Сердце морского гиганта

Планета нептун: все о самой далекой планете от солнца!

Наблюдения и открытия

Первое упоминание о кольцах вокруг Нептуна относится к 1846 году , когда Уильям Лассел , первооткрыватель крупнейшего спутника Нептуна Тритона , сообщил о наличии кольца вокруг планеты. Его наблюдение так и не было подтверждено и , вероятно , было связано с оптическим обманом . Первое достоверное обнаружение кольца было получено путем покрытия звезд в г., хотя результат не был опубликован до г., когда были открыты кольца Урана . ]

Снимок системы колец Нептуна, сделанный » Вояджером-2 » .

Сразу после этого начались систематические поиски колец вокруг Нептуна. 24 мая года во время очередного звездного затмения было обнаружено мерцание яркости скрытой звезды. То, как происходило это мерцание, не приводило к тому, что за него отвечало кольцо. После пролета » Вояджера-2 » было обнаружено, что это малый спутник » Лариса » закрыл звезду, что является чрезвычайно редким явлением. ]

В — х годах покрытия звезд Нептуном были гораздо реже, чем покрытия Урана, который в то время занимал положение, близкое к Млечному Пути , и двигался через более плотное звездное поле. Следующее крупное затмение произошло 12 сентября года, что привело к возможному обнаружению кольца, хотя наблюдения были безрезультатными. В течение следующих шести лет было замечено около 50 укрытий, из которых только треть дала положительные результаты. Кажется правомерным приписать «открытие» (например, «дуги») наблюдениям, сделанным в 1984 году в Чили, с одной стороны, Патрисом Буше, Райнхольдом Хефнером и Жаном Манфруа, которые проводили программу наблюдений на нескольких телескопах в ESO Ла Силья. обсерватории, предложенной Андре Брахичем , Бруно Сикарди и Франсуазой Рокес из обсерватории Париж-Медон, а также в других местах Ф. Виласом и Л.-Р. Элисер в Межамериканской обсерватории Серро-Тололо за программу, разработанную Уильямсом Хаббардом. Было обнаружено, что что-то, возможно, дуги из материала, вращается вокруг Нептуна, но характеристики системы колец остались неизвестными. ]

Космический зонд » Вояджер-2 » окончательно подтвердил существование колец Нептуна во время своего пролета над планетой в году . Было обнаружено, что случайные покрытия, наблюдаемые выше, также вызваны кольцом Адамса. После полета » Вояджера-2 » наблюдения, сделанные ранее, были снова проанализированы, получив характеристики колец, какими они были в начале 1980-х годов, и обнаружил, что они почти полностью совпадают с данными, полученными » Вояджером » . Кольца наблюдались в разных положениях по отношению к солнцу, получая изображения с разными углами освещения, спереди, сзади и сбоку. Анализ изображений в этих условиях позволил узнать производную фазовой функции, которая дает зависимость коэффициента отражения кольца от угла между наблюдателем и солнцем, а также геометрического и бондовского альбедо. Точно так же анализ изображений позволил открыть шесть новых внутренних спутников Нептуна, включая Галатею. ]

Недавно самые яркие кольца, Адамса и Леверье, были получены космическим телескопом Хаббла и другими телескопами на поверхности Земли благодаря их достижениям и усовершенствованиям в полосах ультрафиолетового и видимого света во время звездных покрытий. Они видны немного выше уровня фонового шума на длине волны поглощения метана , где послесвечение Нептуна менее заметно. Самые слабые кольца все еще ниже порога обнаружения.

Список основных колец и арок

Имя Радиус (км) Ширина (км) глубина опт. экв. (км) глубина опт. обычный Фракция пыли (%) Эксцентриситет (°) Наклон (°) Оценки
Галле (N42) 40900 — 42900 2000 г. 0,15 ~ 10 −4 40 — 70 ? ? слабый и широкий
Леверье (N53) 53200 ± 20 110 0,7 ± 0,2 6,2 ± 1,5 х 10 -3 40 — 70 ? ? Закрывать
Лассел 53200 — 57200 4000 0,4 ~ 10 −4 20 — 40 ? ? Кольцо Ласселя представляет собой тонкий, непрочный лист материала, простирающийся от кольца Леверье до кольца Араго.
Араго 57200 <100 ? ? ? ? ?
Адамс (N63) 62932 ± 2 15 — 35 0,4 0,011 ± 0,003 20 — 40 4,7 ± 0,2 х 10 -4 0,0617 ± 0,0043 У него пять ярких бантиков и он синий.
Братство знак равно знак равно 0,77 ± 0,13 0,03 — 0,09 40 — 70 знак равно знак равно Арки кольца Адамса
равенство 1 знак равно знак равно знак равно знак равно
равенство 2 знак равно знак равно знак равно знак равно
Свобода знак равно знак равно знак равно знак равно
Храбрость знак равно знак равно знак равно знак равно

Исследования

До момента сближения «Вояджера-2» с орбитой Нептуна данных о планете практически не было. В августе 1989 году аппарат облетел планету, сделав серию снимков. Именно зонд помог обнаружить необычные особенности Тритона. Основной задачей аппарата было изучение магнитного поля планеты, наблюдение за спутниками, атмосферными явлениями, движением Нептуна по орбите.

Было выяснено, что ось планеты относительно магнитного поля имеет наклон в 47°, поэтому возникают колебания. По силе это магнитное поле в 27 раз сильнее земного. При движении полюса как бы описывают конусы.

Исследования затруднялись огромным расстоянием. Сигнал от аппарата достигал Земли только через четыре часа. Но великолепные снимки и данные о составе атмосферы сделали двенадцатилетнюю миссию «Вояджера-2» самой успешной в 20-ом веке.

Запуск спектрального телескопа «Хаббл» дали новые сведения о химическом составе атмосферы и о процессах в ней. Но следующие исследования пока откладывались. Новый зонд планируется запустить не ранее 20-тых годов нынешнего столетия. По предварительным данным этот посланец Земли будет возле Нептуна не ранее 2030-3035 года. Новая миссия должна изучить окраинные планеты и ближайшие районы космоса.

Открытие Нептуна увеличило размер нашей системы почти в два раза. Солнечному свету требуется 4 часа 40 минут, чтобы коснуться верхних слоев нептунианской атмосферы.

Земля и Нептун

Ученые активно сравнивают Землю и Нептун по самым разным характеристикам. И иногда, получается, сделать интересные и необычные выводы. Например:

• Разница в величинах: Нептун в 4 раза больше, а Земля весит в 17 раз меньше данного небесного тела.
  • А вот угол оси наклона к плоскости орбиты у обеих планет одинаков. Поэтому ученые предположили, что на Нептуне возможны смены сезонов.
  • Земное притяжение на 13% меньше, чем на Нептуне.
  • При ответе на вопрос: «Сколько лететь до Нептуна от Земли?» ученые выявили два срока. Первый – для техники. Он составляет примерно 1,5 – 2 года. Второй для полноценного корабля с пассажирами. Здесь срок может составить 5-6 лет.

Общие свойства

А Вояджер изображение кольца показано с повышенной яркостью, чтобы выделить более тусклые черты

Кольца Нептуна содержат большое количество микрометр размер пыль: доля пыли по площади поперечного сечения составляет от 20% до 70%. В этом отношении они похожи на кольца Юпитера, в которых доля пыли составляет 50–100% и сильно отличается от кольца Сатурна и Уран, которые содержат мало пыли (менее 0,1%). Частицы в кольцах Нептуна сделаны из темного материала; вероятно смесь льда с радиация -обработанный органика. Кольца красноватого цвета, их геометрические (0,05) и Связь (0.01–0.02) альбедо похожи на частицы уранских колец и внутренние Нептуновые спутники. Кольца обычно оптически тонкие (прозрачные); их нормальный оптические глубины не превышают 0,1. В целом кольца Нептуна напоминают кольца Юпитера; обе системы состоят из слабых, узких, пыльных колец и даже более слабых широких пыльных колец.

Кольца Нептуна, как и кольца Урана, считаются относительно молодыми; их возраст, вероятно, значительно меньше, чем у Солнечная система. Также, как и кольца Урана, кольца Нептуна, вероятно, возникли в результате столкновительной фрагментации бывших внутренних лун. Такие мероприятия создают ремни, которые служат источниками пыли для колец. В этом отношении кольца Нептуна похожи на слабые пылевые полосы, наблюдаемые Вояджер 2 между главными кольцами Урана.

История открытия и исследования

Ошибочно считать, что первое открытие Нептуна было сделано в далеком 1846 году. Нет. Первое открытие данной планеты было сделано еще раньше, в 17 веке знаменитым Галилеем. Но только известный ученый посчитал, что Нептун – это звезда, а не планета. Поэтому великого открытия восьмой планеты Солнечной системы в то время не произошло.

Спустя два века ученые при расчете орбиты планеты Уран, случайно обнаружили воздействие другого небесного тела. И только через 11 лет Д.К. Адамс и У. Леверье сделали математические расчеты по поиску новой планеты. Вот только найти ее им не удалось. Это смогли сделать студент и директор обсерватории в Берлине. Попытка Генриха Д´Арре и Иоганна Энке оказалась успешной. Благодаря их усилиям в сентябре 1846 года мир узнал о новой планете в Солнечной системе – Нептуне.

Тайные поиски англичан

Полтора месяца спустя после триумфального открытия Нептуна миру было поведано о том, что Англия претендует на приоритет в открытии этой планеты, которую даже предлагалось переименовать в Океан. На собрании Королевского астрономического общества было объявлено, что английский астроном-теоретик из Кембриджа Джон Адамс еще осенью 1845 года (за год до открытия Нептуна) вычислил положение новой планеты, о чем он сообщил краткой запиской Королевскому астроному директору Гринвичской обсерватории Джорджу Эри. Начали англичане с разбирательства между собой, задавая вопрос, почему Эри не организовал поисков новой планеты, в результате чего Британия упустила приоритет. Тут вскрылась целая цепь невезений, прямо-таки злой рок преследовал английских астрономов. Отвечая на записку Адамса, Королевский астроном задал в своем письме вопрос об особенностях вычислений. Самое странное, что Адамс не дал никакого ответа и дело продолжало стоять на месте. Вскоре он обратился к астроному-наблюдателю Джеймсу Чаллису, работавшему в том же Кембриджском университете, с просьбой организовать поиски. Чаллис после долгих проволочек приступил к поискам в июле 1846 года. Но ему невероятным образом не повезло. Самым обидным оказалось то, что Чаллис неоднократно наблюдал планету, записывал ее координаты, но все никак не удосуживался сравнить результаты наблюдений, проведенных в разные дни. А ведь это позволило бы ему распознать планету за два месяца до того, как ее обнаружили берлинские астрономы. Защищаясь от нападок коллег, Чаллис обвинил в своей неудаче немецких астрономов, которые, экономя на почтовых расходах, рассылали свои звездные карты только попарно, а к тому листу, на котором немцы обнаружили в сентябре новую планету, еще не было пары, поэтому карта имелась только в Берлинской обсерватории. Впоследствии обнаружилось, что Чаллис лукавил, поскольку новая планета в период, когда он проводил наблюдения, была на соседнем участке неба, карта которого в Кембриджской обсерватории имелась, но он ею не воспользовался.

Адамс, в отличие от Леверье, не публиковал своих расчетов, и сведения о его работе держались в секрете между кембриджскими астрономами. Поскольку дело не двигалось, пришлось обратиться к обладателю самого крупного телескопа того времени, ливерпульскому пивовару и любителю астрономии Уильяму Ласселлу, надеясь, что в его мощный телескоп удастся разглядеть диск новой планеты без долгой работы по сравнению положений сотен звезд. И тут очередное невезение. Когда письмо пришло в Ливерпуль, Ласселл лежал в постели, у него было растяжение сустава ноги, и он не мог дойти до телескопа. День спустя, почувствовав себя лучше, он хотел провести наблюдения, но не смог найти письма с координатами. Выяснилось, что скорее всего горничная случайно выкинула его вместе с мусором. Ласселлу было очень стыдно за такую нелепость, и он так никогда и не рассказал Адамсу, почему не смог открыть новую планету.

Один из руководителей Королевского астрономического общества, Джон Гершель, развернул кампанию по пропаганде выполненных Адамсом вычислений, хотя они и не были опубликованы и не привели к открытию новой планеты. Кампания велась настолько агрессивно, что последствия ее обнаруживаются до сих пор во многих справочниках указано, что Нептун открыт по вычислениям, которые независимо друг от друга сделали Адамс и Леверье. Причем фамилия Адамса, как правило, стоит первой, хотя его труды оказались безрезультатны. Сам же Адамс вел себя в высшей степени корректно, будучи очень скромным человеком. Он отказался и от дворянского титула, который ему хотела присвоить королева Виктория, и от должности в Гринвичской обсерватории, предпочтя остаться профессором геометрии в Кембридже.

Самым ярким проявлением английского негодования в связи с утратой приоритета в открытии Нептуна стало изменение правил присуждения золотой медали Королевского астрономического общества, причем сроком всего на один год. Когда еще славящиеся соблюдением вековых традиций британцы таким странным образом меняли правила? Было совершенно ясно, что крупнейшим мировым достижением в астрономии в 1846 году является открытие Нептуна и медаль следует присудить Леверье. На это англичане не пошли, заявив, что ежегодно вручается лишь одна медаль, а «бесспорных» претендентов двое Адамс и Леверье. Поэтому было принято мудрое решение: в этом году медаль не присуждать вовсе, а вот в следующем изменить правила и присудить сразу 12 медалей, поскольку накопилось много достойных работ. Так достижение Леверье было «завуалировано» групповым награждением.

Георгий Бурба, кандидат географических наук

Физические характеристики[]

У Нептуна, как и у других планет-гигантов, нет твердой поверхности, поэтому за уровень отсчета при измерении размеров планеты принимается уровень атмосферы, на котором давление составляет 1 бар. Экваториальный диаметр Нептуна равен 49528 км, полярный — 48680 км; его масса — 1.02×1026 кг — превосходит земную в 17,14 раз. Таким образом, эта планета немного меньше и тяжелее Урана. Средняя плотность Нептуна — 1,76 г/см³. Уровень солнечной энергии в окрестностях Нептуна очень мал и составляет около 8 Вт/м2.

Атмосфера Нептуна на 98 % состоит из водорода и гелия. В ней содержится также 2,5—3 % метана. Перистые облака в атмосфере Нептуна, скорее всего, состоят из кристаллов замёрзшего метана. Сильные линии поглощения метана, доминирующие в спектре планеты, придают Нептуну интенсивный синий цвет. В спектре обнаружены также следы молекулярного водорода и этана. В микроволновом диапазоне обнаруживается присутствие небольших количеств аммиака.

Температура в атмосфере Нептуна меняется с глубиной. На уровне 0,1 бар температура минимальна — 50 К. Выше температура растет, достигая 750 К на высоте 2000 км (при давлении 10—11 бар), и далее остается постоянной. Также температура растет к центру планеты, где ожидаются значения температуры в 7000 К и давление в 5×106 бар. На уровне 1 бар температура атмосферы равна 74 К. Учитывая расстояние планеты до Солнца, ожидалось, что эффективная температура Нептуна составляет около 45 К, но оказалось, что она равна 59,3 К. Таким образом, на Нептуне часть тепла поступает из внутренних источников.

Ось вращения Нептуна наклонена к плоскости орбиты на 29°34′. Период вращения магнитного поля Нептуна, который, как полагают, связан с вращением ядра планеты, был определен «Вояджером-2» и составляет 16,11 часов (16 часов 07 минут). Большинство облаков вращаются с другими периодами, составляющими от 12 часов вблизи от южного полюса до 18 часов возле экватора. Это означает, что на Нептуне дуют ветры со скоростями до 2400 км/час, направленные против вращения планеты. Это самые сильные ветры в Солнечной системе.

«Вояджер-2» обнаружил, что ось магнитного поля Нептуна наклонена на 46° к оси вращения планеты, и смещена от центра планеты на расстояние в 0,55 радиуса планеты. В результате, напряженность магнитного поля сильно варьирует по поверхности планеты — от 0,1 гаусс в северном полушарии до 1 гаусс в южном. Полагают, что магнитное поле Нептуна порождается не ядром планеты, а мантией, богатой аммиаком. Сильный наклон оси магнитного поля приводит к тому, что траектории движения заряженных частиц в магнитосфере планеты пересекают траектории движения спутников и колец; в результате многие заряженные частицы поглощаются спутниками и кольцами, и их концентрация в магнитосфере уменьшается. Кроме того, «Вояджер» обнаружил на Нептуне полярные сияния, хотя и гораздо более слабые, чем на Земле. Они имеют сложный характер и распространяются на больших участках планеты, не только вокруг магнитных полюсов.

Полагают, что Нептун имеет ядро из расплавленных скальных пород, окружённое внешним ядром из частично расплавленной смеси аммиака, воды и метана, не разделённой на слои.

По данным на июнь г., у Нептуна 13 спутников.

Атмосфера и температура

На возвышении атмосфера Нептуна состоит из водорода (80%) и гелия (19%) с небольшими метановыми примесями. Синий оттенок появляется из-за того, что метан впитывает красный свет. Атмосфера делится на два главных шара: тропосфера и стратосфера. Между ними есть тропопауза с давлением в 0.1 бар.

Спектральный анализ показывает, что стратосфера туманная из-за скопления смесей, созданных контактом УФ-лучей и метана. В ней заметны монооксид углерода и цианистый водород.

Нептун в ложном цвете, отображающий атмосферные особенности вместе со скоростью ветра

Пока никто не может объяснить, почему термосфера раскалена до 476.85°C. Нептун крайне далеко расположен от звезды, поэтому нужен другой механизм нагрева. Это может быть контакт атмосферы с ионами в магнитном поле или же гравитационные волны самой планеты.

Нептун лишен твердой поверхности, поэтому атмосфера вращается дифференциально. Экваториальная часть совершает обороты с периодом в 18 часов, магнитное поле – 16.1 часов, а полярная зона – 12 часов. Именно поэтому возникают сильные ветры. Три масштабных зафиксировал Вояджер-2 в 1989 году.

Первый шторм простирался на 13000 х 6600 км и смахивал на Большое Красное Пятно Юпитера. В 1994 году телескоп Хаббл попытался отыскать Большое Темное Пятно, но его не было. Зато на территории северного полушария образовалось новое.

Большое Темное Пятно, запечатленное Вояджером-2 (вверху слева), Скутер (посередине) и Маленькое Темное Пятно (внизу справа)

Скутер – еще один шторм, представленный светлым облачным покровом. Они находятся южнее Большого Темного Пятна. В 1989 году также заметили и Маленькое Темное Пятно. Сначала оно казалось полностью темным, но когда аппарат приблизился, то удалось зафиксировать яркое ядро.

Общие свойства

Особенности расположения колец Нептуна

В порядке, подразумевающем увеличение дистанции от планеты, эти объекты получили следующие названия:

• Галле;
  • Леверье;
  • Лассел;
  • Араго;
  • Адамс.

Все они являются узкими, поскольку ширина самого крупного из них не превышает 100 км. В состав кольца Адамса, как уже отмечалось, входит 5 дуг яркого типа. Вокруг этой системы также располагаются орбиты спутников Нептуна, которые имеют следующие названия:

• Наяда;
  • Таласса (оба космических объекта имеют орбитальную часть в промежутке между Леверье и Галле);
  • Деспина (вращение её происходит внутри Леверье);
  • Галатея (расположение наблюдается ниже, нежели у Адамса).

В составе этих космических объектов присутствует тёмный материал. Вероятнее всего, он представляет собой смесь изо льда и органического материала, прошедшего обработку космическим излучением.

Общие характеристики

Внутреннее кольцо называют Галле, оно около 2000 км в ширину и вращается на расстоянии 41,000-43,000 км от планеты. Галле — очень слабое, со средней оптической глубиной около 10 в -4 степени, что эквивалентно глубине 0,15 км. Доля пыли в нем приблизительно составляет от 40% до 70% .

Следующее, называется Леверье, его орбитальный радиус около 53200 км, оно узкое, шириной около 113 км. Его нормальная оптическая глубина составляет 0,0062 ± 0,0015, что соответствует глубине 0,7 ± 0,2 км. Количество пыли в нем колеблется от 40% до 70%. Небольшая луна Деспина, которая вращается внутри него на расстоянии 52 526 км от Нептуна, может играть определенную роль в его формировании, выступая в качестве его «пастуха».

Кольцо Лассел, является слабым, его материал занимает пространство между Леверье (около 53200 км от Нептуна) и Араго (расстояние 57200 км от планеты). Его средняя оптическая глубина составляет около 10 в -4 степени, что соответствует эквивалентной глубине 0,4 км. Пылевые фракции находятся в диапазоне от 20% до 40%.

Существует небольшой пик яркости у внешнего края, расположенном в 57200 км от Нептуна и имеющем размер 100 км в ширину. Некоторые ученые называют этот пик планетарным кольцом Араго, но тем не менее, многие издания не упоминают о нем.

Кольцо Адамс является наиболее изученным. Оно узкое, слегка эксцентричное, шириной около 35 км. Его оптическая глубина около 0,011 ± 0,003, что соответствует глубине около 0,4 км.

Доля пыли составляет от 20% до 40%, ниже, чем у других. Небольшая луна Галатея, вращается внутри Адамса на расстоянии 61953 км от планеты, она держит частицы внутри узкого диапазона орбит, находясь в резонансе 42:43 с ним. Гравитационное влияние Галатеи создает 42 радиальных изгиба, с интервалом около 30 км.

Дуги, снимок Вояджера-2

Дуги в кольце Адамса

Самая яркая часть, состоит из дуг, в которых частицы, таинственным образом сгруппированы вместе. Оно, как известно, состоит из пяти коротких дуг, которые находятся в относительно узком диапазоне долгот от 247° до 294°.

Самая яркая и самая длинная была названа «Братство», его оптическая глубина оценивается в диапазоне 0,03-0,09, эквивалентная глубина соответственно находится в диапазоне 1.25-2.15 км, доля пыли в нем от 40% до 70%. Они чем-то напоминают дуги в кольце G Сатурна, хотя достаточно стабильны. Они были обнаружены наземными звездными покрытиями в 1980-х годах, космическим аппаратом Вояджер-2 в 1989 году, космическим телескопом Хаббла и наземными телескопами в 1997-2005 годах и они остаются примерно на той же орбитальной долготе.

Однако, некоторые изменения все же были замечены. Общая яркость дуг уменьшилась с 1986 года, а «Свобода» почти исчезла к 2003 году. «Братство» и «Равенство» 1 и 2 показали нерегулярные изменения их относительной яркости. Вероятно эти изменения связаны с обменом пылью между ними.

Причина существования дуг остается невыясненной.

Орбитальная динамика показывает, что они должны расползтись в единую структуру за несколько лет.

Планеты Солнечной системы
Сатурн·
Уран·
Нептун

Исследования

Изображение Тритона с «Вояджера-2»

Во время сближения сигналы с аппарата шли до Земли 246 минут. Поэтому, по большей части, миссия «Вояджера-2» опиралась на предварительно загруженные команды для сближения с Нептуном и Тритоном, а не на команды с Земли. «Вояджер-2» совершил достаточно близкий проход вблизи от Нереиды, прежде чем прошёл всего в 4400 км от атмосферы Нептуна 25 августа. Позднее в тот же день «Вояджер» пролетел вблизи Тритона.

«Вояджер-2» подтвердил существование магнитного поля планеты и установил, что оно наклонено, как и поле Урана. Вопрос о периоде вращения планеты был решён измерением радиоизлучения. «Вояджер-2» также показал необычно активную погодную систему Нептуна. Было открыто 6 новых спутников планеты и колец, которых, как оказалось, было несколько.

Около 2016 года НАСА планировала послать к Нептуну КА «Нептун Орбитер». В настоящее время никаких предположительных дат старта не называется, и стратегический план исследования Солнечной системы больше не включает этот аппарат.