Американцы на луне: что должен знать каждый?

Нил армстронг: чем он знаменит?

Пропали пленки с видеозаписью первой высадки

Все фотографии и видео, снятые на поверхности Луны экспедицией Apollo 11, сохранились в наши дни и сейчас опубликованы. Перезаписи подверглись кадры прямой телетрансляции с Луны на принимающую станцию NASA, которая раздавалась на телестудии.

Поскольку телетрансляцию и так видели миллионы и эти записи хранились на телестудиях, в NASA не особо дорожили магнитными катушками с трансляцией в своих архивах и без проблем перезаписали их в 80-е годы.

Забеспокоились только в начале 2000-х: оказалось, что записи на телестудиях остались в плохом качестве, а NASA принимали более четкий сигнал. Исходников так и не нашли. В итоге пришлось улучшать качество при помощи специалистов из Голливуда, об этом в открытую написано на сайте NASA.

Эпоха покорения космоса

Несмотря на все тяготы ХХ века, начиная с 1950-х годов человечество приступило к освоению космического океана. Неудивительно, что мы начали с Луны – самого близкого к Земле небесного тела. Первые исследовательские аппараты отправились к спутнику нашей планеты в 1950-х годах. Но аэрокосмические технологии развивались так стремительно, что чуть больше чем через 10 лет в космос взмыл первый космический корабль, а следом первый человек ступил на поверхность Луны.

Но прежде чем оставить следы на лунной поверхности, нами был пройден большой путь – не могли же мы отправиться на Луну, ничего о ней не зная. Поэтому первыми посетителями спутника Земли стали роботы. Так, первым роботизированным аппаратом, удачно приземлившимся на Луну, стал советский аппарат Луна-2. Третья лунная экспедиция впоследствии запечатлела первые, размытые изображения темной стороны Луны. Два года спустя девять космических аппаратов NASA Ranger, запущенных в период с 1961 по 1965 годы, дали ученым возможность впервые близко рассмотреть поверхность Луны. А еще через два года Ranger-7 устремился к Луне и сделал более 4000 снимков за 15 минут прямо до того, как разбился о ее поверхность. Полученные изображения всех миссий «рейнджеров» позволили увидеть неровный рельеф Луны, а также разрешить потенциальные трудности в поисках места посадки.

Гонка вооружений в годы Холодной войны сделали путешествия в космос реальностью

В 1966 и 1967 годах NASA запустило пять лунных орбитальных миссий, которые были предназначены для облета Луны и составления карт ее поверхности – в рамках подготовки к последующим высадкам с экипажем. Эти орбитальные аппараты сфотографировали около 99% поверхности Луны. Таким образом, эти роботизированные зонды без экипажа проложили путь для гигантского скачка вперед в освоении космоса.

Пятая высадка на Луну – «Аполлон-16»

Слева направо: Томас Маттингли, Джон Янг, Чарльз Дьюк.

Джон Янг и Чарльз Дюк стали следующими астронавтами, которым удалось посетить лунную поверхность. Томас Маттингли ждал их на орбите спутника. К слову, эта миссия могла не состояться. Когда корабль вышел на лунную орбиту в двигателе контрольно-обслуживающего модуля возникли неполадки. Задержка посадки составила 6 часов. За это время корабль успел совершить 11 витков вокруг спутника. Проблема в итоге была решена и «Аполлону-16» разрешили продолжить запланированную посадку. После прилунения оказалось, что посадочный модуль находится на возвышенности и немного наклонен.

На Луне астронавты провели 71 час, с 21 по 23 апреля 1972 года. В течение этого времени они совершили три выхода на поверхность общей продолжительностью 20 часов и 14 минут, а также накатали 26,7 километров на луноходе. Более того, они установили рекорд скорости передвижения по Луне на лунном автомобиле — 18 км/ч.

На лунную поверхность были доставлены: детектор космических лучей и ультрафиолетовая фотокамера и сейсмометры.

А еще астронавты провели серию взрывов для проверки установленных сейсмических датчиков. Для этого использовалось два десятка зарядов взрывчатки, а также миномет! Этот эксперимент рассказал ученым о подповерхностной структуре лунного грунта (реголита), а также о скорости распространения звука в нем.

Один из зарядов.

На фото — миномет для активного сейсмического эксперимента.

В ходе миссии «Аполлон-16» астронавты собрали и доставили на Землю 96,7 килограммов образцов лунного грунта. Кроме того, астронавты привезли на Землю 3793,5 м фото- и кинопленки, отснятой на Луне и окололунной орбите.

Первый человек на Луне

Спойлер: астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин были на Луне

20 июля 1969 года космонавты Нил Армстронг и Базз Олдрин стали первыми людьми, ступившими на поверхность Луны. Миллионы людей по всему миру наблюдали за миссией «Аполлон-11» в прямом эфире.

Место прилунения «Аполлона-11», заснятое запущенным NASA искусственным спутником Луны Lunar Reconnaissance Orbiter в 2009 году

(Фото: wikipedia.org)

Эндрю Чайкин, писатель и научный журналист, в книге «A Man on the Moon» замечает, что почти сразу поползли слухи, дескать, у США просто не было достаточных технологий, необходимых для доставки людей на Луну и обратно.

Были и более осторожные скептики. Они считали, что запуск «Аполлона-11», возможно, и был, но риск неудачи был слишком велик. Когда прямой эфир смотрит весь мир, на кону престиж страны. Поэтому NASA и правительство якобы решили подготовить план «Б» и снять «высадку» заранее на Земле.

Главный тезис «лунных скептиков» такой: то, что увидели миллионы людей в прямом эфире, было срежиссированной съемкой на одной из голливудских студий. Звучала даже фамилия Стэнли Кубрика, известного режиссера и автора фильма «Космическая одиссея 2001», который вышел годом ранее, в 1968-м.

Забавно, что Голливуд тоже не остался в стороне. В одной из серий бондианы — «Бриллианты навсегда» 1971 года — Джеймс Бонд угоняет луноход и сбегает, проезжая сквозь декорации, в которых идет запись как будто бы той самой высадки на Луну.

Эпизод из фильма «Бриллианты навсегда»

Аргументы в пользу «лунной аферы» на слуху уже больше полувека:

  1. американский флаг на видео будто бы покачивается на ветру, чего не может быть в безвоздушном пространстве Луны;
  2. на фотографиях, сделанных астронавтами, не видно звезд;
  3. тени падают неправильно, как будто Солнце — не единственный источник света;
  4. астронавты должны были умереть от запредельного уровня радиации;
  5. непонятно, кто снимал Нила Армстронга, который первым выходил из лунного модуля.

На каждый из этих вопросов, как и на многие другие по этой теме, разумеется, уже давно есть ответы. Они есть в виде пятиминутных видео, подробных , в том числе , и целых докладов со ссылками на всевозможные материалы.

разбор пяти «наиболее популярных теорий заговора» относительно высадки на Луне

Впрочем, самое краткое и емкое возражение против «Лунной аферы» дал Нил Деграсс Тайсон, известный астрофизик и популяризатор науки:

«Вы хотя бы задумывались, чего стоит подделать высадку на Луну? Все чертежи для ракеты и ее запуска, сотни тысяч человеко-часов хорошо задокументированной инженерной работы — все это нужно сфабриковать. Как мне кажется, гораздо легче просто слетать на Луну»

И наконец, участниками такого заговора должны были быть не только правительство США и десятки тысяч сотрудников NASA, работавших над проектом, но и их главный стратегический противник — СССР. Но «лунных скептиков» не смущает и это. Они так и пишут: СССР в «лунный сговор» с американцами. Ведь те могли обнародовать его собственные «космические секреты», в том числе про «фантомных космонавтов», якобы побывавших в космосе до Гагарина.

Социальная экономика

А вы случайно не конспиролог? Пройдите тест и узнайте

Биография Нила Армстронга

Нил Армстронг появился на свет 5 августа 1930 года в американском штате Огайо. Он рос и воспитывался в семье, не имеющей ничего общего с космической отраслью. Его отец, Стивен, трудился аудитором на власти штата, а мать, Виола Энгель, занималась воспитанием детей.

Детство и юность

Кроме Нила у его родителей родились мальчик Дин и девочка Джун. В связи с работой отца будущий астронавт многократно менял место жительства. В общей сложности семейство Армстронгов успело пожить в 20 различных городах, пока не осело в Уапаконете.

В школьные годы Нил был подвижным и любознательным ребенком. Он участвовал в движении бойскаутов США, в котором ему удалось достигнуть наивысшего статуса – «Eagle Scout».

Нил Армстронг в детстве

Одновременно с этим Армстронг проявлял большой интерес к авиации. Интересен факт, что свою первую лицензию пилота-курсанта он получил еще до окончания школы и даже раньше, чем права на вождение автомобиля. После получения аттестата юноша поступил в колледж, а затем начал исследовать авиационное производство в одном из университетов Индианы.

В 1955 г. Нил Армстронг удостоился степени бакалавра наук по авиационной технике. До этого он уже успел послужить 3 года в армии. Стоит заметить, что его служба пришлась на время Корейской войны. Любопытно, что в ходе военного конфликта он совершил около 80 боевых вылетов.

Армстронг управлял истребителем-бомбардировщиком. В одном из воздушных сражений, его самолет был сбит вражескими силами. За свои заслуги он был награжден Воздушной медалью и двумя Золотыми звездами.

Катастрофа

На третьи сутки полёта после 47 часов нормальной работы начались первые признаки неполадок. Датчики показывали повышенный уровень жидкого кислорода в баке №2 служебного модуля, который был окислителем топлива для двигателей. Такие показания были ожидаемы, так как в условиях невесомости содержимое баков расслаивается и датчики начинают выдавать неправильные данные. Для решения этой проблемы конструкторы корабля предусмотрели микро-турбины в каждом баке, с помощью которых можно перемешивать газовую и жидкую фазу газа и таким образом добиваться правильных показаний.

В центре управления полётом сразу после аварии

Когда корабль находился на расстоянии 330 000 километров от Земли, а экипаж в прямом эфире передавал репортаж для вечерней телепрограммы новостей, рассказывая о быте на корабле и своей работе, данные датчиков продолжали расти – давление в баке повышалось. Сразу же после окончания репортажа из Хьюстона поступила команда начать перемешивание в баках. Свайгерт перещёлкнул тумблеры и процедура началась. Через шестнадцать секунд в 55:55:09 полётного времени «Аполлон-13» содрогнулся от мощного взрыва. Командир экипажа Джеймс Ловелл сообщает центру управления полётом в Хьюстоне о чрезвычайной ситуации, начиная свой доклад ставшими знаменитыми словами: «Хьюстон, у нас проблема». Он рассказывает о падении напряжения на панелях управления и о том, что после взрыва из двигательного отсека истекает какой-то газ и эта реактивная струя меняет ориентацию корабля.

Через три минуты полностью падает напряжение на электромагистрали В, снабжающей системы и оборудование командного модуля. Центр управления полетом дал указание экипажу свести расход электроэнергии к минимуму, экипаж начал отключать питание всех второстепенных приборов, но это не помогло – очень скоро стало падать напряжение и в электромагистрали А, и система электроснабжения командного модуля полностью вышла из строя. Давление кислорода в баке №2 упало до нуля, а в повреждённом баке №1 достигло 50% значений и продолжало падать. Это означало, что система жизнеобеспечения командного отсека сможет обеспечить существование экипажа только в течение 15 мин – именно на столько хватало энергии аварийных аккумуляторов. Операторы из Хьюстона сразу же дали дистанционную команду на отключение двух из трёх топливных элементов, надеясь остановить утечку из двух баллонов с кислородом. Это автоматически означало отказ от планов высадки на Луну, так как для маневров вокруг Луны служебный модуль должен был иметь два рабочих топливных элемента.

Требовалось принимать быстрые и решительные меры по спасению экипажа – Ловелл и Хейз перешли в лунный модуль «Аквариус» и инициировали системы жизнеобеспечения в нём, Свайгерт в этот момент записывал все параметры полёта в главном компьютере корабля и отключал все системы командного модуля.

Через три часа НАСА приняло окончательное решение об отказе от посадки на Луну и аварийном возвращении «Аполлона-13» на Землю. Об этом сообщили экипажу, их ждала тяжёлая дорога домой. Десятки лучших специалистов НАСА начали экстренную выработку решений для обратного полёта, перебирая все возможные варианты. К их чести нужно сказать, что на эту работу было потрачено очень мало времени: то, что обычно занимает недели сложных расчётов, в этот раз сделали меньше чем за сутки.

Первый полет

По биографии Нила Армстронга можно ясно понять, каких высот способен достичь человек, если будет целенаправленно идти к своей цели. Говорить о легкой жизненной дороге Нила невозможно, т. к. он преодолел длинный путь для того, чтобы оказаться в космосе.

Подготовка

Летом 1958 года Армстронг стал одним из счастливцев, которых взяли для подготовки к полетам в космос. Но произошло неожиданное событие: в августе BBC потеряли право руководить первым пилотируемым полетом, и «у руля» встали НАСА, вследствие чего программа быстро оказалась закрыта.

Осенью все в том же году Нил совершил следующий шаг на пути к мечте – он был принят в ряды летчиков, работа которых заключалась в тестировании экспериментальных самолетов, а уже в ноябре 1960 году он впервые сел за его управление и совершил полноценный полет.

В это же время Нил оказался в числе семи людей, принявших участие в программе X-20 Dyna-Soar, целью которой было создание пилотируемых самолетов-ракетопланов.

К июлю 1962 на счету Армстронга имелось семь полетов на устройствах подобного плана.

Позже он понял, что программа не оправдывает его ожидания, и покинул проект.

В сентябре Нила ждал новый подъем: после прохождения отбора, конкурируя с двумя с половиной сотнями других людей, он был включен в состав второго набора астронавтов НАСА. Так началась его полноценная подготовка к полету в космос.

Нил Армстронг

В процессе учебы Нил Армстронг смог проявить лучшие свои качества: он отличался от остальных членов группы умением здраво мыслить в экстренной ситуации, а также исключительной выдержкой.

Результатом стала полученная им кличка – «Ледяной капитан».

Старт

16 марта 1966 года Нил Армстронг наконец достиг желаемого: космический корабль «Джемини-9» покинул землю с двумя астронавтами: самим Нилом и Дэвидом Скоттом. В ходе вылета произошла стыковка двух объектов: корабля «Джемини-9» и беспилотной ракеты «Анджена».

Нил Армстронг и Дэвид Скотт

После стыковки конструкция начала бесконтрольно вращаться, из-за чего было принято решение отстыковаться.

Ракета развила такую скорость, что совершала один оборот в секунду. Помимо этого, существовала и иная проблема: корабль с астронавтами зафиксировал снижение топлива до 30%.

По указаниям ЦУП полет был приостановлен, т. к. присутствовала угроза жизни астронавтов. Выход в космос был отменен, а корабль – возвращен на Землю.

Первый полет в космос Нила Армстронга завершился не так успешно, как тот мог бы желать. Но факт остается фактом: астронавт много работал, в результате чего оказался в космосе.

Астронавты и «Джемини-9»

Интересные факты о полете на Луну и на Марс

И хотя первый полет на Луну состоялся в далеком 1969 году, эта тема остается одной из самых интересных и популярных. Мы собрали самые частые вопросы, которые возникают у человека, когда он думает о полетах на ближайший и единственный спутник нашей планеты.

Когда первый раз человек высадился на Луну?

Это произошло 16 апреля 1969 года. Американский пилотируемый корабль, на котором прилетели астронавты, назывался Аполлон-11

Были ли русские космонавты на Луне?

Нет, хотя такие планы были. В СССР делали ракету Н1, которая и должна была доставить космонавтов на Луну, но, к сожалению, первые 3 попытки отправить ее в космос проваливались по техническим причинам. Первый раз ракета взлетела только 1974 году, когда было уже слишком поздно. Правительство свернуло дорогостоящую программу и всецело занялось новым грандиозным проектом — строительством БАМа

Когда был последний полет на Луну?

14 декабря 1972 года американцы Юджин Сернан и Харрисон Шмитт покинули Луну на посадочном модуле «Челленджер» и на корабле «Аполлон-17» успешно вернулись на Землю

Сколько лететь до Луны?

Американские астронавты добирались до луны около 3х дней (72-74 часа). А вот если бы мы решили слетать туда на самолете (гипотетически) это бы заняло около 20 дней беспрерывного полета. Свет достигает Луны примерно за 1,25 секунды

Был ли человек на Марсе?

Пока нет. В данный момент ученные только прорабатывают такую возможность. Самый оптимистичный прогноз по их мнению не раньше 2030 года

Карьера космонавта Нила Армстронга

В пятьдесят пятом году, чтобы стать экспериментальным испытателем, Нил Армстронг подал заявку в Национальный консультативный комитет по аэронавтике (NASA). Однако, из-за отсутствия открытых вакансий, его заявление было отправлено в Лабораторию полетов Льюиса в Кливленде, где он начал работать. Он вернулся в NASA через пару месяцев. Его первым заданием было пилотировать погоню за самолетами во время выпуска экспериментальных самолетов из модифицированных бомбардировщиков.

В качестве пилота-исследователя он испытал множество высокоскоростных самолетов, в том числе Х-15, которые могли развивать максимальную скорость до шести с половиной тысяч километров в час. Всего он управлял около двухсот различными моделями самолетов, ракет, вертолетов и планеров.

Нил был выбран в качестве части экспериментальной группы консультантов для Х-20 Dyna-Soar. В шестьдесят втором году он, наконец, вошел в семерку лучших пилотов-инженеров, которые были выбраны для полета на космическом самолете. Он стал первым американским гражданином, путешествующим в космосе. Его первая миссия на Gemini VII стартовала шестнадцатого марта шестьдесят шестого года. Изначально планировалось, что она продлится семьдесят пять часов, но космический корабль вернулся через одиннадцать часов после запуска из-за технических проблем.

Двадцать третьего декабря шестьдесят восьмого года Армстронг был назначен на должность командира Apollo 11. Базз Олдрин был пилотом лунного модуля, а Майкл Коллинз служил пилотом командного модуля. Трио совершило посадку на Луну двадцатого июля шестьдесят девятого года. Нил стал первым, кто приземлился на спутник Земли.

После короткой прогулки по Луне, которая длилась около двух часов, он снова вошел в космический корабль и отправился обратно на Землю. Они приземлились в Тихом океане и были подобраны USS Hornet. Проведя восемнадцать дней в карантине, Нил вместе с командой путешествовал по всему миру в рамках сорокапятидневного тура «Гигантский прыжок». После его полета на Apollo 11 он объявил о своем намерении не летать снова в космос.

В семидесятом году Армстронг был назначен заместителем помощника администратора по аэронавтике в Управлении перспективными исследованиями и технологиями Агентства перспективных исследовательских проектов. Позже он занял преподавательскую должность в университете Цинциннати на факультете аэрокосмической техники. Он оставался на этой должности около восьми лет, уйдя в отставку в семьдесят девятом году.

Бесценная скульптура

погибли в ходе американских и советских космических программ

Художник согласился, и 1 августа 1971 года экипаж «Аполлона-15» оставил статуэтку размером с палец на вершине Монс Хэдли рядом с мемориальной доской с именами 14 известных космонавтов, которые погибли (на самом деле погибло еще два советских космонавта к этому моменту, но СССР об этом пока не сообщил). Несколькими годами спустя художник решил «поднять» немного денег, продавая подписанные копии скульптуры, но Скотт убедил его в том, что это нарушение соглашения. Возможно, когда-нибудь небольшая статуя будет в лунном музее на поверхности Луны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: