Анатомия великой спирали

Что такое телескоп и что в него можно увидеть?

Современные телескопы

Современные оптические телескопы и другие приборы на их основе — спектрографы, солнечные телескопы, астрографы — изменились до неузнаваемости по сравнению с инструментами Галилея и Ньютона.

БТА (Большой Телескоп Альт-Азимутальный) — крупнейший в Евразии телескоп (Россия)

Зеркальные телескопы нового поколения имеют главные зеркала диаметром 8—10 м и способны самостоятельно устранять помехи, возникающие в атмосфере. Рекордсмены среди этих гигантов по разрешающей способности — 10 метровые телескопы Кек I и Кек II (США), 9,2-метровый телескоп Хобби-Эберли и 8-метровые телескопы Джемини и Субару, телескоп VLT Европейской южной обсерватории, а также находящийся в стадии постройки Большой бинокулярный телескоп LBT в штате Аризона (США).

С помощью современных радиотелескопов можно принимать большинство видов космических излучений, которые возникают в результате различных процессов, происходящих в веществе Вселенной при определенных условиях. Многие из них можно использовать не только в качестве «приемников», но и «передатчиков» мощных сигналов. Посылая импульсы излучения, телескоп улавливает их отражение от небесных тел, что позволяет получать изображения поверхности планет, скрытых плотной атмосферой, и изучать глубины таких «газовых гигантов», как Сатурн и Юпитер. Антенны радиотелескопов используются также для осуществления связи с космическими аппаратами, отправленными в странствия к границам Солнечной системы. С помощью радиотелескопов были открыты такие неизвестные в недалеком прошлом объекты, как нейтронные звезды, квазары, реликтовое излучение Вселенной.

Космическая рентгеновская обсерватория «Чандра» (США)

Еще более необычные инструменты познания — инфракрасные, ультрафиолетовые, рентгеновские и гамма-телескопы — настолько чувствительны и сложны, что просто не могут работать в земных условиях. Чтобы защитить их от «земных помех» и получить новую важную информацию о глубинах мироздания, эти приборы устанавливают на борту орбитальных астрономических обсерваторий-автоматов.

Созвездие телескопа: есть ли оно?

Созвездиями называют группы звезд на небосклоне, которые образуют определенную фигуру или имеют особое значение в мифологии. Официально признанных созвездий существует 88, но в разных культурах может быть великое множество других созвездий, которые были известны и использовались в мифологии разных народов.

Один из таких потенциальных созвездий — «Телескоп» — не существует. На протяжении истории наблюдений небесных тел, было много инструментов, использованных для изучения космического пространства. Один из них — телескоп. Телескоп позволяет наблюдать и изучать удаленные объекты, такие как планеты, звезды и галактики.

Однако, телескоп не является созвездием и нет созвездия с названием «Телескоп». Возможно, появление созвездия такого названия вызвало бы некоторые трудности, так как телескоп — это инструмент и не обладает конкретной геометрической формой, которая может быть преобразована в фигуру на небе.

Создание созвездий и их название

Созвездия – это наборы звезд, находящихся на небосклоне и связанных между собой воображаемыми линиями. Существует большое количество созвездий, каждое из которых имеет свое название и историческую или мифологическую основу.

Название созвездий, как правило, связано с персонажами греческой мифологии, животными или предметами из повседневной жизни. Это позволяет людям легко запоминать и различать разные созвездия на небе и использовать их для навигации.

Создание созвездий основывается на различных культурных традициях и верованиях. Древние греки, римляне, египтяне и другие народы использовали созвездия для навигации, определения времени и отслеживания движения небесных тел.

Создание созвездий может происходить не только в результате мифологических представлений, но и на основе научных исследований. Астрономы с помощью телескопов наблюдают и классифицируют звезды, определяют их положение и движение, и, исходя из этого, создают новые созвездия или изменяют существующие.

Однако названия созвездий остаются неизменными в течение долгих периодов времени. Они передаются из поколения в поколение и сохраняют связь с историческими событиями и преданиями. Некоторые из них имеют особый символический или эмоциональный смысл для разных культурных или этнических групп.

Примеры названий созвездий:

• Орион – название созвездия, которое связано с героем древнегреческой мифологии Орионом.
  • Большая Медведица – созвездие, названное в честь легендарного животного из сказок и мифов.
  • Андромеда – созвездие, название которого происходит от имени героини греческой мифологии Андромеды.

В заключение, названия созвездий играют важную роль в нашей культуре и истории. Они помогают нам ориентироваться на небосклоне и передают многовековые представления о мироздании и человеческом сознании.

Тройка самых заметных звезд Телескопа

Альфа Телескопа

Фото Альфа Телескопа

Телескоп лишен звезд хотя бы третьей величины. Наиболее яркой из имеющихся светил является Альфа Телескопа со звездной величиной 3,49m. Звезда принадлежит к классу сине-белых субгигантов. Ее удаленность от Земли составляет порядка 249 световых лет.

Дзета Телескопа

Фото Дзета Телескопа

На второй позиции по силе блеска разместилась звезда под названием Дзета Телескопа. Она является желтым гигантом с видимой яркостью равной 4,10m. Расстояние, которое пролегло от этой звезды до Земли равно 127 св. годам.

Эпсилон Телескопа

Фото Эпсилон Телескопа

Замыкает тройку самых ярких светил Эпсилон Телескопа. Это двойная система, которая находится в 409 световых годах от нашей планеты. Видимый суммарный блеск системы из двух звезд равен 4,52m. В составе данного объекта наблюдатель обнаружит оранжевую звезду гиганта и небольшой спутник 13-й величины.

Насколько опасна черная дыра

Опасность, все-таки, довлеет над Млечным Путем в целом и Землей в частности. Конечно, масса 4,3 миллионов солнечных — это не столь много для черной дыры. Ученым известны гораздо более крупные чудовища. Например, в созвездии Волосы Вероники обрела приют черная дыра, весящий как 21 миллиард солнечных масс, а самая огромная из обнаруженных, притаилось в созвездии Гончих Псов с массой 66 миллиардов солнечных. Ученые считают, что именно средний размер нашего ручного монстра позволил создать все предпосылки для формирования Солнечной системы и, в конечном итоге, возникновение жизни на Земле.

Если бы черная дыра была гораздо больше и активнее или меньше и пассивнее, то это одинаково негативно отразилось бы на звездообразовании и галактическом эволюционировании. Средний размер объекта позволяет поддерживать безопасный баланс. Но, несмотря на довольно скромный размер жительницы центральной области нашего Млечного Пути, она в определенных обстоятельствах способна принести немало бед.

Какие последствия ожидают человечество если хрупкий баланс однажды нарушится?  Превращение Млечного Пути в квазар, сразу оговоримся обычно квазарами становятся молодые галактики, находящиеся в начале эволюции. По сути — это объевшийся черная дыра, которая поглотила настолько большое количество звездного материала, что начала активно излучать радиацию и свет.

Это ярчайший пятно будет видно даже на расстоянии миллиардов световых лет. В обычных условиях материала достаточного, для этой опасной трансформации вокруг черной дыры. Случайный перекус звездой не считается, но если пища для монстра будет визобилии, то галактики не поздоровится. Во-первых, жизнь Млечного Пути сократится до жалких нескольких миллионов лет. Во-вторых, огромная воронка, похожая на канализационный слив, будет становиться все больше, безжалостно затягивая все объекты на своем пути. Процесс поедания вещества не прекратится до тех пор, пока от галактики ничего не останется. После этого, квазар погаснет.

Адское столкновение. Как известно, наша ближайшая соседка  — крупная спиральная галактика Андромеды, которая столкнется с Млечным Путем через 4 миллиарда лет, также способна нарушить стабильность центральной черной дыры. Ядра обеих галактик получит серьезное потрясение, но это еще полбеды. Ужас в том, что в центре Андромеды, также есть черная дыра, гораздо больше нашей, причем она далеко не одна. При столкновении, они начнут взаимодействовать, путать орбиты планет, сбивая с пути звезды, выбрасывая некоторые объекты в открытый космос, а другие, просто разрывая в клочья. Среди всего этого армагеддона, черные дыры способны серьезно активизироваться и, как в предыдущем сценарий, превратиться в смертоносный квазар.

Ученые опасаются что черная дыра в центре нашей галактики далеко не одинока. У нее есть родственницы. На просторах Млечного Пути их может быть несколько, и это совершенно не радует. Например, в прошлом году астрономы получили неопровержимое доказательство нахождения еще одной черной дыры на расстоянии 200 световых лет от центра галактики с помощью телескопа установленного в пустыне Атакама.

Астрофизики выяснили, что объект имеет размеры 1,4 триллиона км в поперечнике. Это значит, что новая находка гораздо больше чем Стрелец А*. Компьютерная модель говорит о том, что пока это наиболее крупный объект из всех обнаруженных в нашей галактике. Неизвестно, как два таких чудовища уживутся в столь опасной близости и какие последствия ожидают человечества, в случае их симбиоза. Словом черная дыра пока спит, но никто не знает, что послужит запалом для вселенского бикфордова шнура, запускающего цепочку процессов, уничтожающих нашу галактику.

Успокаивает только одно — описанные сценария если произойдут, то очень не скоро, поэтому не мы, не наши ближайшие потомки этого кошмара скорее всего не увидим. Черная дыра — опасный сосед, который может прикончить нас на расстоянии и главное оружие — гамма удар. Эти лучи появляются при активизации массивной воронки. Они невидимы, двигаются со световыми скоростями и разрушают все на своем пути, в том числе и связи человеческого ДНК.

Если такой всплеск исходящие от центра нашей галактики будет направлен в сторону Земли, то для людей это означает мгновенную смерть, но такой сценарий имеет малую вероятность. Всё же наибольшая угроза исходит от того, как безответственно мы относимся к своей планете. Людям больше стоит опасаться того, чтобы не поджарить самих себя.

Post Views: 2 841

Наиболее значимые наблюдения Хаббла

1. Съемка столкновения кометы Шумейкеров — Леви с Юпитером в 1994 году.
  2. Получены подробные кадры поверхности Плутона и Эриды (еще одна карликовая планета).
  3. Засняты ультрафиолетовые полярные сияния Сатурне, Юпитере и на его спутнике Ганимеде.
  4. Найдены планеты вне Солнечной системы, а также большое количество протопланетных дисков вокруг звезд в Туманности Ориона. Были найдены доказательства того, что формирование планет происходит у многих звезд в нашей галактике.
  5. Способствовал частичному подтверждению теории о присутствии сверхмассивных черных дыр в центрах галактик.
  6. Получено доказательство того, что Вселенная расширяется с ускорением, а не с постоянной (или затухающей) скоростью.
  7. Подтвержден точный возраст Вселенной — 13,7 млрд. лет.
  8. Обнаружено наличие аналогов гамма-всплесков в оптическом диапазоне.
  9. Подтверждение гипотезы об изотропности (т.е. одинаковости самой Вселенной и ее свойств в отдельных ее частях) Вселенной.
  10. Сфотографированы самые дальние участки Вселенной, вплоть до времени образования первых звезд (т.е. Хаббл позволил заглянуть в прошлое на 12,7 — 13 млрд. лет).
  11. Телескопу удалось снять крупным планом одну из самых древних среди известных галактик во Вселенной, которая существует на протяжении 500 млн. лет после Большого Взрыва.

Созвездия как признаковые объекты

Созвездия — это группы звезд на небесной сфере, объединенные определенной формой и именем. Они являются одним из главных признаковых объектов астрономии.

В отличие от других астрономических объектов, созвездия не представляют собой конкретные области неба, а скорее имеют символическое значение. Они используются для схематического представления расположения звезд на небе и облегчения их идентификации.

Для идентификации созвездий используются звездные карты, на которых указаны положения основных звезд каждого созвездия. При этом каждое созвездие имеет свою уникальную форму, которая помогает астрономам и любителям астрономии находить и распознавать созвездия на небосводе.

Созвездия получили свои названия от древних астрономов, которые находили определенные картинки на небе и дают им имена, отражающие их форму или мифологическое значение.

Создание созвездий и систематизация их названий позволяют астрономам ориентироваться на небосводе и легко находить интересующие объекты.

Некоторые из самых известных созвездий включают Большую Медведицу, Ориона, Кассиопею, Скорпион и другие.

Изучение и распознавание созвездий является одним из важных этапов в изучении астрономии и помогает углубить знания о пространстве и звездах.

Объекты глубокого космоса в Телескопе

В созвездии относительно мало заметных объектов глубокого космоса. В нём находится группа Телескопа, состоящая примерно из 12 галактик. С этим созвездием не связаны метеоритные потоки.

Галактика NGC 6850

NGC 6850 — спиральная галактика в Телескопе. Она была открыта английским астрономом Джоном Гершелем в июне 1836 года. Она имеет магнитуду 12,6.

Планетарная туманность IC 4699

IC 4699 — планетарная туманность в Телескопе. Она расположена недалеко от Альфа Телескопа и на границе с созвездием Южная Корона. Туманность можно увидеть в 200-миллиметровый телескоп. Она имеет видимую величину 13.

Группа Телескопа

Группа Телескопа — это группа галактик, состоящая из 12 членов и охватывающая 3º в северо-восточной части созвездия. Галактики находятся примерно в 120 миллионах световых лет от Млечного Пути. Самыми яркими членами группы являются галактики NGC 6868 и NGC 6861.

Сокращение Tel
Символ Телескоп
Площадь 252 кв. градуса(57 место)
Видимо в широтах От +33° до −90°.
Ярчайшие звёзды(видимая звёздная величина < 3m)

нет; ярчайшая α Tel — 3,49m

Метеорные потоки
нет
Соседние созвездия
  • Жертвенник
  • Южная Корона
  • Индеец
  • Микроскоп (угол)
  • Павлин
  • Стрелец

Post Views: 1 564

Какие существуют телескопы

Известны следующие виды телескопов для различных диапазонов электромагнитного спектра:

• оптические телескопы,
  • радиотелескопы,
  • рентгеновские телескопы,
  • гамма-телескопы,
  • нейтринные телескопы — детекторы нейтрино.

Радиотелескопы, объединенные в единую сеть

Классификация телескопов по оптической системе

• линзовые (рефракторы, или диоптрические), где объективом является линза или система линз;
  • зеркальные (рефлекторы, или катаптрические), где объективом выступает вогнутое зеркало;
  • зеркально-линзовые (катадиоптрические), где объективом является сферическое главное зеркало, а линзы служат для компенсации его аберраций (погрешностей);
  • для наблюдений за Солнцем используются особые солнечные телескопы.

Космический телескоп «Хаббл» — автоматическая обсерватория на околоземной орбите, названная в честь астронома Эдвина Хаббла. Отсутствие атмосферы увеличивает разрешающую способность «Хаббла» в 7—10 раз по сравнению с подобным телескопом, располагаемым на Земле

«Спитцер» находился в космосе почти 6 лет

«Гершель» — космический телескоп, искусственный спутник Земли

Телескоп «Чандра» приступил к работе в 1999 году и функционирует по сей день

• Выход человека в космос
  • Международные орбитальные станции
  • Обсерватории — «храмы» науки

Шаровое звездное скопление М56

На полпути от звезды гамма Лиры до Альбирео, красивой двойной в Лебеде, находится шаровое звездное скопление М56. В 50-мм бинокль скопление выглядит как тусклое пятно. По сравнению с классическими шаровиками, вроде М13 в Геркулесе, М56 кажется довольно невзрачным объектом. Однако уже в 70-мм бинокль скопление видно отлично! Внешне оно напоминает голову далекой бесхвостой кометы. Рассматривая такие объекты, становится ясно, почему Шарль Мессье и другие наблюдатели XVIII века путали их с кометами!

В таблицах ниже приведены основные данные по двойным и переменным звездам, а также объекты глубокого космоса, доступные для наблюдения в бинокли и небольшие телескопы.

Мифология

Армянская, арабская, валахская, еврейская, персидская, турецкая, киргизская

По одному из армянских мифов о Млечном Пути, бог Ваагн, предок армян, суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. Когда он шёл со своей добычей по небу, то ронял на своём пути соломинки; из них и образовался светлый след на небе (по-армянски «Дорога соломокрада»). О мифе про рассыпанную солому говорят также арабское, еврейское, персидское, турецкое и киргизское названия (кирг. саманчынын жолу – путь соломщика) этого явления. Жители Валахии считали, что эту солому Венера украла у Святого Петра.

Бурятская

Согласно бурятской мифологии, добрые силы творят мир, видоизменяют вселенную. Так, Млечный Путь возник из молока, которое Манзан Гурме нацедила из своей груди и выплеснула вслед обманувшему её Абай Гесеру. По другой версии, Млечный Путь – это «шов неба», зашитого после того, как из него высыпались звёзды; по нему, как по мосту, ходят тенгри.

Венгерская

По венгерской легенде, Аттила спустится по Млечному Пути, если секеям будет угрожать опасность; звёзды представляют собой искры от копыт. Млечный Путь. соответственно, называется «дорогой воинов».

Древнегреческая

Этимологию слова Galaxias (Γαλαξίας) и его связь с молоком (γάλα) раскрывают два схожих древнегреческих мифа. Одна из легенд рассказывает о разлившемся по небу материнском молоке богини Геры, кормившей грудью Геракла. Когда Гера узнала, что младенец, которого она кормит грудью, не её собственное дитя, а незаконный сын Зевса и земной женщины, она оттолкнула его, и пролитое молоко стало Млечным Путём. Другая легенда говорит о том, что пролитое молоко – это молоко Реи, жены Кроноса, а младенцем был сам Зевс. Кронос пожирал своих детей, так как ему было предсказано, что он будет свергнут собственным сыном. У Реи зародился план, как спасти своего шестого ребёнка, новорождённого Зевса. Она обернула в младенческие одежды камень и подсунула его Кроносу. Кронос попросил её покормить сына ещё раз, перед тем как он его проглотит. Молоко, пролитое из груди Реи на голый камень, впоследствии стали называть Млечным Путём.

Индийская

Древние индийцы считали Млечный Путь молоком вечерней красной коровы, проходящей по небу. В Ригведе Млечный Путь назван тронной дорогой Арьямана. Бхагавата-пурана содержит версию, по которой Млечный Путь – это живот небесного дельфина.

Инкская

Главными объектами наблюдения в астрономии инков (что нашло отражение в их мифологии) на небосклоне являлись тёмные участки Млечного Пути – своеобразные «созвездия» в терминологии андских культур: Лама, Детёныш Ламы, Пастух, Кондор, Куропатка, Жаба, Змея, Лиса; а также звёзды: Южный крест, Плеяды, Лира и многие другие.

Кетская

В кетских мифах, аналогично селькупским, Млечный Путь описывается как дорога одного из трёх мифологических персонажей: Сына неба (Еся), который ушёл охотиться на западную сторону неба и там замёрз, богатыря Альбэ, преследовавшего злую богиню, или первого шамана Доха, поднимавшегося этой дорогой к Солнцу.

Китайская, вьетнамская, корейская, японская

В мифологиях синосферы Млечный Путь называют и сравнивают с рекой (во вьетнамском, китайском, корейском и японском языках сохраняется название «серебряная река». Китайцы так же иногда называли Млечный Путь «Жёлтой дорогой», по цвету соломы.

Коренных народов северной Америки

Хидатса и эскимосы называют Млечный Путь «Пепельным». Их мифы говорят о девушке, рассыпавшей по небу пепел, чтобы люди могли найти дорогу домой ночью. Шайенны считали, что Млечный Путь – это грязь и ил, поднятые брюхом плывущей по небу черепахи. Эскимосы с Берингова пролива – что это следы Ворона-творца, шедшего по небу. Чероки полагали, что Млечный Путь образовался, когда один охотник украл жену другого из ревности, а её собака стала есть кукурузную муку, оставшуюся без присмотра, и рассыпала её по небу (этот же миф встречается у койсанского населения Калахари) . Другой миф того же народа говорит о том, что Млечный Путь – это след собаки, тащившей что-то по небу. Ктунаха называли Млечный Путь «собачьим хвостом», черноногие называли его «волчьей дорогой». Вайандотский миф говорит о том, что Млечный Путь – это место, где души умерших людей и собак собираются вместе и танцуют.

Финская, литовская, эстонская, эрзянская, казахская

Финское название – фин. Linnunrata – означает «Путь птиц»; аналогичная этимология и у литовского названия. Эстонский миф также связывает Млечный («птичий») Путь с птичьим полётом.

Эрзянское название – «Каргонь Ки» («Журавлиная Дорога»).

Казахское название – «Құс жолы» («Путь птиц»).

Как выбрать прибор для наблюдения за планетами

Из-за обилия оптических приборов на рынке достаточно трудно определится, какую же именно технику выбрать для наблюдения планет

Чтобы упростить этот процесс, следует уделить внимание диаметру трубы – именно апертура (диаметр) определяет все оптические возможности прибора

Чем она больше, тем большее количество света пропускает объектив и, соответственно, тем больше и качественнее будет конечное изображение и возможность увеличивать объекты.

Чтобы вычислить максимальное увеличение, следует пользоваться формулой: 2х D, где D – это диаметральные миллиметры. Также следует исходить из конечной цели, будет ли техника использоваться для наблюдения за природой или за космосом? Каков уровень астронома? Исходя из ответов следует и выбирать

Обращать внимание следует на:

• апертуру,
  • фокусное расстояние,
  • линзы или зеркала,
  • наличие рефлектора.

Самый важный параметр из всех – это апертура. Что это? Это диаметр объектива. Для чего нужен правильный его размер? Исходя из него можно будет просто смотреть на далекие пятна, или в подробностях изучать небесное тело. Эти модели следует выбрать для начинающих астрономов:

• Sky-Watcher,
  • Arsenal-GSO,
  • Celestron.

Владимирский планетарий

Планетарий во Владимире открылся через год после первого полета человека в космос — в 1962 году. Посетители Владимирского планетария могут узнать о возможности жизни на соседних планетах и в других частях вселенной, научиться различать созвездия и поучаствовать в поэтических вечерах под небом купола. Помимо лекций об астрологии и космонавтики здесь проводят беседы об экологии, биологии, географии и истории. Все лекции носят познавательно-развлекательный характер и помогают детям расширить знания школьной программы.

Сотрудники планетария не только проводят лекции в его здании, но и выезжают с программами в школы, детские сады и вузы: активная лекционная деятельность — одна из отличительных черт Владимирского планетария. А несколько раз в год сотрудники проводят для всех желающих наблюдения за Луной и звездами через телескоп.

Прибор, приоткрывающий тайны Вселенной

Созвездие Телескоп занимает всего лишь 252 квадратных градуса неба, на котором размещаются около трех десятков видимых наблюдателю звезд. Рядом с Телескопом на небе обитают созвездия Индейца, Павлина, Жертвенника, Южной Короны, Стрельца и Микроскопа. По размерам занимаемого на небе места, Телескоп — лишь 57-й из 88 современных созвездий.

Созвездие Телескоп, вид в программе планетарии Stellarium

Звезд первой величины в созвездии наблюдателю не обнаружить. Здесь сосредоточены лишь пара звезд 4-й и пятерка звезд 5-й величин. Самые яркие из них, имеющие четвертую величину, не образуют никаких примечательных для опознания геометрических фигур. Созвездие Телескоп не наблюдаемо с территории РФ. Увидеть его с Земли можно только находясь в Южном полушарии.

Кто придумал телескоп?

Считается, что первым использовать линзы для приближения удаленных предметов догадался ученый Галилео Галилей. В 1610-м году он сконструировал телескоп, через который разглядел кратеры на Луне, спутники Юпитера и прочие интересные детали, расположенные на космическом расстоянии. Но вместе с тем, при раскопках Трои археологи нашли хрустальные линзы, и это значит – не исключено, что умением приближать предметы люди обладали и раньше.

Обычно телескопы устанавливают в обсерваториях – специальных сооружениях, предназначенных для наблюдений за различными явлениями природы. Обсерватории, имеющие вращающийся купол и расположенные в основном на возвышенностях, оснащают целыми комплексами телескопов.

Туманности и скопления в созвездии Лира

Созвездие Лиры замечательно не только своими переменными звёздами. В нём есть и другие замечательные объекты.

Планетарная туманность М 57 — «Кольцо»

Как раз посередине между дальними звёздами «параллелограмма» Лиры находится одна из красивейших планетарных туманностей – она обозначена как М 57 в каталоге Мессье. Если посмотреть на неё в телескоп, то выглядит она как эфемерное кольцо дыма, которые умеют пускать заядлые курильщики. На фотографиях телескопа Хаббл она выглядит гораздо более впечатляюще.

Туманность «Кольцо», снятая Хабблом.

Эта туманность образовалась, когда красный гигант в её центре сбросил свою оболочку, и теперь это облако газа расширяется во все стороны. Взрыв произошел примерно 6000-8000 лет назад, и сейчас эта туманность в поперечнике достигла размера в 1.5 светового года. Туманность светится за счет ионизации газа излучением центральной звезды. Эта звезда – одна из самых горячих – температура её поверхности достигает 120000 градусов, а света она излучает в 200 раз больше Солнца, притом, что масса её вдвое меньше.

В центре её теперь находится горячий белый карлик яркостью 14.7m, то есть это очень трудный объект даже для очень мощных любительских телескопов – требуется апертура от 400 мм. А вот саму туманность «Кольцо» можно обнаружить в довольно скромный телескоп. Например, она хорошо видна в 90-мм рефрактор Sky-Watcher 909, а обнаружить её можно даже в мощный бинокль – яркость её 8.8m.

Конечно, на самом деле туманность «Кольцо» представляет собой не кольцо, а сферу, так как газ был сброшен центральной звездой во все стороны. Однако края этой сферы в направлении взгляда выглядят «толще», чем центр, поэтому мы видим туманность в виде кольца. Из-за ровной округлой формы, напоминающей диск планеты, туманности такого типа называются планетарными.

Если у Вас есть телескоп, обязательно найдите туманность M 57, посмотрите на следы катастрофы, случившейся несколько тысячелетий назад. Возможно, когда-то центральная звезда имела и планеты, которые были сметены взрывом огромной силы.

М 56 – шаровое скопление в Лире

М 56 – самое яркое шаровое звездное скопление в созвездии Лиры. Его яркость – 8.3m, а размер – 8.8’. Расстояние до него – около 30000 световых лет, хотя разные источники указывают разное.

Шаровое скопление М 56.

Для наблюдений этого скопления лучше всего подойдет телескоп с апертурой 130 мм и более. В меньшие инструменты не заметно никаких деталей. А вот 200-мм телескоп покажет уже отдельные звёзды этого скопления.

NGC 6791 – рассеянное звездное скопление

Это скопление имеет яркость 9.5m и размеры 16’. При небольшом увеличении оно выглядит как слабое и блеклое, но при большем увеличении распадается на множество звезд и смотрится гораздо интереснее. Однако это скопление расположено на довольно насыщенном звездами 10-13m фоне, поэтому края его сложно заметить.

Рассеянное скопление NGC 6791.

Это скопление – одно из старейших, его возраст около 8 миллиардов лет. Оно состоит из порядка 100 звезд, и некоторые из них старше 6 миллиардов лет.

Конечно, в созвездии Лиры есть и другие объекты, но перечисленные здесь доступны для наблюдений с довольно скромным телескопом, а то и совсем без него. Да и вообще созвездие Лиры уникально в том смысле, что при очень скромных размерах имеет столь большое количество достопримечательностей

Так что обязательно обратите на него внимание в своих путешествиях по звездному небу. А мы желаем побольше хорошей погоды!

Еще несколько интересных звезд

Созвездие Телескопа богато еще одной интересной двойной системой. Ей является дельта Созвездия. Любопытно, что две составляющих дельты Телескопа расположены на разном расстоянии от Земли, и разность эта существенна. Так, первая звезда — бело-голубой субгигант в 800 св. годах от нашей планеты, а второй — такая же звезда-субгигант, расположенная на расстоянии свыше 1100 св. лет.

Кси Телескопа

Другим примечательным звездным объектом считается звезда кси Телескопа. Представляет собой красного гиганта на достаточно большом расстоянии от Земли – 1250 св. лет. Видимый звездный блеск этой звезды составляет 4,93m. Особенность кси Телескопа заключается в том, что это неправильная переменная звезда.