Мы изучаем — Саламбо — краткое содержание романа Флобера. Подсказки школьнику
Действие романа разворачивается в III веке до нашей эры в Карфагене, в перерыве между Пуническими войнами. Правитель Карфагена Гамилькар Барка собирается подавить восстание войска.
Власти не смогли выплатить деньги наемным воинам, поэтому решили устроить для них обед в саду. Под действием вина их злость усилилась еще больше. Обманутые солдаты освободили узников тюрьмы и стали агрессивно вести себя. В этот момент из дворца вышла дочь государя Карфагена — Саламбо. Девушка говорила с каждым наемником на его языке и упрекала его в жестокости по отношению к священным рыбам.
На пиршестве присутствовал молодой вождь Нар Гавас. Он восхищался красотой девушки. Смотрел на нее и ливиец Мато. Приметив это, молодой вождь ранил руку соперника дротиком.
Правительство Карфагена обещало выплатить награду солдатам, если они покинут город на галерах. Наемники разбили лагерь и ждали денег. Среди них поселился и Нар Гавас, предварительно извинившись перед Мато.
Золота солдаты так и не получили, так как дела в Карфагене были совсем плохи. Обманутых людей привел в ярость праздный образ жизни полководцев Карфагена. Тогда они принялись осаждать город.
Спендий предложил Мато по трубам добраться в Карфаген и похитить одеяло богини Танит. Это божество было символом величия и процветания Карфагена. Прикосновение к покрывалу каралось смертью.
Украв покрывало, Мато пришел к Саламбо и признался в любви. Девушка испугалась и позвала прислугу. Мато, закутанный в покрывало, свободно вышел из города.
После этого на Карфаген посыпались неудачи. Жрец сказал, что Саламбо должна вернуть покрывало Танит. Девушка направилась к лагерю варваров и оказалась в палатке Мато. Она обвинила его в горе, он стал извиняться и целовать ее. Вдруг начался пожар, устроенный Наром Гавасом. Девушка вернулась к своим с покрывалом. Там ее ждал сюрприз. Нар Гавас перешел на сторону Карфагена. Гамилькар Барка видел счастливый союз государства и полководца, поэтому поженил его со своей дочерью.
После этого Карфагена ждали только удачи на поле боя.
Мато был захвачен в плен. День его казни совпадал с днем свадьбы Саламбо. Его провезли через весь город. Каждый мог нанести ему удар в любое место кроме глаз и сердца. Саламбо увидела из окна его измученное тело и поняла, как сильно она его любила.
После очередного удара ливиец умер. В тот момент на свадьбе умерла и Саламбо за то, что дотронулась до покрывала Танит.
Флобер Саламбо Краткое содержание и анализ
Напомню читателю: Гамилькар — отец великого полководца древности Ганнибала, герой 1-й Пунической войны с Римской республикой, подавивший восстание рабов и расширивший владения Карфагена. Эту эпоху (III в. до н. э.) решил воссоздать Флобер. Он совершил путешествие в Тунис, где когда-то располагался Карфаген. Прочитал огромное количество книг, посвященных той эпохе, и прежде всего, конечно, древних: Полибия — «Всеобщую историю», Корнелия Непота — «Жизнь Гамилькара», Страбона, Тита Ливия и др.
Со всей тщательностью и научной достоверностью он воссоздал экзотику древности. Пошел, пожалуй, дальше Вальтера Скотта. И тем не менее трудно назвать роман «Саламбо» историческим романом. Это скорее романтическая поэма. Флобер наконец-то ступил на свою стезю. Он — романтик по складу своего ума, склонностей. Его отличает и всегда отличала, говоря словами Пушкина, «мечтам невольная преданность».
Сильные, страстные люди, дикие нравы, чувства, выходящие за пределы возможного, — все отличало картину древности от мягкотелой, унылой, пошлой обывательской современности.
Первые страницы: наемники пируют во дворце Гамилькара. Он богат, сказочно богат, и пир поражает роскошью яств. Впрочем, пир давал не сам Гамилькар, а власти Республики. Флобер с наслаждением живописует этот пир, его участников (все так не похоже на современность!). Чтобы обо всем этом рассказать, писатель перерыл сотни источников, дотошно выискивая в них указания на исторические реалии. Главное событие, на котором построен весь сюжет романа, — это восстание наемных войск в Карфагене (с ними не расплатились городские власти).
Главные действующие лица: Гамилькар, его дочь Саламбо. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
(Десятилетний сын, будущий полководец Ганнибал едва намечен автором.) Два воина: один — молодой нумидийский вождь Нар Гавас, другой — молодой ливиец Мато — соперники в борьбе за Саламбо. греческий раб Спендий, добровольный слуга Мато, жрец Шагабарим, священные крокодилы, черный змей, дух-покровитель дома Гамилькара, и таинственная, непостижимая богиня Танит, богиня луны.
На террасе своего дворца ночью Саламбо совершает ритуал молебствия при холодном свете луны. Мир древнего человека был окружен таинствами, он таил в себе что-то непостижимое, страшное, пугающее и прекрасное, далекое от мелких забот быта. Флобер внутренне благоговел перед этим миром сказки и бури человеческих страстей и ослепительной мечты человеческой.
Воин Мато зовет Саламбо уйти с ним. Этот воин бесстрашный, жестокий в бою, непреклонный в своих желаниях, охваченный огнем любви. Мато похищает священный заимф, покрывало богини Танит, которой поклоняются все карфагеняне. Касаться этого покрывала запрещено, и, когда Мато уходит из города, открыто, завернутый в этот заимф, возмущенная толпа, с криками и воплями провожая его, не может подступиться к нему, ибо на нем священное покрывало.
Восставшие наемники, окружавшие город, завладев через дерзкую вылазку Мато заимфом, рассчитывают на успех. Тогда жрец Шагабарим посылает красавицу Саламбо в лагерь восставших, чтобы выкрасть его. И дочь Гамилькара выполняет его волю.
В палатке Мато она отдастся ему: страсть, охватившая ее, была неподвластна ее воле. Далее Флобер рисует страшные сцены войны. Иногда дикая жестокость, бесстыдство нравов показаны с натуралистическими подробностями, на которые бы не решились младшие его братья по перу — Бальзак и Стендаль. Реализм раздвигал свои позиции. Стендаль только провозглашал, что познание сущности человека нужно начинать с его физиологии, но не осмелился применить его в творчестве. Флобер приступил к выполнению программы своих предшественников. Золя довел ее до абсурда, возведя единичные случаи патологии в ранг всеобщности, и. в сущности, исказил облик человека. Реализм перешел в натурализм.
Полезный материал по теме:
- Гюстав Флобер Краткое содержание Госпожа Бовари анализ
- Анализ сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»: краткое содержание, характеристика главных героев, чему учит
- Самое краткое содержание Гобсек Бальзак
- Краткое содержание Гобсек Оноре де Бальзак в сокращении
- Краткое содержание книга Консуэло Жорж Санд
Популярные сегодня пересказы
Изложение повести И. С. Тургенева Касьян из Красной Мечи осуществляется с помощью слов повествователя, который настойчиво ожидает прибытия в родной дом после новой охоты.
Одно из самых известных исторических произведений Стефана Цвейга – «Мария Стюарт» – опубликовано в 1935 году. Есть также потенциальные отголоски автора. Цвейг уехал из Австрии в Англию в 1934 году, написав эту книгу
В этой статье пойдёт речь о сказочниках из Германии. А именно о Братьях Гримм. Довольно много людей знают о сказках этих немецких писателей.
Эпос Урал-батыр — это настоящее достояние всего башкирского народа. Это произведение было написано на башкирском языке, но его перевели на многие языки мира.
В палатке
Саламбо с проводником приезжают в лагерь варваров. В палатке Мато девушка собирается взять заимф и вернуться в Карфаген. Ливиец смеётся над ней, называя своей рабыней, и тут же просит прощения за низость и заливается слезами. Упоённый радостью он засыпает на груди у Саламбо.
Гамилькар поджигает лагерь Автарита. Мато покидает палатку. К Саламбо вползает Гискон и проклинает её за то, что она предалась постыдной страсти с варваром. Девушка забирает заимф и бежит в карфагенский лагерь.
Нар Гавас переходит на сторону Гамилькара. Саламбо приносит отцу заимф. Увидев разорванную золотую цепочку на ногах дочери, Барка обручает её с Нар Гавасом.
О романе
Роман Флобера «Саламбо» ценен не только исторической составляющей, но и бытовым фоном. Одежда, посуда, религия, оружие, еда, архитектура или военные действия — все было достоверным. Но эта история о людях, которые живут, любят, ненавидят и умирают, живых настоящих людях со своими страстями и чувствами. Да, читателя и героев романа разделяют сотни лет, но чувства не меняются — они остаются прежними, такими же, как у нас.
В древнем Карфагене правил совет олигархов (зажиточных граждан), который разорил страну своей неудачной политикой, проиграл войну и отправил в изгнание талантливого полководца. О нем вспомнили, лишь когда толпа наемников не получила денег и начала бунт. Саламбо — жрица и дочь полководца Гамилькара и сестра Ганнибала. Женщина с истинными и подлинными чувствами, достойными уважения.
Как показал анализ «Саламбо», через роман, так же как и многие произведения писателя, красной нитью проходит идея, что женщина способна на героизм и самопожертвование, но в мире мужчин это не имеет значения — все будет уничтожено и растоптано.
В Сикке
Два дня спустя наёмники получают по золотому и удаляются в Сикку ожидать выплаты жалования. Горожане провожают солдат с радостью. В пути пропадает один из отрядов. Ночью наёмники видят огни вблизи Карфагена и не понимают, что за праздник справляется в городе. На седьмой день пути измученные усталостью и дизентерией солдаты достигают Сикки. Спендий ни на шаг не отходит от Мато. Нар Гавас мирится с ливийцем. Мато тоскует по Саламбо. Спендий понимает, что его господин влюблён.
В один из дней в лагерь прибывает суффет Ганнон. Он рассказывает наёмникам об истощении карфагенской казны. Спендий переводит его слова, как угрозы. Измождённый, одетый в лохмотья Зарксас обвиняет охрану суффета в убийстве балеарских пращников. Ганнон обращается в бегство. Наёмники идут на Карфаген.
[править] Роман Флобера
Основой для создания балета послужил одноименный роман французского писателя Гюстава Флобера, действие которого разворачивается в III в. до н. э. в Карфагене.
Г.Флобер писал свой роман в течение нескольких лет — с 1857 по 1862 годы. Это было время, когда археологические раскопки всколыхнули интерес к древней истории, и к древней тематике стали обращаться представители искусств и литературы, которые не обладали доскональными историческими сведениями и уверенно заменяли их своим собственным видением. Тем не менее Флобер, творчеству которого было вообще свойственно углубление в доскональные детали, при работе над своим романом обращался к трудам древних писателей, в том числе Полибия, для изучения Карфагена.
Роман был посвящен событиям, действительно имевшим место ок. 240 года до н. э. в Карфагене — восстанию наёмников после Первой Пунической войны и его подавлению карфагенским полководцем Гамилькаром Баркой. Персонажи романа — исторические лица: сам Гамилькар Барка, дочь Гамилькара Саламбо, нумидийский вождь, перешедший на сторону карфагенян Нар Гавас, предводитель восставших воинов Мато и др.
Наряду с ними действуют и вымышленные персонажи. И хотя Флобер пытался придерживаться исторических фактов, его роман — конечно же, художественное остросюжетное произведение.
Популярность романа во второй половине 19 века была огромная во всей Европе, он был хорошо известен в России.
По мотивам романа было сочинено шесть опер и один балет.
Об авторе
Вам будет интересно:Пьеса Джона Бойнтона Пристли «Опасный поворот»: краткое содержание, главные герои, сюжет, экранизация
Родился Флобер в Руане. Отец его был хирургом, и он большую часть детства провел в госпитале. Гюстав получил хорошее образование в Королевском колледже и писателем быть не собирался. Хотел продолжить свое образование, но внезапная болезнь изменила планы. Вместо этого он отправился в Италию.
В 1858 году Гюстав путешествовал по Африке. Здесь и зародилась мысль о написании исторического романа. Действие «Саламбо» происходит в древнем Карфагене. Такая экзотическая тема дала писателю простор для воображения и заставила погрузиться в изучение древних источников. Роман опубликовали в 1862 году, и он стал настолько популярным, что модницы стали щеголять в платьях в «пуническом» стиле
Не обошли своим вниманием роман и критики. Они писали, что Флобер, гоняясь за историческими деталями, совсем забыл о психологии персонажей
Вам будет интересно:Научно-фантастический роман Жюля Верна (в соавторстве с Андре Лори) «Пятьсот миллионов бегумы»: краткое содержание, персонажи
Проигранная битва
Война продолжалась. И хотя покрывало вернули богине, варвары побеждали. В городе началась чума. В отчаянии совет старейшин решил принести в жертву богам детей из знатных семей. Пришли и в дом Гамилькара – за десятилетним Ганнибалом. Но отец спрятал ребенка, а на закланье отдал невольника. После жертвоприношения полил дождь, а с ним в Карфаген пришло спасение. Рим и Сиракузы поспешили им на помощь, и наемники потерпели поражение.
В их рядах начался разлад и страшный голод. Погиб верный Спендий, а Мато был взят в плен: Гавас, подкравшись сзади, накинул на него сетку. Перед смертью его подвергли пыткам, запрещено было трогать глаза и сердце, чтобы продлить его мучения. Когда Саламбо, сидевшая на террасе, увидела его, Мато представлял собой кровавую массу.
Девушка вспомнила, каким мужественным он был в палатке, как ласково разговаривал с ней. Глаза Мато еще были живы, и он неотрывно смотрел на Саламбо. Истерзанный, он упал замертво. Гавас встал и на виду ликующего города обнял Саламбо и пригубил золотую чашу. Девушка тоже поднялась, но тут же опустилась на трон. Она была мертва. Как пишет о Саламбо Флобер, девушка умерла в наказание за то, что коснулась божественного покрывала.
История «Саламбо»
История, которую поведал Флобер в романе «Саламбо», произошла в Карфагене за триста лет до рождения Христа. Карфаген уже проиграл Риму свою первую войну и потерял Сицилию.
Флобер — очень требовательный писатель, он работал над каждой строчкой и не боялся уничтожать целые главы своих сочинений. Когда начало роману было положено, писатель почувствовал, что что-то не так и, недолго думая, отправился в дальнюю и опасную поездку – в Тунис. Вернувшись из своего путешествия, он первым делом уничтожил все, что написал, и стал активно изучать труды античных историков.
Вам будет интересно:Сказка «Пропала совесть» Салтыков-Щедрин. Краткое содержание, анализ произведения
По словам писателя, для работы над романом он прочел больше сотни научных трудов о Карфагене. Поэтому каждая деталь, использованная Флобером в «Саламбо», имела исторический источник. Критики даже пытались обвинить его сочинение в не историчности, но Флобер незамедлительно ответил на все вопросы и подкрепил их ссылками на историков и их работы. Последнее слово осталось за мастером.
Роман писатель продал за 10 000 франков, при условии что он будет принят издателем без редактирования и в нем не будет ни одной иллюстрации. После успеха первой книги Гюстав Флобер мог ставить условия, и они безоговорочно были приняты. Роман высоко оценили как читатели, так и коллеги писателя. Не обошлось и без брюзжания нескольких недовольных критиков.
Лагерь наемников
Продолжим краткое содержание «Саламбо» и вернемся в лагерь наемников. Через два дня им объявили: если они покинут город немедленно, то им будет выплачено все до копейки. Они согласились, им велели разбить лагерь вдали от города. Однажды там объявился Нар Гавас. Мато хотел его убить, но тот пришел с дорогими подарками и попросил разрешения остаться. Мато часто ложился и не вставал до самого вечера – образ Саламбо преследовал его постоянно. В этом он признался Спендию, который сидел и размышлял, зачем здесь появился Нур. Он был уверен в его предательстве, но не знал, кого именно он хочет предать: Карфаген или их.
Все ждали прибытия обещанного золота, а люди в лагерь все прибывали и прибывали. Сюда шли все – изгнанники, бежавшие преступники, разоренные крестьяне. Напряжение росло, а денег все не было. Однажды прибыл полководец Ганнон и стал рассказывать, как плохи дела в Карфагене, как мало в казне денег. Воины двинулись в Карфаген. За три дня они преодолели путь, и началась кровопролитная битва.
Акведук
Гамилькар разбивает армию наёмников. Варвары хоронят мертвецов. Спендий пытается поднять дух оставшихся в живых солдат. Наёмники убивают пленных карфагенян и бросают голову Гискона в лагерь Гамилькара, после чего идут на Гиппо-Зарит.
Барка просит Карфаген прислать ему армию. Испуганные горожане подчиняются требованиям суффета. Утика и Гиппо-Зарит постепенно переходят на сторону варваров, которых поддерживает и Рим. Гамилькар возвращается в Карфаген. Число варваров увеличивается за счёт новоприбывших народов. Тирские города снабжают наёмников осадными машинами. Спендий разрушает акведук.
Гамилькар Барка
Вернувшийся в Карфаген Гамилькар Барка поклоняется богам в адмиральском дворце, затем выслушивает городские новости от своих сторонников. Старик Иддибал рассказывает ему о мальчике, которого он воспитывает как будущего воина. Ночью в храме Молоха проходит Совет старейшин. Последние обвиняют Гамилькара в том, что он бросил Карфаген. Гамилькар ругается с Ганноном, припоминает старейшинам, как они отказали ему в деньгах, когда они были нужны для решающей битвы с Римом, и предрекает гибель Республики. Жрец Эшмуна просит Гамилькара возглавить пунические войска и обещает ему безраздельную и безконтрольную власть. Барка отказывается помочь Карфагену. Старейшины обвиняют Саламбо в связи с наёмником. На алтаре Молоха Гамилькар клянётся, что никогда не заговорит об этом с дочерью.
Встретившись во дворце с Саламбо, Барка принимает её испуг, вызванный участием в святотатстве, за признание того, что она отдалась варвару. Распрощавшись с дочерью, Гамилькар выслушивает отчёты начальников морских судов, путешествий, ферм и управляющего дворца Абдалонима. Узнав о расходах, вызванных пиршеством наёмников, Барка приказывает последнему спрятать в дворцовых амбарах весь имеющийся у них хлеб.
Вместе с Абдалонимом Гамилькар проверяет целостность обманного колодца, спрятанную за ним потайную комнату с сокровищами, мастерскую благовоний и все примыкающие ко дворцу склады. Начальнику рабов Гиденему он даёт указания по тому, кого из слуг продать или наказать, и приказывает держать двери домов открытыми – для свободы сношений и появления как можно большего числа детей. Увидев трёх изувеченных слонов Гамилькар приходит в бешенство и требует распять Абдалонима, но мысль о сыне успокаивает его, и он отказывается от своих намерений. Вечером в храме Эшмуна Барка принимает начальство над карфагенской армией.
О книге Гюстав Флобер «Саламбо»
Действие исторического романа «Саламбо» разворачивается в ІІІ веке до нашей эры в Карфагене во время восстания наемников. В центр повествования Гюстав Флобер поместил Саламбо – дочь карфагенского военачальника. Несмотря на историческую основу, роман наполнен романтическими настроениями. Карфаген, нарисованный автором, далек от того, который сумели восстановить историки и археологи. Здесь главная героиня является властительницей сердец прочих героев: с ее именем на губах воины идут в бой, Мато – варвар из числа наемников – влюблен в нее, ее отец видит в ней свое мощное оружие и свою погибель. Одна только Саламбо молится не за себя, а за благоденствие своего народа.
У Гюстава Флобера были веские причины написать столь идеализированный и романтизированный текст о древнем мире. Перед написанием «Саламбо» он долго работал над «Госпожой Бовари», романом, наполненным обыденностью, мелкими хлопотами и событиями. Натуралисты провозгласили Флобера своим вожаком, хотя сам он называл себя последним из романтиков. Поэтому и взялся за написание исторического произведения, наполненного экзотикой самой неисследованной на тот момент цивилизации древнего Средиземноморья.
В основу романа легли все имеющиеся на тот момент исторические исследования о Карфагене, включая даже античные упоминания об этом городе-государстве. Именно в них автор нашел беглое упоминание о дочери Гамилькара, которую намеревались выдать замуж за нумидийского царя. История не сохранила имени этой девушки, но зато литература запомнила Саламбо.
Гюстав Флобер изобразил ее мудрой и самоотверженной. Она способна влиять на ход войны, но при этом остается заложницей обстоятельств. Впрочем, сама героиня относится к этому положению вещей как к данности: Саламбо глубоко религиозна и желает лучшей доли своему народу. Правда, это достижимо только в рамках жестокости, которая была нормой во время, описанное в тексте. Роман «Саламбо» — это книга еще и про войну. Ливийская война описана в тексте достаточно натуралистично, что соответствует исторической действительности. В ней человек предстает таким, какой он есть: со своей животной природой и низменными инстинктами. Но всем жестоким армиям автор умело противопоставляет юную и красивую девушку, способную с первого слова заставить преклоняться перед ней, как перед воплощением божества.
Покрывало богини
Мато ливийцы почитали за отвагу и силу, он был их предводителем. Однажды Спендий предложил ему тайно проникнуть в город – через водопроводные трубы, и похитить из храма Танит божественное покрывало. Они пробрались во дворец Гамилькара, и Мато направился в комнату Саламбо. Она спала, но, почувствовав пристальный взгляд Мато, открыла глаза. Он признался ей в любви и просил пойти с ним или остаться здесь. Ради своей любви он был готов на многое. Прибежали рабы, хотели кинуться на него, но их остановила Саламбо – на Мато было покрывало богини Танит, прикосновение к которому грозило смертью.
Ущелье Топора
После ужасного обряда на Карфаген обрушивается сильный ливень. Гамилькар приводит помощь. Карфагеняне загоняют варваров в ущелье Топора. Когда припасы наёмников истощаются, они начинают есть мёртвых, а затем больных, раненых и слуг. Через девятнадцать дней половина войска умирает.
Гамилькар соглашается на мир, но взамен требует сдать ему десять варваров, в число которых попадают парламентёры-начальники. Часть выбравшегося из ущелья войска он топчет слонами, особо храбрых заставляет биться друг с другом насмерть, чтобы принять лучших в свою армию. Оставшихся в живых варваров карфагеняне убивают в спину, пока те, измученные схваткой, пьют. Начальников варварских войск распинают на крестах. Наёмники, в свою очередь, подвешивают на крестах побеждённого Ганнона и карфагенских старейшин.
В решающей битве в долине Радеса побеждает Гамилькар. Карфагенские воины при помощи женщин и детей, пришедших им на помощь из города, убивают всех варваров, кроме Мато, которого берут в плен. В этот же день погибает последний наёмник в ущелье Топора.
Часть пятая
Форда спасает Назир. У Форда повреждена барабанная перепонка, изранено тело и обморожены кисти рук. В походном пакистанском госпитале, куда переправили отряд люди из дружественного племени, их не ампутировали только благодаря Назиру.
Шесть недель Назир и Форд добираются до Бомбея. Назир должен выполнить последний приказ Кадербхая — убить какого-то человека. Форд же мечтает отомстить мадам Жу. Он узнаёт, что Дворец разграблен и сожжён толпой, а мадам обитает где-то в недрах этих развалин. Убивать мадам Форд не стал — она уже побеждена и сломлена.
Назир убивает Абдула Гани. Он считал, что Кадербхай тратит на войну слишком много денег, и использовал Сапну, чтобы убрать своих соперников.
Вскоре весь Бомбей узнаёт о гибели Кадербхая. Членам его группировки приходится временно залечь на дно. Междоусобицы, связанные с переделом власти, заканчиваются. Форд снова занимается фальшивыми документами, а с новым советом связывается через Назира.
Форд тоскует по Абдулле, Кадербхаю и Прабакеру. Его роман с Карлой завершён — она вернулась в Бомбей с новым другом.
От одиночества Форда спасает роман с Лизой. Она рассказывает, что Карла сбежала из США, убив мужчину, который её изнасиловал. Сев в самолёт на Сингапур, она встретила Кадербхая и начала работать на него.
После рассказа Лизы Форда охватывает глубокая тоска. Он подумывает о наркотиках, когда вдруг появляется Абдулла, живой и здоровый. После встречи с полицией Абдуллу выкрали из участка и отвезли в Дели, где целый год лечили от почти смертельных ран. В Бомбей он вернулся, чтобы уничтожить оставшихся членов банды Сапны.
Группировка по-прежнему не занимается наркотиками и проституцией — это вызывало отвращение у Кадербхая. Однако некоторые члены склоняются к торговле наркотиками под нажимом лидера соседней группы Чухи.
Форд наконец признаёт, что он сам разрушил свою семью, и мирится с этой виной. Он почти счастлив — у него есть деньги и Лиза.
Договорившись с оставшимся в живых подельником Сапны, Чуха выступает против группировки. Форд участвует в уничтожении Чухи и его приспешников. Его группировка наследует территорию Чухи с наркобизнесом и торговлей порнографией. Форд понимает, что теперь всё изменится.
Шри-Ланка охвачена гражданской войной, в которой Кадербхай хотел принять участие. Абдулла и Назир решают продолжить его дело. В новой мафии Форду нет места, и он тоже отправляется воевать.
Форд в последний раз встречается с Карлой. Она зовёт его с собой, но он отказывается, понимая, что его не любят. Карла собирается замуж за своего богатого друга, но сердце её по-прежнему холодно. Карла признаётся, что это она сожгла дом мадам Жу и участвовала в создании Сапны наравне с Гани, но ни в чём не раскаивается.
Сапна оказался неистребим — Форд узнаёт, что король бедняков собирает собственную армию. Ночь после встречи с Карлой он проводит в трущобах Прабакера, знакомится с его сыном, унаследовавшим сияющую улыбку отца и понимает, что жизнь продолжается.
[править] Постановка Моисеева
Еще одну постановку осуществил тоже на сцене московского Большого театра балетмейстер И. А. Моисеев в 1932 году.
Нина Подгорецкая — Саламбо, Большой театр, 1932
Однако время на дворе стояло послереволюционное, требовавшее больших идеологических изменений. Образ раба-бунтовщика вполне соответствовал требуемым стандартам. Теперь мятежник Мато и его борьба, а не любовь Саламбо должны были выйти на первый план постановки. И. Моисеев значительно переработал либретто А. Горского, сделав балет из 5-актного 4-актным, а музыку А. Ф. Арендса перемешав с фрагментами из произведений А. К. Глазунова, В. В. Небольсина и А. Н. Цфасмана.
Премьера новой редакции прошла 15 июня 1932 на сцене московского Большого театра; балетмейстер И. А. Моисеев, художник П. И. Соколов, дирижер Ю. Ф. Файер; Саламбо — Н. Б. Подгорецкая, Мато — сам балетмейстер И. А. Моисеев, Нарр-Авас — Н. М. Ларионов, Лидийский военачальник — А. М. Мессерер, Гамилькар — А. Д. Булгаков, Камон — К. Я. Голейзовский.
В 1930-х годах по решению Сталина в труппу московского Большого театра были переведены танцовщики и балетмейстеры из Ленинграда. Хореографическое направление Московской труппы было обречено на уничтожение.
Балет «Саламбо» больше не возобновлялся.
У стен Карфагена
Защищённый рвом, валом и двухэтажной стеной город закрывает ворота перед наёмниками. Мато ревнует Саламбо к Карфагену. Великий совет посещает лагерь и обещает удовлетворить все требования солдат. Город посылает наёмникам еду, отправляет к ним горожан для формирования атмосферы мира и дружелюбия. Солдаты требуют огромных денег за свою службу, голову Ганнона и девственниц из лучших семей в качестве жён для своих вождей.
Гискон выплачивает наёмникам жалование. Спендий сеет смуту среди разных племён. Солдаты поднимают мятеж.
В одну из ночей Спендий помогает Мато пробраться в Карфаген через акведук.
[править] Сюжет
Предводитель воинов-наемников Мато поднимает восстание, требуя уплаты вознаграждения за битвы в Пунической войне, но у разоренного Карфагена нет денег и нечем платить. Именно в это время Мато встречает дочь прославленного карфагенского полководца Гамилькара Барки Саламбо. Весь сюжет сводится к их любви, вспыхнувшей неожиданно и не могущей иметь никакого будущего. Они совершенно далеки друг от друга; он — солдат, она — воспитанная в религиозных традициях знатная красавица, а бунт, поднятый воинами, разъединяет их еще больше. «Ребенок и варвар (первобытный человек) не отличают действительного от фантастического», — писал Флобер о своих героях. Их любовь только зародилась, но она уже сильна и готова к жертвам во имя друг друга, однако же открыться в ней они никому не могут. Мато проникает к возлюбленной в священном покрывале богини Танит— с этим покрывалом связана страшная легенда: до него нельзя дотрагиваться карфагенянам, если Саламбо дотронется до него — она погибнет.
Видя отношение Мато к Саламбо, Нар Гавас, сам влюбленный в Саламбо, желает помешать их любви и с этой целью переходит на сторону карфагенян, помогая Гамилькару Барке подавить восстание. А за такую помощь он получает награду — женитьбу на Саламбо. Мато ведут на казнь, Саламбо не в силах помешать этому, но и свадьбы с Нар Гавасом не бывать: Саламбо падает замертво, дотронувшись до священного покрывала Танит.
Напомним: речь идет о сюжете произведения — на самом же деле настоящая исторически существовавшая Саламбо стала женой Нар Гаваса, а ее любовные отношения с Мато вряд ли имели место в реальной жизни.
Танит
Спендий предлагает Мато похитить заимф – священное покрывало Танит. Ливиец приходит в ужас от подобного святотатства, но всё же идёт за греком. Они долго блуждают по территории храма и в самом храме, куда открыт доступ только жрецам. Спендий сдёргивает с Танит покрывало и передаёт его Мато, после чего убивает пришедшего на шум священника.
Мато проникает во дворец Гамилькара. Он любуется на спящую Саламбо. Когда девушка просыпается, ливиец показывает ей заимф и признаётся в любви. В первые мгновения Саламбо страстно тянется к покрывалу, но, осознав происходящее, зовёт на помощь слуг. Спендий сбегает из Карфагена. Мато один идёт по улицам города. Горожане в ярости обступают его, но ничего не могут сделать против заимфа. Около ворот ливийца окружают, но он открывает их и уходит в лагерь наёмников.