Николай стариков

Сын летчика-космонавта георгия берегового виктор: «свои машины отец всегда страховал. а вот жизнь — никогда…»

Дальнейшая жизнь

После космической миссии Георгий Береговой не перестал работать в сфере космонавтики. Он готовил будущих специалистов и даже возглавлял Центр подготовки. Также Герой Советского Союза написал несколько научных и художественных произведений.

В за год до 1970 года на Берегового было совершено покушение. Как оказалось, это произошло по ошибке – из-за его внешнего сходства с Л.И. Брежневым. Во время инцидента космонавт практически не пострадал по счастливой случайности отделавшись только порезами от стекла, однако его шофёр был убит.

И всё же в один момент здоровье дало о себе знать. В 1995 году у космонавта начались проблемы с сердцем, после чего Георгия Тимофеевича направили на операцию, но тот не смог пережить её. Он умер на операционном столе в последний день июня. Похороны прошли на Новодевичьем кладбище.

Георгий Тимофеевич Береговой любил полёты ровно столько же, сколько любил свою жизнь, и потому отдавался им без остатка. Благодаря его стремлению к постоянному совершенствованию и самоотверженности СССР смогло усовершенствовать космические аппараты типа «Союз», подготовить множество квалифицированных лётчиков, а также доказать, что возраст – не преграда для космоса.

А смогли бы вы полюбить что-либо так же сильно, как Георгий Тимофеевич любил своё дело?

Испытание невесомостью

Вслед за первым полетом Юрия Гагарина на корабле «Восток» последовали другие, позволившие проанализировать влияние условий полета на функционирование организма человека. Так, в октябре 1964 года Советский Союз запустил экипаж из трех человек различных специальностей на корабле «Восход». Затем был осуществлен выход космонавта в открытый космос через шлюзовую камеру.

Основные успехи отечественной космонавтики связывают с именем Сергея Павловича Королева. Однако в январе 1966 года случилось несчастье — сердце выдающегося ученого и конструктора остановилось во время плановой хирургической операции. Но правительство не собиралось менять планы, поторапливало конструкторов. Три первых беспилотных запуска корабля «Союз» завершились аварийно, «сырой» корабль ещё не доведен. В апреле 1967 года в полет на «Союзе-1» отправился один из самых подготовленных офицеров отряда Владимир Комаров, однако при спуске космонавт погиб. Эти неудачи фактически приостановили советскую пилотируемую программу. Ко всем несчастьям добавилась гибель Гагарина в марте 1968 года во время рядового тренировочного полета.

Но было необходимо двигаться дальше. Следующим шагом планировалось осуществить стыковку в космосе в ручном режиме. В октябре 1968 года с Байконура стартовали беспилотный «Союз-2» и «Союз-3» с человеком на борту. Выполнение задания назначили Георгию Береговому — самому возрастному и опытному, единственному на тот момент из отряда, кто имел богатейший опыт летчика-испытателя.

Георгий Береговой во время предполетной тренировки в центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина в Звездном городке, 1968 год Валентин Черединцев/ТАСС

Хотя взлетел корабль успешно, на орбите все пошло не по плану. Стыковку хотели провести в тени Земли, при отсутствии связи. Сближение двух кораблей шло нормально, но затем «Союз-2» отклонился от установленных параметров, исправить положение Береговому так и не удалось, несмотря на старания.

В те годы медики не имели достаточной информации о воздействии на организм невесомости и привыкании к ней вестибулярного аппарата, потому стыковка в ручном режиме представляла чрезвычайно сложную задачу. У блестящего летчика при земном притяжении не было возможности ранее столкнуться с подобной проблемой, что возникла у него на орбите. Позднее выяснилось, что космонавт заводил «Союз-3» на соединение в «перевернутом состоянии».

Береговой Георгий Тимофеевич (1921-1995 гг.)

Краткая биография:

Число выходов в открытый космос: 6;

Георгий Береговой – 71-й советский космонавт и герой СССР: биография с фото, космос, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет, Союз, позывной Аргон.

Береговой Георгий Тимофеевич — 71 космонавт СССР и 248 космонавт мира.

Береговой Георгий Тимофеевич появился на свет пятнадцатого апреля 1921 года. В Украинской Советской Социалистической Республике в небольшом селе Федоровка, в Карловском районе Полтавской области.

Погиб тридцатого числа, в июне 1995 года. На сегодняшний день его могила находится на Новодевичьем кладбище, в городе Москва.

Его мать — Береговая, по девичьей фамилии Ситникова, Мария Семеновна была домохозяйкой. Родилась в 1896 году  и скончалась в 1974 году. Его отцом являлся Береговой Тимофей Николаевич, родившийся в 1888 г. и умершим в 1950 году.

Его жена — Береговая Лидия Матвеевна проработала методистом, позже стала преподавать в одной из школ Звездного города. От их брака на свет появились — Людмила Елисеева, работающая художником-модельером (1956 г.) и Виктор Береговой (1951г.) — профессор МАИ.

Георгий строил мебельные изделия для дома и дачи, а также увлекался столярными работами разного типа. В свободное время ему нравилось танцевать вальс и петь.

В Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) космонавт с позывным — «Аргон», занимал двенадцатое место, а в мире тридцать второе. Совершил один полёт, продлившийся трое дней, двадцать два часа, пятьдесят минут и сорок пять секунд. По призванию являлся летчиком-космонавтом Союза Советских Социалистических Республик (СССР), второго набора Военных Воздушных Сил.

В 1937 году космонавт окончил 8 классов в городке Енакиево . В тот же период, в том же месте жительства, он начал занятия в аэроклубе.

Начав посещать авиационную военную школу Ворошиловграда, имени Пролетариата Донбасса Харьковского ВО, 12 декабря, 1938 года и закончив её 13 июня 1941, где он повысился до летчика бомбардировочной авиации.

В декабре 1942 года началась подготовка в пятом учебном авиаполку, двести шестьдесят четвёртой ШАД, третей ВА фронта. Закончил он её 25 марта 1943 года.

В 1945 года с 3 июня до 7 ноября он присутствовал в отделении, где проходила подготовка командиров МВО, как слушатель.

В 1947 году в Лиманском Селе, области Одессы, он сдал экзамены за девятый класс, неоконченной им средней школы имени Никиты Сергеевича Хрущева.

Начиная 9 июля 1947 г. и заканчивая 23 августа 1948 г., он являлся слушателем факультета КВВА. 25 декабря 1956, закончив заочное отделение, он получил статус офицера ВВС высшего образования.

В апреле 1975 года ему понадобилось защитить диссертацию, за что он занял место кандидата психологических наук.

Через три года, в июне, он заслуженно заполучил звание «старший научный сотрудник».

Космос

Космическая подготовка ОКП, с разрешением генерала Н. П. Каманина, проходила с 25 января 1964 года по 23 января 1965 года.  Георгий смог изучить конструкцию КК «Восход» «Восход-2» и «Восток».

В марте 1965 г. начал интересоваться применением космических, летательных аппаратов в бою.

В 1966 году с января до мая, подготовился к совместному военному полёту с В. Шаталовым, длительность которой должна была состоять из 20 дней. Несмотря на завершенную подготовку и пройденные тренировки, полёт был отменен по причине закрытия программы «Восход» в 1966 году.

С декабря 1966 года до мая 1968 года прошёл подготовку, как командир КК «Союз» (7К-ОК) первоначально, находясь в группе 3 экипажа, а с июня 1967 г. первого экипажа. По неизвестным причинам, полёт со стыковкой двух кораблей был перенесен.

В августе 1968 г. начал проходить подготовку, как командир-пилот «Союза-3», используя программу стыковки с кораблем «Союз-2». Операция была завершена в октябре этого же года.

С 26 по 30 октября 1968 года получил звание командира-пилота КК «Союз-3».

Главную задачу выполнить не получилось, было сложно создать стыковку с кораблем «Союз 2». Два сооружения могли сблизиться лишь на тридцать метров, но потом автоматика отталкивала их друг от друга. А по причине большой траты топлива, пришлось прекратить, пытаться выполнить эту задачу.

Первый полёт продлился трое суток двадцать два часа пятьдесят минут сорок пять секунд.

Космический опыт

26 октября с помощью ракеты-носителя стартовал «Союз-3» с Береговым на борту. Эксперимент шел по плану, и вскоре от космонавта услышали «Дальность — 40». Это значило, что расстояние между громадными кораблями было равно 40 метров. В это же время аппараты покинули зону радиовидимости наземных наблюдательных пунктов. Когда связь возобновилась, стало ясно, что эксперимент не удался: из-за неправильных расчетов Береговой не сумел совершить «слепую» стыковку. Когда его спросили о самочувствии, в ответ услышали раздражительную фразу: «Самочувствие в норме, а настроение — паршивое».

В этом полете Береговой Георгий Тимофеевич во многих аспектах выступил первопроходцем, ведь перенесенное им не учитывалось при подготовке космонавта и при проведении технических расчетов. После возвращения на Землю пилот сделал массу ценных замечаний конструкторам и техникам. Благодаря им значительно улучшилась подготовка будущих космонавтов, а космические аппараты начали проектировать более тщательно. За этот полет Береговой был во второй раз награжден Звездой Героя.

В период с 1972 г. по 1987 г. — руководитель Центра подготовки космонавтов им. Гагарина. По окончании этого периода (в 1987 г.), будучи на тот момент генералом-лейтенантом авиации, предпочел уйти в отставку по возрасту.

Слайд 5 С 3 июня по 7 ноября 1945 года

офицерской школы, Московского военного округа. С 17 ноября 1945 года

служил командиром эскадрильи, а со 2 февраля 1946 года — штурманом 90-го гвардейского штурмового авиационного .Староконстантиновского полка, 4-й Штурмовой авиационной дивизии, 5-й Воздушной армии, Одесского Военного округа. 30 августа 1946 года был переведен на должность начальника воздушно-стрелковой службы этого полка. С 31 марта по июль 1947 года служил штурманом 73-го гвардейского истребительного авиационного Сталинградско-Венского Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого II степени полка 6-й гвардейской Истребительной авиадивизии 5-1 Воздушной армии Одесского Военного округа. В 1947 году сдал экстерном экзамены за 9-й класс в средней школе имени Н.С. Хрущева села Лиманское, Одесской области. С 9 июля 1947 года по 23 августа 1948 года был слушателем командного факультета Краснознамённой Военно-воздушной академии. Затем перевёлся на заочное отделение, которое окончил 25 декабря 1956 года, получив специальность «офицер ВВС с высшим командно-штабным образованием». С 23 августа 1948 года служил лётчиком-испытателем, а с 30 июня 1949 года – старшим лётчиком-испытателем отдела летных испытаний .Управления испытаний самолетов Государственного Краснознамённого Научно-исследовательского института ВВС имени В.П. Чкалова.

Карьера летчика

С малых лет Георгий Тимофеевич мечтал о полётах и потому имел четкие планы на жизнь, так что после выпуска не стал терять время и сразу устроился в школу, чтобы вести секцию. Там он учил ребят как делать модели самолётов, а также помогал им изучать внутреннее строение этих аппаратов. За месяц до наступления 1939 года Береговой поступил в авиационную школу в Ворошиловграде, где он учился на лётчика бомбардировочной авиации и закончил учреждение по подготовке пилотов в мае 1941.

Во время войны юноша проявил себя как мастер штурмовых ударов, однако его всё же не раз сбивали, а однажды – между 1941 и 1942 годами даже ранили в голень. Тем не менее, он продолжал сражаться в Курско-Белгородском направлении и под Винницей, а также принимал активное участие в бою на Баранув-Садомирском плацдарме. Береговой получил два ордена за полёты и проявленное мужество. Он был награжден орденом Боевого Красного Знамени и орденом Александра Невского. Сражение на Баранув-Садомирском плацдарме принесло ему первую золотую медаль СССР и звание Героя Советского Союза.

После войны, несмотря на полученные награды, Георгий Береговой не отпустил свою мечту о профессии летчика. Он закончил ещё три образовательных учреждения с авиационным уклоном – Липецкую летную школу, Научно-исследовательский Институт им.Чапалова и Военно-воздушную академию.

С 1948 по 1964 года с его помощью было испытано около 60-ти летательных аппаратов, среди которых были легендарные Ил-2, Су-9 и Ту-128. Также Береговому принадлежит исполнение первого штопора на реактивном самолете – режим полёта, в ходе которого самолёт летит прямо носом к земле и при этом одновременно вращается. Особенность такого полета состоит в том, что самолетом гораздо труднее управлять.

В 1961 был награждён званием заслуженного лётчика-испытателя СССР. На церемонии награждения он впервые встретился с Председателем Президиума Верховного Совета СССР – Л.И. Брежневым.

«Чтобы поступить в аэроклуб, юноша бросил школу и пошел на завод»

— Как Георгий Тимофеевич стал летчиком?

— Первым примером для него стал его старший брат Виктор — летчик, начальник парашютной станции Челябинского аэроклуба. Его, к сожалению, в 1937 году арестовали и расстреляли, как и многих других невинных людей разных профессий, — продолжает Виктор Георгиевич. — Средний брат — Михаил Георгиевич — генерал-лейтенант в отставке, в свое время командовал радиотехническими войсками ПВО страны. Сейчас ему 93 года.

На снимке слева: Георгий Береговой полетел в космос в 47 лет, в то время как туда летали мужчины не старше сорока

Отец же, как и дядя Витя, с юности бредил небом. Школьником хотел поступить в Енакиевский аэроклуб. Сказали, что туда берут только рабочих. Так папа после восьмого класса бросил школу, устроился на металлургический завод. Опять незадача: 16-летних в аэроклуб не принимали. Помог друг дяди Виктора начальник летно-парашютной школы Василий Зарывалов.

Курсант Береговой стал прекрасным летчиком. Не раз получал нагоняи за лихачество. Но воевать пришлось на штурмовиках. Сначала летал на одноместном (сзади беззащитном) Ил-2 — без стрелка. Немецкие истребители били их, как куропаток.

Трижды горел и Береговой.

— И после таких злоключений у него не пропало желание летать?

— Это означало бы стать трусом. Подобное, вспоминал отец, он видел лишь раз. Горящий штурмовик стремительно снижался. Прыгать с парашютом было поздно. Увидев на лугу стога сена, летчик выпрыгнул из кабины, бросив стрелка в неуправляемой машине. И тут проявилась высшая справедливость: от удара о землю стрелка выбросило из кабины прямо… в стог сена, а летчик… промахнулся и сломал себе позвоночник.

Был ли отец бесстрашным человеком? Он не любил громких слов и честно говорил: «Иногда боялся так, что поджилки тряслись. Но страх — в определенной мере даже хорошо, это сигнал об опасности. Только если страх не держать в узде, он сам может стать опасностью. Его нужно обуздывать знанием техники, опытом, которые дают уверенность в себе».

Войну командир эскадрильи капитан Береговой закончил 11 мая 1945 года неподалеку от города Брно в Чехословакии. Потом продолжил службу в части, которая осваивала американские истребители «Кингкобра» (»Королевская кобра»). В душе он всегда оставался истребителем. Мог на штурмовике броситься в атаку на вражеский истребитель.

Пришло время поступать в академию. А общее образование у отца — всего лишь восемь классов! И бывалый фронтовик, майор-комэск, Герой Советского Союза ходил в вечернюю школу вместе с солдатами и младшими офицерами, чтобы получить аттестат зрелости.

— Как Георгий Тимофеевич познакомился с вашей мамой?

— А там же, во время учебы в вечерней школе, в библиотеке части в поселке Лиманском под Одессой. Мама, тогда еще десятиклассница, приехала из Сум навестить брата-офицера. Они начали переписываться.

Слайд 9 Космическая миссия26-го октября 1968-го года Георгий Береговой стартовал

модели, определение его недостатков, а также проведение состыковки с беспилотным

аппаратом «Союз-2». Ранее стыковка проводилась аппаратами автоматически, однако на этот раз данный маневр должен был выполнить космонавт собственноручно. «Союз-3» без происшествий стартовал с Байконура и на высоте 4 000 км Георгий Береговой перешел к ручному управлению. Находясь на расстоянии в 200 метров от корабля «Союз-2», Георгий Тимофеевич начал подготовку к стыковке. Так как операция проходила в тени Земли, ориентация «Союз-3» должна была происходить по световым сигналам, установленным на беспилотном корабле. Однако космонавт неверно определил положение корабля и попытался провести стыковку «Союз-3» с «Союз-2» — «вниз головой». Береговой провел еще несколько попыток сближения, которые ни к чему не привели. Космонавту, удалось обнаружить проблему лишь, когда оба корабля вышли из тени Земли. Но запаса топлива было недостаточно для проведения еще одного маневра и Георгию Береговому пришлось возвращаться на Землю.

Подготовка к полету в космос

1964 год стал переломным для известного летчика: его приняли в отряд, готовящийся к полету в космос. Несмотря на то что 43-летний Береговой по возрасту уже не подходил (максимально допустимый возраст тогда был 35 лет), он был допущен к подготовительной программе.

Спустя 4 года будущие космонавты посетили в Евпатории Центр управления полетами, где потребовали привлекать их не только к полетам на готовых аппаратах, но и к их разработкам

По мнению Берегового, из-за лишних предосторожностей государственной комиссии и конструкторов, слишком надолго оттягивались пилотируемые запуски космических аппаратов. После того как пять тренировочных беспилотных кораблей успешно вернулись на Землю, было принято решение о проведении эксперимента — стыковке двух аппаратов в открытом космосе

25 октября был успешно запущен беспилотный корабль 7К-ОК N10 «Союз-2», служащий мишенью. Предполагалось, что два корабля сначала сблизятся, используя поисковую систему «Игла», а на расстоянии в 150 метров пилот начнет сближать аппараты вручную. Поскольку стыковка должна была произойти на темной стороне орбиты, на «Союзе-2» были предусмотрены сигнальные огни. Некоторые конструкторы были против такого эксперимента, но запуск все же состоялся.

Космическая подготовка

Решающую роль в космической карьере Георгия Тимофеевича сыграл главнокомандующий ВВС К.А. Вершинин. Он взял 42-летнего лётчика в отряд космонавтов несмотря на то, что медицинская комиссия уже дважды отказывала Береговому. В итоге Георгий Тимофеевич смог убедить медицинскую комиссию по отбору, что именно он, опытный лётчик, лучше остальных подходит на роль испытателя космических аппаратов благодаря большому опыту. В 1963 Герой Великой Отечественной войны был принят в дополнительную группу BBC-2, несмотря на возраст.

Обучение проходило на космической аппарате «Восход-3», однако через некоторое время программу закрыли, и Берегового направили на «Союз-3». Его заданием было – выявить недостатки космического корабля, а также состыковать «Союз-3» с «Союзом-2». К процессу подготовки подходили очень ответственно из-за предыдущего неудачного опыта – гибели экипажа «Союза-2». Специалисты готовили Георгия Тимофеевича к внештатным ситуациям с особым пристрастием, однако Л. И. Брежнев был уверен, что под контролем опытного лётчика всё пройдёт более, чем успешно.

В конце октября 1968 года Георгий Тимофеевич Береговой закончил подготовку в роли командира-пилота.

Примечания

  1. . Дата обращения: 30 июня 2012.
  2. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  3. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  4. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  5. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  6. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  7. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  8. . Дата обращения: 12 апреля 2018.
  9. . Дата обращения: 10 ноября 2013.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 сентября 2018.
  11. . Дата обращения: 10 ноября 2013.
  12. . Дата обращения: 10 ноября 2013.
  13. . Дата обращения: 27 ноября 2013.
  14.  (англ.). spacefacts.de. Дата обращения: 27 января 2018.
  15. Советские и российские космонавты. 1960—2000 / Сост.: И. А. Маринин, С. Х. Шамсутдинов, А. В. Глушко. Под редакцией Ю. М. Батурина. — М.: ООО Информационно-издательский дом «Новости космонавтики», 2001. — ISBN 5-93345-003-0.
  16. Алена Волгина. . РИА ВОЛГА (4 октября 2020).
  17. . Дата обращения: 8 ноября 2013.
  18. . Дата обращения: 13 ноября 2013.
  19. . Дата обращения: 10 ноября 2013.
  20. . Дата обращения: 1 сентября 2015.
  21.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2015.
  22. . Дата обращения: 10 ноября 2013.
  23. // Собрание сочинений в 3-х томах. — М.: Детская литература, 1989. — Т. 1. — 496 с. — ISBN 5-08-001356-7.

Слайд 14 За руководство подготовкой международных экипажей с участием космонавтов-исследователей

лет народной власти» (НРБ), медалью «100-летие падения Османского ига» (НРБ,

1979), медалью «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983), орденом Государственного Знамени Венгерской Народной Республики (1985), орденом Красного Знамени с бриллиантами (ВНР), Золотой медалью «За боевое содружество» (ВНР, 1980), Крестом Грюнвальда III степени (ПНР), орденом Тудора Владимиреску V степени (Социалистическая Республика Румыния). Награждён золотой медалью имени Ю.А.Гагарина (FAI), медалью да Лаво (FAI), удостоен Премии имени К.Э.Циолковского Академии наук СССР. Георгий Тимофеевич — Почётный гражданин городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: