией колониальных сил. Этот пролив — один из жизненно важных мировых водных путей нашего времени, и обеспечение огромной части потребностей разных стран в нефти, а также осуществление морских перевозок региона осуществляется через него
С военной точки зрения связь стран Персидского залива с Оманским заливом и Индийским океаном также стала причиной того, что эта область привлекает внимание как стратегический регион проведения операций. Согласно договору 1974 года между Ираном и Оманом, обе страны сообща несут ответственность за защиту этого узкого пролива и контроль за движением судов.
Примечания и ссылки
- Словарь топонимов , Луи Деруа и Марианна Малон , Ле Роберт , 1994, ( ISBN 285036195X ) .
- Андре Вигари , Море и геостратегия народов , ( ISBN 2-7178-2986-5 ) , стр. 225
- Жак Нугье, » Ормузский пролив «, Jeune Marine , n ° 249 июль-сентябрь 2019 г., стр. 27-29 ( ISSN )
- Geoffron P & Meritet S (2014) Геоэкономика, (5), 85-99.
- CIJ, Reports 2003, стр. 207-208, §§ 98-99
- (en-GB) » Нефтяные танкеры» саботировали «из-за напряженности » , BBC News ,13 мая 2019.
- ↑ и Дюмортье, Б. (2007). Экономическое развитие и обход закона: свободные зоны арабского побережья Персидского залива. В Анналах географии (№ 6, стр. 628–644). Арман Колин.
Определение пролива
Пролив — это узкий водный путь, который соединяет два больших водоема и формируется естественным путем. Как правило, прямые зажаты двумя сухопутными массами. Как упоминалось ранее, Ормузский пролив соединяет Персидский залив и Оманский залив и расположен между Ираном, Объединенными Арабскими Эмиратами и Мусандамом.
В то время как некоторые проливы судоходны, некоторые из них неспособны поддерживать водные путешествия из-за недостаточной глубины или препятствующих рифов архипелагов. Иногда слово «пролив» используется взаимозаменяемо с такими терминами, как «канал», «проход» и «проход».
Несколько каналов созданы человеком для соединения двух больших водоемов, таких как Суэцкий канал. Несмотря на удовлетворение условий пролива, канал отличается от пролива. Реки также могут образовывать проход, соединяющий два водоема. Такие реки также отличаются от проливов. Слово «пролив», как правило, зарезервировано для более крупных и обширных особенностей водного мира. Однако есть некоторые исключения, когда каналы называются проливами, такими как канал Пирса.
Географическое значение и история Ормузского пролива
В 2011 году около 17 миллионов баррелей нефти, или почти 20% мировой торговли нефтью, транспортировалось судами через пролив Ормуз ежедневно, что дает более шести миллиардов баррелей нефти в год. В течение этого года через пролив ежедневно проходило в среднем 14 судов с сырой нефтью, доставляющих нефть в такие пункты назначения, как Япония, Индия, Китай и Южная Корея (Управление энергетической информации США).
Ормузский пролив очень узкий – всего 21 миля (33 км) в самом узком месте и 60 миль (95 км) в самом широком. Однако ширина судоходных путей намного меньше (около двух миль (трех км) в каждом направлении), потому что вода не достаточно глубокая для нефтяных танкеров по всей ширине пролива.
Ормузский пролив на протяжении многих лет был стратегическим географическим узким местом, и поэтому он часто был местом конфликтов, и соседние страны неоднократно угрожали закрыть его. Например, в 1980-х годах во время ирано-иракской войны Иран угрожал закрыть пролив после того, как Ирак нарушил судоходство в проливе. Кроме того, в проливе в апреле 1988 года произошло сражение между ВМС США и Ираном после того, как США напали на Иран во время ирано-иракской войны.
В 1990-х годах споры между Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами по поводу контроля над несколькими небольшими островами в Ормузском проливе привели к дальнейшим уговорам с целью закрытия пролива. Однако к 1992 году Иран взял под свой контроль острова, но напряженность в регионе сохранялась на протяжении 1990-х годов.
В декабре 2007 года и в 2008 году произошла серия военно-морских событий. между США и Ираном проходил в Ормузском проливе. В июне 2008 года Иран заявил, что, если он подвергнется нападению со стороны США, пролив будет перекрыт, чтобы нанести ущерб мировым нефтяным рынкам. В ответ США заявили, что любое закрытие пролива будет рассматриваться как акт войны
Это еще больше усилило напряженность и показало важность Ормузского пролива в мировом масштабе.
История
Ирано-иракская война
Пролив был ареной многих столкновений во время ирано-иракской войны . Американские интересы на этом главном «нефтяном маршруте» обеспечивает Пятый американский флот, базирующийся в Бахрейне .
В 18 апреля 1988 г.В рамках операции по разминированию американский фрегат USS Samuel B. Roberts был серьезно поврежден иранской миной. Соединенные Штаты, которые в то время имели очень плохие отношения с Ираном и поддерживали Ирак, начали ответную операцию под кодовым названием Praying Mantis (богомол). Несколько военно-морских подразделений при поддержке авианосной авиации авианосца USS Enterprise атакуют и уничтожают иранские нефтяные платформы Sassan и Sirri, которые, по данным правительства США, использовались в качестве баз для иранских быстроходных катеров. Завязалось морское сражение, в котором иранцы потеряли сторожевой катер, быстроходный катер, а также фрегат « Саханд» . Восемьдесят семь иранских солдат были убиты и более трехсот ранены. Это столкновение — крупнейшее морское сражение Соединенных Штатов со времен Второй мировой войны.
Иран подал апелляцию в Международный Суд против Соединенных Штатов с требованием уничтожить две его платформы. По его мнению6 ноября 2003 г., Суд счел, что, учитывая обстоятельства, это разрушение не могло быть оправдано во имя самообороны, поскольку оно не отвечало критериям необходимости и соразмерности самообороны в международном праве. Однако она отклонила требование Ирана о компенсации.
Самолет Airbus авиакомпании Iran Air сбит3 июля 1988 г.над Ормузским проливом по ракетному обстрелу американского крейсера USS Vincennes . Катастрофа, в результате которой погибли 290 гражданских лиц, в том числе 66 детей, предположительно произошла из-за недопонимания со стороны американских военных, которые считали, что имеют дело с иранским военным самолетом.
Военно-морской кризис между США и Ираном 2008 г.
Военный корабль США Портер (DDG-78) .
В 6 января 2008 г.Правительство США сообщает, что трем военным кораблям США, патрулирующим Ормузский пролив, угрожают катера, оккупированные иранскими « Пасдараном» (Стражи исламской революции), действующими скоординированно. Звезды ушли после обычного вызова. Он осуждает «провокационные» маневры, заказанные иранским правительством.
В 29 июня 2008 г.Командир исламской революции гвардейского корпуса , Мохаммад Али Джафари заявил , что если Иран подвергся нападению со стороны Израиля или Соединенных Штатов, он бы закрыть Ормузский пролив. Вице-адмирал, командующий Пятым американским флотом, присутствовавший в регионе, отреагировал, указав, что такая мера будет считаться актом войны.
Кризис Ормузского пролива
В 27 декабря 2011 г.В контексте усиления санкций, принятых многими странами против Ирана из-за его неоднозначной ядерной программы , первый вице-президент Ирана Мохаммад Реза Рахими объявил, что его страна закроет Ормузский пролив в случае санкций, направленных на экспорт иранской нефти.
Инцидент в Оманском заливе (май 2019 г.)
Инцидент в Оманском заливе 12 мая у порта Фуджейра ( Объединенные Арабские Эмираты ) соответствует саботажу 4 судов (включая нефтяные танкеры ), плавающих в Оманском заливе .
Примечания[править]
- Орму́зский проли́в // Словарь географических названий зарубежных стран / Отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 268.
- Инструкция по передаче на картах географических названий арабских стран. — М.: «Наука», 1966. — С. 26.
- Инструкция по русской передаче географических названий Ирана. — М.: Наука, 1979. — С. 49.
- Картографическая организация Ирана. Карта административно-территориальных единиц Ирана. Тегеран: Картографическая организация Ирана, Организация по управлению и планированию Ирана, 2004.
- Йон М. Ван Дайк. Транзитный проход через международные проливы // Московский журнал международного права : научно-практический журнал. — М.: МГИМО МИД России, 2012. — № 1. — С. 160–183. — ISSN 0869-0049. — doi:10.24833/0869-0049-2012-1-160-183.
- ↑ The Strait of Hormuz is the world’s most important oil transit chokepoint : // U.S. Energy Information Administration. — 2012. — 4 January. — Дата обращения: 11.09.2018.
- Viktor Katona. How Iran Plans To Bypass The World’s Main Oil Chokepoint : // Oilprice.com. — Дата обращения: 11.09.2018.
- 2 oil tankers were damaged in possible attacks in the Gulf of Oman : // Vox.com. — 2019. — 13 June. — Дата обращения: 26.11.2019.
- Municipality of Minab : // minabcity.ir. — Дата обращения: 31.05.2020.
- ↑ Хафезния, Мохаммад Реза. Персидский залив и стратегическая роль Ормузского пролива . — Тегеран: Самт, 1992. — С. 161, 165.
- Мостуфи Ахмад. Персидский залив и обстоятельства его возникновения. Семинар, посвященный Персидскому заливу т. 1 . — Тегеран: Главное управление радио, 1962. — С. 4.
- ↑ Моджтахедзаде Пируз. Страны и границы в геополитическом регионе Персидского залива. 1-е издание / перевод и редакция: Хамид Реза Малекмохаммади Нури. — Тегеран: Министерство иностранных дел (Институт политических и международных исследований), 1994. — С. 81.
- Джафари Аббас. География Ирана. Том 3. Географическая энциклопедия Ирана . — 1-е издание. — Тегеран: Географическое и картографическое издательство «Гиташенаси», 2000. — С. 308, 926.
- Моджтахедзаде Пируз. Политическая география Ормузского пролива. Перевод: Мохсен Сагира, 1-е издание . — Исфахан: Сагир, 1992. — С. 11.
- Эззати, Эззатолла. Военная география Ирана. Тегеран: Амир Кабир, 1989, стр. 144.
- Бахтияри Маджид. Подробный справочник по Ирану, провинция Хормозган. Т. 22, 1-е издание . — Тегеран: Географическое и картографическое издательство «Гиташенаси», 2001. — С. 23—24.
- World Oil Transit Chokepoints : . — U.S. Energy Information Administration, 2017. — 25 июля. — Дата обращения: 13.06.2019.
- Alejandra Roman & Administration. Strait of Hormuz : . — The Encyclopedia of Earth. — Дата обращения: 02.06.2015.
- Chronological lists of ratifications of, accessions and successions to the Convention and the related Agreements as at 26 October 2007 : // Division for Ocean Affairs and the Law of the Sea. — UN. — Дата обращения: 26.11.2019.
- U.S. President Ronald Reagan. Presidential Proclamation 5030. — United States Department of State, 1983. — 10 March.
- ↑ Groves, Steven. Accession to the U.N. Convention on the Law of the Sea Is Unnecessary to Secure U.S. Navigational Rights and Freedoms : // The Heritage Foundation. — 2011. — 24 августа. — Дата обращения: 09.04.2017.
- Война в Сирии валит азиатские рынки — Главные новости — Финмаркет // www.finmarket.ru. — Дата обращения: 11.12.2018.
- The Strait of Hormuz is the world’s most important oil transit chokepoint : // www.eia.gov. — 2012. — 4 January. — Дата обращения: 11.12.2018.
- Persian Gulf Oil & Gas Exports Fact Sheet (недоступная ссылка) : // www.marcon.com. — Дата обращения: 11.12.2018. — 2006
- Persian Gulf Oil & Gas Exports Fact Sheet (недоступная ссылка) : // web.macam.ac.il. — 1999. — 11 September. — Дата обращения: 11.12.2018.
- «The New York Times»: США готовят санкции, а Иран грозит заблокировать поставки нефти // www.inosmi.ru. — Дата обращения: 11.12.2018.
- США не допустят перекрытия Ираном Ормузского пролива : .
- Голос Америки: Иран грозит заблокировать нефтяные поставки (недоступная ссылка) : // www.voanews.com. — Дата обращения: 11.12.2018.
- США не допустят перекрытия Ираном Ормузского пролива : // www.bbc.co.uk. — Дата обращения: 11.12.2018.
- (недоступная ссылка) : // podrobnosti.ua. — Дата обращения: 11.12.2018.
- Иранский парламент поддержал законопроект о перекрытии Ормузского пролива : // newsru.com. — Дата обращения: 11.12.2018.
История Ормузского пролива
История пролива началась еще до нашей эры. На его берегах жили племена эламитов – древнего государства Элама, чье существование датируется пятью тысячами лет назад. Располагался он на месте современного Ирана на северных берегах пролива. Из-за выгодного положения земли близ воды постоянно были местом захватнических битв.
К началу 13 в. стал важным торговым проходом, позволяющим судам провозить товары между Западом и Азией (в частности Индией и Китаем). А уже в середине того же столетия земли, омываемые Ормузским проливом, вошли в состав Монгольской империи.
В 14 в. стал основным источником дохода для небольшого государства Ормуз, славившегося торговлей. В настоящее время это портовый город в Иране. Но уже в начале 16 в. земли отошли португальцам, сделавшим Ормуз своей колонией. Они и дали название проливу, использовав названия захваченного государства. Также португальцы возвели Ормузскую крепость, понимая ценность пролива и желание других владеть выгодными территориями. Но сдержать напор на долгое время не получилось, и в 1622 г. власть перешла к Персии.
Ближе к современности, к началу 20 в. ситуация вокруг пролива успокоилась, но затишье оказалось скоротечным. Когда в Персидском заливе обнаружили крупные месторождения нефти, страсти вокруг выгодного водного пролива вновь вспыхнули.
Так как часть принадлежит Ирану, постоянно попадающему под санкции из-за своей жестокой политики и несоблюдению прав человека, вокруг выгодных вод возникают постоянные конфликты. К примеру, правительство Ирана угрожает его перекрыть, что сильно повлияет на международное сообщество, ведь ресурсы из Персидского залива составляет большую часть мирового рынка углеводородов.