Галактика андромеды

О чём важно помнить при выборе телескопа с удалённым доступом?

Во-первых, вам нужен телескоп в зоне с идеальной видимостью и низкой засветкой. Это можно проверить по прогнозу погоды и координатам, которые указывают на сайтах обсерваторий. Во-вторых, требуется заранее узнать, как долго будет экспонироваться фотография и какие фильтры используются в телескопе. Это напрямую повлияет на результат, сложность сведения и постобработки.

В обсерваториях часто используются узкополосные светофильтры — H-alpha (водородный), OIII (кислородный), SII (пропускает серу и тяжёлые элементы). С их помощью уменьшается влияние засветки, проявляется свечение галактик, созвездий и туманностей, но при этом снимки получаются чёрно-белыми. Чтобы получить цветное изображение, их нужно объединить, указав каждый из трёх кадров в качестве отдельного канала.

Если исходники в датасете не будут совпадать, либо будет недостаточно снимков, в итоге придётся раскрашивать снимок вручную или мириться с эффектом «стереоскопической картинки» из-за проблем с наложением каналов.

Туманность Орёл (пример неправильного сведения)

С телескопами, использующими RGB-фильтры, сложение картинок происходит намного проще: достаточно в правильном порядке добавить каналы и подкорректировать результат. Снимки с телескопов, использующих H-alpha, OIII и SII фильтры, могут потребовать дополнительной коррекции до момента сведения, либо больше времени на постобработку.

Вот так выглядит туманность Конус в датасете (пример изображения в градациях серого):

Туманность Конус (Cone nebula) после преобразования в RGB и постобработки в Adobe Photoshop CC 2021:

В одних обсерваториях вы получите любые фотографии (включая туманность Андромеды) сразу в цветном виде, в других понадобится проявлять изображение.

Преимущества использования телескопа с удалённым доступом:

• Можно заниматься астофотосъёмкой, не имея профессиональной техники;
  • Если использовать телескопы с настройками по умолчанию, это бесплатно или недорого;
  • На многих порталах с премиум-доступом и высококачественными датасетами есть пробный период (один месяц);
  • После наблюдения можно получить цветные изображения галактик и туманностей;
  • Сайты используют подтверждение по электронной почте, что позволяет «увеличить» пробный период во много раз (способ для извращенцев, не рекомендую так делать);
  • Отличное поле для экспериментов и поиска необычных моментов;
  • Идеальный старт для начинающих, позволяющий быстро научиться постобработке, изучить внешний вид и местоположение популярный созвездий, туманностей, галактик.

Минусы использования телескопа с удалённым доступом:

• Низкая управляемость, отсутствие контроля «на лету»;
  • Редко предоставляются расширенные возможности;
  • Стоимость ручного управления телескопом в буквальном смысле «космическая»;
  • Результат может быть непредсказуемым из-за резких изменений погодных условий, собственных или аппаратных ошибок;
  • Фотографии сложнее обрабатывать;
  • Чтобы сделать большую серию снимков, потребуется много времени;
  • Уровень шума в разы выше, чем на Canon 5D Mark 4 или даже Canon 6D;
  • Сфотографировать туманность Андромеды можно только в том случае, если телескоп уже ведёт за ней наблюдение;
  • Ожидать своей очереди можно неделями.

Знакомство

Начнем наше знакомство с того, что самые первые письменные упоминания о галактике Андромеды, как о маленьком облачке, обнаружили в астрономических таблицах «Книге неподвижных звезд», известного персидского астронома Ас-Суфи, жившего и работающего при дворце Адуд Ад- Даула в Исфахане, и датируются запись 964 годом.

Объект M31 — Туманность Андромеды. Рисунок Ш. Мессье. Опубликован в 1807

Более подробное описание галактики сделал немецкий врач и математик Симон Майр, используя телескоп для наблюдений за звездным небом, он в декабре 1612 года одним из первых европейских астрономов заметил туманность Андромеды.

Знаменитый охотник за кометами, французский астроном Шарль Мессье, добавил туманность в свой знаменитейший каталог под определением М 31.

Астроном любитель из Англии Уильям Хаггинс внес свой вклад, он предположил, что М 31 содержит большое количество отдельных звёзд, такой вывод он сделал в 1864 году, что при дальнейших наблюдениях подтвердилось.

Галактика Андромеды порадовала астрономов в 1885 году, когда в одной из самых ярких ее областей вспыхнула единственная сверхновая оранжевая звезда, получившая название S Андромеды, это была первая звезда такого плана, которую смогли обнаружить за пределами Млечного пути. Остатки от взрыва звезды, на расстоянии 2 600 000 световых лет от нас, смогли наблюдать в 1999 году, прибегнув к помощи мощнейшего космического телескопа Хаббла.

Первые снимки на которых была запечатлена туманность Андромеды, смогли получить в обсерватории, которую основал в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году Исаак Робертс. Именно благодаря его опытам с использованием специального телескопа для фотографирования небесных объектов, были получены снимки в октябре тысяча восемьсот восемьдесят седьмого года, на которых очень хорошо можно было рассмотреть структуру туманности, в виде спирали.

Благодаря Весто Мелвин Слайферу, великолепному астроному из Америки, наука узнала, с какой лучевой скоростью движется Галактика Андромеды. В далеком 1913 году именно он, применив спектральный анализ, измерил значение, которое равно 300 километров в секунду, именно с такой скоростью галактика движется по направлению к нашему Солнцу.

В 99 году была запущена рентгеновская обсерватория «Чандра», которая, находясь в космосе, передает данные на Землю. Благодаря исследованиям обнаружили, что галактика Андромеды содержит намного больший объём холодного газа, чем предполагали раньше. Это позволило узнать более точно температуру, какова плотность и как движется межзвездный газ в космосе.

Галактика Андромеды в ультрафиолетовых лучах

Спутники галактики M31

Галактику Андромеды, как и наш Млечный Путь, окружают несколько карликовых галактик — небольших звёздных систем, состоящих из нескольких миллиардов звёзд. Самые крупные и известные из них — компактные эллиптические галактики M 32 и M 110, заметные на любой фотографии Галактики Андромеды. Расчёты показывают, что М 32 в недавнем прошлом, возможно, являлась спиральной, однако процесс, поддерживающий образование её спиральных рукавов, был подавлен под воздействием мощных приливных сил Галактики Андромеды.

M 110 тоже участвует в гравитационном взаимодействии с Галактикой Андромеды: астрономами был обнаружен гигантский поток звёзд, богатых тяжёлыми металлами, на периферии М 31 — в её гало. Подобные звёзды населяют и карликовую М 110, что говорит об их миграции из одной галактики в другую[

Туманность Андромеды окружена свитой из четырех гораздо меньших звездных систем. Главная из них, эллиптическая галактика M32, была открыта еще в XVIII в. Она видна в большой школьный рефрактор. Ее поперечник близок к 0,8 кпк, а звездное население состоит примерно из миллиарда звезд. Столь же малочисленно “население” и другой карликовой галактики M 110, хотя по размерам она вдвое больше первой.

Похожи на них и остальные два спутника, открытые только в 1944 г. Рядом с этими крошечными звездными системами туманность Андромеды и наш Млечный Путь просто исполины. Впрочем, это обстоятельство не может служить основанием для самодовольства, так как количество уже известных нам гигантских галактик исчисляется многими миллионами.

Уже в наше время (2013 г.) в ходе многолетних наблюдений с помощью телескопа Канада-Франция-Гавайи была обнаружена целая группа карликовых галактик, обращающихся в одной плоскости вокруг М 31.

Ф. Ю. Зигель “Сокровища звездного неба”

Наблюдение

Расположение галактики в созвездии Андромеды .

Первое известное письменное упоминание о галактике Андромеды датируется 964 годом, когда она описана Абд аль-Рахманом ас-Суфи в своей Книге неподвижных звезд . Первое наблюдение галактики с помощью телескопа было сделано Симоном Мариусом в 1612 году (его часто называют первооткрывателем галактики). Впервые он был сфотографирован в году астрономом Исааком Робертсом в его обсерватории Кроуборо в Сассексе .

Галактическая природа

В 1920-х годах переменные звезды- цефеиды были идентифицированы Эдвином Хабблом на астрономических фотографиях туманности. Благодаря соотношению светимости периода, установленному в 1912 году Генриеттой Ливитт , последняя устанавливает расстояние до звезд и подтверждает внегалактическую природу объекта. Это также позволяет переосмыслить событие 1885 года, которое считалось новой . Из-за удаленности галактики это событие относительно небольшой видимой величины на самом деле было чрезвычайно ярким в масштабах галактики. На самом деле это была сверхновая (взрыв звезды), позже названная SN 1885A . Это первая сверхновая, наблюдаемая после изобретения телескопа , и единственная известная в галактике Андромеды.

В 1943 году , когда в Лос-Анджелесе действовал комендантский час, Уолтер Бааде использовал телескоп Маунт Вильсон Хукер и впервые обнаружил звезды в центральной части галактики.

В 1953 году исследование M31 Эдвином Хабблом и Алланом Сэндиджем выявило новый класс переменных звезд — синие светящиеся переменные (или LBV).

Галактика Андромеды и Млечный путь

Из всех известных нам галактик туманность Андромеды изучена лучше других. Мы знаем такие подробности о строении этого “звездного острова”, которые известны, вероятно, далеко не всем его разумным обитателям.

Туманность Андромеды – исполинская звездная спираль с поперечником в 50 кпк, спираль, которую мы видим не плашмя и не “с ребра”, а, так сказать, вполоборота. Примерно так же выглядит оттуда, из туманности Андромеды, наша Галактика, наш Млечный Путь.

Сходство двух галактик большое. Из огромных центральных шарообразных сгущений преимущественно желтых карликовых звезд – ядер галактик – выходят исполинские спиралеобразные звездные ветви. На великолепных недавно полученных цветных фотографиях туманности Андромеды, в отличие от желтоватого центрального ядра, ее ветви выглядят голубоватыми. Так и должно быть – в ядре в основном сосредоточены желтые звезды типа нашего Солнца, а зато силуэт, очертания спиральных ветвей создаются горячими голубовато-белыми звездами-гигантами.

Внутри туманности Андромеды и вокруг нее найдено около 170 шаровых звездных скоплений, очень похожих на принадлежащие нашей Галактике аналогичные объекты. Есть в соседней галактике и рассеянные звездные скопления, и газовые туманности, и облака мельчайшей твердой космической пыли. Последними вызваны многочисленные темные “провалы” на общем светящемся звездном фоне, хорошо различимые на фотоснимках туманности Андромеды.

Как и в нашей звездной системе, звезды туманности Андромеды обращаются вокруг ее ядра. Когда говорят о вращении подобной галактики, не следует понимать этот термин чересчур упрощенно. Галактики, подобные туманности Андромеды, не вращаются как единое целое, например, как патефонная пластинка. Однако нельзя движение звезд полностью уподоблять и движению планет Солнечной системы.

Действительность находится между этими двумя крайностями – вращением твердого тела и “кеплеровским” обращением планет. В Галактике угловая скорость вращения убывает с увеличением расстояния от центра, о медленнее, чем по законам Кеплера. Такова лишь общая картина вращения спиральных галактик. Детали же ее очень сложны и до конца не выяснены.

Описание галактики Андромеды

В конце XIX века и в начале XX века ученые астрофизики ломали голову над тем, что собой представляет соседняя с нами галактика. Сегодня наша соседка во Вселенной является самым изученным и наиболее часто наблюдаемым внегалактическим объектом. Многие данные, полученные в результате многолетних астрономических наблюдений за звездами в галактике Андромеды, позволили научному сообществу изучать природу Вселенной вне Млечного Пути. К тому же такое близкое соседство и поведение другой галактики позволяют получить представление о происходящих процессах в масштабах Вселенной.

Все существующие до этого момента визуальные и вымышленные представления о нашей галактике Млечный Путь, базируются на мнимом ракурсе наблюдений со стороны галактики Андромеды. И наоборот, соседнюю галактику ученые считали зеркальным отражением нашего звездного острова. Так было до недавнего времени, пока астрофизики не получили более детальные снимки Андромеды. Несмотря на внешнее сходство, оказалось что наша соседка гораздо крупнее Млечного Пути и существенно отличается своим строением.

Сегодня мы знаем о галактике Андромеды следующее:

• галактика класса Sb;
  • принадлежит к Местной группе;
  • относится к группе внегалактических объектов с фиолетовым смещением;
  • скорость сближения с галактикой Млечный Путь составляет 140 км/с;
  • примерный звездный состав – триллион звезд;
  • приблизительный диаметр галактики составляет 250тыс. световых лет, в 4 раза больше Млечного Пути;
  • имеется четыре известных карликовых галактик-спутников М32, М110, NGC185 и NGC.

Что касается структуры Андромеды, то она является типичной спиральной галактикой, в которой рукава равномерно распределяются вокруг галактического центра — балджа. Как и в случае с Млечным Путем, центральная часть галактики Андромеды, самая яркая галактическая область, состоящая из древних звезд. Млечный Путь, в отличие от своей соседки, относится к подклассу SBbc – типичная спиральная галактика с перемычкой в центре. Эта деталь как раз у Андромеды отсутствует, в чем и заключается главное отличие соседствующих звездных островов. По последним данным, полученным на снимках в инфракрасном диапазоне, центр соседнего звездного острова также может иметь перемычку. При наблюдении оптическими приборами, эта область галактики скрыта газопылевым облаком.

Звёздные скопления и галактики созвездия Андромеды

В созвездии Андромеды много галактик, в том числе и самая яркая из всех наблюдаемых на небе – М 31, или знаменитая Туманность Андромеды. Остальные гораздо слабее и их труднее наблюдать, понадобится довольно мощный телескоп.

Туманность Андромеды, М 31

Еще в X веке арабский астроном Ас-Суфи писал о маленьком облачке, которое можно увидеть в тёмную ночь около звезды ν Андромеды. Европейцы заметили его только в XVII веке. Астроном Симон Мариус направил на это облако телескоп в 1612 году и записал, что яркость его возрастает к середине, а похожа эта туманность на огонь свечи, если смотреть на него через прозрачную роговую пластинку.

Затем эту туманность наблюдал Эдмонд Галлей, ученик Ньютона. Он решил, что такие туманные объекты – «свет, приходящий из неизмеримого пространства, находящегося в странах эфира и наполненного средою разлитой и самосветящейся». Астроном Дерхем и вовсе решил, что это просто тонкое место в небесной тверди, через которое проникает свет царства небесного.

Основные галактики-спутники галактики Андромеды.

Даже в XIX веке природа странной туманности Андромеды был непонятен. Учёные спорили, находится ли она в нашей Солнечной системе или дальше, состоит из газа или из звёзд. Лишь в 1924 году Эдвин Хаббл сделал снимки этой туманности на 2.5-метровом рефлекторе и разрешил её на отдельные звёзды. Тогда и стало понятно, что это огромная звёздная система с миллиардами звёзд, которая представляет собой огромную галактику.

После этого установление расстояния до М 31 стало делом техники и это породило внегалактическую астрономию. Так что роль этой туманности в науке о звёздах очень велика. Пожалуй, нет галактики, более удобной для изучения, и о которой сейчас накоплено множество информации. Астрономам сложно изучать нашу галактику изнутри, но они могут изучать практически такую же соседнюю галактику – М 31.

Спиральная галактика Андромеды огромна, в неё входит триллион звёзд, она в несколько раз больше нашего Млечного Пути. В центре её находится сверхмассивная чёрная дыра с массой в 140 миллионов солнечных.

На небе эта галактика имеет яркость 3.4 m и занимает площадь, в 7 раз больше полной Луны. Это незаметно, так как поверхностная яркость её невелика. Даже в телескоп она выглядит как туманное облако, более яркое в центральной части, а края не обнаруживаются, так как их яркость сильно размазывается по площади.

У галактики М 31 есть с десяток галактик – спутников. Самые яркие из которых – эллиптические М 110 и М 32. Первая отделена от М 31 и хорошо заметна, а вот М 32 скрыта за ней и как бы смешивается, поэтому найти её сложнее.

Галактика Андромеды сближается с нашей и через примерно 4.5 миллиарда лет они столкнутся. В результате гравитационного взаимодействия обе галактики сильно изменятся и сольются в одну. Звёзды изменят свои орбиты, имеющиеся планетные системы тоже пострадают, так как плотность звёзд в пространстве сильно увеличится. Некоторые звёзды изменят направление и будут выброшены, некоторые найдут себе компаньонов – событий произойдёт много, некоторые будут выглядеть как катаклизмы местного масштаба. Процесс этот будет не быстрым и займет миллионы лет, что в космических масштабах очень небольшой срок.

Галактика NGC 891 (С 23)

Галактика NGC 891 в созвездии Андромеда.

Это еще одна спиральная галактика, видимая с ребра. Она имеет яркость 10.1 m, поэтому найти её в любительский телескоп можно, а вот для изучения деталей нужна большая апертура и навыки астросъёмки.

Галактика NGC 7640

Галактика NGC 7640.

Еще одна спиральная галактика, имеющая яркость 10.9 m. Для наблюдений требуется большая апертура, которая есть далеко не у всех. Счастливчики же смогут увидеть довольно впечатляющую спираль, повёрнутую под большим углом.

Рассеянное скопление NGC 752 (С 28)

Рассеянное скопление NGC 752

Это старое скопление, возраст которого оценивается в миллиард лет. В нём есть несколько очень горячих звёзд спектрального класса A2.

На небе имеет яркость 5.7 m и содержит в себе примерно 60 звёзд яркостью от 9 до 12 m. Угловые размеры – 75’.

Рассеянное скопление NGC 956

Рассеянное скопление NGC 956.

Это скопление созвездия Андромеда гораздо скромнее – в нём всего около 30 звёзд яркостью от 10 до 14 m, поэтому потребуется телескоп с апертурой не менее 150-200 мм. В более скромный будет видно гораздо меньше. Общая яркость скопления – 9 m, а его угловые размеры около 8’.

Рассеянное скопление NGC 7686

Рассеянное скопление NGC 7686.

Это скопление гораздо ярче предыдущего – 5.6 m. Размер его тоже вдвое больше – 15’, поэтому его можно понаблюдать и с небольшим телескопом. Вот только найти его с первого раза удаётся редко.

Галактика Андромеды и M32 (2 октября)

2 октября вы сможете увидеть две галактики: знаменитую галактику Андромеды (М31) и ее спутник — М32. Давайте поближе познакомимся с этими объектами глубокого космоса.

Галактика Андромеды на небе в октябре 2022

Галактика Андромеды (также известная как M31 и NGC 224) – ближайшая к Млечному Пути крупная спиральная галактика. Некоторое время эта галактика считалась туманностью, поэтому в астрономии также сохранилось название «Туманность Андромеды».

Галактика Андромеды очень популярна среди начинающих астрономов – ведь это самый далекий объект, который можно увидеть невооруженным глазом! 2 октября эта галактика будет сиять со звездной величиной 3,4 в созвездии Андромеды. Мы рекомендуем вам использовать бинокль или небольшой телескоп для ее наблюдения.

Если смотреть невооруженным глазом, М31 выглядит как небольшое вытянутое световое пятно. Вы можете легко обнаружить эту галактику с помощью бокового зрения, если ночь темная и ясная. Чтобы отыскать галактику Андромеды на небе, сначала найдите W-образное созвездие Кассиопеи. Затем мысленно разделите астеризм «W» на две «V»; правая буква «V» образует стрелку, указывающую прямо на M31. Чтобы получить больше советов по наблюдению этого объекта, прочитайте наше руководство о том, как увидеть Галактику Андромеды.

M32 — спутник галактики Андромеды

Еще один объект, который вы сможете увидеть 2 октября – галактика M32 (NGC 221). Это второй по яркости спутник Галактики Андромеды (после галактики M110). Найти этот объект можно рядом с его родительской галактикой. Яркость M32 составит 8,1 звездной величины; для ее наблюдения понадобится телескоп средних размеров

Обратите внимание на то, что Галактику Андромеды и галактику M32 не получится увидеть, если вы находитесь южнее 28° южной широты

У галактики M32 довольно необычная история происхождения. По одной из гипотез, около двух миллиардов лет назад галактика Андромеды поглотила другую крупную спиральную галактику — М32р. Ученые считают, что M32 — это остаток той самой «съеденной» галактики.

Что такое галактика Андромеды

Когда вы найдёте это туманное облачко, вспомните, что это колоссальная система, в которой триллион звёзд. Туманность Андромеды больше нашего Млечного Пути в 2.6 раз. Лучу света требуется 260 тысяч лет, чтобы пересечь её поперек.

Вы можете видеть её именно благодаря большому размеру, а также тому, что находится она ближе остальных. Но близость здесь – понятие относительное, потому что расстояние до М31 огромно. Лучу света требуется 2.5 миллиона лет, чтобы достичь нас. Так что вы видите сейчас свет триллиона звёзд, который покинул этот звёздный остров 2.5 миллиона лет назад, когда первые предки человека только учились стоять на задних лапах.

М31 – спиральная галактика, как и наш Млечный Путь. Она повернута к нам под углом примерно в 15 градусов, поэтому мы видим не диск, а вытянутый эллипс. Спирали её должны выглядеть шикарно, но мы, к сожалению, не можем хорошо их рассмотреть под таким углом.

Кстати, на небе Туманность Андромеды занимает площадь, в 7 раз большую, чем диск Луны. Но мы можем видеть только её самую яркую центральную часть и свет спиралей. Если посмотреть в 10-кратный бинокль, то видно, что галактика очень большая, занимает практически всё поле зрения. Если использовать боковое зрение, можно заметить, что её края на самом деле простираются очень далеко.

Площадь, занимаемая на небе галактикой Андромеды и Луной. Да, галактика больше!

Этот огромный звёздный остров приближается к нам, сокращая дистанцию на 300 км каждую секунду. Через 5 миллиардов лет он пересечётся с нашим Млечным Путём. Это будет начало галактического катаклизма, когда две гигантские системы практически столкнутся. Сотни миллиардов звёзд смешаются и их пути будут нарушены. Где-то разрушатся планетные системы и образуются новые. Где-то звёзды разбросает, некоторые даже выбросит за пределы системы, а где-то появятся новые кратные системы.

Наша Галактика после этого уже никогда не будет прежней. Слияние Млечного Пути и Туманности Андромеды породит новую гигантскую систему, которая спустя еще миллиарды лет приобретёт новую форму и поглотит другие соседние галактики. Но нам об этом не стоит беспокоиться – через 5 миллиардов лет Солнце превратится в гигантскую красную звезду, а Земля – в безжизненный выжженный камень. Человечество, если оно еще будет к тому времени существовать как вид, должно будет найти себе новую родину у других звезд, чтобы выжить.

Интересное

Описание M31 в каталоге Мессье (3 августа 1764 года)

Красивейшая туманность пояса Андромеды, по форме напоминающая шпиндель. Шарль Мессье исследовал ее с помощью различных инструментов, но так и не узнал в ней звезду. Визуально она выглядит два световых конуса или пирамиды, оси которых располагаются в направлении с северо-запада на юго-восток. Две световые вершины находятся на расстоянии 40 угловых минут друг от друга, а общее основание пирамид составляет порядка 15’. Данная туманность была обнаружена Симоном Марий и исследована разными астрономами. Ле Жантиль составил чертеж туманности, который был опубликован в мемуарах Академии от 1759 года на странице 453 (диаметр 40’).

Дополнительно Фламмарион сообщает, что Мессье добавил сведения о туманности М 31 в его личный экземпляр каталога от руки: я использовал различные инструменты. В частности, отличный григорианский телескоп в 30 футов, большое шестидюймовое зеркало и увеличитель 104х. с определенной долей уверенности можно говорить о том, что в центре данной туманности отсутствуют какие-либо звезды. Свет приглушается постепенно, пока совсем не сходит на нет. Прошлые измерения были сделаны с помощью ньютоновского телескопа в 4,5 фута, оборудованного шелковой нитью микрометра.

Источники

Основные характеристики туманности Андромеды

Интересно, что существует несколько названий этой галактики. Ещё её называют туманностью. Также официально известна она как М31. Под этим номером её указал Шарль Мессье. А новый каталог туманных объектов присвоил ей имя NGC 224.

Шарль Мессье

Как мы выяснили, это соседняя нам галактика большего размера. В её состав входит примерно тысяча миллиардов звёзд. Поэтому она очень яркая. По последним данным, по характеру многие звёзды очень схожи с нашим Солнцем.

Помимо всего, Андромеда является спиральной галактикой. А её масса примерно 800 млрд солнечных масс. Возраст галактики точно назвать нельзя. Хотя известна она еще с древних времён.

Строение галактики Андромеды

Удивительно, но в центре туманности расположена сверхмассивная чёрная дыра. Недавно, было обнаружено скопление молодых звёзд. Всё они голубые и движутся вокруг центра. Сейчас их насчитывают примерно 400 штук. Так же определили расположение красных звёзд. Они постарше и являются холодными.

Помимо этого, состоит Андромеда из звёздных скоплений, межзвёздного газа, а также из других галактик и чёрных дыр.Еще учёные обнаружили на окраине туманности несколько карликовых галактик. Вероятно, Андромеда поглотила их. И теперь они её неразрывные спутники.

Существует гипотеза о наличии планет в галактике Андромеда. Но, на сегодняшний день, никаких доказательств этому нет.

Ядро галактики Андромеды

Ядро галактики М31, как и ядра множества прочих галактик (не исключением является, и Млечный Путь) обладают расположенными в них кандидатами, которые имеют потенциал стать сверхмассивными черными дырами. В соответствии с проведенными расчетами, масса такого объекта может превышать массу, равную ста сорока миллионам масс нашего Солнца. В 2005 году телескопом космического базирования «Хабблом» было обнаружено наличие загадочного диска, в составе которого находились молодые голубые звезды, которые окружают сверхмассивные черные дыры.

Они обращаются вокруг релятивистического объекта точно так же, как и планетарные тела вокруг своих солнц. Астрономов немного озадачило то, каким образом подобному диску с формой тора удалось сформироваться столь близко к такому огромному объекту. В соответствии с расчетами, титанические приливные силы сверхмассивных черных дыр должны ограничивать газо-пылевые облака в сгущении и формировании новых звезд. Проведение дальнейших наблюдений, вероятно, предоставит ключи к этой загадке.

После открытия такого диска появился еще один существенный довод в общую теорию о существовании черных дыр. В первый раз голубое свечение в ядре галактики астрономам удалось обнаружить еще 1995 году при помощи космического телескопа «Хаббла». Через три года свечение было идентифицировано вместе со скоплением, в котором были голубые звезды. И лишь в 2005 году, с использованием спектрографа, установленного на телескопе, наблюдателям удалось определить, что в скоплении находится более четырехсот звезд, которые сформировались ориентировочно двести миллионов лет назад.

Звезды, которые сформировались в диске, имеют диаметр не более всего одного светового года. В самой середине диска наблюдается наличие более старых и холодных красных звезд, которые были обнаружены еще раньше с помощью «Хаббла». Удалось вычислить наличие радиальных скоростей звезд в диске. Вследствие гравитационного воздействия СЧД эта скорость оказалась необыкновенно высокой и составляла 1000 км/с, а это до 3,6 млн. км/ч. С такой скоростью космический корабль может всего лишь за сорок секунд облететь всю нашу планету, либо в течение шести минут покрыть расстояние, которое равно расстоянию между Землей и Луной.

Отталкиваясь от расчетов, слияние должно было случиться миллионы лет назад, тем не менее, вследствие каких-то странных причин этого не произошло. Скоттом Тремэйном, представителем Принстонского университета было предложено объяснение. Согласно его гипотезе в середине М31 может находиться не двойное скопление, а что-то типа кольца, в котором находятся старые красные звезды. Это кольцо может иметь вид двух скоплений, потому что при наблюдении мы можем видеть звезды исключительно с противоположной стороны кольца. Следовательно, этому кольцу надлежит пребывать на удалении пяти световых лет от сверхмассивной черной дыры, а также опоясывать диск с молодыми голубыми звездами.

Кольцо с диском повернуты к нашей галактике с одной стороны, из чего можно сделать вывод о том, что между ними имеется определенная взаимозависимость. При изучении центра галактики Андромеды при помощи телескопа XMM-Newton, группой европейских астрономов-исследователей были обнаружены 63 дискретных источника с рентгеновским излучением. Большую часть из них, а это 46 объектов, идентифицировали в качестве мало массивных двойных рентгеновских звезд. Тогда как прочие объекты представлены в качестве либо нейтронных звезд, либо кандидатов в чёрные дыры из двойных систем.