Межпланетные миссии, которые изменили наши представления о солнечной системе

Магнитное поле венеры и земли

Интересные факты о планете

1. Когда-то давно ученые полагали, что на Венере тропический климат. Несложно представить их удивление, когда открылась правда.
  2. Замечать ее стали еще в древности, но полноценные исследования начались только во второй половине 20 века. Первые экспедиции не увенчались успехом, поскольку убийственные условия напрочь сметали аппараты, приземлившиеся за поверхность, но многие из них успевали передавать информацию. Чуть позже появились снимки планеты.
  3. Галилео Галилей открыл Венеру еще в средние века. Еще тогда он проводил множество исследований и записывал известные ему сведения.
  4. Венера третий объект по яркости на земном небосводе. Она даже способна создавать тени.
  5. Если наблюдать за планетой через телескоп, то можно заметить, что у нее есть фазы. Через увеличительные приборы в общем открывается неповторимая панорама на Венеру. Несомненно, такие обзоры интересны не только для взрослых, но и для детей.

Космос это бесконечное пространство, хранящее в себе миллиарды тайн и загадок. И прекрасная Венера, неизученная до конца, является одной из них!

Индуцированная магнитосфера

Именно взаимодействие заряженных частиц солнечного ветра и плазмы верхней атмосферы определяет, есть ли магнитное поле у Венеры. Силовые линии магнитного поля, несомого солнечным ветром, огибают венерианскую ионосферу и образуют структуру, называемую индуцированной (наведенной) магнитосферой.

Эта структура имеет следующие элементы:

• Головная ударная волна, расположенная на высоте приблизительно в треть радиуса планеты. На пике солнечной активности область встречи солнечного ветра с ионизированным слоем атмосферы значительно приближается к поверхности Венеры.
  • Магнитослой.
  • Магнитопауза — собственно граница магнитосферы, находящаяся на высоте около 300 км.
  • Хвост магнитосферы, где растянутые магнитные силовые линии солнечного ветра выпрямляются. Длина магнитосферного хвоста Венеры составляет от одного до нескольких десятков радиусов планеты.

Хвост характеризуется особой активностью — процессами магнитного пересоединения, ведущими к ускорению заряженных частиц. В полярных областях в результате перезамыкания могут формироваться магнитные жгуты, подобные земным. На нашей планете перезамыкание магнитных силовых линий лежит в основе явления полярных сияний.

То есть Венера имеет магнитное поле, формируемое не внутренними процессами в недрах планеты, а влиянием Солнца на атмосферу. Это поле весьма слабое — интенсивность его в среднем в тысячу раз слабее, чем у геомагнитного поля Земли, однако оно играет определенную роль в процессах, протекающих в верхней атмосфере.

Характеристики Венеры

Венера вторая от Солнца и ближайшая к Земле планета. Диаметр равен 12100 километрам, радиус по экватору составляет 6051.8 километров.

Масса Венеры 4871024 кг, а плотность 5250 кг/м3. Ядро состоит из расплавленных железа и никеля.

Жизнь на ней абсолютно невозможна по многим причинам:

1. Атмосферное давление превышает 9 МПа.
  2. Состоит атмосфера именно из тех веществ, которые способны убить все живое: углекислый газ, серная кислота и сода.
  3. Из-за этого планета находится словно в парнике, а температура поднимается выше 400 градусов Цельсия в любое время суток. И было бы еще жарче, если бы атмосфера Венеры не отражала большинство солнечных лучей.
  4. Если бы человек вышел на поверхность планеты, то его мгновенно снесло бы с ног, ведь ураган, который ежесекундно носится по Венере, в некоторых районах достигает 50 километров в час и даже больше.
  5. Гроз там тоже стоит бояться, ведь огромные молнии бьют каждый день.

Выглядит планета привлекательно ее цвет песочный или желтоватый, и на небе она очень красиво отражает свет.

А еще Venera одна из двух планет, которая вертится в обратную сторону (вторая планета — Уран). Вообще, планета практически полностью перевернута с нашей точки зрения ее наклон оси вращения составляет целых 177 градусов.

Также у Венеры нет спутников.

Магнитное поле Марса

В то время, когда Марс был очень похож на Землю на нём, так же как и на Земле, существовало магнитное поле. Глобальным оно существовало относительно недолго и со временем исчезло совсем по ряду причин. Сейчас оно обширно, но не глобально. Удивительно, но на Марсе есть локализованные районы где магнитное поле проявляется сильней чем на других районах. Магнитное поле Марса изучается учеными с Земли и космическими зондами на орбите и классифицируется как особенности Марса. В этих районах оно составляет 0.2 – 0.3 Гаусса, эти поля приблизительно равны земного магнитному полю. Карта Марса отображает поверхность Марса и районы магнитных полей планеты.

На этом изображении показаны места с сильными и слабыми районами марсианского магнитного поля

Строение Марса и магнитное поле связаны. Магнитное поле слабое из-за нестабильной работы механизма планетарного динамо, который и является ответственным за работоспособность планетарного магнитного поля. Планетарное динамо на Марсе, в отличии от Земли, не работает. Железное ядро этой планеты сейчас неподвижно относительно марсианской коры, что и ослабляет действие защитного поля. Есть 2 теории об появлении и исчезновении магнитного поля Марса:

Первая теория исчезновения.

Согласно этой теории, Красная планета имела стабильное глобальное магнитное поле, схожее с земным. Но все это было разрушено столкновением Марса с каким-то космическим телом больших размеров. Это столкновение послужило началу остановки ядра планеты и, следовательно, поле начало ослабевать и, со временем, утратило своё глобальное действие на планете. Но оно совсем никуда не пропало, а лишь утратило свой глобальный масштаб. Теперь же поле можно найти не на всех районах планеты. В каких-то районах оно намного сильней, чем в других. Это очень удивительно, ядро на Марсе каким-то образом делает одни участки планеты более защищенными чем другие. Это необходимо знать, если в будущем человечество захочет покорить Красную планету и организовать на ней колонию, которой можно будет относительно безопасно проживать на поверхности Красной планеты.

Вторая теория исчезновения.

Эта теория совершенно противоположна первой. Согласно ей, Марс не имел магнитного поля. Эта теория говорит о том, что Марс как планета начала существование без одной из главных защит. Получается, что после зарождения планеты и длительное время после этого железное ядро в центре планеты было неподвижным и не создавало никаких магнитных импульсов, защищающих планету. Но ученые так же говорят о том, что оно в один прекрасный момент чудом появилось. Все это благодаря всем известному газовому гиганту солнечной системы – Юпитеру. Магнитное поле у этого гиганта настолько сильное, что может отталкивать со своих первоначальных направлений не только какие-нибудь электрические заряды, но даже и космические объекты внушительных размеров. Так и случилось много лет назад, поле Юпитера оттолкнуло астероид и направило его прямиком на Марс. Но этот астероид не упал на Марс, а был чудом захвачен его орбитой.

В результате приливной силы астероида, всего за несколько десятков тысяч лет в ядре Марса начались конвективные потоки, которые и пробудили ядро планеты и, следовательно, послужили созданию магнитного поля. Со временем астероид все ближе и ближе приближался к поверхности Марса, усиливая его действие. Но после истечения нескольких миллионов лет, астероид разрушился и Марсианское магнитное поле начало постепенно исчезать, что сейчас и наблюдается учеными. Полет человека на Марс поможет в изучении Марса и его магнитного поля.

На видео под этой статьей можно увидеть сравнение магнитных полей Земли и Марса.

Поверхность второй планеты

Ее поверхность представлена тысячами вулканами, которые часто извергаются. В эти моменты начинаются особо сильные грозы. Погода здесь и правда непредсказуема.

Рельеф очень разнообразен: есть протяженные равнины, а есть и длинные горные хребты с пиками, где-то достигающими в высоту километр, но зато они очень широкие диаметр составляет 200-300 километров.

Но все-таки на ней очень мало кратеров, потому что все внешние повреждения сглаживаются лавой.

Первые фото поверхности были получены в 1975 году в ходе операции «Венера-9». До этого спутники передавали информацию о грунте и атмосфере.

Общие сведения

На Марсе есть магнитное поле, которое представляет собой остатки древних магнитных полей. Оно похоже на поля, найденные на дне океанов Земли. Ученые считают, что их присутствие является возможным признаком того, что у Марса была тектоника плит. Но другие данные свидетельствуют о том, что эти движения литосферных плит прекратились около 4 миллиардов лет назад.

Полосы поля достаточно сильны, почти так же, как у Земли, и могут распространяться на сотни километров в атмосферу. Они взаимодействуют с солнечным ветром и создают полярные сияния так же, как и на Земле. Ученые наблюдали более 13 000 этих сияний.

Отсутствие планетарного поля означает что ее поверхность получает в 2,5 раза больше излучения, чем Земля. Если люди собираются исследовать планету, необходим способ оградить человека от вредного воздействия.

Одно из последствий отсутствия, у планеты Марс магнитного поля — невозможность присутствия жидкой воды на поверхности. Марсоходы обнаружили большое количество водяного льда под поверхностью, и ученые считают, что там может быть жидкая вода. Недостаток воды добавляет препятствий, которые инженеры должны преодолеть для того, чтобы изучить, и впоследствии колонизировать, Красную планету.