Спутники газового гиганта

Существующие спутники нептуна

Кольца Нептуна

Как и другие газовые гиганты — Юпитер, Сатурн и Уран — Нептун может похвастаться системой колец. Кольца самой дальней из крупных планет были обнаружены в 1984 году и сфотографированы космическим аппаратом “Вояджер-2” в 1989 году.

Сколько колец у Нептуна?

У Нептуна есть пять основных колец, названных в честь астрономов, изучавших планету: Галле, Леверье, Лассела, Араго и Адамса. Кроме того, во внешнем кольце Адамса есть четыре скопления пылевых частиц, известных как дуги: Свобода (Liberté), Равенство (Égalité), Братство (Fraternité) и Храбрость (Courage). Несмотря на то, что в соответствии с законами механики дуги должны были бы соединиться в однородное кольцо, они являются стабильными структурами; ученые полагают, что гравитационное влияние спутника Нептуна Галатеи может удерживать дуги в таком положении.

Из чего состоят кольца Нептуна?

Кольца Нептуна темные, красноватые, различающиеся по размеру и плотности. Большинство из них тусклые и тонкие. Ученым не в полной мере известен состав колец Нептуна; вероятно, они состоят из льда и органических соединений. Считается, что кольца относительно молодые и могли быть образованы вследствие разрушения одной из лун Нептуна.

Физические характеристики[]

У Нептуна, как и у других планет-гигантов, нет твердой поверхности, поэтому за уровень отсчета при измерении размеров планеты принимается уровень атмосферы, на котором давление составляет 1 бар. Экваториальный диаметр Нептуна равен 49528 км, полярный — 48680 км; его масса — 1.02×1026 кг — превосходит земную в 17,14 раз. Таким образом, эта планета немного меньше и тяжелее Урана. Средняя плотность Нептуна — 1,76 г/см³. Уровень солнечной энергии в окрестностях Нептуна очень мал и составляет около 8 Вт/м2.

Атмосфера Нептуна на 98 % состоит из водорода и гелия. В ней содержится также 2,5—3 % метана. Перистые облака в атмосфере Нептуна, скорее всего, состоят из кристаллов замёрзшего метана. Сильные линии поглощения метана, доминирующие в спектре планеты, придают Нептуну интенсивный синий цвет. В спектре обнаружены также следы молекулярного водорода и этана. В микроволновом диапазоне обнаруживается присутствие небольших количеств аммиака.

Температура в атмосфере Нептуна меняется с глубиной. На уровне 0,1 бар температура минимальна — 50 К. Выше температура растет, достигая 750 К на высоте 2000 км (при давлении 10—11 бар), и далее остается постоянной. Также температура растет к центру планеты, где ожидаются значения температуры в 7000 К и давление в 5×106 бар. На уровне 1 бар температура атмосферы равна 74 К. Учитывая расстояние планеты до Солнца, ожидалось, что эффективная температура Нептуна составляет около 45 К, но оказалось, что она равна 59,3 К. Таким образом, на Нептуне часть тепла поступает из внутренних источников.

Ось вращения Нептуна наклонена к плоскости орбиты на 29°34′. Период вращения магнитного поля Нептуна, который, как полагают, связан с вращением ядра планеты, был определен «Вояджером-2» и составляет 16,11 часов (16 часов 07 минут). Большинство облаков вращаются с другими периодами, составляющими от 12 часов вблизи от южного полюса до 18 часов возле экватора. Это означает, что на Нептуне дуют ветры со скоростями до 2400 км/час, направленные против вращения планеты. Это самые сильные ветры в Солнечной системе.

«Вояджер-2» обнаружил, что ось магнитного поля Нептуна наклонена на 46° к оси вращения планеты, и смещена от центра планеты на расстояние в 0,55 радиуса планеты. В результате, напряженность магнитного поля сильно варьирует по поверхности планеты — от 0,1 гаусс в северном полушарии до 1 гаусс в южном. Полагают, что магнитное поле Нептуна порождается не ядром планеты, а мантией, богатой аммиаком. Сильный наклон оси магнитного поля приводит к тому, что траектории движения заряженных частиц в магнитосфере планеты пересекают траектории движения спутников и колец; в результате многие заряженные частицы поглощаются спутниками и кольцами, и их концентрация в магнитосфере уменьшается. Кроме того, «Вояджер» обнаружил на Нептуне полярные сияния, хотя и гораздо более слабые, чем на Земле. Они имеют сложный характер и распространяются на больших участках планеты, не только вокруг магнитных полюсов.

Полагают, что Нептун имеет ядро из расплавленных скальных пород, окружённое внешним ядром из частично расплавленной смеси аммиака, воды и метана, не разделённой на слои.

По данным на июнь г., у Нептуна 13 спутников.

Нептун и пояс Койпера

Пояс Койпера – это область, схожая с поясом астероидов. Находится около орбиты Нептуна. Стоит отметить: пояс Койпера – примерно в 20 раз шире и 200 раз массивнее упомянутого пояса астероидов.

Эта область состоит из различных планет (главным образом карликовых) и астероидов. Примером входящей планеты в состав пояса Койпера можно обозначить Плутон.

Орбита Нептуна лежит во внутренней границе данной области. Ученые также смогли выяснить, что гравитационное поле планеты и сформировало данный пояс. Оно оказало определенное воздействие на небольшие объекты, и заставило двигаться по определенной траектории. В итоге образовался достаточно плотный «диск» с опасным содержимым.

Орбита и вращение Нептуна

Как самая дальняя планета от Солнца, Нептун движется по самой длинной орбите из восьми планет. Но в отличие от нептунианского года, день на Нептуне относительно короткий.

Сколько длится год на Нептуне?

Нептун совершает один оборот вокруг Солнца приблизительно за 165 земных лет. Поскольку наклон оси Нептуна аналогичен наклону оси Марса и нашей планеты, на ледяном гиганте есть времена года, похожие на те, что мы наблюдаем на Земле; каждое время года длится около 40 лет.

Сколько длится день на Нептуне?

Нептун вращается быстрее Земли: в среднем один нептунианский день длится около 16 земных часов. Однако, поскольку ледяной гигант не представляет собой единый твердый объект, разные части планеты вращаются с разной скоростью. В районе экватора Нептун совершает одно вращение за 18 часов, в то время как в районе полюсов планете требуется около 12 часов, чтобы совершить полный оборот.

Открытия

Тритон был открыт Уильямом Ласселом ,10 октября 1846 г., всего через 17 дней после первого наблюдения за планетой Нептун. Второй спутник, Нереида , был открыт Жераром Койпером в 1949 году, более чем через столетие после Тритона.

До прибытия в систему планеты зонда « Вояджер-2» была обнаружена только Лариса (в 1981 г.) благодаря затмению звезды; однако эту третью луну нельзя было снова наблюдать до полета космического зонда над Нептуном.

Анализ фотографий, переданных Voyager 2 в 1989 году, позволил обнаружить пять новых спутников: Naïade , Thalassa , Despina , Galatée и Protée .

Халимед , Сан , Лаомеди и Несо (S / 2002 N 1–4), как указывает их временное обозначение, были обнаружены в ходе той же программы наблюдений в 2002 году. Псамате (S / 2003 N 1) была обнаружена в 2003 году.

Последний из них, Гиппокамп , был обнаружен с помощью телескопа Хаббла . Об открытии было объявлено 15 июля 2013 г., и тогда он был условно обозначен как S / 2004 N 1 . В конце концов он получил постоянное обозначение, Нептун XIV , на25 сентября 2018 г. затем был крещен Гиппокампом 20 февраля 2019 года.

Состав и поверхность планеты Нептун

Планета Нептун — одина из двух ледяных гигантов во внешней Солнечной системе (другая планета — Уран). Большая часть (80% или более) массы планеты состоит из горячей плотной жидкости (вода, метан и аммиак) и небольшим скалистым ядром. Из планет-гигантов Нептун самый плотный.

Ученые думают, что под холодными облаками Нептуна может быть океан супер горячей воды. Он не выкипает, потому что невероятно высокое давление держит его запертым внутри.

Планета Нептун не имеет твердой поверхности. Её атмосфера, состоящая в основном из водорода, гелия и метана, простирается на большие глубины. Она постепенно сливаясь с водой и другими расплавленными льдами над более тяжелым, твердым ядром. Ядро имеет примерно ту же массу, что и Земля.

Кольца[]

До пролёта «Вояджера-2» наличие у Нептуна колец было предметом оживленной дискуссии. Некоторые наземные наблюдения позволяли предположить, что вокруг планеты расположены неправильные дуги. Снимки «Вояджера» показали, что вокруг планеты существуют пять колец: два ярких и узких и три более слабых. Некоторые сектора внешнего яркого кольца значительно ярче, чем другие, и именно они были открыты при наблюдениях с Земли. Протяжённость таких дуг составляет от 1000 до 10000 км. Три самых ярких из них получили названия Свобода, Равенство и Братство. Яркие кольца (1989N2R, Леверье и 1989N1R, Адамс) расположены на расстояниях 53 тыс. км и 63 тыс. км. Внутреннее яркое кольцо имеет ширину всего 15 км. Спутники Галатея и Деспина движутся как раз по внутреннему краю 1989N1R и 1989N2R соответственно, и, возможно, участвуют в их формировании. Одно из широких колец расположено на расстоянии 42 тыс. км (1989N3R, Галле), другое — между яркими кольцами (1989N4R Лассель, Араго), и третье, по-видимому, заполняет пространство между внутренним широким кольцом и планетой. Кольца не отражают радиоволн, что указывает на отсутствие в них частиц размером крупнее сантиметра. То, что кольца лучше видны, если Солнце подсвечивает их сзади, указывает на преобладание пылевидных частиц. Возможно, кольца состоят из метанового льда, потемневшего под действием излучения Солнца.

Насколько большой Нептун?

Как самая удаленная от Солнца планета в нашей Солнечной системе, Нептун имеет очень маленький видимый размер, и его сложно наблюдать с Земли. К счастью, благодаря научным данным мы можем представить размеры этой далекой планеты.

Размер Нептуна

Имея радиус 24 622 км, Нептун является четвертой по величине планетой Солнечной системы и самым маленьким из газовых гигантов. Площадь поверхности планеты составляет 7,6 млрд км^2, а чтобы совершить путешествие вокруг ее экватора, потребуется преодолеть расстояние в 154 705 км.

Размер Нептуна по отношению к Земле

Радиус Нептуна примерно в четыре раза больше радиуса нашей планеты. Если бы Земля была размером с монету, ледяной гигант был бы размером с бейсбольный мяч. Кроме того, обладая третьей самой большой массой среди планет Солнечной системы, Нептун более чем в семнадцать раз массивнее Земли. Объем ледяного гиганта примерно в 57 раз превышает объем нашей планеты: внутрь этой планеты могли бы поместиться 57 земных сфер!

Вопросы ответы

Да, можно. Так как обе планеты сходны по размерам и частично по химическим свойствам.

Является ли Нептун главным газовым гигантом в Солнечной системе?

Нет. Данный титул носит Юпитер. Нептун занимает почетное третье место.

Правда ли, что вся поверхность Нептуна состоит изо льда?

Нет. Поверхность восьмой планеты – это жидкое, горячее и кипящее вещество, состоящее из аммиака, метана и воды. Льдом поверхность была прозвана только из-за своей плотности.

На Нептуне самые быстрые ветра?

Да. Скорость ветра может достигать 600 м/с. А ураган до 3000 км/ч.

Какой спутник Нептуна в прошлом был астероидом?

Тритон. Согласно последним исследованиям это космическое тело в прошлом было самостоятельным астероидом. Из-за гравитационного поля Нептуна он стал его спутником.

Интересные факты о Нептуне

Космос таит в себе много загадок, и планета Нептун не исключение. Что удивительного удалось о ней узнать за долгие годы ее существования? Интересные факты о планете Нептун:

Газовый шар который обладает самыми низкими температурными показателями. В верхней среде атмосферы небесного тела, градус опускается до -221°C. Это его характеризует как небесное тело с самыми низкими показателями температуры на своей поверхности во всей Солнечной системе. Ни один живой организм не умеет приспосабливаться к таким условиям, поэтому зарождение жизни на ней невозможна.

Вокруг планеты обнаружено 5 колец. Кольца носят названия ученых, которые ее открыли: Леверье, Адамс, Галле, Ласселл и Араго. Кольца имеют не такую большую ширину, поэтому их не изображают возле планеты.

Нептун не обладает как таковой поверхностью, из-за своего газового состава. Предполагается, что ледяной газовый шар, не имеет «почвы» под ногами. Ступить на самую дальнюю планету попросту невозможно. Поэтому изучить ее с помощью присутствия на ней не удастся, только на дистанции.

Сколько спутников у Нептуна? Нептун имеет несколько спутников, крупным из них считается — это спутник планеты Нептун, Тритон. Луны, которые находятся рядом с планетой и движутся вместе с ней, не нарушают свою траекторию. Спутник, совершает свое движение в противоположную сторону.

Предположительно, Нептун притянул к себе эту луну своим мощным полем и она оказалась захваченной единым вращением с планетой. Тритон постепенно становится все ближе к Нептуну, двигаясь по спирали. Скорее всего по прошествии миллиарда лет, Тритон войдет в атмосферу Нептуна и впоследствии станет еще одним кольцом планеты.

Для самой дальней планеты характерно наличие темных пятен на своей поверхности. Но они наблюдаются не всегда, они то появляются, то пропадают. Еще в 1989 году прибор «Вояджер-2» зарегистрировал наличие такого пятна на планете. В дальнейшем наблюдая за небесным телом с помощью телескопа Хаббл, в 1994 году, стало известно, что это затемнение пропало, но спустя некоторое время оно опять появилось, но уже на другом участке планеты.

В ходе таких изучений, была выдвинута версия, что подобное явление образуется вследствие сильных ураганов и темные пятна — это образующиеся воронки из-за них. Крутящиеся вихри несутся по поверхности планеты и исчезают, а более детальное рассмотрение небесного тела говорит о том, что эти темные пятна, всего лишь шторма созданные сильными ветрами.

Ось по которой вращается планета наклонена, в результате чего на небесном теле происходит частая смена сезонных периодов. Средняя продолжительность которых составляет около 40 лет.

Особенностью Нептуна является то, что определенное время года начинается не на всей территории планеты сразу, а только в определенной ее части. Так например в 2020 году в северной части было лето, а в южной — зима.

Исследования

Изображение Тритона с «Вояджера-2»

Во время сближения сигналы с аппарата шли до Земли 246 минут. Поэтому, по большей части, миссия «Вояджера-2» опиралась на предварительно загруженные команды для сближения с Нептуном и Тритоном, а не на команды с Земли. «Вояджер-2» совершил достаточно близкий проход вблизи от Нереиды, прежде чем прошёл всего в 4400 км от атмосферы Нептуна 25 августа. Позднее в тот же день «Вояджер» пролетел вблизи Тритона.

«Вояджер-2» подтвердил существование магнитного поля планеты и установил, что оно наклонено, как и поле Урана. Вопрос о периоде вращения планеты был решён измерением радиоизлучения. «Вояджер-2» также показал необычно активную погодную систему Нептуна. Было открыто 6 новых спутников планеты и колец, которых, как оказалось, было несколько.

Около 2016 года НАСА планировала послать к Нептуну КА «Нептун Орбитер». В настоящее время никаких предположительных дат старта не называется, и стратегический план исследования Солнечной системы больше не включает этот аппарат.

Открытие и присвоение имен

Космический телескоп Хаббл

Протей был обнаружен по изображениям, полученным космическим зондом Вояджер 2 за два месяца до его пролета Нептуна в августе 1989 года. Протей был третьим спутником Нептуна, который был обнаружен через 33 года после его открытия. открытие спутника Нептуна Нереида в 1949 году.

После открытия Протей получил временное временное обозначение S / 1989 N 1 . Стивен П. Синнотт и Брэдфорд А. Смит объявили о своем открытии 7 июля 1989 года, говоря только о «17 кадрах, сделанных за 21 день», что указывает на дату открытия где-то до 16 июня.

16 сентября ноябрь 1991, S / 1989 N 1 был назван в честь Протея, меняющего форму морского бога греческой мифологии.

Подарок вселенского масштаба

Леверье повезло самым неожиданным образом. Письмо из Парижа пришло в Берлин именно в тот день, когда директор обсерватории, придворный астроном прусского короля Иоганн Энке отмечал 55-летие и отменил в предстоящую ночь наблюдения. Поэтому он разрешил своему ассистенту Иоганну Галле выполнить просьбу парижского коллеги. Правда, Энке не преминул заметить, что занятие это весьма сомнительное и будет лишь пустой тратой времени. Живший при обсерватории немецкий студент Генрих д’Арре (фамилия досталась ему от французских предков) попросил разрешения поучаствовать в наблюдениях, на что Энке также согласился. Это стало вторым везением, поскольку именно благодаря д’Арре предстоящим наблюдениям суждено было стать успешными. Как только стемнело, Галле навел телескоп на участок неба, координаты которого были указаны в письме, и попытался увидеть там новую планету, которая должна была отличаться от звезд наличием заметного диска. Такого объекта в поле зрения телескопа не оказалось. Это означало, что для поиска планеты, которая, по словам Леверье, «ожидает своего открытия», предстояло записать координаты множества звезд на этом участке неба, а на следующий день повторить наблюдения, чтобы обнаружить объект, положение которого изменилось. Это и будет искомая планета, перемещающаяся на фоне неподвижных по отношению друг к другу звезд. Работа предстояла долгая и тщательная. Однако Генриху д’Арре пришла мысль ускорить и облегчить ее, воспользовавшись подробной картой звездного неба. Такие карты для различных участков как раз и готовила в те годы Берлинская обсерватория. Пройдя темными коридорами, они стали рыться в шкафах, и снова везение карта на нужный район обнаружилась! Причем это был самый последний из листов, только что отпечатанный и еще не разосланный в другие обсерватории. И вот Галле вновь смотрит в телескоп, произнося вслух координаты каждой звезды, а д’Арре сличает их с картой, отвечая: «Есть, есть» Полчаса спустя, в начале первого ночи, в башне обсерватории раздался радостный возглас: «Этой звезды нет на карте!» Расхождение с координатами, указанными Леверье, было менее 1°. Несмотря на поздний час, Генрих д’Арре побежал домой к директору обсерватории, чтобы сообщить ему экстраординарную новость. Энке тут же отправился в обсерваторию и успел увидеть новую планету еще до того, как это тусклое пятнышко скрылось за горизонтом. Но с сообщением об открытии берлинские астрономы торопиться не стали нужно было абсолютно точно убедиться, что это планета, а не звезда. На следующий день с погодой вновь повезло небо было совершенно ясным, поэтому, как только стемнело около девяти вечера, все трое продолжили наблюдения и увидели, что за прошедшие сутки объект сместился относительно неподвижных звезд. Теперь стало ясно, что планета, предвычисленная Леверье, обнаружена! На следующее утро в Париж полетело письмо с радостной вестью, а оттуда в скором времени пришли поздравление и благодарность, а также предложение Леверье назвать новую планету Нептуном, а не Янусом, как хотел Галле. Поначалу это название не стало общепринятым, и в газетах ее называли просто планетой Леверье. Сам же факт открытия стал крупнейшим событием найдена еще одна, восьмая, планета Солнечной системы. Причем найдена не случайно, а путем научных расчетов, безукоризненность которых получила абсолютное подтверждение. История открытия Нептуна навечно поселилась во всех учебниках астрономии. По указанным координатам новую планету отыскали астрономы разных стран. Началось с Европы, а затем новость достигла и России, где Нептун первым наблюдал в ноябре 1846 года ректор Казанского университета знаменитый астроном Иван Симонов, один из первооткрывателей Антарктиды. Франция награждает и Леверье, и Галле орденом Почетного легиона. Лондонское королевское общество (Британская академия наук) присуждает Леверье высшую награду медаль Копли. Петербургская академия наук избирает его почетным членом. И еще никто не подозревает, что вот-вот дело об открытии новой планеты получит совсем иной оборот на бесспорный приоритет Леверье будет брошена незаслуженная тень. Сделают это коллеги по профессии астрономы из соседней Англии.

Интересные факты

Согласно теории все сателлиты, чьи орбиты ниже орбиты Тритона, образовались из старых спутников, разрушенных в результате захвата Тритона Нептуном.

Ученые также склоняются к тому, что Галимеда была раньше частью Нереиды, т. к. имеет с ней полное сходство по цвету.

Поскольку Нептун вращается быстрее своих внутренних спутников, в небе планеты они восходят на западе, а заходят на востоке.

Тритон — самый большой спутник Нептуна. Он также является единственным крупным сателлитом Солнечной системы, имеющим ретроградное движение. Исследователи склоняются к версии, что он не образовался, а был захвачен гравитационным полем планеты, предположительно, из пояса Койпера.

Два астероида имеют те же имена, что и луны Нептуна: Галатея (74) и Ларисса (1162).

В то время как небесные тела изменяют траектории движения, разбиваются и объединяются, на Земле увеличиваются технические возможности изучения космоса. Поэтому о завершенности исследований не может быть речи и не исключено, что число спутников в будущем изменится.

Температура на Нептуне

Здесь стоит еще раз акцентировать внимание на то, что, несмотря на свою удаленность от Солнца, Нептун – очень горячая планета. И его совершенно невозможно рассматривать как «ледяной газовый гигант»

Температура Нептуна(от верхних слоев атмосферы до ядра) колеблется от -220ºС до 7500ºС. Поэтому замерзнуть можно только в верхних слоях атмосферы. Потом – только расплавиться.

Согласно гипотезе ученых, избыточное тепло формируется на планете за счет многочисленных химических реакций. И вследствие этого выделяется большое количество тепла. Поэтому дополнительное тепло от Солнца здесь будет даже лишним.

Путешествие на синюю планету

Спустившись к синему океану, мы попадаем в объятия мощного урагана. Нашу капсулу подхватывает ветровой поток и увлекает в восточном направлении. Трудно что-либо рассмотреть в бушующем вихре. Видно лишь светлое грязноватое облако, надвигающееся на нас откуда-то сверху. Но покинем синий, давящий мир и отправимся к Тритону. Здесь есть, на что посмотреть. Ледяная поверхность расцвечена розовыми, белыми, жёлтыми красками. Зависаем над ледяным озером и осматриваем его ступенчатые берега. Они высокие, не меньше километра, и тоже ледяные. Летим на юг. Внезапно, прямо перед нами, вздымается мощный фонтан. Газовый столб устремляется ввысь и, словно столкнувшись с невидимой стеной, растекается в стороны, превращаясь в подобие снега.

Общее описание

Особенности Нептуна состоят в том, что его не видно на небе невооруженным глазом, но можно увидеть в простой телескоп с радиусом в 12,5 см и 200-кратным приближением, который позволяет увидеть данный космический объект в виде расплывчатого синего пятна.

Название новой планете астрономы дали по имени римского бога море, в честь кого назвали планету Нептуном из-за ее синего цвета. Такой цвет придает планете ее плотная атмосфера, в которой очень много метана. Хотя Нептун меньше своего соседа Урана, весит он больше, поэтому оказывает влияние на орбиту Урана.

Среди ледяных газовых гигантов Нептун считается самым маленьким. Он находится от Солнца на расстоянии 4,5 млрд. км. Расстояние от Земли меняется в зависимости от прохождения им орбиты от 4,3 до 4,553 млрд. км. Таким образом данная планета вращаясь вокруг Солнца периодически отдаляется и приближается к Земле. Несмотря на то, что Нептун был открыт не так давно, он считается одной из самых изученных планет, к которой регулярно отправляются космические зонды.

Планета Нептун на фото с Вояджера-2

Период обращения Нептуна вокруг Солнца, или нептунианский год равен 165 земным годам. При этом продолжительность нептунианских суток составляет всего 15 часов 58 минут. Нептунианский год разделен на сезоны, похожие на земные. Их продолжительность составляет около 40 лет.

Известно, что на нем случаются самые сильные ураганы, скорость которых может достигать 2400 км/ч из-за асинхронного вращения этой планеты. Они по силе напоминают мощь морского божества, в честь кого назвали планету Нептун астрономы в 19 веке.

Нептун движется вокруг Солнца за 165 лет по почти круговой орбите на расстоянии 4,5 миллиарда километров. Нептун немного меньше Урана, 49 500 км в диаметре и более массивен, его масса составляет 17 масс Земли. Это приводит к плотности 1,6, которая является самой высокой из плотностей планет-гигантов. Нептун вращается вокруг своей оси примерно за шестнадцать часов.

Американский зонд «Вояджер-2», когда он пролетал над Нептуном, обнаружил голубоватую планету, этот цвет обусловлен поглощением солнечного излучения метаном из верхних слоев атмосферы. Видимые узоры — это, с одной стороны, облака, а с другой — ряд структур, напоминающих наблюдаемые на Юпитере и Сатурне.

Спутники Нептуна

До того, как «Вояджер-2» пролетел над Нептуном, астрономы знали его о двух спутниках: Тритоне и Нереиде, открытых Жераром Койпером в 1949 году. «Вояджер-2» обнаружил еще шесть новых спутников, расположенных в порядке удаления от Нептуна (от 48 000 до 117 000 км): Наяда, Таласса, Деспина, Галатея, Ларисса и Протей.

Спутники Нептуна на своих орбитахСпутник Нептуна — Тритон. Самый большой из спутников Нептуна, Тритон, имеет сложную геологию: здесь есть разломы, долины, скалы, впадины, заполненные льдом, кратеры от падения метеорита. Его южная полярная шапка (на этом изображении, полученном космическим аппаратом Вояджер-2) образована из азота и метанового льда.

Сейчас известно уже о 14 спутниках Нептуна:

1. Тритон — самый крупный спутник Нептуна. Тритон был открыт 10 октября 1846 года Уильямом Ласселем, всего через семнадцать дней после открытия самой планеты. Имея диаметр 2705 километров — это один из крупнейших спутников Солнечной системы. Из-за эффектов прилива с Нептуном (аналогичного тому, что существует между Землей и Луной) ретроградному орбитальному движению, Тритон неумолимо приближается к планете. Менее чем через 100 миллионов лет, когда он будет всего в 1000 или 2000 километрах от Нептуна, он столкнется с Нептуном и разобьется на фрагменты в несколько сотен километров, которые будут претерпевать взаимные столкновения: одни пойдут обогащать и украшать кольца, другие рухнут на планете.
  2. Протей — другое название Нептун VIII, чуть меньше Тритона, то есть второй крупный спутник Нептуна.
  3. Ларисса — спутник Нептун VII, открыт в 1981 году.
  4. Деспина — спутник Нептун V, спутник обнаружен в 1989 году.
  5. Галатея — спутник Нептун VI, обнаружен в 1989 году.
  6. Таласса — Нептун IV, небольшой спутник, также открытый в 1989 году.
  7. Наяда — Нептун III, название получено по названию наяд — нимф ручьев, небольшой спутник Нептуна, открытый в 1989 году.
  8. Гиппокамп — самый маленький спутник Нептуна, открытый в 2013 году по архивным снимкам с Хаббла, сделанным телескопом в 2009 году.
  9. Нереида — спутник открыт в 1949 году Копейром, третий по величине спутник Нептуна.
  10. Галимеда — нерегулярный спутник, имеющий второе название Нептун IX. Обнаружен в 2002 году.
  11. Псамафа — такой же нерегулярный спутник, как и Галимеда, но с обратным орбитальным вращением. Второе название Нептун X. Обнаружили спутник в 2003 году.
  12. Сао — нерегулярный спутник Нептуна, с названием Нептун XI, имеет прямое орбитальное вращение. Открыт в 2002 году.
  13. Лаомедея — Нептун XII, нерегулярный спутник планеты Нептун с прямым орбитальным вращением. Открыт в 2002 году.
  14. Несо — Нептун XIII, нерегулярный спутник Нептуна, имеющий обратное орбитальное вращение. Открыт в 2002 году.

Читайте еще наши статьи про космос:

Спутники и кольца

Нептун (вверху) и Тритон (ниже)

кольца СатурнаИоТитаномЕвропы

Второй (по времени открытия) известный спутник Нептуна — Нереида, спутник неправильной формы с одним из самых высоких эксцентриситетов орбиты среди прочих спутников Солнечной системы. Эксцентриситет в 0,7512 даёт ей апоапсиду, в 7 раз большую её периапсиды.

Спутник Нептуна Протей

Протей

Четыре самые внутренние спутника Нептуна — Наяда, Таласса, Деспина и Галатея. Их орбиты так близки к Нептуну, что находятся в пределах его колец. Следующая за ними, Ларисса, была первоначально открыта в 1981 году при покрытии звезды. Сначала покрытие было приписано дугам колец, но когда «Вояджер-2» посетил Нептун в 1989 году, выяснилось, что покрытие было произведено спутником. Между 2002 и 2003 годом было открыто ещё 5 спутников Нептуна неправильной формы, что было анонсировано в 2004 году. 16 июля 2013 с помощью телескопа «Хаббл» был открыт 14-й спутник Нептуна около 20 км в диаметре. Поскольку Нептун был римским богом морей, его спутники называют в честь меньших морских божеств.

Количество спутников

Поначалу заметным был только один, самый крупный спутник Нептуна под названием Тритон. Однако в середине 20 века техника развилась несколько, что появилась возможность отправления к луне зонда в целях рассмотрения всего семейства объектов, сопровождающих планету. Оказалось, что они представлены в количестве 14 штук.

Нептун и его луны

В 1846 г. произошло открытие космического тела под названием Тритон. Через 3 года была замечена Нереида, когда один из известных учёных занимался изучением фотографических пластинок. В 1981 г. был открыт следующий спутник – Ларисса. Произошло это совершенно случайно в процессе изучения системы колец. Учёные занимались отслеживанием яркости и наблюдали секундную перемену, что говорило о том, что это не ещё одно кольцо, а луна.

Проведённые в то время исследования не дали детального ответа на вопрос, сколько спутников у Нептуна. Ведь впоследствии было обнаружено ещё несколько лун, в частности, с применением устройства «Вояджер-2» в 1989 г. В рамках этой миссии была открыта Галатея, Протей, Деспина, Таласс. В 2001 г. произошло обнаружение очередной серии планет, сопровождающих Нептун. В их число вошли такие тела, как Сао, Галимед, Несо, Лаомедея, Псамафа. И, наконец, в 2013 г. удалось найти 14-й спутник, который получил название S/2004 N1 и имеет диаметр всего 16-20 км.

Тритон с корабля «Вояджер-2»