Начало профессиональной карьеры
Высшее образование Валентин Глушко так и не получил. Он был отчислен с пятого курса после сдачи государственных экзаменов. С этого момента он полностью посвятил себя любимой деятельности.
Летом 1929 года его приняли в штат сотрудников Газодинамической лаборатории Ленинградского военно-исследовательского комитета. Там под началом Глушко было организовано камерное бюро, занимающееся разработкой электрического ракетного двигателя, а также усовершенствованием двигателя на жидком топливе.
С 1931 по 1933 год камерное бюро Глушко занималось разработкой проекта опытного реактивного мотора ракетного аппарата. Работа велась практически круглыми сутками, и уже весной 1932 года миру был представлен первый реактивный мотор (РМ), применяемый впоследствии в каждой второй модели ракет.
Данное мировое событие послужило поводом организации Реактивного научно-исследовательского института в Ленинграде. Команда под руководством В.Глушко продолжало работа по усовершенствованию жидкого ракетного двигателя. Результатом работы стало создание новой модели двигателя ОРМ-65, которая была разработана специально для крылатой ракеты С. Королева.
Параллельно с работой в РНИИ ученый вел научную деятельность, он преподавал в Военно-воздушной академии, читал курс, посвященный устройству и работе реактивных двигателей.
В 1938 году судьба Валентина Петровича резко изменилась. Против него было сфабриковано уголовное дело. В НКВД поступило письмо с критикой ученого. По словам адресата, Глушко занимался вредительской деятельностью. Это послужило началом ряда серьезных проверок в РНИИ, после которых директор института И. Т. Клеймёнов, В.П. Глушко и ряд других сотрудников были объявлены врагами народа. Ученый получил 8 лет заключения.
Детство
Валентин Глушко родился в 1908 году в Одессе. С ранних лет проявлял большой интерес к музыке, занимался в местной консерватории. Мальчику пророчили большое музыкальное будущее, так как Валентин демонстрировал незаурядные способности. Однако, учась в гимназии, Глушко большую часть свободного времени отводил посещению астрономической обсерватории, располагавшейся в Одессе. В детские годы на него произвели огромное впечатление книги Жюля Верна, посвященные космосу и завоеванию луны. Это побудило юного астронома организовать собственный кружок любителей космонавтики, который насчитывал более 50 человек.
Параллельно с учебой и деятельностью в кружке Глушко занимался изучением космического пространства, устройства крупнейших планет и слоев атмосферы. В результате его наблюдений в 1924 году были опубликованы его первые теоретические труды: «Завоевание Землей Луны», а также схематические изображения структуры Марса, Юпитера и Венеры.
Тихо Браге (1546 – 1630)
Тихо Браге был и астрономом, и богатым дворянином. В какой-то из моментов своей жизни ему принадлежал один процент от всех богатств Дании. Его значительные средства позволили ему сделать как большой научный вклад в астрономию, так и финансировать другие научные институты. Браге построил ряд институтов и обсерваторий. Его наблюдения в то время были весьма точными, со средней погрешностью 1,5. Позднее его данные будут полезны его ассистенту Иоганну Кеплеру, о котором мы еще поговорим. Примечательно, что Тихо прославился тем, что у него отсутствовала часть носа, которую он заменил золотым или серебряным протезом.
Достижения Отечественной космонавтики
Развитие отечественной космонавтики запомнилось огромным количеством достижений. Отметим главные из них.
Создание первой ракеты в мире
1957 год запомнился возникновением межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Известно, что её разработка велась под управлением учёного Сергея Королева. В этом же году ракета совершила свой успешный полет с космодрома Байконур, расположенного в Казахстане. Данное изобретение имело отделяющуюся головную часть, которая была способна доставить термоядерный заряд абсолютно в любую точку, где находился противник. Это открытие ознаменовало большой прорыв в развитии отечественной космонавтики.
Королев в ГУЛАГ
Сейчас это кажется явлением, относящимся к гонке вооружений. Но ведь именно возникновение таких смертоносных технологий установило в мире хрупкий баланс сил и амбиций. От Третьей Мировой нас отделяет, к сожалению, только страх.
«Спутник-1»
4 октября 1957 года — важная дата в истории советской космонавтики. Именно в этот день был запущен первый искусственный спутник Земли «Спутник-1». Разработкой данного спутника занимались советский учёный Сергей Королев, а также и другие исследователи (Тихонравов, Келдыш и другие). Известно, что спутник обошёл Землю 1440 раз. Свой полет он завершил 4 января 1958 года.
Ежегодно 4 октября отмечается праздник — День космических войск России.
Сегодня Спутники играют важнейшую роль не только в военных делах. Благодаря ним у нас есть связь, телевидение, Интернет и другие блага.
Запуск второго спутника «Спутник — 2»
3 ноября 1957 года снова на орбиту Земли запустили космический аппарат. Впервые в космос отправилось живое существо. Спутник вывел на орбиту собаку по кличке Лайка. Запуск аппарата был приурочен к сорокалетней годовщине Октябрьской революции.
собака Лайка
Однако полет собаки Лайки не оказался длительным. Дело в том, что неотделяемый контейнер, где сидела Лайка, занимал значительную площадь. В результате, очень быстро произошёл его перегрев. К сожалению, Лайка не смогла выжить, погибнув уже на первых оборотах вокруг Земли.
«Луна-1»
4 января 1959 года станция «Луна-1» оказалась на гелиоцентрической орбите. Автоматическая станция, пройдя расстояние в шесть тысяч километров от поверхности Луны, вышла на орбиту. Именно эта станция впервые стала известна как искусственный спутник Солнца.
Станции позволяют специалистам изучать космос и оберегать планету от опасностей, грозящих извне.
Первый полет на луну
Конечно же, самым большим достижением отечественной космонавтики является первый полёт человека в космическое пространство. Ежегодно 12 апреля в стране празднуется День космонавтики. Ведь именно в этот день в 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком, который своими глазами увидел, что собой представляет космос.
Гагарин и Королев
Космический корабль «Восток» с первым космонавтом отправился с космодрома «Байконур». Всё время полёта занимало 108 минут. Полёт прошёл успешно, и Юрий Гагарин приземлился в Саратовской области. На орбите советский космонавт проводил различные эксперименты. Гагарин употреблял пищу, пил воду, писал карандашом. Когда космонавт положил карандаш, то заметил, что он постепенно начал подниматься вверх. За большой подвиг Юрий Алексеевич был удостоен Звезды Героя Советского Союза.
Женщина-космонавт
Спустя два года после полёта Юрия Гагарина состоялся полёт первой женщины-космонавта. Ею стала Валентина Терешкова, которая 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6» отправилась покорять космическое пространство. Полет Терешковой длился практически на протяжении трех суток.
Валентина Терешкова
Подвиг Терешковой имел большое значение для утверждения равноправия полов. Ведь стало ясно, что представительницы слабого пола могут проявить себя в науке наравне с мужчинами.
Выход человека в космос
Ещё одним большим достижением российской космонавтики является выход человека в открытый космос. 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос из корабля «Восход-2». Специально для Леонова был разработан специальный скафандр, название которого — «Беркут». Этот скафандр был мягкого типа. Его особенность заключалась в том, что он был покрыт герметичной оболочкой, состоящей из нескольких слоев. Оболочка обеспечивала поддержание внутреннего избыточного давления, необходимого для полноценной жизнедеятельности космонавта. Полет Леонова был далеко не простым. В космосе ему пришлось пережить немало трудностей, однако он вернулся настоящим победителем.
Алексей Леонов
Таким образом, мы рассмотрели основные достижения российской космонавтики, которые закрепили международный авторитет страны, показав её мощь и непобедимость.
Возникновение космонавтики в России
Стоит отметить, что над развитием космической отрасли в нашей стране трудились несколько поколений. Именно отечественные исследователи прославились в качестве первооткрывателей космической сферы.
Циолковский и его теории: 1902-1920
Большая заслуга в развитии космонавтики принадлежит российскому ученому Циолковскому Константину Эдуардовичу. Учёный работал над созданием научного труда «Свободное пространство». Создавая работу, Циолковский рассуждал о возможной жизни в космосе. Однако как выйти в космическое пространство, Константин Эдуардович пока не понимал. Свой труд Циолковский отправил в издание «Новое обозрение» в 1902 году. Вопреки стереотипам, наша космонавтика зародилась еще при царе и создавалась «дореволюционными» специалистами.
Циолковский
В 1903 году вышел другой научный труд Циолковского под названием «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В данной работе учёный изложил теоретические возможности полёта человека в космическое пространство.
Анализируя труды Циолковского, можно сделать вывод, что именно он был отцом отечественной космонавтики. Его научные работы послужили своеобразным стимулом к развитию космонавтики в нашей стране.
Возникновению космонавтики в России способствовали также труды других известных учёных. Среди них необходимо отметить Фридриха Артуровича Цандера и Юрия Васильевича Кондратюка. Так, Фридрих Артурович в своих трудах рассматривал проблемы, с которыми мог бы столкнуться человек, живущий в космосе. Заслуга Юрия Васильевича заключается в разработке многоступенчатого варианта ракеты. Данные идеи учёных обрели общемировое значение. Из стали использовать за рубежом.
Первые советские лаборатории: 1920-1930
Дальнейшее развитие теоретических основ российской космонавтики обусловлено функционированием Газодинамической лаборатории и Реактивного научно-исследовательского института в 1920-1930-е годы. Сотрудники данных организаций смогли создать первые реактивные аппараты с двигателями, работающими на жидком и твёрдом топливе. Также были проведены испытания этих аппаратов. Таким образом, уже можно было говорить о создании российской реактивной техники.
Первые советские лаборатории
Интересно, что исследования ракетной техники в стране активно проводились и в период Великой Отечественной войны. В это время разработали ракетоплан РП-318-1. Помимо этого, учёные усердно работали над созданием крылатых ракет разных типов, среди которых были и ракеты с автоматической системой управления. Стоит упомянуть, что в ещё в доверенное время начали разрабатывать неуправляемые реактивные снаряды.
Послевоенный уклон: 1946-1950
В 1946 году российская космонавтика продолжила свое развитие. Так, именно в это время Совет Министров СССР утвердил постановление, согласно которому должна была начаться разработка инфраструктуры ракетной промышленности
Особое внимание было уделено возникновению жидкостных баллистических ракет дальнего действия. Руководители страны видели в космонавтике военный потенциал
Оно и понятно: кровопролитные сражения настроили людей на такой пессимистический лад.
Не секрет, что работа над формированием отечественной ракетно-космической отрасли была обусловлена острой необходимостью в обороне страны. Новые технологии изучались с прикладными целями: догнать, перегнать, обезоружить противника.
Популярные вопросы
Вопрос: Какой вклад внёс Валентин Глушко в развитие космонавтики?
Ответ: Валентин Глушко разработал фундаментальные основы инженерной мысли, которые позволили активно развивать космическую отрасль. Его главная заслуга — изобретение специальных ракетных двигателей, которые применяли во многих космических устройствах. Среди них можно выделить космический корабль «Восток», на котором Юрий Гагарин осваивал космос. Параллельно с этим Глушко разрабатывал двигатели для баллистических, межконтинентальных ракет и ракет, участвующих в советской лунной программе.
Вопрос: Каково первое изобретение Валентина Глушко в космической отрасли?
Ответ: Валентин Петрович Глушко начал увлекаться космической отраслью рано, в 21 год он представил уникальную разработку, какой ещё не видел мир. Это были электротермические реактивные двигатели. Позже их используют в спутнике «Зонд-2», том самом, который полетел исследовать Марс.
Орбитальная и многомодульная станции
Уже упомянутые «Салюты» на самом деле произвели настоящую революцию в космонавтике и исследовании космоса как таковом, ведь аппарат «Салют-1», запущенный 19 апреля 1971 года, стал первой орбитальной станцией Земли.
Проект проводился до 11 октября 1971 года, в результате чего аппарат пробыл на орбите 175 суток, доказав принципиальную возможность долговременного управляемого полета вокруг планеты.
К ней дважды летал экипаж с Земли. «Союз-10» не смог осуществить стыковку, поэтому экспедиция была признана неуспешной. Экипаж «Союза-11», несмотря на ряд внештатных ситуаций, смог провести стыковку и ряд необходимых экспериментов.
Всего по программе гражданских пилотируемых станций «Долговременная орбитальная станция» (ДОС) было запущено 7 «Салютов» и «Космос-557».
Имя сменилось только 20 февраля 1986 года, когда на орбиту был выведен базовый блок первой в истории многомодульной орбитальной станции «Мир», ставшая абсолютным символом космической эпохи и своеобразным закатом СССР.
Станция была обитаема с 13 марта 1986 года по 16 июня 2000 года, суммарно проведя в космосе 5511 суток (из них 4594 дней с экипажем на борту), совершив 86 331 оборот вокруг планеты.
За время существования станции на ней было проведено более 23000 экспериментов. На станции побывали 104 космонавта из 12 стран в составе 28 экспедиций, среди которых 29 космонавтов и 6 астронавтов осуществили выход в открытый космос.
Полеты на Венеру
По всей видимости, Венера была более благосклонна к советским ученым, нежели Луна.
Так, запущенный 12 февраля 1961 года советский зонд «Венера-1» (является вторым советским аппаратом в этот адрес) отправился в миссию умышленного столкновения с Венерой.
Сбой в работе систем во время полета привели к неуправляемому дрейфу аппарата, из-за чего, удалившись на 2 миллионов километров от Земли, зондом была потеряна связь и он пролетел мимо.
«Венера-4» в октябре 1967 года доставила на Венеру сферический спускаемый аппарат, который в течение 94 минут с помощью парашютной системы опускался на ночной стороне планеты.
Это позволило уточнить множество данных о второй планете Солнечной системы и разработать несколько поколений аппаратов для её исследования.
Тем не менее, 17 августа 1970 года один из множества аппаратов серии «Венера-7», отправился к далекой планете и смог осуществить первое успешное приземление на другой планете.
Для работы в условиях раскаленной атмосферы, аппарат был охлажден до −8 градусов по Цельсию.
Таким образом, вопреки отказу парашюта для спуска, зонд передавал данные с поверхности Венеры в течение 23 минут после посадки.
Таким образом была совершена первая передача данных с другой планеты, успешно повторенная уже с дневной стороны планеты в 1972 с помощью ещё одного советского комплекса «Венера-8».
Электротермический ракетный двигатель
Свой первый проект двигателя Валентин Глушко разработал в 21 год, будучи студентом университета. Это был электротермический ракетный двигатель. Солнечный свет должен был превращаться в электрический ток высокой частоты, подаваемый в камеру сгорания. Туда же попадало и рабочее тело, в качестве которого могла использоваться жидкая ртуть или металлическая проволока.
Под действием электрического тока рабочее тело перегревалось и взрывалось, продукты взрыва утекали в космос. Глушко доказывал, что удельный импульс такого двигателя будет больше, чем у химических ракет. Проект так и не был реализован, но многие современные концепции электрических двигателей повторяют его.
Программа «Восток»
Большинство из тех, кто так и не полетел в космос, продолжили карьеру в авиации или остались работать в космической сфере. Те же 12, которым все же посчастливилось стать первыми космонавтами, совершали полеты в таком порядке:
По программе «Восток»: Юрий Гагарин 12 апреля 1961, Герман Титов 6−7 августа 1961, Андриян Николаев 11−15 августа 1962, Павел Попович 12−15 августа 1962, Валерий Быковский 14−19 июня 1963.
По программе «Восход»: Владимир Комаров 12 октября 1964, Павел Беляев и Алексей Леонов 18−19 марта 1965.
По программе «Союз»: Борис Волынов и Евгений Хрунов 15−18 января 1969, Георгий Шонин 11−16 октября 1969, Виктор Горбатко 12−17 октября 1969.
В. Волков и В. Горбатко во время тренировки. (wikimedia.org)
Так получилось, что Горбатко был последним из отряда, кто впервые полетел в космос. Однако, в отличие от остальных, на счету которых было всего один или два полета, Виктору Горбатко, как и Валерию Быковскому, посчастливилось трижды слетать в космос — еще и 7−25 февраля 1977 на «Союзе-24» и 23−31 июля 1980 на «Союзе-37». Через два года после своего третьего полета Горбатко ушел в отставку, как и многие его товарищи в начале 80-х. Самый большой стаж из членов первого отряда оказался у Бориса Волынова, он прослужил до 1990 года, отдав космосу 30 лет. Вместе с Валерием Быковским и первым человеком, вышедшим в открытый космос, Алексеем Леоновым Волынов остается одним из ныне живущих членов первого отряда космонавтов СССР.
Облет Луны
Луна всегда была целью номер один в мировой космонавтике. Полеты «Апполонов» на долгие годы стали предметом споров — были ли американцы на спутнике Земли.
Хотя пилотируемый полет СССР осуществить не смог, первые достижения именно на этой стороне: спустя 4 неудачных попытки, запущенный 2 января 1959 года космический аппарат «Луна-1» достиг окрестностей Луны.
Агитационный полет должен был завершиться ударом о спутник для того, чтобы оставить на его поверхности различные металлические эмблемы, включая советский герб.
Увы, космический аппарат пролетел в 6000 километрах от лунной поверхности. Однако яркий след, сформированный натриевым газом, позволил отследить орбитальный полет астрономам всего мира.
Примитивность конструкции не позволила достичь каких-либо дополнительных результатов, поэтому спустя 3 суток не имеющий двигателя аппарат перестал передавать сигнал и рекорд быстро забылся.
Тем не менее, Советский Союз не оставлял попыток освоить Луну.
Но забыта оказалась даже вернувшаяся на Землю после облета спутника Земли экспедиция аппарата «Зонт-5» с живыми существами на борту, стартовавшая 15 сентября 1968 года.
Фридрих Цандер (1887 – 1933)
В 1909 году Фридрих Цандер стал первым советским ученым и изобретателем, работающим в области теории межпланетных полетов и реактивных двигателей, который высказал мысль о том, что в качестве горючего целесообразно использовать элементы конструкции межпланетного корабля. Спустя десять лет систематических исследований проблем ракетно-космической науки и техники Цандер предложил свою основную идею: сочетать ракету с самолетом для взлета с Земли, затем сжечь в полете самолет в качестве горючего в камере ракетного двигателя для увеличения дальности полета ракеты. В том же, 1924 году, Цандер разработал идею использования Луны или других планет, а точнее их гравитационное поле или атмосферу, для увеличения скорости полета на другие планеты. Его авторству принадлежит идея планирующего спуска с торможением в атмосфере планеты. Советский ученый предложил схему и конструкцию двигателя внутреннего сгорания, которому не был нужен воздух.
Эти и многие другие идеи и разработки плодовитого ученого и инженера внесли вклад в развитие советской космонавтики, который сложно переоценить.
Съемка темной стороны Луны
В 1959 году, 14 сентября, СССР все же удалась жёсткая посадка на внеземное тело, выполненная аппаратом «Луна-2». К сожалению, станция была разбита и никаких данных, кроме полетных, получить не удалось.
Первым успешным полетом к Луне в истории человеческой космонавтики стал запуск 4 октября 1959 года зонда «Луна-3». Он же позволил впервые получить снимки дальней стороны земного спутника.
Для этих целей аппарат получил сложную аналоговую камеру, которая сделала 40 фотографий. Из них только 17 удалось отправить на Землю.
Не имея в наличии более продвинутых технологий, советским инженерам пришлось реализовать весь процесс: на борту происходила негативная съемка, изготовление фотоснимков, корректировка и даже сушка.
Для «сканирования» использовалась электронно-лучевая трубка, для трансляции — обычный радиопередатчик.
Тем не менее, результаты полета стали революционными, позволив открыть горы и темные регионы Луны.
информация о фильме
Даниил Храбровицкий
Даниил Храбровицкий
Сергей Вронский
Андрей Петров (II)
Кирилл Лавров , Ада Роговцева , Игорь Горбачёв , Андрей Попов , Игорь Владимиров , Иннокентий Смоктуновский , Всеволод Сафонов , Зиновий Гердт , Светлана Коркошко , Игорь Петровский , Юрий Леонидов , Пётр Шелохонов , Андро Кобаладзе , Галикс Колчицкий , Л. Лындин , Вера Кузнецова , Евгений Матвеев , Вадим Спиридонов , Евгений Стеблов , Валентина Хмара , Владимир Диянов
Широкоформатный фильм посвящен развитию советского ракетостроения и космонавтики. Герой фильма — главный конструктор Андрей Башкирцев, человек большого таланта и энергии, посвятивший себя освоению космоса.
последнее обновление информации: 16.08.20
Константин Циолковский (1857 – 1935)
Многие слышали о Циолковском. Пожалуй, этот советский ученый-самоучка и вечный исследователь космоса, вместе с Королевом делит первое место по популярности и, конечно же, вкладу в развитие российской сферы освоения космоса. Кто, как не Циолковский, первым предложил заселить космическое пространство орбитальными станциями, придумал космический лифт, поезда на воздушной подушке и всячески ратовал за развитие человечества? Именно Циолковский верил и знал, что однажды жизнь на одной из планет Вселенной станет настолько могущественной и развитой, что сможет победить извечную силу тяготения и распространиться по всей Вселенной. Разумеется, речь о Земле. Идеи Константина Эдуардовича Циолковского невероятно просто и красиво описал фантаст Александр Беляев в книге «Звезда «КЭЦ».
Сам «отец космонавтики» утверждал, что теорию ракетостроения разработал просто как приложение к своим философским изысканиям. А это, между прочим, более 400 работ, о которых мало что знает широкий читатель. Занимаясь изначально аэростатами и дирижаблями, в 1926–1929 годах Циолковский решил практический вопрос: сколько нужно топлива ракете, чтобы набрать скорость отрыва и оторваться от Земли? Много и плодотворно Циолковский работал над теорией полета реактивных самолетов, придумал свой газотурбинный двигатель, первым предложил «выдвигающиеся внизу корпуса» шасси, рассчитал оптимальную траекторию спуска космического аппарата по возвращению из космоса и многое-многое другое. Имя Циолковского и космонавтика — дополняющие друг друга вещи.
Движение автоматических миссий и станций
Подавляющее большинство советских космических миссий обязан своим успехом украинцу Глушко. В начале 1960-х годов его конструкторское бюро разработало двигатель РД-253. Как и РД-107, в модифицированном виде этот двигатель используется россиянами до сих пор, несмотря на то, что он работает на чрезвычайно ядовитых несимметричном диметилгидразине и тетраоксиде азота.
РД-253 и их производные РД-275 и РД-276 используются на носителе «Протон», который россия уже много лет обещает заменить «Ангарой», но так окончательно и не смогла это сделать. Именно эти двигатели вывели на орбиту блоки советских космических станций «Салют» и «Мир», а также вывели на межпланетные траектории зонды серий «Луна», «Венера» и «Марс».