Южная рыба осеннее созвездие

Ярчайшие объекты неба

Сириус в мифах

Сириус, как самая яркая звезда неба, которая издавна привлекала внимание людей, часто упоминается во всех областях человеческой деятельности.
В мифах маори почиталось священное существо, которое живёт на небе и на самом высшем небе — десятом небе. Называлось оно Рехуа

Рехуа ассоциировался с некоторыми звёздами, причём у каждого народа была разная звезда, которая связывалась с этим мифическим существом. Для народа Тухое, на Северном острове Новой Зеландии это был Антарес, однако у многих народов этой звездой считался Сириус, ярчайшая и мудрейшая звезда неба. Поскольку Рехуа живёт на самом высоком небе, ему не грозила смерть, Рехуа мог оживить мёртвых и излечить любую болезнь. Многие маори верили, что видя Сириус, они видели Рехуа — мудрейшее из существ, которое только существует во Вселенной. В Коране также имеется упоминание звезды Сириус в аяте 53:49.

Звездой для землян. Это самая яркая звезда ночного неба, ее видно почти из любой точки Земли. Кроме того это одна из ближайших к солнечной системе звезд — находится всего в 8,6 световых годах от Солнца. Входит в созвездие .

Сириус — это двойная звезда. Его напарник-компаньон, открытый в 1862 году, является белым карликом и не виден невооруженным глазом. В астрономии принято называть их Сириус А (видимая звезда, с массой примерно в два раза больший массы Солнца) и Сириус Б (достаточно массивный, но тусклый белый карлик).

Благодаря своей яркости Сириус известен с древнейших времен и связан с многими культами и верованиями. У шумеров его называли Стрела и считали посланником бога Нинурты.

Начало египетской (а значит во многом и всемирной) астрономии положили наблюдения за этой звездой, по которой Египтяне определяли время разлива Нила.

Год в древнем Египте исчислялся по Сириусу. Богиня Исида плачет по убитому мужу Осирису — богу земледелия и слезы богини переполняют Нил вызывая его разлив и наводнение. В другом варианте это была не Исида, а богиня Соптет — богиня звезды Сириус. Кстати, кажущееся родственным созвучие Осирис и Сириус является совпадением. Слово «сириус» в переводе с греческого означает «яркий», «блестящий».

В греческой мифологии Сириус считался псом . Возможно он вместе с Орионом бежит по следу , а может быть просто преследует на охоте Зайца.

Латинское название звезды — Каникула, что означает «маленькая собачка». И, поскольку, время наибольшей видимости звезды приходится на пик летнего зноя, то эти дни назывались дни Каникулы — время когда ничего невозможно делать из-за жары. Отсюда и произошло это название — каникулы.

У коренного народа Новой Зеландии маори Сириус почитался как божество, которое живет на самом высшем десятом небе по имени Рехуа.

Одна из современных неразгаданных тайн связана с племенем догонов и их поклонением Сириусу. Как уже было сказано, компонент Сириус Б был открыт только во второй половине XIX века — так вот маленькому племени догонов, которое до сих пор живет на первобытном уровне, Сириус Б был известен с незапамятных времен. Более того, весь их календарь был построен на 50-летнем периоде обращения Сириуса Б вокруг Сириуса А. Естественно невооруженным глазом разглядеть второй компонент невозможно, а каких-то, даже примитивных, оптических приборов у догонов не обнаружено.

Характеристики

Акрукс на самом деле представляет собой тройную систему, расположенную примерно в 320 световых годах от Земли . Только два его компонента являются отделимыми, α 1 и α 2 , отделенные друг от друга на 4 угловых секунды . Эти два компонента требуют разделения качественного инструмента и хороших условий наблюдения. α 1 имеет величину 1,33, а α 2 — 1,73. По отдельности они занимают 22- е и 31- е  места в списке самых ярких звезд, видимых с Земли. Обе звезды относятся к спектральному классу B, близкому к классу O. Таким образом, это голубые и горячие звезды с температурой поверхности 28 000 и 26 000 градусов Кельвина соответственно . Их светимость в 25 000–16 000 раз больше, чем у Солнца . Более яркий из двух классифицируется как субгигант в конце фазы синтеза водорода. Другая — обычная звезда из главной последовательности . Эти две звезды вращаются вокруг друг друга довольно медленно, поэтому их относительное смещение очень мало. Из их минимального расстояния в 430 астрономических единиц (что соответствует расстоянию между двумя объектами, разделенными 4 угловыми секундами и наблюдаемыми в течение 320 световых лет), мы делаем вывод, что период системы составляет не менее 1500 лет, но, возможно, будет намного больше, если фактическое расстояние между двумя звездами намного больше, чем предполагает их угловое разделение (если обе звезды выровнены с Землей).

α 1 представляет собой спектрально-двойную систему с двумя компонентами, масса которых оценивается в 14 и 10 раз больше массы Солнца, которые вращаются друг вокруг друга за 76 дней и разделены примерно одной астрономической единицей. Массы α 2 (13 масс Солнца ) и более массивный компонент α 1 предполагают, что обе звезды закончат свою жизнь как сверхновые , а оставшаяся звезда, возможно, закончит свою жизнь как белый карлик, если переживет оба взрыва.

Другая звезда спектрального класса B, HR 4729 (или HD 108250), расположена в 90 угловых секундах от Акрукса и демонстрирует такое же собственное движение . Следовательно, это могла быть звезда, гравитационно связанная с предыдущей двойной системой, но это кажется маловероятным, потому что ее яркость тогда была бы аномально низкой для звезды этого типа (ее видимая величина близка к 5). Следовательно, это, вероятно, двойная оптика , расположенная примерно в два раза дальше от Земли, чем Акрукс. Его легко отделить от Acrux с помощью простого бинокля.

Акрукс — самая яркая звезда в созвездии Южного Креста (в правом нижнем углу изображения, расположена рядом с темной областью, называемой Мешком с углем ( Угольный мешок ). Размер изображения: около 12 × 15 градусов.

Магелланов поток порождает звёзды в Млечном пути

Молодые звёзды на краю нашей Галактики, скорее всего, образованы из вещества, которое сопутствует Магеллановым облакам – двум карликовым галактикам, спутникам Млечного пути

Окраина Галактики – место расположения самых старых её звёзд. Но неожиданно в этом обществе звёздных пенсионеров на расстоянии 28,7 килопарсек от нас астрономы обнаружили небольшое скопление молодых звёзд возрастом около 117 миллионов лет, которые к тому же отличаются по химическому составу от своих соседей. У них существенно меньше металличность (содержание элементов тяжелее водорода и гелия). Это говорит об их внегалактическом происхождении. Но как же они оказались в нашей Галактике?

Положение открытого скопления. Изображение Магелланова потока в радиодиапазоне наложено на изображение Млечного пути в видимом свете (голубая полоса, коричневые сгустки – межзвездные пылевые облака). БМО и ММО – Большое и Малое Магеллановы облака. (David L. Nidever, et al., NRAO/AUI/NSF and Mellinger, LAB Survey)

Скопление Price-Whelan 1 (его звёзды выделены синим цветом).

У Млечного пути имеются карликовые галактики-спутники – Большое и Малое Магеллановы облака, расположенные на расстоянии около 160 тысяч световых лет. Они «плавают» в гигантской полосе облаков нейтрального водорода, протянувшейся к южному полюсу нашей Галактики и получившей название «Магелланов поток». Происхождение потока пока неясно. Это либо вещество, оставшееся после образования Магеллановых облаков, либо выброшенное из них при взаимодействии с Млечным путём. Расположен Магелланов поток на орбите, по которой Магеллановы облака обращаются вокруг нашей Галактики. Через 4 миллиарда лет Магеллановы облака столкнутся с Млечным путём и будут поглощены им.

Открытое скопление расположено вблизи Магелланова потока, металличность которого так же низка по сравнению с газом и звёздами на окраине Млечного пути. Поэтому исследователи предположили, что газ из Магелланова потока, прошёл через диск Млечного пути (их относительная скорость порядка сотен километров в секунду). Возникшие при этом силы сопротивления вместе с гравитационными приливными силами сжали газ, приведя к образованию звезд. Со временем новорождённые звезды присоединились к Млечному Пути.

Первооткрыватель скопления, имя которого оно носит, Адриан Прайс-Уилан (Price-Whelan) и его коллеги представили результаты своей работы 8 января на собрании Американского астрономического общества в Гонолулу. Они так же опубликованы в двух статьях в журнале The Astrophysical Journal .

Стоит отметить, что обнаружение скопления, то есть группы связанных в единое целое звёзд, на фоне множества других звёзд представляет собой сложную задачу, решение которой потребовало трудоёмких вычислений. Для работы использовались данные космической обсерватории Gaia, которая измерила расстояния и движения 1,7 миллиардов звезд.

Открытые звёзды позволили более точно измерить расстояние до Магелланова потока. До этого момента астрономы не знали достоверно, как далек Магелланов поток от пересечения Млечного пути. Дело в том, что определение расстояний до облаков газа сложно и неточно, в отличие от звёзд, измерение расстояний до которых – отработанная процедура. Используя полученные данные, исследователи установили, что край Магелланова потока находится на расстоянии 90 000 световых лет от Млечного пути. Это примерно вдвое меньше предыдущих оценок. А ведь если Магелланов поток ближе, то он будет поглощён нашей Галактикой раньше, чем предсказывает текущая модель. Со временем этот газ превратится в новые звезды на диске Млечного Пути.

Измеренные положения и движения звезд скопления позволят астрономам понять детали эволюции Млечного Пути и Магеллановых облаков, в частности, ответить на вопрос, сталкивались ли Магеллановы Облака с нашей Галактикой в прошлом. По информации фонда Саймонса

Краткое описание зимнего неба

В середине зимы вечером, после наступления темноты те созвездия, которые принято называть зимними, располагаются на юго-востоке. Живя в большом городе, изучать их очень трудно из-за яркого уличного освещения. Вместо звездных фигур вы, скорее всего, увидите только самые яркие звезды. На зимнем небе таких звезд примерно полтора десятка.

Зимний шестиугольник или Зимний круг

Итак, зима, вечер. Направление на юг — юго-восток. Шесть самых ярких звезд образуют на небе гигантскую фигуру, которая называется Зимний круг или Зимний шестиугольник. Давайте попробуем найти ее.

Гигантский зимний шестиугольник объединяет шесть ярчайших звезд зимнего неба. Рисунок: Stellarium

Прежде всего обратите внимание на яркую звезду высоко над головой. Это Капелла, альфа созвездия Возничего

Она образует вершину Зимнего шестиугольника. Правее и ниже Капеллы вы найдете Альдебаран, красноватую звезду, возглавляющую созвездие Тельца. Непосредственно под Альдебараном находится Ригель, ярчайшая звезда созвездия Ориона. Ригель находится довольно низко над горизонтом, поэтому нередко заметно мерцает и переливается разными цветами.

Примерно так Зимний шестиугольник будет выглядеть на засвеченном фонарями небе Москвы. Рисунок: Stellarium

Левее и ниже Ригеля сияет Сириус, ярчайшая звезда ночного неба Земли. По вечерам Сириус располагается очень низко над горизонтом, поэтому очень часто в средних широтах мерцает и переливается разными цветами — гораздо сильнее, чем Ригель!

Оставшиеся две звезды Зимнего шестиугольника, Процион и Поллукс, располагаются левее и выше Сириуса.

Если постараться охватить фигуру одним взглядом, то получится что-то вроде гигантского кристалла, вытянувшегося в направлении от зенита к горизонту.

Все звезды Зимнего шестиугольника принадлежат разным созвездиям, поэтому эта фигура сама по себе не созвездие, а астеризм.

Бетельгейзе на зимнем небе

В центре Зимнего шестиугольника располагается еще одна яркая звезда. На темном загородном небе отчетливо заметен ее красноватый цвет. Это знаменитая Бетельгейзе, звезда, возглавляющая созвездие Ориона.

Свою известность Бетельгейзе получила благодаря своим чудовищным размерам — она примерно в 1000 раз больше Солнца! Бетельгейзе очень старое светило по меркам звездной эволюции. Ее смерть не за горами. Бетельгейзе должна окончить свой жизненный цикл вспышкой сверхновой. Примерно в течение полугода звезда будет сиять на нашем небе почти так же ярко, как Луна! А затем — исчезнет.

Когда произойдет это событие? Может быть, через тысячу лет, а может быть, завтра! В общем, Бетельгейзе — главный кандидат в сверхновые среди относительно близких к Солнцу звезд. (Кстати, к 2020 году ее блеск существенно потускнел. Само по себе это не сюрприз — Бетельгейзе звезда переменного блеска. Удивляет, насколько сильно поблекла звезда — до 1,5m!)

Звезды Зимнего шестиугольника и Бетельгейзе — почти все, что можно увидеть на небе, гуляя по улицам больших городов. Другое дело, если вы оказались за городом — на даче, в деревне, в степи или даже в большом парке. В этом случае на небе будет гораздо больше звезд. Невооруженным глазом можно поискать зимние созвездия.

Список ярчайших групп звезд вне одного созвездия

Использование телескопа позволяет астрономам хорошо разглядеть не одно созвездие, где насчитывается 5 самых ярких звезд. Но светила нередко располагаются вне одной группы и представляют интерес для внимательного изучения. Они бывают похожими на рассеянные скопления, неправильные геометрические фигуры. Наблюдения за известными астеризмами обогащают знания ученых о дальнем космосе.

Ярчайшие группы звезд часто расположены вне одного созвездия, что неудивительно для опытных астрономов. Например, хорошо различимое находится в Северном полушарии и «подсвечивается» другими, не менее яркими звездами. А «Цефей» соседствует с «Малой Медведицей», где рядом на ночном небосводе можно увидеть прочие светила, отличающиеся высокой интенсивностью блеска.

Плеяды

Известное звездное скопление, расположенное в созвездии Тельца и названное в честь древнегреческих нимф.

Без помощи телескопа можно рассмотреть самые яркие светила:

1. Альциона;
  2. Атлас;
  3. Электра;
  4. Майя;
  5. Меропа;
  6. Тайгета;
  7. Плейона;
  8. Целено;
  9. Астеропа.

Звездное скопление Плеяды

Между тем звезд гораздо больше. По приблизительным оценкам, насчитывается до 3000 объектов разной массы, светимости и плотности. Принято считать, что Плеяды – одни из ближайших скоплений звезд к нашей планете. Расстояние до солнечной системы не превышает 135 парсек.

Гиады

Ближайшее к Земле рассеянное скопление звезд. Расстояние до Гиад составляет 45 парсек, но многие светила удалены от центра на значительное расстояние. Например, приливные хвосты растянулись на 800 pc. Отчасти на происхождение указывает возраст – приблизительно 650 000 000 лет. То есть, возможно, что Гиады сформировались одновременно с другим скоплением – Ясли.

К группе звезд относят свыше 700 объектов, а самыми яркими являются:

1. Тета2 Тельца;
  2. Эпсилон Тельца;
  3. Гамма Тельца;
  4. Дельта Тельца;
  5. Тета1 Тельца;
  6. Каппа1 Тельца;
  7. Ипсилон Тельца;
  8. Дельта3 Тельца;
  9. 71 Тельца.

Звездное скопление Гиады

Гиады располагаются на минимальном расстоянии до Солнца, ориентировочно 18.39608362839 парсек, 800 тысяч лет назад.

Летне-осенний треугольник (Денеб, Альтаир, Вега)

В Северном полушарии в средних широтах хорошо различим летне-осенний треугольник. Известный астеризм состоит из трех ярких звезд, расположенных в созвездиях α Лиры, α Лебедя и α Орла. Характерную фигуру на ночном небосводе можно увидеть зимой и весной из Южного полушария, находясь в Низких широтах. Здесь треугольник наблюдается в Северной части неба, лежащий низко над горизонтом.

Летне-осенний треугольник ярких звезд

Весенний треугольник (Арктур, Денебола, Спика)

Астеризм неплохо виден в России с приходом весны, но лучше всего различим в экваториальной части небосвода. Самые яркие звезды: Арктур, Спика, Денебол находятся в созвездиях – Волопаса, Девы и Льва. Ряд современных астрономов «улучшают» восприятие летнего треугольника и добавляют к известным светилам «двойное Сердце Карла» расположенное в созвездии Гончих Псов, чтобы наблюдать характерный ромб под названием Ожерелье Девы. В окрестностях полюсов астеризм разглядеть невозможно.

Весенний треугольник

Зимний треугольник (Сириус, Бетельгейзе, Процион)

Группа звезд расположена в экваториальной части небосвода и состоит из трех главных светил, расположенных в созвездиях Большого Пса, Ориона, Малого Пса. Зимний треугольник значительно меньше Весеннего, затмевается зимним кругом и наблюдается в Северном полушарии (ранней весной, осенью утром), на протяжении зимы. Его хорошо использовать для поиска зимней части Млечного Пути.

Зимний треугольник на ночном небе

Физические параметры и возраст звезды

Кольцо пыли вокруг звезды Фомальгаут, снимок радиотелескопа ALMA

Так как звезда Фомальгаут расположена на относительно небольшом расстоянии от Земли – 25 световых лет, она прекрасно поддается наблюдению в различного рода астрономические приборы. При помощи этих приборов было установлено, что Фомальгаут относится к классу молодых звезд. Возраст этой звезды насчитывает примерно 250 миллионов лет. Для сравнения возраст нашего Солнца составляет 4,57 миллиарда лет. Получается, наше Солнце старше звезды Фомальгаут в 18 раз!

Хотя Солнце значительно превосходит Фомальгаут в такой категории как возраст, Фомальгаут превосходит нашу главную в ряде других параметров, например, в массе. Благодаря современной астрономической аппаратуре доказано, что Фомальгаут более чем в 2 раза превосходит наше Солнце по весу. Кроме того, звезда Фомальгаут в 16 раз ярче Солнца, а его радиус в 1,85 раза больше радиуса нашей звезды. Температура Фомальгаута достигает 8,5 тысяч градусов по Кельвину.

Летне–осенний астеризм

На этом изображении виден астеризм «Летне-осенний треугольник» — гигантский треугольник в небе, состоящего из трех ярких звезд Вега (вверху слева), Альтаир (внизу посередине) и Денеб (крайний слева). Фото: A. Fujii

В сентябре Летне – осенний треугольник четко прослеживается на юге и юго – западе. Астеризм состоит из трех звезд — ★ Денеба (созвездие Лебедя), ★ Альтаира (созвездие Орла) и ★ Веги (созвездие Лиры).

★ Вега

Эта звезда расположена на востоке. Это самая яркая звезда созвездия Лиры. Имеет бе ло-голубое свечение. Созвездие Лиры, которое расположено южнее Веги в Северном полушарии, насчитывает 75 звезд и является одним из старейших созвездий. Шелиак – бета звезда Лиры. Это переменная звезда бело – голубого свечения. Звезда Сулафат расположена внизу созвездия и является бело – голубым гигантом созвездия Лиры. У древних астрономов Лира изображалась в виде падающего коршуна, где Вега – «держит» в лапах лиру.  В состав этого созвездия входят туманности и шаровые скопления.

★ Денеб

Это Альфа созвездия Лебедя. Он превосходит многие небесные светила и по яркости голубого свечения заслуженно относится к 20 сверхгигантам – звездам. За сутки своего свечения Денеб генерирует столько же света, как Солнце за 140 лет. Звезда пылает светом настолько сильно, что способна озарить несколько галактик.

Созвездие Лебедя, что находится в северном полушарии звездного неба, самое узнаваемое среди астрономов – любителей. Звезды расположены так, что составляют вытянутый крест. Альбирео – самая красивая звезда созвездия, хоть не такая яркая как Денеб. Красота ее в том, что состоит она из двух звезд разных по величине и цвету свечения. Звезды Омиркон -1 и Омиркон -2 замыкают крылья Лебедя. Созвездие богато на туманности и иные скопления и в том магия его свечения в звездном небе сентября.

★ Альтаир

дна из звезд, которая расположена ближе остальных к Земле. Самая яркая звезда в созвездии Орла – яркого экваториального созвездия. Альтаир дословно переводится как «летящий орел» или «атакующий ястреб». Созвездие насчитывает 119 небесных тела. На юго – запад от Альтаира мерцает цефеида, которая меняет свой цвет и яркость в течении семи дней. Еще одна затменная звезда созвездия —  V 1343 Aql. Это двойная система, вращающаяся вокруг рентгеновского излучения и источающая неземной красоты свечение. На прямой линии с Альтаиром расположены еще две звезды — Таразед и Альшаин и образуют Коромысло весов – это голова орла. Дeнeб эль Oкaб –яркая тройная звездная система в хвосте птицы. В созвездие Орла входят ряд туманностей, рассеянных и шаровых скоплений.

Капелла

1. Альтернативное название: α Возничего
  2. Видимая звездная величина: 0,08
  3. Расстояние до Солнца: 42,6 св. лет

Капе́лла — самая яркая звезда в созвездии Возничего, шестая по яркости звезда на небосклоне и третья по яркости на небе Северного полушария.

Капелла (лат. Capella — «Козочка»), также Капра (лат. Capra — «коза»), Аль Хайот (араб. العيوق — «коза») — жёлтый гигант. В рисунке созвездия Капелла расположена на плече Возничего. На картах неба часто на этом плече у Возничего рисовали козочку. Она ближе к северному полюсу мира, чем любая другая звезда первой величины (Полярная звезда — только второй величины) и вследствие этого играет важную роль во многих мифологических сказаниях.

С астрономической точки зрения Капелла интересна тем, что это спектрально-двойная звезда. Две звезды-гиганта спектрального класса G, светимостью около 77 и 78 солнечных, удалены друг от друга на 100 млн км (2/3 расстояния от Земли до Солнца) и вращаются с периодом 104 дня. Первый и более тусклый компонент — Капелла Aa уже проэволюционировал с главной последовательности и находится на стадии красного гиганта, в недрах звезды уже начались процессы горения гелия. Второй и более яркий компонент — Капелла Ab тоже покинул главную последовательность и находится на так называемом «пробеле Герцшпрунга» — переходной стадии эволюции звёзд, при которой термоядерный синтез гелия из водорода в ядре уже закончился, но горение гелия ещё не началось. Капелла — источник гамма-излучения, возможно, из-за магнитной активности на поверхности одного из компонентов.

Массы звёзд приблизительно одинаковы и составляют 2,5 массы Солнца у каждой звезды. В перспективе вследствие расширения до красного гиганта оболочки звёзд расширятся и, вполне вероятно, соприкоснутся.

Центральные звезды имеют также слабый спутник, который, в свою очередь, сам является двойной звездой, состоящей из двух звёзд класса M — красных карликов, обращающихся вокруг основной пары по орбите радиусом примерно в один световой год.

Капелла была ярчайшей звездой неба в период с 210 000 до 160 000 годов до н. э. До этого роль самой яркой звезды неба играл Альдебаран, а после — Канопус.

Атмосфера и звёздное сияние

При желании наблюдать за звёздным мерцанием следует понимать, что при спокойной атмосфере у зенита это возможно только изредка. Яркость светового потока постоянно меняется. Это опять-таки связано с отклонением световых лучей, которые неравномерно концентрируются над земной поверхностью. На звёздный пейзаж влияние оказывает и ветер. При этом наблюдатель звёздной панорамы постоянно оказывается попеременно в затемнённой или освещённой области.

При наблюдении за звёздами, расположенными на высоте более 50°, изменение цвета не будет заметным. А вот звёзды, которые находятся ниже 35°, будут мерцать и менять цвет довольно часто. Очень интенсивное мерцание говорит о неоднородности атмосферы, что непосредственно связано с метеорологией. Во время наблюдения за звёздным мерцанием было замечено, что оно имеет свойство усиливаться при пониженном атмосферном давлении, температуре. Усиление мерцания можно заметить также при увеличении влажности. Однако предсказывать погоду по сцинтилляции нельзя. Состояние атмосферы зависит от большого числа различных факторов, что не позволяет делать выводы о погоде только по звёздному мерцанию. Безусловно, некоторые моменты работают, но до сих пор это явление имеет свои неясности и загадки.

Бетельгейзе (α Ориона)

Эта звезда, масса которого в 17 раз более солнечной, замыкает топ-10 самых ярких ночных звезд. Бетельгейзе в переводе с арабского языка означает «подмышка охотника».

Бетельгейзе — одна из самых таинственных звезд Вселенной, ведь она способна менять свой размер, причем плотность ее остается неизменной. Цвет и яркость гиганта различна в разных его точках.

Красный гигант из созвездия Ориона, Бетельгейзе была яркой и горячей звездой класса О, пока у неё не кончился водород и она не перешла на гелий. Несмотря на низкую температуру в 3500 К, она более чем в 100 000 раз ярче Солнца, поэтому она и входит в десятку ярчайших, несмотря на то, что находится в 600 световых годах.

Ученые ожидают в будущем взрыва Бетельгейзе, однако учитывая, что звезда находится на огромном расстоянии от Земли (по мнению одних ученых – 500, по мнению других – 640 световых лет), на нас это не должно отразиться. Однако несколько месяцев звезду можно будет видеть на небе даже днем.

Поиск звезды Бетельгейзе на небе

Для начала вам следует найти созвездие Ориона (в России наблюдается по всей территории). Как и все созвездие, Бетельгейзе наблюдается на вечернем небе с декабря по март в южной части неба.  Переместите свой взгляд выше пояса Ориона (группа из трех близких звезд) к  яркой звезде в углу созвездия — это и будет Бетельгейзе.

Источники

Краткое описание звездного неба в июле

Вид звездного неба в июле сильно отличается от географической широты наблюдателя. Если наблюдатель находится на юге России, то имеет все шансы увидеть полноценное звездное небо и рассмотреть (или изучить) часть весенних созвездий вечером, все летние созвездия, наблюдаемые на данной широте, а также часть осенних — на предрассветном небе. В средней полосе России небо становится достаточно темным только в середине июля. Начиная с 11 июля на широте Москвы наступают астрономические сумерки. Это еще не ночь, но астрономические сумерки вполне дают полюбоваться звездным небом. На широте Петербурга астрономические сумерки наступают в августе, поэтому лишь в самом конце июля на небе можно будет рассмотреть некоторые яркие летние созвездия.

Звездное небо в июле: вид на запад

Представим, что сейчас середина июля, время около полуночи. На западе вы увидите яркую звезду. Это Арктур, ярчайшее светило в созвездии Волопаса.

Созвездия Волопаса и Северной Короны в июле наблюдаются на западе — юго-западе. Рисунок: Stellarium

Арктур считается весенней звездой, и в середине лета он уже клонится к горизонту. Находясь не очень высоко над горизонтом эта звезда часто мерцает. Довольно легко определить ее цвет — он оранжевый или чуть красноватый.

Созвездие Волопаса довольно выразительно и напоминает то ли трубочку мороженого, то ли парашют со стропами и Арктуром-парашютистом.

Обратите внимание: слева от Арктура, на юго-западе, находится небольшое, но очень изящное созвездие Северной Короны

Звездное небо в июле: вид на юг

На юге и юго-западе находится обширная область неба, занятая созвездиями Змееносца, Змеи, Геркулеса и Скорпиона. На этом участке можно увидеть только одну по-настоящему яркую звезду. Это Антарес, альфа Скорпиона. Впрочем, на широте Петербурга она не бросается в глаза, так как находится очень низко над горизонтом. Вдобавок ее свет ослабляется из-за экстинкции. Но на широте Москвы звезда видна неплохо, а на юге России — прекрасно!

Звездное небо в июле, направление на юг. Рисунок: Stellarium

Юго-восточную часть неба занимает Большой летний треугольник — главный астеризм летнего неба. Его формируют три яркие звезды — Вега, Денеб и Альтаир. Эти звезды принадлежат трем разным созвездиям: Вега является ярчайшим светилом созвездия Лиры, Денеб — главная звезда Лебедя, а Альтаир возглавляет созвездие Орла.

Две звезды — Вега и Денеб в полночь находятся очень высоко на небе, а на юге России почти в зените. Альтаир располагается примерно на полпути от зенита к горизонту.

Самое выразительное созвездие на этом участке неба — Лебедь. Внешне оно похоже на крест, но если присмотреться, то можно увидеть звезды по бокам креста, которые формируют распростертые крылья парящей птицы. Конечно, для этого небо должно быть достаточно темным.

Летний треугольник — главный ориентир на летнем небе. С его помощью можно найти фактически все летние созвездия, включая Стрелу, Дельфин, Лисичку, Геркулес, Щит, Стрелец…

Звездное небо в июле: вид на восток и на север

На востоке поднимаются осенние созвездия. Главный звездный рисунок здесь — Квадрат Пегаса. Это большой четырехугольник, состоящий из звезд второй звездной величины. Отходящая от квадрата влево цепочка примерно таких же по яркости звезд формирует созвездие Андромеды.

Наконец, далеко на северо-востоке восходит созвездие Персея во главе со звездой Мирфак, а на севере очень низко над горизонтом плывет Капелла, главная звезда в созвездии Возничего. Это созвездие принято считать даже не осенним, а зимним.

Звездное небо в июле, направление на восток и северо-восток. Рисунок: Stellarium