Cлишком бурное прошлое

Общие данные

Открытие

Хаумеа и два её спутника Хииака и Намака, фото телескопа «Хаббл» (2015).

В последние десятилетия Транснептуновый регион стал настоящей сокровищницей открытий. Начиная с 2000-х, там наблюдались «плутоиды», а именно: Эрида, Седна, Кваоар, а также Оркус.

В результате среди этих тел совершено открытие нового представителя — странной карликовой планеты, имеющей свою собственную систему лун.

До сих пор существуют споры о том, кому принадлежит заслуга открытия планеты. Впервые исследователи из Испании заявили о своей находке в июле 2005 года.

Однако калифорнийские исследователи заявляли, о своем обнаружении планеты ранее, просто не огласив находку, поджидая удобный случай, чтобы выступить с докладом об этом событии в рамках ежегодного симпозиума.

Классификация

Планета определена как плутоидная карликовая планета, располагающаяся в дальней части пояса Койпера. Эта классификация предполагает наличие достаточной массы тела для достижения округления под действием собственной гравитации.

И хотя она далека по своей форме от сферы, считается, что ее эллипсовидная форма является результатом ее быстрого обращения, а не в результате отсутствия достаточной силы тяжести, чтобы преодолеть прочность сжатия материала.

Планета первоначально присутствовала среди классических объектов пояса тел пояса Койпера 2006 года, но с тех пор этот список был пересмотрен.
Хаумеа и её спутники (рисунок художника).

Лунная система

У Хаумеи есть две известные луны:

• Хииака — крупнее Намаки, период полного обращения составляет 48 дней.
  • Намака — меньшая из лун Хаумеи, ее масса равняется примерно 1/12 от массы старшей луны — Хииаки, свое полное обращение она совершает за 19 дней.

Они были обнаружены американской командой исследователей во время наблюдений за планетой.

Орбита и вращение

Симуляция вращения Хаумеа и кольца.

Хаумеа обладает типичной орбитой классического объекта с эксцентричным вращением.

Планета находится столь далеко (пояс Койпера), что ей требуется 285 земных лет только для того, чтобы совершить полный оборот вокруг нашей звезды.

Из-за своей высокой скорости вращения, день на Хаумеа длится всего 3,9 земных часа.

Если орбита планеты достигает максимально ближайшей точки к Солнцу, это расстояние будет в 50 раз дальше, чем расположение Земли от Солнца.

Формирование

Хаумеа, как и все ей подобные объекты, находится практически в недосягаемом поле для наблюдения из нашего мира, поэтому ученые могут только строить теории о ее происхождении.

В какой-то момент миллиарды лет назад произошло столкновение между древней Хаумеей и большим телом, в результате которого произошел отрыв от поверхности льда. Этот и послужило причиной крайне быстрого вращения планеты. И со временем такая скорость вращения придала Хаумеа ее необычную вытянутую внешность.

Мнение эксперта
Ловкачев Дмитрий
Астроном
любитель

Большая часть обломков, оставшихся от столкновения, сформировалась, чтобы стать лунами Хаумеи. У этой теории есть некоторые подтверждения, поскольку астрономы обнаружили небольшие ледяные обломки, вращающиеся по той же орбите.

Поверхность и структура

Температура на поверхности планеты составляет -241 °C.

Ученые могут только разрабатывать теории о том, из чего состоит Хаумеа, основываясь на длительных наблюдениях и некоторых сложных тестах, проведенных с различными типами осветительных линз.

Вращение Хаумеа и амплитуда ее световой кривой затрудняют оценку ее состава. Плотность породы Хаумеи, как полагают, колеблется в пределах 2,9 — 3,1 г/см3, что сопоставимо с плотностью спутника Земли — Луны.

Такие данные могут свидетельствовать о наличии в ее составе ксилитных минералов, из которых состоят многие скалистые тела в Солнечной системе. Это говорит о том, что основная часть Хаумеа представляет собой скалу, покрытую относительно тонким слоем льда.

Возможно, что более толстая ледяная мантия, более типичная для представителей пояса Койпера, существовала в прошлом, но была сорвана во время удара, который сформировал семейство хаумеанских объектов.

Хаумеа очень светлая, с высокой отражающей способностью, которая совпадает с параметрами планетарного льда. Спектральное моделирование ее поверхности показало, что от 66% до 80% ее поверхности, по-видимому, представляет собой чистый планетарный водный лед с возможным присутствием циано-групп водорода или фосфосилитных глинистых веществ.

Уникальный — Уран

В отличие от большинства планет, Уран имеет наклонную орбиту, то есть его полюса не выровнены по отношению к Солнцу, как у Земли. Благодаря этому, климат на Уране сильно отличается от земного: в северном полушарии летом постоянно светло, а зима длится десятилетиями.

Фото: NASA

Эта странная ориентация означает, что на планете есть очень необычные облака, состоящие из сероводорода — того самого химического вещества, которое придает тухлым яйцам такой неприятный запах.

Астрономы считают, что столкновение с объектом более 4 миллиардов лет назад, вдвое превышающим по размерам Землю, вызвало наклон Урана. Этот наклон создает экстремальные сезоны, которые длятся более 20 лет, а Солнце падает то на один, то на другой полюс в течение 84 земных лет.

Вероятно, этот удар с другой планетой привел к образованию его многочисленных лун и колец. Считается, что в результате столкновения на орбиту Урана попали камни и лед, которые впоследствии превратились в 27 лун планеты. Метан в атмосфере Урана придает планете сине-зеленый оттенок.

Самая холодная температура на Уране составляет -224 градусов по Цельсию ниже нуля. Это самая низкая температура, которая когда-либо измерялась в Солнечной системе.

Лун и возможные кольца

Маленький, как Хаумеа, он достаточно большой, чтобы иметь спутники (спутники, которые вращаются вокруг него). Астрономы заметили двух из них, названных 136108 Haumea I Hi’iaka и 136108 Hamuea II Namaka.

Они были найдены в 2005 году Майком Брауном и его командой с помощью обсерватории Кек на Маунакеа на Гавайях. Хи’яка — крайняя из двух лун, ее ширина составляет всего 310 километров. Кажется, что он имеет ледяную поверхность и может быть фрагментом оригинальной Haumea. Другая луна, Намака, движется по орбите ближе к Хаумеа. Это всего около 170 километров в поперечнике. Hi’iaka вращается вокруг Haumea за 49 дней, в то время как Namaka требуется всего 18 дней, чтобы обойти его родительское тело.

В дополнение к маленьким лунам, Хаумеа, как полагают, имеет по крайней мере одно кольцо, окружающее его. Никакие наблюдения не подтвердили это окончательно, но в конечном итоге астрономы должны были обнаружить его следы.

Орбиты планет Солнечной системы лежат в одной плоскости проходящей через солнце. Почему все планеты вращаются в одной плоскости?

Если вы взглянете на карту Солнечной системы, то сразу же заметите, что все планеты вращаются в одной плоскости вокруг находящейся в центре звезды. И мы не можем обвинять в этом издателя карты, который решил сэкономить на бумаге. Нет, небесные тела здесь действительно выстроены в своеобразную шеренгу.

Орбиты планет Солнечной системы

Люди заметили это ещё до изобретения телескопов, банально фиксируя положение Солнца и планет на небосклоне. Чтобы понять, почему они оказались в одной плоскости, нужно вернуться ко времени формирования Солнечной системы. Когда-то здесь располагалось огромное сферическое облако газа и пыли, которое медленно вращалось. Затем по какой-то причине оно начало коллапсировать. Говоря более простым языком, сжиматься. Учёные не могут с уверенностью назвать причину, инициировавшую такое развитие событий, но, вероятнее всего, это был не очень далёкий взрыв сверхновой.

Как бы то ни было, гравитация заставила газопылевое облако сгущаться – всё сильнее и сильнее. По мере того как эта сфера уменьшалась в размерах, она вращалась быстрее. Это один из основных физических законов, относящихся к вращающимся системам. Он называется “сохранение момента импульса”. Количество этого момента у того или иного объекта зависит от двух факторов – распределения массы и скорости вращения. Если один меняется, второй должен быть компенсирован – общий момент импульса остаётся неизменным, он сохраняется.

Очередность и траектории планет солнечной системы

Это значит, что по мере того как гигантское газопылевое облако ужималось в размерах, оно быстрее вращалось. В конце концов это вращение создало силу, достаточную, чтобы расплющить облако в диск. Наглядно представьте себе это так – у вас есть круглый комок теста, вы начинаете быстро вращать его вокруг собственной оси, и он превращается в лепёшку для пиццы. Это, кстати, не чисто теоретическая модель. Мы визуально наблюдаем формирование этих дисков вокруг молодых звезд, в том числе и в нашей галактике.

Вернёмся, однако, на миллиарды лет назад к своему родному светилу. Внутри образовавшегося диска частички пыли и газа постоянно сталкивались между собой и слипались, в результате чего формировались всё более объёмные небесные тела. Подавляющее их большинство не выросло крупнее картофелеобразных астероидов, однако нашлись и такие, которые превратились в Землю и семь других планет Солнечной системы. В той связи, что все они образовались внутри одного вращающегося диска материи, который может быть только плоским, объекты эти оказались внутри одной плоскости. Более того, они и вращаются в одном и том же направлении вокруг Солнца.

Планеты Солнечной системы

Имеется множество объектов меньшего размера, движущихся вокруг Солнца по наклонным орбитам – это и Плутон, и кометы, и некоторые астероиды. Все они, вероятно, изначально располагались в описываемой плоскости, но были вытолкнуты из неё Юпитером или Нептуном в тот период, когда эти планеты добирались до нынешних мест своей дислокации. Но им ещё повезло – эти гиганты, как считается, выкинули множество небольших небесных тел вообще за пределы Солнечной системы.

Кому-то это покажется странным, но тот факт, что все планеты вращаются в одной плоскости – это обычное явление, оно наблюдается и в других известных нам звёздных системах. Расстраиваться из-за этой ординарности, конечно же, не стоит. Вспомните, что у нас есть нечто такое, чего мы не смогли пока обнаружить нигде во Вселенной. Разумная жизнь. Люди. В этом плане мы пока весьма уникальны.

Семейство столкновений

Быстрое вращающееся движение, которое переворачивает Хаумеа по орбите вокруг Солнца, является результатом длительного назад столкновение как минимум между двумя объектами. На самом деле это член так называемого «столкновительного семейства», которое содержит объекты, все созданные в результате столкновения, имевшего место в самом начале истории Солнечной системы. Удар разрушил сталкивающиеся объекты и, возможно, также удалил большую часть первоначального льда Хаумеа, оставив его большое каменистое тело с тонким слоем льда. Некоторые измерения показывают, что на поверхности есть водяной лед. Похоже, это свежий лед, то есть он образовался в течение последних 100 миллионов лет или около того. Лед за пределами Солнечной системы затемняется ультрафиолетовой бомбардировкой, поэтому свежий лед на Хаумеа предполагает некоторую активность. Однако никто не уверен, что это будет. Чтобы понять этот вращающийся мир и его яркую поверхность, необходимы дополнительные исследования..

Карликовые планеты

Каждая из карликовых планет . У них есть свои номера согласно ЦМП (Центр малых планет), расположение, количество спутников и другие индивидуальные особенности.

Плутон

До 2006 года Плутон относили к . Он был открыт в 1930 году учёным Клайдом Томбо, который включил его в список 9 крупных небесных тел. Когда астрономы нашли аналогичные объекты за орбитой Нептуна, его перенесли в перечень «карликов». В 2015 году астрономы получили много новой информации о нём благодаря фотоснимкам, которые сделал аппарат «Новые горизонты», приблизившийся к планете на минимальное расстояние.

Официальное наименование Плутон получил 24 марта 1930 года после конкурса. Его предлагали назвать Минервой, но победило другое название, в честь римского божества, которое предложила 11-летняя девочка, внучка астронома. В этом названии отражались инициалы руководителя обсерватории, где был открыт Плутон, П. Лоуэлла.

Характеристики Параметры
Расположение Пояс Койпера
Размер, км. 2306±20
Масса/% массы Земли 1,305*1022 кг/0,22%
Орбита Траектория движения вокруг Солнца – сильно вытянутый эллипс. В точке перигелия ближе к Солнцу, чем Нептун.
Расстояние от Солнца В среднем 5,91 млрд. км.
Состав Камни и льды метанового и азотного происхождения
Атмосфера Разряжена, испарения льдов
Спутники 5 естественных спутников. Самый крупный – Харон, который также претендует стать «карликом».

Статус Плутона остаётся неокончательным, поскольку некоторые учёные по-прежнему относят его к планетам.

Эрида

Эриду открыла группа Майкла Брауна. В 2006 г. ЦМП определил её статус и официально зарегистрировал.  Размеры Эриды так велики, что учёные вначале посчитали её 10-й планетой. Первоначально думали, что она крупнее Плутона, но в результате наблюдений пришли к иному выводу. Из-за несовпадения точек зрения учёных эту планету стали называть в честь богини раздора.

Эрида расположена очень далеко от Солнца, поэтому точно определить её параметры сложно. Только в 2015 г. после полёта космического аппарата «Новые горизонты» в направлении Плутона, удалось выяснить примерные размеры Эриды. Массу планеты удалось вычислить благодаря её спутнику – Дисномии.

Хаумеа

Эта карликовая планета была открыта сразу двумя учёными Майклом Брауном и Хосе Ортисом в 2005 г. Первый предложил назвать новый объект в честь богини плодородия. Второй выступил за использование имени богини весны. Оба названия не приглянулись ЦМП и новую маленькую планету стали называть Сантой по времени обнаружения – 28 декабря. Но впоследствии название, которое предложил Браун, победило.

Эта планета имеет ряд особенностей, отличающих её от других аналогичных объектов:

• яйцевидная форма;
  • огромная скорость вращения вокруг своей оси;
  • очень высокая яркость.

Состоит этот «карлик» из льда с примесями углеводородов и минералов. Атмосферы не имеет. Рядом с планетой находится 2 спутника, названных в честь дочерей богини Хаумеа.

Макемаке

Макемаке четвёртая в списке карликовых планет из пояса Койпера. Её обнаружил Майкл Браун в 2005 г. Официальное название она получила через 3 года, а до этого именовалась Пасхальным зайцем, так как была открыта на Пасху.

Макемаке , поэтому она мало изучена. Благодаря инфракрасной телескопии, были определены её размеры, которые превосходят габариты Хаумеа. Масса установлена гипотетически.

Состав – каменное ядро с ледяной корой, представляющей замёрзшие газы: метан и этан. Яркий поверхностный слой схож с Плутоном. Она имеет переходную атмосферу, обладает одним тусклым спутником.

Церера

Церера относится к главному поясу астероидов. По форме и размерам она могла бы претендовать на вхождение в список планет. Астрономы достаточно хорошо её изучили, но по поводу её статуса есть вопросы. ЦМП считает Цереру «малой планетой». Обнаружена она была в 1801 г. итальянским исследователем Джузеппе Пиацци .

Чтобы облететь вокруг Солнца, Церере нужно 4,6 лет. Вокруг своей оси она вращается за 9 часов 4 минуты. У планеты скалистое ядро и ледяная мантия. Последние инфракрасные наблюдения показали, что под коркой льда может быть океан с примитивными видами жизни. На поверхности большое количество глины с железом и карбонатами. Это говорит в пользу присутствия на Церере слабой атмосферы. Спутников у неё не найдено.

Особенности

Планета Хаумеа получила свое название благодаря островному божеству урожая. Так как команда американских первооткрывателей предложила назвать ее по месту обнаружения планеты, а именно в обсерватории Кек, остров Гавайи.

Две луны Хаумеа так же именуются в честь гавайских богинь. Хииака — богиня-покровительница острова, Намака — дух воды в гавайской мифологии.

Проведя всего лишь один год на поверхности этой загадочной планеты, в земном летоисчислении этому человеку исполнилось бы 285 лет. Но это еще не все, в противоположность годам, дни на ней протекают гораздо быстрее. Ведь планета делает свое обращение всего за 3,9 часа, что выводит ее в лидеры по интенсивности своего вращения.

Когда орбита планеты ближе всего к Солнцу, это расстояние в 33 раза превышает удаленность Земли от Солнца, а на самом дальнем удалении, это расстояние более чем в 50 раз дальше, чем у нашей планеты с Солнцем.

В результате своего вихревого вращения Хаумеа имеет довольно причудливую форму. Силы ускорения так интенсивно воздействуют на планету, что она просто не в состоянии принять вид традиционной сферы, она растягивается и расширяется, приобретая характерный вытянуто-сплюснутый вид.

Пояс Койпера: где находится, как проходит его исследование, характеристики основных объектов

Планета Макемаке — суровая ледяная пустыня, которая никогда не станет колыбелью жизни

Ганимед — крупнейший спутник Юпитера, под ледяным покровом которого плещется океан

Планеты-газовые гиганты, в пределах и за пределами Солнечной системы

Учитывая показатели удаленности, все попытки рассмотреть планету с Земли будут напоминать тщетные занятия по рассмотрению небольшой монетки с расстояния в пару сотен километров. Из-за большого количества льда, покрывающего Хаумеа, планета имеет очень высокую отражающую способность, что делает ее одним самых ярких тел в поясе Койпера.

Исходя из своего среднего диаметра, три планеты размера Хаумеа смогли бы выстроиться друг за дружкой в земной коре.

«Карлики» в деталях: как много вы знаете о самых крошечных планетах Солнечной системы?

Согласно определению Международного астрономического союза, карликовые планеты – это небесные тела, которые обращаются по орбите вокруг Солнца и имеют достаточную массу для того, чтобы под действием сил гравитации поддерживать гидростатическое равновесие и иметь близкую к сферической форму, однако при этом они не являются спутниками планеты, а также не могут расчистить район своей орбиты от других объектов.

Если бы Солнце было размером со стандартную входную дверь, то Земля бы была приблизительно как монета в 5 центов, а карликовая планета Плутон, крупнейший из известных «карликов» Солнечной системы, была бы чуть больше игольного ушка.

Полумесяц Плутона / NASA/JHUAPL/SwRI

Большинство карликовых планет расположено в поясе Койпера – дискообразной области, простирающейся от орбиты Нептуна до расстояния около 55 а. е. от Солнца. Ближайшая к нам карликовая планета Церера является крупнейшим и наиболее массивным телом в поясе астероидов – области Солнечной системы между орбитами Марса и Юпитера.

Продолжительность дня на карликовых планетах различная.

К примеру, один день на Церере равен 9 земным часам (ровно столько времени необходимо карликовой планете, чтобы совершить вращение вокруг своей оси).

Год же на «карлике» равен 4,5 земным годам (период обращения вокруг Солнца).    Карликовые планеты состоят в основном из камня и/или льда. Все зависит от их расположения в Солнечной системе.

Некоторые карликовые планеты имеют естественные спутники. Рекордсмен по этому показателю – Плутон, у которого насчитывается целых пять лун. А вот у Цереры и Макемаке естественных спутников нет.

Харон и малые спутники Плутона (Стикс, Никс, Кербер и Гидра) / NASA, Johns Hopkins U. APL, SwRI

Однако данные телескопа Hubble и автоматической межпланетной станции «Новые горизонты» опровергли эту вероятность.

Карликовые планеты Плутон и Эрида имеют тонкую атмосферу, которая является более активной, когда они находятся ближе к Солнцу.

«Новые горизонты» – первый и пока единственный космический аппарат, добравшийся до пояса Койпера, который является «домом» для большинства карликовых планет.

Снимок Цереры в натуральном цвете / NASA

Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что жизнь на карликовых планетах невозможна.   В 2006 году Плутон лишили статуса «полноценной» планеты и записали его в ряды «карликов».

Сегодня некоторые ученые считают, Плутон должен быть переклассифицирован обратно в планету.

Топ

Дмитрий Шершнёв

Вращение и форма

Сравнение размеров Хаумеа с другими крупными транснептуновыми объектами и Землей

Эта карликовая планета занимает первое место по скорости вращения среди всех крупных объектов, чей диаметр превосходит 100 км. Объект необычен, ведь на вращение вокруг оси тратит всего 3.9 часов.

Ученые не могут понять, почему это происходит, однако скорость вращения сказалась на форме.  Хаумеа не удалось достигнуть сферичности, и она скорее вытянута. Более того, именно из-за формы ее готовы были исключить из группы карликовых планет.

Интересно, что показатели вращения позволили определить плотность объекта (разные материалы растягиваются по-разному). Сейчас считают, что Хаумеа по составу почти полностью представлена камнем, покрытым небольшим слоем льда. Вытянутая форма влияет также на колебания в показателях яркости (или же все дело в неровностях поверхности).

Знакомство с Солнечной системой

Солнечная система является частью спиралевидной галактики — Млечного пути. В самом ее центре находится Солнце – самый большой обитатель Солнечной системы. Солнце – это горячая звезда, состоящая из газов – водорода и гелия. Оно производит огромное количество тепла и энергии, без которых жизнь на нашей планете была бы просто невозможна. Солнечная система возникла пять млрд. лет назад в результате сжатия газопылевого облака.

Млечный путь

Центральное тело нашей планетной системы — Солнце (по астрономической классификации — желтый карлик), сосредоточило в себе 99,866% всей массы Солнечной системы. Оставшиеся 0,134% вещества представлены девятью большими планетами и несколькими десятками их спутников (в настоящее время их открыто более 100), малыми планетами — астероидами (примерно 100 тысяч), кометами (около 1011 объектов), огромным количеством мелких фрагментов — метеороидов и космической пылью. Все эти объекты объединены в общую систему мощной силой притяжения превосходящей массы Солнца.

Планеты земной группы составляют внутреннюю часть Солнечной системы. Планеты-гиганты образуют ее внешнюю часть. Промежуточное положение занимает пояс астероидов, в котором сосредоточена большая часть малых планет.

Фундаментальной особенностью строения Солнечной системы является то, что все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении, совпадающем с направлением осевого вращения Солнца, и в том же направлении они обращаются вокруг своей оси. Исключение составляют Венера, Уран и Плутон, осевое вращение которых противоположно солнечному. Существует корреляция между массой планеты и скоростью осевого вращения. В качестве примеров достаточно упомянуть Меркурий, сутки которого составляют около 59 земных суток, и Юпитер, который успевает сделать полный оборот вокруг своей оси менее, чем за 10 часов.

Планеты солнечной системы

Сколько существует планет?

Планеты и их спутники:

1. Меркурий,
  2. Венера,
  3. Земля (спутник Луна),
  4. Марс (спутники Фобос и Деймос),
  5. Юпитер (63 спутника),
  6. Сатурн (49 спутника и кольца),
  7. Уран (27 спутника),
  8. Нептун (13 спутников).
  • Астероиды,
  • Объекты пояса Койпера (Квавар и Иксион),
  • Карликовые планеты (Церера, Плутон, Эрида),
  • Объекты облака Орта (Седна, Оркус),
  • Кометы (комета Галлея),
  • Метеорные тела.

Чем отличается земная группа?

К планетам земной группы традиционно относят Меркурий, Венеру, Землю и Марс (в порядке удаления от Солнца). Орбиты этих четырёх планет расположены до Главного пояса астероидов. Эти планеты объединяют в одну группу также из-за схожести их физических свойств — они имеют небольшие размеры и массы, средняя плотность их в несколько раз превосходит плотность воды, они медленно вращаются вокруг своих осей, у них мало или совсем нет спутников (у Земли — один, у Марса — два, у Меркурия и Венеры — ни одного).

Планеты земного типа или группы отличаются от планет-гигантов меньшими размерами, меньшей массой, большей плотностью, более медленным вращением, гораздо более разрежёнными атмосферами (на Меркурии атмосфера практически отсутствует, поэтому его дневное полушарие сильно накаляется. Температура у планет земной группы значительно выше чем у гигантов (на Венере до плюс 500 С). Элементные составы планет земной группы и планет-гигантов также резко отличаются друг от друга. Юпитер и Сатурн состоят их водорода и гелия примерно в той же пропорции, что и Солнце. У планет земной группы имеется много тяжелых элементов. Земля в основном состоит из железа (35 %), кислорода (29 %) и кремния (15 %). Наиболее распространенные соединения в коре — окислы алюминия и кремния. Таким образом, элементный состав Земли резко отличается от солнечного.

Какие есть планеты-гиганты?

К планетам-гигантам относятся Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Эти планеты обладают большими размерами, но небольшой плотностью из-за своего газового состава из водорода и гелия. Тем не менее примерно 98 % суммарной массы планет Солнечной системы приходится на массу планет-гигантов!  Тепловой поток из центра Юпитера и Сатурна немного превосходит поток энергии, получаемой планетой от Солнца, тогда как тепловой поток из центра Земли пренебрежимо мал по сравнению с потоком энергии, получаемой Землей от Солнца.Эти планеты удалены на большие расстояния от Солнца, поэтому самые дальние из них — Нептун и Уран, содержат большое количество льда и именуются ледяными гигантами.

Размеры планет солнечной системы

Планеты данного типа обладают большим количеством спутников, в отличие от планет земной группы, и обладают высокой скоростью вращения. Спутниками называются небольшие тела, вращающиеся вокруг планет. Область между планетами наполнена небольшими твердыми частицами и разреженными газами.