Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
- Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
- Тянется за предметами, ощупывает их;
- Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
- Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
- Исчезает гипертонус ног.
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
- В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
- «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
- Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
- Реагирует на звук своего имени;
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
- Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».
Как правильно нарисовать генеалогическое дерево для ДНК диагностики
Правильно составленное генеалогическое дерево Вашей семьи поможет в несколько раз повысить точность диагноза и сузить поиск причинного гена болезни, так как разные гены имеют разных характер наследования. Поэтому внимательно составьте Вашу родословную. Рекомендуется обновлять ее раз в 2 года.
Пример генеалогического дерева:
Мировые принятые условные обозначения:
Мужчина | Женщина | ||
Пол неизвестен | Родственник умер (указывается причина смерти) | ||
Приемный член семьи мужского рода | Беременность: мальчик, девочка, пол неизвестен | ||
Невыношенная беременность | Цифра указывает количество детей (три девочки) | ||
Разнояйцевые близнецы | Однояйцевые близнецы |
Подробная инструкция о том, как составить свое генеалогическое дерево, и что нужно указывать, выложена на сайте генома человека: http://www.genome.gov/Pages/Education/Modules/YourFamilyHealthHistory.pdf
Материал подготовила Марианна Иванова, октябрь 2012
Какие сведения включает генеалогический анамнез
Важнейшим этапом обследования больного с подозрением на наследственное заболевание является сбор генеалогического анамнеза. Его целью является составление родословной, позволяющей проследить передачу болезни в ряду поколений, установить тип наследования болезни и определить круг лиц, принадлежащих к группе риска и нуждающихся в медико-генетическом консультировании (в том числе с использованием методов ДНК-диагностики). Можно выделить несколько основных этапов, на которые подразделяется процедура генеалогического анализа в обследуемой семье.
Установление наследственной природы болезни. Предположение о наследственном характере того или иного заболевания может быть сделано на основании наличия повторных случаев этого заболевания у родственников обследуемого больного. В процессе опроса больного и его родственников нельзя ограничиваться лишь получением сведений о наличии в семье других случаев «аналогичного заболевания».
Следует помнить о том, что для наследственных болезней нервной системы характерен значительный фенотипический полиморфизм, а трактовка членами семьи тех или иных симптомов, имеющих место у родственников, может быть весьма субъективной и ошибочной. Поэтому в целях получения максимально точной информации необходимо интересоваться наличием у родственников любых заболеваний, в особенности сопровождающихся какими-либо неврологическими нарушениями.
Выявление таких симптомов у родственников больного миотонической дистрофией позволяет заподозрить семейный характер заболевания и предпринять необходимые меры для подтверждения носительства мутации у лиц, имеющих субклинические признаки болезни.
Для получения генеалогической информации может использоваться анкетирование, при этом решающим фактором успеха является адекватный перечень вопросов анкеты и доступность вопросов для членов семьи, не имеющих медицинского образования
Очень важно провести личный осмотр ближайших родственников больного, а в необходимых случаях и других членов семьи с целью более детальной оценки их клинического статуса
При необходимости данные личного осмотра родственников больного могут дополняться результатами соответствующих лабораторно-инструментальных методов обследования (ЭЭГ, ЭМГ, рентгеновская и магнитно-резонансная компьютерная томография и др.). При сборе семейного анамнеза следует стремиться использовать и другие источники достоверной медицинской и генеалогической информации, например различную медицинскую документацию (выписки из историй болезни, амбулаторные карты), домовые книги, архивные данные и т.п.
Нормы психомоторного развития ребёнка первого года жизни
Возраст | Моторное развитие | Социальное развитие | Зрительные реакции | Слух и речь | Сон |
0 мес | Ручки и ножки согнуты, голова на уровне с туловищем | Успокаивается, когда берут на руки | Жмурится на свет, кратковременно сосредотачивает взгляд | Вздрагивает на резкие звуки. Крик громкий, звонкий | Спит, просыпается на время кормления |
1 мес | Поднимает и держит голову, лёжа на животе | Успокаивается, когда берут на руки, ответная улыбка | Следит за предметом | Прислушивается к звукам. Крик громкий, звонкий | Спит, просыпается на время кормления. Ночной сон 5–6 часов |
2 мес | Держит голову в положении на животе, вертикально — ещё не уверенно | Улыбается в ответ, успокаивается при общении | Следит за предметом и звоном игрушки, глядя вверх, вниз, и в сторону | Слушает звук колокольчика или погремушки, начальное гуление | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 18 часов |
3 мес | Держит голову, тянется к игрушке | Активное бодрствование, комплекс оживления при общении | Следит за предметом, переводит взгляд на разные предметы | Ищет источник звука глазами, певучее гуление | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 16 часов |
4 мес | Поворачивается со спины на бок или на живот; «присаживается» | Берёт игрушку, рассматривает свои ручки | Певучее гуление, смех | ||
5 мес | Поворачивается со спины на живот и с живота на спину; «присаживается» | Активное бодрствование, комплекс оживления, эмоции страха | Берет игрушку, тянет её в рот | Певучее гуление, смех, хныканье. Оживляется на голос матери | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 14 часов |
6–7 мес | Сидит с поддержкой, лёжа на животе — поднимается на руках | Поворачивается на голос, познавательный интерес | Берёт игрушку, перекладывает из руки в руку, стучит по игрушке | Активный лепет, узнаёт голоса близких | |
8–9 мес | Сидит сам, ползает на четвереньках, встаёт у опоры | Игровой контакт со взрослым, общение с помощью жестов | Берёт игрушку, мелкие предметы двумя пальцами | Активный лепет, слоги | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 12–14 часов |
10–11 мес | Ходит у опоры, первые шаги | Хлопает в ладоши, машет ручкой, пьёт из чашки | Удерживает три мелких предмета, «пинцетный» захват | Слоги, 2–3 слова | |
12 мес | Ходит сам, приседает и встаёт. Кормит куклу, строит башню из двух кубиков | Избирательное отношение к окружающим. Пьёт из чашки, черпает ложкой | 3 слова, узнаёт картинки |
Реферат патента 2019 года Способ диагностики пространственных функций у детей и взрослых с учетом особенностей онтогенеза методом исследования оптомоторных реакций.
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, психиатрии, педиатрии, области коррекционной педагогики, и может быть использовано при исследовании пространственных функций у детей и взрослых с учетом особенностей онтогенеза и многоуровневости этапного пространства. Для этого выстраивают уровни в последовательности, согласно этапам развития нервной системы от 0 — вегетативного, к 1 — рефлекторному, 2 — сенсомоторному, 3 — эмоционально-волевому, 4 — психореческому или коммуникативному, 5 – социальному. Итого — 6 уровней пространства, которые непосредственно связаны с соматической и вегетативной нервной системой. Выстраивание уровней в последовательности осуществляют путем исследования оптомоторных реакций, заключающегося в одновременной оценке вегетативных, рефлекторных, сенсомоторных, двигательных, эмоциональных, речевых и поведенческих реакций, в том числе рефлексов, в последовательно проведенных сенсибилизированных пробах, с помощью глазодвигательных и зрительно-мануальных проб, которые проводятся в течение обследования в покое и при различных позных установках. Способ обеспечивает упрощенную диагностику пространственных функций у детей и взрослых за счет ограничения набора необходимых и достаточных для диагностики данной патологии симптомов при сохранении точности диагностики, что позволяет определить функциональную недостаточность или незрелость различных структур нервной системы, включая те участки и зоны симпатической и парасимпатической нервной системы, которые вносят существенный вклад в развитие высших психических функций. 3 прил.
Подростковый возраст (11-15 лет)
- Социальная ситуация развития — эмансипация от взрослых и группирование
- Ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками
- Центральное новообразование — чувство взрослости (младший подростковый возраст). «Я-концепция» (старший подростковый возраст)
- Другие важнейшие новообразования — теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восприятия и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками
- Становление жизненного мира — линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы
Как малыш развивается к 2 месяцам
В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.
Физическое развитие:
- Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
- Переворачивается с бока на спинку;
- В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
- Следит глазами за перемещающимися предметами;
- Поворачивает голову в сторону звука;
- Исчезает гипертонус рук;
- Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).
Психоэмоциональное развитие:
- Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
- Замирает, прислушиваясь к звукам;
- Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
- Реагирует на знакомые голоса;
- Гулит, пропевает некоторые звуки.
Влияние на здоровье
Онтогенез у детей является критическим периодом развития, который имеет значительное влияние на их здоровье.
Во время онтогенеза происходит формирование основных органов и систем организма, а также установление функций этих систем
Правильное развитие всех органов и систем важно для обеспечения оптимального состояния здоровья ребенка
Одной из важнейших стадий онтогенеза является период беременности. В этот период плод находиться под влиянием различных факторов, таких как питание матери, прием лекарств, воздействие окружающей среды и психоэмоциональное состояние матери. Все эти факторы могут оказать влияние на развитие плода и могут привести к различным нарушениям здоровья.
Окружающая среда также оказывает существенное влияние на здоровье ребенка во время онтогенеза. Загрязнение воздуха, химические вещества, содержащиеся в питьевой воде и пищевых продуктах, могут вызвать различные отклонения в развитии органов и систем организма.
Питание играет важную роль в онтогенезе и здоровье ребенка. Достаточное поступление всех необходимых питательных веществ, витаминов и минералов необходимо для правильного развития органов и систем организма.
Психоэмоциональное состояние ребенка на протяжении всего периода онтогенеза также оказывает влияние на его здоровье. Стресс, тревога, депрессия могут привести к нарушениям в работе нервной и эндокринной систем, что негативно сказывается на общем состоянии здоровья.
Таким образом, онтогенез является критическим периодом в развитии ребенка и имеет прямое влияние на его здоровье. Правильное питание, здоровый образ жизни и создание благоприятной окружающей среды помогут обеспечить оптимальные условия для развития здорового и счастливого ребенка.
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
Дошкольное детство (3-7 лет)
- Социальная ситуация развития — познание мира человеческих отношений и их имитация
- Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра
- Центральное новообразование — соподчинение мотивов
- Другие важнейшие новообразования — сформированная правильная речь. Развитая непроизвольная память; начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление; в конце периода переход к словесному мышлению. Творческое воображение. Дифференциация перцептивных и эмоциональных процессов. Расширение круга эмоций. Эмоциональная регуляция поведения
- Становление жизненного мира — появляется сложность внутреннего мира. Дифференцируются линии онтогенеза, ведущие к будущим различным типам жизненного мира взрослого человека. Преобладает линия развития сложного и трудного мира (со значимыми сложностью и трудностью)
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет»
Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое»
Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие:
- Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
- Ходит, держась за опору;
- Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
- Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
- Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.
Психоэмоциональное развитие:
- Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
- Понимает значение слова «нет»;
- Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
- Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
- Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.
Таблица VI. 2. Стадии жизненного цикла человека (Bogin, 1999)
Пренаталъный периодОплодотворение
Первый триместр — от оплодотворения до 12-й недели: эмбриогенез.
Второй триместр — 4 — 6-й лунный месяцы: быстрый рост в длину.
Третий триместр — с 7-го лунного месяца до рождения: быстрый рост массы тела и созревание органов.
РождениеПостнаталъный период
Период новорожденности — от рождения до 28 дней: адаптация к внешним условиям жизни, самые быстрые для всего периода постнатального роста скорости роста и созревания.
Младенчество — 2-й месяц жизни до конца грудного вскармливания (в среднем до 3 лет): постепенное уменьшение скоростей роста, вскармливание материнским молоком, прорезывание молочных зубов, освоение многих ключевых стадий развития в психологическом и поведенческом контекстах.
Детство — с 3 до 7 лет: умеренные скорости роста, полуростовой скачок, прорезывание первых постоянных моляров и резцов, окончание роста мозга в конце этой стадии; хотя и отнятые от груди, дети нуждаются в защите и опеке взрослых.
Ювенильная стадия — девочки — 7-10; мальчики — 7-
12; замедление скоростей роста, способность к самостоятельному пропитанию, переход к овладению социальными навыками.
Пубертат — начинается сразу же после окончания ювенальной стадии и длится всего несколько дней или недель. Реактивация механизмов центральной нервной системы, запускающая процесс полового созревания, резкое увеличение секреции половых гормонов.
Подростковый период — от 5 до 8 лет после начала пубертата: подростковый скачок роста длины и веса тела, фактическое завершение прорезывания постоянных зубов, развитие вторичных половых признаков, социосексуаль-ная зрелость, рост интереса и переход к социальной, экономической и сексуальной жизни взрослых.Взрослость.
Зрелость и переходный период — от 20 лет до окончания периода деторождения: гомеостаз физиологических, поведенческих, интеллектуальных функций, менопауза у женщин в возрасте около 50 лет.
Пожилой возраст и старость — с окончания периода деторождения до смерти: затухание функций многих тканей, органов и систем органов.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие:
- Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
- С опорой встает из положения сидя и опускается;
- Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
- Сам держит в руке и ест кусочки еды;
- Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.
Психоэмоциональное развитие:
- Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
- Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
- Громко и четко повторяет слоги;
- Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
- Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.
Знать методику забора крови для биохимических, серологических исследований и оценить их результаты.
Взятие
крови проводят строго натощак.
Работают с кровью
в резиновых перчатках, маске, защитных
очках и водонепроницаемом переднике.
Для пункции используют иглу достаточно
больших размеров с коротким срезом.
Кожа над местом
прокола обрабатывается спиртом.
После высыхания
кожи пунктируют периферическую вену.
Взятие крови желательно производить
без наложения жгута (сдавление конечности
и травматичная пункция снижают точность
исследования). При недоступных венах
допустимо кратковременное, не более
2 мин (только во время входа иглы в вену),
наложение слабой перетяжки не более
30 мм рт. ст.
Для
биохимических исследований кровь берут
шприцем и вводят без иглы в пробирку
(шприц и пробирка с притертой пробкой
должны быть сухими).
Кровь
на коагулограмму набирают в пробирки,
содержащие антикоагулянт свободным
током, перемешивая её с антикоагулянтом
покачиванием или лёгким встряхиванием.
Кровь должна быть исследована
непосредственно после взятия, не позднее
3 ч, при условии хранения при температуре
от +2 °С до +8 °С.
Кровь
на серологические исследования берут
натощак из локтевой вены в стерильную
пробирку в количестве 5-7 мл дважды через
10-14 дней; кровь на гепатит, ВИЧ-инфекцию
– из вены в сухую центрифужную пробирку
в количестве 5 мл.
После
извлечения иглы к месту укола в течение
1-2 минут прижимают ватку, смоченную
спиртом. Потом накладывают сухой
стерильный кусочек бинта и фиксируют
его полоской лейкопластыря (чтобы не
образовалась гематома).
Как развивается малыш в 10 месяцев
Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.
Физическое развитие:
- Хорошо ходит вдоль опоры;
- Идет вперед при поддержке за обе руки;
- Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
- Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.
Психоэмоциональное развитие:
- Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
- Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
- Машет рукой «пока-пока»;
- Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
- Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
- Помнит любимую игрушку.
Похожие патенты RU2687173C1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ | 2010 | RU2449728C1 | |
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ | 2020 |
|
RU2741863C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2010 |
|
RU2440028C1 |
Способ оценки психической активности детей с тяжелой черепно-мозговой травмой | 2017 |
|
RU2681712C1 |
Способ коррекции психического развития и мозговой деятельности детей с нейросиндромом — дисфункция промежуточного и среднего мозга — через коррекцию «Образа Я» | 2020 |
|
RU2761717C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 2004 |
|
RU2248227C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РАННЕЙ СТАДИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ТЯЖЕЛОЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ | 2009 |
|
RU2428161C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ | 1992 |
|
RU2039521C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ ПЕРИНАТАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2018 |
|
RU2685679C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ И ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2020 |
|
RU2746661C1 |