Плеяды: одно из самых известных звездных скоплений

Созвездие персей

Что такое Плеяды

Это рассеянное скопление содержит очень много звёзд. Хотя невооружённым глазом видно всего лишь семь из них, уже в бинокль можно увидеть их десятки, а если воспользоваться даже небольшим телескопом, то сотни. Учёные считают, что в скоплении Плеяды находится 1200 звёзд, и все они связаны между собой гравитацией. То есть это не просто группа звёзд, которые случайно оказались в одном направлении взгляда, а действительно крупная система, которая образовалась из одной туманности.

Возраст Плеяд – всего лишь 115 миллионов лет, то есть это очень молодое скопление. Наше Солнце гораздо старше – ему 4.5 миллиардов лет. Поэтому в скоплении большинство звёзд – молодые и горячие. Но примерно 25% из всех звёзд – коричневые карлики, очень тусклые и небольшие.

12 звёзд скопления ярче 6 m и их можно увидеть невооружённым глазом, если зрение очень хорошее и небо очень чистое. Все они – бело-голубые гиганты и субгиганты, которые гораздо больше, ярче и горячее Солнца.

На фотографии видно, что около всех ярких звёзд есть туманности. Раньше считалось, что это остатки той самой туманности, из которой образовались эти молодые звёзды. Сейчас известно, что они не имеют друг к другу отношения – просто Плеяды проходят через пылевое облако, случайно оказавшееся на его пути. Яркие звёзды подсвечивают его, и оно становится заметным. Звёзды скопления и туманность движутся в разных направлениях, их относительная скорость 11 км/с.

Расстояние до Плеяд многократно измерялось и уточнялось. Сейчас считается, что до него 135 парсек, или 440 световых лет. А размер его – примерно 12 световых лет в поперечнике. Общая его масса равна примерно 800 солнечным, но распределена она неравномерно – как уже говорилось, в скоплении есть и тяжёлые гиганты, и множество лёгких коричневых карликов.

Хи Аш Персея: двойное скопление в созвездии Персея

Двойное скопление в Персее — пара молодых рассеянных звездных скоплений, которая находится в плоскости Галактики на расстоянии 7600 световых лет от Земли. Пара также известна под названием h и χ Персея (читается как аш хи Персея), в Новом общем каталоге Г. Дрейера скопления обозначены как NGC 869 и NGC 884.

χ&h Персея — один из красивейших объектов ночного неба. Пара видна на небе невооруженным глазом как небольшое вытянутое туманное пятнышко на фоне Млечного Пути. Уже в бинокль скопления разбиваются на звезды, а в телескоп предстают как изумительный по красоте двойной рой звезд.

Двойное скопление аш хи Персея и замечательные звездные поля. Roth Ritter/APOD

Двойное скопление Персея известно с древних времен. Первые упоминания относятся к античному астроному Гиппарху (ок. 130 г.); как о небольшом «облачке» писал о нем Птолемей.

В то же время другие, гораздо менее яркие объекты в Персее, туманность М76 и скопление М34, туда были включены.

Каждое из скоплений h&χ Персея представляет собой классический пример рассеянного звездного скопления. NGC 869 (h Персея) насчитывает около 200 звезд, NGC 884 (Χ Персея) — порядка 150.

Но это только самые яркие члены скопления, которые могут быть увидены и сфотографированы любительскими средствами. Наблюдения на крупных инструментах показывают, что каждое из скоплений содержит по меньшей мере 5000 звезд, включая самые слабые красные и коричневые карлики.

Полная масса скоплений оценивается астрономами в 20000 масс Солнца, а возраст — в 14 миллионов лет. Несмотря на молодость аш Хи Персея, самые массивные звезды в них уже значительно проэволюционировали и вступили в стадию красного гиганта.

С другой стороны, маломассивные звезды все еще находятся на стадии сжатия, т. е. являются, по сути, протозвездами. Более того, обнаружены компактные кометарные туманности, что является признаком продолжающегося звездообразования.

Вокруг некоторых из звезд аш Хи Персея найдены околозвездные газопылевые диски, свидетельствующие о текущем образовании планетных систем.

Самые яркие и массивные голубовато-белые звезды принадлежат к спектральному классу O5 и имеют температуру поверхности 41000 К. Есть среди звезд скоплений множество звезд класса B с температурой от 11 до 30 тысяч градусов Кельвина.

Найдено множество желтых карликов — звезд типа Солнца — и еще более холодных красных карликов, вплоть до класса М5.

В последнее время проведены широкие фотометрические обзоры скоплений (см., например, здесь) которые позволили выявить несколько типов переменных звезд. Среди них: неправильные затменные B-типа, затменно-переменные, звезды типа дельта Щита и гамма Золотой Рыбы, цефеиды.

Как найти Аш Хи Персея на небе

Благодаря своей яркости и красоте двойное скопление в Персее является излюбленным объектом для любителей астрономии. Скопление найти нетрудно: оно находится примерно на полпути между звездой альфа Персея (Мирфак) и дельта Кассиопеи (Рукбах).

Две цепочки звезд созвездия Персея сливаются в звезде Мирфак в одну и указывают на созвездие Кассиопеи. Двойное скопление (показано желтыми прерывистыми окружностями) находятся на полпути от звезды Мирфак к звезде Рукбах в созвездии Кассиопеи. Рисунок: Stellarium

Лучшее время для наблюдения Хи аш Персея — с августа по апрель. В конце лета и первой половине осени созвездие Персея видно на востоке и юго-востоке, во второй половине осени и до середины зимы — на юге, весной созвездие по вечерам наблюдается на западе.

Фото Аш Хи Персея

Здесь представлены некоторые фотографии и картинки скопления Аш Хи Персея.

Двойное скопление в Персее. Ярчайшие звезды скопления — голубые и красные гиганты. Stuart Heggie

Скопление аш хи Персея и очень слабые облака межзвездного водорода. Чтобы эти облака проявились, автор снимка, швейцарец Фабиан Нейер снимал этот участок неба через фильтр Halpha в течение 22 часов! Fabian Neyer

Комета Хартли 2, скопление аш хи Персея и туманность Сердце. Снимок сделан в октябре 2010 года. Rogelio Bernal Andreo/APOD

Характеристики аш хи Персея

Расстояние, количество звезд, масса и возраст скоплений взяты из работы The Stellar Population of h and χ Persei: Cluster Properties, Membership, and the Intrinsic Colors and Temperatures of Stars. Масса скоплений дана в массах Солнца.

h Персея (NGC 869)

Созвездие: ПерсейВидимая звездная величина: 4,3Расстояние: 2344±85 пкКоординаты α (2000): 02h 19minКоординаты δ (2000): +57° 09′Видимый диаметр: 30′Количество звезд*: 200Полное кол-во звезд:3130Масса: 4704Возраст: ~14 миллионов лет

* — указано количество звезд, которые могут быть визуально наблюдаемы в крупный любительский телескоп.

Туманности и галактики Персея

Малая Гантель

Фото NGC 650 или Малая Гантель

В составе созвездия Персей сосредоточены весьма интересные туманности. Таковой, к примеру, является туманность Малая Гантель. Еще данный небесный объект именуют как туманность Пробка или просто Гантель, а также она обозначается как объект Мессье 76 (М76) или NGC 650/651. Данную планетарную туманность открыли в 1780 году. Поскольку ранее полагалось, что данный объект составлен из двух независимых туманностей, то по каталогам NGC ему присвоили двойной номер. В перечне объектов Мессье эта туманность является наиболее тусклой. Видимая звездная величина равна 10,1m при размере в 65 угловых секунд.

Туманность Калифорния

Снимок туманности Калифорния и рассеянного скопления Плеяды. Автор Rogelio Bernal

Есть в Персее эмиссионная туманность, имеющая такое же название, как у популярного американского штата – Калифорния. Еще она обозначается в каталогах как NGC 1499. Ее еще в 19 столетии обнаружил на небе американский астроном Бернард.

Фото Туманность Калифорния снятая астрономом-любителем из Великобритании

Без специальных фильтров увидеть данную туманность довольно непросто, поскольку яркость ее поверхности довольно слабая. Туманность Калифорния расположена от нашей планеты в 1000 световых годах, а ее протяженность равна примерно ста световым годам.

Как найти созвездие Персея на небе?

Созвездие хорошо видно на всей территории России, наилучшие условия для наблюдения складываются в декабре.

Для того чтобы найти созвездие, нужно мысленно продолжить на восток линию, образованную цепочкой из трёх звёзд Андромеды. Она точно укажет на Персея. С востока созвездие Персея граничит с Кассиопеей, на западе – с Возничим, а на юго-востоке расположен Телец.

Источники

Происхождение и состав

Двойное звездное скопление h и x Персея

Рассеянное скопление – это сообщество звезд, имеющих одинаковый возраст и рожденных из частиц одного газового облака. В нашей Галактике астрономы нашли их больше 1 тыс., но этот показатель не дает полной картины, так как открыты еще далеко не все объекты. Две сияющие плеяды звезд, нашедшие приют в Персее, заметны с Земли невооруженным глазом. Благодаря прекрасной видимости и значительной звездной величине (5,3 m и 6,1 m), они описаны за 130 лет до н. э.  древнегреческим ученым-астрономом Гиппархом. Этот тип скопления по классификации Трюмплера – I3r, что означает сильную сосредоточенность, небольшой разброс яркости среди объектов и значительное количество звезд в системе.

Появление из одного молекулярного облака парных скоплений с разными центрами – не единичный случай. В Галактике их найдено 10, а соседние Магеллановы Облака располагают еще большим количеством таких объектов. Звезды, наполняющие собой h и χ Персея, имеют температуру выше, чем у нашего Солнца, а их юный возраст составляет всего 13 млн. лет (земному светилу – 4,5 млрд.). Каждая группа скопления удалена примерно одинаково, промежуток между объектами и нашей системой составляет 7000 св. лет. Между собой же они расположены в относительной близости, расстояние исчисляется в несколько сотен световых лет.

Звёздные скопления и туманности в созвездии Персея

В Персее есть несколько интересных скоплений и туманностей, на которые стоит взглянуть. Некоторые очень легко найти в бинокль или небольшой телескоп.

Двойное скопление χ и h Персея

В этом созвездии есть один очень красивый объект – двойное звёздное скопление, которое обозначается χ и h Персея. Каждая буква обозначает одно рассеянное скопление.

Они видны даже невооруженным глазом в верхней части созвездия, вблизи Кассиопеи. Но уже в бинокль они выглядят довольно красиво. В телескоп с небольшим увеличением эти скопления просто великолепны – каждое сверкает россыпью звёзд. Ведь их там очень много, и хотя эти скопления рассеянные, но они довольно компактны.

Скопления χ и h Персея в одном поле зрения.

Скопление h имеет яркость 5.3m и содержит около 350 звёзд. До него около 7000 световых лет, а в поперечнике оно занимает около 56 световых лет.

Второе скопление – χ Персея, тоже имеет яркость 6.1m, но оно несколько крупнее, занимая в поперечнике 77 световых лет. Звёзд в нем немного меньше – около 300. До этого скопления также примерно 7000 световых лет.

Очень рекомендуем найти это двойное скопление в бинокль или в телескоп и насладиться прекрасным зрелищем. Тем более, это очень простой для поиска объект, даже у новичка это займет максимум пару минут.

Рассеянное скопление M 34

Это рассеянное звёздное скопление расположено в восточной части созвездия. Оно имеет яркость 5.5m и легко находится в бинокль. В телескоп с апертурой 120 мм в нём видно около 50 звёзд, а всего их там около 100. Это скопление очень хорошо раскрывает свои секреты при повышении увеличения и относится к лёгким для наблюдения. При этом выглядит оно очень эффектно.

Рассеянное скопление M 34 в Персее.

До скопления M 34 около 1400 световых лет. Оно было открыто итальянским астрономом Джованни Баттистой Годиерной до 1654 года.

Туманность М 76, «Малая Гантель»

Эта планетарная туманность в самом деле чем-то напоминает гантель и даже считалось, что это две разных туманности. Открыта она была еще в 1780 году Пьером Мешеном и вошла в каталог Мессье под номером 76. Находится в восточной части созвездия, близи границы с Андромедой.

Туманность «Малая Гантель» довольно тусклая, её блеск составляет 10.1m, и это один из самых сложных для наблюдений объект каталога Мессье. К тому же, она маленькая, а потому лучше использовать средний телескоп. Двойной лепесток можно заметить в 8-дюймовый инструмент. Поперечник яркой части – 65 угловых секунд, а ореола – 290 угловых секунд.

Туманность М 76 — «Малая Гантель»

Как и все планетарные туманности, эта тоже появилась в результате сброса оболочки звездой. В центре имеется звезда – белый карлик, с блеском 15.9m, очень горячая – температура поверхности достигает 60000 К. Температура газа в туманности достигает 88400 К, и она расширяется со скоростью 42 км/с. Расстояние до неё 2500 световых лет.

Туманность «Калифорния»

Туманность Калифорния в созвездии Персей

Диффузная туманность NGC 1499 формой напоминает штат Калифорнию в США, отчего и получила своё название. Это просто газовое облако, преимущественно из водорода, которое находится в 1500 световых годах от нас. В длину оно раскинулось на 100 световых лет.

Туманность NGC 1333

Туманность NGC 1333.

Эта туманность расположена в 1000 световых годах от нас и имеет голубоватый оттенок. Она не светится сама по себе, а отражает свет других звёзд, так как содержит как газ, так и пыль. В этой туманности активно образовываются новые звёзды, которые и подсвечивают туманность изнутри. Свет самих звёзд, расположенных внутри туманности, затеняется плотными пылевыми облаками.

Звезды в Мессье 45

Самыми яркими звездами в скоплении Плеяд являются Альциона (видимая величина 2,86), Атлас (3,62), Электра (3,70), Майя (3,86), Меропа (4,17), Тайгета (4,29), переменная звезда Плейона (5,09), Целено (5,44) и Астеропа (5,64, 6,41). Девять самых ярких звезд — это все светящиеся, горячие, синие звезды типа B.

Мессье 45 имеет оценочный возраст 150 миллионов лет. Она не содержит сверхмассивных звезд О-типа или наиболее ярких звезд типа В, что означает, что звездообразование в скоплении закончилось по меньшей мере 80 миллионов лет назад.

До 25% звезд в скоплении Плеяд — это коричневые карлики, объекты с массой менее 8% массы Солнца, а их общая масса составляет менее 2% от общей массы скопления.

Было обнаружено, что одна из звезд в скоплении, получившая название HD 23514, окружена большим количеством горячих частиц пыли, которые вращаются внутри околозвездного диска звезды. Открытие, сделанное с помощью космического телескопа Спитцер, может указывать на образование планет вокруг звезды. HD 23514 — это звезда главной последовательности класса F6 возрастом менее миллиона лет.

Звезда Альциона

Альциона — это затмевающая двоичная система. Основной компонент-это бело-голубой гигант в 8,2 раза больше Солнца, в 6 раз массивнее и в 2 400 раз ярче по светимости.

Звезда Атлас

Атлас — это тройная звездная система, состоящая из спектроскопической двойной звезды с орбитальным периодом 1 250 дней. Эти два компонента: синие-белый гигант с видимой величиной 4,1 и его спутник с магнитудой 5,6, они имеют общую видимую величину 3,62. Двоичная система имеет более слабую звезду-компаньона с магнитуда 6,8. Она расположенный на расстоянии 0,4 дуговых секунды от них.

Звезда Электра

Электра — еще один бело-голубой гигант в этой группе. Звезда очень быстро вращается вокруг своей оси с прогнозируемой скоростью вращения 181 км/с на экваторе. В результате Электра становиться похожа на дыню и не имеет равномерной силы тяжести или температуры. Это пример эффекта, известного как гравитационное затемнение.

Звезда Майа

Майя — четвертая по яркости звезда в скоплении, является голубым гигантом и ртутно-марганцевой звездой. Звезда в 850 раз ярче Солнца, в 6 раз крупнее и более чем в 5 раз массивнее. Майя — центральная звезда туманности Майя — яркой туманности в скоплении Плеяд.

Звезда Меропа

Меропа — это голубой субгигант окружен туманностью Меропа, туманностью диффузного отражения, через которую в настоящее время проходит скопление M45. Звезда в 630 раз ярче Солнца и имеет массу примерно в 4,5 раза больше солнечной. Радиус Меропы более чем в 4 раза превышает радиус Солнца.

Звезда Тайгета

Тайгета — это еще одна звездная система в скоплении. Тройная звезда имеет сине-белый субгигант в качестве основного компонента. Звезда представляет собой спектроскопический бинарник, состоящий из двух звезд с видимыми величинами 4,6 и 6,1, разделенными 0,012 дуговыми секундами. Две звезды совершают полный оборот по орбите каждые 1 313 дней. У них есть спутник 8-й величины, разделенный 69 дуговыми секундами.

Звезда Плейона

Плейона — это еще одна горячая звезда типа B в скоплении. Она в 190 раз ярче Солнца и вращается близко к своей скорости распада, со скоростью 329 км/с. Звезда расположена менее чем в 5 дуговых минутах от значительно более яркого Атласа. Она классифицируется как гамма-переменная типа Кассиопея. Её яркость варьируется от величины 4,8 до 5,5. Имеет переменное звездное обозначение BU Тельца. Поскольку звезда вращается так быстро, вокруг нее вращается околозвездный диск из выброшенного материала.

С радиусом в 3,2 раза и массой в 3,4 раза больше солнечного, Плейона значительно меньше, чем другие яркие звезды в кластере.

Звезда Целено

Целено — это еще одна голубая субгигантская звезда типа B в M45. Она в 4,4 раза больше Солнца и в 9-10 раз массивнее.

Звезда быстро вращается вокруг своей оси с прогнозируемой скоростью вращения 185 км/с.

Наблюдательные данные
Прямое восхождение 03ч 47м
Склонение +24° 07′
Расстояние 440 св. лет (135 пк)
Видимая звёздная величина (V) +1,6
Видимые размеры (V) 110′
Созвездие Телец
Физические характеристики
Класс I,3,m
Часть от Рукав Ориона
Масса 800 масс Солнца
Радиус 6 св. лет
Возраст 100 миллионов лет

Post Views: 8 027

Легенда созвездия Персея

Согласно широко известному мифу, Персей был сыном Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия.

Акрисию было предсказано, что он умрёт от руки внука. Чтобы избежать подобного сюжета, он заточил свою дочь Данаю в медную башню. Узнав об этой несправедливости, Зевс, обернувшись золотым дождём, проник в башню к Данае. Вскоре она родила Персея. Акрисий пришёл в ярость. Он приказал поместить дочь и внука в ящик, заколотить и выбросить в море. Семь дней ящик носило по волнам, пока не прибило к острову Сериф. На острове царствовал Полидект. Он приютил несправедливо пострадавших.

Но спокойствие не вечно. Персей вырос и возмужал, а вот Полидекту пришла в голову другая идея – овладеть Данаей. Чтобы избежать трудностей, он послал Персея на верную смерть – добыть голову горгоны Медузы, взгляд которой обращал людей в камни.

Но боги помогли Персею. Афина и Гермес подарили нашему герою крылатые сандалии, острый нож, зеркальный щит, волшебную шапку-невидимку Аида и показали путь к горгонам. Бой был впечатляющим. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, смотря только на отражение медузы в зеркальном щите, он отрубил горгоне голову. У Медузы были ещё две  сёстры, но положив голову горгоны в сумку, Персей надёл шапку-невидимку и спокойно скрылся от преследовательниц.

На обратном пути, в Эфиопии, Персей спас от морского чудовища Кита царскую дочь Андромеду, о чём мы подробно рассказывали, говоря о легенде созвездия Андромеды. Персей взял Андромеду в жёны.

Прибыв домой победителем, Персей обнаружил свою маму в храме – там она спасалась от преследований  Полидекта. Разговор был коротким: при помощи головы горгоны он обратил Полидекта и его приспешников в камни.

Но древнее пророчество всё-таки сбылось – Персей случайно убил и Акрисия. Не желая далее царствовать, Персей оставил аргосский трон своему родственнику, а сам уехал в Тиринф. Но подвиги Персея не остался незамеченным – боги вознесли его на небо, превратив в красивое созвездие.

Справочный. Созвездия. Созвездие Персей

ВТ, 02/01/2011 — 21:39 — mav

Созвездие Персей
Персей (лат. Perseus) — большое и красивое древнее созвездие северной части неба, расположен в Млечном Пути к востоку от Андромеды. Оно является одним из 48 созвездий Птолемея (137г н.э.) и было принято Международным астрономическим союзом как одно из 88 современных созвездий. Занимает на небе площадь в 615.0 квадратного градуса и содержит 153 звезды, видимые невооруженным глазом из которых десять звезд ярче 4-й звездной величины, включая переменную звезду Алголь (β Per).   Окружающие созвездия Кассиопея, Цефей, Пегас и Андромеда расположены так, что они образовывают сюжетную группу одного из мифов, связанных с Персеем. Несколько в стороне находится созвездие Кит, также присутствующий в этом мифе.
Персей был сыном смертной Данаи и бога Зевса. Он должен был достать голову Горгоны Медузы в качестве свадебного подарка для Диктуса, брата короля острова Сериф Полидекта (на самом деле задание было только уловкой со стороны Диктуса).С небольшой помощью богов Гермеса и Афины он в конце концов смог победить Горгону и получить её голову. На обратном пути он спас Андромеду (дочь Цефея и Кассиопеи, короля и королевы Эфиопии) от морского чудовища. Сам Персей, представленный слабыми, но все же видимыми невооружённым глазом звёздами, выглядит мужчиной, который держит на некотором отдалении от себя круглый предмет. Созвездие видимо в широтах от +90° до −31°. Лучшее время для наблюдения на территории России — декабрь.
Интересные объекты
  • Мирфак (α Per): Ярчайшая звезда этого созвездия, которая также называется Альгениб (это имя используется также и для других звёзд, например, γ Peg). Мирфак (араб. локоть) — это сверхгигант спектрального класса F5 Ib, имеющий звёздную величину 1,79m и удалённый на расстояние 590 световых лет. Мирфак ярче Солнца в 5000 раз и имеет диаметр в 62 раза больший диаметра Солнца.
  • Алголь (β Per): Это не самая яркая звезда созвездия, но определённо она — одна из самых знаменитых звёзд. Алголь (от араб. «Аль Гуль», что значит Призрак или Звезда Демона) представляет глаз Медузы Горгоны в созвездии. Эта звезда является представителем целой группы затменных переменных звёзд. Её видимая звёздная величина меняется в интервале от 2,12m до 3,39m с периодом примерно 2,867 дня. Спектральный тип этой звезды — B8 V, расположена она на расстоянии в 93 световых года.
  • Голова Горгоны — астеризм, соответствующий части традиционной фигуры созвездия. Неправильной формы четырёхугольник, включающий звёзды β (Алголь), π, ρ и ω.
  • Сегмент Персея — астеризм, формируемый шестью звёздами Персея, вытянутыми в линию примерно с юга на север — ξ, ε, δ, α (Мирфак), γ и η.
  • h и χ Per, Двойное скопление: Эти два рассеянных скопления (NGC 869 и NGC 884 соответственно) принадлежат к числу наиболее красивых объектов ночного неба, наблюдаемого в бинокли или малые телескопы. Оба расположены на расстоянии более 7000 световых лет и разделены друг от друга расстоянием в несколько сотен световых лет. Число звёзд в них, соответственно, 300 и 350, а видимая звёздная величина — 4,0m и 3,9m.
  • M 34: Это рассеянное скопление с видимой яркостью 5,5m расположено на расстоянии около 1400 световых лет и содержит около 100 звёзд, разбросанных на небе по площади, превосходящей площадь полной луны. Истинный диаметр этого скопления около 14 световых лет. M 34 можно увидеть даже в хороший бинокль, но наилучшая видимость достигается при использовании телескопа с небольшим увеличением.
  • М 76: Эта планетарная туманность также называется Малая гантель. Её размер составляет около 65 угловых секунд, видимая звёздная величина — 10,1m.
  • NGC 1499: Эмисионная туманность, также называемая Калифорния, была открыта 1884-1985 гг. американским астрономом Эдвардом Барнардом (Edward Eemerson Barnard). В связи с крайне малой яркостью поверхности она является крайне сложным объктом для визуальных наблюдений.
  • радиант ежегодного метеорного потока Персеиды.
карта список звёзд

Комментарии, вопросы? Пишите: [email protected]. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Рассеянные скопления в Кассиопее

diimaxx

Неделю назад выдались чистые ночи, но с большой Луной, поэтому решил пофотографировать дальше рассеянки, но уже около дома. Блин как классно фоткать в своей обсерватории – всё уже настроено, надо только открыть купол, включить ноутбук, и можно сразу начинать фотографировать.

Как обычно, фотографировал на Canon 450Da c телескопом SW 130PDS и ISO1600. Желто-зеленая зона засветки, да плюс Луна не давали делать снимки более 150 секунд – дальше уже шел пересвет кадра по гистограмме.

На первый взгляд, ничего особенного нету в этих скоплениях, ну подумаешь звезд побольше в одном месте. но с другой стороны всё равно почему то они тянут к себе.

Википедия:Рассеянное звёздное скопление представляет собой группу звёзд (числом вплоть до нескольких тысяч), образованных из одного гигантского молекулярного облака. В нашей Галактике открыто более чем 1100 рассеянных скоплений, но предполагается, что их гораздо больше.

Звёзды в таких скоплениях связаны друг с другом относительно слабыми гравитационными силами. Типичный возраст скоплений — несколько сотен миллионов лет. Рассеянные звёздные скопления обнаружены только в спиральных и неправильных галактиках, где происходят активные процессы звездообразования.

Как правило, только около 10 % массы газового облака успевает образовать звёзды, прежде чем остальной газ будет развеян давлением света.Рассеянные звёздные скопления — ключевые объекты для изучения звёздной эволюции.

Благодаря тому, что члены скопления имеют одинаковый возраст и химический состав, эффекты от других характеристик легче определять для скоплений, чем для отдельных звёзд. Некоторые рассеянные скопления, такие как Плеяды, Гиады или Скопление Альфы Персея, видны невооружённым глазом.

Некоторые другие, например, Двойное скопление в Персее, едва различимы без инструментов, а ещё больше скоплений можно увидеть только при помощи бинокля или телескопа, как, например, Скопление Дикая Утка (M 11).

NGC654&663, IC166, 10*150sec        NGC744, 8*150sec

NGC7788&7790, 10*150sec                    NGC7789, 8*150sec

(Фото буду добавлять по мере обработки)Также пофотографировал и прочие объекты в Кассиопее, например неправильную галактику IC10 и излучающие туманности IC59 и IC63

На профессиональных фотографиях они выглядят шикарно, надо в след раз уделить им больше внимание.__IC10, 4*150sec                                 IC59 и IC63, 10*150сек. |

|

diimaxx

Погода преподнесла очередной сюрприз – аж четыре безоблачные ночи в безлунный период. Грех было не воспользоваться, Но на третий день без сна уже начинаешь напрягаться… Но небольшой минус всё же был – во вторую половину ночей была дымка, которая “освещала” небо, но в целом на фотографирование сильно не влияла. В первую ночь выехал в одиночку в Соколовку в узкое местечко, где можно было фотографировать только зенит, но зато ветер не мешался. Во вторую ночь присоединился к Диме в Лозыме – вот там в полях ветер доставлял неприятности. В третью ночь опять в одиночестве был в Соколовке, но уже остановился на забетонированном участке. Впадая в сон между сессиями начинают сниться страшные сны, после чего с опаской начинаешь выходить из машины в полную темноту))) Ну и вчера выезжали за Коччеяг, на северном направление, где были Костя, Витя и Дима. Ночью ноутбук даже покрылся корочкой льда. Отнаблюдали среднее СС, но заснять не удалось – все фотографировали на своих сетапах, а запасные фотики никто не взял.Наснимал немного, но зато 10-ти минутки и в основном водородные туманности, по мере обработки буду сюда выкладывать. Одну ночь поснимал 5-ти минутки, когда дымка на небе заставила сомневаться в фотографирование водорода. все снимки также сделаны на SW 130PDS c корректором MPCC2, Canon 450Da, HEQ5. На всех кадрах видна треугольность звезд, пока без понятия как от неё избавиться. По совету Димы ослабил крепление флеттенера, и вроде треугольность немного ушла, но всё равно присутствует.NGC891, 12*300сек                 1600ISO     M36, 8*300secNGC 1333, 16*600sec                    NGC7822, 17*600secNGC 281, 21*600sec                                    IC59&IC63, 12*600secM37, 6*300sec                         NGC1624, 5*600secСкопления галактик: первое около NGC503, на второй около NGC704.

Миф о созвездии Кассиопея

Существует легенда о созвездии Кассиопея. Так звали жену царя Эфиопии – Цефея. Однажды она возомнила о себе невесть что и заявила, что красивее нерид – морских нимф. Те обиделись и оскорбились на такое заявление и попросили морского владыку Посейдона наказать царицу Кассиопею. Тот не мог отказать – его жена Амфитрита тоже была одной из нерид. В итоге Посейдон отправил Цетуса, морское чудовище, разорить царство Цефея – Эфиопию.

Цефей обратился к оракулу и спросил, что делать, чтобы избавиться от морского чудовища. Оракул посоветовал ему отдать чудовищу в жертву дочь – красавицу Андромеду. Сказано – сделано. Андромеду приковали к скале над морской пучиной, но её спас Персей, победивший чудовище в неравной схватке и потом женившийся на красавице.

Но история на этом не заканчивается. На свадьбу пришёл некий Финеус и заявил, что Андромеда изменила ему и вообще только он имеет право на ней жениться. Персей схватился и с ним, но ему пришлось применить «тяжелую артиллерию» — голову Медузы Горгоны, взгляд на которую обращает в камень. На несчастье, Цефей и Кассиопея в ходе поединка тоже превратились в каменные статуи, как и многие другие гости.

После этого Посейдон своей властью поместил Цефея и Кассиопею на небо. Но в отместку за её хвальбу она полгода висит на небе вниз головой.

Как видите, в древности на свадьбах тоже умели весело погулять.

Звёзды созвездия Кассиопея

Основные звёзды, образующие фигуру созвездия, имеют собственные имена – Сегин, Рукбах, Нави, Шедар и Каф, если смотреть на W слева направо. Среди них есть довольно любопытные. Рассмотрим их отдельно.

Альфа Кассиопеи – Шедар

Это оранжевый гигант, расположенный в 228 световых годах от нас. В созвездии находится в правой нижней вершине фигуры W, а название происходит от арабского «грудь». Этот гигант имеет яркость всего 2.24 m, хотя на самом деле тяжелее Солнца в 4-5 раз, а по размеру больше его в 37 раз, к тому же излучает света в 500 раз больше. Дело в огромном расстоянии, на котором находится эта большая звезда.

Шедар – предположительно переменная звезда, хотя с XIX века этого не было замечено. Возможно, когда-нибудь она еще себя проявит.

Предполагается, что это двойная звезда, в системе которой есть нейтронная звезда. Это мощнейший источник радиоизлучения, притом единственный, который видно невооруженным глазом.

Бета Кассиопеи – Каф

Название с арабского переводится, как «ладонь». Это самая правая звезда в фигуре W, относится к субгигантам. Находится от нас в 47 световых годах, и на небе имеет яркость в среднем + 2.28 m. Почему в среднем?

Дело в том, что это переменная звезда типа δ Щита, притом самая яркая из этого класса. Она меняет яркость от + 2.25 m до + 2.31 m, с периодом в 2.5 часа. Интервал небольшой для наблюдений, но с помощью фотометрических методов точно замерен.

Каф в данный момент сжимается и разогревается под собственным давлением, так как синтез гелия уже прекратился. Следующий этап эволюции этой звезды — гигант.

Гамма Кассиопеи – Нави

Название этой звезды было дано в шутку американским астронавтом Вирджилом Айвеном Гриссомом, как имя Ivan, если его читать задом наперед. Так пишется среднее имя астронавна. Так она и была занесена в список звёзд НАСА. Находится в центре фигуры W и относится к важным навигационным звёздам, так как хорошо видна и легко находится на небе.

Это, пожалуй, одна из самых интересных ярких звёзд созвездия Кассиопея. Она меняет яркость от 1.60 до 3.0 m, и является переменной звездой неправильного типа. Амплитуда довольно большая, так что эту переменную можно наблюдать невооружённым глазом или с помощью бинокля. Иногда она становится самой яркой звездой созвездия, как, например, в 1937 году. Видимо, тогда она испытала что-то наподобие взрыва с расширением и сбросом вещества в пространство.

Нави излучает света в 55000 раз больше, чем Солнце, по размеру в 14 раз больше его, а по массе – в 19 раз тяжелее. Температура поверхности превышает 30000 К. Находится этот горячий гигант в 610 световых годах от нас.

В 2” от этой звезды в телескоп можно увидеть еще одну звезду с яркостью 11 m. Это двойная звезда, но не физическая система, а всего лишь оптическая двойная. Однако полюбоваться этой парой можно.

Дельта Кассиопеи – Рукбах

Это еще одна переменная звезда, только затменного типа, как знаменитый Алголь. Период составляет 460 дней, а яркость меняется от 2.68 до 2.74 m. Звёздная система состоит из белого гиганта и желтого карлика, похожего на наше Солнце. Расстояние до этой звезды – почти 100 световых лет.

Эпсилон Кассиопеи – Сегин

Эта звезда – крайняя слева в фигуре W созвездия Кассиопеи. Ничего особенного не представляет. Это молодая горячая звезда, возраст которой всего 15 миллионов лет, а температура поверхности – около 15000 К. По массе она в 9 раз тяжелее Солнца, а по размеру больше его в 6 раз. Яркость – 3.34 m.

Ро Кассиопеи – редкая звезда

Эта звезда находится от нас невообразимо далеко – расстояние оценивается в 11-15 тысяч световых лет. При этом на небе она выглядит как довольно тусклая звезда яркостью от 4.1 до 6.2 m. Всё-равно найдите её, ведь никакой другой звезды, настолько далёкой, мы бы вообще не увидели!

Дело в том, что эта звезда принадлежит к редкому типу желтых гипергигантов, и таких в Млечном Пути известно всего 7 штук, и одна из них находится также в созвездии Кассиопеи. Это желтый гипергигант, который в 450 раз больше Солнца. Наше Солнце рядом с этой звездой —  не больше, чем пылинка.

Ро Кассиопеи излучает неимоверное количество света – в 550000 раз больше, чем Солнце. Именно поэтому мы видим эту звезду, несмотря на огромное расстояние. Будь она удалена от нас, как большинство других звёзд – на 20-1000 световых лет, она была бы самой яркой на небе.

Это одна из самых ярких звёзд, вообще известных ученым. Её яркость меняется, потому что она относится к полуправильным переменным. Каждые 50 лет она испытывает сильнейшую вспышку со сбросом вещества. Так, в 2000-2001годах, она выбросила в пространство вещество массой в 10 тысяч земных.

Предполагается, что эта звезда уже взорвалась сверхновой, но мы еще этого не увидели, так как свет от нее идет к нам 11-15 тысяч лет.