«учитель словесности»

Читать краткое содержание О любви Чехов

Товарищи завтракали, периодически к ним заглядывал повар Никанор. Алехин поведал, что красавица Пелагея была влюблена в Никанора, но отказывалась идти за него замуж, так как он был не дурак выпить. Алехин пустился в рассуждения, что любовь – одна сплошная тайна. Все влюблённые люди, по его мнению, постоянно о чём-то думают и рассуждают. И все эти возникающие один за другим вопросы отвлекают от самого чувства.

Было очевидно, что Алехин жаждал рассказать что-то сокровенное. Все одинокие люди любят порой излить душу. Мрачная осенняя погода за окном благоволила долгим беседам, и Алехин всё-таки начал свой рассказ.

Окончив университет, Алехин переехал в Софьино. Его отец был весь в долгах, и большая часть долгов набралась для уплаты обучения сына. Алехин чувствовать себя должным, начал пахать, сеять, косить вместе с мужиками. В начале он пытался совместить мужицкий труд и помещичий уклад: читал после поля газеты, попивал кофе. Но труд его настолько изнурял, что он начал засыпать в санях, не добравшись до постели. Потихоньку он распустил всех слуг, оставив только тех, кто работал ещё при его отце.

Спустя какое-то время Алехин был выбран мировой судьей. Периодические выезды из деревни в город на заседания стали чем-то вроде развлечения. Как-то после особого затянувшегося дела, новый знакомый Луганович пригласил его на обед. В гостях Алехин увидел его двадцатидвухлетнюю супругу Анну Алексеевну. Она была молода, мила, интеллигентна и обаятельна. Уехав после в Софьино на всё лето, у Алехина периодически всплывал в памяти образ женщины.

Осенью Алехин отправился в театр, где случайно встретил Анну Алексеевну. Она поинтересовалась его здоровьем, сказала, что вспоминала его летом. На следующее утро Лугановичи позвали героя к себе на завтрак, а после все вместе отправились к ним на дачу.

Так Алехин в каждый свой приезд гостил у Лугановичей. Если он долго их не навещал, они начинали беспокоиться о его здравии. Они сетовали на его крестьянский физический труд и безденежье, говоря, что он с его образованием должен заниматься наукой. Супруги дарили ему подарки и настаивали, чтобы он взял у них денег, если возникала проблема с кредиторами. Алехину было неловко, и он старался их отблагодарить, каждый раз привозя из поместья цветы, птицу и масло. Но занимать у них себе запретил.

Он всё больше думал об Анне Алексеевне, и всё более становился несчастным. Он не мог понять, почему она в столь юном возрасте вышла замуж за мужчину в возрасте, и почему он не встретил её раньше Лугановича. Алехин сомневался в правильности своих чувств и от этого боялся признаться в них. Ему верили в этом доме, семья была счастливой, мог ли он всё это разрушить неосторожными словами? Возможно ли, что они бы разлюбили друг друга в итоге, и что тогда? Женщина думала так же: она не хотела ни врать, ни причинять боль своей семье.

Прошло несколько лет. У Анны родился уже второй ребенок. Луганович и дети всегда приветливо встречали Алехина, радуясь его визитам. Сам же он продолжал мучиться от любви. Они часто ходили вдвоём с Анной Алексеевной в театр, чем породили слухи в городе. У женщины от переживаний всё чаще портилось настроение, появилась усталость от жизни, спасалась она, лишь уезжая от мужа и детей к матери. Затянувшееся молчание привело к нервному расстройству. Она начала раздражаться и на самого Алехина, демонстративно оспаривая все его слова при других.

И вдруг Лугановича отправили в другую губернию по работе. Пришло время прощаться: в конце лета Анна должна была уехать в Крым по настоянию докторов, а чуть позже супруг с детьми отправятся на новое место.

В день отъезда на вокзале собралось много людей, провожающих Анну Алексеевну. Простившись с супругом и детьми, она вошла в поезд. Алехин вбежал к ней в купе отдать забытую корзинку, и неожиданно крепко обнял её. Из глаз женщины потекли слезы. Мужчина признался ей в своих чувствах, осознавая, что все преграды на их пути теперь казались глупыми и несущественными. В любви нельзя исходить из соображений несчастья или греха, ведь есть гораздо более важные вещи.

Алехин поцеловал женщину, и они навсегда распрощались. Поезд уже тронулся, мужчина сел в соседнее пустое купе и проплакал там до ближайшей станции. До Софьино он дошёл пешком.

Буркин и Иван Иваныч вышли после рассказа на балкон: дождь уже кончился и ярко светило солнце. Они оба знали Анну Алексеевну и считали её красавицей. Каждый подумал о том, с какой тоской в сердце должно быть прощались влюбленные.

Произведение показывает, что от любви люди иногда страдают.

Оцените произведение:

3.42

Голосов: 81 Читать краткое содержание О любви. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Песня о буревестнике поэмы краткое содержание Горького

В преддверии шторма и бури поднимаются на море волны. Усиливается ветер, и закипает море седой пеной. Темные грозовые тучи, гонимые ветром, словно предупреждают все живое о надвигающейся опасности. Только гордая, свободолюбивая птица буревестник мечется и кричит между морской пеной и грозовыми облаками. Он то взмывает ввысь, то опускается вниз к волнам, касается черным крылом серой морской пены. Ничто его не пугает, буревестник как-будто питается бурей, кричит, предупреждая об опасности других. В крике его слышится зов надвигающейся стихии, гнев и радость одновременно на непогоду, жажда страстной схватки со штормом и триумф неумолимой победы над силами природы.

А волны, тем временем, становятся все выше, все сильнее гонит их ветер, бросая со всего размаху на острые камни берега. И с жутким стоном, как множество мелких прекрасных осколков, разлетается разбитая и побежденная порывом штормового ветра морская волна.

Испуганные чайки в ужасе перед надвигающейся бурей, кричат и мечутся над бушующим морем, готовые броситься на дно морское от страха перед нависшей опасностью.

Глупый робкий пингвин прячется в утесах, сотрясаемый ужасом. И только гордый буревестник ничего не боится. Свободно и смело он реет и парит над поседевшим от бури морем.

Меж тем, грозовые тучи становятся все мрачнее, все ниже опускаются они над бьющимися в бешенстве волнами, которые стонут, поют и рвутся сами к грянувшему грому вверх.

Сверкают разгоряченные молнии, грохочет гром, а темные изумрудные волны моря рвутся и спорят с ураганным ветром. Но побеждает их сильный ветер. Крепкими объятиями хватает он седые от пены волны и с силой бросает на острые утесы. Изумрудными сверкающими брызгами рассыпаются громадные волны, разбитые об острый каменистый утес.

Буревестник носится над бушующей стихией, словно черная молния, пронзает тяжелые грозовые тучи, словно острый кинжал срезает он крылом серую морскую пену.

И в бушующей стихии он похож на черного демона бури, рыдающего и смеющегося над завываниями злого ветра и громовыми раскатами, сотрясающими воздух. Плач и рыдания буревестника похожи на эмоциональные рыдания радости, смех над тучами и бешенством разбушевавшейся стихии.

Черный демон – буревестник, слышит чуткою душою, что устала буря плакать, не продлятся долго громы и не скроет туча солнца. Все пройдет и солнце все-равно выйдет из-за темных туч.

Но пока продолжается и нарастает буря. Ярким синим пламенем горят и пылают низком в небе суровые стаи туч. Море ловит сверкающие молнии, словно вырвавшихся на волю диких зверей, ловит и гасит их в своей темной пучине. Только их отражения остаются ненадолго виться, будто раненые огненные змеи.

А буревестник продолжает летать между молниями, сотрясаемыми раскатами грома, крича о том, что грянет буря, желая, чтобы сильнее бушевала стихия.

Ничего не боится смелый черный буревестник, ждет победы над штормом, предвкушая спасительные для всего живого солнечные лучи. Он гордо реет над ревущим морем, предвкушая победу солнца – свою победу!

Популярные сегодня пересказы

Главный герой – Санчо Родригес. Это подросток, который приехал из Южной Америки в Советский Союз. Его родители работают в международной фирме, которая поставляла сок.

Званый обед друзей и родственников в одной английской семье. Все как всегда, мужчины ведут свои мужские беседы в столовой, а женщины перешли в гостиную, где по радио уже заканчивалась пьеса Спящий пес

Произведение «О шпаргалке» авторства русского писателя Аверченко посвящено шпаргалке. Оно представляет своего рода эссе об этой вещи, которая помогает многим школьникам

Главный герой рассказа – Денис Кораблев побывал вместе со своими одноклассниками в цирке. Раньше он там тоже был, но это был давно и он не понимал сути происходящего на арене.

Учитель словесности – краткое содержание рассказа Чехова

Никитин Сергей Васильевич молодой учитель двадцати шести лет. Он преподаёт уроки русского языка в городской гимназии. Никитин не в восторге от своей работы и не любит своих учеников, а они в свою очередь не считаются с учителем. Сергей Васильевич выглядит моложе своих лет и большинство учеников не воспринимают его ка старшего наставника. Никитин живёт в одной квартире с учителем истории и географии Ипполитом Ипполитовичем. Достаточно нудным человеком, твердящим исключительно о научных истинах.

Сергею Васильевичу нравится семья Шелестовых, там бывает много народу, звучит музыка, гости ведут беседы на разные темы. Кроме того у Шелестова – отца есть две дочери. Варвара старшая и младшая Мария, домашние зовут её Манюсей.

Мария страстно любит лошадей и верховую езду, на конной прогулке Никитин с Марией катаются вместе. Сергей Васильевич влюбляется в девушку, он видит, что Мария так же неравнодушна к нему. Никитин хочет признаться Марии в своих чувствах, он даже репетирует признание дома перед зеркалом. На деле же у него ни чего не получается, всё заканчивается поцелуем и разговором с отцом Марии о свадьбе.

После свадьбы Никитин с молодой женой селятся в доме Марии, доставшийся ей в качестве приданого. Сергей Васильевич счастлив, он не может дождаться окончания уроков и мчится домой. Теперь его самые любимые дни – выходные, когда не нужно идти в гимназию.

Мария заботливая жена, она занимается домашним хозяйством, следит за порядком в доме и всячески балует своего супруга, присылая ему всяческие вкусности. Никитин счастлив, он верит, что люди сами творцы своего счастья. Его размеренное течение жизни, было омрачено смертью Ипполита Ипполитовича.

Однажды идиллия семейной жизни Никитина нарушается, происходит это после его проигрыша в карты 12-ти рублей. Хотя сумма не великая и денег Никитину не жалко, но его задело замечание партнёра по игре, мол у него денег полным полно. Учитель задумался.

Сергей Васильевич понял, что слишком легко стал относиться к деньгам и досталось ему состояние просто, в качестве приданного за Манюсей. Его счастье и дом также достались слишком легко, и возможно он этого не заслуживает.

Дома Никитин узнаёт от Марии об отъезде Полянского, её сестра Варвара сильно расстроена по этому поводу. Офицер часто бывал в гостях у Шелестовых, и Варя была уверена, что военный женится на ней. Мария возмущена его поступком. Она считает, если Полянский не собирался жениться, то не должен был бывать в гостях. Никитин поражён услышанным и узнаёт, что от него так же ждали предложения о свадьбе.

После разговора с женой Никитин окончательно прозрел. Он понял, что не любит свою работу, учеников, он плохой учитель. Наконец Никтину становится ясно, что он окончательно увяз в мещанском болоте и пошлости.

Никитин понимает, что кроме этого грязного мирка есть и другой, огромный мир. В нём живут люди, они любят, страдают, работают, полностью отдают себя любимому делу. Если он не сбежит от нынешнего мещанства сейчас, то впереди гибель.

Основная мысль рассказа – не нужно замыкаться в мире мещанства, нужно жить полной жизнью, заниматься любимым делом. Без этого человек не состоится как личность.

Популярные сегодня пересказы

Шестнадцатилетняя девочка Вика оказалась зимой у бабушки в деревне потому что она связалась с дурной компанией

Рассказ «Несмертельный Голован» написан Николаем Лесковым. Его краткое содержание представлено в этой статье.

События произведения разворачиваются в преддверии начала Великой Отечественной войны в Ленинграде. После зимних каникул ученики возвращаются в школу. Володька Бессонов

Средневековая Англия, Джослину, настоятелю собора Пречистой Девы Марии было видение достроить шпиль собора, который остался только в проекте. Фундамент отсутствует, но настоятель верит в чудо.

Краткое изложение Песня о буревестнике Максим Горький

Песня о буревестнике

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и.- тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике — жажда бури!

Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах… Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому. Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом

Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает… Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют! Ветер воет… Гром грохочет… Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря.

Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.

Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет буря. »

Дайджест:

Горький, Краткое содержание Макар Чудра Краткое содержание Начинается рассказ с описания безграничной степи и беско­нечного моря. Повествователь по ночам беседует со старым цыга­ном Макаром Чудрой, который сторожит коней недалеко от свое­го табора. Макар рассказывает одну. .

Читаем повесть Лермонтова «Максим Максимыч» Это был офицер, лет пятидесяти, с смуглым лицом и преждевременно поседевшими усами, которые не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. Таким образом завязалось у автора знакомство с одним из. .

Сравнительная характеристика «Печорин и Максим Максимыч» Григорий Печорин Максим Максимыч Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан Черты характера Все новое быстро. .

Сравнение образов Печорина и Максим Максимыча Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч — два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч — рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе. .

Дождь Погода начала портится после обеда, скорее всего, пойдет дождь. Вот уже темные тучи медленно идут с востока. Но усиливается ветер, и уже через двадцать минут они закрывают солнце. Начинают капать. .

Краткое изложение Господин из Сан-Франциско Бунин И. А. Бунин Господин из Сан-Франциско Господин из Сан-Франциско, который в рассказе ни разу не назван по имени, так как, замечает автор, имени его не запомнил никто ни в Неаполе. .

Лирика Фета это природа, любовь, и песня Восприятие А. А. Фета русской природы существенно отличается от восприятия ее Н. А. Некрасовым. Разница вызвана в первую очередь тем, что Некрасов — реалист, а Фет — романтик. Лирика Фета. .

Краткое изложение «Бузя». Автор произведения: «Шолом-Алейхем» — ласкательное имя, созданное с Эстер-Любы: Любузя — Бузя… Она меньше меня на один или два года, а нам обоим нет еще и двадцати лет. Мой старший брат Беня жил. .

Характеристика героя Максим Максимыч, Герой нашего времени, Лермонтов Максим Максимыч Максим Максимыч — один из самых интересных героев романа. Лермонтов рисует его как бедного, невысокого по статусу, да и не слишком образованного. Но, прослужив всего лишь рядовым офицером. .

Краткое изложение Три сестры А. П. Чехов Три сестры Действие протекает в губернском городе, в доме Прозоровых. Ирине, младшей из трех сестер Прозоровых, исполняется двадцать лет. «На дворе солнечно, весело», а в зале накрывается. .

Краткое изложение Учитель словесности А. П. Чехов Учитель словесности Учитель русского языка и литературы в небольшом провинциальном городе Сергей Васильевич Никитин влюблен в дочь местного помещика Машу Шелестову, восемнадцати лет, которую «в семье еще. .

Краткое изложение повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место» Отец рассказчика поехал в Крым продавать табак, поэтому дома остались сам рассказчик, дед, мать, да два брата. Дед засеял баштан на дороге и перешел жить в курень. Взял он с. .

Материалы к урокам, практические разработки, идеи, лайфхаки

Материалы «Свободных встреч»

Портал на английском языке для учителей Teachers pay teachers: педагогических техники, шаблоны, ресурсы

Лекция В. В. Пазынина «Как построить курс русского языка»

Курсы «Умной методики»

Курс И. И. Торботряс «Преподавание литературы по ФГОС СОО»

Лекция С. В. Волкова «Как построить интересный урок литературы»

Лекция И. В. Лукьяновой «Как помочь школьникам, которым трудно читать»

Книга Джеффа Петти «Современное обучение»

Книга И. Шолпо. «Как научить подростка читать? Практические советы учителю 5–7-х классов»

Книга Д. Лемова «Мастерство учителя»

Книга В. Пугача «Предупреждение взрыва»

Вебинары Института педагогики СПбГУ «Организация учебного процесса с помощью дистанционных технологий», «Цифровая педагогика для начинающих и…»

Книга С. Федорова и Ю. Эльмаа «Информационные технологии на уроках литературы»

Книга И. Н. Сухих «Русская литература для всех»

Книга Н.А. Шапиро «Дети и тексты: Очерки преподавания литературы и русского языка»

Влияние на окружающих

Беляков не только сам боится жизни, но и отравляет ее всем окружающим. За те 15 лет, что он проработал в гимназии, она превратилась в такой же футляр, в котором жил герой. Его страх, как плесень, распространяется в тех местах, где он находится. Вокруг себя он создает атмосферу, наполненную удушием, боязнью, кислотой. Именно такой предстает гимназия в глазах читателя, где все учителя подверглись влиянию Беликова, а перспективных учеников выгоняют за любе проявление современности.

Чехов рисует своего персонажа отвратительным. Он не только портит жизнь самому себе, но и отравляет ее всем окружающим. Даже чуть было не женившись, Беляков закрывается в своем футляре после неудачи. В нем же он и умирает. Чего же так боялся Беляков, если самое страшное в жизни – прожить ее в таком футляре, и умереть в нем же, не узнав радости и свободы этой жизни.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Беликов («Человек в футляре»), описать жизнь персонажа, дать ему подробную характеристику.

Популярные сегодня пересказы

Приключения доисторического мальчика — краткое содержание повести Эрвильи Книга Эрнеста Д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика» рассказывает о жизни племени доисторических людей. Главный герой повести ― мальчик Крек, которому в начале повести всего девять лет.
Сказка о медведихе — краткое содержание сказки Пушкина Тёплым весенним утром вышла из густого леса большая бурая медведица с медвежатами. Медведиха прилегла возле белой берёзы и на своих малышей поглядывала, любовалась

А весёлые медвежата, как маленькие дети
Как важно быть серьёзным — краткое содержание комедии Оскара Уайльда Оскар Уайльд написал комедию «Как важно быть серьезным». В самом начале произведения действия происходят в Английской столице.
Карамзин Если у человека интерес к истории выше общественного мнения, то он способен творить и преобразовать мир

Явным примером служит Н. Карамзин со своей книгой История государства Российского.

Материнские чувства в душе Оленьки

Оленька всем сердцем полюбила Сашеньку – сына Смирнина. Супруга бывшего ветеринара уехала в Харьков по делам, сам он целыми днями пропадал где-то, появляясь только поздно вечером. Ребенок целыми днями находился в доме один. Оленьке казалось, что он вечно голодный, позаброшенный своими родителями. Она забрала мальчика к себе во флигель. С какой нежностью женщина смотрела на него, провожая в гимназию. Как она баловала дитя, потчуя его беспрестанно сладостями. С каким удовольствием делала с Сашенькой домашнее задание. Теперь от «душечки» можно было слышать только об учебе в гимназии, учебниках, учителях и тому подобное. Оленька расцвела, пополнела. Одного боялась женщина – что у нее вдруг отберут ее любимого Сашеньку. С каким страхом она прислушивалась к стуку в калитку: а вдруг это телеграмма от матери мальчика, которая требует его к себе? На этом незавершенном моменте заканчивает свое произведение Чехов. «Душечка», анализ и краткое содержание которой здесь приведено, это рассказ о самоотверженной любви, которая так нечасто встречается в нашей жизни, о ее таких порой нелепых и смешных проявлениях. Главное в героине – неисчерпаемый запас нежности и тепла, заботы и ласки. Смешны и ничтожны по сравнению с нею ее избранники. Она же смешна лишь в той части, когда полностью принимает их образ жизни и их взгляды на действительность. Лишь в последней своей материнской привязанности она становится поистине прекрасна. В этом ее образе многие женщины наверняка узнают себя.

Мы пересказали и проанализировали рассказ Чехова «Душечка», проследили, как женщина из недалекой мещанки превращается в настоящую чеховскую героиню.

История создания

Первая глава произведения была названа «Обыватели» и опубликована в 1889 году в журнале «Новое время». Вторая же глава, под названием «Учитель словесности», появилась спустя пять лет, в 1894 году в газете «Русские ведомости». Обе главы, объединённые под единым названием, с незначительными правками вышли в сборнике «Повести и рассказы» 1894 года.

По мнению критиков и исследователей, прототипом главного героя мог стать преподаватель латинского языка в таганрогской гимназии по фамилии Старов. Однако Чехов явно «смягчил» его трагическую историю.

Сам автор в письмах заявлял, что пишет «незначительный пустяк из жизни провинциальных морских свинок», а также называл произведение «баловством»

Краткий пересказ сюжета

У Никитина было трудное детство, он вырос неуверенным в себе человеком. Его тревожит собственная моложавость. Молодому человеку все время кажется, что ученики не любят и не уважают его, да и сам он не привязан к детям. Проведение школьных занятий сопровождается скукой. Начав посещать дом Шелестовых, провинциальный учитель влюбляется в младшую дочь главы семейства Машу. На тот момент девушке исполнилось всего 18 лет.

Вскоре происходит свадьба Никитина и Маши Шелестовой, о чем новоиспеченный муж делает восторженную запись в своем дневнике. Молодожены счастливы и полны друг другом. Жена заботится о Сергее, их совместная жизнь напоминает ему пастораль. Вскоре все неуловимо меняется. Учителя словесности начинает одолевать скука.

Однажды он возвращается вечером домой после игры в карты, и жена сообщает ему, что Полянский по долгу службы уехал в другой город, чем разрушил надежды ее сестры Вари, ведь предложения не последовало. Никитина будто охватывает прозрение. Он чувствует себя пешкой в чужой игре. Сергей спрашивает жену, означает ли это, что он тоже должен был жениться на ней, раз посещал их дом. Маша отвечает утвердительно, чем окончательно поселяет в душе Никитина некую смуту.

События происходят весной, хандра Сергея становится еще более очевидной на фоне пробуждения природы, ярких весенних красок. Никитина начинает раздражать все происходящее в жизни — он сам, жена, ее родственники. В финале рассказа в голове главного героя начинает преобладать мысль о побеге в Москву. В своем дневнике Никитин пишет, что его окружает сплошная пошлость, нет ничего тоскливее и оскорбительнее этого. Герой отмечает здесь же, что если он не сможет изменить свою жизнь, то просто сойдет с ума.

В. А. Фаусек, знакомый Чехова по Ялте, прочтя рассказ, нашел его весьма меланхоличным и просил писателя добавить в текст несколько мажорных нот, чтобы взбодрить читателя. Однако Антон Павлович проигнорировал сделанное замечание и оставил текст без изменений. Рассказ еще при жизни писателя был переведен на чешский и венгерский языки. Сегодня краткое содержание «Учителя» Чехова пользуется популярностью у школьников, поскольку они изучают это произведение на уроках русской литературы.

Предыдущая запись «Двое в декабре» — анализ рассказа Юрия Казакова
Следующая запись «Незнайка в Солнечном городе» — краткое содержание сказки Н.Н. Носова

Смерть Дымова

Можно и дальше в том же духе продолжать анализ. Чехова «попрыгунья» напоминает ту неуемную и беззаботную стрекозу из басни Крылова «Стрекоза и Муравей». Совсем не зря он ее так называет, ведь Ольга Ивановна, занимая себя своими постоянными гостями, и собирая их у себя, просто не замечала доброй и самоотверженной души своего мужа. Но однажды он лечил больного ребенка от дифтерита и сам заразился той смертельной болезнью. Когда он умирал, друзья говорили о нем как об очень редком и замечательном человеке. И только тогда его жена поняла, кого она потеряла.

Ольга Ивановна растратила всю свою любовь и нежность не на мужа — интеллигентного, мягкого и любящего ее человека — а на того, кто привык забавляться и менять своих пассий как перчатки и кому она очень быстро стала глубоко безразлична.

Видя всю эту любовную игру и принимая в своем доме духовно ограниченных людей, Осип Степанович, в силу своих понятий о культуре, не позволяет себе выразить любое недовольство, он даже не сопротивляется и просто мирится с бесцеремонностью своей жены, которой готов простить все. Даже узнав о том, что его жена ему изменяет, он не решается на какие-то объяснения, глубоко в душе надеясь, что эта ужасная драма сама разрешится. Но в этот самый момент Дымов покидает этот свет и Ольга Ивановна остается одна.

Идейно-художественные особенности рассказа А.П.Чехова «Учитель словесности».

А.П.Чехов – величайший мастер «малых форм» в прозе. Его рассказ «Учитель словесности» состоит из двух частей: первая часть представляет собой повествование автора о жизни Никитина, семьи Шелестовых и других героев. Вторая часть – дневниковые записи самого учителя словесности Никитина, прерываемые голосом автора.

Эти части не равноценны по объему: первая часть больше второй практически на треть. То есть автор нам больше показывает внешнюю жизнь, обстановку, в которой находятся герои

Внутренняя же сущность Никитина, раскрываемая во второй части, дается более кратко, сжато, что больше привлекает к себе внимание, так как является главным. Но об этом еще будет идти речь

Очень интересно само повествование. Здесь изображается уже не какой-то отдельный момент из жизни героя, а сама его жизнь, его биография в определенный промежуток времени. Таким образом, этот рассказ является по форме «маленьким романом». Автор рисует нам жизнь главного героя до свадьбы, его ухаживания за Манюшей, его переживания по поводу ее отношений к нему, предложение, свадьбу и семейную жизнь. И все это на двух десятках страниц. Мало кто смог бы столь емко, просто, подробно изобразить такую насыщенную событиями жизнь героя на нескольких страницах! Но Чехов сумел это сделать.

И тут мы видим следующую особенность рассказа, впрочем, присущую и другим произведениям автора, — краткость, лаконичность повествования. В рассказе нет лишних слов, все они конкретны и точны. Чехов описывает элементарные бытовые подробности: «от спанья в одежде было нехорошо в голове», «протанцевали сначала вальс, потом польку, потом кадриль, потом снова стали танцевать вальс» и др.

Но, в то же время, повествование в рассказе очень лирично. В нем много описаний природы, и они даются так ярко, так живо, что, кажется, мы сами наблюдаем за природой. Кажется, будто сам читатель проезжает по этим местам: «А как тепло, как мягки на вид облака, разбросанные в беспорядке по небу, как кротки и уютны тени тополей и акаций», или «пахло полем, зеленели молодые рожь и пшеница, пищали суслики, каркали грачи». Все это такое знакомое, такое родное и потому легко узнаваемое и легко рисующееся в нашем сознании.

А с какой лиричностью описаны чувства Никитина: «был так счастлив, что земля, небо, городские огни, черный силуэт пивоваренного завода – все сливалось у него в глазах во что-то очень хорошее и ласковое». В этом отрывке мы видим еще одну особенность рассказа – иронию. У Чехова никогда не бывает так, чтобы повествование было или только смешным, или только грустным.

И в этом рассказе у него лиричность связана с иронией. Герой влюблен, он в эйфории, он счастлив и… рядом столь будничное, столь обыденное – «пивоваренный завод». Мы сразу чувствуем снижение чувства у Никитина, то есть автор дает понять, что чувство героя не столь возвышенно, как ему кажется.

Перейдем еще к одной особенности рассказа. Это наличие одной детали, которая постоянно повторяется в описании героев и является как бы скрытой характеристикой. Как примета героя она очень запоминается, так как повторяется вновь и вновь. Например, при описании старика Шелестова постоянно повторяющейся деталью служат его слова: «Это хамство. Хамство и больше ничего. Да-с, хамство-с!» У Ипполит Ипполитыча – «говорил только о том, что все давно уже известно». У Вари – ее страсть к спорам: «Всякий разговор, даже о погоде, она непременно сводила на спор».

Теперь, я думаю, необходимо обратить внимание на главного героя в рассказе. Это неприметный человек, учитель, стоящий внизу социальной лестницы

Поэтому его удел – быть всегда в подчинении, в зависимости. Если и не от какого-то конкретного человека, то от обстоятельств, от условий жизни. Никитин в рассказе счастлив, счастье у него может и настоящее, однако основа его ложная. Никитин зависит от жены, от условий семейной жизни, он уже не думает о себе, о своих мечтах. Все для него сосредоточено в «Манюсе».

Надо сказать и о финале рассказа. Он очень оригинален. К концу произведения у Никитина появляется недовольство собой, своим «семейным» счастьем, он теряет покой. В конце рассказа герой записывает в дневнике: «Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!». И все, автор ставит на этом точку. Рассказ окончен. Тем самым Чехов дает возможность читателю самому решить, насколько серьезно и в какой мере осуществимо желание Никитина. Такой финал повествования заставляет задуматься не только по поводу того, что было сказано автором, но и о том, что автор не досказал.

В своем рассказе «Учитель словесности» Чехов показал мастерство психологической прозы, раскрывая тонкие душевные процессы человека через неприметные обычному взгляду детали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: