«знак беды»

«знак беды» — краткое содержание повести василя владимировича быкова

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Введение

На месте просторной старой хуторской усадьбы мало что сохранилось — видны были только некоторые камни фундамента, кирпичи да 2 каменные ступеньки.

Но люди помнили тех, кто здесь жил.

Глава 1

Степанида пасла свою корову Бобовку. Та шла вдоль дороги, по которой сейчас мало кто ходил. Недавно двигалась по этому большаку на восток Красная армия. Сейчас люди жили под немецкой властью. Мост разбомбили самолёты. Попасть в местечко большаком было нельзя, поэтому в усадьбе Степаниды и Петрока Богатьков было спокойно.

В Выселках распустили колхоз, разобрали его имущество. Петрок пошёл туда за своей когда-то обобществлённой кобылой, но её там не оказалось. Ему удалось добыть только бутыль керосина.

Краткое содержание

События произведения развиваются вокруг семьи Богатька, проживающей в своей скромной лачуге на хуторе Яхимовщина. Во время раскулачивания они смогли обзавестись своей землей и хозяйством (корова, куры, поросенок). У главных героев есть дочка Феня, обучающаяся в столице на врача, и сын Федя, служащий в танковых войсках. О них автор упоминает в рассказе вскользь.

Степанида вспоминает после прихода немецких оккупантов о том, как служила ранее пану Евхимовскому. Позднее его раскулачили, а панская земля перешла во владение ее семьи. Старик настолько был расстроен утратой своего богатства, что забота героини его не радовала. Вскоре пан повесился.

В дом семьи Богатька приходят полицаи деревни Выселки Гуж и Колонденок. Они сообщают о том, что комфортабельное жилище займут немцы, что вскоре и происходит. Полицаи вместе с захватчиками чувствуют себя там как дома, отправляя хозяев в хлев. Любую вещь, которая им нравится, они берут без спроса, вынуждая выполнять грязную работу за себя местных жителей.

Однажды Степанида не выдерживает. Услышав просьбу надоить им молока, героиня решает сдоить его прямо в землю, чтобы не досталось никому. За что корова, которую хозяйка так бережно пытается упрятать от немцев, расплачивается своей жизнью. Единственное, что осталось у семьи — поросенок. Спрятать его Степаниде помогает Янка. Затем главная героиня выкидывает найденную немецкую винтовку в колодец.

Это не на шутку злит оккупантов. Петрок начинает гнать самогон, чтобы задобрить разозлившихся полицаев и немцев. Те же в ответ расправляются с семейством побоями. Богатька очнулся первым и отправился за самогоном для обработки раны жены. В этот момент полицаи начинают вымогать алкоголь у домовладельца.

Степанида узнает о случившемся. На психику героини до этого повлияла и смерть Янки. Она узнает, что у крестьянина Корнилы есть бомба — отличный метод расправится с обидчиками. Она забирает взрывчатку, отдав столь ценного для нее поросенка. Ее цель — взорвать ближайший мост. Полицаи узнают о задумке женщины, но она не дает себя в обиду. Запершись в доме, она поджигает его. На этом пересказ краткий по главам «Знака бяды» оканчивается. Героический поступок становится ошеломляющим финалом жестоких событий ушедшего времени.

Предыдущая запись «Венецианский купец» — краткое содержание пьесы Уильяма Шекспира
Следующая запись «Васса Железнова» — краткое содержание пьесы М. Горького

Мы изучаем — Знак беды — краткое содержание повести Быкова. Подсказки школьнику

Действие повести разворачивается в небольшом хуторе Яхимовщина вокруг семьи Богатька во время войны. Семья состоит из четырёх человек: главы семьи Петрока, его жены Степаниды, сына Феди и дочери Фени. Девушка учится в стоилце на врача, а сын служит в танковых войсках.

Немцы-фашисты поначалу не трогают хутор, но позже добираются и туда. Сначала приходит полицаи из «своих». Один из них, Гуж – родственник Петрока, однако обходится с хозяином крайне грубо, требует подчинения, оскорбляет и грубит. Степанида, однако, ведёт себя гордо. За это один из полицаев угрожает ей. Наконец, мужчины уходят, напившись самогоном. Степанида упрекает Петрока за его слабохарактерность и заискивание перед полицаями.

Через несколько дней к ним в хату привозят немецкого офицера и его солдат. Они громят хозяйство. Чтобы немцы не получили от них молока, Степанида ночью выдаивает корову в землю. Не получив молока, офицер застреливает животное. Степаниде удаётся спрятать одного поросёнка и винтовку. Немцы заставляют их работать на себя, пристреливают одного хуторского мальчика, а затем покидают хутор.

Степанида вспоминает события десятилетней давности, когда людей в их поселении жестоко и насильно раскулачивали. Вспомнила женщина, и как им с мужем достался хутор. Он принадлежал одному пану-старику, у которого они работали. После раскулачивания у него отняли хутор и отдали Степаниде с мужем. Им было жаль старика, они ухаживали за ним, но тот вскоре повесился. Супругам не было счастья: сдохла лошадь, не было урожая, а теперь вот пришла война.

Немцы требуют от людей всё больше. Кроме того, помимо «своих» полицаев теперь приходят и «чужие». Петрок пытается откупаться самогоном, но это не помогает. Тогда он разбивает самогонный аппарат. Полицаи избивают Степаниду, из-за этого Петрок не выдерживает, оскорбляет их, и его сажают в тюрьму.

Когда Степанида приходит в себя, она принимает решение отомстить немцам и полицаям. на идёт к тюрьме, но её не пускают к мужу. Тогда женщина выменивает уцелевшего поросёнка на бомбу у одного из односельчан. Желая подорвать мост, Степанида закапывает бомбу. Об этом узнают полицаи, они приходят к женщине, чтобы узнать, где она спрятала бомбу, но та поджигает истопку вместе с собой. Полицаи боятся, что бомба находится при ней, и, испугавшись взрыва, сбегают. Степанида погибает, а бомба так и остаётся зарытой в земле.

«Знак беды», Быков В. В: анализ произведения

Не стало Степаниды, она погибла, но сломить ее дух, унизить, победить врагам не удалось. Закопанная бомба будет вызывать у них страх, так как она может взорваться в любое время.

Автор показывает, что даже безвольный и покорный Петрок в конце тоже не выдерживает издевательств и начинает бунтовать.

Быков рассказал о тяжелой судьбе немолодой семейной пары. Читателям становится очень жалко их. Но они смогли прожить достойно. Чудеса отваги проявила простая белорусская женщина. Она олицетворяет собой образ героинь-крестьянок, которые внесли большой вклад в победу над захватчиками! Вечная память.

Издания произведения

В 1987 году издательство Москвы «Советский писатель» выпустило серию романов и рассказов отечественных авторов. Созданную антологию назвали «За чертой милосердия. Живи и помни. Знак беды». Всего в издании было 656 страниц. Произведение стало серийным неспроста, ведь речь в повести идет именно о жестокости военных времен, самопожертвовании, отсутствии милосердия среди тех, кто имеет власть.

В 2004 году столичное российское издательство «Эксмо» создало серию литературы, названную «Красная книга русской прозы». Автору был выделен отдельный сборник, в который вошло нашумевшее произведение о войне и иные работы. Всего серийное издание насчитывает 928 страниц с оформлением и художественными макетами Бондаренко.

Незваные постояльцы

Вскоре в дом пожаловали полицаи – Колонденок и Гуж. Они сообщили, что скоро приедет важный немецкий начальник и вместе с охранниками поселится в доме у Богатька. Этим заканчивается третья глава.

Передавая «Знак беды» в сокращении, краткое содержание не может не включать описания крестьянского быта, повседневных дел простых людей. Степанида постоянно была чем-то занята: пасла, доила корову, кормила кур, поросенка. Быков описывает, как женщина рубила в корыте траву сечкой – готовила мешанку для кур.

Эти моменты свидетельствуют о том, что она была хорошей хозяйкой. За этим занятием Степанида размышляла, что ее муж не смог дать отпор полицаям, так как у него нет мужской твердости и самостоятельности.

Женщина же не боялась полицаев, так как презирала их. Не испугалась она и фашистов, которые облюбовали их дом для жилья. Когда они приказали Степаниде надоить для них молока, она принесла его, но очень мало, сказав, что больше нет. Тогда немцы сами пошли доить корову и раскрыли обман женщины. Но она не испугалась. Степанида сначала даже не поняла, что за это немец хотел убить ее, но не смог отстегнуть кобуру. Тогда фашист стал хлестать непокорную женщину цепочкой от кобуры, но она стойко пережила это.

Вот о такой простой, но мужественной и несгибаемой женщине рассказал в своей повести «Знак беды» Василь Быков. Краткое содержание переходит к восьмой главе.

О чем повесть Быкова – сюжет

Василь Владимирович Быков известный общественный деятель и участник Великой Отечественной войны, чувства боли и сожаления о которой он отразил в своих произведениях. Ведь тема войны является одной из главных и востребованных тем в русской литературе.

Именно война побудила написать такое количество произведений, в которых показана нравственность человека в трудных жизненных ситуациях.

В произведении Знак беды, которое было написано в 1982 году, автор рассказывает о не простой судьбе людей, переживавших тягостные минуты войны.

Быков показывает героизм народа и его сильный характер во всех поступках и действиях в лице простой женщины. Это повесть народная трагедия и одна из немногих которая смогла сказать правду о том тяжелом времени, постигшее каждого человека в стране.

Вначале произведения мы встречаем женщину Степаниду, которая на лугу пасет корову Бобовку. Она сельская активистка с трезвым взглядом на жизнь.

Чувства милосердия и сострадания в характере Степаниды очень ярко показывается в ситуации с глухонемым деревенским парнем Янком. Он замерз и она отправила его домой за теплыми вещами, что бы тот не заболел.

Позже Василь Владимирович рассказывает, что хутор, в котором живет Степанида, проникают фашисты. Они становятся полноправными хозяевами каждой души и травинки. В дом каждого жителя этого хутора приходит беда, ведь они просто заселяются как хозяева и живут в своё удовольствие, унижая и оскорбляя стариков, детей и женщин.

В их понимании люди этого хутора лишь рабочие, которые не имеют ни права голоса, ни права слова. Фашистов очень сильно удивляет поведение Степаниды, которая не подчиняется им и дает понять, что она не рабыня и пользоваться собой она не даст.

Ее сильный характер, который был сформирован за пару лет до начала войны, и непоколебимость дает уверенность в завтрашнем дне, ведь такие люди со стержнем всегда побеждают и выходят из любой ситуации победителем.

В отличие от Степаниды один из героев Петрок является некоторой её противоположностью, у которого характер смирный и готовый к унижениям со стороны фашистов.

Степанида во всем произведении пытается противостоять той несправедливости, которая творится на хуторе. Но жизнь трудна и несправедлива, поэтому Быков очень тяжело показывает ее смерть, которая мучительна и невыносима.

Но мораль такова, что человек не скотина, которую можно унижать и оскорблять. Только лишь объединившись и собравшись со всеми силами можно одолеть любого врага, стоящего на нашем пути.

Популярные сегодня пересказы

  • Кража — краткое содержание повести Астафьева Виктор Астафьев писал повесть «Кража» на протяжении четырех лет. Он начинает работу над ней в 1961 году, он старается внести в нее особый смысл, поэтому, когда читаешь ее, понимаешь
  • Теркин на том свете — краткое содержание поэмы Твардовского В предновогоднюю ночь смертельно раненный Тёркин, которому ещё нет и 30 лет, оказался между жизнью и смертью, и ему открылись двери загробного мира. Пока он осматривается в преисподней, писатель
  • Юлия, или Новая Элоиза — краткое содержание романа Руссо История стара, как мир. В небольшом городке Сен-Пре, питает чувства к своей ученице Юлии, в свою очередь она, дочь барона. Конечно же барон д`Энтаж ни за что не согласиться выдать свою любимую дочь за безродного бедняка.
  • Голубое сало — краткое содержание романа Сорокина Книга Сорокина Голубое сало входит в канву его других произведений. Они не связаны сюжетно полностью, но общая тематика этого писателя концентрируется на изучении судеб родины, в частности на футурологических мыслях

Другие персонажи

  • Гуж (Змитер Гужов) — полицай. В коллективизацию скрылся от раскулачивания на Донбасс, сейчас мстит людям за своего раскулаченного отца.
  • Потап Колонденок — полицай, при советской власти всегда вертелся около начальства.
  • Фельдфебель — жестокий немец, застреливший у Богатьков корову.
  • Левон — председатель сельсовета, участник гражданской войны.
  • Василий Гончарик — молодой милиционер. Он застрелился после того, как ему пришлось участвовать в раскулачивании семьи любимой девушки.
  • Новик — начальник из города, принципиальный и деловой. Он был родом из Выселок.
  • Антось Недосека — член комитета бедноты, в войну стал полицаем из-за того, как он сам говорил, что у него 6 детей.
  • Анюта — невеста Василия Гончарика, дочь раскулаченного Ладимира Богатьки.
  • Корнила — угрюмый, прижимистый, хозяйственный мужик.
  • Яхимовский — старый шляхтич.
  • Янка — брат Василия Гончарика, немой подросток, сирота, пастушонок с Выселок.
  • Космачёв — уполномоченный из района.
  • Александр Червяков (единственный невымышленный персонаж) — председатель ЦИК Белорусской ССР.
  • Свентковский — учитель, поступивший к немцам на службу.

12-13 главы

В двенадцатой главе героиня повести вспоминает довоенное время. Когда устанавливалась Советская власть, было решено ускорить темпы коллективизации. На одном из собраний комбеда (комитета бедноты) было решено раскулачить Ивана Гужова, чей сын стал впоследствии полицейским у немцев. Степанида колебалась, но проголосовала против этого. Однако большинством голосов было принято решение раскулачить Гужова.

Но этим не ограничились. На одном из следующих собраний было решено раскулачить даже тех, кто когда-то использовал наемную силу. Милиционеру Василию Гончарику было приказано раскулачить семью своей невесты Анны. После этого он застрелился. Милиционер был старшим братом Янка, который стал в трехлетнем возрасте глухонемым.

В то время много семей пострадало безвинно. У них забирали практически всё и высылали вместе с маленькими детьми в Сибирь или другие отдаленные регионы страны. Выживали после такого не все. Об этой бесславной части истории страны знал и рассказал Быков В. В.

Знакі бяды ў аповесці Васіля Бакава “Знак бяды”

Знакі бяды ў аповесці Васіля Бакава “Знак бяды”

Аповесць Васіля Быкава “Знак бяды” – арыгінальны твор з ёмістым і глыбокім філасофскім падтэкстам. Арыгінальны, у першую чаргу, тым, што героі і падзеі ацэньваюцца пры дапамозе шэрагу вобразаў-сімвалаў. З даўніх часоў у народзе ў аснове разумення дабра і зла ляжаць пэўныя вясковыя ўяўленні. Іх добра ведае аўтар і ўдала выкарыстоўвае ў творы. Пазнаёмімся з быкаўскімі знакамі бяды.

Галоўныя героі – Пятрок і Сцепаніда – знаходзяцца на хутары, наводдаль ад людзей. Тут яны ў маладосці працавалі на пана, тут жа ажаніліся, выхавалі дзяцей, вялі гаспадарку. І само месца дзеяння – хутар – набывае новае сімвалічнае значэнне. Гэта ўжо не сімвал уласніцтва, а месца, дзе пакутуюць, спрабуючы стаць на ногі, простыя сяляне, дзе пасля разгортваецца смяротны паядынак людскага з нялюдскім. Можа, таму няма шчасця тут героям, што атрымалі ў спадчыну чужое. Як прысуд калісьці прагучалі ім словы пана Яхімоўскага: “…На чужым і дармовым шчэнсця не бэндзе. Мне шкада вас”. Як пацверджанне гэтым словам у хуткім часе новыя гаспадары знаходзяць на полі мертвага жаваранка. Мёртвая птушка – народны знак-вяшчун усіх пакутніцкіх віхураў, што пранясуцца над гэтым полем. А пранясуцца над ім і сталіншчына, і фашызм.

Таксама сімвалічны сэнс мае і “пракляты Богам” неўрадлівы пагорак Галгофа, назва якога пераклікаецца з біблейскай легендай і перадае прадчуванне непазбежнасці вялікай бяды. У той жа час Галгофа – сімвал зямелькі-карміцелькі, якая для Петрака і Сцепаніды як Радзіма, як маці. Таму ёй героі не здраджваюць, нават калі яна няўдалая. Страціўшы каня, падарваўшы сваё здароўе, Пятрок звяртаецца за дапамогай да Бога. Крыж на Галгофе – увасабленне веры, якая здольна дапамагчы чалавеку застацца Чалавекам нават у абставінах, што мацней за яго. А спілаваны камсамольцамі крыж – знак парушанай веры, якая і дапамагала нашым героям вытрымаць усе нягоды.

Сімвалічныя ў творы сцэны гібелі каня і забойства каровы. Гэта жывёла ўвасабляе сялянскі дабрабыт. Страта яе – сімвал новых, вялікіх разбурэнняў.

І толькі адзін сімвал – скрыпка – выклікае ў чытача супакой і светлыя пачуцці. Гэта ўвасабленне таленавітасці беларускага народа.

Непрадказальная канцоўка твора: Сцепаніда, якая ўсе сваё жыццё баялася пажару, гіне ў агні. Палаючы дом галоўных герояў – таксама сімвал. Гэта не пастка, а непрыступная крэпасць, помнік чалавеку, які змагаецца з абставінамі да апошняга і перамагае ў гэтай барацьбе, бо перамога вызначаецца заўсёды сілай духу. Нават пасля сваёй смерці Сцепаніда прымусіла ворагаў баяцца яе, бо “…бомба на ўзроўку чакала свае пары”. Бомба – сімвал стоенага народнага гневу, усенароднай барацьбы.

Як мы ўбачылі, у аповесці Васіля Быкава “Знак бяды” шмат сімвалаў і знакаў няшчасця. Таму і мае твор такую назву. Толькі чаму ў загаловак аўтар вынес адзін з іх? І які са знакаў для аўтара самы галоўны, самы страшны?

Немцы пришли

Сама Степанида и ее муж Петрок Богатька жили на хуторе, носившем название Яхимовщина. В то время уже шла Великая Отечественная война. Но пока жители вели себя, как в мирное время. Они убирали зерно с колхозных полей, копали картошку, делали запасы на зиму, ухаживали за скотом.

Немцев в деревне не было, поэтому жизнь была довольно размеренной, без особых происшествий. Но в тот день всё изменилось. Об этом мы узнаём из рассказа «Знак беды». Краткое содержание книги поведает о следующем моменте.

Когда женщина дошла до моста, то увидела, что около него копошатся люди. Это были немцы, которые восстанавливали разрушенную партизанами переправу через речку.

Придя домой, она рассказала мужу, что немцы в деревне. Они стали вместе думать, как теперь быть. Первым делом муж с женой спрятали поросенка, ведь вражеские солдаты не стали бы с ним церемониться, а зарубили и съели бы. Потом подумали, куда спрятать корову, но выхода не нашли.

Степанида хотела убрать подальше и вещи дочки Фени, которая до войны училась в Минске, и нашла среди них грамоту, которую женщине вручили в колхозе за ударную уборку льна. Петрок сказал, чтобы она сожгла эту награду, на которой была печать, но смелая женщина отказалась.

Краткое содержание книги «Знак беды» передает дальнейшие события, а именно приход в дом полицаев и немцев.

Знак беды

Прослушала эту книгу, все-таки автор — необыкновенно просто и в то же время страшно пишет о войне. И вроде самой войны как таковой нет, просто жизнь под немцем. При чем вдали от основных дорог, на отдаленном хуторе. Казалось бы живи себе спокойно, ан нет..

Эти слова, сказанные вовсе не о войне, а об одном событии в мирное время, но их можно было бы поставить эпиграфом ко всему произведению. Незнание.. Оно действительно спасает от многого. И как было бы жить, зная, чем все это кончится? И вроде бы книга небольшая, но сколько тем и проблем поднял автор в ней. Там и воспоминание о мирном времени, и вынужденное «общение» с немцами. Вроде и совсем небольшое, но очень показательное.

Но немцы — это немцы. Чего с них взять, они оккупанты и ведут себя соответственно. Но в романе одна из главных тем, на мой взгляд, это то, как ведут себя люди в разных, порою критических ситуациях. И в мирное время, и особенно во время войны.

И одно очень интересное наблюдение. Вот мужчины — да, на них обычно ложится война, тяжелый труд.. Но почему-то очень часто женщины оказываются смелее, не покорнее. Причем Я даже и не об окончании книги, а на протяжении всей ее это просматривается. Вот как он пишет про полицаев:

С бабами.. И конец книги — страшный, но только подчеркивающий это. Отдельно хочется сказать о чтении Козия. Это мой любимый чтец, мне нравилось как он читает все книги, и юмористические он читает превосходно. Но, как мне кажется, именно при чтении таких книг его талант раскрывается в полной мере. И хочется закончить отзыв мыслями Степаниды, как бы лозунгом всей ее жизни, очень хотелось бы, чтобы он стал лозунгом всех людей:

Прочитано в рамках Школьная вселенная

Записки любителей

Главные герои повести

Необязательно читать полностью повесть, чтобы понять, что в качестве центральных персонажей выступают простые работящие люди, живущие в уединенном местечке в военное время. Пока им даже неизвестны отголоски боевых действий, но вскоре беда приходит и на их земли. Произошедшие события в ярких красках характеризуют каждый центральный образ:

  • Степанида — хозяйка дома, куда врываются немцы со своими порядками. Добропорядочная и трудолюбивая женщина, занимающаяся постоянно домашним хозяйством — выпасом скота, кормлением птиц и животных, огородом и т. д. Милостивая крестьянка испытывает сострадание к местному глухонемому парню-пастуху, заботится о нем. Сильная, мужественная, смелая и несгибаемая белорусская женщина. Она обманывает немцев, за что те устраивают всей семье серьезную взбучку. Женщина постоянно ностальгирует о прошлом и не желает принимать навязываемый режим. Ее дом отбирают немецкие захватчики, а семью Богатька делают своими рабами. В конце нервы героини не выдерживают. Исполненная ненависти женщина жертвует собой в знак протеста.
  • Петрок — супруг Степаниды. Безвольный и покорный человек, неспособный отстоять честь своей семьи, защитить собственный дом. Он заботится о хозяйстве и умело помогает жене прятать живность от немцев, только это не помогает. Не способен дать отпор даже полицаям. Пытается пожаловаться на чужеземцев фельдфебелю, но понимает, что это тщетно. Переживает за жену. Когда ту ранят после сильного избиения, Петрок спешит в лес, чтобы найти свою сокровищницу с самогоном, дабы обработать раны. Находку у него отбирают полицаи. Разъяренный мужчина выходит из равновесия и проклинает Гужа, за что его бьют и бросают в тюрьму.
  • Янка — деревенский парень, сирота, неспособный разговаривать и слышать с трехлетнего возраста. Занимается выпасом коров. У него нет денег и одежды. В дальнейшем юноша помогает спрятать поросенка Степаниды. В конце 11-ой главы парня убивают.
  • Колонденок и Гуж — полицаи, прибывающие в дом Богатька, чтобы сообщить, что вскоре их жилище займет высокопоставленный немецкий начальник. Они постоянно бесчинствуют, избивают людей. Именно Гуж отобрал у Петрока самогон.

Сюжетная линия

История начинается с описания жизни семейной пары Степаниды и Петра Богатька. Они проживали на хуторе в нескольких километрах от местечка Выселки. У них было двое детей — сын Федя, который служил в танковых войсках, и дочь Феня, студентка, будущий врач.

Вскоре начинается Великая Отечественная война. Немцы хозяйничают в местечке и на хуторе не появляются. Приходят только Гуж и Колонденок, когда-то они были своими. Мужчины оскорбляют хозяев и требуют, чтобы те подчинялись им. Семейная пара терпит ругательства, но все же не сдается. Гуж угрожает женщине расправой, но она держится гордо. После этого полицаи, допив самогон, покидают хутор.

Оказывается, предатели приходили для того, чтобы присмотреть это место для проживания немецкого офицера. Через несколько дней в этом месте появляются враги и требуют, чтобы хозяева тщательно вымыли дом. Позже Степаниду и Петрока они отправляют жить в истопку.

Далее немцы громят все вокруг, в том числе и хозяйство. Одним из таких вечеров они убили пастуха Янку. За ним приехали полицаи. Гуж приказал Петроку идти на работу и восстанавливать разгромленный мост. Возвратившись домой, хозяин решается сделать самогон для того, чтобы полицаи оставили их в покое. Сколько бы он ни гнал, они выпивали все и требовали еще. Петрок, не выдержав, стал кричать оскорбления и обвинения. После чего его и жену сильно избили.

За ругательства в адрес немцев хозяина дома утащили в местечко и посадили в тюрьму. Степанида решается отомстить врагам за все то, что они сделали. Она знала, кто стащил не разорвавшуюся у моста бомбу, и подумала, что это мог сделать только Корнила. Она договорилась с ним, и он отдал ей снаряд в обмен на поросенка.

Женщина решила взорвать мост, который совсем недавно восстановили. Степанида закапывает бомбу глубоко в землю, чтобы ее никто не нашел.

После героиня возвращается домой уставшая и обессиленная, она ложится отдохнуть в истопке. В это время к ней стучались полицаи и требовали, чтобы она отдала им бомбу. Женщина не открывала дверь, после этого враги начали стрелять. Степанида облила истопку керосином изнутри и подожгла ее. Полицаи подумали, что бомба внутри и сейчас взорвется. Они разбежались в разные стороны, и никто не стал тушить, опасаясь большого взрыва. Но бомба находилась не там, и она дождалась своего часа, а Степанида так и умерла с желанием отомстить врагам за вмешательство в их счастливую жизнь.

Фашисты бесчинствуют

Из этой главы мы узнаем о переживаниях Петрука. Его и жену враги прогнали из дома и обосновались там сами с полным комфортом. Семейная пара была вынуждена жить в сарае. Однажды Петрок, встав с твердой лежанки, вышел в сад и увидел, как солдаты бесцеремонно трясут его яблоню. Один даже залез на нее. Сначала мужчина хотел пожаловаться на них фельдфебелю, но затем понял, что это ни к чему не приведет.

Непрошеные гости обтрясли вторую яблоню, принялись сновать по огороду, нещадно вытаптывая овощи, которые хозяева еще не успели убрать. После этого варвары захотели молока. Хозяин пошел искать Бобовку, которую ушла пасти жена.

Услышав от мужа, что фашисты хотят молока, женщина начала доить корову прямо на улице. Она решила, что пусть лучше молоко уйдет в землю, чем достанется захватчикам. Те убили корову, когда не смогли получить от нее то, что хотели. Вот такой печальный момент описан в книге «Знак беды». Краткое содержание произведения переходит к следующей, девятой главе.

Художественные особенности

Повесть «Знак бяды» (оригинальное название) принесла награду своему создателю неспроста. Работа стала весомой вехой в творчестве белорусского прозаика. Произведение сыграло немалую роль в становлении литературного процесса в СССР.

Каждая строчка пропитана писательским стилем. Особенность авторской работы заключается в ограничении пространственного и временного разворота событий. Число главных героев также мало, что позволяет быстро понять, что представляют собой персонажи как личности. К прочим особенностям в ходе рассмотрения краткого содержания «Знака беды» стоит отнести:

  • Преобладание военной тематики с острой проблематикой того времени.
  • Боевые действия контрастируют на фоне психологического поведения центральных героев, проходят невидимой пронизывающей нитью сквозь них.
  • Демонстрация читателям нескольких словесных сцен с рассказами о прошлом персонажей, что позволяет понять, как они дошли до такой жизни.
  • Показ войны глазами простых мирных людей, а не участников боевых действий.

Вбразы Петрака i Сцепаніды ў аповесці В. Быкава «Знак бяды»

ВОБРАЗЫ ПЕТРАКА I СЦЕПАНІДЫ Ў АПОВЕСЦІ В. БЫКАВА «ЗНАК БЯДЫ»

У аповесці “ Знак бяды “ В. Быкаў піша аб тым, якім цяжкім быў лёс мірных жыхароў у час вайны, а таксама апісвае перыяд масавай калектывізацыі. Пісьменнік перажыў гэтыя трагічныя гады і ведаў, як цяжка быць героем і як лёгка страціць самога сябе, калі трэба зрабіць пакутлівы выбар паміж жыццём і смерцю, барацьбой і здрадніцтвам. Ен паказаў, што многае можна ўбачыць і зразумець толькі праз трагедыю, якая раскрывае такія глыбіні чалавечай душы, да якіх ніякім іншым спосабам нельга дабрацца. У аповесці сама вайна паказана крыху інакш, бо цяпер у цэнтры твора яго галоўнымі героямі сталі не салдаты ці партызаны, а звычайныя мірныя жыхары, якія вымушаны былі ўзяць зброю ў рукі і стаць на абарону Радзімы.

Галоўнымі героямі твора “Знак бяды” з’яўляюцца Сцепаніда і Пятрок Багацькі. Гэтыя працавітыя людзі ўвесь час жылі ў Яхімаўшчыне: парабкавалі ў пана, потым атрымалі ад новай улады дзве дзесяціны зямлі, уступілі ў калгас. Але шчасця не было. Вялізны крыж, устаноўлены Петраком на надзеле, шчодра палітым потам, сімвалізуе пакуты Петрака і Сцепаніды, іх нялёгкую долю хлебаробаў, надзею на лепшую будучыню. 3 самага маленства гэтыя людзі засвоілі, што жыць трэба сумленна, з сваёй працы. Яны так і жылі, і ўсе так жылі. Але бальшавіцкая ідэалогія перавярнула ўсё з ног на галаву. У той час сумленне для многіх перастала быць галоўнай каштоўнасцю. Ды толькі не для Петрака са Сцепанідай. Была мяжа, якую яны не маглі пераступіць нават пад страхам смерці, — чалавечая годнасць.

Надзей на лепшае жыццё не засталося, калі пачалася Вялікая Айчынная вайна. У вёску прыйшлі немцы. Гаспадароў выгналі з хаты, загадалі ўсё прыбраць, усталявалі свае парадкі. Немцы паводзяць сябе як нелюдзі. Салдаты, не шкадуючы, разбураюць усё, што доўгія гады нажывалася кроўю і потам. Гаспадарам гэта, канешне, не падабаецца. І Пятрок, і Сцепаніда не жадаюць мірыцца з такім становішчам, але яны маюць розныя характары, таму і паводзіны іх адрозніваюцца.


 Пятрок — ціхі, мяккі, разважлівы, крыху баязлівы чалавек. З прыходам фашысцкай акупацыі ён спачатку выбірае больш лёгкі шлях — шлях прыстасавальніцтва, улагоджвання. Пятрок частуе паліцаяў самагонкай, робіць па загаду немцаў «клазет», возіць пясок на дарогу. Адным словам, ён робіць усё, каб неяк улагодзіць фашыстаў, дагаджае ім сваей паслухмянасцю. Але аднойчы ноччу ў хаце Багацькоў з’явіліся паліцаі. Шукаючы гарэлку, яны збілі Сцепаніду, а Петрака, паставіўшы ля сцяны, палохалі стрэламі. Менавіта гэта ноч «нешта зрушыла ў Петраковай свядомасці, нешта непапраўна зламала, збіла хаду яго думак са звыклага для яго кола». Гэта быў пераломны момант у жыцці галоўнага героя аповесці. Пятрок прама і адкрыта паўстае супраць фашызму, выказвае паліцаям свае абурэнне, пагарду і нянавісць. Ён ужо не думае аб тым, што яго чакае, ён робіць тое, што дыктуе яму любоў да Радзімы, уся яго істота.

Сцепаніда, жонка Петрака, з’яўляецца больш рашучай, упартай, самаахвярнай жанчынай. З самага першага дня акупацыі яна паўстае супраць фашызму, не жадае мірыцца з новымі парадкамі. Сцепаніда змагаецца за свае жыццё, за жыццё Радзімы так, як можа: хавае газу, пазбавіўшы немцаў святла, кідае ў калодзеж вінтоўку, хавае ў лесе парсючка, каб не дастаўся ворагам. А пасля арышту Петрака яна вырашае змагацца з фашыстамі больш дзейсна, не баючыся нічога і нікога, змагацца да апошняга. Сцепаніда купляе ў Карнілы бомбу, каб знішчыць адноўлены мост. Але ж паліцаі даведаліся пра яе намер, і жанчына, перахаваўшы бомбу, падпаліла хату разам з сабой. Сцепаніда не змагла б паступіць інакш. Яе непераадольная прага пометы, пачуццё справядлівасці і разумение праўды, чалавечнасці зрабілі гэты выбар. Менавіта ў вобразе Сцепаніды В. Быкаў адлюстраваў лепшыя рысы беларускай жанчыны і чалавека ўвогуле.

Сумленнасць, працавітасць, нязломнасць духу, высокая чалавечая годнасць, адданасць Радзіме, самаахвярнасць — усё гэта якасці звычайнага, мірнага жыхара, беларуса. А Пятрок і Сцепаніда Багацькі — гэта тыповыя прадстаўнікі пакалення, якія з асаблівай сілай адчувалі цяжар вайны, яе трагедыйнасць, бесчалавечнасць і несправядлівасць. Яны, нягледзячы ні на што, не страцілі сваей чалавечай годнасці, сумлення, не сталі прыстасаванцамі і здраднікамі, не пашкадавалі для Радзімы самага дарагога, што ў іх было — свайго жыцця.

У вобразах Сцепаніды і Петрака В. Быкаў увекавечыў нацыянальныя тыпы носьбітаў векавой народнай маралі. Гэта помнік неўміручасці чалавечага духу, непадуладнага ніякай грубай сіле. Паводзіны гэтых немаладых ужо людзей — прыклад для ўсіх нас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: